Научная статья на тему 'СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕВАЕМОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / СМАРТФОН / МОДЕЛЬ / DIGITAL / ACADEMIC PERFORMANCE / STUDENTS IN PRIMARY SCHOOL / DIGITAL ENVIRONMENT / SMARTPHONE / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Е.Е.

Статья посвящена многофакторной проблеме успеваемости обучающихся в начальной школе в аспекте цифровизации общества. Предлагается новый подход к понятию «успеваемость». Раскрываются создание и механизм реализации модели по снижению негативного влияния цифровой среды на процесс обучения в начальной школе. Приводятся результаты опроса обучающихся в начальной школе по использованию цифровых устройств, тенденции их успеваемости за последние пять лет, уровень цифровой зависимости и цифровой грамотности обучающихся и их родителей. На основе проведенных исследований разработаны критерии снижения успеваемости. Представлена модель повышения успеваемости обучающихся в начальной школе путем снижения негативного влияния цифровой среды, включающая направления: курс для родителей с целью просвещения по вопросам негативного влияния цифровой среды; курс для обучающихся в начальной школе с целью повышения их цифровой грамотности; календарь-помощник «Mama-Smart» для укрепления эмоциональных связей в семье. Определены условия эффективности применения модели в начальной школе. Статья будет интересна учителям начальной школы и учителям информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCING THE NEGATIVE IMPACT OF THE DIGITAL ENVIRONMENT IN PRIMARY SCHOOL

The article is devoted to the multifactorial problem of student performance in primary school in the aspect of the society digitalization. A new approach to the concept of performance is proposed. The author describes the creation and mechanism for implementing the model to reduce the negative impact of the digital environment on the learning process in the primary school. The results of a survey of students in primary school on the use of digital devices, the trends in their performance over the past five years, the level of digital dependence and digital literacy of students and their parents are presented. Based on the studies, criteria for reducing performance have been developed. A model for improving student performance in primary school by reducing the negative impact of the digital environment is presented, which includes the following areas: a course for parents to educate on the negative impact of the digital environment; a course for students in primary school in order to increase their digital literacy; «calendar-assistant Mama-Smart» to strengthen emotional ties in the family. The conditions for the effectiveness of the application of the model in elementary school are determined. The article will be interesting for primary-school teachers and computer-science teachers.

Текст научной работы на тему «СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 373.31

Снижение негативного влияния цифровой среды на обучение в начальной школе

Reducing the negative impact of the digital environment in primary school

Карпова Е.Е., Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 419

Санкт-Петербурга, katrin_karpova85@mail. ru

Karpova E., State budgetary educational institution Lyceum 419 of St. Petersburg,

katrin_karpova85@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.018

Ключевые слова: успеваемость, обучающиеся в начальной школе, цифровая среда, смартфон, модель.

Keywords: digital, academic performance, students in primary school, digital environment, smartphone, model

Аннотация. Статья посвящена многофакторной проблеме успеваемости обучающихся в начальной школе в аспекте цифровизации общества. Предлагается новый подход к понятию «успеваемость». Раскрываются создание и механизм реализации модели по снижению негативного влияния цифровой среды на процесс обучения в начальной школе. Приводятся результаты опроса обучающихся в начальной школе по использованию цифровых устройств, тенденции их успеваемости за последние пять лет, уровень цифровой зависимости и цифровой грамотности обучающихся и их родителей. На основе проведенных исследований разработаны критерии снижения успеваемости. Представлена модель повышения успеваемости обучающихся в начальной школе путем снижения негативного влияния цифровой среды, включающая направления: курс для родителей с целью просвещения по вопросам негативного влияния цифровой среды; курс для обучающихся в начальной школе с целью повышения их цифровой грамотности; календарь-помощник «Mama-Smart» для укрепления эмоциональных связей в семье. Определены условия эффективности применения модели в начальной школе. Статья будет интересна учителям начальной школы и учителям информатики.

Abstract. The article is devoted to the multifactorial problem of student performance in primary school in the aspect of the society digitalization. A new approach to the concept of performance is proposed. The author describes the creation and mechanism for implementing the model to reduce the negative impact of the digital environment on the learning process in the primary school. The results of a survey of students in primary school on the use of digital devices, the trends in their performance over the past five years, the level of digital dependence and digital literacy of students and their parents are presented. Based on the studies, criteria for reducing performance have been developed. A model for improving student performance in primary school by reducing the negative impact of the digital environment is presented, which includes the following areas: a course for parents to educate on the negative impact of the digital environment; a course for students in primary school in order to increase their digital literacy; «calendar-assistant Mama-Smart» to strengthen emotional ties in the family. The conditions for the effectiveness of the application of the model in elementary school are determined. The article will be interesting for primary-school teachers and computer-science teachers.

