Научная статья на тему 'Smyth M. La Liturgie oubliee: La priere eucharistique en Gaule antique et dans loccident non Roman / Preface par M. Metzger, postface par M. dels sants gros i Pujol. P. : Cerf, 2003. (coll. «Patrimoines. Сhristianisme»). 664 p'

Smyth M. La Liturgie oubliee: La priere eucharistique en Gaule antique et dans loccident non Roman / Preface par M. Metzger, postface par M. dels sants gros i Pujol. P. : Cerf, 2003. (coll. «Patrimoines. Сhristianisme»). 664 p Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
75
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ткаченко Александр Анатольевич

Книга французского литургиста Матьё Смита является его диссертацией, защищенной в 2001 г. в Университете им. М. Блока в Страстбурге под руководством известного ученого Марселя Мецгера. Она посвящена евхаристическому богослужению в древней Галлии и на всем «неримском» Западе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Smyth M. La Liturgie oubliee: La priere eucharistique en Gaule antique et dans loccident non Roman / Preface par M. Metzger, postface par M. dels sants gros i Pujol. P. : Cerf, 2003. (coll. «Patrimoines. Сhristianisme»). 664 p»

нас. 127 — «снишед» вместо «снизшед», нас. 130 — а вместо а' , eioSov вместо eiaoSov и raSe вместо тш8е; примеры можно умножать. Нет последовательности в использовании заглавных букв — например, на одной и той же с. 90 слово Служебник пишется то со строчной, то с заглавной буквы. В прим. 168 на с. 103 ошибочно указан номер страницы (154 вместо 156). Хотелось бы пожелать, чтобы в таких книгах, как рецензируемая — тем более если та подготовлена к печати издательством с громким именем «Языки славянской культуры», — количество грамматических ошибок хотя бы в славянских словах было бы значительно меньшим.

В заключение еще раз поздравляем А. Г. Кравецкого, его коллег из Института Русского языка РАН и коллектив серии «Studia Philolo-gica: Series minor» издательства «Языки славянской культуры» с выходом этой замечательной книги и ждем продолжения как в виде монографий современных исследователей, так и в виде публикации неизданных работ классиков старой науки, посвященных вопросам истории Церкви и христианской письменности и культуры.

диакон Михаил Желтое

Smyth M. La liturgie oubMe: La priere eucharistique en Gaule antique et dans l’Occident non roman | Preface par M. Metzger, postface par M. dels Sants Gros i Pujol. P.: Cerf, 2GG3. (coll. «Patrimoines. Christianisme»). 664 p.

Книга французского литургиста Матьё Смита является его диссертацией, защищенной в 2001 г. в Университете им. М. Блока в Страстбурге под руководством известного ученого Марселя Мецгера. Она посвящена евхаристическому богослужению в древней Галлии и на всем «не-римском» Западе. Эта тема чрезвычайно сложна для исследования. Практически все крупные литургисты, занимавшиеся латинским богослужением (Ж. Мабийон, Л. Дюшень, Ф. Каб-роль, А. Леклерк, А. Дольд, Й.А. Юнгманн и др.), так или иначе с ней соприкасались, и серьезных исследований к кон. XX в. накопилось немало. Однако проблема далека от окончательного решения из-за слабой источниковой базы. Поскольку оригинальное галликанское богослужение было запрещено Карлом Великим, в чистом виде галликанских памятников сохранилось немного. Основная масса источников свидетельствует об уже значительном влиянии римской практики. Исследователи находят выход в привлечении испано-моса-рабских, кельтских и амвросианских рукописей для реконструкции

утерянных элементов галликанского обряда. Однако такая операция похожа на складывание мозаики: число возможных комбинаций очень велико.

Тем не менее, работа М. Смита является важным вкладом в изучение данной темы. Уровень его профессиональной подготовки весьма высок. Он хорошо знаком как с источниками по раннехристианскому богослужению, так и с развитием литургии на Востоке. Кропотливое изучение евхаристических молитв позволило ему создать довольно оригинальную концепцию их эволюции. Хотя он привлекает источники, остававшиеся долгое время вне поля зрения литургис-тов (например, палимпсест МйпеИеп. $1аа18ЫЫ. ^М, 14429, 2-я пол. VII в.), главное достоинство его работы в четкой систематизации сохранившихся свидетельств.

Книга делится на две части. В первой речь идет об источниковедческой базе. Подробно анализируются как литургические рукописи, так и творения святых отцов и христианских писателей, живших на Западе. От весьма темных свидетельств IV—VI веков, автор переходит к наиболее ранним образцам письменной фиксации галликанского обряда — фрагментарно сохранившимся Сакраментари-ям (книгам, содержащим молитвы мессы и таинств). Анализируя более полные литургические рукописи — М188а1е ОоШсиш, М188а1е ОаШсапиш Vetus и прочие, он отмечает свидетельства упадка литургической культуры в Галлии. Встречающиеся в них молитвы оказываются чрезвычайно низкого уровня не только с литературной, но и с богословской точек зрения. Многие памятники весьма хаотично компилируют молитвы из испанской, кельтской и севе-ро-итальянской литургических традиций. Поэтому неудивительно, что римский обряд так легко, в конечном итоге, вытеснил галликанский. Помимо Сакраментариев, М. Смит уделяет внимание и другим богослужебным книгам, использовавшимся при служении мессы — Лекционариям, Гомилиариям и т. д.

