Научная статья на тему 'СНИЖЕНИЕ ДОВЕРИЯ К ПОЛИЦИИ СО СТОРОНЫ НАСЕЛЕНИЯ'

СНИЖЕНИЕ ДОВЕРИЯ К ПОЛИЦИИ СО СТОРОНЫ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доверие населения / борьба с преступностью / сотрудники полиции / профессиональность / правоохранительные органы / public trust / crime fighting / police officers / professionalism / law enforcement agencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д.Р. Усманов, Т.В. Ковалёв

В статье выявлены основные причины снижения доверия населения к полиции. Также предложены конкретные меры по повышению уровня доверия к полиции. В современных условиях защита жизни и здоровья, прав и свобод населения страны невозможно без доверия населения к правоохранительным органам. Однако, в последние годы наблюдается тенденция к снижению уровня этого доверия, что негативно сказывается на эффективности работы полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Д.Р. Усманов, Т.В. Ковалёв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DECREASE IN PUBLIC CONFIDENCE IN THE POLICE

The article identifies the main reasons for the decline in public confidence in the police. Specific measures have also been proposed to increase the level of trust in the police. In modern conditions, the protection of life and health, rights and freedoms of the country's population is impossible without public confidence in law enforcement agencies. However, in recent years there has been a tendency to decrease the level of this trust, which negatively affects the effectiveness of the police.

Текст научной работы на тему «СНИЖЕНИЕ ДОВЕРИЯ К ПОЛИЦИИ СО СТОРОНЫ НАСЕЛЕНИЯ»

СНИЖЕНИЕ ДОВЕРИЯ К ПОЛИЦИИ СО СТОРОНЫ НАСЕЛЕНИЯ

Д.Р. Усманов1, старший преподаватель

Т.В. Ковалёв2, преподаватель

1Уфимский юридический институт МВД России

2Сибирский юридический институт МВД России

1(Россия, г. Уфа)

2(Россия, г. Красноярск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-4-187-190

Аннотация. В статье выявлены основные причины снижения доверия населения к полиции. Также предложены конкретные меры по повышению уровня доверия к полиции. В современных условиях защита жизни и здоровья, прав и свобод населения страны невозможно без доверия населения к правоохранительным органам. Однако, в последние годы наблюдается тенденция к снижению уровня этого доверия, что негативно сказывается на эффективности работы полиции.

Ключевые слова: доверие населения, борьба с преступностью, сотрудники полиции, профессиональность, правоохранительные органы.

Полиция как неотъемлемый элемент обеспечения внутренней безопасности государства в связи с непосредственностью работы с населением в большей части от него же зависимо. Данная работа складывается не только в рамках профессиональной деятельности, направленной на защиту жизни и здоровья, прав и свобод населения страны. Деятельность правоохранительных органов в лице полиции многогранна, и тем самым определяется ее сложность.

Население страны деятельности полиции выступает не только объектом защиты, но также и является помощником в разрешении поставленных задач.

Постоянно в борьбе с преступностью сотрудники полиции обращаются за помощью к населению, будь то по вопросам свидетельствования, оказания помощи в качестве понятого, для обеспечения законности проводимых процессуальных действия. Также население активно способствует при выявлении, предупреждении и даже пресечении преступлений. Только при тесном взаимодействии, основывающемся на полном доверии, данная работа принесет пользу обеим сторонам и покажет положительные результаты.

До момента перехода милиции в полицию работа с населением была очень тесной. Считалось уважительным помогать

милиции, и уровень доверия к ней был высок. Сама служба считалась «народной», действительно не только физически, а душой приближена к народу.

Перемены в структуре МВД были запланированы с целью повышения ее эффективности, для обеспечения высокого уровня профессионализма личного состава, также для определения четкого вектора работы, а именно жестких законодательных рамок в деятельности полиции и неукоснительного их соблюдения для обеспечения полноценной защиты жизни и здоровья, прав и свобод населения.

С приходом изменений в систему Министерства внутренних дел, а именно переходом от милиции в полицию, ситуация кардинально изменилась. С одной стороны, действительно, как и было запланировано, деятельность полиции была подвержена более тщательному правовому регулированию, которая направлена на полноценную защиту прав и интересов граждан. С другой стороны, связь с населением утратила былую силу. Сотрудники стали больше подвержены бумажной волоките.

