Научная статья на тему 'Соблюдение трудового законодательства при организации непрерывного перевозочного процесса на железнодорожном транспорте'

Соблюдение трудового законодательства при организации непрерывного перевозочного процесса на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рабочее время / суммированный учет рабочего времени / учетный период рабочего времени / сменный режим работы на железнодорожном транспорте / сверхурочное рабочее время. / working hours / summation of working hours / accounting period of working hours / shift mode of operation in railway transport / overtime working hours.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доценко Ю.В., Иванченко И. С.

В статье детально рассмотрены особенности организации рабочего времени при непрерывном производственном процессе на железнодорожном транспорте. Приведены проблемы, с которыми сталкивается работодатель при организации работы сменных работников. Проведено сравнение преимуществ недостатков месячного и квартального учетного периода рабочего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compliance with labor legislation in the organization of a continuous transportation process in railway transport

In the article details considered the organization of working time in a continuous production process in railway transport are discussed in detail. The problems encountered by the employer in the organization of work of shift workers are given. The advantages of the shortcomings of the monthly and quarterly accounting period of working hours are compared.

Текст научной работы на тему «Соблюдение трудового законодательства при организации непрерывного перевозочного процесса на железнодорожном транспорте»

специальностей всех форм обучения (I и II части) / В.Е.Кравченко - Донецк 2005.

- 247с.

6. Техническое обслуживание и ремонт локомотивов / В.ТДанковцев. -М.: УМЦ ЖДТ, 2007. - 558 с.

7. Новые тенденции в автоматизации управления локомотиворемонтным комплексом / В.И.Киселев, Н.И.Лакин. // Локомотив.

- 2017. - № 11 с. 8-9.

Аннотации:

Статья посвящена актуальной теме повышения надежности работы локомотивов, предупреждения отказов их отдельных узлов и агрегатов и обеспечения на этой основе безопасности движения поездов. Рассмотрен накопленный в отрасли опыт

совершенствования существующей системы планово-предупредительного ремонта в направлении перехода к назначению межремонтных пробегов на основе накопления статистических данных о процессах износа деталей и узлов и прогнозирования, что позволяет, наряду с использованием различных

средств диагностирования, накопления базы данных перейти к ремонту конкретного локомотива по его фактическому техническому состоянию.

Ключевые слова: локомотив, ремонт, диагностика, ремонтный цикл, техническое состояние, база данных, этапы внедрения, статистические методы, ремонт по техническому состоянию.

The article is devoted to the topical topic of improving the reliability of locomotive operation, preventing failures of their individual units and assemblies and ensuring the safety of train traffic on this basis. The experience accumulated in the industry of improving the existing system of preventive maintenance in the direction of transition to the appointment of overhauls is based on the accumulation of statistical data on wear processes of parts and components and prediction, which allows, along with using various diagnostic tools, accumulating a database to proceed to repair a specific locomotive according to its actual technical condition.

Keywords: locomotive, repair, diagnostics, repair cycle, technical condition, database, stages of implementation, statistical methods, repair according to technical condition.

УДК 556.2

ДОЦЕНКО Ю,В. , доцент (Донецкий институт железнодорожного транспорта) ИВАНЧЕНКО И.С., ассистент (Донецкий институт железнодорожного транспорта)

Соблюдение трудового законодательства при организации непрерывного перевозочного процесса на железнодорожном транспорте

Dotsenko Y.V., assistant professor (DRTI) Ivanchenko I.S. Assistant (DRTI)

Compliance with labor legislation in the organization of a continuous transportation process in railway transport

Введение

Железнодорожный транспорт был и остаётся важнейшей отраслью

народного хозяйства любого промышленного государства, без которого невозможно создание и поддержание сильной экономики. Но

кроме выполнения принципиальных задач, а именно: быстрота, сохранность и своевременность доставки грузов, безопасность и комфортабельность перевозок людей - перед руководством железнодорожного предприятия также стоит задача правильно организовать режим труда и отдыха работников с соблюдением норм трудового законодательства, чтобы они могли полноценно и продуктивно выполнять свои трудовые обязанности.

Анализ публикаций

Для более подробного

определения рабочего времени и выявления специфики режима рабочего времени железнодорожных

предприятий рассмотрены [3,4].

При выполнении работы также был проведен анализ на примере судебных споров между

работодателями и работниками изложенных в [5].

Цель работы

Цель данной работы: рассмотреть и проанализировать существующие учетные периоды рабочего времени для организации работников со сменным режимом работы на железнодорожном транспорте с указанием их преимуществ и недостатков. Основываясь на проведенном анализе, выбрать оптимальный вариант.