Согласно Концепции развития образования до 2020 года, получение «качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной

справедливости и политической стабильности» [1]. Результативный аспект качества образования позволяет рассматривать успеваемость как один из критериев оценки продуктивности учебной деятельности. Современный стандарт образования считает успеваемость главным

показателем итоговой оценки качества освоения образовательной программы [2]. Анализ данных успеваемости обучающихся в начальной школе с 2015 по 2019 г.г. показал тенденцию снижения среднего балла успеваемости. Ряд международных исследований свидетельствует о том, что большинство факторов успеваемости подвержено влиянию цифровой среды, что может повлечь за собой колебание результатов успеваемости. Повысить качество обучения в настоящее время в начальной школе невозможно

без анализа влияния макрофактора цифровой среды на успеваемость. Рассматривая успеваемость в контексте зависимости от цифровой среды, следует понимать, что это многоуровневое понятие как сложное, многогранное явление школьной

действительности требует разносторонних и неоднозначных подходов при ее изучении и является серьезнейшей проблемой именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая [3].

Комплексный подход к изучению успеваемости предполагает анализ

психофизических особенностей личности, условий образовательного процесса, социальных условий и других факторов. Теоретически доказано, что цифровая среда может оказывать негативное влияние на психофизические особенности младших школьников, социальные условия и условия обучения и воспитания в начальной школе [4].

Цифровая среда сегодня кардинально меняет практически все аспекты жизни детей, обучающихся в начальной школе, начиная с общения и заканчивая обучением. Эти изменения касаются каждого школьника независимо от места проживания, материального положения семьи и ее социального статуса. Там, где есть мобильная связь и интернет, там дети будут проводить время с цифровыми устройствами. Исследование по включенности обучающихся в начальной школе в цифровую среду, проведенное в 2016-2019 г.г., позволяет утверждать, что 75% обучающихся в начальной школе имеет личный смартфон, из них 56% используют его для игр или с другими развлекательными целями. Однако использование цифровых устройств детьми в редких случаях приводит к цифровой зависимости, но сказывается на их обучении. В педагогике интерес ученых последнее десятилетие актуализирован на виртуальной, компьютерной аддикции школьников и способов ее профилактики. В основном, эти исследования охватывают аудиторию подростков и взрослых людей (А.В. Запорожец, Ф.А. Саглам, О.Б. Симатова, Е.В. Зеркина, В.А. Фролов, Е.А Югова), тогда как обучающиеся в начальной школе, являясь полноценными пользователями различных цифровых устройств, остаются вне поля зрения психологической и педагогической научной общественности. Здесь следует отметить, что проведенный анализ современных научных психолого-педагогических работ показывает, что само понятие «цифровой зависимости» не дублирует понятие интернет-зависимости, а имеет в основе ту высокотехнологичную среду, в

которой происходит механизм привыкания к виртуальному миру. Ценовая доступность цифровых коммуникационных устройств, а также увеличение количества пользователей этих устройств позволяет использовать термин «цифровая зависимость» как наиболее широкий и охватывающий интернет-зависимость, гаджет-зависимость, виртуальную и компьютерную зависимость [5].

Существуют отдельные попытки привлечь внимание общества к проблеме влияния цифровой среды на педагогический процесс в начальной школе - к чрезмерному использованию цифровых устройств детьми [6], к формированию ответственного поведения [7] к нецелесообразному использованию цифровых технологий учителями [8], к профилактике интернет зависимости у младших школьников на основе развития субъектной позиции [9], к формированию нравственного поведения у младших школьников в условиях информатизации [10]. Однако эти данные разрознены и касаются различных направлений внутри самой проблемы. Иными словами, на сегодняшний день катастрофически не хватает эмпирических данных о влиянии цифровой среды на педагогический процесс в начальной школе и на показатели академической успеваемости обучающихся, качественного анализа и систематизации этих данных, что обусловливает актуальность данного исследования.

