Научная статья на тему 'СОБАКА В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ'

СОБАКА В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЕ СЕЛЬКУПЫ / СОБАКА / ЛАЙКА / ОХОТА / ОЛЕНЕВОДСТВО / СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ / ОТБОР / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СОБАК

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Степанова Ольга Борисовна

В статье дается до сих пор не представленная в научной литературе комплексная картина отношений человека и собаки в традиционной современной культуре жизнеобеспечения северных селькупов. В основу исследования легли полевые материалы автора. В качестве исследовательских инструментов применялись анализ, описание, методы полевой работы и метод исторической ретроспективы. Изучение роли собаки в хозяйственных отношениях селькупов проводилось в рамках актуальной практической задачи сохранения традиционной селькупской культуры. В результате исследования были сделаны следующие выводы. Селькупы использовали собак одной породы - лаек, только лайки могли выживать в суровых условиях Севера и исполнять хозяйственные обязанности, которые на них возлагали. К обязанностям собаки относились помощь человеку в охотничьем промысле, охрана его жилого пространства и движимого имущества, совместное с человеком пастушение крупных оленьих стад (в советский период) и миссия ездового животного (у безоленных туруханских селькупов). В прошлом кровь своих собак селькупы обновляли, обмениваясь собаками с соседними народами, позже стали привозить щенков из питомников. Отбор, обучение охотничьим навыкам, воспитание и содержание собак отнимают у селькупов много времени и сил, но селькупы не представляют свою жизнь без собаки и не считаются с этими затратами. Сфера отношений селькупов с собаками консервативна и, несмотря на происходящие вокруг перемены, сохраняет свою традиционность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DOG IN THE LIFE SUPPORT SYSTEM OF THE NORTHEN SELKUPS

The article provides a comprehensive picture of the relationship between a man and a dog in the traditional modern culture of life support of the northern Selkups, which has not yet been presented in the scientific literature. The research is based on the author's field materials. Analysis, description, field work methods and the historical retrospective method were used as research tools. The study of the role of the dog in the economic relations of the Selkups was carried out as part of the actual practical task of preserving the traditional Selkup culture. As a result of the study, the following conclusions were drawn. The Selkups used dogs of the same breed - Laikas, only Laikas could survive in the harsh conditions of the North and perform household duties that were assigned to them. The duties of the dog included helping a person in hunting, guarding his living space and movable property, herding large reindeer herds together with a person (during the Soviet period) and the mission of a riding animal (for the deerless Turukhan Selkups). In the past, the Selkups renewed the blood of their dogs by exchanging dogs with neighboring peoples, later they began to bring puppies from kennels. Selection, training in hunting skills, education and maintenance of dogs take a lot of time and effort from the Selkups, but the Selkups cannot imagine their life without a dog and do not take into account the costs. The sphere of relations between the Selkups and dogs is conservative and, despite the changes taking place around, retains its traditional character.

Текст научной работы на тему «СОБАКА В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ»

26. Horoshilov A.V. Sozdanie i nachalo deyatel'nosti Kemerovskogo oblastnogo centra mediciny katastrof // Izvestiya Altajskogo gosun-ta. - 2010. -№ 4-3(68). - S. 216-220.

27. Horoshilova L.S., Horoshilov A.V., Tarakanov A.V. Bezopasnost' na predpriyatiyah ugol'noj promyshlennosti Kuzbassa v k. XX n. XXI v. // Bezopasnost' truda v promyshlennosti. - 2010. - N° 12. - S. 28-31.

28. Horoshilova L.S., Tarakanov A.V., Horoshilov A.V. Prichiny vzryvov metana i ugol'noj pyli v shahtah Kuzbassa // Vestnik NTC po bezopasnosti v ugol'noj promyshlennosti. - 2012. - № 2. - S. 187-191.

29. Horoshilova L.S., Tarakanov A.V., Horoshilov A.V. Sostoyanie bezopasnosti truda v ugol'noj promyshlennosti Kuzbassa (90-e gg. XX v. - pervoe desyatiletie XXI v.) // Vestnik NTC po bezopasnosti v ugol'noj promyshlennosti. - 2013. - № 1.1. - S. 156-160.

30. Horoshilova L.S., Efimov D.A. K istorii resheniya voprosa o bezopasnosti truda rabotnikov promyshlennyh predpriyatij Uralo-Kuzneckogo kompleksa // Vestnik NTC po bezopasnosti v ugol'noj promyshlennosti. - 2013. - № 1.2. - S. 179-183.

31. Horoshilov A.V. Sostoyanie bezopasnosti truda v ugol'noj promyshlennosti Kuzbassa i bor'ba za sohranenie zhizni i vosstanovlenie zdorov'ya travmirovannyh shahterov (20-e gg. XX v. - pervoe desyatiletie XXI v.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Kemerovo, 2012. - 31 s.

32. But A.N. Ugol'nyj Donbass vo vtoroj pyatiletki: k prichinam provala plana dobychi topliva // Visnik Donec'kogo nacional'nogo universitetu. Seriya B: Gumanitarni nauki. - 2014. - Vip. 1-2. - S. 286-279.

33. Vinokurov N.A. Evolyuciya razvitiya izoliruyushchih sredstv zashchity na primere otechestvennoj gornospasatel'noj sluzhby v k. XIX n. XX v. // Inzheneriya prirodokoristuvannya. - 2015. - № 2(4). - S. 125-131.

34. Marcinovskij P.N. Sovremennaya istoriografiya ugol'noj promyshlennosti Donbassa // Zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Seriya «Istoricheskie nauki». - 2014 - T. 27 (66). - № 1. - S. 47-55.

35. Vyal'cev V.M., Vyal'cev A.V., Kondakov K.V., Frolov A.V. Stanovlenie gornospasatel'nogo dela v Donbasse. Istoricheskij ocherk // Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. Prilozhenie. - 2014. - № 3. - 22 s.

36. Minina E.V. Iz istorii izobreteniya bezopasnoj lampy dlya ugol'nyh shaht // Gornyj informacionno-analiticheskij byulleten'. - 2016. - № 11. - S. 222-224.

37. Tarima S.V. Istoricheskie aspekty stanovleniya gornospasatel'noj sluzhby i perspektivy podgotovki gornospasatelej // Podgotovka kadrov v sisteme preduprezhdeniya i likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 1 iyunya 2017 goda / Sost. S.A. Tursenev. - SPb.: Sankt-Peterburgskij un-t GPS MCHS Rossii, 2017. - S. 49-53.

38. Aksenov V.V. Perspektivy razvitiya gornospasatel'nogo dela v Rossii // Ugol'. - 2017. - Noyabr'. - S. 20-23.

39. Fajzuhanov R.V. VGSCH v preddverii 70-letiya Dnya shahtera // Bezopasnost' truda v promyshlennosti. - 2017. - № 8. - S. 77-85.

