3. Финансовые активы, учитываемые по амортизированной стоимости.
К данной группе относятся финансовые активы, удерживаемые до погашения, активы для продажи, векселя, займы и депозиты.
Особенность активов, удерживаемых до погашения заключается в том, что они имеют заранее определенный срок предъявления, в течение которого держатель актива получает фиксированные платежи. Важным обстоятельством является тот факт, что у организации не должно быть намерения избавиться от актива до момента его погашения.
Таким образом, рынок финансовых активов (финансовый рынок) представляет собой систему экономических отношений и сеть институтов, обеспечивающих согласование спроса на финансовые активы с их предложением.
Источники:
1. Адаменко А.А. Учет инвестирования в субъектах малого предпринимательства / А.А. Адаменко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2006. - № 23. - С. 146153.
2. Папова, Л.В. Активы организации и их классификация / Л.В. Папова А.П. Кочергина, А.Р. Кадыров // Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение. Материалы VI международной научной конференции, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 15-летию кафедры теории бухгалтерского учета.- 2017. - С. 149-153.
3. Сигидов Ю.И. Формирование учетно-аналитической информации о движении денежных потоков в коммерческих организациях : монография / Ю. И. Сигидов, А. А. Адаменко, Т. Е. Хорольская. - Краснодар : КубГАУ, 2019. - 144 с.
Sources:
1. Adamenko A.A. Accounting for investment in small businesses / A.A. Adamenko // Political Mathematical Network Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. - 2006. - No. 23. - S. 146-153.
2. Papova, L.V. Assets of the organization and their classification / L.V. Papova A.P. Kochergina, A.R. Kadyrov // Modern Economics: problems, prospects, information support. Materials of the VI international scientific conference dedicated to the 95th anniversary of the Kuban State Agrarian University and the 15th anniversary of the Department of Accounting Theory. - 2017. - P. 149-153.
3. Sigidov Yu.I. Formation of accounting and analytical information on cash flow in commercial organizations: monograph / Yu. I. Sigidov, A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya. - Krasnodar: KubSAU, 2019 .-- 144 p.
М.Р. Вакулик - Студент Института магистратуры Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, [email protected],
M.R. Vakulik - student of the Institute of Magistracy, St. Petersburg State Economic University, St. Petersburg, Russia;
М.Н. Конягина - д.э.н., профессор кафедры экономики, Северо-Западный институт управления Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, [email protected],
M.N. Konyagina - Doctor of Economics, Professor, Department of Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation.
СНИЖЕНИЕ ДОЛИ ГОСУДАРСТВА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ: ОПЫТ ФРАНЦИИ REDUCING THE STATE SHARE IN THE BANKING SYSTEM: THE FRENCH EXPERIENCE
Аннотация. Актуальность исследуемой в статье проблемы обусловлена возрастающей долей участия государства в совокупном капитале российской банковской системы, что большинством экономистов оценивается в качестве фактора, негативно влияющего на рынок банковских услуг. Неоднократно поднимался вопрос о приватизации банков, которая однако требует принятия обоснованных решений о времени и применяемых инструментах. Такое обоснование может вытекать из опыта стран, прошедших путь приватизации банковского сектора. Тем ценнее становится опыт Франции второй половины XX века, совпадающей с современной Россией этапами развития и типом банковской системы.
Целью статьи является выработка эффективных подходов к снижению доли государственной собственности на капитал российских банков в среднесрочной перспективе на основании анализа французского опыта приватизации банков с государственным участием. Для достижения цели применены анализ и обобщение исторических материалов и публикаций о развития банковской системы Франции с 1944 по 1993 годы, систематизация нормативной документации, регулирующей деятельность банков в этот период, сравнение фактов и динамики исторического развития банковской системы Франции второй половины ХХ века и современной банковской системы России.
В результате проведенного исследования систематизированы исторические этапы банковской приватизации и инструменты снижения доли участия государства в капитале банков, имеющие перспективу успешного применения в России.
Материалы статьи могут быть полезными исследователям банковских систем и практикам, заинтересованным в эффективных инструментах управления капиталом, руководителям банков и представителям финансовых регуляторов при разработке стратегии регулирования банковского сектора экономики.
Annotation. The relevance of the studied problem is caused by the increasing state share in the total capital of the Russian banking system, which is estimated by most economists as the negative factor for the banking services market. The issue of the banking privatization was repeatedly raised, which, however, requires making informed decisions about the period and tools. The experience of the countries that have passed the path of the banking sector privatization can be helpful. The more valuable is the experience of the French banking system in the second half of the 20th century, which coincides with the type and development of the modern Russian banking system.
The purpose of the article is to develop effective approaches to reducing the level of state ownership on the Russian banks in the medium term based on an analysis of the French experience in the privatization of banks with state shares. To achieve the goal, analysis and synthesis of historical materials and publications on the development of the French banking system from 1944 to 1993 was provided, systematization of regulatory documents during this period, comparison of facts and dynamics of the historical development of the banking system of France in the second half of the twentieth century and the modern Russian banking system.
As a result of the provided research, the historical stages of bank privatization and instruments for reducing the state share in the capital of banks with the prospect of successful application in Russia are systematized.
Materials of article can be useful to researchers of the banking system problems and practitioners interested in effective capital management tools, bank managers and representatives of financial regulators when developing a regulatory strategy for the banking sector of the economy.
Ключевые слова: банк с государственным участием, банковская система, капитал, коммерческий банк, приватизация
Keywords: bank with state shares, banking system, capital, commercial bank, privatization
Введение
Характерной особенностью современной российской банковской системы является превалирование государственного капитала над частным, что стало довольно серьезной проблемой и для российских регулирующих органов, и для бизнеса, и для ученых-экономистов. С одной стороны, работа над оздоровлением и укреплением банковского сектора уже доказала свою эффективность: снизилось количество неустойчивых и недобросовестных участников банковского рынка. С другой стороны, принятые меры привели к увеличению доли государства в совокупном капитале российской банковской системы, что произошло, в первую очередь, благодаря новому механизму санации, осуществляемой через Фонд консолидации банковского сектора (далее - ФКБС). ФКБС представляет собой специальный инвестиционный фонд, созданный и находящийся в распоряжении Банка России, что вызывает дополнительные вопросы о возможном конфликте интересов.
В этой связи представляет интерес опыт Франции, чья банковская система в период 1945-1993г.г. прошла путь национализации. Сегодня, несмотря на высокую долю участия государства в капитале банков в недавнем прошлом, Франция имеет один из самых развитых банковских секторов в мире в части ключевых финансовых показателей, качества предоставляемых услуг и европейской доли рынка.
