Научная статья на тему 'СОБИРАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОЛЬКЛОРИСТОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ В XX-XXI ВЕКАХ'

СОБИРАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОЛЬКЛОРИСТОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ В XX-XXI ВЕКАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ФОЛЬКЛОРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / СОБИРАТЕЛЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / НАРОДНЫЕ ПЕСНИ / ПЕСЕННЫЕ СБОРНИКИ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Экард Л.Д.

Статья посвящена истории собирания музыкального фольклора в Красноярском крае. Автор рассказывает об известных собирателях-фольклористах XX - XXI века, о результатах их работы. Затрагивается проблема отсутствия в крае единого центра по координации экспедиционной работы и информационной взаимосвязи между учреждениями, осуществляющими собирательскую деятельность. Отсюда экспедиционные маршруты собирателей фольклора зачастую дублируют друг друга. Анализ собирательской деятельности фольклористов с середины XX века по настоящее время в Красноярском крае способствовал выявлению не только хорошо исследованных территорий, но и малоисследованных и неисследованных районов. В тоже время автором рассматриваются основные причины, из-за которых сбор музыкального фольклора в некоторых районах края проводился довольно редко или не проводился вовсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTING ACTIVITY OF FOLKLORISTS IN THE KRASNOYARSK TERRITORY IN THE XX-XXI CENTURIES

The article is devoted to the history of collecting musical folklore in the Krasnoyarsk Territory. The author talks about famous collectors-folklorists of the 20th - 21st centuries, about the results of their work. The problem of the absence in the region of a single center for the coordination of expeditionary work and information interconnection between institutions engaged in collecting activities is touched upon. Hence, the expedition routes of folklore collectors often duplicate each other. An analysis of the collecting activity of folklorists from the middle of the 20th century to the present in the Krasnoyarsk Territory has contributed to the identification of not only well-studied territories, but also little-studied and unexplored areas. At the same time, the author considers the main reasons due to which the collection of musical folklore in some regions of the region was carried out quite rarely or not at all.

Текст научной работы на тему «СОБИРАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОЛЬКЛОРИСТОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ В XX-XXI ВЕКАХ»

2. Bartram N. D., Ovchinnikova E. Muzej igrushki: ob igrushke, kukol'nom teatre, nachatkah truda i znanij i o knige dlya rebenka / Gos. muzej igrushki muzejnogo otd. Glavnauki Narkom[p]rosa. - L.: Academia, 1928. - 61 s.

3. Bonami Z. A. Kak chitat' i ponimat' muzej. Filosofiya muzeya. - M.: AST : OGIZ, 2018. - 223 s.

4. Kalugina T. P. Hudozhestvennyj muzej kak fenomen kul'tury. - SPb.: Petropolis, 2008. - 242 s.

5. Koroleva V. B., Ledencova E. K. Kul'tura uchastiya kak «horosho zabytoe staroe» / / Dergachyovskie ch t-eniya-2014. Russkaya literatura: tipy hudozhestvennogo soznaniya i dialog kul'turno-nacional'nyh tradicij: ma-terialy XI Vseros. nauch. konf. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo un-ta, 2015. - S.348-353.

6. Sajmon N. Participatornyj muzej /per. A. Glebovskoj. - M.: AD MARGINEM Press, 2017. - 368 s.

7. Trudy pervogo Vserossijskogo muzejnogo s"ezda. V 2 t. T.2: Materialy sekcionnyh zasedanij 1-5 dekabrya 1930 g./ pod red. I.K.Luppola. - M.: Uchgiz, 1931. - 164 s.

8. CHetyrkin L.A. Opyt raboty LORH, vystavki-laviny / / Avangardnaya muzeologiya / pod red. A. ZHilyaeva. - M.: V-A-C press, 2015.- S. 244-245.

УДК 39

Л.Д. Экард

СОБИРАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОЛЬКЛОРИСТОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ В XX-XXI ВЕКАХ

Статья посвящена истории собирания музыкального фольклора в Красноярском крае. Автор рассказывает об известных собирателях-фольклористах XX - XXI века, о результатах их работы. Затрагивается проблема отсутствия в крае единого центра по координации экспедиционной работы и информационной взаимосвязи между учреждениями, осуществляющими собирательскую деятельность. Отсюда экспедиционные маршруты собирателей фольклора зачастую дублируют друг друга. Анализ собирательской деятельности фольклористов с середины XX века по настоящее время в Красноярском крае способствовал выявлению не только хорошо исследованных территорий, но и малоисследованных и неисследованных районов. В тоже время автором рассматриваются основные причины, из-за которых сбор музыкального фольклора в некоторых районах края проводился довольно редко или не проводился вовсе.