Основная часть

Во-первых, необходимо указать следующий факт, что в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Конституции Донецкой Народной Республики и Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02 июня 2014 г. №9-1 «О применении

Законов на территории Донецкой Народной Республики в переходный период» (с изменениями и дополнениями) законы и другие правовые акты, действующие на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики, применяются в части не противоречащей ей (дата принятия 14 мая 2014 г.).

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» Конституция Донецкой Народной Республики имеет высшую

юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Донецкой Народной Республики. Кодекс Законов о Труде Украины принят 10 декабря 1971 года и продолжает действовать на территории Республики на основании

вышеуказанных оснований.

Рабочее время - это установленная законодательством или на его основе часть календарного времени, в течение которого работники в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора обязаны выполнять свои трудовые обязанности в организации, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени [1].

Существуют два вида учета рабочего времени: суммированный (для работников со сменным режимом работы) и несуммированный (для работников с ежедневным режимом работы). Порядок введения

суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка [1].

За нарушение обязательства о проведении учета рабочего времени

виновные должностные лица несут административную ответственность, налагаемую органами инспекции труда [3]. Учетным периодом может быть месяц, квартал, полугодие или год [1].

Суммированный учет

используется в случаях, когда продолжительность рабочего времени в день, в неделю может быть различной. Переработка в одни дни компенсируются недоработкой в другие. При этом за учетный период (месяц, квартал, год) работник должен отработать установленную норму часов.

Железнодорожный транспорт имеет непрерывный характер работы, обеспечить выполнение которой возможно только при использовании сменного режима работы. Такой режим устанавливается зачастую для должностей, непосредственно

связанных с перевозочным процессом (машинист локомотива, дежурный по железнодорожной станции, поездной диспетчер и т.д.).

Однако очень часто при использовании суммированного

учетного периода из-за его особенностей могут возникать проблемы по соблюдению трудового законодательства.

Одним из часто встречающихся является вопрос о необходимости доплат в случаях, когда за учетный период работник не отработал необходимое количество часов. В ситуации, когда часы не были отработаны по вине работника (наличие в течение указанного периода больничных, отпусков без сохранения заработной платы) споров не вызывает. Иное дело отработка меньшего количества часов по «вине» работодателя. Рассмотрим решение Мещанского районного суда города Москвы от 29.06.2010 по делу № 2 1299/10. Истец обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о взыскании денежных

средств, недоплаченных за работу в октябре - ноябре 2009 года. В частности, указал, что в октябре ответчик не в полном размере оплатил отработанное истцом время, в ноябре -не была произведена оплата сверхурочной работы и работы в праздничный день. Суд установил, что истец работал в должности машиниста тепловоза в эксплуатационном локомотивном депо в филиале ОАО «РЖД». Правилами внутреннего трудового распорядка для работников, связанных с организацией

непрерывного перевозочного процесса, обслуживанием технологического

оборудования введен сменный режим рабочего времени, и суммированный учет рабочего времени с учетным периодом в месяц.

Согласно табеля учета рабочего времени истец в соответствии с графиком отработал в октябре 14 смен продолжительностью 154 часа. При этом норма рабочего времени составила за октябрь 2009 г. - 175,2 ч. Оплата истцу была произведена за 154 часа. В апреле 2010 г. истцу была произведена доплата за недоработанные 21,2 ч. в размере 2/3. Представитель ответчика пояснила, что, оплачивая

недоработанное до нормы время, работодатель руководствовался

положениями законодательства,

предусматривающими оплату времени простоя по вине работодателя.

Однако суд счел, что не доказан простой по вине работодателя. В данном случае имело место неисполнение истцом своих

должностных обязанностей по вине работодателя. В частности, указано, что простой - временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. При этом из материалов дела следовало, что истцы не исполняли свои трудовые

обязанности не в виду каких-либо причин экономического,

технологического характера и пр. Истец работал в соответствии с составленными работодателем

графиками, необоснованно

предусматривающими выходные дни в большем количестве (8 вместо 5). Тот факт, что сам истец не обращался к работодателю с просьбой о предоставлении отгулов, дней отдыха, отпуска без сохранения содержания представителем ответчика подтвержден.

Таким образом, недоработанные до нормы часы, в связи с неисполнением работником своих должностных обязанностей по вине работодателя, должны быть оплачены -в размере не ниже средней заработной платы работника.

