Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
СОБЛЮДЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КОЛОМИНА Анастасия Валериевна,
доцент кафедры конституционного и муниципального права Владимирского филиала
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). E-mail: [email protected];
БУБНОВА Юля Геннадьевна,
доцент кафедры управления и административно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В рамках данной статьи анализируется проблематика прав и свобод человека и гражданина, а также исследуются различные точки зрения, касающиеся вопроса о соотношении естественного и позитивного права. Определяется роль органов местного самоуправления в обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Abstract: This article analyzes the problems of human and civil rights and freedoms, as well as examines various points of view regarding the question of the ratio of natural and positive law. The role of local government bodies is defined in ensuring and protecting fundamental human and civil rights and freedoms in the Russian Federation.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, государство, Конституция, органы местного самоуправления, естественное право, позитивное право.
Keywords: human and civil rights and freedoms, state, Constitution, local self-government bodies, natural law, positive law.
Проблематика защиты права и свободы человека и гражданина есть весьма актуальный и дискуссионный вопрос, который находит свое отражение как в рамках российского права, так и в рамках права зарубежных государств. В конституциях правовых стран закреплен принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Данное обстоятельство является результатом достаточно длительного формирования некоторых критериев, которые признаются и охраняются в рамках современного государства как высшие ценности. В настоящее время права и свободы человека и гражданина являются одним из основополагающих критериев развития социума. Исходя из этого, определяется характер государства, так как права человека - это критерии ограничения абсолютной власти государства.
Следует отметить, что от зарождения идеи прав и свобод человека и гражданина до их признания, соблюдения и защиты на законодательном уровне человечество прошло весьма длительный и сложный путь. В связи с этим к содержанию прав человека, а также их месте в обществе следует применить конкретный исторический подход [4, с. 32]. В зависимости от места конституционно - правового статуса человека и гражданина формируются принципы взаимоотношений, возникающих между человеком, обществом и государством. Взаимоотношения между индивидом и государством являются одной из основных проблем в научной литературе.
В настоящее время процесс развития государственности Российской Федерации оказывает определенное воздействие на конституционную доктрину, которая включает в себя подходы советского периода и современных демократических государств. Следует иметь в виду, что любое правовое государство должно иметь цель, в соответствии с которой необходимо подойти к деятельности общества с точки зрения гарантирования, соблюдения и защиты прав и свобод человека и
гражданина. Ограничение государственной власти правами, которыми обладает человек, не должно привести к абсолютному снижению роли государства, так как оно является институтом, который определяет общеобязательный характер прав и свобод человека и гражданина. Так же невозможно с уверенностью утверждать, что государства, которые придерживаются естественно - правовой теории возникновения прав человека, воспринимают отрицательно их позитивное закрепление, так как существуют страны, следующие по пути смягчения противоположностей данных теорий [5, с. 270]. Так, следует применить такой подход, при котором позитивистская теория возникновения прав человека будет иметь в виду нравственные составляющие справедливости, свободы, достоинства человека. В свою очередь, естественно - правовая теория будет опираться на законодательное закрепление, в результате которого соблюдение прав человека будет иметь юридическую основу, а государство обязуется обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Государства на современном этапе развития не могут отрицать совокупность прав человека, которые необходимы им для достойного уровня жизнедеятельности (право на жизнь, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и др.). Вышеуказанные права принадлежат каждому человеку с рождения и являются неотчуждаемыми. В тоже время абсолютная защита прав и свобод человека возможна лишь после ее законодательного закрепления. Так, государство обязано на конституционном уровне признавать, соблюдать и защищать права и свободы, так как одна из основных целей его деятельности - это защита прав и свобод человека и гражданина.