40. Levickaya I.A., Tortobaev O.E. Gornospasatel'noe delo v Rossii: istoricheskij obzor // Perspektivy innovacionnogo razvitiya ugol'nyh regionov Rossii: Sbornik trudov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Prokop'evsk: izd-vo filiala KuzGTU v g. Prokop'evske, 2018. - S. 264-266.

41. Skrobogatskij N.I. Istoriya razvitiya ugol'noj promyshlennosti Dona, gornyj i promyshlennyj nadzor za proizvodstvom rabot // Markshejderskij vestnik. - 2019. - № 6 (133). - S. 12-17.

42. Golik A.S., Popov V.B., YArosh A.S., Ogureckij V.A., Ogureckij V.V., Ogureckij A.V. Gornospasatel'nye dela v Rossii // Vestnik nauchnogo centra po bezopasnosti rabot v ugol'noj promyshlennosti. - 2019. - № 1. - S. 42-49.

ПАВЛОВА АНГЕЛИНА ВИТАЛЬЕВНА - аспирант Ставропольского государственного педагогического HHCTHTyTa(angelina.pavlov@yandex.ru).

PAVLOVA, ANGELINA V. - Ph.D. student of the Stavropol State Pedagogical Institute (angelina.pavlov@yandex.ru).

ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНОЛОГИЯ

УДК 398.4(=511.2) DOI: 10.24412/2308-264X-2022-4-268-277

СТЕПАНОВА О.Б.

СОБАКА В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ

Ключевые слова: северные селькупы, собака; лайка; охота; оленеводство; система жизнеобеспечения; отбор, обучение, воспитание и содержание собак.

В статье дается до сих пор не представленная в научной литературе комплексная картина отношений человека и собаки в традиционной современной культуре жизнеобеспечения северных селькупов. В основу исследования легли полевые материалы автора. В качестве исследовательских инструментов применялись анализ, описание, методы полевой работы и метод исторической ретроспективы. Изучение роли собаки в хозяйственных отношениях селькупов проводилось в рамках актуальной практической задачи сохранения традиционной селькупской культуры. В результате исследования были сделаны следующие выводы. Селькупы использовали собак одной породы - лаек, только лайки могли выживать в суровых условиях Севера и исполнять хозяйственные обязанности, которые на них возлагали. К обязанностям собаки относились помощь человеку в охотничьем промысле, охрана его жилого пространства и движимого имущества, совместное с человеком пастушение крупных оленьих стад (в советский период) и миссия ездового животного (у безоленных туруханских селькупов). В прошлом кровь своих собак селькупы обновляли, обмениваясь собаками с соседними народами, позже стали привозить щенков из питомников. Отбор, обучение охотничьим навыкам, воспитание и содержание собак отнимают у селькупов много времени и сил, но селькупы не представляют свою жизнь без собаки и не считаются с этими затратами. Сфера отношений селькупов с собаками консервативна и, несмотря на происходящие вокруг перемены, сохраняет свою традиционность.

STEPANOVA, O.B. A DOG IN THE LIFE SUPPORT SYSTEM OF THE NORTHEN SELKUPS

Key words: Northern Selkups; dog; like; hunting; reindeer herding; life supporting system; selection, training, education and maintenance of dogs.

The article provides a comprehensive picture of the relationship between a man and a dog in the traditional modern culture of life support of the northern Selkups, which has not yet been presented in the scientific literature. The research is based on the author's field materials. Analysis, description, field work methods and the historical retrospective method were used as research tools. The study of

the role of the dog in the economic relations of the Selkups was carried out as part of the actual practical task of preserving the traditional Selkup culture. As a result of the study, the following conclusions were drawn. The Selkups used dogs of the same breed - Laikas, only Laikas could survive in the harsh conditions of the North and perform household duties that were assigned to them. The duties of the dog included helping a person in hunting, guarding his living space and movable property, herding large reindeer herds together with a person (during the Soviet period) and the mission of a riding animal (for the deerless Turukhan Selkups). In the past, the Selkups renewed the blood of their dogs by exchanging dogs with neighboring peoples, later they began to bring puppies from kennels. Selection, training in hunting skills, education and maintenance of dogs take a lot of time and effort from the Selkups, but the Selkups cannot imagine their life without a dog and do not take into account the costs. The sphere of relations between the Selkups and dogs is conservative and, despite the changes taking place around, retains its traditional character.

Статья посвящена изучению сферы отношений человека и собаки в культуре жизнеобеспечения северных селькупов. По одному из селькупских мифов, собака когда-то была человеком и жила на небе, но за провинность бог спустил ее на землю и превратил в животное-собаку, судьбой ее стало служить людям и в ответ за свою службу получать совсем ничего -ковшик супа в день. В этом же мифе говорится о происхождении смерти: люди стали умирать по вине собаки [1, с. 236]. Подобные этиологические мифы берут начало в доисторических пластах человеческого мировоззрения. Мифологические данные свидетельствуют, что селькупы унаследовали собаку-помощника от самых далеких предков; период истории, который они прожили бок о бок с этим домашним животным - дистанция огромного размера.

Исследование древнейшего «собачьего» кейса селькупской культуры имеет значение для науки, сохранения исконных народных традиций и помощи современным коренным народам Севера в поиске новых форм самоидентификации. В задачи исследования входило рассмотреть собаку как элемент селькупской системы жизнеобеспечения, включающий все грани отношений селькупов с собакой - хозяйственные обязанности собаки, приобретение, отбор и обучение щенков, собачьи породы, особенности содержания и питания собаки, правила собачьего поведения, психологическую связь собаки и ее хозяина и т.д.

Место собаки в системе жизнеобеспечения селькупов до сих пор никем из ученых не рассматривалось. Исследование селькупской собаки опиралось главным образом на полевые материалы автора, собранные в ходе ряда экспедиций к северным селькупам, а также на краткие разрозненные сведения о собаках, содержащиеся в научных трудах, посвященных различным вопросам селькупской жизни [2-7]. Анализ отдельных проблем селькупского собаководства координировался с данными из публикаций кинологического характера [8-10].

Инструментальную базу исследования составили методы полевой работы и описание, в изучении проблемы применялись также анализ, обобщение и метод исторической ретроспективы.

1. Порода селькупских собак.

Селькупские собаки относятся к древней породе лаек. Человек, живущий на Севере, обзавелся лайкой в незапамятные времена, путем одомашнивания диких представителей семейства псовых/собачьих/волчьих [9, с. 1]. Других собак у населения Севера и Сибири не было, поскольку выживать в суровых местных условиях, неся на себе бремя множества тяжелых обязанностей и мало чего получая взамен, могла только сильная, выносливая и неприхотливая лайка, похожая на волка, созданная самой природой. Название лаек северные «остроухие» собаки получили в конце XIX в., когда началось их изучение, и появились первые классификации.