Ключевые слова: фольклор, фольклорная экспедиция, собиратель, исследование, народные песни, песенные сборники, нематериальное наследие

Larisa D. Ekard COLLECTING ACTIVITY OF FOLKLORISTS IN THE KRASNOYARSK TERRITORY IN THE XX-XXI CENTURIES

The article is devoted to the history of collecting musical folklore in the Krasnoyarsk Territory. The author talks about famous collectors-folklorists of the 20th - 21st centuries, about the results of their work. The problem of the absence in the region of a single center for the coordination of expeditionary work and information interconnection between institutions engaged in collecting activities is touched upon. Hence, the expedition routes of folklore collectors often duplicate each other. An analysis of the collecting activity of folklorists from the middle of the 20th century to the present in the Krasnoyarsk Territory has contributed to the identification of not only well-studied territories, but also little-studied and unexplored areas. At the same time, the author considers the main reasons due to which the collection of musical folklore in some regions of the region was carried out quite rarely or not at all.

Key words: folklore, folklore expedition, collector, research, folk songs, song collections, intangible heritage

Введение

Собирательская деятельность в Красноярском крае началась в 30-е - 40-е годы XIX века и продолжается до сих пор. До революции 1917 года фольклор в Красноярском крае и в целом в Сибири собирали энтузиасты, любители народного творчества и в их личных архивах концентрировались записи фольклора. В советский период собиранию и изучению народного поэтического творчества придается государственное значение. Благодаря нескольким поколениям историков, этнографов, языковедов, писателей и

фольклористов мы можем оценить богатство и разнообразие сибирского фольклора.

Фольклорно-этнографические экспедиции в Красноярском крае организовывались и до сих пор проводятся различными учреждениями культуры и образования -Государственным центром народного творчества Красноярского края, Государственным педагогическим институтом имен В.П. Астафьева, Красноярским колледжем искусств имени П.И. Иванова-Радкевича, Сибирским государственным институтом искусств имени Дмитрия Хворостовского и др. Практически в каждом учреждении есть свой

архив экспедиционных записей. Проблема в том, что в крае нет единого центра по координации данной работы, нет информационной взаимосвязи между учреждениями. Экспедиционная работа в крае ведется разрозненно. Нередко собирание фольклорного материала проводится в одних и тех же районах края, тогда как другие остаются без внимания собирателей. Наше исследование направлено на сбор информации по проведенным фольклорным экспедициям, начиная с середины XX века и по настоящее время, способствует выявлению неисследованных или малоисследованных районов края. В то же время анализ собирательской деятельности выявит результаты работы собирателей фольклора в различных районах края.

Целью работы является анализ собирательской деятельности фольклористов в Красноярском крае и выявление степени исследованности различных районов.

Задачи работы:

1. Проанализировать деятельность фольклористов-собирателей XX века;

2. Познакомиться с экспедиционными маршрутами современных фольклористов;

3. Составить таблицу исследований районов Красноярского края с середины XX века по настоящее время;

4. Проанализировать результаты работы фольклористов-собирателей.

Материалы и методы

Для достижения цели, в качестве исследовательских методов использовались:

• эмпирические - опрос, собеседование, интервью с современными собирателями фольклора, руководителями фольклорных экспедиций в прошлом;

• экспериментально-теоретический -анализ научной литературы и литературных источников;

• теоретический - изучение и обобщение полученной информации.

Объектом исследования стали

фольклорно-этнографические экспедиции, проведенные в Красноярском крае с середины XX века и по настоящее время. Именно с этого времени у многих собирателей появилась возможность фиксировать материал на звукозаписывающие устройства -

магнитофоны. Ранее, как известно, собиратели вручную записывали не только образцы устного народного творчества, но и тексты песен различных жанров. К сожалению, в большинстве ранних сборников,

выпущенных до середины 50- х годов XX века, песни представлены без напевов, что лишает исследователей фольклора возможности проследить процесс эволюции песен в разные исторические периоды и исключает внедрения их в современную практическую деятельность творческих коллективов.

