Научная статья на тему 'СНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ С ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛОВ СВЯЗИ КАК ОДИН ИХ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ'

СНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ С ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛОВ СВЯЗИ КАК ОДИН ИХ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1341
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ С ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛОВ СВЯЗИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОКАЗЫВАНИЕ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидченко Юрий Викторович

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты получения и использования в процессе доказывания результатов, полученных при проведении такого оперативно-розыскного мероприятия, как снятие информации с технических каналов связи. Анализ Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указал на отсутствие процессуальной регламентации проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, что влечет правоприменительную неопределенность и в ряде случаев невозможность использования результатов снятия информации с технических каналов связи в доказывании по уголовным делам. В результате проведенного исследования сформулированы предложения по корректировке ряда положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в части процедуры производства и предоставления результатов снятия информации с технических каналов связи органам предварительного расследования, в суд для дальнейшего их использования, что, по мнению автора, устранит существующие правоприменительные противоречия и будет способствовать развитию законности при защите правоохранительными органами государственных и частных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Демидченко Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETRIEVING INFORMATION FROM TECHNICAL COMMUNICATION CHANNELS AS ONE WAY TO OBTAIN DATA FOR PROVING A CRIMINAL CASE

The article examines theoretical and practical aspects of how information can be retrieved from technical communication channels and how the results can be used in the proving process. The analysis of Federal Law «On Crime Detection and Investigation” [verbatim: On Operational-Investigative Activities] revealed absence of procedural regulation of such activity, which entails law enforcement uncertainty and, in some instances, impossibility to use the results of retrieval for proving criminal cases. The study led the author to propose amendments to a number of provisions of the Federal Law in question. They concern the stages where results of information retrieval from technical communication channels are obtained and submitted for a preliminary investigation and for further use in court. That, in the author’s opinion, will eliminate current law-enforcement contradictions and contribute to a more legal attitude of law enforcement agencies to protection of public and private interests.

Текст научной работы на тему «СНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ С ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛОВ СВЯЗИ КАК ОДИН ИХ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 343.1

Б01: 10.18522/2313-6138-2021-8-4-11

Демидченко Юрий Викторович,

доцент кафедры уголовно-процессуального права, Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88

Demidchenko, Yuri V.,

Associate Professor, Department of Criminal Procedure Law, Russian State University of Justice, Rostov-on-Don branch; Associate Professor, Department of Criminal Procedure and Forensic Science, Law Faculty, Southern Federal University, 88 M. Gorkogo Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation

СНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ С ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛОВ СВЯЗИ КАК ОДИН ИХ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ

ДОКАЗЫВАНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ

RETRIEVING INFORMATION FROM TECHNICAL COMMUNICATION CHANNELS AS ONE WAY TO OBTAIN DATA FOR PROVING A CRIMINAL CASE

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты получения и использования в процессе доказывания результатов, полученных при проведении такого оперативно-розыскного мероприятия, как снятие информации с технических каналов связи. Анализ Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указал на отсутствие процессуальной регламентации проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, что влечет правоприменительную неопределенность и в ряде случаев невозможность использования результатов снятия информации с технических каналов связи в доказывании по уголовным делам. В результате проведенного исследования сформулированы предложения по корректировке ряда положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в части процедуры производства и предоставления результатов снятия информации с технических каналов связи органам предварительного расследования, в суд для дальнейшего их использования, что, по мнению автора, устранит существующие правоприменительные противоречия и будет способствовать развитию законности при защите правоохранительными органами государственных и частных интересов.

ABSTRACT. The article examines theoretical and practical aspects of how information can be retrieved from technical communication channels and how the results can be used in the proving process. The analysis of Federal Law «On Crime Detection and Investigation" [verbatim: On Operational-Investigative Activities] revealed absence of procedural regulation of such activity, which entails law enforcement uncertainty and, in some instances, impossibility to use the results of retrieval for proving criminal cases. The study led the author to propose amendments to a number of provisions of the Federal Law in question. They concern the stages where results of information retrieval from technical communication channels are obtained and submitted for a preliminary investigation and for further use in court. That, in the author's opinion, will eliminate current law-enforcement contradictions and contribute to a more legal attitude of law enforcement agencies to protection of public and private interests.