Сегодня породу лаек составляют группы западно-сибирской, восточно-сибирской, русско-европейской и карело-финской лаек, отличия между которыми относительны и видны только специалисту. Более ранняя классификация выделяла шесть пород лаек, кроме названных групп в ней присутствовали еще северо-восточная ездовая и ненецкая оленегонная (коротконогая) лайки. Среди современных селькупских собак выделить «чистопородных» лаек практически невозможно, большинство из них представляют собой потомков смешения лаек всех названных групп. Некоторые селькупы считают, что принадлежащие им собаки - беспородные дворняжки, которые когда-то были породистыми, но «сейчас все смешалось». Думается, говоря о беспородности, селькупы грешат на своих собак, поскольку в смешении всегда участвовали лишь лайки разных видов, и потомство их при этом все равно оставалось лайками. И лишь изредка у собак, которые бегают по селькупским поселкам, можно обнаружить признаки хаски, алабая или восточно-европейской овчарки. Большинство селькупских собак - «обыкновенные» лайки с хвостом-калачиком и ногами средней длины. Один из охотников-информантов высказал свое мнение о размытости лаечной породы, связав ее с утратой современными селькупскими собаками

былых рабочих качеств: «Здесь лаек в основном держали. Сейчас тут все равно уже не чистые, чистых лаек уже не найдешь. Ну, хвост у них вроде бы калачиком, а толку-то от них нет» [16].

«Собак селькупы друг у друга берут, делятся» - эта фраза информанта указывает на главный источник, из которого происходят все селькупские собаки. Еще в недавнем прошлом у селькупов существовала традиция брать собак у соседних народов, ради приобретения хорошей собаки они часто ездили очень далеко. Селькупы Верхнего Таза до 1970-х гг. обменивались собаками с кетами Красноярского края. Впоследствии контакты верхнетазовских селькупов с кетами сошли на нет, и кетские собаки стали попадать к ним случайным образом. «Вот эту Эдик с Келлога привез, с верховьев, когда они пожар ездили тушить, это заповедник. Им сказали - надо собаку?» (ПМА 2021). Селькупы, проживающие на притоках Турухана, ездили за лайками на оз. Момчик: «Слух пройдет, к примеру, что на Момчике сучка хорошая - оттуда щенков берем, мы на Момчике брали» [15].

По сведениям В.Н. Адаева, когда в советский период в селькупских совхозах развивалось крупностадное оленеводство, верхнетазовские селькупы выменивали оленегонных лаек, которые оказывали им незаменимую помощь в присмотре за большим количеством оленей, у ненцев, выезжая на оленьих упряжках в Вэнгапур, Тарко-Сале и Харампур. Маршрут пролегал через р. Толька и Чертовы озера, поездка занимала несколько месяцев, договаривались о ней заранее, сообщая о своих намерениях через третьих лиц (отправляли «словесное письмо») [4, с. 128]. Ненецкая оленегонная лайка коротконогая, селькупы содержат сегодня довольно много таких собак, эксплуатируя их охотничьи качества.

Периодически популяция обыкновенных селькупских лаек облагораживается лайками чистой породы из питомников, куда за ними довольно часто специально ездят жители Таза, селькупы и не селькупы: «У нас Тина, ну, тоже лайка, привозная она была, с Салехарда привозили. Брат Никандра Ивановича, Иосиф, привозил, он на самолете щенка привез маленького, купил»; «У Фоминых брали, у них много было щенков, и Света с нами поделилась. У ней вот, говорит, какая-то лайка была, сибирская какая-то лайка, в общем, хорошая лайка. Они привозили двоих -кобеля и сучку. Вот от них... Откуда привозили, не знаю, они где-то купили. Породистая вроде как была, вот крючком-то хвост был. Вот Анчара взяли, так у него хвостик вообще прилипший был к спине, прилип и все, и все время такой хвост у него и есть. И все щенки такие крупные-крупные стали»; «Кто-то привезет сначала, потом видят, что охотничья собака, и уже начинают садить (В слово «садить» (собаку) селькупы вкладывают понятия «заводить», «брать себе и выращивать» - авт.)»; «Это тоже лайка, мы в этом питомнике его брали, в Тарко-Сале, специально, они выводят как бы породу охотничью». «Специальные породы охотничьи есть. Когда-то я привозил лайку с Лабытнанги. Не из питомника, там мужики приезжали, пообещали мне щенка, я зимой съездил. У них собака ощенилась, они телеграмму отправили, щенкам месяца два, наверное, было, я приехал, забрал. Вот ихнее потомство, правда, уже сильно разбавленное на кордоне сейчас бегает, вот это они и есть. У них предки были с новосибирского питомника. Это восточная сибирская лайка, зверовая собака, они крупные, вы видели, на кордоне какие кобеля ходят, весят каждый, как я. Я их в лодку не беру никогда, они ее раскачивают до критических значений» [16]. Чистокровные лайки из питомников держат породу популяции селькупских собак в «тонусе», тормозят ее «размывание» и улучшают качественно.

2. Собака - участник охоты.

Главное селькупское хозяйственное занятие, в котором принимает участие собака, это охота. Поскольку техники охоты на соболя, крупных охотничьих животных (лося, медведя и оленя) и птицу разные, различаются по своей подготовке и собаки, с которыми селькупы ходят на этих животных. Однако многие селькупские собаки - универсалы, подготовленные сразу для всех видов охоты. Среднее количество собак в семье охотника - три.

Охота на соболя с собакой производится в ноябре, когда еще мало снега. При глубоких сугробах, в которых собака проваливается по самый живот, не может стремительно передвигаться и быстро устает, ее, как правило, на охоту уже не берут. В обязанности собаки входит перехватить соболиный след, преследовать зверя, загнать его на дерево и там удерживать, сигнализируя хозяину об этом событии лаем; находящийся неподалеку охотник слышит лай, подъезжает на упряжке или на снегоходе к дереву и делает выстрел; собака приносит ему подстреленного соболя. «Собаку выпускаешь, сидишь, ждешь, когда загавкает. На буране гоняются не в смысле, что ты

догоняешь его на буране, это собака работу делает. А ты только подъезжаешь, когда собака затявкала» [16]. Без собаки селькупы тоже охотятся на соболя, но производительность охоты при этом в разы падает.

В ценность (и стоимость) собаки селькупы измеряют ее способностями охотиться на пушного зверя, на что указывают данные фольклора. У селькупов есть сказка о том, как герой-бедняк обманул людей местного богача, продав им втридорога собаку, которая, якобы, самостоятельно и очень успешно добывала пушного зверя [11, с. 163-166]. Фольклорная хозяйка промысловых пушных угодий - от нее зависела промысловая удача охотника - часто рисовалась в образе собаки.

