Шустова Н.Е.
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕй
С разной степенью выраженности прокрастинации
Процесс личностного становления всегда сопряжен с поиском себя, своего места в системе социально-заданных ориентиров. Каждый человек, находясь под непосредственным воздействием социальной среды, из всего многообразия образцов поведения выбирает те, которые в силу различных причин считает правильными, а зачастую и безальтернативными. Подобный выбор, как правило, осуществляется на основе сложившихся представлений личности о смысле жизни. Значимость различных сторон действительности осознается ей по мере расширения диапазона взаимодействий с социальным окружением, по мере ее включенности в социально-культурную жизнь общества. Сложившуюся стойкую систему ценностных ориентаций личность готова отстаивать и защищать даже вопреки давлению, оказываемому со стороны социального окружения.
Каждый человек несет ответственность за сделанный или несделанный выбор, за использованные или упущенные возможности, за способность отделить важное от второстепенного. Боле того, важно не только принять ответственное решение, но и сделать это своевременно, поскольку все жизненные события взаимосвязаны и оказывают существенное влияние на жизненный путь личности. Согласно «эффекту бабочки» даже самые незначительные детали, на которые человек, возможно, не обратил внимание в настоящем, могут иметь отсроченные последствия в будущем.
В этой связи особая значимость придается осмысленности принятых решений, анализу социальных ситуаций и готовности к кропотливой и ответственной работе по построению собственной жизни. Некоторые аспекты данной проблемы были рассмотрены нами в рамках исследовательского проекта «Психологический анализ влияния прокрастинации на процесс самоопределения молодежи», осуществляемого при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14-06-00228а).
Человек, выстраивающий взаимодействие с окружающим миром, может занимать различные позиции, аккумулируя опыт предков и свой собственный. Дифференцируя явления окружающей действительности, он определяет для себя значимые, которые и задают его движению направление. И здесь на первый план выходит вопрос о том, как действительность субъекта становится переживанием и как это переживание становится действенным [5].
По мнению А.Г. Асмолова, разнообразие взаимосвязей личности с социумом, реализуемое посредством деятельности, проявляется в динамической смысловой системе, которая соединяет мотивы, личностные смыслы, установки и поступки в единое целое [1]. Ф.Е. Василюк подчеркивает, что переживание представляет собой внутреннюю деятельность, внутреннюю работу, позволяющую человеку с разной степенью успешности систематизировать жизненные события, осознать причинно-следственные связи явлений, понять смысл происходящих явлений [2]. 40
Не раскрывая всей сложности и многогранности отношений личности и общества, отметим лишь тот факт, что социальная среда первоначально имеет некоторые преимущества перед отдельным человеком, поскольку выступает условием его социализации. Социализирующая среда задает систему социальных координат и определяет границы, в рамках которых перемещение взрослеющей личности оценивается как одобряемое и допустимое.
И.С. Кон отмечает, что, в течение некоторого времени единственной более или менее понятной и осознаваемой реальностью для ребенка является внешний мир [4]. Посредством наблюдения за происходящим, взрослеющая личность начинает понимать связи между различными явлениями, учится устанавливать причинно-следственные связи и, наконец, стремится осознать себя и определить свое место в социуме.
Разграничение внешнего и внутреннего мира носит относительный характер, поскольку при всей объективности существования каждого, они тесно взаимосвязаны и оказывают воздействие друг на друга. Так, С. Л. Рубинштейн отмечает, что внешнее действует через внутреннее, то есть эффект действия внешних воздействий во многом обусловлен внутренними свойствами объекта [8]. При этом детерминирующая роль в становлении личности, с точки зрения ученого, все же принадлежит «внешнему». По-иному определяет детерминизм А.Н. Леонтьев [5]. Он утверждает, что внутреннее действует через внешние условия. Иначе говоря, причинность кроется в самой сущности человека, в его имманентном свойстве - самодвижении.
При внешнем различии позиций на самом деле они описывают диалектическое единство внешнего-внутреннего в процессе становления личности. Погруженная в пространство ценностей личность благодаря индивидуальному опыту вырабатывает собственную позицию, которая впоследствии позволяет ей избирательно реагировать на те или иные события, а также инициировать их. Именно стремление соотнести собственные интенции (потребности, мотивы, убеждения, идеалы, желания), потенции (возможности, знания, умения, способности), поссиденции (анатомо-физиологические и характерологические особенности), а также социально-нравственные нормы поведения (требования и ожидания социума), по мнению В. Ф. Сафина, позволяют личности определиться в системе ценностно-смысловых ориентиров [9].
Определяя психологическую сущность смысла жизни, Д.А. Леонтьев акцентирует внимание не только на представлениях личности о смысле жизни, но и на насыщенности будничной жизни повседневным смыслом [6]. Тем самым ученый указывает на то, что любые попытки искусственно задать жизненные ориентиры рано или поздно будут опровергнуты практикой.
Принимая во внимание все вышесказанное, мы сконцентрировали внимание на изучении специфики смысложизненных ориентаций молодых людей с различной степенью прокрастинации.
Под смысложизненными ориентациями мы понимаем систему личностных смыслов, проявляющуюся в целях, способах их достижения, осознании причинно-следственных связей и удовлетворенности жизнью.
Прокрастинация в нашем понимании - это склонность личности к откладыванию значимых, но неприятных дел «на потом».
В нашем исследовании приняли участие 150 молодых людей в возрасте от 18 до 20 лет, среди которых 67 юношей и 83 девушки. В качестве диагностирующего инструментария послужил тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева и авторский опросник «Степень выраженности прокрастинации» (СВП), разработанный Киселевой М.А., Кариной О.В., Шустовой Н.Е. Анализ полученных данных осуществлялся с помощью методов математической обработки с применением пакета компьютерных программ статистического анализа данных IBM SPSS Statistics 19. Результаты исследования представлены в таблице ниже.
