Научная статья на тему 'Смыслы личностного роста в контексте актуальных проблем человечества'

Смыслы личностного роста в контексте актуальных проблем человечества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
406
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / КРИЗИС / СМЫСЛ / ДУХОВНОСТЬ / ОСОЗНАННОСТЬ / PERSONAL GROWTH / CRISIS / SENSE / SPIRITUALITY / AWARENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреев Александр Сергеевич

В работе рассмотрено понятие личностного роста. Выделены основные этапы (аспекты) личностного роста: адаптация, самореализация, трансценденция и осознанная целостность. Показаны психологические механизмы возникновения кризисов личности и общества. Рассмотрены возможности преодоления различных кризисов на основе развития соответствующих сторон личности в процессе личностного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Senses of Personal Growth in the Context of Actual Problems of Humanity

The main stages (aspects) of personal growth are highlighted: adaptation, self-realization, transcendence and aware unity. The psychological mechanisms of the emergence of crises of the individual and society are shown. The possibilities of overcoming various crises based on the development of the relevant aspects of the personality in the process of personal growth are considered.

Текст научной работы на тему «Смыслы личностного роста в контексте актуальных проблем человечества»

А. С. Андреев

УДК 159.9.019

СМЫСЛЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Н а протяжении последних десятилетий человечество переживает углубляющийся глобальный кризис. Его частные проявления воспринимаются как экологический кризис, кризис здоровья и системы здравоохранения, кризисы социальные - экономические, политические, кризис системы образования и воспитания, а также духовные кризисы: мировоззренческие, религиозные, нравственные и культурные. Эта ситуация имеет причины психологического характера, которые мы рассмотрим в данной статье.

Взаимосвязь биологического, психологического, социального и духовного аспектов человека известна давно. Еще на рубеже Х1Х-ХХ вв. она была положена В. М. Бехтеревым в основу его подхода, определившего дальнейшее развитие петербуржско-ленин-градской школы психологии и психотерапии, впоследствии названного био-психо-социаль-ным [15]. Новый ракурс взаимосвязи биологического и социального в человеческом бытии открылся благодаря исследованиям в области этологии [7]. Первые попытки исследования психологических причин современного глобального кризиса человечества были предприняты еще в 60-х годах XX в. Римским клубом. Результаты этого исследования опубликовал А. Печчеи в своей книге «Человеческие качества» [16]. Он отмечает, что судьба человечества зависит от человеческих качеств большинства жителей планеты. Неготовность людей принять на себя ответственность, соответствующую роли существа, деятельность которого определяет состояние экосистемы Земли. В осно-

ве - эгоизм, жадность, властолюбие и гордость обладания. А. Печчеи приходит к выводу о том, что необходима психическая эволюция широких слоев населения, связанная с объединением людей на основе гуманных ценностей и идеалов. Известные отечественные специалисты в области экопсихоло-гии С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин [6] отмечают, что кризис имеет мировоззренческий характер, и что для его преодоления необходим переход от личностно-, государственно- и человеко-цетрированного сознания к плане-то- и космо- центрированному. Психологическим корням экологических проблем был посвящен и ряд наших работ [1; 2; 3].

Вместе с тем проблема психологических основ современного глобального кризиса человечества остается далеко неисчерпанной, что придает актуальность данному теоретическому исследованию. Целью его является рассмотрение психологических механизмов возникновения различных аспектов глобального кризиса.

Начнем с основных для данной темы понятий.

Личность и личностный рост

В одной из предыдущих работ нами был проведен анализ различных определений личности, данных отечественными и зарубежными авторами [4]. На этой основе было сформулировано следующее определение: «Личность - это индивидуальная динамическая психическая функциональная система, обеспечивающая взаимодействие индивида с окружающим миром» [4, с. 28]. Там же дано определение личностного роста как совокупности изменений личности в направлении осознанной целостности, творческой адаптации и экологичной самореализации [4, с. 100]. Можно выделить четыре стадии/компонента/ смысла личностного роста: адаптации, самореализации (самоактуализации), трансцен-денции и осознанного единства. Последнее имеет два взаимосвязанных аспекта. Первый -внутреннее единство, которое можно рассматривать, как целостность личности. Второй -внешнее единство, т. е. единство с окружающим миром на основе оптимизации (гармо-

20/y/;J -

ш

низации) всех своих взаимосвязей с ним благодаря следованию законам природы.

Смыслом первой стадии является установление гармоничных взаимосвязей с окружающей средой на биологическом, социальном, культурном и прочих уровнях. Адаптация может обеспечиваться не только внутренними изменениями, но и влиянием на среду с целью приспособления ее к своим нуждам. При этом, конечно, следует заботиться об экологичности воздействия.