В охоте на лося, как считают селькупы, собаки «сами на лося выходят, на лося указывают», а потом «должны загонять его к хозяину, не по жопе гонять, а вот так, круг делать, вперед зайти, вот куда лоси идут, и спугнуть на хозяина - в обратную сторону. И желательно, конечно, чтобы собака светлая - белая, серая была, тогда лоси ее боятся, она по окрасу на волка похожа» [16]. То же самое требуется от собаки при охоте на медведя, кроме того собаки отвлекают медведя лаем, не позволяют ему броситься на охотника, дают хозяину возможность сделать смертельный выстрел.

Во время охоты на водоплавающую дичь, собака находит и вытаскивает подстреленную птицу из воды, принося ее хозяину.

3. Сторожевая и защитная функции собаки.

Вторая функция собаки в хозяйстве селькупов - сторожевая, сигнальная. Если хозяева едут по лесу или живут на стойбище, собака должна чуять диких животных, которые не видны, но находятся где-то поблизости, и лаем предупреждать хозяев об их присутствии. «Нужно, чтобы он в лесу всегда лаял, когда где-то что-то бежит, начеку был. О должен чуять зверя и предупреждать. Сигнализация, вот у вас как сигнализация есть. Залаяла собака, все - вышел, посмотрел, что, где. Я обычно так, когда в лесу - собака лает, я сразу же на улицу и стою, смотрю, где, что. Медведь, например, к стойбищу подошел, она лает, сигнализирует» [16].

Лаем собаки также сообщают хозяевам о приезде родственников, гостей. Если родственники приехали в гости, и собаки не встретили их лаем, значит, хозяев нет дома, они ушли вместе с собаками на промысел.

В прошлом селькупы, уезжая на пару дней в поселок, оставляли детей на стойбище под «присмотром» собак. «Мама всегда говорила, Неток, сиди, мы скоро приедем с батей. Ну, ладно, я привяжу собак вокруг чума, вокруг собак завяжу, чтобы не страшно было. Они рано утром приедут, слышу мотор» [16].

В спайке со сторожевой функцией собаки идет защитная, когда собака защищает хозяина и его оленей от медведя или волка. От одного из информантов автор слышала, как собака спасла человека от медведя: медведь разорвал собаку, а человек остался жив. Защищают от волков только особые зверовые собаки. «Собака-то что, на волка она и не пойдет, в общем-то. Это есть такие, как та, которую я с Лабатнанги привез, ее предки крутые зверовые собаки были. Вот тот один кидался на стаю волков. Стая, конечно, могла его порвать, я вовремя успел других собак пустить. Мы с оленями сидели недалеко, волки пришли, одиннадцать волков. Это давно было» [16].

Обычно собаки селькупов не дают своим хозяевам эффективной защиты ни от волка, ни от медведя, если не считать защитой предупреждение лаем о появлении зверя. «Медведь иногда такой наглый бывает, сам приходит прямо. К нам вот летом сам приходил. Мы живем нормально - Никандр, я и собаки, больше никого нет. Такой наглый - прямо туда, где я делаю юколу для себя, залезал и юколу забирал. Собаки рядышком идут, он тоже рядышком идет, то туда, то туда отмахнет. Собаки рядышком идут, он шагом. Ну, собаки не отпугивают, он даже собак не боится. Собаки рядышком, и он тоже рядышком. Не то что рысью или как, а так» [16]. То есть даже отпугнуть крупного хищника селькупские собаки, как правило, неспособны.

Интересно, что обычные лайки, не зверовые, волков боятся больше, чем медведей. «Волков эти собачки боятся. Когда волк приходил, они лаяли, конечно. Но они не столько медведей боятся, сколько волков» [16].

4. Оленегонная функция собаки.

В традиции мелкостадного таежного оленеводства селькупов не было пастушеской собаки. В советское время, в период работы оленеводческих совхозов, где содержались стада в несколько

тысяч голов оленей, селькупы, как уже говорилось, стали использовать оленегонных собак, обменивая их у соседних ненцев. После развала совхозов необходимость в пастушеских собаках у селькупов опять отпала.

Интересно, что след от использования пастушеских собак в селькупском оленеводстве обнаруживается сегодня в частных оленеводческих хозяйствах. «Раньше были такие собаки, а сейчас нет. У нас раньше была такая собака, которая оленей сама пригоняла домой. Отпустишь ее - все, обежит всех и вот так бегает, крутит, чтобы никто... Пригоняет, когда вам олени нужны -отпустил собаку, она пригнала и сторожит, чтобы никто в лес не убежал. У нас была такая раньше собака, а сейчас нет, сейчас есть буран - сели на буран, пригнали. А раньше собака с оленями помогала»; «Если их (ненецких лаек - О.С.) натаскать-то, они будут за оленями следить. Натаскивают их. Зимой-то я пускаю их за оленями, чтобы пригнали оленей. Их же учить надо, чему научишь, то и будут делать. Они намного смышленее, чем наши» [16].

Сняв с ненецких собак обязанность помогать с оленями, селькупы нашли им применение в других сферах. Как уже упоминалось, сегодня селькупы держат довольно много ненецких лаек, из них вышли хорошие сторожа и охотники.

В отличие от собак, обученных пастушескому делу, охотничьи лайки всех типов, включая лаек ненецких, по отношению к оленям ведут себя как хищники, в них, когда они видят оленя, просыпаются звериные инстинкты. «Мои собаки оленей не охраняют. Их к оленям только подпусти, они их сожрать готовы. У меня сколько лет собака была одна - как олень подойдет, только шерсть летит. Хотя вырос с оленями. Только пусти на свободу. Поэтому постоянно на привязи был у меня. Я, когда в лес на буране ехал, его таскал. А так, если на нартах поедешь, он прибежит, где нарты, запутает, оленей подергает» [16].

Вот еще один рассказ на эту тему: «Году в 2000-ом мы ехали с дядькой, перегоняли оленей, стадо, в Ратту - ехали на упряжке, олени шли следом. Собаки спугнули оленей, и те пошли на обгон, так ломанулись, что упряжку в снег втоптали, свернули шею вожжевому оленю, погиб также один из оленей, привязанных сзади к нартам; люди, что были в нартах, чудом остались целыми. Такой типично-нетипичный случай» [16].

На одном из стойбищ, которые мы посетили в 2021 г., мы застали искалеченного хора, которого накануне «погоняли» собаки. Двое суток он лежал с опухшей ногой и не мог встать, хозяевам пришлось делать ему операцию - разрезать опухоль и выпускать оттуда кровь. Напавшие на него собаки прибежали из поселка, расположенного на расстоянии четырех километров от стойбища [16].

У большинства хозяев-оленеводов собаки круглый год сидят на привязи. Гости, приехавшие на стойбище с оленями, тоже привязывают своих собак - так у селькупов принято.