Высокая включенность обучающихся в начальной школе в цифровую среду формирует определенный стиль поведения, при котором личный смартфон становится для обучающегося в начальной школе незаменимым помощником в решении социальных, бытовых и учебных задач с одной стороны, и источником вредного контента, риском возникновения цифровой зависимости и патологий здоровья с другой стороны.

Эта проблема обусловила разработку модели снижения негативного воздействия цифровой среды с учетом следующих приоритетных принципов:

- строгая ориентация на выявленные критерии снижения успеваемости и на выявленные факторы успеваемости, поддающиеся негативному влиянию цифровой среды;

- отбор содержания детерминируется 1) актуальным состоянием развития цифровых технологий; 2) актуальными данными исследований влияния цифровой среды на обучение в начальной школе; 3) возрастными особенностями обучающихся в начальной школе;

- выбор оптимальной формы реализации каждого направления (e-mail рассылка и сайт в

сети интернет для родителей, игры, квесты, викторины для обучающихся).

Экспериментальной базой исследования были определен лицей № 419 г. Санкт-Петербурга. Экспериментальная работа проводилась в лицее № 419 Санкт-Петербурга, гимназии № 494 г. Санкт-Петербург, МОУ СОШ № 12 г. Сибай. Всего в эксперименте участвовали 340 обучающихся и 205 родителей.

В рамках эксперимента использовались следующие методы исследования: опрос (анкетирование, беседа), наблюдение, изучение продуктов учебной и творческой деятельности младших школьников, количественный и качественный анализ экспериментальных данных, контент-анализ, обработка информации в электронных таблицах Excel, онлайн исследования - опросы, анкетирование на основе самостоятельно созданных сайтов и с помощью google инструментов.

Главной целью эксперимента была проверка эффективности созданной модели повышения успеваемости путем снижения негативного влияния цифровой среды. Гипотеза эксперимента сводилась к следующему: средний балл успеваемости обучающихся в начальной школе повысится или стабилизируется при условии участия всех участников педагогического процесса в трех направлениях разработанной модели: курса «Безопасная цифровая среда», курса для родителей «Профилактика цифровой зависимости», взаимодействия детей и родителей в системе «календарь-помощник MAMASMART».

Были разработаны следующие критерии снижения успеваемости: 1) цифровая зависимость и/или смартфон-зависимость; 2) целевое использование смартфона; 3) частота использования смартфона; 4) общий уровень цифровой грамотности; 5) совместное времяпровождение детей и родителей.

Показателем эффективности модели должны стать повышение и/или стабилизация успеваемости обучающихся в экспериментальной группе.

Участниками стали обучающиеся в начальной школе, родители обучающихся в начальной школе лицея г. Санкт-Петербурга.

На подготовительном этапе в рамках констатирующего эксперимента были выбраны диагностические инструменты, адаптирован и проведен тест на цифровую зависимость тест К. Янг, адаптированный В.А. Лоскутовой; разработан и проведен тест на смартфон-зависимость для обучающихся начальной школы; разработан и проведен опрос на включенность

детей в цифровую среду, отслежены тенденции успеваемости в начальной школе; разработано и проведено анкетирование среди обучающихся в начальной школе по выявлению цифровой грамотности; проведен уточняющий опрос по уровню включенности в цифровую среду; разработан и проведен опрос для родителей обучающихся в начальной школе, посвященный их времяпровождению с детьми.

По итогам констатирующего эксперимента в 2015 г. был выявлен:

- преимущественно нулевой уровень цифровой зависимости у взрослых (родителей), преимущественно нулевой уровень смартфон-зависимости у обучающихся в начальной школе;

- высокий уровень включенности в цифровую среду у обучающихся в начальной школе, на основе которого была сформирована группа риска, в которую попали те обучающиеся, которые использовали смартфон больше часа в день с развлекательными целями. Результаты опроса сводятся к следующему: 75% опрошенных имеют личный смартфон; 76% опрошенных используют смартфон для игр, в том числе онлайн игр; 56% опрошенных используют телефон более 1 часа в день. Результаты опроса наглядно показывают высокую степень использования личного смартфона учащимися начальной школы. Большинство детей используют личный смартфон для развлечения -игры, просмотр видео, социальные сети. Об опции поиска информации через интернет знают 63% опрошенных. Природа запросов двойственна - с целью решения социальных, учебных, бытовых задач или с целью найти новый развлекательный контент;

