Научная статья на тему '"СНЕГУРОЧКА" Н. РИМСКОГО-КОРСАКОВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ВЕРЫ ФИРСОВОЙ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕВИЦЫ)'

"СНЕГУРОЧКА" Н. РИМСКОГО-КОРСАКОВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ВЕРЫ ФИРСОВОЙ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕВИЦЫ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТОНАЦИЯ / ИНТОНАЦИОННО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Киреев Дмитрий Зарифович

Цель исследования - определение художественной идеи оперы «Снегурочка» на основе интонационно-тематического анализа с учетом интерпретации Веры Фирсовой. Впервые выявлена начальная и конечная целостность, которая управляет музыкальным развитием. Установлена тематическая общность начала и конца оперы. Сделан вывод о художественной идее оперы, аналогичной евангельской заповеди «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SNOW MAIDEN" BY RIMSKY-KORSAKOV IN THE LIGHT OF THE INTERPRETATION BY VERA FIRSOVA (TO THE 100-TH BIRTHDAY ANNIVERSARY OF THE SINGER)

The purpose of this study is to define the artistic idea of the opera "The Snow Maiden" on the basis of intonation and thematic analysis, taking into account the interpretation by Vera Firsova. For the first time there has been revealed the thematic integrity of the beginning and the end of the opera, which controls the musical development. As a result, it has been concluded that the artistic idea of the opera is similar to Gospel commandment "you love one another, as I have loved you".

Текст научной работы на тему «"СНЕГУРОЧКА" Н. РИМСКОГО-КОРСАКОВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ВЕРЫ ФИРСОВОЙ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕВИЦЫ)»

мировое музыкальное пространство:

набпюпения и открытия

W

28

«Снегурочка» Н. Римского-Корсакова сквозь призму интерпретации Веры Фирсовой (к 100-летию со дня рождения певицы)

Киреев Дмитрий Зарифович

кандидат искусствоведения, преподаватель Владимирского областного музыкального колледжа им. А. П. Бородина E-mail: kireev_dz@mail.ru

Цель исследования — определение художественной идеи оперы «Снегурочка» на основе интонационно-тематического анализа с учетом интерпретации Веры Фирсовой. Впервые выявлена начальная и конечная целостность, которая управляет музыкальным развитием. Установлена тематическая общность начала и конца оперы. Сделан вывод о художественной идее оперы, аналогичной евангельской заповеди «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Ключевые слова: художественная идея, исполнительская интонация, интонационно-тематический анализ

Шедевру Римского-Корсако-ва посвящены многочисленные исследования, начало которым положил сам автор. Белых пятен не должно остаться. Хотя постоянно возникает затруднение с ответом на вопрос: «В чем смысл "Снегурочки"?» Некогда высказанное Б. Асафьевым мнение, что «никакой торжествен-

ный ритуал и никакие убеждения в том, что все свершается, как быть должно, и идет своей чередой, не уверят нас в справедливости возмездия Солнца, в необходимости наступления лета и в том, что вся музыка оперы ведет нас к этой "Славе"» [1, 173], противоречило словам автора1 и потому, вероятно, не могло нарушить устойчивую традицию воспринимать «Снегурочку» как весеннюю сказку. Спустя три четверти века после премьеры оперы партию Снегурочки в спектаклях Большого театра стала исполнять Вера Фирсова. Блестящая вокалистка и вдумчивый художник, она усомнилась в правильности сложившегося взгляда на смысл оперы. «В той интерпретации, в которой она по традиции подается публике, ей больше пристало название "Царь Берендей"» [5, 91], — считала артистка. Почему? В ироничном изложении В. Фирсовой мораль «Снегурочки» предельно проста: во всей этой «нехитрой истории царь, Купава и Лель, представители бога Ярило, — герои положительные, Мизгирь и Снегурочка — отрицательные», из чего можно сделать вывод, что «как бы темные силы (Снегурочка) ни прятались, вечно существовать они не могут, все равно растают, встретившись со светом (Ярило)» [5, 86-87]. Правда, замечает В. Фирсова, это умозаключение вступает в противоречие с тем, что «А. Н. Островский и Н. А. Римский-Корсаков написали страдающую Снегурочку» [5, 87]. Но позиция исполните-

ля — не научный аргумент. Необходим интонационно-тематический анализ, который с учетом исполнительской интонации2 подтвердил бы обоснованность мнения артистки.