Даже те собаки, которые спокойно реагируют на оленей, не сидят на привязи («они ничего не делают, безобидные, я их даже не привязываю») и имеют пастушеские задатки, все равно иногда «ведут себя плохо». «У Петровича не привязаны собаки. Но, когда мы обратно пошли, черненькая его собачка побежала гонять оленей. Самовольно побежала. Он ей за это не задаст, но она потом к нему долго не подойдет, потому что знает, что провинилась» [16].

5. Ездовая функция собаки.

По данным ряда исследователей, в XIX в. - первой четверти XX в., не имевшие оленей туруханские селькупы, как и другие безоленные жители Туруханского края, использовали собак в качестве ездовых животных [2, с. 237-240; 3, с. 672; 12, с. 515-516; 13, с. 166; 14, с. 58, с. 77-78]. Запрягая в оленную нарту по две «добрых» собаки, они отправлялись в тундры осматривать ловушки, проезжая в день более 60 верст [2, с. 238]. «Безоленные селькупы при ходьбе на охоту употребляли ручную нарту, на которой охотник вез продукты питания и боеприпасы. Ручная нарточка (канджи) по своей конструкции отличалась от оленной и была сходна с кетской. В эту нарточку в помощь охотнику иногда впрягали собаку» [3, с. 672]. Собаки, которые помогали везти груз, были в то же время охотничьими собаками [13, с. 166].

Как утверждают современные информанты, тазовские селькупы никогда не ездили на собаках и не возили на них грузы, также не было у них ручной нарты. Этой информации вполне можно доверять, поскольку у всех тазовских селькупов раньше были олени, и даже у самых бедных из них хоть пара оленей, да имелась, своя или одолженная на зиму у родственников.

Современные селькупы «завязывают» щенков на детские снегоходы без мотора, чтобы щенки катали детей. «А взрослые собак никуда не впрягают - зачем, у нас олени для этого есть» [16].

6. Критерии отбора щенков.

У каждого охотника, как уже говорилось, в среднем имеется по три собаки. Помимо охотничьей специализации собак это связано с их возрастом. Престарелой представляется собака в возрасте от 10 лет, когда она уже не может в полной мере выполнять свои охотничьи обязанности. Нового щенка ей на замену берут раньше, не дожидаясь ее немощи.

При выборе щенка главным считается определить, станет ли он охотничьей собакой, и есть ли у него задатки охотника. Для этого наблюдают за ним, выясняют, «бежит он на все живое или не бежит», то есть, реагирует он в лесу на бурундуков, белок, птиц и прочих животных или не реагирует. Собака с хорошим охотничьим инстинктом (и нюхом) должна реагировать. «Вот мы по лесу ехали, она там лаяла, и здесь ехали, лаяла, прямо из лодки учуяла» [16]. «Взяли, посадили себе собаку, то есть прибрали себе, и кормим, отращиваем, и смотрим, какой пойдет, какой не пойдет, на глаз, короче. Щенок если вырос, если он бегает, на белок, бурундуков лает, значит это нормальная собака. А та, которая лежит во дворе, ни в лес, никуда не бегает, за хозяином не бегает, значит, плохая собака, значит, все уже, в отход» [16].

Отбор производится также «по сучке»: если предыдущие щенки от какой-то сучки охотились, берут щенков у этой сучки. «Вот у гениной сучки, маленькой такой, брали щенят, но они не охотились. А вот сейчас, в прошлом году я взяла щенка, сучку, она охотится, у всех, кто у меня щенков брал, охотятся. Вот Саша снова пришел, щенка от моей сучки посадил, типа она охотится» [16].

Важным моментом в выборе щенка для охотничьей работы была «легкая рука» его первого хозяина - того человека, кому принадлежала ощенившаяся сучка. Этот человек, якобы, влиял на его характер, способности и развитие. «Я вот любую собаку сажу, или породу такую приобретаю, у людей беру собаку, и у меня они сами начинают охотиться, все что движется, тащить. Это не у собак в генах, это у меня, когда я сажу. Допустим, есть такое, что специально оленя отдают тому человеку, у которого много оленей разводится. Допустим, я отдам ему теленка, на следующий год этот теленок потомство принесет, потом еще потомство от потомства, и получится много. А другой себе возьмет, и олень потеряется, либо будет бездетным ходить. Это от человека зависит. И также с собаками. Вот я сучку посадила, и она охотиться сама стала, никто ее не таскал. Не знаю, почему так. Просто в детстве. посадят собаку, я сама посажу, специально отец садил, чтобы это. потом отдавал, а у меня на крупное только шел, на медведя и на лося. Я приеду домой, ору, где мой щенок, а они уже отдали щенка моего - потому что он охотится. У отца была сучка, тоже лайка, и она много щенят приносила. А нас в семье пять детей было. И вот, каждый садил щенков, и они вырастали, до сих лет даже сидели в лесу, и пока они маленькие, мы их кормим, туда-сюда, уезжаем на учебу, и все, они к осени подрастают, уже все, смотрят, куда идут. Мой всегда ходил на лося и на медведя, сразу. Полгода щенку, он сам уже. Полгода щенку, он уже все проверяет, и там уже сразу видят, кто на кого пошел. А бывает, что некоторые собаки сзади всех плетутся, никуда не бегают. Это уже не собака. Его сразу не ликвидируют, долго держат, вдруг он поздно пойдет, ждут же. Все же собаки разные, кто-то рано идет, кто-то позже пойдет. Вот, проверяем. Первый хозяин на щенка влияет, вот у Эдика, когда он садит, все собаки кусачие вырастают» [16].

Некоторые селькупы практикуют такой способ отбора как оставление щенка одного в лесу: если он выживает, то становится охотником. Щенка в лесу оставляют специально или «случайно». «Ну как, я сам так и делаю, в лесу собаку оставляю, не знаю, некоторые так тоже делают»; «У меня хорошая собака. Как отбирал? - Просто один раз он потерялся, неделю в лесу жил, потом он появился. И по этому стало понятно, что из него выйдет хороший охотник» [16].

Собак, которые не оправдали ожидания, не проявили охотничьих качеств, селькупская традиция предписывает убивать. «Если не охотится, его ликвидируют сразу» [16]. Соблюдают эту традицию не все селькупы. Способами убийства собаки является удавление, оставление в лесу, один из информантов говорил о какой-то яме, из которой приговоренная собака не может выбраться.

Многие селькупы утверждают, что слово «садить» в отношении собаки означает простое взращивание и содержание без обучения: «Ее не учат, она сама в след идет»; «Учить охотиться? Как ее учить-то. Да нет.» [16]. В том числе считают, что будущая охотничья специализация

проявляется у щенков сама по себе, посредством одних инстинктов: «У меня на крупное только шел, на медведя и на лося.. И там уже сразу видят, кто на кого пошел. Если хотят на крупную, на медведя, на лося, отдельно садят. Допустим, и на соболей отдельно садят. Есть некоторые только на дичь, для глухарей, для уток» [16]. Но фразы из интервью селькупов говорят об обратном: учитывая звериные инстинкты, хозяева щенков совершают некие действия, развивая в щенках ту или иную специализацию («отдельно садят»), то есть обучают щенков.

