Научная статья на тему 'СОАВТОРСТВО, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ'

СОАВТОРСТВО, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
973
152
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
соавторство / совместное творческое участие / неимущественные права соавторов / исключительные права соавторов / соглашение. / co-authorship / joint creative participation / non-property rights of co-authors / exclusive rights of co-authors / agreement.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фаст Ольга Фёдоровна

В статье затрагиваются гражданско-правовые вопросы соавторства. Определены основания возникновения соавторства. Анализируется договор между авторами в отношении созданного объекта авторского права и который будет создан в будущем, отмечены преимущества такого договора. Отмечается, что такие соглашения направлены не только на регулирование абсолютно любых подготовительных мероприятий к созданию общего произведения, но и на регулирование всех правоотношений после создания произведения, вплоть до того, чьё имя будет стоять первым среди авторов произведения. Автор приходит к выводу, что принцип совместного использования произведения никаким образом не препятствует заключению между соавторами соглашения, которое будет определять порядок осуществления прав в отношении общего результата творческого труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CO-AUTHORSHIP, ITS CHARACTERISTICS AND TYPES

The article touches upon the civil law issues of co-authorship. The grounds for the emergence of co-authorship are determined. The contract between the authors in relation to the created copyright object and which will be created in the future is analyzed, the advantages of such a contract are noted. It is noted that such agreements are aimed not only at regulating absolutely any preparatory measures for the creation of a common work, but also at regulating all legal relations after the creation of the work, up to whose name will be the first among the authors of the work. The author comes to the conclusion that the principle of joint use of the work in no way prevents the conclusion of an agreement between the co-authors, which will determine the procedure for the exercise of rights in relation to the overall result of creative work.

Текст научной работы на тему «СОАВТОРСТВО, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ»

Л ^ î.sis^*

УДК 347.78.03

СОАВТОРСТВО, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ

CO-AUTHORSHIP, ITS CHARACTERISTICS AND TYPES

© Фаст Ольга Фёдоровна

Olga F. Fast

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) (г. Москва).

PhD (Law), Associate Professor of the Department of Civil and Business Law, The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) (Moscow).

И fastolga@mail.ru

Аннотация. В статье затрагиваются гражданско-правовые вопросы соавторства. Определены основания возникновения соавторства. Анализируется договор между авторами в отношении созданного объекта авторского права и который будет создан в будущем, отмечены преимущества такого договора. Отмечается, что такие соглашения направлены не только на регулирование абсолютно любых подготовительных мероприятий к созданию общего произведения, но и на регулирование всех правоотношений после создания произведения, вплоть до того, чьё имя будет стоять первым среди авторов произведения. Автор приходит к выводу, что принцип совместного использования произведения никаким образом не препятствует заключению между соавторами соглашения, которое будет определять порядок осуществления прав в отношении общего результата творческого труда.

Ключевые слова: соавторство, совместное творческое участие, неимущественные права соавторов, исключительные права соавторов, соглашение.

Abstract. The article touches upon the civil law issues of co-authorship. The grounds for the emergence of co-authorship are determined. The contract between the authors in relation to the created copyright object and which will be created in the future is analyzed, the advantages of such a contract are noted. It is noted that such agreements are aimed not only at regulating absolutely any preparatory measures for the creation of a common work, but also at regulating all legal relations after the creation of the work, up to whose name will be the first among the authors of the work. The author comes to the conclusion that the principle of joint use of the work in no way prevents the conclusion of an agreement between the co-authors, which will determine the procedure for the exercise of rights in relation to the overall result of creative work.

Key words: co-authorship, joint creative participation, non-property rights of co-authors, exclusive rights of co-authors, agreement

Для достижения наилучшего результата люди зачастую объединяются и стараются регулировать свои отношения самостоятельно. В плоскости права такое объединение не может не быть урегулировано конкретными нормами [2, с. 58].

В силу специфики объекта авторского права и специфики способов достижения результата законодатель предусмотрел весьма детальную регулировку правоотношений таких лиц [7, с. 385].

Соавторство термин специальный и применим исключительно в отношениях, регулируемых нормами авторского права и смешными с ним. Под соавторством понимается совместная творческая деятельность двух и более лиц, направленная на создание одного единого произведения, охраняемого нормами авторского права.

Целесообразно сказать об основных условиях возникновения соавторства.