Смыслом второй стадии является реализация своих способностей и творческого потенциала на благо совокупности систем, частью которых является человек. Другими словами, речь идет о выполнении своего предназначения. Здесь важно иметь в виду, что речь идет не только о социальных системах (семья, коллектив, государство), но и об экосистеме и т. п.

Третья стадия является промежуточной. Ее смыслом является обретение способности глубоко чувствовать и осознавать других людей и объекты/процессы внешнего мира, а также взаимосвязи (взаимоотношения) между ними. Такая способность развивает возможности адаптации и самореализации (самоактуализации), а также создает основу для достижения четвертой стадии - единства. Интересно, что Д. А. Леонтьев, рассматривая процесс развития личности с позиций мотивации ее деятельности, также связывает высший уровень ее развития с трансцен-денцией [8]. Трансцендентные переживания занимают видное место в трансперсональной психологии [5; 9; 12; 17], а также в боди-намике Л. Марчер [10]. Ключевую роль в когнитивно-поведенческой терапии третьей волны, в частности в подходе Дж. Кабат-Зинна [20], играет состояние mindfulness. Это - состояние полноты осознания себя в настоящем моменте. В некоторых случаях при переживаниях подобного состояния сфера осознания выходит за пределы осознающего субъекта. В таких случаях можно говорить о переживании трансценденции.

Смысл четвертой стадии состоит в гармонизации отношений личности со всеми

системами и, в пределе, с мировой Системой, объединяющей в себе все существующие системы. Наличие такой Системы логически следует из системного мировоззрения.

Очевидно, что каждую из перечисленных выше стадий личностного роста можно реализовать в большей или меньшей степени, а полная их реализация выступает скорее в роли идеала, к которому можно стремиться. Отсюда следует, что для перехода на следующую стадию совершенно не требуется полностью пройти предыдущую, да это и невозможно. Поэтому человек, как правило, в какой-то степени находится на каждой из стадий развития. Однако какая-то из стадий обычно является доминирующей над остальными. Именно эта доминанта и определяет уровень развития личности, а также жизненные смыслы, определяющие ее поступки.

Основой личностного роста является развитие осознанности. В предыдущих работах автора показано, что все остальные проявления личностного роста являются следствиями развития осознанности [4]. Развитие осознанности может происходить как в результате целенаправленных усилий, так и спонтанно [4].

Уровни бытия личности/психики и потребностей

Издревле люди выделяли три уровня бытия: биологический, социальный и духовный. В древних шаманских традициях эти уровни обычно назывались соответственно нижним, средним и верхним мирами [18; 19]. Е. А. Тор-чинов [18] показал на примере даосской традиции представленность этих миров в человеческой психике. А. Маслоу совершенно независимо от древних концепций на основе исследования человеческих потребностей разработал классификацию последних [14]. При этом он выделил биологические (витальные) потребности, социальные (связанные с принятием, уважением и любовью) и духовные потребности (связанные с самоактуализацией). К последним позже [12] он добавил потребность в трансценденции. Там же он разделил все потребности на два типа:

дефицитарные и бытийные. Дефицитарные потребности обусловлены дефицитом того, что требуется организму, т. е. с получением чего-то извне. Бытийные потребности, напротив, связаны с отдачей чего-либо вовне. Потребность в самоактуализации бытийна. Социальные потребности могут быть как дефицитарными, так и бытийными. В дефицитарном варианте это потребность в получении принятия, уважения и любви. В бытийном - потребность принимать, уважать и любить.

Если рассмотреть с точки зрения дефи-цитарности-бытийности биологические потребности, то можно обнаружить следующее: для здоровья и благополучия необходимо, чтобы удовлетворение дефицитарных потребностей соответствовало некоему минимальному оптимуму, определяемому по принципу: дальнейшее снижение потребления принесет вред. Что же касается бытийных потребностей, то желательно полное, однако не чрезмерное удовлетворение. Критерием чрезмерности в данном случае будет истощение, т. е. невосполняемый расход ресурсов.