7. Обучение собак охотничьим обязанностям.

Обучение щенков у селькупов сложным не назовешь, но, тем не менее, оно есть. Селькупы озвучивают несколько рецептов того, как собаку обучают обязанностям, которые она должна выполнять на охоте. Самый практикуемый из них - «поставить» собаку на свежий след животного - объекта охоты, познакомить с запахом животного и пустить по следу: «Да, вот осенью на соболей, конечно, их учить надо. Вот щенка нынче Юра будет в лес возить. Как учат: увидели свежий след, показали, ткнули - если побежал и лает, то все. Один раз вот так. Если догонит один раз, то все, он дальше будет знать, что надо делать. Первый раз нужно подтолкнуть» [16].

Второй способ - дать щенку в наставники опытную собаку. «Когда собаку учат, в первые разы ее берут на охоту вместе с опытной собакой, чтобы она повторяла за ней ее действия, делала то же, что та собака» [16].

Этими двумя нехитрыми способами собак обучают охотиться на любое промысловое животное. «Никандр сам ее выучил на соболя, на всех в общем, чтобы и на лося шла, и на всех» [16]. Об обязанностях, которые имеет собака при промысле соболя, крупных животных и дичи, было уже рассказано выше.

Возраст, когда собаку начинают вывозить на охоту, полгода, год. «В год сучки идут на охоту, а кобели должны раньше идти, в полгода» [16].

8. Воспитание собак.

Важнее навыков охоты для селькупов является воспитание собаки, выполнение ею норм «общественного» поведения, без которых не были бы возможны ни использование ее на охоте, ни, в целом, сосуществование с человеком.

Как должна себя вести собака согласно селькупским традициям? В первую очередь от нее требуется, чтобы она была привязана к своему хозяину, следовала за ним повсюду и выполняла его команды. «Мы ее приучили за машиной бегать. Она маленькая была, зимой в колею поставили, чтобы за нами побежала, маленькая же, ее учили, ее не видно в колее даже, но бежит, в колее прямо. Зачем собаке уметь за машиной бегать? - Чтобы она бегала за мной. Вот это вот, если я поехала на любой машине или хоть на лодке, говорю: «Поехали», - она вот прыгает и едет. Я ее сама приучила, она маленькая была, на буран завязала, в корыто, и все, и привыкла. Говорю сейчас: «Поехали», - все, она садится и едет» [16].

Второе: собака должна проявлять дружелюбие к гостям хозяина, которые приходят к нему в дом, приезжают на его стойбище. В экспедиции 2021 г. произошел показательный случай: мы приехали к месту, где знакомые нашего проводника собирали ягоды. Нас встретили хозяйские собаки, очень злобно и угрожающе зарычали на нас и попытались укусить собаку нашего проводника, за что тот хватил их веслом, пояснив, что «так не положено собакам на гостей рычать, это дурное воспитание». Проводник акцентировал недостаток воспитания собак своих соседей: «Да хозяева не смотрят, конечно. Короче, я дал понять собаке, кто в доме хозяин, нечего бросаться» [16].

Возраст щенков, в котором селькупы занимаются их воспитанием - от рождения до года, делать это позже представляется у селькупов бессмысленным. Когда сестра нашего проводника предложила ему забрать себе полуторагодовалого алабая, которого держали ее дети в районном центре, он отказался, сославшись на то, что эту собаку учить уже поздно. «Я у них щенка просил, взрослая собака-то зачем мне? Они ее уже научили всяким примочкам, я же ее убью на второй же день» [16].

Из числа селькупских собак следует выделить невоспитанных особей, постоянно живущих в поселках («Их садят для того, чтобы объедки не валялись, для себя как бы садят» [16]), и некоторых воспитанных собак, которые, когда их привозят в поселок и не привязывают, забывают про свое воспитание: «У них, где олени, они круглый год на привязи сидят, а тут их привезли, отпустили, они бегают, сами не знают, куда бежать». Такие собаки творят в поселках всякое

безобразие. «Собаки, как у них свадьба начинается, не одну собаку, бывало, раздирали. Ужас. Сейчас-то они поспокойнее, а когда свадьбы, уже страшно, человека тоже сгрызут. Вот он тут лает, привязанный - Анчар. Я его сейчас берегу. Анчара чуть не съели, я тогда прям палку взяла и столько собак.. Про себя не думала, Анчар-то дороже. Вот такие они, нехорошие. Их много сразу здесь бывает очень» [16]. Автор много раз была свидетелем, как жители поселков разгоняли грызущихся в зоне их досягаемости собак пинками, кулаками, страшным криком.

Такие собаки представляют большую угрозу для оленей, на которых селькупы приезжают в поселки на праздник День оленевода. Между жителями существует уговор - привязывать собак на время праздника, но выполняют его не все, «некоторые думают, что их собака оленя не обидит». Каждый хозяин оберегает своих оленей, как может, кого есть забор, олени стоят во дворе за забором, другие приехавшие останавливаются на стойбищах, расположенных в 3-4 км от поселка. Но, несмотря на принимаемые меры, собаки почти ежегодно задирают чьего-то оленя.

За нападение на оленя собаку «сразу кантуют», то есть убивают. «Помните нашего Эрика? Вот, его же застрелили. Его застрелили, потому что он оленя порвал, чужого. Оленя, который на гонку приехал». «Если собака оленя домашнего порвала, этим она сама себе подписала приговор. Стоит один раз ей оленя задрать, все, потом уже не остановишь. В привычку войдет, потом всех оленей вместо волков сожрет» [16].

За определенные провинности селькупы наказывают собак очень жестко. Но вместе с тем фиксируется много случаев мягкого обращения с собаками. Например, в одной семье, если собака задрала своего оленя, ее вообще не наказывают: «Что делают, когда домашнего оленя задрала? Да ничего не делают. Оставляют. Мясо сами едят, оленину» [16].

