Научная статья на тему 'СНО лингвистических кафедр неязыкового вуза – одна из составляющих филологического образования'

СНО лингвистических кафедр неязыкового вуза – одна из составляющих филологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПАРАДИГМА / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КОНЦЕПТ / SCIENTIFIC PRINCIPLES / PARADIGM / COGNITIVE LINGUISTICS / CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бунина А. Г.

Определяются цели и задачи СНО (студенческого научного общества) в неязыковом вузе и обобщается опыт работы кафедрального научного кружка СамГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY LINGUISTIC DEPARTMENTS OF LANGUAGE HIGH SCHOOL ONE OF THE COMPONENTS OF A LITERARY EDUCATION

The paper sets out the objectives and tasks of CHO language high school and brings together the experiences of work cathedral science club Samara State Medical University.

Текст научной работы на тему «СНО лингвистических кафедр неязыкового вуза – одна из составляющих филологического образования»

268

Древние языки

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (2), с. 268-270

УДК 378.662

СНО ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КАФЕДР НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА -ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2013 г. А.Г. Бунина

Самарский государственный медицинский университет

olga-rylkma@yandex. т

Поступила в редакцию 06.08.2013

Определяются цели и задачи СНО (студенческого научного общества) в неязыковом вузе и обобщается опыт работы кафедрального научного кружка СамГМУ.

Ключевые слова: научные принципы, парадигма, когнитивная лингвистика, концепт.

История развития отечественной медицины знает немало примеров приобщения студентов к научным исследованиям. Передовые наставники нашего студенчества всех времён олицетворяли собой пример беззаветного служения медицинской науке. Первым среди них был М.В. Ломоносов, он отыскивал способных учеников, оказывал им всестороннюю помощь. В его лаборатории всегда трудились добровольцы - это был прообраз научного студенческого кружка.

В студенческие годы начали свою научную деятельность многие русские учёные. Прославленный терапевт XIX века М.Я. Мудров, замечательный патофизиолог и клиницист А.И. Полунин еще студентами удостаивались золотой медали. Первокурсником был И.И. Мечников, когда в печати появилась его первая работа. Академик Е.Н. Павловский в студенческие годы опубликовал 9 научных работ, одна из них была удостоена золотой медали, на которой были высечены такие слова: «Питомцу. В надежде, что он будет заботиться о здоровье граждан».

Эффективное и качественное образование нельзя представить без активного привлечения к научной работе молодых исследователей -студентов, аспирантов.

Студенческие научные общества давали и дают возможность выделить из разнородной студенческой массы одаренных ребят.

СНО - это добровольное, надлежащим образом оформленное объединение студентов, целями которого являются:

• содействие работе университета по повышению качества подготовки квалифицированных кадров;

• стимулирование интереса к научноисследовательской деятельности, престижности фундаментального образования;

• обеспечение преемственности развития отечественных научных школ.

Задачи СНО:

• активное привлечение студенческой молодежи к участию в научно-организационной и исследовательской работе;

• воспитание творческого отношения учащихся к своей профессии через исследовательскую и инновационную деятельность;

• координация деятельности студенческих научных кружков при кафедрах;

• организация и проведение различных научных и состязательных мероприятий;

• содействие практической реализации результатов научного творчества студентов;

Студенческое научное общество объединяет учащихся, готовых во внеучебное время совершенствоваться как специалисты, развивать умение нешаблонно мыслить, самостоятельно находить наиболее удачные решения, особенно в нестандартных ситуациях, предлагать новые методы диагностики, лечения и профилактики, обучаться разным видам организации и руководства в научном коллективе.

Занятия в СНО - это не только расширение круга теоретических знаний по дисциплине и отработка навыков. Работа в СНО - это умение почувствовать значимость и актуальность выбранной проблемы, провести анализ литературы, подобрать адекватные методики для изучения того или иного вопроса, выполнить практическую часть и, наконец, проанализировать, осмыслить полученные результаты, оформить и представить аудитории. Не зря кружковцев называют студенческой элитой вуза, ведь сегодняшний студент научного кружка кафедры завтра - коллега, преподаватель, кандидат, доктор наук.

Организация работы СНО кафедры иностранных и латинского языков СамГМУ базируется на следующих принципах:

1) комплексный подход к выбору тематики научных исследований (профессиональные, нрав-ственно-деонтологические критерии; общекультурная значимость);

2) проблемность выбранной темы;

3) доступность материала и его адекватность уровню уже накопленных студентом знаний и умений;

4) учёт индивидуальных особенностей студентов (психологической предрасположенности и интеллектуальной готовности студента к началу научной деятельности; его творческая заинтересованность);

5) научно-педагогическое сотрудничество преподавателя и студента;

6) учёт различных видов мотивации для участия в работе СНО. Эффективность научной работы студента в большой степени зависит от тех стимулов, которые способен подобрать преподаватель для повышения уровня мотивации;

7) создание благоприятного психологического микроклимата на заседаниях СНО;

8) высокая профессиональная квалификация преподавателя, имеющего не только глубокие знания в области филологии, но и обладающего широким общекультурным кругозором и чёткими представлениями о той области науки, по профилю которой работает данное учебное заведение или факультет.

Реализация вышеперечисленных принципов обеспечивает возможность формирования модели оптимизированного процесса обучения и воспитания в рамках деятельности СНО. Но как конкретно можно организовать интересную, познавательную и чёткую работу СНО? Мы считаем, что путем создания специально разработанной системы дидактических средств, выбора тематики ежемесячных заседаний и студенческих работ. [3, с. 106]

Студенческое научное общество в СамГМУ существует практически с момента основания вуза. Формированию молодых исследователей способствуют научно-педагогические школы университета российского и международного уровня. Мы гордимся тем, что имеем свою научно-педагогическую школу, основателем которой является известный московский терминолог и латинист-классик, лауреат международной премии Ойгена Вюстера за выдающиеся успехи в области терминологии Валентина Фёдоровна Новодранова.