Литературный обзор

Данное исследование, посвященное анализу собирательской деятельности всех известных фольклористов, любителей народной песни Красноярского края, пожалуй, первое в своем роде. Часть информации о проведенных экспедициях мы черпали из выпущенных песенных сборников и научной литературы. Другая часть информации получена с помощью бесед и интервью с представителями молодого поколения собирателей. Сведения о фольклорных экспедициях преподавателей и студентов Московского педагогического института им. Гнесиных и Московской консерватории им. П.И. Чайковского, проведенных в 1956-1957 годах содержатся в сборниках «Русские народные песни Красноярского края» (Вып. 1, 1959 г., Вып. 2, 1962 г.) под редакцией С.В. Аксюка. Экспедиционные маршруты М.Л. Шрамко представлены в статье «Творческое наследие Михаила Лукича Шрамко» (2019), авторы

A.А. Сас, Т.Н. Путинцева [7]. В многочисленных трудах Н.А. Новоселовой всегда указываются место записи фольклорного материала и год [3; 4; 5]. Благодаря анализу ее вступительных статей, введений и предисловий в книгах «Празднование масленицы в Енисейской губернии в XIX-начале XX вв.» (2003), «Песни старой Кежмы» (2015), «Ранний период Приенисейской весны в обрядах, труде и фольклоре» (2005), в песенных сборниках «Казачинские вечерки» (1994), «Вечерки и игрища Приангарья» (1993) и др., мы смогли получить информацию о районах, в которых были проведены экспедиции самой Н.А. Новоселовой и ее коллегами -преподавателями и студентами Красноярского педагогического университета им.

B.П. Астафьева. В.М. Логиновский о своей экспедиционной деятельности рассказывает в предисловиях к песенным сборникам «Ты заря ль, моя зоренька» (1992) - народные песни Ермаковского района и «Народные песни Абанского района» (1993). Сведения о фольклорных экспедициях И.Н. Горева отражены во вступительных статьях сборников «Вечерочные и хороводные песни

Красноярского края (2010), «Протяжные песни Кежемского района Красноярского края» (2019) [6]. В песенном сборнике «Любимые песни красноярского ансамбля «Берегиня»» З.В. Ендржеевская рассказывает об экспедициях преподавателей и студентов Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. Подробную информацию о проведенных фольклорных экспедициях в западные районы Красноярского края можно найти в песенных сборниках Л.Д. Экард «По садику ходила»: народные песни Боготольского района (2012) и «В одном селе жило три брата»: народные песни Тюхтетского района Красноярского края (2015).

Результаты

Работа началась со сбора информации о фольклористах - собирателях в Красноярском крае. Проводился опрос представителей отдела фольклора ГЦНТ Красноярского края, которые предоставили данные о фольклорных экспедициях, организованных центром народного творчества с середины XX по XXI век. Велись беседы с представителями молодого поколения фольклористов края. Часть информации по собирательской деятельности была получена в процессе анализа научной литературы и выпущенных сборников песен Красноярского края, в которых, как правило, есть информация о времени и месте проведения фольклорно-этнографической экспедиции.

Собирательская деятельность в Красноярском крае.

Во второй половине XX века наибольшее внимание музыковедов привлекали фольклорные традиции старожильческих регионов Сибири. Наш край не стал исключением. В 1956 и 1957 годах его районы исследовали студенческие музыкально-этнографические экспедиции Московской консерватории им. П.И. Чайковского и Государственного музыкально-

педагогического института им. Гнесиных. Руководил и координировал их деятельность известный фольклорист, собиратель и издатель народных песен - Владимир Иосифович Харьков [2, с. 200]. Почти все участники экспедиции были в тот момент студентами, проходившими в «далекой Сибири» полевую фольклорную практику. Среди них немало в будущем известных композиторов: В. Агафонников, Г. Комраков, П. Лондонов [2, с. 200]. Вскоре были изданы два выпуска сборника - «Русские народные песни

Красноярского края» под общей редакцией С.В. Аксюка - М., (1959), вып. 1 и М., (1962), вып 2. В сборники преимущественно вошли лирические, проголосные песни, большим числом записей представлен также цикл хороводных и вечерошних песен.

Пожалуй, первым «местным» неутомимым собирателем русского фольклора

Красноярского края был Константин Михайлович Скопцов. В течение полувека он собрал более 3-х тысяч песен, обрядов, частушек в разных районах края. В 1983 году выходит в свет его первый сборник «Народные песни Красноярья». Затем -«Родники народные» (1986); «Прилетели гули» (1988), сборник частушек «Звонкая, задорная» (1990). На рубеже веков издаются его фольклорные сборники: «На серебряной реке» - народные песни Бирилюсского района (2001), «Покатилася ясная зоренька» -народные песни Иланского района (2001), «Ты воспой, жаворонушек» -фольклорный репертуар для детских коллективов (2002), «Песни земли Каратузской» (2002), «За лесом солнце воссияло» - народные песни Тасеевского района (2002), «Шел миленький дорожкой» (2003), «Земля Ингашская моя» (2004), «Голубеночек златокрыленький» (2004). В течение долгих лет К.М. Скопцов вел на Красноярском радио цикл передач «Песня русская, родная», был автором и ведущим телепередачи «Родники народные», где знакомил зрителей с фольклорными коллективами и отдельными исполнителями Красноярского края.