© Ю.В. Демидченко, 2021

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: снятие информации с технических каналов связи; оперативно-розыскная деятельность; доказывание; предоставление результатов; оперативно-розыскное мероприятие; предварительное расследование.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Демидченко Ю.В. Снятие информации с технических каналов связи как один их способов получения сведений, используемых в процессе доказывания по уголовному делу // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2021. Т. 8, № 4. С. 67-74. БОТ: 10.18522/2313-6138-2021-8-4-11.

KEYWORDS: retrieval of information from technical communication channels; crime detection and investigation; proving; submission of results; preliminary investigation.

FOR CITATION:

Demidchenko, Yu.V. Retrieving Information from technical communication channels as one way to obtain data for proving a criminal case. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2021. Vol. 8, No. 4. P. 67-74 (in Russian). DOI: 10.18522/2313-6138-2021-8-4-11.

Одной из задач, стоящих перед правоохранительными органами, является защита граждан и государства от преступных посягательств, связанная с своевременным выявлением подготавливаемых совершаемых и совершенных преступлений. Центральное место в этом направлении деятельности занимают органы предварительного расследования и оперативные подразделения, взаимодействие которых способствует достижению поставленных перед ними задач.

Исходя из положений действующего законодательства, установление обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках уголовного судопроизводства, осуществляется дознавателем, следователем и судьей либо судом, как путем проведения следственных действий, предусмотренных соответствующими главами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ), так и принятием процессуальных решений (статья 86 УПК РФ), к которым в полной мере стоит отнести вовлечение в уголовное судопроизводство сведений, предоставляемых оперативными подразделениями, полученных в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») [9].

Как показывает практика, на этапе проверки поступившей информации о подготавливаемом, совершенном, совершаемом преступлении, наиболее существенные сведения, указывающие на преступные намерения, собираются органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее ОРД), путем проведения тайных оперативно-розыск-

ных мероприятий (далее ОРМ). И особенно ОРМ, связанных с прослушиванием телефонных переговоров, снятием информации с технических каналов связи. Исходя их анализа практики, а также данных отчета Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, с 2019 года выявлено снижение использования телефонных переговоров абонентами сотовой связи. Пользователи мобильный устройств для общения все больше стали переходить к мес-сенджерам и социальным сетям. По итогам девяти месяцев 2019 года компания «ВымпелКом» отмечает сокращение трафика на абонента на 6 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, при этом интернет-трафик на абонента вырос более чем на 50 %. Наиболее активно отказываются от голосового трафика жители мегаполисов: так, в Москве и Санкт-Петербурге падение за 2019 год составило примерно 2,5 % [6]. В условиях вынужденной самоизоляции, возникшей в связи с введенными ограничениями в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции в 2020 году, большая часть компаний перешла на дистанционную форму работы, что также влияет на снижение телефонного трафика.

Из вышеизложенного следует, что наиболее результативным способом получения сведений, подтверждающих противоправную деятельность, является снятие информации с технических каналов связи (далее СИТКС).

Учитывая то обстоятельство, что законодатель в нормах федерального закона, определяющих деятельность оперативных подразделений, не уделяет особого внимания процессуальной регламентации проведения ОРМ и фиксации

их результатов, отсылая к нормам уголовно-процессуального законодательства (ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») либо к ведомственным нормативным актам, регламентирующим организацию проведения ОРМ, наблюдается процессуальная неопределенность в процедуре проведения ОРМ и оформление их результатов в том числе и при СИТКС.

Кроме того, проведенный в ходе исследования анализ практики показывает, что возникает ситуация, когда в отдельно взятых территориальных органах формируется свое, искаженное представление о порядке проведения того либо иного ОРМ, вызванное неправильной трактовкой положений ведомственных инструкций. Данное обстоятельство отмечено исследованием, проведенным Ю.П. Гармаевым и А.А. Обуховым; анализируя практику применения и оформления результатов оперативного эксперимента в ряде субъектов России, установили, что сотрудники оперативно-розыскных подразделений различных регионов в целях документирования оперативного эксперимента составляют не менее 14 различных документов. Причем практически каждый «региональный» вид документа отличался от остальных собственным названием, оригинальной формой, различным составом участников, собственной, местной спецификой проведения этого ОРМ [3, с. 74]. Аналогичную проблему выделяет в своей работе В.К. Зникин, указывая на то, что в современных условиях практически каждый субъект, уполномоченный на осуществление оперативно-розыскной деятельности, исходя из своей специфики, создает подзаконные акты. Эти нормативные документы между собой не всегда согласованы и регламентируют проведение одних и тех же оперативно-розыскных мероприятий каждый на свой лад [5, с. 145].

