Научная статья на тему 'СНОВИДЕНИЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А. ГОНЧАРОВА И Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО'

СНОВИДЕНИЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А. ГОНЧАРОВА И Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
508
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОН / СНОВИДЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ / ОБЛОМОВ / ГОНЧАРОВ / ДОСТОЕВСКИЙ / РАСКОЛЬНИКОВ / ФРЕЙД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Часыгова Л.М.

В статье рассматривается феномен сновидений как литературный прием, на примерах из отечественной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СНОВИДЕНИЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А. ГОНЧАРОВА И Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

выявить основную роль сновидений в художественном произведении на примере отечественной литературы. Нами были рассмотрены сновидения из следующих произведений:

1. Сон Родиона Раскольникова, «О забитой лошади» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

2. Сон Ильи Обломова из одноименного романа И.А. Гончарова «Обломов»

Многие ученые, среди которых были, Зигмунд Фрейд и Карл Юнг пытались растолковать тайну сновидений и объяснить сущность этого феномена. Зигмунд Фрейд говорил, что сон не бессмыслица, а искаженное, замаскированное осуществление вытесненного желания. Психолог говорил, что сновидения являются психическим явлением, которое можно объяснить, что оно состоит из осознанных и неосознанных желаний, которые были в реальной жизни. Сновидения забываются, так как не осознаются, а главное, что сновидения выявляют нашу неизвестную природу, наши истинные желания и черты, в которых мы боимся признаться даже самим себе (это называется подсознательное).

Карл Юнг утверждал, что сны не бессмысленный набор картинок и звуков, они выполняют важные функции, а именно: снимают эмоциональное напряжение, позволяет человеку пережить чувства, которые в реальной жизни он в себе блокирует, а также развивает спектр возможностей сознания и осознания. Ученый оставил ряд результатов по исследованию сновидений. Однако по-настоящему глубокие исследования по этому вопросу начали появляться только в начале XX века.

Сны издревле притягивали к себе философов, писателей, мистиков, художников, ученых, религиозных деятелей. В древние времена люди верили в то, что сновидения -это откровения богов, через которые они посылают людям знаки, а разгадать их тайный смысл, дано не каждому.

В художественной литературе сновидение - это достаточно распространенный

прием, который «служит для самых разнообразных целей формального построения и

художественной композиции всего произведения и его составных частей,

идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец,

43

изложения взглядов самого автора» Сновидения, как художественный прием встречается в литературе различных эпох и народов. К примеру, Гомер, живший еще в УШ-УП веках до нашей эры, применял сновидения в своих поэмах «Одиссея» и «Илиада», используя их как средство развития сюжета.

Сон Родиона Раскольникова (из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») «О забитой лошади» отражает в сознании героя трагическое событие, свидетелем которого он стал в детстве. Эмоциональная встряска, полученная им тогда, сильно повлияла на маленького Родю. Будучи взрослым человеком, отголоски этого потрясения отозвались в его душе в роковой для него момент. Сам Ф.М. Достоевский дает в книге небольшое примечание о сновидениях: «В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенною выпуклостию, яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью. Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими тонкими, неожиданными, но художественно соответствующими всей полноте картины подробностями, что их и не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как Пушкин или Тургенев. Такие сны, болезненные сны, всегда долго помнятся и производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбужденный организм человека»[2, с.57].

Раскольников засыпает с мыслями о смерти старухи-процентщицы. Его мучает бессмысленное убийство Алены Ивановны. Сон отражает борьбу его души и разума. Сложности принятия решения и противоречия съедают душу героя. Во сне он заново переживает этот психологический момент. Видит, как разъяренная своим пьянством, толпа людей убивает слабую лошадку, а он всеми силами заступается за нее, хотя в реальной жизни Родион Раскольников задумывает жестокое убийство, тем самым писатель показывает раздвоение личности своего героя.

«...Он пошел домой; но, дойдя уже до Петровского острова, остановился в полном

изнеможении, сошел с дороги, вошел в кусты, пал на траву и в ту же минуту заснул...

Страшный сон приснился Раскольникову...» [2, с. 57] С этой фразы начинается

описание злополучного сна. Читатель с самого начала сюжета находится в сжатом и

тусклом пространстве: «Время серенькое, день удушливый, местность совершенно

44

такая же, как уцелела в его памяти...» (по М.М. Бахтину «хронотоп») [2, с. 57] «И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу проходят мимо кабака ... Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на этот раз тут как будто гулянье. Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. В большую такую телегу впряжена маленькая, тощая соврасая крестьянская клячонка» [2, с. 58]. «Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями.