Психологические корни и механизмы проблем современности

При рассмотрении основных проблем современности разделим их в соответствии с уровнями бытия на биологические, социальные и духовные. Основными проблемами биологического уровня являются болезни. Болезни связаны, прежде всего, с экологическими проблемами: питание ненатуральной пищей, неестественные условия жизни, загрязнение воздуха и воды, шумовое и световое загрязнение среды, искусственный ландшафт и т. п. Другая причина болезней обусловлена избыточным удовлетворением дефицитарных потребностей, в частности, в еде и питье. Третья причина - утрата большинством жителей современного индустриального общества способности интуитивно различать потребную организму пищу (и питье) от непотребной. Болезни приводят к преждевременному старению и преждевременной мучи-

тельной смерти вместо нормального - спокойного и безболезненного - ухода. Все три причины связаны с недостаточным уровнем осознанности и, следовательно, ответственности. Третья причина обусловлена, кроме того, пониженным уровнем сенсорной сензи-тивности.

Экосистему можно рассматривать как организм, частью которого является человеческий организм как внутренняя экосистема. Таким образом, можно сказать, что болезни обусловлены нарушениями во внешней и внутренней экосистемах. Здесь, однако, уместно вспомнить о том, что человек является био-психо-социо-духовным существом или системой. Поэтому на соматическом здоровье, безусловно, отражаются социальные и духовные проблемы, которые мы рассмотрим ниже.

Социальный уровень определяется отношениями как межличностными, так и межгрупповыми. Здесь можно рассматривать социальные системы различного уровня: от семьи до транснациональных объединений. Однако психологические корни социальных проблем любого уровня одни. Они связаны с неудовлетворенностью социальных потребностей в принятии (признании экзистенциального права на аутентичность), уважении (в том числе и личных границ) и любви (пожелании блага и его реализации). Множество людей в любой социальной группе является конечным (счетным). Поэтому удовлетворение упомянутых потребностей в их дефицитарном аспекте для группы в целом возможно только при условии, что среднее по группе (сообщестову) значение дефицитар-ных потребностей не будет превышать среднего значения бытийных потребностей. Доминирование дефицитарных потребностей над бытийными приводит к экономическим, политическим и прочим кризисам. Создание общественных стандартов и следование им основано как бы на общем благе, но требование следования общим правилам нередко оказывается в противоречии и с правом на аутентичность, и с соблюдением личных границ, и с благом отдельной личности. И в этом противоречии важно находить разумный ком-

промисс, до чего современному индустриальному/постиндустриальному социуму, пожалуй, еще далеко.

Проблемы духовного уровня связаны с неудовлетворенностью жизнью (отношениями и обстоятельствами), а также с проблемами самоактуализации и духовным кризисом, обусловленным трудностями духовного роста. Неудовлетворенность отношениями тесно связана с социальным уровнем, который мы уже рассмотрели. Обстоятельства в некоторой (зачастую - в изрядной) степени зависят от самого человека и являются результатом его отношений к миру в тех же бытийно-социаль-ных аспектах: способности принимать, уважать, любить и реализации этой способности. Проблемы самоактуализации и духовного роста напрямую связаны с уровнем осознанности личности, т. е. способностью осознавать свои внутренние и внешние связи (отношения). Гуманистическое мировоззрение побуждает человека-субъекта стремиться лучше понимать и чувствовать другого в контексте субъект-субъектных отношений, и, следовательно, трансцендировать, распространяя свое осознанное переживание на партнера по общению и его жизненную ситуацию. Творческий подход ко всему в жизни и тесно связанная с ним способность воспринимать даже давно знакомое свежим взглядом могут оказывать существенное позитивное влияние на общий душевный настрой. Погоня за все более изощренными способами дефицитарных потребностей зачастую заводит в тупик депрессии. Преобладание же бытийных потребностей над дефицитарными раскрывает перед человеком широкие горизонты. Даже смерть в этом случае может быть естественной и спокойной. А развитие способности к трансцен-денции позволяет пережить до глубины души то, что называют системным/холистическим мировосприятием. Кроме того, многие авторы отмечают благотворное влияние трансцендентных переживаний на состояние организма [6]. Трансценденция открывает переживание целостного мировосприятия, позволяя сознанию выйти за рамки эго. Переживание единства с миром или даже лишь с отдельны-

ми его субъектами приводит к качественному скачку в расширении сознания. Именно такой взгляд на мир может породить любовь ко всему сущему.

Что может способствовать выходу из кризиса?

1. Биологический уровень: осознание себя как части экосистемы. Забота об экосистеме и себе как ее части. Осознание своего места в экосистеме и своих аутентичных потребностей в соответствии с этим местом и с актуальностью. Осознание качества и адекватности удовлетворения своих потребностей. Осознание и принятие ответственности за свой вклад в состояние экосистемы и своего организма.

2. Социальный уровень (отношения): преобладание бытийных аспектов социальных потребностей над дефицитарными.