На кафедре иностранных и латинского языков научная работа со студентами активно ве-

дется с 2000 года, и за прошедший период она стала значимой и весомой благодаря талантливым студентам, их широкому интересу к выбранной профессии, а также высокому уровню научных руководителей студенческих работ. Практически с самого начала его работы уже в процессе обсуждения вариантов названия кружка был сделан акцент на необходимость изучения проблем профессионального языка медицины, так называемого языка для специальных целей (ЯСЦ). В этой связи СHK кафедры получил название Interterm.

В соответствии со спецификой филологического кружка всю тематику можно разделить на реферативную и исследовательскую.

Исследовательская работа проводится, как правило, в тесном сотрудничестве с кафедрой анатомии, а также с кафедрами клинических и фармацевтических дисциплин. В качестве примера приведем тематику докладов кружка, организованного совместно с кафедрой анатомии: <Юстеология в свете терминологии, мифологии и символики», «Архаизмы и историзмы в анатомической терминологии», «O терминах-катахрезах в анатомической терминологии», «Эпонимизация как способ образования анатомических терминов», <Ютражение национальной картины мира в русской анатомической терминологии» и др. За последнее десятилетие кафедрой было выпущено 16 терминологических пособий и словарей по разным медицинским дисциплинам, в работе над которыми принимали участие не только преподаватели, но и студенты.

Развитие новой парадигмы языкознания - когнитивной лингвистики, а параллельно с ней и когнитивного терминоведения наложило отпечаток и на работу СHO. С большим интересом проходило заседание СHO под названием «Антология медицинских концептов и их репрезентация в научном и обыденном языке», где с точки зрения научных, языковых, исторических, символистических и социально-культурных аспектов были рассмотрены концепты жизнь-смерть, здоровье-болезнь, опухоль, воспаление и

др. [1, с. 85]

Как известно, языковые и культурные аспекты в изучении языков гармонично дополняют друг друга. В зависимости от интереса студенты с удовольствием принимают участие в следующих тематических заседаниях: «Актуальные

проблемы LSP», «Mедицина и литература», «Вопросы общей культуры речи», «Античность и современность», «Oтражение медицинских сюжетов в живописи и скульптуре», {^едиц^а в афоризмах», <Юбьічаи и традиции стран изучае-

270

А.Г. Бунина

мых языков» и т. п. Мотивации к изучению языков посвящены заседания «Мир глазами студентов», на которых студенты делятся своими впечатлениями о посещении разных стран во время туристических поездок и учёбы. Заседания на тему «Топонимика родного края» развивает у студентов патриотические чувства и любовь к Родине, знакомят с историей родного края.

В последние годы коллектив кафедры делает акцент на коммуникативную направленность заседаний СНО. Систематически проводятся заседания на английском, немецком и французском языках, в которых кроме российских студентов принимают активное участие иностранные студенты. На иностранных языках были проведены заседания «История медицины Франции», «English is a Science and Art», «Die Deutsche Sprache in der Wissenschaft und Kultur», «Famous Medical Scientists» и др.

В связи с широким охватом лингвистических тем, для облегчения проведения исследований было признано целесообразным чтение ознакомительных лекций для студентов-первокурс-ников по актуальным вопросам терминологии: «История развития анатомической терминологии», «Современное состояние клинической терминологии» и «Динамика развития терминологии фармации». Данный вид работы оправдал себя и оказался чрезвычайно востребованным именно для начинающих исследователей. Так же как и проведение ежегодного конкурса на лучший исследовательский реферат, викторины «Знаешь ли ты медицинскую терминологию?» и олимпиад по разным языкам для всех факультетов.

Вышеописанная внутрикафедральная исследовательская работа сопровождается активным и успешным участием студентов с наиболее интересными и значимыми работами в конференции «День науки» родного университета, а также в научных конференциях городского, регионального и международного уровня. Каждый второй студент СамГМУ занимается в СНО: значительное количество работ, выступлений и статей студентов высоко оцениваются жюри и получают заслуженные награды самого высокого уровня. Это касается, несомненно, и студенческих работ кафедры иностранных и латинского языков. Объяснить данный факт можно одним: студенческая

наука рассматривается руководством университета и кафедры иностранных и латинского языков как одно из приоритетных направлений развития нашего вуза.

Список литературы

1. Громова Т.В. Стратегия коммуникативного партнёрства - новая парадигма Российского образования // Проблемы преподавания иностранных языков в контексте модернизации образования. Самара, 2003. С. 83-90.

2. Шиканова Т.А. Гуманитарные аспекты преподавания латинского языка в медицинском вузе // Язык медицины. Вып. 1. Самара, 2003. С. 338-344.

3. Завьялов Д.А. Временные правила организации студенческих учреждений 22 декабря 1901 г. [Электронный ресурс] Клио. 2006. № 1 (32). С. 105-111. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-55918. Ыш!

STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY LINGUISTIC DEPARTMENTS OF LANGUAGE HIGH SCHOOL ONE OF THE COMPONENTS OF A LITERARY EDUCATION

A.G. Bunina

The paper sets out the objectives and tasks of CHO language high school and brings together the experiences of work cathedral science club Samara State Medical University.

Keywords: scientific principles, paradigm, cognitive linguistics, concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.