Образ Снегурочки. Генеральная интонация образа воплощена В. Фирсовой уже в Прологе. Печальное и одновременно просветленное звучание голоса певицы придает речитативу «Людские песни» жертвенный характер (пример 1). Не странно ли? Ведь

Пример 1

Снегурочка ступает на землю берендеев из желания с людьми пожить, перенять песни полюбившегося Леля. Но уместно вспомнить, что любовь — изначально, с крестной смерти Спасителя: чувство жертвенное. Чувство любви наполняет не только финальную сцену оперы, но и ариетту d-moll (Пролог) с лейтмотивом любви в основе (пример 2).

с

Пример 2

И хотя на интонациях «Людских песен» построены почти все сольные номера героини (см.: [3]), считать речитатив той

начальной и конечной («Великий царь» в финале) целостностью,

киреев д. з. «снегурочка» н. римского-корсакова сквозь призму интерпретации веры фирсовой (к 100-летию со дня рождения певицы)

которая управляет музыкальным развитием и выражает, по В. Бобровскому, художественную идею [2, 10] нельзя. Понять идею оперы можно только в комплексе с еще одним мотивом, которому и принадлежит функция управляющего развитием. Это мотив жертвоприношения. Как видно, лейтмотив Лешего (пример 3) стал материалом, из которого сконструирован (методом производного контраста) лейтмотив Царя (пример 4). И уже на его

Пример 3

m

ш

Пример 4

основе возникает мотив жертвоприношения (пример 5).

Вслушиваясь в их музыкальное содержание, мы обнаружим, что в бесстрастном лейтмотиве Лешего на первый план выступает изобразительная сторона — угловатый Леший, которому будет поручена функция своего рода ангела-хранителя. Вкрадчивый, завораживающий своей остинатно-стью лейтмотив Царя выделяется эмоциональной, чувственной стороной. И его функция прямо противоположна функции Лешего — это царь-жрец (вспомним возглас Берендея при взгляде на Снегурочку: «Какая жертва готовится ему при встрече Солнца»).

Содержание третьего варианта лейтмотива можно понять, учитывая сценическую ситуацию и неожиданно зазвучавшие элементы музыкального языка, которые раскрывают смысл происходящего, — свершается обряд жертвоприношения. Покидая мир берендеев, Снегурочка

с любовью обращается не только к Мизгирю, но и к Лелю, поступок которого (через ревность, зароненную в сердце Снегурочки, выполнить данное Царю обещание) отдает циничностью опытного покорителя женских сер-дец3. И ни слова упрека Купаве и подругам, считавшим Снегурочку источником зла. И Берендей остался для нее великим царем. В контрапунктическом сплетении тем (пример 5, в котором фрагмент партитуры дан в сокращении) на оптимальном уровне сочетаются изобразительная (медленное истаивание), эмоциональная (выражение претерпеваемых смертельных мучений) и символическая (добровольное принятие жертвенного подвига) стороны содержания. В мотиве жертвоприношения вдруг отчетливо проступили два элемента: аллюзия на passus duriusculus (движение по полутонам на словах «Но что со мной?») и нисходящий ход на увеличенную кварту, интонируемый альтами, — аллюзия на saltus duriusculus. Тональность cis-moll и неаполитанская гармония придают сцене таяния трагический оттенок. Мотивацию включения мотива жертвоприношения в партию Снегурочки помогает осмыслить «парящий» у флейты и солирующей скрипки лейтмотив любви, к которому вернулся подлинный облик. Проводимый в верхнем голосе в контрапункте с лейтмотивом жертвоприноше-

ния (в первой и третьей частях сцены), он получает дополнительное символическое значение, освящая подвиг героини (в его основе — один из вариантов мотива креста, известный, например, по фуге cis-moll из I тома ХТК И. С. Баха). Вместо подчинения мертвящим традициям освящения весны вдруг воссиял подвиг добровольного заклания. В сцене таяния наконец-то утверждается истинный дух пассакальи с подобающим этому жанру темпом larghetto. Им-перфектный ритм лейтмотива Берендея сменился перфектным. В

Larghetto

Пример 5

басах тихо начинает звучать мерный перезвон колоколов (чередование неаполитанского трезвучия и D7). Ощущение света, разливающегося в последний миг земной жизни Снегурочки (Des-dur — сакральная в русской музыке, по замечанию А. Серова, тональность приходит на смену ^-то11), соответствует состоянию героини, покидающей мир людей со словами благодарности и любви ко всем. Предлагаемое понимание сцены вытекает из контекста христианской культуры4. Для того Снегу-

29

мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия

рочка, жизнь которой в слободке была хождением по мукам, и явилась на свет — говорит музыкальное содержание ее партии.

