Научная статья на тему 'СОБИРАТЕЛЬСТВО У БАШКИР В ГОРНО-ЛЕСНОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

СОБИРАТЕЛЬСТВО У БАШКИР В ГОРНО-ЛЕСНОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
361
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / БАШКИРЫ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СОБИРАТЕЛЬСТВО / ГОРНО-ЛЕСНАЯ ЗОНА / КУЛЬТУРА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ / GREAT PATRIOTIC WAR / BASHKIRS / TRADITIONAL CULTURE / GATHERING / THE MOUNTAINOUS-FOREST AREA / SUBSISTENCE PRACTICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хасанова Зифа Фаритовна

На основе анализа полевых этнографических материалов автора рассматривается собирательство у башкир в годы Великой Отечественной войны в горно-лесной зоне Республики Башкортостан. Сбор материала производился в 2010-2019 гг. в Архангельском, Абзелиловском, Белорецком, Бурзянском, Белокатайском, Балтачевском, Мечетлинском, Салаватском, Дуванском районах Башкирии. Башкиры в годы войны для выживания использовали традиционные занятия - рыболовство, охоту, лесные промыслы и собирательство, последнее занимало самое важное место, поскольку обеспечивало как пищей, так средствами для лечения людей от разных болезней. Собирательство у башкир начиналось ранней весной после холодной и изнурительной зимы. Как только появлялась первая зелень на горных склонах и степных холмах, жители деревень отправлялись по своим точкам за сбором съедобных трав, корнеплодов. Летом они собирали ягоды и плоды, а осенью - ягоды кустарниковых растений и коренья. Собранные растения употребляли как в сыром, так и в вареном виде. Из собранных трав готовили супы, из корней - лепешки, кашу, из ягод делали пастилу и использовали для приготовления начинки для пирога. Для многих башкир знания о растениях помогли выжить в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Башкиры, несмотря на наличие огородов и садов, до сих пор занимаются сбором дикорастущих ягод и плодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GATHERING AS A MODE OF LIVELIHOOD FOR BASHKIRS IN THE MOUNTAINOUS FOREST AREA OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN IN THE YEARS OF GREAT PATRIOTIC WAR

Data in this article are based on the analysis of ethnographic field studies and materials conducted by the author. The study considers gathering as a mode of livelihood of the Bashkirs who inhabited the mountain forests of the Republic of Bashkortostan in the years of the Great Patriotic War. The materials were collected during the period 2010-2019 in Arkhangelsk, Abzelilovskiy, Beloretsk, Burzyanskiy, Belokatayskiy, Baltachevskiy, Mechetlinskiy, Salavatskiy, Duvanskiy districts of the Republic of Bashkortostan. For survival the Bashkirs used the traditional ways of livelihood - fishing, hunting, forestry and gathering. The last one was the most important mode, which provided them with food and served as a cure from different diseases. Typically, the Bashkirs began to collect plants and roots in early spring after cold and grueling winter, as soon as the first greens appeared on the mountains and hills. In summer, villagers collected berries and fruits, in autumn - berries of shrubs, plants and roots. Those roots and plants were consumed both raw and cooked. The collected plants were used for cooking soups, roots - for making flatbreads and porridge, berries - for making pastila and fillings for the pie. Knowledge of the plants helped many Bashkirs to survive their life during the Great Patriotic War. The Bashkirs, having allotments and gardens still like gathering wild berries and fruits.

Текст научной работы на тему «СОБИРАТЕЛЬСТВО У БАШКИР В ГОРНО-ЛЕСНОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 39+691.11 ББК 63.5+63.3(2)

Собирательство у башкир в горно-лесной зоне Республики Башкортостан в годы Великой Отечественной войны*

З.Ф. Хасанова

Институт этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН (Уфа, Россия)

Gathering as a Mode of Livelihood for Bashkirs in the Mountainous Forest Area of the Republic of Bashkortostan in the Years of Great Patriotic War

Z.F. Khasanova

R.G. Kuzeev Institute of Ethnological studies, Ufa Scientific Centre RAS (Ufa, Russia)