В полевых материалах автора есть несколько рассказов о том, как собаки проглатывали загнанного или уже подстреленного соболя. «Олег первый раз взял Анчара на охоту, так чуть его не убил. У него тоже собачка была, маленькая, тоже кобель, тоже охотничья. Анчар быстрый такой, он быстро нагоняет, в молодости быстрее всех собак был, за что Никандр Иванович его и ценил. Олег соболя загнал наверх, пристрелил, Анчар соболя в охапку взял и чесанул. Олег рассказывал, что сначала гонял, гонял, потом кричал, кричал, потом весь выдохся, а Анчар не дает и все, думал, что сейчас пристрелит его. Только сел, ружье зарядил, чтобы показать, что пристрелит, как Анчар соболя выплюнул и сидит. Я говорю, если бы домой ты пришел, я бы спросила, где Анчар, что бы ты ответил. Олег говорит: «Я бы тебе соболя отдал» [16]. Или другая история: «Там была лайка, и сын ее. Обоих Никандр Иванович пустил по следу. Лают, уже загнали. Немного не доехал - тишина. По ихним следам едет. Пришел, говорит, оба сидят. Посмотрел -пятно крови и оба ходят так, как ни в чем не бывало. И не лают. Думает, наверное, кто-то проголодался. Обоих, говорит, привязал, а дорога-то готовая, повернул, быков разогнал, а они тоже, эти собаки, галопом бегут. Резко остановил, смотрит, кого вырвет. Лайку точно вырвало всю. Смотрит - и шерсть, и кости соболиные. А она хорошая охотница была. Подумал, да ладно с соболем этим, ее погладил еще, дальше поехал. Соболь уже знает, когда снег глубокий, он летит, думает, что от собак оторвется, уйдет. Вот, наверное, как он летел, она его там налету и схватила, так и сразу проглотила, пожевала немножко и проглотила» [16]. То есть за испорченного соболя собаки, как правило, не подвергаются наказанию. Некоторые селькупы говорят, что, если собака съела соболя, значит, ее кормили плохо. Нужно заметить, что собаки шкурку соболя не едят.

Собака у селькупов должна «бегать» за своим хозяином, слушаться его, хорошо себя вести. Понятие собачьей верности у селькупов существует, но большого значения они ему не придают. «Да они и так все верные будут. В лесу же никого нет, кроме хозяина» [16]. Высшей формой отношений хозяина и его собаки следует считать способность собаки чувствовать его настроение, понимать его без слов и выдавать соответствующую его состоянию реакцию. «Она знает, когда я рассержусь. Она не смотрит на меня, но она уже чувствует мое настроение. Если у меня хорошее настроение, мол, Лада, собирайся, поедем, то у нее тоже, она рада. Или вот она опять нагребла вот тут песку, я прикрикнул на нее, и она убежала куда-то - переживать. Она сама такая пугливая, я ее никогда не бил, но она сама просто так боится, окрика боится грубого. Ругать-то мне ее не за что, оленей у меня нет, она не хулиганит» [16]. Похожую чуткость автор наблюдала у другой собаки, которая самовольно убежала к оленям своего хозяина, пугнула их и потом долго к нему не подходила, держалась подальше, потому что знала, что провинилась. Хозяин при этом ей не сказал ни слова [16].

9. Содержание собак.

Собаки у селькупов живут на улице, в дом их не пускают. На стойбищах, где есть олени, собак привязывают к шесту, воткнутому в землю рядом с конурой. В конуре собака прячется от дождя, мороза, гнуса и комаров. Селькупская конура имеет следующую конструкцию: яма в земле, похожая на звериную нору, накрывается настилом из жердей или бревен, фасад конуры оформляется двумя парами деревянных столбиков по краям от входа, которые подпирают переднюю жердь настила, вход завешивается куском брезента или тряпкой. Варианты конструкции конуры - просто нора или просто яма без деревянных элементов. В поселках собачьи конуры обычно имеют вид деревянной будки. Собаки часто сами роют себе ямы, в которых спят, в песке или снегу, селькупы называют эти ямы зимками. Поскольку из каждого правила есть исключения, в каких-то случаях собаку все-таки пускают в дом/чум, например, когда собака ощенилась зимой с самые морозы, или, если хозяйке холодно спать, и щенок под боком заменяет ей грелку.

Кормежка собак различается по сезону. Летом, когда рыба легко ловится, селькупы собакам еду не варят и кормят их два раза в день свежей рыбой. В том случае, если рыбы мало, начинают варить. Когда нет рыбы, дают собакам то, что найдется в доме, например, заплесневелые сухари, которые предварительно размачивают. Селькупские собаки совсем неприхотливы в еде, если не сказать всеядны. Собаки-охотницы летом сами добывают себе дополнительное питание - ловят бурундуков, кротов, мышей, отчего, как говорят селькупы, становятся «квадратными». Собака (непривязанная) может оставаться на стойбище без хозяина и кормежки до двадцати дней, и питаться самостоятельно тем, что найдет сама, подножным кормом. Зимой, «когда труднее рыбу ловить», питание у собак иное: «Зимой собак кормить два раза обязательно - утром и вечером, особенно в морозные дни. Мы им специально варим с крупой или с мукой, суп им делаем. Рыбу туда кидаем, с макаронами там, например, густой суп делаем» [16]. Зимнюю рыбу варить необходимо также потому, что она или замороженная, или сухая (юкола - «она же как сухарь»). Каждой собаке для еды положена своя миска: «Варим в одном котле, а кормим из разной посуды, из разных мисок» [16].

Давать еду собаке может только ее хозяин или кто-нибудь из его близких, с которыми он постоянно живет, постороннему человеку кормить чужую собаку запрещено. Однако у многих селькупов периодически возникают проблемы с прокормом своих собак, и тогда это правило нарушается. «Олега щенок у нас сейчас живет, ему нечем кормить, Олег пьяный ходит, сам не кушает и щенка своего не кормит» [16]. «Тут и не мои собаки, хозяев несколько. Я их всех кормлю, ловлю рыбу. Потом разбирают, скоро заберут, осенью, когда охота начнется» [16]. Вообще прокормить сразу нескольких собак не так-то просто, их хозяева должны почти ежедневно рыбачить, а на зиму им необходимо сделать большой запас рыбы. «Сейчас рыбу для собак заготавливаем. Когда речка встанет, варить начнем. Мы с женой одну рыбку в день съедаем, а они по две в день едят, на пятерых получается десять рыб в день. Ведро варева за раз съедают» [15].

Если селькуп находится в долгой дороге, он свою собаку не кормит: «Собака может и голодной побыть, ей ничего не будет за несколько суток, она двадцать дней может выдержать некормленая - если хорошо упитанная собака. Чем стройнее, тем борзее» [16].

Старых собак селькупы не выбрасывают, а продолжают кормить до последнего их вздоха. «Матери собака еле ходит, скоро сдохнет. Он глухой совсем, зубов нет. Чтобы покормить, мать его вот так зовет, не кричит, а рукой машет. Он увидит, подойдет» [16]. Старые охотничьи собаки, которые чувствуют наступление конца, обычно уходят из дома - пропадают. «Вот у меня еще были две старые собаки, так они в один год почти что умерли, с 90-х годов у меня эти собаки были. В две тысячи каком-то году у меня сначала один пропал, потом второй» [16]. О старых заслуженных собаках селькупы рассказывают исключительно с уважительной интонацией.