С учетом того, что и преступность становится более сложно организованной, также растет в количественном эквиваленте, сотрудникам полиции становится тяжелее поддерживать былую связь с населением. Кроме того, изменения пришли и

в структурную часть службы. К примеру, оперативная служба во времена функционирования милиции осуществлялась по участкам, как это происходит на данный момент у службы участковых уполномоченных. Однако с переходом в полицию оперативные сотрудники стали реализо-вывать свои полномочия по конкретным направлениями, в зависимости от категории преступлений [1].

В таких изменениях есть и плюсы, однако из минусов стоит отметить, что стало тяжелее собирать информацию от населения, т.к. оперативники работают на слишком обширных территориях, тем самым не имеют тесной связи со всеми группами граждан.

Конечно, деление на участки осталось у службы участковых уполномоченных полиции, однако в силу той же загруженности, а участковые уполномоченные в настоящий момент имеют слишком много линий работы, из-за чего даже они не владеют всей информацией о своем участке, также затрудняется процесс взаимодействия между службами из-за загруженности. По этой же причине часто можно услышать от населения о том, что они даже не знают своего участкового уполномоченного.

Практика показывает, что участковые уполномоченные в настоящее время в большей степени заняты работой с документами, материалами, которые нужно отписать, а количество их велико, так как с недавних пор вызовы службы осуществляются по общему номеру «112», а не как раньше, когда граждане звонили напрямую нужной службе. Такая практика приводит к накоплению за сутки значительного количества материалов, которые необходимо передавать в иные службы, а передавать материалов обязательно должна сопровождаться заполнением определенных форм за подписью руководителя, что занимает часть рабочего времени сотрудника, который мог бы заниматься практически более значимой деятельностью, а именно, непосредственно работать с населением [2].

Таким образом, бумажная волокита приводит к повышенной нагрузке на со-

трудников, к сокращению времени для реализации первостепенных, непосредственных задач службы, к поверхностному отношению к поступающим материалам, к разрыву связи с населением, к снижению эффективности общей работы, к ухудшению показателей деятельности, а именно непосредственной борьбы с преступностью.

Исходя из вышеперечисленного, стоит отметить то, что отношение граждан к сотрудникам также меняется, так как меняется качество их работы, теряется внимание к проблемам населения.

При этом стоит выделить особую важность должного уровня взаимодействия с гражданами. В актах нормативно-правового регулирования деятельности сотрудников полиции прямо указано на вовлечение населения к борьбе с преступностью, на прямое взаимодействие с ними в рамках сбора информации, выявления правонарушений.

Научный деятельно Т.А. Бондаренко в своих трудах отмечает, что демографические характеристики не имеют никакого значения при формировании мнения о сотруднике полиции. Совершенно обратный эффект имеют профессионально-психологические качества сотрудника. Данные показатели прямо зависимы от уровня образования и профессионального воспитания. Из этих рассуждений получается, что от уровня образования прямо зависит культурная составляющая личности, морально-нравственные качества, дисциплинированность [3].

Стоит отметить важную проблему в рамках взаимодействия сотрудников полиции с гражданами при выполнении своих обязанностей. Зачастую сотрудники полиции в силу профессиональной деформации, высокой загруженности бумажной волокитой также неполного штата, могут относиться грубо, невнимательно, и даже предвзято к заявителям и потерпевшим, тогда как эти граждане нуждаются в понимании и сопереживании. Последняя их надежда возлагается на сотрудников полиции. Подобный «холодный» прием со стороны полиции не только способствует уга-

санию доверия, но и зарождается ненависть.

Обратим также внимание на факт о том, что сотрудники полиции такие же люди с эмоциями, чувствами, склонностями и изъянами. Естественно к сотрудникам имеются конкретные требования, по типу сдержанность, непредвзятость, объективность. К сожалению, условия службы в настоящее время становятся все тяжелее и тяжелее, тем самым влияя на личность сотрудников негативно. Работа по оптимизации деятельности сотрудников полиции ведется недостаточно эффективно.