На основе анализа полевых этнографических материалов автора рассматривается собирательство у башкир в годы Великой Отечественной войны в горно-лесной зоне Республики Башкортостан. Сбор материала производился в 2010-2019 гг. в Архангельском, Абзелиловском, Белорецком, Бурзянском, Белокатайском, Балтачевском, Мечетлинском, Салаватском, Дуванском районах Башкирии. Башкиры в годы войны для выживания использовали традиционные занятия - рыболовство, охоту, лесные промыслы и собирательство, последнее занимало самое важное место, поскольку обеспечивало как пищей, так средствами для лечения людей от разных болезней. Собирательство у башкир начиналось ранней весной после холодной и изнурительной зимы. Как только появлялась первая зелень на горных склонах и степных холмах, жители деревень отправлялись по своим точкам за сбором съедобных трав, корнеплодов. Летом они собирали ягоды и плоды, а осенью - ягоды кустарниковых растений и коренья. Собранные растения употребляли как в сыром, так и в вареном виде. Из собранных трав готовили супы, из корней - лепешки, кашу, из ягод делали пастилу и использовали для приготовления начинки для пирога. Для многих башкир знания о растениях помогли выжить в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Башкиры, несмотря на наличие огородов и садов, до сих пор занимаются сбором дикорастущих ягод и плодов.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, башкиры, традиционная культура, собирательство, горно-лесная зона, культура жизнеобеспечения.

БОТ 10.14258/1гуа8ц(2020)5-15

Data in this article are based on the analysis of ethnographic field studies and materials conducted by the author. The study considers gathering as a mode of livelihood of the Bashkirs who inhabited the mountain forests of the Republic of Bashkortostan in the years of the Great Patriotic War. The materials were collected during the period 2010-2019 in Arkhangelsk, Abzelilovskiy, Beloretsk, Burzyanskiy, Belokatayskiy, Baltachevskiy, Mechetlinskiy, Salavatskiy, Duvanskiy districts of the Republic of Bashkortostan. For survival the Bashkirs used the traditional ways of livelihood - fishing, hunting, forestry and gathering. The last one was the most important mode, which provided them with food and served as a cure from different diseases. Typically, the Bashkirs began to collect plants and roots in early spring after cold and grueling winter, as soon as the first greens appeared on the mountains and hills. In summer, villagers collected berries and fruits, in autumn - berries of shrubs, plants and roots. Those roots and plants were consumed both raw and cooked. The collected plants were used for cooking soups, roots - for making flatbreads and porridge, berries - for making pastila and fillings for the pie. Knowledge of the plants helped many Bashkirs to survive their life during the Great Patriotic War. The Bashkirs, having allotments and gardens still like gathering wild berries and fruits.

Key words: Great Patriotic War, Bashkirs, traditional culture, gathering, the mountainous-forest area, subsistence practice.

"Работа выполнена по госзаданию ИЭИ УФИЦ РАН на 2020 год АА А А - А 18-118041290047.

Собирательство является одной из древних форм хозяйственной деятельности башкир, всегда занимавшей важное место в системе их жизнеобеспечения. Особую роль в жизни башкирского населения данная отрасль хозяйства сыграла в условиях адаптационных практик и жизненных стратегий во время социально-экономических и военно-политических потрясений в годы Великой Отечественной войны.

Для того чтобы выжить в тяжелое военное время, башкиры, обращаясь к опыту предшествующих поколений, использовали традиционные хозяйственные занятия - рыболовство, охоту, лесные промыслы и особенно собирательство, поскольку оно не только обеспечивало их пищей, но и средствами для лечения людей от разных заболеваний.

Цель данной статьи - изучить традиционные способы собирательства в годы Великой Отечественной войны у башкир горно-лесной зоны Республики Башкортостан.

Огромный вклад в исследование традиционного хозяйственного занятия - собирательства внес ученый-этнограф М.Г. Муллагулов [1, 2]. В своих работах он на основе полевого материала показал, что подсобные отрасли башкир, в том числе и собирательство, играли важную роль в системе их жизнеобеспечения. Исследователь, учитывая природно-климатические условия республики, пишет о способах сбора и употребления растений, а также выделяет архаичные способы и заимствованные у соседних народов.