3. Духовный уровень: аутентичность, осознание своего места и функции в жизненной био-психо-социо-духовной системе. Творческое состояние связано со свежестью восприятия и творческим самовыражением. Оно приносит удовлетворенность. Трансценден-ция приводит к осознанному переживанию целостности мира и системных взаимосвязей в нем. В этом - большой ресурс для адекватного осознания происходящего, его принятия и трансформации с любовью.

Выводы:

1. Основой для понимания и решения актуальных глобальных проблем современности является системный подход.

2. Личностный рост существенной части населения планеты, основанный на развитии осознанности, необходим для решения глобальных проблем человечества.

3. Необходимо следовать совокупности законов природы.

4. Для решения экологических проблем необходима массовая экологичность сознания на основе системного мировоззрения, а также осознание своих потребностей и соотнесение их с возможностями экосистемы.

5. Для разрешения социальных, экономических, политических и военных кризисов

необходимо преобладание бытийных потребностей в принятии, уважении и любви над дефицитарными в масштабе общества (человечества).

6. Условиями разрешения духовных проблем являются аутентичность, осознание своего места и функции в жизненной био-психо-социо-духовной системе, преобладание творческого состояния, доброжелательность и трансценденция, приводящая к осознанному переживанию целостности мира и системных взаимосвязей в нем.

АННОТАЦИЯ

В работе рассмотрено понятие личностного роста. Выделены основные этапы (аспекты) личностного роста: адаптация, самореализация, трансценденция и осознанная целостность. Показаны психологические механизмы возникновения кризисов личности и общества. Рассмотрены возможности преодоления различных кризисов на основе развития соответствующих сторон личности в процессе личностного роста.

Ключевые слова: личностный рост, кризис, смысл, духовность, осознанность.

SUMMARY

The main stages (aspects) of personal growth are highlighted: adaptation, self-realization, transcendence and aware unity. The psychological mechanisms of the emergence of crises of the individual and society are shown. The possibilities of overcoming various crises based on the development of the relevant aspects of the personality in the process of personal growth are considered.

Key words: personal growth, crisis, sense, spirituality, awareness.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А. С. Психологические аспекты экологических проблем. // Космическая экология и ноосфера. Тезисы докладов международной конференции. - Симферополь: Изд. ТНУ, 1999. - С. 101-102.

2. Андреев А. С. Развитие экологического сознания посредством психологических тренингов: матер. конф. Дни Петербургской философии. Тезисы и статьи секции: «Новый век: гармония природы и интеллекта». -СПб: Изд. СПбГУ, 2008. - С. 60-68.

3. Андреев А. С. Психологические аспекты отношений с Природой. // Бюетика науки та технологш: проблеми та ршення: матер. V М> жнар. симпозiуму з бюетики. - К., 2008. - С. 13.

4. Андреев А. С. Фасилитация личностного роста: монография. - Симферополь: Н. Орiанда, 2012. - 212 с.

5. Гроф С. Области человеческого бессознательного: Данные исследований ЛСД. -М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997. - 240 с.

6. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996. - 480 с.

7. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. - СПб.: Паритет, ЧеРо-на-Неве, 2004. -352 с.

8. Леонтьев Д. А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е. И. Яцуты. - Кемерово: ИПК «Графика», 2002. - С. 3-34.

9. Лири Т. Семь языков бога. - М.: «Пересвет», 2001. - 224 с.

10. Марчер Л. Понятие энергий и телесная психотерапия // Телесная психотерапия. Бодинамика / ред.-сост. В. Б. Берёзкина-Ор-лова. - М.: АСТ: АСТ Москва, 2010. -С. 314-324.

11. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / под ред. Г. А. Балла, А. Н. Леонтьева и др. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

12. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. -С. 29-48.

13. Маслоу А. Мотивация и личность. -СПб: Питер, 2003. - 352 с.

14. Незнанов Н. Г., Акименко М. А., Коцюбинский А. П. Школа В. М. Бехтерева: от психоневрологии к биопсихосоциальной парадигме. - СПб.: ВВМ, 2007. - 248 с.

15. Печчеи А. Человеческие качества. -М.: Прогресс, 1980. - 302 с.

16. Тарт Ч. Системный подход к сознаию // Пути за пределы эго / под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. - М.: Открытый мир, 2006. - С. 62-68.

17. Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния. - СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. - 384 с.

18. Элладе М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. - М.: Академический проект, 2014. - 399 с.

19. Kabat-Zinn J. Full Catastrophe Living: Using the Wisdom of Your Mind to Face Stress, Pain and Illness. - New York: Dell Publishing, 1990. - 467 p.

1Ж)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.