Во-первых, совместный характер труда двух или более лиц. Под совместным трудом

стоит понимать целенаправленную трудовую деятельность двух и более лиц, которая направлена на достижение конкретного результата. Данная формулировка подразумевает, что не имеет никакого значения, в какой форме осуществлялась трудовая деятельность, важно лишь то, что результат был согласован и достигнут совместными усилиями.

Во-вторых, творческий характер труда двух или более лиц. Такой характер труда предполагает наличие общего замысла у двух и более лиц и осуществление деятельности, направленной на получение качественно нового результата, который ранее не существовал, воплощение общей идеи в объективную форму.

Для обозначения произведения, полученного в результате совместного творческого труда, используется понятие «коллективное произведение», что подразумевает под собой существования нескольких лиц, его создавших [6, с. 12].

■^mi

Кроме того, стоит понимать, что лицо, которое дополнило готовое произведение новым текстом не будет являться соавтором, в силу того что его труд не был совместным и не был направлен на воплощение общего замысла. Такое лицо будет являться автором текста, который он добавил к коллективному произведению [8, с. 156].

Подразумевается, что отношения соавторства могут возникнуть только в том случае, когда новое лицо вступает в процесс создания общего произведения на любой стадии, предшествующей непосредственно созданию произведения, и посредством творческого труда вносит вклад в итоговый результат.

Также необходимо отметить, что если автор просит доработать его произведение третье лицо, то между ними возникают отношения соавторства. Основание возникновения таких правоотношений будет являться - фактическая творческая работа третьего лица, а соглашения заключённые между автором и этим лицом об отсутствии соавторства не будут иметь юридической силы [5, с. 100].

Из данной формулировки видится ясным факт, что соавторство на общее (коллективное) произведение принадлежит соавторам совместно.

Как уже было обозначено, существование коллективного произведения предполагает существование отношений соавторства, которое базируется на нескольких фундаментальным принципах. Первый принцип заключается, в том, что всем авторам принадлежат и имущественные и неимущественные права на совместное произведение, данный принцип предполагает, что каждый из соавторов имеет равные права на получение вознаграждения в связи с коммерческим использованием произведения, а также имеет равные права на решения вопросов об отчуждении исключительного права на произведение. Второй начало выражается в совместном использование произведения. Однако здесь стоит понимать, что такое использование осуществляется на основе единогласия, что говорит нам о возможности определения судьбы произведения всеми соавторами. Такое положение, в свою очередь, предполагает существование «права вето», то есть исключительные права на произведение не могут быть отчуждены без согласия всех соавторов, что в свою очередь вносит ряд сложностей в данный процесс, если один из соавторов умер. Не законное использование объекта соавторства, в ряде случаев, может привести к привлечению к уголовной ответственности [3, с. 272-324].

Третьим принципом является ограничение запрета на использование произведения. Стоит понимать, что этот принцип распространяется исключительно на неразрывные произведения. Так в силу закона ни один из соавторов произведения не вправе отказывать в использовании произведения без отсутствия на это достаточных оснований. При этом законодатель предусматривает возможность устранения соответствующих противоречий в ходе судебного заседания.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) содержит нормы, которые абсолютно отчётливо дают понять, что существует два вида соавторства.

Первое это раздельное соавторство, при котором результаты творческой деятельности нескольких лиц, воплощённые в объективной форме и используемые для создания единого произведения, имеют самостоятельно значение и могут быть использованы отдельно, без нарушения целостности общего произведения. Наиболее ярким примером является процесс написания учебного пособия для высших учебных заведений за авторством нескольких лиц. В результате такого творческого труда создаётся единый объект авторского права, состоящий из множества глав, каждая из который отдельно также может являться объектом авторского права и может существовать в отрыве от всех остальных.

Второй вид - это нераздельное соавторство, при котором результаты творческого руда нескольких лиц образуют единый объект авторского права, вычленение частей из которого повлечёт его серьёзное повреждение и утерю всякой творческой ценности. Примером такого соавторства может послужить программа для ЭВМ, написанная несколькими программистами. Пока результаты творческого труда нескольких лиц существуют совместно, программа работает корректно, как только из программы убирается часть кода, написанная одним автором, программа перестаёт выполнять свою функцию и становится просто набором символов, не отвечающих требованиям её создания [4, с. 970].