Французская банковская приватизация была одной из самых масштабных в мире. Она позволила перевести в частный сектор 121 банк (на 2003 год): согласно информации Комитета кредитных организаций и инвестиционных компаний (CECEI), количество государственных банков уменьшилось [30, с.135] с 124 в 1983 году до 3 маленьких банков в 2004 году. Это требовало больших усилий по организации процесса. Авторы приватизационных процедур смогли воспользоваться наилучшими практиками из зарубежного опыта и собственных ноу-хау, и это позволило наиболее выгодно распродать государственные активы частным собственникам в рамках двух волн приватизаций.
Учитывая тенденции трансформации российского банковского капитала, целью публикуемого исследования избрано на основании анализа французского опыта приватизации банков с государственным участием предложить эффективные подходы к снижению доли государственной собственности на капитал российских банков в среднесрочной перспективе.
В рамках исследования были предопределены следующие задачи:
1. Исследовать историю национализации французского банковского сектора и последующих приватизационных процессов и используемых инструментов;
2. Выявить ключевые факторы, определившие успех французской банковской приватизации;
3. Провести анализ структуры собственности современного банковского сектора России;
4. Оценить факторы, определившие успех проведения французской приватизации, для сегодняшней России;
5. Определить возможность применения опыта французской приватизации в России.
Объектом исследования выступает банковская система Франции 1945 - 1993гг. Предметом - процессы приватизации французских банков с государственным участием в соответствующем периоде.
Проблема государственной собственности на капитал в бизнесе активно обсуждается среди отечественных экономистов. Так проблемы эффективности хозяйственного механизма при разных видах собственности обсуждаются в работах А.Е. Викуленко и А.М. Колесникова [7], А.Н. Ряховской и Д.И. Ряховского [24] и многих
других авторов, большинство из которых сходится во мнении, что доля государственной собственности в экономике не должна превалировать. Тем не менее государственное участие в экономических процессах оправдано не только важностью регулирования [6; 16; 28], но и государственным заказом [12; 13].
Одновременно государственное участие в капитале на финансовом рынке вызывает острые споры, ссылающиеся на мировой опыт и достижения, как в работах А.В. Верникова [4], Т.В. Жуковой [9], Ю.П. Назаровой и И.В. Поповой [18]. В частности, наблюдается зависимость качества финансовых услуг от структуры капитала, а соответственно, и характера управления, что подчеркнуто в работах К.А. Суровневой, В.А. Плотникова других авторов [25; 29]. Также разработки и исследования В.В. Мануйленко [15], Л.В. Кох и Т.В. Сергеевой [11] подтверждают, что эффективность капитала банков связана в том числе и с качеством корпоративного управления, которое повышается по мере снижения государственного участия в банковском капитале.
Вопрос необходимости приватизации банков с государственным участием обоснованно поднимался в работах А.В. Верникова и М.Е. Мамонова [5], Н.Е. Бровкиной и Д.Ц. Цыреновой [3]. Авторы проанализировали основные показатели деятельности банков с государственным участием и пришли к неоднозначному выводу о приватизации: в ближайшее время все банки с государственным участием приватизировать нецелесообразно, так как они являются относительно эффективными. Однако общее мнение состоит в том, что обязательной приватизации подлежат банки, попавшие под процедуру санации.
Сегодня особенно важно изучить опыт приватизации банков в странах, ранее прошедших этот путь, чтоб в условиях глобальной экономической нестабильности обеспечить сбалансированное опережающее развитие национальной экономики. В связи с этим особо ценен успешный опыт Франции, чья банковская система имеет общие черты с российской.
Подробно процесс приватизации французских банков рассматривался Г. Ахмедом [26], А. Маркуардтом и Э.Х. Кларком [28], Н. Тирионом [31] и А. Плессисом [29]. В своих работах ученые проводили исследование исторического контекста национализации, пытались осмыслить опыт французской приватизации, а также проводили сравнительный анализ банковских систем и возможности применения исследуемого опыта за рубежом.
Материалы и методы
При написании статьи в качестве материалов использовались научные статьи, написанные как французскими, так и иностранными исследователями, исторические хроники, нормативно-правовые акты, публицистические статьи и материалы диссертационных исследований, успешно защищенных в разные годы. Среди многообразия методов, использованных при написании статьи, следует выделить в качестве опорных для выбранного жанра: анализ исторического опыта, обобщение и визуализацию, методы дедукции и индукции.
Результаты проведенного исследования отличаются от прочих тем, что в российской литературе ранее не были систематизированы цели и инструменты проведения банковской приватизации во Франции, их влияние на финансовую систему. Также впервые рассмотрена возможность применения этого опыта в России.
История национализации и последующей приватизации банковской системы Франции
Существует популярное заблуждение, что процесс масштабной национализации начался во Франции с президента-социалиста Франсуа Миттерана, избранного на пост главы государства в 1981 году. В действительности между 1944 и 1946 годами республика, на тот момент возглавляемая Шарлем де Голлем, распространила контроль над бизнесом в самых разных областях экономики: в энергетике, в транспортом и финансовым секторах. Была проведена так называемая «Первая волна приватизации», девизом которой стала фраза: «Вернем Франции предвоенное великолепие».
Что касается финансового сектора, было национализировано 11 крупных страховых компаний, Банк Франции и 3 крупнейших коммерческих банка: Crédit Lyonnais, Société Générale и тот, что ныне носит название BNP, а в те времена представлял собой две структуры le Comptoir national d'escompte de Paris и Banque nationale pour le commerce et l'industrie. Таким образом к 1946 году государство контролировало 58% банковского сектора [32, с.220].
Спустя почти 40 лет Франсуа Миттеран инициировал вторую волну национализации. Законом 1982 года, распространявшимся на многие сферы деятельности, государство взяло под контроль крупнейшие индустриальные группы, а также 36 крупных банков, что стоило налогоплательщикам 58 миллиардов франков. Необходимость национализации была поставлена под сомнение. Высказывалось мнение, что реализуемые процессы очевидно несовместимы с либерализацией рынков, которая проводилась в то время во многих экономиках мира.