- ряд закономерностей успеваемости, отражающих тенденцию снижения среднего балла, начиная с 3 класса: 1) средний балл успеваемости обучающихся в начальной школе в 99.9% случаев завышен из-за предметов ИЗО, музыка, физкультура, технология. В связи с этим с целью отражения объективной картины усвоения учебного материала было принято решение учитывать для среднего показателя предметы: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, английский язык и информатика; 2) средний балл успеваемости в «В» классах ниже, чем в «А», «Б», что связано одновременно с двумя факторами: с увеличением контингента учащихся и нехваткой педагогических кадров на момент формирования классов; 3) средний балл обучающихся во втором классе выше среднего балла обучающихся в третьем классе (в среднем за 2 года по трем параллелям 4,5 против 4,3). Это объясняется

повышением уровня трудности учебной программы, в том числе перехода от конкретных понятий к абстрактным. Кроме того, программа детского сада в старшей группе вкупе с дополнительными развивающими занятиями и курсами подготовки к школе часто подменяет учебную программу первого, второго классов. Это приводит к снижению мотивации обучающихся при столкновении с малейшими трудностями в обучении; 4) снижение среднего балла происходит с перехода с начального уровня обучения на средний уровень обучения в среднем на 0,3 - 0,5 балла.

Проанализировав полученные в ходе констатирующего эксперимента данные, психолого-педагогические исследования развития когнитивных процессов с учетом специфики цифровой среды, возрастные особенности обучающихся, попадающих в группу риска цифровой зависимости, были сделаны следующие выводы:

- к началу школьного обучения почти каждый ребенок имеет личный смартфон;

- обучающиеся в начальной школе в большинстве случаев используют смартфон с развлекательными целями, не подозревая о возможностях или не пользуясь им как инструментом для решения учебных, бытовых, социальных задач;

- цифровой образ жизни родителей способствует вовлеченности детей в цифровую среду. Неосведомленность родителей о негативном воздействии цифровой среды влечет за собой снижение успеваемости обучающихся в начальной школе.

- за последние три года наметилась тенденция к снижению среднего балла успеваемости в начальной школе.

На основе имеющейся информации определены содержание и приоритетная форма занятий курса «Безопасная цифровая среда», (авторские игры-платформы), определена методика формирования контента с учетом нивелирования выявленных факторов успеваемости, подверженных влиянию цифровой среды, и основные разделы системы ежедневного планирования «календарь-помощник MAMASMART» для родителей и детей с целью укрепления эмоциональной связи в семье, главными принципами которой являются систематичность (ежедневное применение), системность, деятельностный подход.

Старт формирующего эксперимента ознаменовался разработкой и внедрением курса «Безопасная цифровая среда» в 3 классе в рамках внеурочной деятельности. Его основной целью

явилось воспитание культуры поведения и обучение безопасности в интернет среде, формирование умения использовать цифровые устройства с выходом в интернет для решения социальных, бытовых и учебных задач. В это же время началась разработка и внедрение курса «Профилактика цифровой зависимости» для родителей, формой которого была выбрана e-mail рассылка. Целью данного курса стало знакомство родителей с рисками цифровой среды, влияющими на успеваемость обучающихся в начальной школе, а также с системой ежедневного планирования «календарь-помощник MAMA-SMART». Формой для системы «Календарь-помощник» MAMASMART» для укрепления эмоциональной связи в семье и повышения познавательного интереса детей был выбран сайт в международной сети интернет, доступный по адресу mama-smart.ru.

На протяжении всего формирующего эксперимента отслеживалась эффективность занятий, проводился мониторинг успеваемости обучающихся в начальной школе, осуществлялись доработка, замена и коррекция заданий. В результате было издано методическое пособие «Безопасная цифровая среда», адресованное учителям начальной школы, учителям информатики, педагогам

дополнительного образования, педагогам, занимающимся организацией внеурочной деятельности, содержащее игры-платформы. Также корректировались и пополнялись новейшими данными письма электронной рассылки для родителей.