В данной статье автором впервые обобщаются и вводятся в научный оборот новые полевые материалы по собирательству у башкир в годы Великой Отечественной войны. Источниковой базой исследования послужили полевые материалы, собранные автором в 2010-2019 гг. в горно-лесных районах Республики Башкортостан во время экспедиции и экспедиционных выездов в Архангельский, Абзелиловский, Белорецкий, Бурзянский, Белокатайский, Балтачевский, Мечетлинский, Салаватский, Дуванский районы.

Территориальные рамки исследования охватывают горно-лесную часть республики, где наиболее богатый растительный ландшафт, поэтому собирательство было хорошо развито.

В статье используются общенаучные методы: сравнительно-исторический, научного описания, анализа и систематизации эмпирического материала. При полевых исследованиях автор опирался и на традиционный этнографический метод: глубинное интервью. Во время экспедиции было всего опрошено более 70 информаторов (женщин и мужчин) в возрасте от 80 до 95 лет, тех, у кого детство и юность приходились на годы войны. Интервью в основном проходило на башкирском языке, что позволило записать местные названия растительности.

Собирательство - сбор дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод и др. Оно занимало важное место в системе жизнеобеспечения, играло немаловажную роль и в системе хозяйственного комплекса башкирского населения. Развитию этой отрасли хозяйства способствовала богатая флора ЮжноУральского региона. Ботаниками на территории Башкортостана было выявлено 74 вида съедобных дикорастущих растений и около 30 видов плодоя-годных, большинство из которых растут в горно-лесной зоне республики [3, с. 100]. Произрастают здесь и редкие ягоды - черника, брусника, клюква, которые славятся своими полезными для здоровья человека свойствами.

Основной период для занятий собирательством -весенне-летний. При этом для каждого растения есть определенное время сбора. В апреле и начале мая у башкир начинался сбор березового сока. Обычно его заготовляли от здоровых и молодых деревьев. В военные годы сбором березового сока в основном занимались дети. По словам информаторов, этот напиток считается очень полезным для здоровья человека1. Употребление березового сока хорошо известно по всей территории Башкортостана, где распространено это дерево2.

Весной и в начале лета башкиры начинали собирать борщевик (балтырган (лат. Heracleum)), горец альпийский (кымызлык (лат. Aconogonon alpinum)), крапиву (кыр кесерткэне (лат. Urtica)), щавель (кузгалак (лат. Rumex)), свербигу (какы (лат. Bunias)), сныть (едле балтырган (лат. Aegopodium)), различные виды дикого лука (йыуа, оскон (лат. Allium odorum)), первоцвет (кэзэ Ьаталы (лат. Primula)) [3, с. 100].

Как только с гор сходил снег, люди отправлялись за диким луком (йыуа (лат. Primula)). Как пишет М.Г. Муллагулов, сбор дикого лука был очень опасным занятием, так как он растет в основном на склоне гор [2, с. 30-31]. И поэтому в сборе участвовало несколько человек. Внизу один человек собирал, наверху другой страховал его. Молодые нежные листья и побеги лука ели в сыром виде, особенно дикий лук любили дети. Его подавали мелко порезанным в смеси с творогом или кислым молоком. По словам информаторов, дикий лук и сушили, и солили. Свежий и сушеный лук шел на суп. Иногда его использовали для консервирования мяса барсука, оленя3.

1 Полевые материалы автора (ПМА) (записи 2017 г.) Гумеров М.Д. 1928 г. р., с. Азово, Архангельский район, Республика Башкортостан (РБ).

2 ПМА (записи 2011 г.) Василова Ф.Р. 1929 г. р., с. Улькунды, Дуванский район, РБ ; Габдулхаков Г.А. 1924 г. р., д. Штанды, Балтачевский район, РБ.

3 ПМА (записи 2011 г.). Садритдинов Н.И. 1938 г. р., с. Ассы, Белорецкий район, РБ.

Щавель (кузгалак) и первоцвет (кэзэ Ьаталы) собирали практически все жители республики. В пищу шли листья и стебли щавеля до его цветения. Ели эту траву как в сыром, так и вареном виде. До сих пор щавель чаще используют для салатов и как начинку для пирога и пирожков (вместе с яйцами). У первоцвета ели только стебли в сыром виде. Сейчас многие собирают его в качестве лекарственной травы, которая помогает от кашля.