Позже на фоне противостояния президента Франции Ф. Миттерана и премьер-министра Ж. Ширака сферы деятельности были разграничены: президент принял ответственность за национальную безопасность и внешнюю политику, премьер-министру отведены полномочия регулирования вопросов внутренней безопасности. Таким образом, в 1986 году умеренно правое правительство под управлением Жака Ширака инициировало начало первой волны приватизации, которая стала ответом на масштабную национализацию 1982 года. Интересно, что министром экономики и финансов на тот момент был Эдуар Балладюр, который позднее инициировал вторую волну приватизации, но уже в качестве премьер-министра. В таблице 1 рассмотрены основные инструменты и техники, использованные при проведении приватизаций 1986г., а также результаты их применения
Таблица 1. Основные инструменты и результаты французской приватизации 1986г., инициированной правительством Ж.Ширака_
Инструменты и техники Описание Результат
1 2 3
Законы: №86-793 от 2 июля 1986г.; №86-912 от 6 августа 1986г. Организация процесса приватизации, правила трансформации государственных компаний в частные, правила оценки и определение цены продажи, а также меры, позволяющие удостовериться в сохранении национального наследия и национальных интересов. Создание законодательной базы для проведения приватизации.
Золотая акция (Action Spécifique) «Золотая акция» правительства заключалась в пятилетнем праве блокировать любое приобретение приватизируемой компании, превышающее 10 процентов, любым инвестором или заинтересованной группой инвесторов. Данный инструмент был в своем роде протекционистской защитой, который давал государству дополнительный контроль над приватизируемыми компаниями. Защита национальных интересов.
Независимый приватизационный комитет Независимый приватизационный комитет был создан правительством для проверки сделок на предмет соответствия существующим законам. Также занималась оценкой компаний и установлением стоимости, по которой они должны быть приватизированы. Соответствие совершающихся сделок нормативно-правовым актам. Возможность проведения независимой оценки компании, на основе которой устанавливалась цена размещения.
Ограничение покупки акций Очередная протекционистская мера. Иностранные инвесторы не могли приобретать более 20 процентов акций, находящихся в обращении. Защита национальных интересов.
Покупка акций работниками предприятий Работники, покупающие акции, могли воспользоваться правом отложенного платежа. Создание дополнительного спроса на реализуемые акции.
На первый взгляд создается впечатление, что между основным этапом национализации и первой волной приватизации прошло всего несколько лет, и временной промежуток между национализацией и приватизацией был недолгим. Однако необходимо принять во внимание, что 58% банковского сектора было приватизировано в 1946 году.
Приватизированы же в течение первой волны были лишь несколько банков - Société Générale, Crédit Commercial de France, Paribas, и Suez. Причиной стал кризис фондового рынка, произошедший в 1987 году. Затем Франсуа Миттеран старался сохранить статус-кво, проводя нейтральную политику, получившую название «Ни национализации, ни приватизации».
Вторая волна приватизации была проведена с назначением Эдуара Балладюра на пост премьер-министра в 1993, который во время первой волны приватизации был министром экономики и финансов. По его словам, приватизация является частью модернизации экономики, но переходить в частную собственность должны только компании из конкурентоспособных секторов, в том числе, для того, чтобы их управление становилось еще более гибким и современным [27]. Что касается рынка, то к тому времени рыночные механизмы были на порядок усовершенствованы. Например, на смену биржевым брокерам, индивидуальным лицам, у которых была монополия на торговлю и оценку акций, пришли биржевые компании. Также на недавно открытой Парижской фондовой бирже (сегодня - Euronext Paris) началась торговля фьючерсами и опционами. В результате приведенных преобразований новые продукты и технологии стали расти в объеме и сложности, а величина иностранных инвестиций увеличилась, что позволило разработать новые техники приватизации (табл.2). Таким образом, в 1993 году сложилась идеальная ситуация для проведения приватизации: появились новые инструменты и, главное, капитал.
Таким образом, к основным факторам, определившим возможность и успех проведения приватизации, можно отнести:
- направленность приватизации на широкие массы потенциальных участников, что стало возможным благодаря новым биржевым инструментам и защите интересов частных инвесторов;
- привлечение иностранных инвесторов, в том числе, с помощью финансовых и фискальных стимулов;
- ограничительные механизмы, нивелирующие риски отсутствия крепкой акционерной базы и перехода контрольных пакетов в руки нерезидентов.
Таблица 2. Приватизация правительства Э. Балладюра во Франции в 1993г.: основные инструменты и результаты
Инструменты и техники Описание Результат
1 2 3
Закон №93-923 от 19 июля 1993г. Модернизация основных принципов приватизации, заложенных в законах, впервые представленных в 1986г. Модернизация законодательной базы для проведения приватизации.
Приватизационное расписание и подготовительная работа Государственное предприятие, выбранное для приватизации и включенное в список приватизируемых компаний (приложение к закону 1993г.), может быть продано без особых задержек. Наиболее трудоемкими этапами являются комплексная оценка деятельности компании, финансовая экспертиза и подготовка документов о публичном предложении. Необходимо также уделить внимание уставу компании, внутренним документам и положениям, а также организационной структуре предприятий, которые после приватизации немедленно попадают под действие французского корпоративного или банковского законодательства. При окончании подготовительной работы типичная приватизация укладывалась в срок от 4 до 6 недель.
Рекламные кампании Для привлечения внимания широкой аудитории государство спонсировало масштабные рекламные кампании на телевидение и в прочих средствах массовой информации. Также широко распространялись листовки, в том числе в театрах. Только в 1993 году было использовано более 3 млн. таких листовок. Дополнительные стимулы для привлечения частных инвесторов, защита их интересов.
Специальные инвестиционные планы, разработанные банковскими учреждениями Например, банк Bankers Trust для каждой акции, покупаемой работником, выдавал средства для покупки еще 9 акций. В дополнение покупателям гарантировали, что они получат, как минимум, первоначальные инвестиции в акции плюс минимальный дополнительный уровень доходности.
Резервирование акций для работников Согласно закону требовалось, чтобы 10 процентов акций, продаваемых в рамках публичного предложения, были зарезервированы для покупки сотрудниками этой компании или ее дочерних обществ, или бывшими сотрудниками, проработавшими, по крайней мере, пять лет в данной компании или ее дочерней.
Привлечение иностранных инвесторов Правительство предложило щедрые финансовые и фискальные стимулы инвесторам для того, чтобы они перевели свои сбережения во французские ценные бумаги и облигации. Новый закон давал налоговые льготы инвесторам, согласившимся перевести свои фонды, ориентированные на рынки краткосрочных капиталов (SICAV monétaires) напрямую в долгосрочные сберегательные инструменты в акциях (plan d'épargne en actions). Данные сберегательные планы могли быть использованы напрямую для покупки приватизируемых компаний. Создание дополнительного спроса на акции приватизируемых компаний.