В указанной части суд принял решение об удовлетворении требований истца о взыскании недоплаты за октябрь.

Относительно оплаты за ноябрь указано следующее. Согласно данных табеля учета рабочего времени, истец отработал в ноябре 165 часов при норме 159 часов. Учитывая, что в организации установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 месяц, отработанные сверх нормы часы подлежат оплате по правилам статьи 152 ТК РФ. (В правовом поле ДНР ст. 106 [1]) Доводы ответчика о необходимости исчисления нормы часов рабочего времени, исходя из среднего количества часов за год в месяц, суд нашел несоответствующими действующему законодательству [5].

На примере вышесказанного видно, что при суммированном учете рабочего времени присутствует возможность либо недоработки работников, либо работы сверх нормы. Следовательно, в первом случае мы имеем низкий коэффициент

использования работника, а во втором

перерасход денежных средств. Но в примерах за учетный период принят 1 месяц, недостатки которого и привели к последствиям.

Рассмотрим варианты организации работы сменных работников, например, дежурного по железнодорожной станции, составителя поездов или поездного диспетчера, при

суммированном учетном периоде месяц и квартал.

На основании Распоряжения Главы Донецкой Народной Республики № 358 от 06.11.2017 года «О выходных днях и переносе рабочих дней в 2018 году» и условием, что норма рабочего времени для сменных работников железнодорожного транспорта

рассчитывается как для шестидневной рабочей недели с продолжительностью рабочего дня с понедельника по пятницу 7 часов и в субботу 5 часов, норма рабочего времени на 2018 год составит:

- январь - 134 часа;

- февраль - 152 часа;

- март - 171 час;

- апрель - 159 часов;

- май - 151 час;

- июнь - 172 часа;

- июль - 174 часа;

- август - 181 час;

- сентябрь - 165 часов;

- октябрь - 181 час;

- ноябрь - 174 часа;

- декабрь - 172 часа.

Для выполнения перевозочного процесса предоставлен определенный штат работников. Расчет нормативной численности работников, связанных с движением поездов и работающих круглосуточно с продолжительностью дневной смены 12 часов (с 08 ч. 00 мин. до 20 ч. 00 мин.) и ночной смены - 12 часов (с 20 ч. 00 мин. до 08 ч. 00 мин.), выполняется по формуле:

Ч = Ч ■ К ■ К ,

сп яв гр з 5

(1)

где Чяв - необходимое количество работников в смену, Ч яв = 1,

Кгр - графиковый коэффициент

необходимый для обеспечения круглосуточной работы.

К3 - коэффициент замещения, с учетом замещения отсутствующих в связи с отпусками, К3=1,08.

Проведем анализ каждого учетного периода, а их при месячном периоде будет 12, на вопрос следующих показателей: фонд рабочего времени

учетного периода - Фрабвр. ,

загруженность работника - Кзаг,

сверхурочные часы - .

Январь. Фонд рабочего времени рассчитывается по формуле:

Ф , = N ■ 24.

раб.вр. пер.

(3)

к = nн '24

Кгр

(2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Nн - количество дней в году,

N - норма рабочих часов в году.

где N - количество дней в учетном

периоде;

24 - продолжительность суток.

Ф

раб.вр.

= 31-24 = 744 ч.

к = 365:21 = 4,41

гр 1986

чс„ = 1- 4,41-1,08 = 4,76 ~ 5 чел.

Рассмотрим организацию рабочего времени при месячном учетном периоде при идеальных условиях (отсутствия временной нетрудоспособности и дополнительных отпусков). Каждому работнику положен основной отпуск продолжительностью 28 дней [2]. Запланируем отпуск в месяцах с наибольшей продолжительностью

часов: июнь, июль, август, сентябрь, октябрь. Для предотвращения сверхурочных часов можно планировать переходные отпуска с месяца на месяц. Во время наличия всех работников планируем работу на пять смен (чередование дневной, ночной смен и трех дней отдыха), а при отпуске одного из работников - работу на четыре смены (чередование дневной, ночной смен и двух дней отдыха).

Фонд составил 744 часа, в наличии 5 работников, в среднем каждый отработает 744+5 = 148,8ч., при норме в 134 часа сверхурочных часов -148,8-134 = 14,8 ч. на одного работника, а в целом на месяц 14,8 ■ 5 = 74 ч.

148 8

янв _ 148,8 _^ ^ ^

134

Февраль.

фрфб.вр.= 28 ■ 24 = 672 ч.