В июне, в начале июля башкиры собирали горец альпийский (кымызлык). Он рос преимущественно в тенистых местах на опушке леса, употребляли его в пищу в свежем виде.

Пожалуй, самой употребляемой пищей в годы войны являлась крапива (кыр кесерткэне), которую можно было собирать все лето. Она растет практически повсюду - во дворе, огороде, лесу. У крапивы в пищу употреблялись молодые весенние побеги и листья, очень богатые витаминами и солями, необходимыми для организма человека [1, с. 27]. Из крапивы готовили суп, лепешки. Для приготовления лепешек смешивали листья крапивы, муку, а иногда и отруби. Кроме крапивного супа, был распространен и суп из борщевика (балдырган ашы)1. Растения употребляли в сыром виде, предварительно очистив стебель от кожицы, или варили из них похлебку. Информаторы рассказывают: «После работы в лесу собирали кепшэ (местное название борщевика), кембэ (опята). Их варили и кушали»2. Борщевик в сыром и вареном виде ели и русские, проживающие в горно-лесной части РБ3.

Свербигу (какы) башкиры собирали на лугах. В пищу использовали молодые стебли. Прежде чем есть, их очищали от кожицы. Ели свербигу преимущественно в сыром виде [2, с. 34].

Со слов информаторов выяснилось, иногда в пищу шла и лебеда (алабута (лат. АМр1ех)), которая росла практически по всей территории Башкирии. Стебель и листья размельчали, из них делали лепешки, каши. Башкиры все лето могли собирать сныть (едле балдырган). Она растет в широколиственных лесах, в пищу употребляли в сыром виде4.

Все перечисленные выше растения до сих пор собирают, но в малом количестве. С каждым годом необходимость сбора растений теряется, что связано с тем, что сейчас в огородах выращивают щавель

1 ПМА (записи 2017 г.). Ганеева З.Г. 1927 г. р., с. Азово, Архангельский район, РБ.

2 ПМА (записи 2010 г..) Галиуллина Р. И. 1928 г.р., д. Габдюково, Белорецкий район, РБ.

3 ПМА (запись 2009 г.). Зырянов В.А. 1946 г. р., с. Вознесенка, Дуванский район, РБ.

4 ПМА (записи 2019 г.). Низамова Н.Ф. 1937 г.р., д. Хамитово, Абзелиловский район, РБ.

(кузгалак), дикий лук (йыуа) и многие другие растения, полезные для здоровья5.

Еще одно растение - репейник (дегэнэк (лат. Arctium láppa)) башкиры использовали в пищу. Информаторы предоставили следующий способ приготовления: «Мы ели молодые листья репейника. Сначала их варили в воде, затем воду выливали, листья размельчали, смешивали с обратом молока. Потом ели»6. Кроме этого, корень репейника мололи, получали порошок, добавив его в муку, пекли лепешки.

Русские, проживающие в горно-лесной части Башкирии, рассказывали, что они тоже употребляли в пищу корень репейника, но кроме этого, «липовые листья ели - сушили, мололи, потом готовили лепешки»7. Также ели дикую морковь (тсуян тубыгы (лат. Dáucus caróta)), «бывали случаи отравления. Еще крапиву с яйцом в печь ставили - так и ели»8.

Кроме трав в годы войны в пищу шли корневища растений. Главное место среди них занимала сарана - лилия кудреватая (Ьарына (лат. Lílium mártagon)), богатая крахмалом. Сарана растет в лесу или на его опушке. Чешуйчатые луковицы сараны варили в воде, запекали в золе, перетирали и варили из них в молоке кашу [3, с. 104-105]. Иногда луковицы ели и сырыми, особенно дети, сразу в лесу или в поле. Кроме сараны, собирали корневища следующих растений: зопник клубненосный (лат. Phlomis), рогоз узколистный (лат. Typha angustifólia) и широколистный (лат. Typha latifólia), стрелолист обыкновенный (лат. Sagittaria sagittifolia) [2, с. 36]. Практически все информаторы рассказывали об этих растениях и о том, как они выручали население в трудные годы войны.