Говоря о собирателях фольклора в Красноярском крае второй половины XX века, следует вспомнить Михаила Лукича Шрамко, преподавателя краевого культурно-просветительского училища, который посвятил собирательской деятельности более 30-ти лет. Им в 1993 году выпущен сборник народных песен «Раскукуй-ка, кукушечка», в который вошли экспедиционные материалы, собранные в фольклорных экспедициях по краю [7, с. 190].

В 1969 - 70 годах город Минусинск и близлежащие старожильческие села исследовал собиратель сибирского фольклора из Краснодара Н.К. Пархоменко. Результатом его деятельности стал сборник песен Верхне Енисейского Поречья и г. Минусинска «Земляничка, моя ягодка» (1991).

Заметный вклад в дело собирания и изучения русского фольклора Красноярского края внесла Нелли Александровна

Новоселова, профессор, преподаватель Красноярского пединститута. Ее первая фольклорная экспедиция состоялась в 1978 году. Организатором данной экспедиции выступил Дом народного творчества, во главе с его директором В.М. Ковальчуком. В состав экспедиции также входили хореографы А.Д. Филимонов, А.И. Мельник, заслуженный работник культуры РСФСР Ю.С. Наумов. Для исследования были избраны

старожильческие районы Красноярского края - Богучанский, Кежемский, Мотыгинский, Енисейский. К сожалению, материалы первой фольклорной экспедиции были потеряны. Впоследствии Нелли Александровна вместе со студентами пединститута не однократно бывала в Приангарье. Фольклорными экспедициями института велось сплошное обследование старожильческих районов. Ею собран богатейший фольклорно-

этнографический материал. Результатом работы Н.А. Новоселовой стали около 70 научных статей, опубликованных в Енисейском Энциклопедическом словаре, сборники традиционных лирических песен «Не кукушка кукует» (1989), «Вечерки и игрища Приангарья» (1993) и др. Большую ценность для фольклористов, этнографов, краеведов представляют ее книги: «Празднование масленицы в Енисейской губернии в XIX -начале XX вв.» - учебное пособие по курсам народного творчества, краеведения, этнографии (2003);

«Солнцеворот» - антология Енисейского фольклора (Ч.1 - 2005 - Ч.2 - 2008); «Ранний период приенисейской весны в обрядах, труде и фольклоре» - монография (2005); «Сибирская масленица» (2010). И это далеко не все труды Нелли Александровны. Значительный по объему и весьма ценный фольклорный материал, собранный Н.А. Новоселовой, хранится в фольклорном архиве КГПУ

Отрадно, что дело Н.А. Новоселовой продолжают ее ученики. Здесь мы не можем не упомянуть Светлану Валентиновну Калинину, которая в настоящее время заведует сектором фольклора в Государственном центре народного творчества Красноярского края. Она неоднократно выезжала в фольклорно-этнографические экспедиции в различные районы края и является автором нескольких научных статей в различных научных журналах. Например, «Способы магической защиты от ведьм в Красноярском крае»

(1998); «Специфические способы защиты от мифологических персонажей освоенного пространства (на материале мифологической прозы Красноярского края)» (2003); «Женские и мужские вредоносные персонажи со сверхъестественными способностями в мифологической прозе Красноярского края» (2008); «Магия в быту славянского населения Красноярского края в ХХ веке (на материалах мифологической прозы, заговоров и примет)» (2019).

В одно время с Н.А. Новоселовой фольклорные традиции Приангарья фиксирует музыковед из Иркутска Л.А. Мухомедшина. Небольшое число

музыкальных образцов приангарских лирических и хороводных песен опубликовано ею в качестве приложений к статьям, содержащим интересный материал историко-этнографического плана,

«Традиционные собрания холостой молодежи в Среднем Приангарье (конец XIX - XX в.) - в книге «Зрелищно-игровые формы народной культуры» (Л., 1990) и «Традиции протяжных песен на Ангаре» - в книге «Фольклор: Песенное наследие» (М., 1991).