В настоящее время конституционная деятельность развитых государств в некоторой степени снизила противостояние естественно-правового подхода и позитивистской теории к проблеме прав человека. В конституциях государств закрепле-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 7(187)
ны основные права и свободы человека и гражданина, тем самым исключены попытки насилия, а также реализация незаконных действий к человеку со стороны государства, признав приоритет прав и свобод человека и гражданина [7, с. 134]. В Конституции Российской Федерации закреплен целый перечень прав и свобод человека и гражданина, который соответствует мировой конституционной практике.
Права и свободы человека и гражданина, которые изложены в конституциях государств, в некоторой степени являются дискуссионными. Процесс становления личных прав и свобод человека прошел весьма долгий и сложный путь. Данные права и свободы были закреплены в таких исторических документах как: Великая хартия вольностей (1215 г.), Хабеас корпус акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.), Декларация прав Вирджинии (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Билль о правах (1791 г.) и другие.
В научной литературе существует точка зрения, согласно которой «утверждать о каких - либо неотчуждаемых правах человека и гражданина нецелесообразно, так как они являются итогом развития европейского юридического дискур-са»[9, с. 25].
В настоящее время существует мнение о том, что некоторые из разработчиков Конституции Российской Федерации 1993 года являются сторонниками того, что практика реализации концепции приоритета прав и свобод человека и гражданин достаточно далека от совершенства. Реализация ее положений, по оптимистическим прогнозам, не превышает 50% [11, с. 37]. Вышеуказанный факт, по мнению сторонников данной точки зрения, объясняется недостаточной ясностью вопроса о соотношении естественной и позитивной теорий возникновении прав человека. Однако в этом присутствует необходимость, потому как именно естественно - правовой подход положен в основу деятельности института прав и свобод человека и гражданина.
Говоря о признании естественного права, некоторые ученые высказывают мнение о его неразрывной связи и взаимодействии с позитивным правом, другие ученые придерживаются точки зрения о том, что оно реализуется вне зависимости от их закрепления н законодательном уровне [12, с. 232].
По мнению Б.А Осипяна, позитивное право ограничивается институтами, с помощью которых реализуется «естественный закон» [10, с. 51]. В случае, когда естественное право противопоставляют позитивному, говорить об обоснованности нецелесообразно. Отдельно взятое от государственно - правовых предписаний естественное право не может действовать самостоятельно и в полной мере соответствовать интересам личности.
Отношения, которые возникают, развиваются и функционируют в обществе, весьма различны и многообразны. В данном случае возникает вопрос: возможно ли с помощью естественного права упорядочить весь объем общественных от-
ношений? Дело в том, что отношение личности к условиям своей жизнедеятельности обуславливается не только категорией «потребность», но и понятиями «интерес», «желание», «цель», «стимул» и другими. Приверженцы естественно-правовой теории не дают положительного ответа на данный вопрос.
Так, позитивное право обладает наиболее широким спектром возможностей. Содержание позитивного права включает в себя не только права и свободы, но и поощрения, ограничения, запреты, юридические обязанности и другое. Данный факт предоставляет законодателю возможность охватить наибольший круг отношений, а также реализовать их в интересах общества и конкретных индивидов.
Вопрос, касающийся обеспечения прав и свобод человека и гражданина, - это весьма серьезная и масштабная проблема, которая требует постоянного внимания как с теоретической (научной), так и с практической стороны. Сложности в воплощении гуманистической концепции прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации обосновываются несколькими причинами, среди которых можно выделить: изменения, которые происходят в структуре общества, зачастую связанные с преобразованиями в экономической, политической, правовой системах, низкая правовая культура населения, невысокий уровень нравственного воспитания, а также правовой нигилизм определенной части населения страны и т.д.
Обеспечение признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина на достойном уровне в Российской Федерации возможно лишь в случае, при котором государство возложит на себя обязанность реализовать данные права и свободы. В условиях современной действительности необходим надежный механизм со стороны государства с целью реализации прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации [13, с. 97]. При этом государство обязано установить конкретные нормы поведения людей и организовать всесторонний контроль за соответствием деятельности общества, учреждений, организаций, а также должностных лиц органов государственной и муниципальной власти предписаниям данных норм.