В лиственных или смешанных лесах растет бубенчик лилиелистный (эттек (лат. Adenophora liliifólia)). В пищу употребляли его корень, который сушили после варки, затем перемалывали и получали муку, а из нее пекли хлеб. На склоне горы Иремель собирали корневища растения радиола (алтын тамыр (лат. Radiola)), которые употребляли в пищу. Сейчас это растение находится на грани исчезновения9.

Дубовый желудь (сэтлэуек, имэн туйыры, имэн алма^1 (лат. Quércus)) спас многих от голодной смерти в годы Великой Отечественной войны. Об этом

5 ПМА (записи 2010 г..) Хамзин Г.Х. 1920 г. р., д. Кузгун-Ахмерово, Белорецкий район, РБ.

6 ПМА (записи 2019 г.). Шарафуллина Г.Ф. 1940 г.р., д. Кильдегулово, Бурзянский район, РБ.

7 ПМА (записи 2011 г.). Зверева М.И. 1930 г. р., с. Старобелокатай, Белокатайский район, РБ.

8 ПМА (записи 2011 г.). Остигова Л.Ф. 1938 г.р., с. Старобелокатай, Белокатайский район, РБ.

9 ПМА (записи 2010-2011 гг.). Гайсин А.И. 1933 г. р., с. Ассы, Белорецкий район, РБ.

рассказывала Р.И. Галиуллина из д. Габдюково Белорецкого района РБ1. Желуди ели в жареном виде, перемалывали их в муку, из которой пекли хлеб. Это практиковалось у башкир, русских, украинцев, белорусов, удмуртов и других народов.

Особое место в пище башкир занимал и занимает хмель (комалак (лат. Humulus)). Его сбор происходил в августе и начале сентября, собирали только шишки хмеля. Из них делали дрожжи для выпечки хлеба [4, с. 95]. До сих пор многие хозяйки собирают, сушат и готовят дрожжи. Как говорит информатор, хлеб, выпеченный на дрожжах из хмеля, быстро поднимается и намного вкуснее2.

Сезон сбора ягод и плодов растений начинался с середины июля и продолжался до середины сентября. Собирали бруснику (лат. Vaccinium vitis-idaea), чернику (лат. Vaccinium myrtillus), малину (лат. Rubus idaeus), дикую вишню (лат. Prunus subg. Cerasus), клубнику (лат. Fragaria viridis), землянику лесную (лат. Fragaria vesca), калину (лат. Viburnum opulus), рябину (лат. Sorbus aucuparia), смородину лесную (лат. Ribes rubrum) , костянику (лат. Rubus saxatilis), черемуху (лат. Prunus padus)3. Башкирки использовали разные приемы их переработки, заготовки и хранения.

Сушили ягоды земляники, клубники, малины, иногда вишни, черемухи. Ягоды, разложенные тонким слоем на доске, сушились на солнце или наверху печи. Высушенные ягоды хранились в подвешенных под потолком кухни мешочках. Они использовались как заварка и просто подавались к чаю, также из размоченных и протертых с сахаром ягод делали начинку для пирогов.

Кроме этого, готовили ягоды в домашнем масле. Для этого брали свежие ягоды брусники, иногда вишни, затем заливали теплым топленым маслом (Ьары май), оно постепенно пропитывалось соком ягод, становилось розовым. В таком виде ягоды сохраняли свой вкус и аромат до следующего лета. Сейчас этот способ хранения сохранился у башкир. Такое масло подают на стол гостям или во время мусульманских праздников (Ураза-байрам, Курбан-байрам) [5, с. 101].

Из ягод в годы войны часто готовили пастилу, для этого использовались различные ягоды, а также плоды яблони-дички. Слегка отваренные ягоды и плоды протирают сквозь сито, полученное пюре намазывают очень тонким слоем на подмасленные доски и сушат на солнце или на печи. Через несколь-

ко дней готовый продукт в виде тонких полупрозрачных пластин снимают, сворачивают и убирают. Готовую пастилу старались оставить на зиму.