- Садись, все садись! - кричит один.

- Всех довезу.

Налезло человек шесть.

И хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения [2, с. 59]

Дальше монолог ребенка: «Папочка, папочка, - кричит он отцу, - папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют! Отец хочет увести маленького Родю, но он вырывается из его рук и бежит к лошадке «Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он видит, как ее секут. Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут. Один из секущих задевает его по лицу; он не чувствует» [2, с. 61]

А потом мальчик наблюдает еще более страшную картину, он видит, как хозяин лошадки достает оглоблю и с усилием размахивается, но не может с первого раза ее убить. Потом он достает железный лом и с размаху бьет ее по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает: «Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мокрую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы. Всхлипывает он, но дыхание ему захватывает, и слова криками вырываются из его груди.. Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе. Слава богу, это только сон! - сказал он, садясь под деревом и глубоко переводя дыхание.. Такой безобразный сон!» [2, с. 62]

Ф.М. Достоевский очень любил использовать в своих произведениях прием снов, они встречаются у автора во многих романах. В романе «Преступлении и наказании» они больше сгущают жизненную картину произведения, но во многом являются и

символическими. Сны служат средством раскрытия образа главного героя и авторской позиции.

Сон Обломова из одноименного романа Гончарова: «Где мы? В какой благословенный уголок перенес нас сон Обломова? Что за чудный край?» [3, с. 101] Так начинается IX глава романа под названием «Сон Обломова». Важно отметить, что в 1848 году сон был опубликован как самостоятельное произведение. Сон Обломова является своеобразной характеристикой главного героя. Читатель получает ответы и вопросы, которые его мучали. От чего герой повяз в обломовшине? Почему так пассивен в жизни? Что на это повлияло? Детство очень важная пора, потому что именно в детстве формируется по большей части характер и мировоззрение человека. И именно во сне героя, мы видим ясную картину жизни маленького Илюши. Он видит свою родную деревню Обломовку. Для героя она является «благословенным уголком земли» Спокойная и безмятежная жизнь обломовцев, всегда однообразна и невозмутима, и даже погода одинакова. «Измученное волнениями и или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть», - [3, с. 103] пишет Гончаров в своей книге. С детства окруженный лаской и любовью, он был лишен возможности на самостоятельное существование. В таком замкнутом кругу растет наш герой, в нем подавляют желание к жизни и социальному росту. И естественно, это отразилось на дальнейшей жизни Ильи Обломова. Сделало его тем, кем он стал. Удивительно точна мысль, высказанная в романе: «Всё началось с неумения надевать чулки, а окончилось неумением жить». Детство не отпускает героя даже будучи взрослым.

Таким образом, на двух литературных примерах отечественной классики мы попытались разобраться в применение сновидений автором, как литературного приема. Благодаря этому приему, мы можем лучше понять натуру героя, потому что во сне подсознание человека становится нагим, освобождается от скованности внешними условиями.

Список литературы:

«Толковый словарь русского языка» Ожегов С.И. // ООО «ИТИ Технологии», 2008.944 стр.

«Преступление и наказание» //Ф.М. Достоевский // Издательство АСТ, 2018.- 544 с. «Обломов» // И.А. Гончаров // Издательство АСТ, 2019. - 512с.

УДК 1

Шахова З.К.

КГУ СОШ №52 им. Е.А Букетова (Казахстан, г. Караганда)

Шупик Е.Ю.

КГУ ОШ №6 акимат (Казахстан, г. Караганда)

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматривается формирование математической культуры школьников в условиях обновления образования.

Ключевые слова: культура, математика, обновление образования.

Термин «математическая культура» появился в 20—30-е годы XX века [1]. Позднее некоторые авторы начали рассматривать математическую культуру как систему знаний и умений. В 40—50-е годы XX века проблема формирования математической культуры рассматривалась в свете появления работ по теории поэтапного формирования умственных действий. Исследованием названной проблемы занимались как математики, останавливаясь на математическом аспекте проблемы, так и педагоги, рассматривая проблему в педагогическом плане. Но «в этих исследованиях не был реализован системный подход, проблема формирования математической культуры не разрабатывалась в аспекте поисков оптимального управления учебным процессом» [2]. В середине 50-х годов в связи с разворачивающей [1].

С середины 80-х годов и до настоящего времени проблема формирования математической культуры на фоне усилившихся дифференциации и интеграции наук стала обсуждаться более активно, чем когда-либо. Появились исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.