«Крепкий костяк» («noyau dur») Это французская инновация, направленная на снижение двух предполагаемых рисков при приватизации предприятия: отсутствия акционерной базы, озабоченной будущим компании, ее рыночной стратегией и развитием, и потенциальное вмешательство нежелательной третьей стороны. Согласно общим условиям прописывалось количество акций для публичного размещения, цена продажи, минимальное и максимальное количество акций, которое может быть куплено одним инвестором. Также предоставлялось преимущественное право покупки т.н. «стабильной группе акционеров». Нивелирование риска отсутствия стабильной группы акционеров.
Измененный концепт золотой акции (Action Spécifique) Отмена 10-процентного ориентира, для того, чтобы правительство могло вмешаться в случае необходимости в каждый конкретный случай. Новое определение дало правительству право издать декрет, оставляя, таким образом, право вето и своеобразный контроль над приватизируемой компанией. Среди прав, сохраняемых за правительством, - способность блокировать приобретение акций или права голоса в приватизированной компании каким-либо инвестором или группой инвесторов сверх предела, указанного в постановлении. Отменено пятилетнее право блокирования любого приобретения, теперь - нет лимитов на аннулирование сделки. Также теперь правительство может назначить одного или двух представителей, не имеющих право голоса, в совет директоров приватизируемой компании. Защита национальных интересов.
Инструменты и техники Описание Результат
1 2 3
Поскольку цель «Золотой акции», в основном, протекционистская, закон о приватизации дает правительству право вето на любую продажу активов приватизированной компании, если она противоречит национальным интересам Франции.
Ограничение покупки акций Ограничение покупки акций иностранными инвесторами до 20 процентов капитала компании. Отличия от 1986г.: • Касается только первичного размещения акций; • Под иностранными инвесторами понимаются те, что не из Европейского союза. Устанавливается 5-процентный лимит на иностранные инвестиции в здравоохранение и военные предприятия.
Предварительное размещение мандатов Мандаты предварительного размещения позволяют отдельным инвесторам, заинтересованным в приобретении акций, подписать мандат на покупку акций, без согласования цены акций приватизируемой компании. Поскольку инвестор не знает фактической цены размещения до даты публичного предложения, мандат остается отзывным до определенного момента после объявления цены предложения. После наступления данной даты и в случае отсутствия предварительного отзыва со стороны инвестора, мандат становится автоматически безотзывным, и инвестор обязан совершить сделку по цене, указанной при публичном предложении. В случае французской приватизации предварительное размещение мандатов не равняется составлению книги заявок. Техника впервые успешно была использована при приватизации банка BNP в октябре 1993г. Затем правительство использовало ее во всех последующих привати-зациях.
Составление книги заявок Составление книги заявок в большой степени используется для тестирования объема спроса, нежели цены. Например, при приватизации Rhone-Poulenc (химическая компания) финансовые учреждения, гарантирующие размещения, были обязаны сообщать главе синдиката личность каждого крупного инвестора, который высказал твердую, но не окончательную позицию в инвестировании не менее одного миллиона франков. Каждый участник синдиката присылал свою «Книгу» инвесторов с указанием основных имен, количества акций и желаемого уровня инвестиций.
«Green shoe» и «claw-back» Среди техник, вдохновленных развивающимися мировыми финансовыми рынками, были «green shoe» и «claw-back», то есть соглашение о праве покупки дополнительных акций по первоначальной цене и оговорка о возврате полученных средств в особых случаях. Также любое публичное размещение включало в себя возможность продажи большего количества акций, чем имелось в наличии. Эмитент получал право увеличить количество проданных акций до 25 % при наличии спроса. «Claw-back», в частности, использовался при приватизации BNB.
Отложенные платежи (paiement échelonné) Частичные отложенные платежи в редакции закона от 1993 года были распространены, включая как публичное размещение акций, так и размещение посредством подписки. Отсрочка по платежам разрешалась на срок до трех лет для публично размещенных акций. Для размещения посредством подписки ограничение не устанавливалось. Для покупателей -упрощение покупки акций интересующих компаний, для государства - дополнительный инструмент страхования интересов при приватизации.
Инструменты и техники Описание Результат
1 2 3
В случае невыполнения инвестором в полной мере обязательства по уплате за акции, государство автоматически получает право полной собственности на частично оплаченные акции и имеет право перепродать их на рынке. Если государство реализовывает акции в течение квартала, то государство возмещает средства инвестору (за вычетом штрафа за просрочку платежа и реализационных расходов). Если момент реализации наступает позже, то акционер, нарушивший обязательство, не получает ничего от совершенных ранее частичных платежей.
Структура капитала банковской системы современной России и факторы, ее определяющие
Современная российская банковская система исторически имеет высокую долю государственного участия. Однако доля государства в капитале банков в феврале 2018г. выросла до 70% по сравнению с 61% на начало 2015г. [1] На данный момент у профессионального сообщества нет сомнений в том, что превалирование частных кредитных организаций является залогом здоровой конкуренции и развития банковского рынка, в чем в первую очередь заинтересованы клиенты банков и Банк России (далее - ЦБ РФ).
Основной причиной увеличения доли государственного участия в банковском секторе можно назвать проведение санации через Фонд консолидации банковского сектора (далее - ФКБС). Данная процедура оздоровления пришла на смену традиционной, когда Центральный банк Российской Федерации определял банк-санатор среди устойчивых участников системы, при этом оказывая финансовую поддержку с помощью кредита по льготной ставке (0,5% годовых) на 10-15 лет или размещения крупного депозита на длительный срок.
При текущей схеме санации ЦБ РФ входит в капитал санируемого банка, вводится временная администрация, которая после окончания оценки финансового положения передает управление ФКБС, а рекапитализация происходит за счет средств фонда регулятора.
По состоянию на начало II квартала 2019г. процедуру оздоровления при участии ФКБС проходят девять банков (таблица 3):
Позиция Центрального Банка по вопросу увеличения доли государства в капитале участников банковской системы публична и имеет ориентацию на приватизацию банковского капитала. Так во время пресс-конференции по итогам проведения опорного заседания Совета Директоров ЦБ РФ 17 декабря 2018г. его председатель Э.С. Набиуллина отметила, что тенденция огосударствления банковской системы носит временный характер: «Как только мы будем готовы, как можно быстрее будем выводить санированные банки на рынок» [17].