Стоит понимать, что соавторы обладают равными права в отношении созданного ими произведения. Гражданское законодательство (п. 3 ст. 1258 ГК РФ) отсылает нас к п. 3 ст. 1229 ГК РФ, согласно которому каждый из соавторов имеет право использовать результат совместного творческого труда по своему усмотрению, однако распоряжение исключительным право на созданное соавторами произведение осуществляется ими совместно, что предполагает получение согласие всех соавторов на отчуждение исключительного права на произведение [10, с. 138].

Данное положение также даёт нам возможность сделать вывод, что получаемые от использования совместно произведения денежные средства или иные способы вознаграждения распределяются между соавторами в равных долях.

%

sisi®'

Стоит также отметить, что принцип совместного использования произведения никаким образом не препятствует заключению между соавторами соглашения, которое будет определять порядок осуществления прав в отношении общего результата творческого труда.

Однако нельзя не сказать, что, зачастую, между соавторами заключаются дополнительные соглашения, определяющие не только права каждого соавтора в отношении общего произведения, но и вклад каждого соавтора в ещё несуществующее произведение, порядок его использования. При этом необходимо понимать, что такие соглашения носят исключительно правовой характер, ведь объекта общего творческого труда ещё не существует, что исключает регулирование таких отношений нормами авторского права [1, с. 36].

Такие соглашения направлены не только на регулирование абсолютно любых подготовительных мероприятий к созданию общего произведения, но и на регулирование всех правоотношений после создания произведения, вплоть до того, чьё имя будет стоять первым среди авторов произведения. Стоит понимать, что такие соглашения в части регулирования правоотношений по результатам создания произведения и отчуждении исключительно права будут регулироваться уже нормами авторского права [9, с. 15].

Нельзя не отметить плюсы, которые может предоставить соглашение между соавторами. Во-первых, будет определён детальный порядок отношений между соавторами, что предоставит абсолютный инструмент в защите законных интересов всем авторам. Во-вторых, возможность досудебного урегулирования конфликтов интересов, основываясь на данном соглашении. В-третьих, возможность получения всего причитающегося вознаграждения за вклад в создание совместного произведения.

Кроме того, стоит понимать, что существуют ситуации, при которых заключение со-

глашение практически обязательно для одного из соавторов, например, один из соавторов осуществляет больший вклад в создание совместного произведения или совместное произведение имеет особую ценность для одного из соавторов, или совместное произведение сулит получение значительной прибыли.

При этом необходимо отчётливо осознавать, что часть произведения, которая может быть использована отдельно от общего произведения за авторством конкретного лица может использоваться им самостоятельно без получения на такое использование согласия остальных соавторов. Однако, такое положение существует только в том случае, если соглашением соавторов не предусмотрен иной режим использования отдельных частей произведения.

Положение п. 4 ст. 1258 ГК РФ содержит положение, согласно которому каждый из соавторов вправе принимать меры по защите своих прав, даже в том случае, если созданное произведение является неразрывным. Данная норма даёт нам понять, что любой из соавторов вправе обратиться за защитой своего права при выявлении нарушения прав авторов, даже если остальные соавторы при выявлении такого нарушения бездействуют.

Кроме того, необходимо сказать, что соавторство осуществляется исключительно на добровольных началах. Также стоит понимать, что лица, реально создававшие произведение, имеют право требовать исключения из числа соавторов любое лицо, которое не принимало участие в создании произведения [6, с. 116].

Стоит также отметить, что принцип совместного использования произведения никаким образом не препятствует заключению между соавторами соглашения, которое будет определять порядок осуществления прав в отношении общего результата творческого труда.

Материалы поступили в редакцию 08.01.2023 г.

Библиографический список (References)

1. Макарова, М. Авторское право и интернет / Марина Макарова. - Текст : электронный / / Наука и жизнь. - 2017. - № 4. -С. 34-37. - URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/31010/ (дата обращения: 12.09.2022).

2. Бутенко, С. В. Право интеллектуальной собственности : учебно-практическое пособие. - Томск : ТГУ, 2018. - 97 с. - ISBN 978-5-94621679-1.- Текст : непосредственный.

3. Вестов, Ф. А. Уголовно-правовые проблемы квалификации преступлений против собственности в экономической сфере и иных правонарушений, связанных с обогащением : монография / Ф. А. Вестов, Е. О. Глухова, О. Ф. Фаст ; под ред. Ф. А. Вестова. - Саратов : Саратовский источник, 2020. - 398 с. - ISBN 978-5-6044586-3-1. - Текст : непосредственный.