На последнем этапе эксперимента отслеживались критерии снижения успеваемости: 1) цифровой зависимости и смартфон-зависимости зафиксировано не было; 2) целевое использование смартфона подразумевает две группы целей: смартфон как инструмент для решения бытовых, социальных, учебных задач и смартфон как развлечение. В контрольной группе количество обучающихся, использующих смартфон с первой целью, выросло за год с 44% до 52%, со второй целью - с 71% до 74%. В экспериментальной группе количество обучающихся, использующих смартфон с первой целью, выросло за год с 35% до 71%, со второй целью - с 53% до 21%. Более половины учащихся в экспериментальной группе стало использовать смартфон с конкретными не развлекательными целями; 3) частота использования смартфона. Меньше часа в контрольной группе в начале года использовали смартфон 82% обучающихся, в конце года - 76%. Больше часа в начале года - 18%, в конце года - 24%. Что касается

экспериментальной группы, то здесь количество обучающихся, использующих смартфон меньше часа, было в начале года 62%, в конце года - 65%, больше часа в начале года - 38%, в конце года -35%. Как видно, обучающиеся из обеих групп не сильно изменили показатели частоты использования смартфона по сравнению с целями использования; 4) общий уровень цифровой грамотности измерялся с помощью разработанного опросника. Результаты распределились следующим образом: контрольная группа - в начале года, 23% респондентов показали высокий уровень цифровой грамотности. В конце года этот показатель увеличился до 38%. В экспериментальной группе изначальный показатель был всего 17%, тогда как на конец года он достиг 76%; 5) совместное

времяпровождение детей и родителей - 84,6%; родители обучающихся из экспериментальной группы часто или иногда открывали и читали письма электронной рассылки, в то время как родители обучающихся из контрольной группы не участвовали в e-mail рассылке.

Мониторинг успеваемости обучающихся в начальной школе проводился по группам: 1) анализ успеваемости обучающихся, попавших в группу риска; 2) анализ успеваемости обучающихся, чьи родители участвовали в программе «Профилактика цифровой зависимости»; 3) анализ успеваемости обучающихся контрольной и экспериментальной групп; 4) анализ успеваемости участников опроса по включенности в цифровую среду.

Полученные результаты представлены для удобства в таблице 1.

Таблица 1. - Динамика успеваемости обучающихся в начальной школе

Группа/Успеваемость повысилась понизилась стабильная

Группа риска 11,86% 69,49% 18,64%

Группа обучающихся, чьи родители участвовали в e-mail рассылке 8% 46% 46%

Экспериментальная группа 34,78% 30,43% 34,78%

Контрольная группа 7% 77% 15%

Группа обучающихся, участвовавших в опросе по включенности в цифровую среду 22,22% 67,59% 10,19%

Результаты эксперимента: наибольший рост среднего балла успеваемости показала экспериментальная группа, где более трети учащихся (34,78%) повысили свои показатели относительно показателей прошлого учебного периода. Эта же группа показала высокую стабилизацию среднего балла успеваемости (34,8%). Эти два факта всецело подтверждают гипотезу эксперимента. Следует отметить, что результаты успеваемости в группе риска и прочих участников опроса включенности в цифровую среду в рамках констатирующего эксперимента примерно одинаковы. Из этого логично сделать два вывода: 1) обучающиеся из второй группы попали в группу риска через некоторое время после проведенного опроса; 2) критериев снижения успеваемости в условиях цифровой среды значительно больше, чем было выявлено. Это дает толчок новым исследованиям факторов успеваемости, подверженных влиянию цифровой среды.

Таким образом, на фоне трехлетней тенденции снижения успеваемости в третьих классах в рамках реализации модели снижении негативного влияния цифровой среды в экспериментальной группе более трети (32%)

учащихся повысили средний балл успеваемости. Анализ данных успеваемости в соотнесении с реализуемыми мероприятиями дает основание утверждать, что только при условии реализации всех направлений модель будет эффективна.

Заключение. Многофакторная проблема успеваемости в начальной школе приобрела особую актуальность в условиях глобальной цифровизации общества. Факторы, влияющие на качество обучения в начальной школе, подвержены негативному влиянию цифровой среды, несмотря на мощный педагогический потенциал современных цифровых технологий. Учитывая редкие случаи цифровой зависимости обучающихся в начальной школе, их высокую включенность в цифровую среду, тенденцию снижения успеваемости в течение последних пяти лет, была разработана и реализована модель снижения негативного влияния цифровой среды. Модель объединяет всех участников педагогического процесса и имеет в основе принцип строгой ориентации на факторы успеваемости, подверженные влиянию цифровой среды. Уникальность разработанной модели состоит в удобстве ее реализации. Курс для родителей и календарь-помощник «Mama-Smart»

доступны на сайте mama-smart.ru. Модель рекомендуется для внедрения в третьих классах учителям начальной школы, учителям информатики, педагогам дополнительного образования.