Проведение аукциона по продаже Азиатско-Тихоокеанского банка было запланировано на март 2019 года. Среди претендентов на его покупку были названы банк «Восточный», «Московский кредитный банк» и Совкомбанк. Однако открытый аукцион по реализации принадлежащих Банку России акций Азиатско -Тихоокеанского Банка признан несостоявшимся в связи с тем, что из двух допущенных Банком России к аукциону участников - «Московский кредитный банк» и Совкомбанк - фактически ни один не принял участие в торгах. Среди причин представители банков называют, в том числе, слишком высокую нижнюю цену аукциона. Продажа банка запланирована в 2020 году после раскрытия им информации о результатах деятельности за 2019 год широкому кругу лиц, включая потенциальных инвесторов.
При продаже санируемых банков важно, чтобы банки с государственным участием не выкупали доли в приватизируемых, что также является официальной позицией Федеральной антимонопольной службы России и ЦБ РФ. Однако тенденция усиления огосударствления российского банковского сектора остается неизменной: только за 2018г. ВТБ приобрел три частных банка[8].
Таким образом, применение французского опыта проведения приватизации возможно, как минимум, в рамках продажи банков, проходящих процедуру финансового оздоровления через Фонд консолидации финансового сектора.
Таблица 3. Коммерческие банки, проходящие процедуру санации в Российской Федерации (по состоя-
нию на 20 апреля 2019г.) [23]:
№ п\п Банк Дата передачи банка под управление ФКБС План оздоровления/результат
А 1 2 3
1 ПАО Банк «ФК Открытие» 29.11.2017г. Юридическое объединение Банка «Открытие» и Бинбанка - 1 января 2019г. Фактическое объединение произойдет в середине 2019г.[20].
2 ПАО «БИН-БАНК» 15.12.2017г.
3 ПАО «Промсвязьбанк» 15.12.2017г. Передача банка Росимуществу и создание опорного банка для ОПК [12].
4 АО Банк «Советский» 22.02.2018г. Отозвана лицензия.
5 ПАО Банк «ТРАСТ» 15.03.2018г. Создание банка плохих и непрофильных активов [2].
6 АО «РОСТ Банк» 15.03.2018г.
7 АО Банк АВБ 05.04.2018г.
8 ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» 26.04.2018г. Продажу Банка планируется осуществить в 2020 году после раскрытия Банком информации о результатах его деятельности за 2019 год широкому кругу лиц, включая потенциальных инвесторов
9 ПАО «МИнБанк» 22.01.2019г. Докапитализация за счет средств ФКБС, выделение льготных кредитов под ключевую ставку. Вариант включения в банк плохих активов на сегодняшний день исключен [21]
Определение возможности использования опыта французской приватизации в России
Систематизация факторов, определивших успех французской приватизации (табл. 4), позволят увидеть, что два условия из трех сегодня могут существенно способствовать успеху приватизации в России. В первую очередь, инструменты приватизации можно применить для банков, находящихся в процессе санации в Фонде консолидации банковского сектора. Учитывая масштабы бизнеса этих банков, с малой степенью вероятности приходится полагаться на покупку этих банков и появление собственника, способного полностью выкупить банк.
Сегодня в России можно наблюдать уникальный момент, когда граждане используют инвестиционные инструменты для формирования капитала. При должной защите интересов частных инвесторов (см. таблица 2), спрос на акции приватизируемых банков будет стабильным и приватизация с высокой долей вероятности пройдет успешно.
Так как риски приватизации всегда весьма существенны, кажется правильным провести изначально приватизацию миноритарных пакетов, мажоритарный оставив за ФКБС. Через какое-то время возможно проведение второго раунда, приватизировав и мажоритарный пакет, в том числе, распределив его между несколькими покупателями, что нивелирует риск отсутствия стабильного акционерного ядра.
Заключение
Можно выделить следующие инструменты и техники, которые использовались во Франции и которые имеют потенциал использования при приватизации банков в современной России:
- «Золотая акция»
- «Крепкий костяк»
- "Green Shoe"
- "Claw-Back"
- Отложенные платежи
- Привлечение иностранных инвесторов
- Рекламные кампании.
Таблица 4. Условия успеха французской приватизации и потенциал их использования для современной банковской системы России
Фактор успеха французской приватизации Предпосылки для реализации Факторы, сдерживающие процессы приватизации в современной России
Направленность приватизации на широкие массы 1. Планируемый в 2019г. запуск мар-кетплейса от ЦБ РФ; 2. Растущая динамика спроса на инвестиционные продукты среди жителей России, в первую очередь, совершение сделок с помощью ИИС и покупка ПИ-Фов [33] - ответ на снижение реальных располагаемых доходов. 1. Невысокая финансовая грамотность населения; 2. Недоверие приватизации как следствие приватизационных процессов 90-х годов
Привлечение иностранных инвесторов, в том числе, с помощью финансовых и фискальных стимулов Приток иностранных инвестиций из восточных стран: Китай, Индия, ОАЭ. 1. Сохранение геополитических рисков; 2. Ухудшение рыночных условий на развивающихся рынках в целом [19]; 3. Масштабных выход иностранных инвесторов с российского рынка - За 2018 год иностранные фонды вывели из России $1 млрд. [10].
Ограничительные механизмы, нивелирующие риски отсутствия стабильной акционерной базы и перехода контрольных пакетов в руки резидентов иностранных государств В современных условиях возможна реализация миноритарного пакета акций, с дальнейшей продажей мажоритарного. 1. При отсутствии крепкой акционерной базы фактический контроль переходит к менеджменту. Риски управления банком в собственных интересах и, недостаточное управление комплаенс-рис-ками [16]; 2. Риск продолжения консолидации банковского сектора.
Несмотря на неоднозначность инструмента «Золотая акция» для развития корпоративного управления в банках, право вето позволит отстаивать национальные интересы в случае необходимости. Также возможность вмешательства государства позволит сгладить переход из государственной собственности в частную.
Предоставление приоритетного права покупки пакета акций так называемой «стабильной группе акционеров» - «Крепкому костяку» нивелирует риск отсутствия стабильной акционерной базы, озабоченной будущим компании, рыночной стратегией и развитием, и потенциальное вмешательство нежелательной третьей стороны.
Предварительное размещение мандатов и составление книги заявок. Такие инструменты позволят протестировать как цену размещения, так и объем спроса.