Черемуха - одно из самых любимых башкирами растений. Сейчас блюда с использованием черемухи по-прежнему занимают почетное место в башкирской национальной кухне. Собранные ягоды сушили в теплой печке, толкли в большой деревянной ступе -киле или мололи на ручной мельнице. Готовая черемуховая мука в смеси с топленым маслом или сметаной использовалась в качестве начинки для пирогов «дружная семейка». В настоящее время для получения черемуховой муки пропускают плоды через мясорубку, а для начинки смешивают с различным вареньем (из смородины, лесных ягод)4.

Для чая собирали следующие травы: зверобой (Ьары мэтрушкэ (лат. Hypericum)), душицу (мэтрушкэ (лат. Origanum)), чабрец (тау мэтрушкэЬе (лат. Thymus)), мяту (хушбуй (лат. Mentha)), лапчатку гусиную (каз улэне (лат. Potentilla anserina)), листья вишни (сейэ (лат. Prunus subg. Cerasus)), малины (эберсэ или тургай елэге (лат. Rubus idaeus), смородины (карагат (лат. Ribes)), цветы шиповника (элморон (лат. Rösa)), иван-чай (лат. Chamaenerion). Собранные травы связывали пучками и сушили под крышей сарая или под навесом. Во время войны из-за дороговизны натурального чая пили настой из разных трав и широко применяли чагу (лат. Inonotus obliquus)5. В лечебных целях повсеместно собирали чабрец («богородская трава»), душицу, зверобой, тысячелистник, мать-и-мачеху и другие лекарственные травы.

Существует другой вид обработки трав - собранные и смешанные травы и листья в свежем виде толкутся в большой деревянной ступе - киле пока не превратятся в однородную темную массу, которую затем сушат, разложив тонким слоем в тени [3, с. 106].

Растения использовались не только для заготовки пищи. Из травянистых растений башкиры летом (в июне) собирали дикую коноплю, ткали и шили себе и детям одежду, плели сетки для ловли рыбы. Конопля была незаменимым растением в жизни башкир в годы войны. Как рассказывает Р.И. Галиуллина, ее мама ткала коноплю, шила для односельчан одежду, красила их в зеленый и черный цвета6.

Лакомством в годы Великой Отечественной войны являлся «дикий мед», собранный дикими пчелами, который находили в дуплах деревьев (сосна, ель

1 ПМА (записи 2010 г.). Галиуллина Р.И. 1928 г. р., д. Габдюково, Белорецкий район, РБ.

2 ПМА (записи 2019 г.). Нургалина М.Ш. 1927 г. р., с. Аскарово, Абзелиловский район, РБ.

3 ПМА (записи 2011 г.). Абсалямова Ф.А. 1928 г. р., с. Шигаево, Белорецкий район, РБ.

4 ПМА (записи 2013 г.). Гайфуллина Ж.Ш. 1925 г. р., с. Мечетлино, Салаватский район, РБ.

5 ПМА (записи 2013 г.). Фаррахова А.С. 1918 г. р., с. Утяшево, Белокатайский район, РБ.

6 ПМА (записи 2010 г.). Галиуллина Р.И. 1928 г. р., д. Габдюково, Белорецкий район, РБ.

и др.). Сбор «дикого меда» был особенно характерен для башкир Бурзянского района, где до сих пор сохранилось бортничество. Русские использовали дикий мед в качестве консерванта, перемешивая его с лесными ягодами для долгого хранения1.

Из-за отсутствия в башкирских деревнях лекарств многие собранные травы и ягоды применяли в лечебных и оздоровительных целях: от простуды использовали мед, пили напиток из брусники, делали паровые ванны из зверобоя, душицы, чабреца, для натирания использовали пихтовое масло; от диареи - настойку пижмы, корни кровохлёбки, ягоды черемухи. Болезни желудка лечили отваром подорожника. Для лечения малокровья шел отвар корней шиповника, ягоды боярышника. Головную боль снимали при помощи напитка из иван-чая; от упадка сил использовали смесь трав из душицы, тысячелистника, чабреца. Кожные болезни лечили листьями подорожника, отваром чабреца.

