Научная статья на тему 'Снижение потерь в позиционном электроприводе с бесконтактным двигателем постоянного тока'

Снижение потерь в позиционном электроприводе с бесконтактным двигателем постоянного тока Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
134
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНИЖЕНИЕ ПОТЕРЬ / ПОЗИЦИОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД / БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ПОСТОЯННЫЙ ТОК

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Гульков Г. И., Гульков А. Г., Шаиби Р.

Показана целесообразность замены треугольной диаграммы скорости трапецеидальной при обработке электроприводом угловых перемещений φ 2 мах/ε. Такая замена позволяет значительно снизить греющие потери энергии в двигателе при незначительном увеличении времени перемещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Гульков Г. И., Гульков А. Г., Шаиби Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reduction of Losses in Positioned Electric Drive with Non-Contact D.C. Engine

The paper reveals expediency to substitute a triangle diagram by a trapezoidal one in the case when angular displacements φ 2max/ ε are treated by an electric drive. Such substitution makes itpossible to reduce heating losses of electric power in an engine at insignificant increase of displacement time.

Текст научной работы на тему «Снижение потерь в позиционном электроприводе с бесконтактным двигателем постоянного тока»

УДК 629.11.656

СНИЖЕНИЕ ПОТЕРЬ В ПОЗИЦИОННОМ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ С БЕСКОНТАКТНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Канд. техн. наук, доц. ГУЛЬКОВ Г. И., кандидаты техн. наук ГУЛЬКОВ А. Г., ШАИБИ Р.

Белорусский национальный технический университет, Университет имени Мулюд Моммери (Алжир)

В позиционном электроприводе в зависимости от величины перемещения ф кривая изменения скорости ю = ДО имеет треугольную или трапецеидальную форму. При работе в режиме больших перемещений оптимальной по быстродействию является трапецеидальная диаграмма скорости с равными ускорениями на участках разгона и торможения. При отработке угловых перемещений, равных или меньших, чем граничное

фгр < ю^ах /8 (Ютах - максимальная скорость двигателя; е - угловое ускорение двигателя), могут быть использованы треугольная или трапецеидальная диаграмма скорости (рис. 1).

а б

б - трапецеидальном законах движения

Очевидно, что треугольная диаграмма скорости обеспечит более высокое быстродействие электропривода, чем трапецеидальная. Однако отработка треугольной диаграммы сопровождается большими потерями мощности в двигателе по сравнению с трапецеидальной.

Оценим целесообразность замены треугольной диаграммы скорости трапецеидальной при ф < фгр и использовании в приводе бесконтактного двигателя постоянного тока (БДПТ).

На нагрев БДПТ основное влияние оказывают электрические потери в обмотке статора и потери в стали статора. Потери в стали ротора - добавочные и механические - не учитываются, так как их влияние на нагрев двигателя незначительно [1].

Кривая изменения тока двигателя при треугольном законе движения представлена на рис. 1а. Электрические потери энергии АЖэ\ для треугольного закона движения равны

4 4

Л 2Ш1<14+/2Ш2<14=2Я<14+1(4 - 4,1)), (1)

о о

где In - ток двигателя при пуске; 1т - ток двигателя при торможении; tn1 -время разгона двигателя при треугольном законе движения; ti - то же движения двигателя; R - активное сопротивление фазы двигателя.

Для реактивного характера нагрузки токи двигателя при пуске и торможении определим следующим образом:

1п = 1с + 1д; (2)

1т = 1с - 1д, (3)

где 1д - динамическая составляющая тока двигателя; 1с - статический ток двигателя.

Подставим выражения (2) и (3) в (1) и с учетом того, что t1 = 2tHl, получим

Д W==2RI+Il)t, (4)

Кривая изменения тока двигателя при трапецеидальном законе движения представлена на рис. 1б. Электрические потери энергии для трапецеидального закона движения А Жэ2 определим с учетом равенства времен пуска и торможения и уравнений (2), (3)

Ап2 А— АП2 АП2

Д W2 = j 2Rl2dt+ J 2Rlldt+\ 2Ri2dt=2R(2lltn2 + it), (5)

0 0 0

где tп2 - время разгона двигателя при трапецеидальном законе движения; t2 - то же движения двигателя. Разделив (5) на (4), получим

ДW l+l Гд t 1 t J • (6)

Для равноускоренного вращательного движения характерны следующие соотношения:

ti==Ф ; t2=®y/ё • (7)

Время движения привода при треугольном законе составляет

t = 2®max/s, (8)

где ramax = д/ёф - максимальное значение скорости при треугольном законе.