В настоящее время образование представляет собой гибрид традиционного и инновационного, представленный преимущественно цифровыми

технологиями. Неизбежный переход на цифровую педагогику обострит проблему негативного влияния цифровой среды на обучение в начальной школе. В связи с этим важно понимать способы стабилизации и повышения успеваемости обучающихся, одним из которых может стать применение вышеописанной модели.

Литература:

1. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] / Официальный веб-сайт. -Режим доступа: edu.gov.ru/national-project

2. ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Официальный веб-сайт. - Режим доступа: https://fgos.ru/

3. Курапова Т.Ю. Теоретический анализ понятий «успеваемость» и «успешность обучения» в психолого-педагогической литературе / Т.Ю. Курапова, Т.И. Ежевская // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2010. - № 9. - С. 54-58.

4. Карпова Е.Е. Воздействие цифровой среды на академическую успеваемость обучающихся в начальной школе / Е.Е. Карпова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - № 1. - С. 55.

5. Карпова Е.Е. Теоретический анализ понятия "цифровая зависимость" в зарубежных исследованиях / Е.Е. Карпова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. -2017. - № 4. - С. 111-115.

6. Гершман А.О. Предпосылки развития цифровой зависимости у младших школьников: сборник научных статей и материалов / А.О. Гершман // Материалы международной конференции: Цифровое

общество как культурно-исторический контекст развития человека. - 2016. - С. 83-85.

7. Крамер Е.А. Воспитание ответственного поведения младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Крамер Елена Александровна; Томский государственный педагогический университет. - Томск. - 2018. - 168 с.

8. Молоков Ю.Г. О проекте «Информатизация школьного образовательного пространства»: сборник научных трудов / Ю.Г. Молоков, А.В. Молокова // Психолого-педагогические аспекты внедрения информационных технологий в образовательный процесс; под ред. И.М. Бобко. - Новосибирск-Новокузнецк: НГПУ, 2002. - С. 11-16.

9. Оськина Н.Г. Профилактика интернет-аддикции у детей младшего школьного возраста / Н.Г. Оськина // Начальная школа плюс до и после. - 2012. -№ 12. - С. 12-19.

10. Молокова А.В., Крамер Е.А. Формирование нравственного поведения младших школьников в условиях информатизации / А.В. Молокова, Е.А. Крамер // Сибирский педагогический журнал. - 2015. -№ 2. - С. 58-62.

References:

1. National project "Education" [Electronic resource] / Official website. - Access mode: edu.gov.ru/national-project

2. GEF NOU [Electronic resource] / Official website. -Access mode: https://fgos.ru/

3. Kurapova T.Yu. Theoretical analysis of the concepts of "academic performance" and "learning success" in the psychological and pedagogical literature / T.Yu. Kurapova, T.I. Ezhevskaya // Journal of scientific publications of graduate students and doctoral students. - 2010. - № 9. - S. 54-58.

4. Karpova E.E. The impact of the digital environment on the academic performance of students in elementary school / E.E. Karpova // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2019. - T. 7. - № 1. - S. 55.

5. Karpova E.E. Theoretical analysis of the concept of "digital dependence" in foreign studies / E.E. Karpova // Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin. -2017. - № 4. - S. 111-115.

6. Gershman A.O. Prerequisites for the development of digital dependence in primary school students: a collection of scientific articles and materials / A.O. Gershman //

Materials of the international conference: Digital society as a cultural-historical context of human development. - 2016. - S. 83-85.

7. Kramer EA Education of responsible behavior of primary schoolchildren in the conditions of informatization of the educational process: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.01 / Kramer Elena Aleksandrovna; Tomsk State Pedagogical University. - Tomsk. - 2018. - 168 s.

8. Molokov Yu.G. About the project "Informatization of school educational space": a collection of scientific papers / Yu.G. Molokov, A.V. Molokova // Psychological and pedagogical aspects of the implementation of information technology in the educational process; under the editorship of THEM. Bobko. - Novosibirsk -Novokuznetsk: NGPU, 2002. - S. 11-16.

9. Oskina N.G. Prevention of Internet addiction in primary school children / N.G. Oskina // Elementary school plus before and after. - 2012. - № 12. - S. 12-19.

10. Molokova A.V., Kramer E.A. The Formation of the Moral Behavior of Junior Schoolchildren under Informatization / A.V. Molokova, E.A. Kramer // Siberian Pedagogical Journal. - 2015. - № 2. - P. 58-62.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.