Прежде всего, необходимо отметить, что ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не дает понятия технических каналов связи. За прошедшие десятилетние многие ученые давали определение данного термина [14, с. 42; 12, с. 157; 4, с. 35], и мы солидарны с предложенной ими трактовкой рассматриваемого термина. Но на наш взгляд, в условиях стремительно развивающегося научно-технического прогресса и средств коммуникации не стоит ориентиро-

ваться на технические устройства, а взять за основу способы передачи данных. Представляется целесообразным отнести к техническим каналам связи радио- и радиорелейные каналы, факсимильные каналы, каналы космической связи, каналы сотовой связи, каналы, предназначенные для передачи коротких текстовых и мультимедийных сообщений, локальные вычислительные сети, включая и территориально распределенные, глобальную сеть Интернет со всеми ее возможностями по передаче данных с различными протоколами и методами сжатия информации. Исходя из этого, мы придерживаемся позиции, что в случае взятия под контроль объекта, представляющего оперативный интерес, при проведении прослушивания телефонных переговоров необходимо проводить СИТКС, так как данное мероприятие позволяет получить сведения, передаваемые и получаемые абонентом с использованием социальных сетей и мессенджеров, что в условиях развития виртуального способа передачи информации является естественной формой собирания сведений о преступной деятельности. Данное обстоятельство необходимо учесть на законодательном уровне при регламентации проведения ОРМ в условиях, закрепленных ч. 6 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», так как, исходя из практики, угрозы жизни, здоровью, собственности граждан поступают не только в виде устной речи в ходе телефонных переговоров, но и с использованием текстовых и видео сообщений, направляемых абоненту через социальные сети и мессенджеры, что может быть использовано при назначении психолого-лингвистических экспертиз в ходе расследования уголовных дел.

Анализируя положения ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» рассматриваемое ОРМ проводится на основании судебного решения при наличии сведений, указывающих на обстоятельства, перечисленные в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Вместе с тем Федеральный закон определяет случаи, позволяющие проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан без судебного решения при наличии условий, указанных в ч. 3 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также при согласии лица, поданного в письменной форме, в случае возникновения угрозы его жизни,

здоровью, собственности (ч. 6 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), при согласии одного из родителей несовершеннолетнего, поданного в письменной форме, в случае направления сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем (ч. 7 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). С последующим уведомлением суда о проведенном ОРМ.

Исследуя процедуру санкционирования ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, стоит сделать вывод об отсутствии единообразия в субъекте, дающего согласие на проведение ОРМ, так ч. 3, ч. 7 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляет данное право одному из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в то время как ч. 6 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает в субъектах санкционирования руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Ввиду того, что деятельность оперативных подразделений в описанных ситуациях предполагает молниеносное реагирование и осуществление действий по собиранию и фиксации сведений, представляется, что Федеральный закон искусственно ограничивает права руководящего состава оперативно-розыскных подразделений и в определенных ситуациях может тормозить принятие решения о производстве ОРМ в случаях не терпящих отлагательств.

В связи с вышеизложенным, предлагаем ч. 6 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» изложить в следующей редакции: «В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, а также снятие информации с технических каналов связи, используемых лицом на основании постановления, утвержденного одним из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов».

Изменения ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», произошедшие в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 311-Ф3 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона

"Об оперативно-розыскной деятельности"» [7], предоставили возможность оперативным подразделениям «...получать информацию о соединениях абонентского устройства, находящегося у несовершеннолетнего, с иными абонентами и (или) их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи.» при условии соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом. Однако законодатель не учел интересы всех возрастных категорий граждан, которым необходимо экстренное оказание помощи в условиях их безвестного местоположения. Учитывая то обстоятельство, что большая часть населения использует сотовую телефонную связь, способную автоматически подключаться к близлежащим передающим установкам, определение местоположения абонента не представляет особой трудности. Таким образом, необходимо на законодательном уровне закрепить возможность проведения СИТКС на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа в отношении всех возрастных групп без вести пропавших граждан, при наличии согласия одного из их близких родственников с последующим уведомлением суда.

Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» СИТКС проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, которые представляют инициатору ОРМ имеющиеся сведения, находящиеся на серверах хранения. Вместе с тем возможность исполнения поручений техническими подразделениями в определенных случаях затруднена использованием объектами оперативного интереса программ шифрования при отправке и приеме электронных сообщений. В сети Интернет находятся различные программные продукты с пошаговой инструкцией шифрования отправляемых файлов и сообщений, например Pretty Good Privacy. Суть работы заключается в том, что любой желающий может сгенерировать себе пару ключей. Публичный ключ (как это можно понять из названия), не является секретным — этот ключ может находиться в открытом доступе. С помощью этого ключа можно шифро-

вать сообщения и файлы. Причем сообщения и файлы шифруются только «в одну сторону» — расшифровать их, даже используя этот самый публичный ключ, уже невозможно. Их расшифровка возможна только при использовании соответствующего приватного ключа [17]. Кроме того, подразделения оперативно-технических мероприятий в настоящее время не в силах получать данные, хранящиеся на серверах мессенджеров, наиболее часто используемых российскими гражданами ввиду того, что они находятся за пределами Российской Федерации. Начало решения указанных трудностей положено Федеральным законом от 02.12.2019 № 425-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"» [8]. Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3704-р утвержден список российских программ для предустановки на продаваемые в Российской Федерации смартфоны, компьютеры и телевизоры с поддержкой Smart TV [11]. С развитием конкуренции в программных продуктах, используемых для технических устройств связи, произойдет постепенное замещение мессенджерами, разработанными российскими производителями, что положительно скажется на эффективности проведения СИТКС, полноте собирания сведений, используемых в качестве доказательств по уголовным делам.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в ст. 10 не определяет перечень оперативно-розыскных документов, составляемых по результатам проведения ОРМ, закрепленных ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Представляется, применительно к СИТКС, при получении данных от оперативно-технических подразделений оперативный сотрудник — инициатор ОРМ должен составить справку-меморандум, в которой изложить сущность относящихся к проверяемым событиям сведений с указанием времени и даты их передачи, что можно будет использовать как данные, указывающие на признаки состава преступления в ходе проверочных действий в порядке ст. 144 УПК РФ.

Проблеме возможности использования в уголовном процессе результатов ОРД посвящены труды многих ученых. Одни указывают на отсутствие процессуальной возможности использования результатов ОРД в процессе до-

казывания, ввиду того, что способы их получения не отвечают нормам процессуального закона [13, с. 104], другие — рассматривают ОРД как одно из направлений доказывания по уголовному делу [1, с. 47; 2, с. 51]. В своем исследовании солидарны с позицией ученых-процессуалистов, которые указывают на возможность использования в процессе доказывания непроцессуальной информации, лишь при неуклонном соблюдении основных постулатов доказательственного права и теории доказательств [16, с. 113]. Вместе с тем положения ст. 89 УПК РФ закрепляют недопустимость использования в процессе доказывания результатов ОРД, не отвечающим требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законодательством.

При оценке сведений, полученных в результате проведения ОРМ, дознаватель, следователь, судья либо суд устанавливают перечень обстоятельств, позволяющих определить их правовую пригодность для доказывания.

Поступающие от органов осуществляющих ОРД сведения должны отвечать требованиям допустимости и достоверности. Говоря о допустимости, то здесь прослеживается процессуальная сторона проведения ОРМ, закрепленная ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также выполнение рекомендаций, сформулированных нами выше. Достоверность есть соответствие сведений, содержащихся в представляемых материалах, фактически направленным (полученным) сообщениям абонента. Несмотря на то, что результаты СИТКС представляются техническими службами оперативных подразделений, которые получаются ими самостоятельно, либо при взаимодействии с операторами связи и разработчиками мессен-джеров. Предполагать возможность преднамеренного внесения искаженных данных в предоставляемые материалы не приходится, ввиду отсутствия заинтересованности субъекта, располагающего запрошенными данными.

Соответствие результатов СИТКС допустимости и достоверности позволит после их рассекречивания и предоставления в органы предварительного расследования либо в суд, при выполнении процессуальной процедуры введения сведений ОРД в уголовное судопроизводство, использовать их в процессе доказывания по уголовному делу, так как они изначаль-

но будут отвечать требованиям допустимости, достоверности [15, с. 55].