Время движения привода при трапецеидальном законе определяется по формуле

=ШУ+Ф • (9)

^ £ uy w

Учитывая соотношения (7)-(9), получим:

Ш Ш ^

(10)

ti2_ ШУ . = ( Ш Ш ^

Ап1 Шах ' А1 2

y + max Umax Шу J

Подставив (10) в (6), после преобразований получим

ЛИ = 1 _Ч_

ЛИ (/ /д) + 1 Чах

1 I /с I 1 + Ча

Ч ,

1+т|/

Из последнего выражения следует, что уменьшение электрических потерь энергии при замене треугольного закона движения трапецеидальным зависит от соотношений Ч?Чтах и /с//д. Рассматривая 1с/1д как параметр,

определим минимум функции (Л И2/Л №й)=ДЧ/и>тах) . Для этого продифференцируем следующее выражение и приравняем производную к нулю

(>2)

Подставив (12) в (11) и (10), получим:

(Л^/Лщк = (/с/ / //1+2; (13)

Штп = ( +)1 - (14)

(/с/ Ш/ +2

Из (13) и (14) следует

(ЛИ/ЛиЛ-=щ-

Выражения (13) и (14) позволяют определить минимум функции (Л Щ2/Л Щ,)тт = /(¡2/ ¡1), а выражение (12) - соответствующее этому минимуму соотношение (ю у/ютах) для различных соотношений токов /д По

^ ^ \ у т 'тт

выражению (11) с учетом (10) построены графики зависимости Л^/ЛИа = /(¡2/ при 1с/1д = (0; 0,5; 1; 1,5; 2) (рис. 2), на которых видно, что при замене треугольного графика движения трапецеидальным снижение электрических потерь энергии при одном и том же увеличении времени тем существеннее, чем меньше отношение /с//д. Например, при отношении скоростей Чу/штах = 0,7 потери в приводе снижаются на 30 % при

1с/1д = 0 и на 12 % - при 1с/1д = 1, а увеличение времени составляет всего 6 %. Если же /с > /д, то замена треугольной диаграммы трапецеидальной приводит к незначительному снижению электрических потерь. Так, для того же соотношения скоростей шу/отах = 0,7 снижение потерь составляет

5 % при 1с/1д = 1,5 и всего 1 % - при 1с/1д = 2. 32

1,6

лиу аиэ

1,4 1,3 1,2 1,1

1,0 0,9 0,8: 0,7 0,6: 0,5 0,4 0,3 0,2

_I__I__^___^___^____I__I_

,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 t2/t1

Ч " Ч -

ч ч ч ч ч

1,9

- при /с//д = 0

- при /с//д = 0,5

- при /с//д = 1,0

- при /с//д = 1,5

- при 1с/1д = 2,0

Рис. 2. Графики зависимостей А Щ2 / А Щ1 = / 4) при различных значениях /с//д

Рассмотрим потери энергии в стали статора для обоих законов движения двигателя, учитывая, что потери мощности в стали [2] равны

АРст = АРСТ.

Ю '

где Ар*. - потери мощности в стали при ю = 1 рад'с.

Потери энергии в стали статора при треугольном законе движения составляют

ЛЩт: = }лРстД = Арт}(ю(#^= 2Арт{1(е^

= Ар-ю^

2,5

4- (15)

Потери энергии в стали статора при трапецеидальном законе движения:

4 42 4п2 4 -гп2

ЛИСт2 = |АР^ = АРст{(ю(#^= 2Арт{(е^+АРСТ {ю^

42

= 0,8АртЮУ42 + Ар*тЮу(4г -242) = Ар*тЮу(4г1,242).

Разделив (16) на (15), получим:

(16)

А ИГ, 2,5АРСтЮу(42 -1,2^2)

= 2,5

А^Ст1

/ \1,5 ' Юу \

юу

_у_

АртЮшах1

Ю„

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,5

Ю,

Ю„

+

Ю„

Ю

Юу - 0,6—

у /

Ю„

(17)

Выражение (17) позволяет, задавшись отношением угловых скоростей «у/ ютах, определить соотношение потерь в стали статора БДПТ при трапецеидальном и треугольном законах движения. Результаты такого расчета приведены в табл. 1.

Таблица 1

Соотношения ¿2И1 и для различных значений иу/и^

V «тах

0,3 0,4 0,5 0,55 0,6 0,65 0,7 0,75 0,8 0,85 0,9 1

t2/tl 0,82 1,45 1,25 1,18 1,13 1,09 1,06 1,04 1,03 1,01 1,006 1

0,67 0,77 0,84 0,87 0,9 0,92 0,94 0,96 0,975 0,986 0,99 1

Из таблицы следует, что при замене треугольной диаграммы трапецеидальной потери энергии в стали статора двигателя также снижаются, но незначительно. Например, при «у/«тах = 0,7 потери энергии в стали

уменьшаются на 6 %, при увеличении времени - на 6 %.

В Ы В О Д

Показана целесообразность замены треугольной диаграммы движения трапецеидальной при отработке перемещений ф < фгр = ю^ж /& Такая замена обеспечивает значительное снижение греющих потерь энергии в двигателе при незначительном увеличении времени перемещения.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. С а н д л е р, А. С. Автоматическое частотное управление асинхронными двигателями / А. С. Сандлер, Р. С. Сарбатов. - М.: Энергия, 1974. - 328 с.

2. М о р о з о в с к и й, М. Я. Разделение суммарных потерь холостого хода на составляющие в вентильных двигателях с возбуждением от постоянных магнитов / М. Я. Моро-зовский, Ю. А. Хотомлянский // Электротехника. - 1990. - № 8. - С. 27-28.

Представлена кафедрой электропривода и автоматизации

промышленных установок и технологических комплексов Поступила 5.05.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.