С одной стороны, инструменты "Green Shoe" и "Claw-Back" позволят привлечь больше средств с продажи акций, так как имеется возможность продажи большего количества акций, чем предложено изначально. С другой, защищает интересы инвесторов: если рыночная цена превысит цену размещения, эмитент гарантирует покупку по заранее оговоренной цене.
Специальные инвестиционные планы, разработанные банковскими учреждениями, резервирование акций для работников
Инвестиционные планы, подобные описанному в таблице 2, повысят привлекательность инвестирования в финансовый рынок для частных лиц, привлечет средства домохозяйств к проводимой приватизации.
Отсрочка по платежам позволит привлечь больше финансовых ресурсов для проведения приватизации, с другой, - предусмотренные механизмы защищают интересы государства: при невыполнении инвестором обязательства по оплате акций, оно имеет право перепродать на рынке частично оплаченные акции.
Внедрение этих предложений поможет провести приватизацию банковского капитала в России и нивелировать ряд возникающих рисков.
Источники:
1. АКРА: доля государства в банковском секторе достигла 70% // Информационное агентство ТАСС, официальный сайт. Публикация от 13.02.2018г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/4953848 (дата обращения: 25.03.2019 г.)
2. Банк плохих активов создадут из балансов "Рост банка", "Траста", ПСБ и АВБ. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ria.ru/20180402/1517759871.html (дата обращения: 25.03.2019 г.)
3. Бровкина Н.Е., Цыренова Д.Ц. Направления развития деятельности коммерческих банков с государственным участием // Вестник ВСГУТУ. - 2018. - № 2 (69). - С. 117-122.
4. Верников А.В. Сравнительный анализ российской и китайской моделей банковских систем: пять лет спустя // Проблемы прогнозирования. -2015. - № 2 (149). - С. 108-120.
5. Верников А.В., Мамонов М.Е. Сравнительный анализ эффективности госбанков и частных банков в России: новые расчеты Деньги и кредит. -2015. - № 7. - С. 21-32.
6. Вертакова Ю.В., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Государственная экономическая политика в системе государственного управления // Управленческое консультирование. - 2016. - № 12 (96). - С. 99-107.
7. Викуленко А.Е., Колесников А.М. Отношения собственности и хозяйственный механизм // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2018. - № 2. - С. 28-35.
8. ВТБ купит третий банк за год / Анна Еремина // Информационное агентство «Ведомости», Публикация от 4 ноября 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2018/11/06/785675-vtb (дата обращения: 25.03.2019 г.)
9. Жукова Т.В. Структура собственности на финансовом рынке в странах с неоконтинентальной моделью (страны - члены ЕАЭС) // Финансы и кредит. - 2015. - № 35 (659). - С. 2-11.
10. «Инвесторов импортозаместили». Издательский дом «Коммерсантъ». Публикация от 1610.2018г. Газета "Коммерсантъ" №237 от 24.12.2018, стр. 1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3841584 (дата обращения: 25.03.2019 г.)
11. Кох Л.В., Сергеева Т.В. Эволюция взглядов на методику расчета показателя достаточности банковского капитала // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2016. - Т. 22., № 8. - С. 105-115.
12. «Крепкий банк для ОПК». Издательский дом «Коммерсантъ». Публикация от 1610.2018г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3772220 (дата обращения: 25.03.2019 г.)
13. Курбанов А.Х., Наружный В.Е., Плотников В.А. Банковское сопровождение государственного оборонного заказа: специфика и особенности реализации // Управленческое консультирование. - 2015. - № 10 (82). - С. 101-109.
14. Мамонов М.Е. Регулирование доступа банков на кредитный рынок в условиях несовершенной конкуренции: оценка последствий для стабильности банковской системы // Журнал новой экономической ассоциации. - 2017. -№ 1 (33). - С. 44-74.
15. Мануйленко В.В. Анализ реализации положений Базеля II в национальном банковском секторе // Банковское дело. - 2016. - № 3. - С. 33.
16. Матовников М.Ю. Новации в регулировании: зло или благо?// Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/26907/matovnikov_05_12.pdf (дата обращения: 25.03.2019 г.)
17. Набиуллина заверила, что рост доли государства в банковской сфере РФ временный// Информационное агентство ТАСС, официальный сайт. Публикация от 14.12.2018г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5914908 (дата обращения: 27.03.2019 г.)
18. Назарова Ю.П., Попова И.В. Реформирование банковского сектора Венгрии // Международная экономика. - 2017. - № 3. - С.56-63.
19. Обзор финансовой стабильности ЦБ РФ № 2 II—III кварталы 2018 года. Конъюнктура финансовых рынков в условиях повышенной волатильности. Риски российского финансового рынка в условиях санкций. Стр. 16 // Официальный сайт Банк России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbr.ru/Collection/Collection/File/10438/OFS_18-02.pdf (дата обращения: 28.03.2019 г.)
20. Объединение Бинбанка и «Открытия» произойдет только к июлю. Информационное агентство Banki.ru. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10742498 (дата обращения: 25.03.2019 г.)
21. Почему ЦБ забрал МИнБ на санацию, а не лишил лицензии / Александра Астапенко, Анна Третьяк, Антон Филатов, Анна Еремина// Информационное агентство «Ведомости», Публикация от 22 января 2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2019/01/22/792123-minb (дата обращения: 28.03.2019 г.)
22. Плотников В.А., Дусетова С.М. Зарубежный опыт реализации государственного финансового контроля // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2016. - № 16 (195). - С. 26-29.
23. Пресс-релизы Центрального банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/PR (дата обращения: 20.04.2019 г.)
24. Ряховская А.Н., Ряховский Д.И. Повышение эффективности деятельности предприятий с госучастием // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2018. - № 1. - С. 87-97.
25. Суровнева К.А., Плотников В.А. Стратегическое управление устойчивым развитием банковских сервисов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2017. - №4 (34). - С. 50-52.
26. Ahmed, Ghazal. La privatisation du secteur bancaire : étude comparative entre l'Egypte et la France. Economies et finances. Université du Droit et de la Santé - Lille II, 2007. Français. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-00161397/document (дата обращения: 28.03.2019 г.)
27. Déclaration de politique générale de M. Balladur, Premier ministre, à l'Assemblée nationale le 8 avril 1993. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://discours.vie-publique.fr/notices/933091200.html (дата обращения: 27.03.2019 г.)