1. Makarova, M. (2017). Avtorskoe pravo i internet [Copyright and the Internet]. Nauka izhizn'. No. 4. P. 34-37. URL: https://www.nkj.ru/archive/ articles/31010/ (accessed 12 September, 2022).

2. Butenko, S. V. (2018). Pravo intellektual'noj sobstvennosti: uchebno-prakticheskoe posobie. [Intellectual property law : an educational and practical guide]. Tomsk. 97 p. ISBN 978-5-94621679-1.

3. Vestov, F. A. (2020). Ugolovno-pravovye problemy kvalifikacii prestuplenij protiv sobstvennosti v jekonomicheskoj sfere i inyh pravonarushenij, svjazannyh s obogashheniem : monografija [Criminal-legal problems of qualification of crimes against property in the economic sphere and other offenses related to

4. Гаврилов, Э. П. Комментарий к части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / Э. П. Гаврилов, В. И. Ерёменко. - М. : Экзамен, 2014. - 973 с. - ISBN 978-5-37701937-4. - Текст : непосредственный.

5. Кириллова, М. Я. Развитие авторского права / М. Я. Кириллова. - Свердловск : Изд-во Свердловского юридического института, 2011. - Текст : непосредственный.

6. Лебедь, В. В. Авторское право в правовой системе современного российского государства: проблемы терминологии / В. В. Лебедь // Труды Института государства и права РАН. - 2016. - № 1. - С. 116.

- ISSN 2073-4522. - Текст : непосредственный.

7. Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения : учебник / под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. А. Новосёловой. - М. : Статут, 2017.

- 512 с. - ISBN 978-5-8354-1327. - Текст : непосредственный.

8. Позднякова, Е. А. Право интеллектуальной собственности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова [и др.]; под общ. ред. Е. А. Поздняковой. - 2-е изд., испр. и доп.

- М. : Юрайт, 2019. - 321 c. - ISBN 978-5534-06660-9. - Текст : непосредственный.

9. Попов, Р. М. Нарушение авторских прав публичным воспроизведением музыкальных произведений / Р. М. Попов.

- Текст : электронный // Право и экономика. - 2011. - № 7. - С. 14-17. - URL: https://base.garant.ru/58100931/ (дата обращения: 17.10.2022).

enrichment : monograph]. Saratov. Saratovskij istochnik. 398 p. ISBN 978-5-6044586-3-1.

4. Gavrilov, Je. P. (2014). Kommentarij k chasti chetvjortoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii (postatejnyj) [Commentary on Part four of the Civil Code of the Russian Federation (article by article)]. Moscow. Jekzamen. 973 p. ISBN 9785-377-01937-4.

5. Kirillova, M. Ja. (2011). Razvitie avtorskogo prava [Development of copyright]. Sverdlovsk. Izd-vo Sverdlovskogo juridicheskogo instituta.

6. Lebed', V. V. (2016). Avtorskoe pravo vpravovoj sisteme sovremennogo rossijskogo gosudarstva: problemy terminologii [Copyright in the legal system of the modern Russian state: problems of terminology]. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN. No. 1. P. 116. ISSN 2073-4522.

7. (2017). Pravo intellektual'noj sobstvennosti. T. 1. Obshhie polozhenija: uchebnik, pod obshh. red. d.ju.n., prof. L. A. Novosjolovoj [Intellectual Property law. Vol. 1. General provisions, under the general editorship of L. A. Novoselova.]. Moscow. Statut. 512 p. ISBN 978-5-8354-1327.

8. Pozdnjakova, E. A. [et al.] (2019). Pravo intellektual'no) sobstvennosti: uchebnik i praktikum dlja akademicheskogo bakalavriata [Intellectual Property Law, textbook and workshop for academic undergraduate]. Moscow. Jurajt. 321 p. ISBN 9785-534-06660-9.

9. Popov, R. M. (2011). Narushenie avtorskih prav publichnym vosproizvedeniem muzykal'nyh proizvedenij [Copyright infringement by public reproduction of musical works]. Pravo ijekonomika. No. 7. P. 14-17. URL: https://base.garant. ru/58100931/ (accessed 17 October, 2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.