В 90-е годы XX века активную работу по сбору фольклорного материала

Красноярского края начал Владимир Михайлович Логиновский. Многие народные песни, собранные в экспедициях, становились основой репертуара фольклорного ансамбля «Красноярье», которым руководил В.М. Логиновский. Благодаря его

деятельности выпущен сборник «Ты заря ль моя, зоренька» - народные песни Ермаковского района Красноярского края (1992), и сборник народных песен Абанского района (1993).

В 1992 году на базе Государственного центра народного творчества Красноярского края была создана краевая школа фольклора. Занятия в ней проводили известные фольклористы, преподаватели Московского государственного университета культуры: Е.О. Засимова, В.В. Бакке, Т.П. Беляева, Л.И. и В.А. Царегородцевы, А.О. Литвиненко,

профессор Московской государственной консерватории В.М. Щуров. В 1994 г. при ГЦНТ создано отделение русской фольклорной академии «Карагод» (творческий

руководитель - президент русской фольклорной академии, профессор, заслуженный деятель искусств России В.В. Гаврилов). Многие музыканты, обучающиеся в школе фольклора и академии «Карагод»,

стали настоящими ценителями и пропагандистами сибирской народной песни. Они вели, а многие и сейчас ведут исследовательскую и собирательскую работу в ныне живущих районах края - это Е.Г. Вопилова, Г.В. Анищенко, М.Э. Фиткевич, С.Н. Фураева, В.А. Матвеев, Е.С. Елисеева и др.

Трудно переоценить вклад в дело собирания и изучения фольклора Красноярского края, которые сделал Н. А. Шульпеков, заслуженный деятель искусств, профессор КГАМиТ, и М. Ф. Шульпекова, старший преподаватель КГАМиТ. После окончания Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского в 1975 году А.Н. Шульпеков приезжает в город Красноярск и уже через два года организует первый в Красноярском крае фольклорный ансамбль «Енисеюшка». По его инициативе и при непосредственном участии в училище искусств было создано народно-хоровое отделение (1984). Ежегодные экспедиции по сбору песенного фольклора Красноярского края стали неотъемлемой частью учебного процесса. Значительное количество интересного и редкого материала было найдено и записано бессменным организатором и руководителем многих студенческих фольклорных экспедиций по краю, собирателем и знатоком традиционного фольклора Маргаритой Федоровной Шульпековой. В 2001 году выходит книга «Песни сибирского воинства», в которую вошел экспедиционный материал, собранный в Каратузском, Дзержинском, Краснотуранском, Тюхтетском и др. районах края. Другой сборник песен «Расскажи ты, бабка» является собранием обрядового фольклора, записанного в разное время в деревнях и селах края.

Нельзя не сказать и о той плеяде молодых собирателей, которых воспитал Николай Алексеевич. Практически все - бывшие студенты Красноярского училища искусств: И.Н. Горев, Е. В. Горева, З.В. Ендржеевкая, С.Ю. Майзингер, Л.Д. Экард, А.В. Трофимов.

Среди современных исследователей огромную роль в деле сохранения и популяризации сибирского фольклора сыграл И.Н. Горев. Игорь Николаевич - руководитель отделения общественной организации «Российского фольклорного союза» (г. Москва) в Красноярском крае. Ведет экспедиционную работу с 1996 года. Им создан фольклорный ансамбль «Живая старина», который по сей день занимается изучением и сохранением «ангарской»

певческой традиции. Главной целью своей деятельности Игорь Николаевич считает становление и воспитание профессиональных музыкантов-фольклористов, которые могут исследовать и транслировать традиционный русский фольклор и воспитывать в этом направлении детей в музыкальных школах. Ансамбль занимается изучением и трансляцией русской традиционной культуры Красноярского края. Знакомство с традицией осуществляется в фольклорно-

этнографических экспедициях. В 2010 году, Игорь Николаевич издает сборник песен «Вечерочные и хороводные песни Красноярского края».

Зоя Владимировна Ендржеевская является преподавателем Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. Она долгое время была участницей фольклорного ансамбля «Живая старина» и вместе с И.Н. Горевым ездила в экспедиции. Позже она сама становится руководителем

студенческого ансамбля «Берегиня» и выезжает в фольклорно-этнографические экспедиции со студентами колледжа. Ее песенный сборник «Любимые песни красноярского ансамбля «Берегиня» (2017) стал результатом ее многолетней собирательской деятельности [1, с. 6]. Помимо народных песен, в экспедициях Зоя Владимировна увлеченно записывала бытовые танцы и кадрили. Собранный материал танцевального фольклора вошел в методическое пособие «Освоение

традиционного танца в фольклорном коллективе» (2018).