Особую роль в процессе защиты прав и свобод человека и гражданина играют органы местного самоуправления. По мнению Н. С. Бондаря, «местное самоуправление и его органы представляют особый не государственный уровень единой конституционной системы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации»[6, с. 134].
Органы местного самоуправления занимают одно из важнейших мест в деятельности любого государства. Права и свободы гражданина изначально реализуются на локальном уровне: в населенном пункте, где он проживает, осуществляет трудовую и иную деятельность. Так, защита прав и свобод населения в большей степени зависит от деятельности органов
Конституционное право; конституционный судебный
процесс; муниципальное право
местного самоуправления. Местный уровень власти подразумевает наибольшую приближенность к населению, что предоставляет гражданам право выбора структуры, в которую они могут обратиться за помощью в случае нарушения их прав. Органы местного самоуправления организуют защиту прав граждан с помощью методов, средств и процедур и, таким образом, оказывают содействие государству в реализации конституционной обязанности в области прав человека [8, с. 20].
Одна из основных целей деятельности органов местного самоуправления - защита прав граждан, которая связана с решением вопросов местного значения. Перечень данных вопросов содержится в ст. 14-17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3]. Они связаны в основном с оказанием или организацией оказания социальных услуг определенному гражданину, а также группе граждан, которые проживают в одном муниципальном образовании.
Органы местного самоуправления в рамках муниципального образования в целях защиты прав и свобод человека обладают правом обращаться в суд для защиты нарушенных прав населения, также они обязаны рассматривать жалобы граждан и оказывать им консультационную помощь по интересующим их вопросам.
Органы местного самоуправления в соответствии со
ст. 47 ГПК РФ имеют право «до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе, а также по инициативе лиц, которые принимают участие в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» [1]. Например, в ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» изложены полномочия органа опеки и попечительства, к которым относится в том числе «представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах)...»[2].
Таким образом, на сегодняшний день в Конституции Российской Федерации закреплен обширный перечень прав и свобод человека и гражданина, что соответствует деятельности современной мировой конституционной практики. Говоря о роли органов местного самоуправления в процессе защиты прав и свобод граждан, следует отметить, что данная деятельность имеет весьма значимый характер. Следовательно, органы местного самоуправления должны принимать активное участие в деятельности, направленной на защиту прав и интересов граждан муниципальных образований, и применять уже накопленный в данной сфере опыт.
Библиография:
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002. - № 46. - Ст. 4532.
2. «Об опеке и попечительстве»: Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ, 28.04.2008. - № 17. - Ст. 1755.
3. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ (ред. от 06.02.2019) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Алиуллов Р.Р. О механизме защиты прав и свобод человека и гражданина (проблемы теории и правового регулирования). // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2013. - № 3. - С. 31-36.
5. Балаян Э.Ю. Отдельные конституционно - правовые аспекты проблемы взаимоотношений государства и индивида в контексте защиты прав человека. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 268 - 274.
6. Бондарь Н. С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод граждан в местном самоуправлении: учеб, пособие. - М.: Горо-дец, 2004. - 352 с.
7. Гаврилов В.Н. Права и свободы человека: проблемы теории. // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - № 4. - С. 133-136.
8. Доронина О. Н. Местное самоуправление в системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. № 1. - С. 17-21.
9. Мирская Т.И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. // Юридическая наука. - 2013. - № 2. - С. 23-27.
10. Осипян Б.А. Законодательное планирование, управление и контроль общества. // Общество и право. - 2012. - № 2. - С. 45-56.
11. Смирнова З.М. Проблемы судебной защиты конституционных прав и свобод граждан в России. // Юридическая наука. - 2014. - № 3. - С. 35-38.
12. Уваров А.А. Конституционно - правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека.// Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2010. - № 4. - С. 231-236.
13. Хозикова Е.С. Правовое государство и гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российской Федерации. // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2012. - № 2. - С. 94-98.