28. Marquardt, Alexander, Clark, Ellen H. French Privatizations and International Capital Markets. Northwestern Journal of International Law and Business - Northwestern University School of Law Scholarly Commons, 1994.
29. Plessis, Alain. The history of banks in France, 2003.
30. Raport annuel du comité des établissements de crédit et des enterprises d'investissement. P. 135. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://acpr.banque-france.fr/sites/default/files/media/2017/10/30/cecei_ra_2004.pdf (дата обращения: 29.03.2019 г.)
31. Thirion, Nicolas. Privatisations d'entreprises publiques, économie de marché et transformation des systèmes juridiques étatiques: un processes inéluctable?», Pyramides, 2 | 2000, p.85-110.
32. Vasseur M., Dossier « Nationalisations »- La nationalisation des banques, L'Actualité juridique- Droitadministratif, N° 4, 20 avril 1982, р. 220.
33. Struggling Russians Turn to Day-Trading to Pay the Bills// Информационное агентство Bloomberg, Публикация от 26 апреля 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-04-26/grandma-working-as-day-trader-shows-what-russians-do-to-survive (дата обращения: 20.03.2019 г.)
Sources:
1. TASS (2018). [ACRA: State share in the banking sector has reached 70%]. Informacionnoe agentstvo TASS [TASS news agency], Feb. 13 Available at: https://tass.ru/ekonomika/4953848 (accessed 25.03.2019) (In Russ.)
2. RIA (2018). [A bank of bad assets will be created from the balances of "Rost Bank", "Trust Bank", PSB and AVB]. Informacionnoe agentstvo RIA [RIA news agency], Apr. 2 Available at: https://ria.ru/20180402/1517759871.html (accessed 25.03.2019) (In Russ.)
3. Brovkina, N.E., Cyrenova, D.C (2018). [Areas of development of commercial banks with state share]. Vestnik VSGUTU [ESSUTM's herald]. No. 2 (69), pp. 117-122 (In Russ.)
4. Vernikov, A.V (2015). [Comparative analysis of Russian and Chinese models of banking systems: five years later]. Prob-lemy prognozirovaniya [Forecasting problems]. No. 2 (149), pp. 108-120. (In Russ.)
5. Vernikov, A.V., Mamonov, M.E (2015). [Comparative analysis of effectiveness of state banks and private banks in Russia: new calculations]. Den'gi i kredit [Money and credit]. No. 7, pp. 21-32. (In Russ.)
6. Vertakova, Yu.V., Kurbanov, A.H., Plotnikov, V.A (2016). [State economic policy in the public administration system]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management Consulting]. No. 12 (96), pp. 99-107 (In Russ.)
7. Vikulenko, A.E., Kolesnikov, A.M (2018). [Property Relations and Economic System]. Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskij menedzhment [Science Magazine of the ITMO University. Economics and environmental management edition]. No. 2, pp. 28-35. (In Russ.)
8. Eremina, A (2018). [VTB will buy its third bank in a row within the current year]. Informacionnoe agentstvo «Vedomosti» [«Vedomosti» News Agency], Nov. 6 Available at: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2018/11/06/785675-vtb
(accessed 23.03.2019) (In Russ.)
9. Zhukova, T.V (2015). [The ownership structure in the financial market in countries with a neo-continental model (countries - members of the EAEU)]. Finansy i kredit [Finance and credit]. No. 35 (659), pp. 2-11. (In Russ.)
10. Gajdaev, V (2018). [Investors have been import-substituted]. Gazeta "Kommersant" №237 ["Kommersant" newspaper #237], Dec. 24 Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3841584 (accessed 25.03.2019) (In Russ.)
11. Koh, L.V., Sergeeva, T.V (2016). [The evolution of views on the methodology for calculating capital adequacy ratio for banks]. Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Transbaikal State University's herald]. Vol. 22. No. 8, pp. 105-115. (In Russ.)
12. Kommersant (2018). [A solid MIC bank]. Gazeta "Kommersant" ["Kommersant" newspaper], Oct. 10 Available at https://www.kommersant.ru/doc/3772220 (accessed 25.03.2019) (In Russ.)
13. Kurbanov, A.H., Naruzhnyj, V.E., Plotnikov, V.A (2015). [Banking support of the state defense order: specifics and features of implementation]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management Consulting]. No. 10 (82), pp. 101-109. (In Russ.)
14. Mamonov, M.E (2017). [Regulation of banks' access to the credit market under conditions of imperfect competition: an assessment of consequences for the stability of the banking system]. Zhurnal novoj ekonomicheskoj associacii [New economics association's journal]. No. 1 (33), pp. 44-74. (In Russ.)
15. Manujlenko, V.V (2016). [Analysis of the implementation of the provisions of Basel II in the national banking sector]. Bankovskoe delo [Banking industry]. No. 3, p 33. (In Russ.)
16. Matovnikov, M.Yu (2012). [Innovations in Regulation: Good or Evil?]. Oficial'nyj sajt Banka Rossii [RCB's official website], May. Available at: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/26907/matovnikov_05_12.pdf (accessed 25.03.2019) (In Russ.)
17. TASS (2018). [Nabiullina assured that the growth of the state's share in the Russian banking sector is temporary]. Informacionnoe agentstvo TASS [TASS news agency], Dec. 14. Available at: https://tass.ru/ekonomika/5914908 (accessed 27.03.2019) (In Russ.)
18. Nazarova, Yu.P., Popova, I.V (2017). [Reform of the Hungarian banking sector]. Mezhdunarodnaya ekonomika [International economics]. No. 3, pp. 56-63. (In Russ.)
19. CBR (2018). [Overview of Financial Stability of the Central Bank of the Russian Federation No. 2, II - III quarters of 2018. The conjuncture of financial markets in conditions of high volatility. Risks of the Russian financial market under the sanctions regime. Page 16]. Oficial'nyj sajt Banka Rossii [RCB's official website], Nov. Available at: http://cbr.ru/Collection/Collec-tion/File/10438/OFS_18-02.pdf (accessed 28.03.2019) (In Russ.)
20. Banki.ru (2018). [Media: the merge of "Binbank" and "Otkrytie" will occur only by July]. Informacionnoe agentstvo Banki.ru [Banki.ru News Agency], Nov. 12. Available at: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10742498 (accessed 25.03.2019) (In Russ.)
21. Astapenko, A., Tret'yak, A., Filatov A., Eremina, A (2019). [Why did the Central Bank take the MinB to reorganize, and not deprived of the license]. Informacionnoe agentstvo «Vedomosti» [«Vedomosti» news agency], Jan. 22 Available at: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2019/01/22/792123-minb (accessed 28.03.2019) (In Russ.)