Фонд составил 672 часа, в наличии 5 работников, в среднем каждый отработает 672 ^ 5 = 134,4 ч., при норме в 152 часа сверхурочных часов нет.

134 4 Кфв = 1311 = 0,8

152

Показатели остальных учетных периодов рассчитаны аналогичным способом и приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели рабочего времени при месячном учетном периоде

учётный период кол. раб. Ф г, раб.вр. Раб.вр. 1 раб сверх нормы К заг

январь 5 744 148,8 74 1,11

февраль 5 672 134,4 0 0,88

март 5 744 148,8 0 0,87

апрель 5 720 144 0 0,91

май 5 744 148,8 0 0,99

июнь 4,09 720 176,0 16,52 1,02

июль 4,09 744 181,9 32,34 1,05

август 4,09 744 181,9 3,71 1,01

сентябрь 4,09 720 176,0 45,15 1,07

октябрь 4,09 744 181,9 3,71 1,01

ноябрь 5 720 144 0 0,83

декабрь 5 744 148,8 0 0,87

В итоге при месячном учетном периоде имеем следующие показатели:

- в среднем загруженность одного работника - 0,95;

- всего рабочих часов сверх нормы - 175,4 часа.

Рассмотрим организацию рабочего времени при квартальном учетном периоде при аналогичных условиях.

1 квартал. Фонд рабочего времени составит:

= (31 + 28 + 31) • 24 = 2160 час.

В наличии 5 работников, в среднем каждый отработает 2160 ^5 = 432 ч., при норме в 457 часов сверхурочных часов нет.

Показатели остальных учетных периодов рассчитаны аналогичным способом и приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели рабочего времени при квартальном учетном периоде

Учётный период кол. раб. Ф я раб.вр. раб вр. 1 раб св. нормы К К заг

1 кв. 5 2160 432,0 0 0,95

2 кв. 4,6 2184 474,8 0 0,99

3 кв. 4,3 2208 513,5 0 0,99

4 кв. 4,3 2208 513,5 0 0,97

В итоге при квартальном учетном периоде имеем следующие показатели:

- в среднем загруженность одного работника - 0,97 против 0,95 при месячном учетном периоде;

- всего рабочих часов сверх нормы - 0 часов против 175,4 при месячном учетном периоде.

Рассмотрена организация работы сменных работников в идеальных

условиях. На практике, кроме ежегодного основного отпуска, работники могут отсутствовать и по иным причинам, таким как: дополнительный основной отпуск, отпуск без сохранения заработной платы, учебный отпуск, временная нетрудоспособность. Но при наличии вышеперечисленных условий

показатели квартального и месячного

учетных периодов будут изменяться пропорционально от показателей идеальных условий.

Вывод

Для организации непрерывного производственного процесса на железнодорожном транспорте

применяется сменный режим работы. Проведенный анализ месячного и квартального учетного периода рабочего времени при идеальных условиях показывает неоспоримые преимущества квартального периода перед месячным.

Список литературы:

1. КЗоТУ

2. Закон «Об отпусках» принят Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики №16-ГНС от 6 марта 2015 года.

3. Журкина Т.А. Учет анализа рабочего времени / Т.А, Журкина, Н.Н. Межерицкая, С.А. Насонова // Научный альманах. -2016. -№7-(21). - С 69-73.

4. Снежанская Н.Н. Специфика режима рабочего времени отдыха работников транспорта / Н.Н. Снежанская // Вестник Сибирского

института бизнеса и информационных технологий. -2012. -С.58-61.

5. Булыга Н. Суммированный учет рабочего времени: сложные ситуации / Н. Булыга // Трудовое право. -2012. -№3. -С.91-104.

Аннотации:

В статье детально рассмотрены особенности организации рабочего времени при непрерывном производственном процессе на железнодорожном транспорте. Приведены проблемы, с которыми сталкивается работодатель при организации работы сменных работников. Проведено сравнение преимуществ недостатков месячного и квартального учетного периода рабочего времени.

Ключевые слова: рабочее время, суммированный учет рабочего времени, учетный период рабочего времени, сменный режим работы на железнодорожном транспорте, сверхурочное рабочее время.

In the article details considered the organization of working time in a continuous production process in railway transport are discussed in detail. The problems encountered by the employer in the organization of work of shift workers are given. The advantages of the shortcomings of the monthly and quarterly accounting period of working hours are compared.

Keywords: working hours, summation of working hours, accounting period of working hours, shift mode of operation in railway transport, overtime working hours.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.