Действующая в настоящее время Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд от 27 сентября 2013 г. [10] (далее Инструкция от 27 сентября 2013 г.), в ряде своих положений не соответствует ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и уголовно-процессуальному законодательству.

Согласно п. 9 Инструкция от 27 сентября 2013 г. представление результатов ОРД для использования в ходе проверки процессуального повода, а также в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве, производится на основании постановления руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя). Тогда как в ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» такое право предоставлено только руководителю органа.

Указание на составление постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд в двух экземплярах, один из которых направляется в орган предварительного расследования для использования в рамках проведения проверки в порядке ст. 144 УПК РФ, а равно для приобщения к материалам уголовного дела, является излишним, так как данное постановление есть документ внутреннего оборота оперативного подразделения, определяющий согласие руководителя о направлении соответствующих материалов. Дознавателю, следователю, судье (суду) достаточно иметь в материалах проверки, либо уголовного дела официальный источник получения сведений, к которым можно отнести сопроводительное письмо с рапортом сотрудника оперативного подразделения о результатах оперативно-розыскной деятельности и подтверждающие легализованные материалы к нему. Кроме того, ст. ст. 143, 144, УПК РФ не содержат требования направлять постановление о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, а лишь говорят о рапорте об обнаружении признаков преступления и процедуре проверки сообщения и установления обстоятельств, указывающих на признаки состава преступления.

В соответствии с п. 17 Инструкция от 27 сентября 2013 г. разрешает делать копии, в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель. Вместе с тем ч. 5 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не содержит указания на возможность изготовления копии результатов телефонных иных переговоров, к которым мы относим результаты СИТКС, с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель. Кроме того, практика указывает на возможность потери данных сведений для процесса доказывания ввиду того, что конвертирование, перенос, копирование цифровых файлов влечет появление цифровых пустот на носителе, что может вызвать сомнения в их достоверности при проведении технико-компьютерных экспертиз. Исходя из этого, необходимо направлять цифровые материалы, полученные в результате СИТКС, дознавателю, следователю и в суд на тех носителях, которые были предоставлены оперативно-техническими подразделениями.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что в нынешних условиях стремительной цифровизации общества органы, осуществляющие ОРД, не только должны развивать технические средства выявления, фиксации оперативно значимой информации, но и ликвидировать правовые пробелы регламентации своей деятельности, а также взаимодействия с органами предварительного расследования и суда.

Литература

1. Агутин А.В., Осипов С.А. Место оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам // Следователь. 2003. № 2. С. 47-55.

2. Бозров В. Результаты оперативно-розыскной деятельности — статус доказательств в уголовном процессе // Российская юстиция. 2004. № 4. С. 46-48.

3. Гармаев Ю.П., Обухов А.А. Квалификация и расследование взяточничества: учеб.-практ. пособие. М.: Норма, 2009.

4. Громов Н.А., Гущин А.Н., Царева Н.П. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: учебно-практическое пособие. М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2003.

5. Зникин В.К. Гласное оперативно-розыскное мероприятие не может быть следственным действием // Вестник Кузбасского института. 2019. № 4(41). С. 142-146.

6. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Статистика

отрасли» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https:// digital.gov.ru/ru/pages/statistika-otrasli/#section-674 (дата обращения: 07.10.2021).

7. О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Федеральный закон от 02.08.2019 № 311-Ф3 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44568 (дата обращения: 07.10.2021).

8. О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»: Федеральный закон от 02.12.2019 № 425-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201912020057?index=1 &rangeSize=1 (дата обращения: 07.10.2021).

9. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-12081995-n-144-fz-ob (дата обращения: 07.10.2021).

10. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: Приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/3 98/68 // Российская газета. 13 декабря 2013 г. № 282(6258).

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3704-р [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202101060012 (дата обращения: 07.10.2021).

12. Таможенные преступления: уголовно-правовой анализ и общие вопросы оперативно-розыскной деятельности / под ред. А.В. Федорова. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 1999.

13. Томосов В.И. Проблемы допустимости доказательств на досудебных российского уголовного процесса: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2002.

14. Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности: научно-практический комментарий / под ред. И.Н. Зубова, В.В. Николюка. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Спарк, 1999.

15. Чупилкин Ю.Б. Уголовно-процессуальные требования, предъявляемые к оперативно-розыскной форме результатов ОРД // Российская юстиция. 2013. № 5. С. 54-56.

16. Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам. М., Норма. 2020.

17. PGP for Windows 95/98/NT/2000: руководство по инсталляции, настройке и применению [Электронный ресурс] // URL: http://netz.narod.ru/articles/pgp.html (дата обращения: 07.10.2021).

References

1. Agutin A.V., Osipov S.A. The place of operational investigative activity in criminal cases // Investigator. 2003. No. 2. P. 47-55 [in Russian].

2. Bozrov V. The results of operational investigative activities — the status of evidence in criminal proceedings // Russian Justice. 2004. No. 4. P. 46-48 [in Russian].

3. Garmaev Yu.P., Obukhov A.A. Qualification and investigation of bribery. Moscow: Norma, 2009[in Russian].

4. Gromov N.A., Gushchin A.N., Tsareva N.P. Operational-investigative activity: improving the forms of entry of its results into the criminal process: an educational and practical guide. Moscow: Shumilova I.I. Publishing house, 2003 [in Russian].

5. Znikin V.K. A public operational search event cannot be an investigative action // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2019. No. 4(41). P. 142-146 [in Russian].

6. Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation "Industry Statistics" // Official website of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation. URL: https://digital.gov.ru/ru/ pages/statistika-otrasli/#section-674 (accessed: 07.10.2021) [in Russian].

7. On Amendments to Article 8 of the Federal Law "On Operational Investigative Activities": Federal Law No. 311-FZ of 02.08.2019 // Official website of the President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44568 (accessed: 07.10.2021) [in Russian].

8. On Amendments to Article 4 of the Law of the Russian Federation "On Consumer Rights Protection": Federal Law No. 425-FZ of 02.12.2019 // Official Internet portal of legal information. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201912020057?index=1 &rangeSize=1 (accessed: 07.10.2021) [in Russian].

9. On operational investigative activities: Federal Law No. 144-FZ of 12.08.1995 (ed. of 02.08.2019) // Laws, codes and regulatory legal acts of the Russian Federation. URL: https:// legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-12081995-n-144-fz-ob (accessed: 07.10.2021) [in Russian].

10. On approval of the Instructions on the procedure for submitting the results of operational investigative activities to the body of inquiry, investigator or to the court: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Ministry of Defense of the Russian Federation, the FSB of Russia, the Federal Security Service of the Russian Federation, the Federal Customs Service, the Foreign Intelligence Service of the Russian Federation, the Federal Penitentiary Service, the Federal Drug Control Service of the Russian Federation, the Investigative Committee of the Russian Federation dated September 27, 2013 No. 776/703/509/507/1820/42/535/398/ 68 // Rossiyskaya Gazeta. December 13, 2013. No. 282(6258) [in Russian].

11. Decree of the Government of the Russian Federation No. 3704-r dated 31.12.2020 // Official Internet portal of legal information. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202101060012 (accessed: 07.10.2021 [in Russian].

12. Customs of the crime: criminal-legal analysis and common questions operatively-search activity, ed. by A.V. Fedorov. Saint Petersburg: Publishing house "Yuridicheskiy Tsentr Press", 1999 [in Russian].

13. Tomasov V.I. Problems of admissibility of evidence in the Russian pre-trial criminal process: dissertation for the degree of candidate of legal sciences. Samara, 2002 [in Russian]. 14. Federal Law on operational investigative activities: scientific and practical commentary / edited by I.N. Zubov, V.V. Nikolyuk. 4th ed., reprint. and additional Moscow: Spark, 199 [in Russian].

15. Chupilkin Yu.B. Criminal procedural requirements for the operational search form of the results of the ORD // Russian justice. 2013. No. 5. P. 54-56 [in Russian].

16. Shafer S.A. Evidence and proof in criminal cases. Moscow: Norma, 2020 [in Russian].

17. PGP for Windows 95/98/NT/2000: installation, configuration and application guide // URL: http://netz. narod.ru/articles/pgp.html (accessed: 07.10.2021) [in Russian].

Поступила в редакцию 19.10.2021 Received October 19, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.