22. Plotnikov, V.A., Dusetova, S.M (2016). [Foreign experience in the state financial control execution]. Izvestiya Vol-gogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Volgograd State Technological University's herald]. No. 16 (195), pp. 26-29.
23. CBR (2019). [Central Bank's press releases] Oficial'nyj sajt Banka Rossii [RCB's official website], Apr. Available at: http://www.cbr.ru/press/PR (accessed 20.04.2019) (In Russ.)
24. Ryahovskaya, A.N., Ryahovskij D.I (2018). [Improving the efficiency of enterprises with state participation]. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika [ETAP: economic theory, analysis, practice]. No. 1, pp. 87-97. (In Russ.)
25. Surovneva, K.A., Plotnikov, V.A (2017). [Strategic management of sustainable development of banking services]. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tekhnologii [Theory and practice of service: economics, social sphere, technology]. No. 4 (34), pp. 50-52. (In Russ.)
26. Ghazal, A (2007). [Privatization of the banking sector: a comparative study between Egypt and France]. Economies et finances. Université du Droit et de la Santé Lille II [Economies and finances. University of Law and Health Lille II], Jul. 10 Available at: https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-00161397/document (accessed 28.03.2019) (In Fr., In Eng.)
27. M. Balladur (1993). [Statement of General Policy by Mr. Balladur, Prime Minister, in the National Assembly]. Vie-publique [Public Live], Apr. 8 Available at: http://discours.vie-publique.fr/notices/933091200.html (accessed 27.03.2019) (In Fr.)
28. Marquardt, A, Clark, E. H (1994) French Privatizations and International Capital Markets. Northwestern Journal of International Law and Business - Northwestern University School of Law Scholarly Commons (In Eng.)
29. Plessis, A (2003). The history of banks in France (In Eng.)
30. Banque de France (2004). [Annual report of the committee of credit institutions and investment firms, p. 135]. Banque de France site official [Official website of Bank of France], Oct. 30 Available at: https://acpr.banque-france.fr/sites/default/files/me-dia/2017/10/30/cecei_ra_2004.pdf (accessed 29.03.2019) (In Fr.)
31. Thirion, N (2000). Privatisations d'entreprises publiques, économie de marché et transformation des systèmes juridiques étatiques: un processus inéluctable? [Privatization of public enterprises, market economy and transformation of state legal systems: an inevitable process?]. Pyramides, 2, pp.85-110. (In Fr.)
32. Vasseur, M (1982). [Nationalization file - Nationalization of banks]. L'Actualité juridique- Droit administratif [Legal News - Administrative Law]. No. 4, p. 220. (In Fr.)
33. Doff, N (2018). Struggling Russians Turn to Day-Trading to Pay the Bills. Bloomberg news agency, Apr. 26 Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-04-26/grandma-working-as-day-trader-shows-what-russians-do-to-survive (accessed 20.03.2019) (In Eng.)
О. А. Герасименко - доцент кафедры финансов, канд. экон. наук, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, [email protected],
О. А. Gerasimenko - Associate Professor of the Department of Finance, Candidate of Economics, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;
Н. А. Петров - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, [email protected],
N. A. Petrov - Master student, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;
Р. А. Дагужиев - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, [email protected],
R. A. Daguzhiev - Master student, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ПРИНЯТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ FORMATION OF AN EFFECTIVE MECHANISM FOR FINANCIAL DECISION-MAKING IN THE FIELD OF WORKING
CAPITAL MANAGEMENT
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические проблемы, связанные с повышением эффективности системы менеджмента оборотным капиталом. Наличие у организации достаточного размера оборотного капитала выступает решающим фактором для ее стабильного функционирования в современных условиях. Приведена характеристика вариантов уровня чистого оборотного капитала, возможных в реальных условиях. Сформулированы задачи, решение которых приведет к эффективному управлению оборотным капиталом: оптимизация размера и структуры оборотных активов с точки зрения минимизации содержания этих активов; адекватное формирование структуры источников финансирования, что, в свою очередь, приводит к минимизации финансовых затрат; поддержание постоянной финансовой ликвидности; создание административных и оптимизационных процессов. Обосновывается идея о взаимосвязи чистого оборотного капитала и финансовой ликвидностью организации. На основе проведенного исследования предложена схема взаимосвязи системы управления оборотным капиталом с эффективностью деятельности организации.
Annotation. The article deals with theoretical problems associated with improving the efficiency of the working capital management system. The presence of an organization with a sufficient amount of working capital is a decisive factor for its stable functioning in modern conditions. The characteristic of options for the level of net working capital possible in real conditions is given. The tasks are formulated, the solution of which will lead to effective working capital management: optimization of the size and structure of current assets in terms of minimizing the content of these assets; adequate formation of the structure of funding sources, which, in turn, leads to minimization of financial costs; maintaining constant financial liquidity; creation of administrative and optimization processes. The idea of the relationship of net working capital and financial liquidity of the organization is substantiated. Based on the study, a scheme is proposed for the relationship of the working capital management system with the effectiveness of the organization.
Ключевые слова: оборотные активы, чистый оборотный капитал, финансовый риск, эффективность, финансовая ликвидность, кредит.
Keywords: current assets, net working capital, financial risk, efficiency, financial liquidity, credit.
Сегодняшняя экономическая ситуация в России отличается высокой степенью неопределенности, которая явилась следствием нестабильной геополитической ситуации из-за действующих и вновь вводимых западных антироссийских санкций и ответных мер России. В этих условиях весьма актуальной является проблема разработки и реализации эффективного механизма принятия финансовых решений в области управления оборотными активами, так как именно решения по их составу и структуре, а также источникам финансирования выступают для организации обусловливающими результативность процесса производства и реализации.
Финансовые менеджеры стремятся поддерживать оборотный капитал на определенном уровне, так как высокий чистый оборотный капитал снижает финансовый риск компании и выступает своеобразной финансовой «подушкой безопасности». Оборотный капитал может рассматриваться как абсолютная мера финансовой ликвидности, поскольку его соответствующий уровень снижает риск потери ликвидности организации. Он может служить резервом, который предназначен для непредвиденных потребностей подразделения [4, 6]. Это важно, например, когда возникают трудности с возвратом дебиторской задолженности или в случае формирования чрезмерного объема материальных запасов (когда средства замораживаются на более длительный период, чем первоначально предполагалось).