Штрихи к портрету Берендея. Не является ли Берендей первым в ряду тех, кого композитор, как он писал позже о Додоне, надеялся «осрамить окончатель-но»5? С чего начинается сценическая жизнь этого отца земли своей, где кровавых нет законов? С выражения пренебрежения к подданным: ремарка — Царь знаком благодарит слепых; их уводят — заставляет скептически отнестись ко всему, что прозвучит из его уст. А в финале? Проявление равнодушия, граничащего с 30 жестокостью6: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут». И в завершение трагедии звучит очередной гимн, подтекст которого — хлеба и зрелищ. Случайно ли позже, в «Садко», хор самодовольных обывателей зазвучит в том же необычном размере? И царство Берендея — чем не образец того мира, что построен на слезинке ребенка (Ф. Достоевский)? Это королевство кривых зеркал, в котором искажены представления о человеческих ценностях.

Образ царя лишен индивидуального начала: сплошные симу-лякры качеств, почти полное отсутствие собственных тем, пародия на жанр — неполный набор штрихов его музыкального портрета. Сцена с Бермятой — пародия на жанр пассакальи (тема quasi пассакальи сконструирована из тематических оборотов, заимствованных у других героев). Каватина II действия — это вариации над темой (В. Цуккерман), то есть лейтмотивом царя-жреца. Остроумно представлен симу-лякр любви. Н. Римский-Корса-

ков включил вариант лейтмотива любви Снегурочки в Шествие (главную, по словам автора, тему царя) — с характеристикой трясущаяся, старческая (пример 6). И примерам музыкальной дискредитации Берендея несть числа.

Трагичен финал мистериаль-ной драмы Н. Римского-Корса-кова (такое определение жанра «Снегурочки» будет соответствовать духу оперы). Путь такого народа — постепенное сползание в объятия смерти вместо неуклонного подъема к вершинам человеческого духа. Главная же героиня появляется в нашем

Пример 6

мире с тем, чтобы тревожить закоснелый люд мечтой о духовной чистоте и подлинной любви [5, 96], напоминая евангельскую заповедь «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас».

Примечания

1 «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель и Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу» [3, 131].

2 В анализе использована запись оперы под управлением Е. Ф. Светланова 1957 года.

3 Не является ли образ Леля пародией на героя-любовника опе-ры^ейа? Фальшиво искусство этого певца: согласно воле заказчика, он легко переходит от чувствительной песни к почти плясовой. А облик сельского донжуана, неприглядные черты которо-

го раскрыты в репликах берендеев (см. Римский-Корсаков Н. А Полное собрание сочинений Т. 31 А, Б. М.: Музгиз, 1953), с каждым поступком становится все менее и менее симпатичным.

4 Вспомним слова Каиафы, который сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб» [Ин. 11:50].

5 Вспоминаются слова М. Балакирева: «Николай Андреевич всегда найдет предлог поглумиться над властью» [6, 159].

6 Последнее особенно рельефно проступает по контрасту с реакцией народа на гибель Мизгиря. Берендеи, накануне требовавшие покарать Мизгиря, глубоко тронуты его горем и в ужасе (авторская ремарка) шепчут: «Погиб он!»

Литература

1. Асафьев Б. В. Об опере. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1985. 344 с.

2. Бобровский В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: очерки. Вып. 1. М.: Музыка, 1989. 268 с.

3. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни (1844-1906). 3-е изд. М.: Гос. изд. Музыкальный сектор, 1926. 480 с.

4. Ручьевская Е. А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Кор-сакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка. СПб.: Композитор, 2002. 396 с.

5. Фирсова В. М. Воспоминания о творческой жизни в опере // Русский соловей Вера Фирсо-ва. Владимир, 1996. С. 5-109.

6. Ястребцев В. В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания: в 2 т. Л.: Музгиз, 1959. Т. 1. 526 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.