Итак, подводя итоги исследования, отметим, что в нем впервые, на основе главным образом полевых материалов автора, было сделано всестороннее описание одного из важных элементов культуры северных селькупов - отношений человека и собаки, определено место собаки в традиционной и современной селькупской системе жизнеобеспечения. Селькупская собака была рассмотрена по ряду характеризующих ее позиций. Исследование установило, что собака, которая с древнейших времен являлась спутником и помощником человека, по породе своей была лайкой, единственной собакой, способной выживать в суровых условиях Севера и нести на себе тот груз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обязанностей, которые на нее возложили. В традиционной системе жизнеобеспечения очень многое зависело от собаки. Собака выполняла охотничью, сторожевую/защитную, а также, фрагментарно, пастушескую и ездовую функции. В исследовании дано опровержение расхожим или принятым в узком кругу ученых мнениям, что селькупы использовали собаку как ездовое животное, видели в собаке эффективного защитника от волков и медведей и не подключали ее к участию в пастушении оленей. Было выявлено, что ездовым животным собака служила только безоленным туруханским селькупам, пастушение стад с собакой селькупы производили в советский период, когда у них практиковалось крупностадное оленеводство, и отпугнуть от человеческого жилья волков и медведей обычная лайка не могла, так как они ее не боялись. В исследовании подробно рассматриваются все связанные с собакой звенья традиционной селькупской системы жизнеобеспечения - приобретение и критерии отбора охотничьих щенков, обучение и воспитание собаки, особенности содержания, включая питание. Работа над темой показала, что отношения селькупов с собакой по названным позициям воспроизводят традицию и практически не меняются во времени.

Литература и источники

1. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 606 с.

2. ТретьяковП.И. Туруханский край, его природа и жители. - СПб.: Тип. Безобразова, 1871. - 316 с.

3. ПрокофьеваЕ.Д. Селькупы // Народы Сибири. - M.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. - С. 665-687

4. Адаев В.Н. Селькупы Верхнего Таза: межкультурные связи и пути сообщения с населением соседних речных бассейнов в XVIII-XX вв. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2014. - № 1. - С. 124- 132.

5. Степанова О.Б. Злая или добрая: к вопросу о главном мифологическом образе селькупов // Омский научный вестник. -2006. - № 8. - С. 52-55.

6. Степанова О.Б. Селькупы села Совречка // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2015. - № 3 (30). - С. 126134.

7. Степанова О.Б. Социальная политика государства по отношению к коренным малочисленным народам Севера в начале XXI в. (на примере северных селькупов) // Социальные отношения в историко-культурном ландшафте Сибири. - СПб.: ЫАЭ РАН, 2017. - С. 349-444.

8. Ливеровский Ю. Лайки и охота с ними. - M.: Изд. Журн. «Охота и природа» Леноблохотсоюза, 1927. - 16 с.

9. Шерешевский Э.И. Лайки и охота с ними. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1965. - 107 с.

10. Широкий О. Северные собаки и их занятия в современном мире // https://goarctic.ru/society/severnye-sobaki-i-ikh-zanyatiya-v-sovremennom-mire/ - дата обращения 15.05.2022

11. Сказки народов Севера. - M.-Л. : Художественная литература, 1959.

12. Маслов. Бродящие народы Туруханского края. Отрывок из статистических записок Енисейской губернии // Заволжский муравей (Казань). - 1833. - № 9. - С. 506-523.

13. Островских П.Е. Баишенские «остяки» (остяко-самоеды) Туруханского края в конце XIX в.// Советский Север. - 1931. -№ 7-8. - С. 161-181.

14. Доннер К. У самоедов в Сибири. - Томск: Ветер, 2008. - 176 с.

15. Полевые материалы автора (ПЫА) 2014 г., собранные в поездке к селькупам Туруханского района Красноярского края.

16. Полевые материалы автора (ПЫА) 2021 г., собранные в поездке к селькупам Красноселькупского района Тюменской области.

References and Sources

1. Golovnev A.V. Govoryashchie kul'tury: tradicii samodijcev i ugrov. - Ekaterinburg: UrO RAN, 1995. - 606 s.

2. Tret'yakov P.I. Turuhanskij kraj, ego priroda i zhiteli. - SPb.: Tip. Bezobrazova, 1871. - 316 s.

3. Prokofeva E.D. Sel'kupy // Narody Sibiri. - M.-L.: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1956. - S. 665-687

4. Adaev V.N. Sel'kupy Verhnego Taza: mezhkul'turnye svyazi i puti soobshcheniya s naseleniem sosednih rechnyh bassejnov v XVIII-XX vv. // Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. - 2014. - № 1. - S. 124- 132.

5. Stepanova O.B. Zlaya ili dobraya: k voprosu o glavnom mifologicheskom obraze sel'kupov // Omskij nauchnyj vestnik. - 2006. - № 8. - S. 52-55.

6. Stepanova O.B. Sel'kupy sela Sovrechka // Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. - 2015. - № 3 (30). - S. 126-134.

7. Stepanova O.B. Social'naya politika gosudarstva po otnosheniyu k korennym malochislennym narodam Severa v nachale XXI v. (na primere severnyh sel'kupov) // Social'nye otnosheniya v istoriko-kul'turnom landshafte Sibiri. - SPb.: MAE RAN, 2017. - S. 349-444.

8. Liverovskij Yu. Lajki i ohota s nimi. - M.: Izd. ZHurn. «Ohota i priroda» Lenoblohotsoyuza, 1927. - 16 s.

9. Shereshevskij E.I. Lajki i ohota s nimi. - Sverdlovsk: Sredne-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo, 1965. - 107 s.

10. Shirokij O. Severnye sobaki i ih zanyatiya v sovremennom mire // https://goarctic.ru/society/severnye-sobaki-i-ikh-zanyatiya-v-sovremennom-mire/

- data obrashcheniya 15.05.2022

11. Skazki narodov Severa. - M.-L.: Hudozhestvennaya literatura, 1959.

12. Maslov. Brodyashchie narody Turuhanskogo kraya. Otryvok iz statisticheskih zapisok Enisejskoj gubernii // Zavolzhskij muravej (Kazan'). - 1833.

- № 9. - S. 506-523.

13. Ostrovskih P.E. Baishenskie «ostyaki» (ostyako-samoedy) Turuhanskogo kraya v konce XIX v.// Sovetskij Sever. - 1931. - № 7-8. - S. 161-181.

14. Donner K. U samoedov v Sibiri. - Tomsk: Veter, 2008. - 176 s.

15. Polevye materialy avtora (PMA) 2014 g., sobrannye v poezdke k sel'kupam Turuhanskogo rajona Krasnoyarskogo kraya.

16. Polevye materialy avtora (PMA) 2021 g., sobrannye v poezdke k sel'kupam Krasnosel'kupskogo rajona Tyumenskoj oblasti.

СТЕПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела Сибири, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) (stepanova67@mail.ru).

STEPANOVA, OLGA B. - Ph.D. in History, Senior Researcher at the Department of Siberia, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (Russia, Saint Petersburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.