По мнению этнографа С.И. Руденко, в прошлом башкиры редко собирали грибы (бэшмэк) [6, с. 114]. Первое упоминание об использовании в пищу грибов у башкир появилось в конце XIX в. у исследователя Д.М. Никольского. Он писал, что «лесные башкиры из грибов едят лишь грузди в вареном виде» [7, с. 11]. Грузди также помогали нашим информаторам пережить суровые военные годы. Башкиры собирали в основном грузди, подберезовики, рыжики, маслята. В редких случаях грибы употребляли в пищу, чаще их обменивали на другие продукты у русских, в основном на картофель. Для этого, например, башкиры Архангельского района ходили в села Дмитриевка и Архангельск, жители Белорецкого, Бурзянского и Абзелиловского районов - в села Авзян, Кага, Узян, город Белорецк2.

Собирали плоды кустарника лещины обыкновенной (сэтлэуеклек (лат. Corylus avellana)), по-другому - орешник. Орешки собирали на зиму, после сбора сушили, затем разламывали и ели3.

Важным подспорьем в военное время в культуре жизнеобеспечения русских крестьян являлись овощи, выращенные на огороде [8, с. 178]. У башкир было плохо развито огородничество, а некоторые им совсем не занимались. Те, у кого был огород, сажали только картофель, но из-за отсутствия опыта получали плохой урожай. Остальные башкиры покупали картофель или обменивали на вещи (тканые паласы, войлок), одежду, украшения (серебряные серьги), продукты (курут, сливочное масло) [9, с. 56]. Были случаи, когда весной выкапывали прошлогодние клубни картофеля, которые уже были гнилыми [10, с. 410]. Со слов информаторов: «...мы приносили их домой, чистили и тонким слоем размазывали как лепешку по металлической печи, когда она была готова, мы их соскребали»4.

Таким образом, собирательство у башкир было очень развито в связи с высоким разнообразием горно-лесных ландшафтов. Знания о травах, корнеплодах передавались из поклонения к поколению. Очевидно, что люди в тылу в годы Великой Отечественной войны выжили во многом благодаря использованию возможностей экосистемы. Сейчас, несмотря на развитие садоводства и огородничества, сбор дикорастущих трав, ягод и плодов не потерял своего значения. Сохранились травники, которые по рецептам народной медицины собирают лекарственные растения.

1 ПМА (запись 2009 г.). Зырянов В.А. 1946 г. р., с. Вознесенка, Дуванский район, РБ.

2 ПМА (записи 2019 г.). Сагадатова Х.Ш. 1927 г.р., д. Казмашево, Абзелиловский район, РБ.

3 ПМА (записи 2017 г.). Шайбаков Н. А. 1930 г.р., д. Азово, Архангельский район, РБ.

4 ПМА (записи 2018 г.). Сиражетдинова З.А. 1936 г.р., с. Серменево, Белорецкий район, РБ.

Библиографический список

1. Муллагулов М.Г. Архаичные способы хозяйства у башкир: традиции и новации. Уфа, 2014.

2. Муллагулов М.Г. Собирательство и рыболовство у башкир. Уфа, 2007.

3. Шакирова Н.Ф. Дикорастущие растения в традиционном питании башкир // Этнографическое обозрение. 1988. № 3.

4. Мигранова Э.В. Башкиры. Традиционная система питания: историко-этнографическое исследование. Уфа, 2016.

5. Хасанова З.Ф. Традиционные хозяйственные занятия башкир Инзерского бассейна (середина XIX - начало XXI в.). СПб., 2014.

6. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографиче-ские очерки. Уфа, 2006.

7. Никольский Д.П. Из поездки к лесным башкирам // Землеведение. Т. 2, кн. 4. 1895.

8. Щеглова Т.К. Собирательство как стратегия выживания и элемент системы жизнеобеспечения сибирской тыловой деревни в повседневных практиках военного време-

ни 1941-1945 годов по устным историческим источникам // Былые годы. Российский исторический журнал. 2015. № 35.

9. Галиева Ф.Г. Ресурсы мобилизации населения Башкортостана в годы Великой Отечественной войны // Вест-

ник Академии наук Республики Башкортостан. 2020. Т. 35, № 2 (98). Б01: 10.24411/1728-5283-2020-10206.

10. Башкирия в годы Великой Отечественной войны: сборник документов и материалов. Уфа, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.