Более 10 лет осуществляет свою собирательскую деятельность Светлана Юрьевна Майзингер, преподаватель Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. Большое внимание Светлана Юрьевна уделяет сбору детского фольклора. Результатом ее работы стали методические пособия «Знакомство с жанрами детского фольклора» (2012), «Народные праздники в песнях, играх да сказках» (2016), в основе которых лежит экспедиционный материал, собранный автором в течение многих лет, и сборник детского игрового фольклора Красноярского края «Наследие Сибири в детском творчестве» (2011).

Красноярская государственная академия музыки и театра (ныне Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского) с недавнего

времени, тоже вносит свою лепту в дело собирания и сохранения нематериальной культуры Красноярского края. С 2007 года Л.Д. Экард организовывались и проводились со студентами кафедры хорового дирижирования секции народного хора, фольклорно-этнографические экспедиции в различные районы Красноярского края. Работа велась в малоисследованных ранее фольклористами территориях. Плодотворными оказались двухгодичные поездки в Боготольский, Тюхтетский и Назаровский районы. Практически все села и деревни этих районов были исследованы. Собирателям удалось пообщаться со старожилами, а также с представителями новопоселенческого музыкально-этнографического слоя. Был собран интересный и ценный материал, который вошел в песенные сборники: «По

Боготольского района (2012); «В одном селе жило три брата» - народные песни Тюхтетского района (2015). За десятилетнюю собирательскую деятельность Л.Д. Экард и студентами были исследованы

Большемуртинский (2014), Пировский (2015), Туруханский (2016), Енисейский (2017) районы. С 2018 года экспедиционной работой стал заниматься А.В. Трофимов. Под его руководством сбор фольклора был осуществлен в следующих районах: Курагинском (2018); Емельяновском (2019). В 2021 году планируется экспедиция в Ирбейский район.

Таким образом, нами было собрано большое количество информации, которая нуждалась в анализе. Полученные сведения размещали в таблицу, состоящую из нескольких граф:

№ Район Исследователь Год Результат экспедиции

экспедиции

В графе «Районы» перечислены все имеющиеся муниципальные образования Красноярского края в алфавитном порядке. В следующей графе - фамилия собирателя фольклора на данной территории. Далее шла графа, где указывался год проведения исследования района. В последней графе фиксировались изданные песенные сборники, в которые вошел собранный фольклорный материал этого района.

Результаты мониторинга экспедиционной работы. Красноярский край включает в себя 44 муниципальных района, которые

территориально поделены на группы: северная, западная, восточная, центральная и южная. В северную группу входит 10 районов, в западную - 10 районов, в восточную -11районов, в центральную - 6 районов, в южную - 7 районов. Фольклорными экспедициями с начала XX века и по XXI века в той или иной степени были охвачены практически все районы Красноярского края. Данные, об экспедиционной работе различных собирателей начиная с середины XX века и по настоящее время, отражены в следующей таблице.

Таблица № 1

Абанск ий Ачинский Балахтин ский Березовск ий Бирилюсск ий Боготольск ий Богучански й Большемурт инский

9 1 2 3 6 4 5 2

Большеулуйс кий Дзержинск ий Емельяновск ий Енисейск ий Ермаковск ий Идринск ий Иланск ий Ирбейс кий

5 3 3 8 5 3 2 8

Казачинск ий Кански й Каратузски й Кежемски й Козульски й Краснотуранск ий Курагински й Манск ий

3 4 5 6 1 4 4 4

Минусин ский Мотыгинск ий Назаровски й Нижнеингаш ский Новоселовск ий Партизанский Пировский

4 1 2 Скопцов 20 лет (2) 1 0 3

Рыбинс кий Саянский СевероЕнисейский Сухобузимский Таймырский Тасеевский Туруханский

Скопцов 20 лет 2 0 1 0 5 2

Тюхтетский Ужурский Уярский Шарыповский Шушенский Эвенкийский

4 3 1 2 3 0

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что самыми исследованными районами являются: Абанский, Бирилюсский, Богучанский, Большеулуйский, Енисейский, Ермаковский, Ирбейский, Каратузский, Кежемский, Тасеевский, Тюхтетский. Собирательская деятельность в них велась регулярно с середины XX века и по настоящее время. На основе собранного материала выпущено немало сборников народных песен, которые способствуют сохранению нематериального культурного наследия. Среди них наиболее востребованные: «Русские народные песни Красноярского края» Вып. 1, (1959), Вып. 2, (1962); «Народные песни Красноярья» (1983); «Народные песни Абанского района» (1993); «За Сибирью солнце всходит» Народные песни Ирбейского района (2003), «Протяжные песни Кежемского района» (2017).