Сотрудники полиции обеспечены помощью психолога, однако работа ведется условная. Сотрудник не открывается психологу полностью чтобы избежать проблем в службе. Психологи же имеют обязанность докладывать о любом отклонении в состоянии сотрудника, тем самым огранивая его доступ к профессиональной деятельности до исключения всех имеющихся проблем. По очевидным причинам до психологов не доходит вся правда о состоянии сотрудника. Тем самым об эффективности работы психологический службы судить трудно [4].

Говоря об уровне образования сотрудников полиции стоит отметить то актуальной в программе является лишь информация правового и исторического характера. Как известно, сотрудник полиции в рамках профессиональной подготовки должен владеть знаниями в области психологии, в области криминального мира. К сожалению, программы профессиональной подготовки в рамках изучения психологии также скорее изучают ее историю, недели практически важные знания.

Библиографический список

1. Картавцев Д.А. и др. Вопросы повышения авторитета сотрудников полиции в современном российском социуме // Вопросы российского и международного права. - 2020. -Т. 10. - № 7-1. - С. 193-199.

2. Павлов В. И. Корпоративная идентичность органов внутренних дел: о стратегии формирования визуальной коммуникации современной полиции (органы внутренних дел: от традиционного образа-к корпоративному стилю) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2021. - № 3 (55). - C. 26-32.

3. Пшеничнова Н.А. Ценностно-ролевая модель сотрудника полиции // сборник научных статей магистрантов и аспирантов. Вып. 11 / Научный редактор З.Х. Саралиева. -Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2022. - 129 с.

При обучении сотрудник полиции не получает достаточных знаний, которые он мог бы эффективно применять при взаимодействии с гражданами для достижения контакта, также для внедрения в доверие, для недопущения формирования негативного мнения о полиции у обычных граждан. Также психологические знания необходимы при непосредственном контакте с преступными личностями [5].

Как известно, с каждым годом правонарушители становятся более образованными, подкованными в психологических и юридических науках. Сотрудники полиции в свою очередь, из-за большого разрыва в теоретической оснащенности, зачастую ощущают трудности в борьбе с преступностью.

Исходя из проведенного анализа, можно судить о том, что повысить доверие к сотрудникам полиции возможно и необходимо, для этого нужно заострить работу по направлению повышения сознательного и неукоснительного соблюдения нормативных актов, регулирующих непосредственную деятельность полиции, повышения образованности сотрудников, в том числе в рамках психологических знаний.

Повышение культурно-

психологической составляющей каждого сотрудника. Оптимизировать взаимодействие с населением. Повышать открытый и прозрачный характер деятельности сотрудников полиции. Однозначно стоит иметь в виду, что полиция должна тесно взаимодействовать с населением. Только в этом случае можно говорить о положительном прогнозе в достижении задач, стоящих перед полицией.

4. Разуваев Н.В., Шмарко И.К. Невский форум: секция «Кризис доверия в современном правопорядке» (Санкт-Петербург, июнь 2021 г.) //Теоретическая и прикладная юриспруденция. - 2021. - № 4. - С. 59-69.

5. Стрижченко, И.А. Общественный контроль органов внутренних дел на современном этапе / И.А. Стрижченко, Д.А. Востриков // Актуальные вопросы охраны общественного порядка и административной деятельности полиции: Материалы межведомственной научно-практической конференции, Волгоград, 18 июня 2021 года. - Москва: ООО "Издательство "Спутник+", 2021. - С. 148-151. - ББК БиБ01№К

A DECREASE IN PUBLIC CONFIDENCE IN THE POLICE

D.R. Usmanov1, Senior Lecturer T.V. Kovalev2, Lecturer

1Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia 2Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

1(Russia, Ufa) 2(Russia, Krasnoyarsk)

Abstract. The article identifies the main reasons for the decline in public confidence in the police. Specific measures have also been proposed to increase the level of trust in the police. In modern conditions, the protection of life and health, rights andfreedoms of the country's population is impossible without public confidence in law enforcement agencies. However, in recent years there has been a tendency to decrease the level of this trust, which negatively affects the effectiveness of the police.

Keywords: public trust, crime fighting, police officers, professionalism, law enforcement agencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.