Наибольший интерес представляет его точка зрения на «ключевой» для галликанского богослужения текст — т. н. «Краткое толкование древней литургии Галлии» Германа Парижского. Вслед за А. Вильмаром (1924), он отвергает аутентичность данного источника. Это важное решение, в связи с появляющимися время от времени попытками вновь признать его подлинным. Ранняя датировка текста Псевдо-Германа сильно искажает историю развития богослужения на Западе. Дело в том, что с этим памятником связано огромное количество псевдонаучных спекуляций, к сожалению, особенно распространенных среди православных, живущих в Европе, которые

воспринимали галликанский обряд как простой след древней ортодоксии Запада, игнорируя все разнообразие литургических традиций древней Церкви.

Позиция Смита в данном вопросе выглядит очень аргументированной. По его мнению, на появление этого памятника уже в эпоху романизации (в нач. VIII в.) указывает и характер рукописного сборника, в составе которого этот текст сохранился.

Интересно и отношение М. Смита к вопросу о т. н. «восточном» влиянии на галликанский обряд. С его точки зрения, речь очень часто идет о сохранении в Галлии общего с Востоком доникейского базиса, который роднит также богослужение Сирии, Северной Африки и Испании (в последнем случае дело обстоит сложнее, в связи с серьезным влиянием Востока уже в византийскую эпоху). Он часто подчеркивает и поливариантность литургической практики в пределах одного региона.

Рассматривая латинское богослужение в целом, автор не может избежать высказывания своих взглядов на развитие римской и амвросианской традиций. Помимо прочего, обращают на себя внимание его предположения о развитии богослужения в городах Северной Италии и Милане до периода кодификации в IX веке. По мнению М. Смита, во многом оно было ближе к галликанскому, чем к римскому, но в Средние века подверглось сильной романизации.

В первой части книги читатели найдут и подробный анализ чино-последования мессы в Галлии, а также рассуждения о процессе распространения христианства в этом регионе, влиянии вестготской Испании, ирландского монашества и трудах местных епископов.

Вторая часть посвящена анализу галликанских евхаристических молитв. Прежде всего, М. Смит отмечает сложность применения классических схем и терминов, использующихся при анализе как восточных анафор, так и римского канона мессы. Многие элементы галликанских молитв не имеют прямых аналогов. Поэтому автор использует оригинальные названия частей анафоры, встречающиеся в галликанских рукописях. Для удобства читателей в конце книги помещен глоссарий с наиболее важными терминами. На страницах 261—307 приводятся латинский текст и переводы на французский наиболее важных молитв по нескольким рукописям.

Разбирая отдельные части анафор, автор подробно останавливается и на их богословском содержании, анализируя понимание евхаристической жертвы, приношения, хваления и т. п., отмечая доминирующую в галликанской традиции идею благословения жертвоприношения Богом. Для развития христианского богослужения

в целом, интересны выводы Смита о роли Запйш’а и эпиклесиса в галликанских анафорах. В частности, он признает Sanctus и Post-Sanctus поздними добавлениями, нарушившими уже сложившуюся структуру евхаристических молитв. Интересны собранные им свидетельства о небиблейских вставках в ІшгіШгіо.

В последних главах книги, к сожалению, довольно бегло, рассматриваются текст латинской Библии, использовавшийся в Галлии, особенности совершения и богословского осмысления чина Крещения (сближающие Галлию с Сирией) и проблема североафриканской литургической традиции, памятников которой, за исключением цитат у святых отцов, не сохранилось. В заключение автор вновь обращается к евхаристическому богословию в Галлии в V—VIII веках.

Книга написана довольно живо и хорошо структурирована. Она будет интересна не только специалистам по западным обрядам, но и всем интересующимся эволюцией и значением центральной евхаристической молитвы — анафоры.

А. А. Ткаченко

«Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиеп. Мир-ликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии / А.В. Бугаевский, сост. и общ. ред.. М., 2004. 518 с.

Сборник «Правило веры и образ кротости...» предсталяет собой публикацию материалов, представленных на международной конференции «Святитель Николай в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии», состоявшейся в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте (ныне Гуманитарном Университете) в апреле 2003 года.

Сборник открывается новым текстом жития свт. Николая Мир-ликийского во второй редакции1, составленным А. В. Бугаевским в соавторстве с архим. Владимиром (Зориным). Отметим, что публикуемое житие является далеко не первым опытом А. В. Бугаевского в агиографии и продолжает собой начатую достаточно давно работу по составлению житий с учетом всей совокупности доступных на данный момент исследователям древних рукописей и агиологических

1 Первая редакция была опуликована в 2001 г. издательством «Скиния» (Свт. Николай, архиеп. Мирликийский. Великий Чудотворец: Его жизнь, подвиги и чудотворе-ния, изложенные по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.