Обсуждение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению автора, причиной частого посещения выше перечисленных районов является то, что в них сохранилась и до сих пор бытует народная традиционная культура. Представители старожильческой

традиционной культуры проживают в Богучанском, Енисейском, Кежемском районах. А в районах Абанский, Бирилюсский, Большеулуйский, Каратузский, Тасеевский Тюхтетский, Ирбейский проживают представители новопоселенческой традиционной культуры. Здесь от информаторов по сей день можно записать песенные образцы архаичных жанров, например, календарные песни (посевальные, весенние заклички, семицкие, троицкие, купальские, петровские), свадебные обрядовые (величальные, корильные), а также песни семейно-бытовой принадлежности - родильные, крестильные, колыбельные и ранние лирические.

Районы, в которых исследовательская работа велась также достаточно активно: Боготольский, Канский, Краснотуранский, Манский, Минусинский, Нижнеингашский, Рыбинский. В эти районы за последние 70 лет экспедиции организовывались не более 4 раз. Население данных территорий смешанное. Можно встретить представителей

старожильческой, новопоселенческой и смешанной или переходной традиции, о

которой писал в книге «Песни русских старожилов Западной Сибири» А.М. Мехнецов. Красноярские фольклористы собрали достаточно интересный, разнообразный песенный материал. Многие песни вошли в репертуарные песенные сборники, например, «Раскукуй-ка, кукушечка», песни

Красноярского края в записи Михаила Шрамко» (1993), ««По садику ходила» народные песни Боготольского района», (2012), «Любимые песни красноярского ансамбля «Берегиня»» (2007), «Ты воспой, жаворонушек» (2002), «Песни Сибирского воинства» (2001), «Вечерочные хороводные песни Красноярского края» (2010), «Песни Верхнеенисейского Поречья и г. Минусинска» (1991).

Ачинский, Балахтинский,

Большемуртинский, Иланский, Козульский, Мотыгинский, Новоселовский, Саянский, Сухобузимский, Туруханский, Уярский, Шарыповский районы входят в то число территорий, которые собиратели фольклора посещали редко. Причиной стало достаточно пестрое по этническому составу население данных районов, частая миграция жителей, отток их в города. Здесь на одной территории проживали представители старожильческой, новопоселенческой, смешанной культуры, а также представители других этносов -украинцы, немцы, татары, др. В свое время там сохранялись очаги различных певческих традиций, но со временем и они практически полностью угасли.

В районах Партизанском, Таймырском, Северо-Енисейском и Эвенкийском, по нашим сведениям, планомерные фольклорно-этнографические экспедиции не проводились. Причина отсутствия экспедиций в Таймырском, Эвенкийском районах очевидна. На данной территории преобладает коренное население - ненцы, эвенки, эвены, долганы. В Северо-Енисейском районе основной причиной является значительная

отдаленность от центра города Красноярска и малочисленность или практически полное отсутствие русского населения. В Партизанском районе причина не установлена и остается открытой.

Заключение

Собранный в разное время фольклорно-

этнографический материал в Красноярском Собирание фольклорного материала в крае, значительный как по количеству, так и Красноярском крае необходимо продолжать и по своей художественной ценности. важно сделать эту работу систематической и Выпущенные на основе экспедиционных планомерной. Необходимо создать центр записей репертуарные сборники не только фольклора, где бы информация об способствуют сохранению нематериального проведенных и планируемых фольклорно-культурного наследия Красноярского края, но этнографических экспедициях была доступна и являются хорошим подспорьем для многих для всех собирателей. В тоже время в этом руководителей народно-певческих центре нужно создать единый архив

коллективов, в творческой деятельности. экспедиционных записей всех культурных, Однако большая часть экспедиционных образовательных учреждений края и частных записей, находящаяся в архивах коллекций собирателей. Именно такой государственных учреждений (ГЦНТ, СГИИ им. подход к делу поможет нам, фольклористам, в Д. Хворостовского, КГПИ им. В. Астафьева), и большей степени сохранить наше хранящаяся в частных архивах собирателей, нематериальное культурное наследие и еще ждет своего нотирования и публикаций. передать его потомкам.

Литература:

1. Ендржеевская З.В. Любимые песни красноярского ансамбля «Берегиня»: методическое пособие для руководителей фольклорных коллективов. - Красноярск: КНУЦ, 2018. - 128 с.

2. Коломейцева Е.А. За песней - в сибирскую глубинку // Художественные традиции Сибири : материалы III Международной научной конференции, 12-13 ноября 2020 г. / Сибирский государственный институт искусств (СГИИ) имени Д. Хворостовского; ред. Н. В. Перепич. - Красноярск : ЛИТЕРА-принт, 2020. - С.199-202.

3. Новоселова Н.А. Зимние Святки в народной культуре Приенисейской Сибири. - Красноярск: КГПУ,

2018. - 336 с.

4. Новоселова Н.А. Традиционная кежемская свадьба : фольклорно - этнографические материалы / ГЦНТ Красноярского края. - Красноярск : КАСС, 2020. - 264 с.

5. Песни ангарских низовий : материалы фольклорных экспедиций последней трети XX века / ГЦНТ Красноярского края ; сост., предисл., примеч. Н. А. Новоселова. - Красноярск : Класс Плюс, 2018. - 252 с.

6. Протяжные песни Кежемского района / сост. И.Н. Горев. - 2-е изд., испр. - Красноярск : Амальгама,

2019. - 120 с.

7. Сас А.А., Путинцева Т. Н. Творческое наследие Михаила Лукича Шрамко // Художественные традиции Сибири : материалы II Международной научной конференции,14-15 ноября 2019 г. / Сибирский государственный институт искусств (СГИИ) имени Д. Хворостовского ; ред. : Н. В. Перепич, М. В. Саблина. - Красноярск : СГИИ имени Д. Хворостовского, 2019. - С.187-190.

8. Соколя мой ясный: сборник экспедиционных материалов / сост.: С.В. Калинина, В.М. Дудинский, А.В. Трофимов; отв. за вып. Л.Н. Романова; ГЦНТ. - 2-е. изд. испр. и доп. - Красноярск, 2021. - 96 с.

References:

1. Endrzheevskaya Z.V. Lyubimye pesni krasnoyarskogo ansamblya «Bereginya»: metodicheskoe posobie dlya rukovoditelej fol'klornyh kollektivov. - Krasnoyarsk: KNUC, 2018. - 128 s.

2. Kolomejceva E.A. Za pesnej - v sibirskuyu glubinku // Hudozhestvennye tradicii Sibiri : materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 12-13 noyabrya 2020 g. / Sibirskij gosudarstvennyj institut iskusstv (SGII) imeni D. Hvorostovskogo; red. N. V. Perepich. - Krasnoyarsk : LITERA-print, 2020. - S.199-202.

3. Novoselova N.A. Zimnie Svyatki v narodnoj kul'ture Prienisejskoj Sibiri. - Krasnoyarsk: KGPU, 2018. -336 s.

4. Novoselova N.A. Tradicionnaya kezhemskaya svad'ba : fol'klorno - etnograficheskie materialy / GCNT Krasnoyarskogo kraya. - Krasnoyarsk : KASS, 2020. - 264 s.

5. Pesni angarskih nizovij : materialy fol'klornyh ekspedicij poslednej treti XX veka / GCNT Krasnoyarskogo kraya ; sost., predisl., primech. N. A. Novoselova. - Krasnoyarsk : Klass Plyus, 2018. - 252 s.

6. Protyazhnye pesni Kezhemskogo rajona / sost. I.N. Gorev. - 2-e izd., ispr. - Krasnoyarsk : Amal'gama, 2019. - 120 s.

7. Sas A.A., Putinceva T. N. Tvorcheskoe nasledie Mihaila Lukicha SHramko / / Hudozhestvennye tradicii Sibiri : materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii,14-15 noyabrya 2019 g. / Sibirskij gosudarstvennyj institut iskusstv (SGII) imeni D. Hvorostovskogo ; red. : N. V. Perepich, M. V. Sablina. - Krasnoyarsk : SGII imeni D. Hvorostovskogo, 2019. - S.187-190.

8. Sokolya moj yasnyj: sbornik ekspedicionnyh materialov / sost.: S.V. Kalinina, V.M. Dudinskij, A.V. Trofimov; otv. za vyp. L.N. Romanova; GCNT. - 2-e. izd. ispr. i dop. - Krasnoyarsk, 2021. - 96 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.