Таблица. Смысложизненные ориентации и степень выраженности прокрастинации у молодежи
Шкалы методики СЖО Степень выраженности прокрастинации, средний ранг Н
Низкая n=45 чел. Средняя n=67 чел. Высокая n=38 чел.
Цели в жизни 99,9 76 45,72 32,240***
Процесс жизни 83,10 83,15 53,01 13,696**
Результативность жизни 88,86 81,92 48,37 20,668***
Локус контроля - Я (я -хозяин жизни) 76,86 65,04 92,34 9,709**
Локус контроля - жизнь (жизнь управляема) 66,94 74,75 76,96 0,109
Общий показатель - осмысленность жизни (ОЖ) 93,51 76,89 51,72 19,207***
Примечания: *** - уровень значимости р<0,001; ** - уровень значимости р<0,01; * - уровень значимости р<0,05; Н - значение критерия Краскала - Уоллеса
Как видно из таблицы, осмысленность жизни (Общий показатель) в большей мере присуща молодым людям, стремящимся своевременно выполнять поставленные задачи по сравнению с теми, кто ищет предлог для откладывания дел «на потом» (Н=19,207; р=0,001). При этом следует отметить, что значимые отличия были обнаружены лишь между группой молодых людей с высокой степенью прокрастинации и двумя другими (и=350; р=0,0001 и и=874,5; р = 0,008). Это свидетельствует о том, что смысловое поле жизни способствует нахождению путей достижения желаемого в оптимальные сроки или, в крайнем случае, допускает непродолжительное пребывание в состоянии «временной остановки» на пути реализации намеченной цели.
Сопоставление данных, полученных в ходе исследования, по шкале «цели в жизни» у респондентов с разной степенью выраженности прокрастинации показало, что в группах имеются значимые отличия (Н=32,240; р=0,001). Так, целеустремленность в большей мере свойственна молодым людям с низкой степенью прокрастинации по сравнению со сверстниками из других групп (и=1039; р=0,005 и и=225,5; р = 0,001). Ана-42
логичная тенденция была установлена и при сопоставлении целенаправленности молодых людей из групп со средней и высокой выраженностью прокрастинации (и=771; р = 0,001). Таким образом, можно констатировать тот факт, что наличие целей позволяет личности выстроить траекторию движения в заданном направлении, наметить сроки выполнения поставленных задач и перейти к действиям, направленным на достижение цели. В случае же размытости цели или низкой степени ее значимости, у человека не актуализируется потребность в планировании будущего, он сконцентрирован преимущественно на настоящем или прошлом.
Безусловно, опора на имеющийся опыт и полнота жизни в настоящем имеют важное значение в построении индивидуальной жизненной траектории. Однако отсутствие жизненной перспективы обездвиживает личность, затрудняет ее самоопределение и, как правило, вносит минорные нотки в относительно благополучное сегодня. Как отмечает М.Р. Гинзбург, социальное самоопределение личности невозможно без наличия планов во временном аспекте и выстраивания хронологии достижения тех или иных целей [3].
Анализ эмоционально - мотивационной насыщенности жизни молодых людей с разной степенью прокрастинации также продемонстрировал значимые различия в выделенных группах (Н=13,696; р=0,001). Как и предполагалось, наименьшая заинтересованность процессом жизни свойственна «прокрастинаторам» по сравнению с теми, кто старается не откладывать решение возникших проблем «на потом» (и=225,5; р=0,001) или делает это не часто (и=757,5; р=0,001). Выявленная закономерность свидетельствует о том, что молодые люди, склонные к откладыванию важных, обязательных дел на неопределенный срок или к их отсрочке на «последний момент», не удовлетворены тем, как организована жизнь в настоящем. При этом они не готовы или не хотят признавать тот факт, что полнота жизни во многом зависит от них самих, от их активности и желания быть автором собственной жизни. Многие из них прячутся за так называемыми занавесами-лозунгами: «всему свое время, успею»; «мне так нравится»; «не надо меня учить, я сам все знаю» и т.п. И чем чаще они их повторяют, тем им сложнее осознать сомнительный характер выбранной жизненной позиции, тем глубже они погружаются в иллюзию свободного самостоятельного выбора. А их сверстники в это время осваивают роль архитектора своей жизни.
Вполне ожидаемыми оказались результаты при сопоставлении оценок продуктивности пройденного отрезка жизни: у «прокрастенаторов» данный параметр ниже по сравнению со сверстниками из других групп (и=390; р = 0,001 и и=707; р = 0,001). Видимо, несвоевременное решение задач, возникающих на жизненном пути личности, рано или поздно сказывается на ее удовлетворенности жизнью. Отрицание важности тех или иных жизненных событий, отказ от активных действий и демотивация личности в тот или иной период жизни не могут не отражаться на ее общем благополучии. Личность, по мнению К. Роджерса, должна стремиться к конгруэнтности, характеризующейся соответствием опыта чувствам, переживаниям и восприятию человека [7]. Для личности с высокой степенью конгруэнтности характерно осознание всего происходящего с ней, она открыто заявляет о своих переживаниях. Несоответствие опыта тем оценкам и переживаниям, которые транслирует личность, свидетельствует о низкой конгруэнтности, препятствующей полноценному развитию человека, его самоопреде-
лению и самоактуализации.
Интересные и несколько неожиданные результаты были получены при сопоставлении данных по шкале «Локус контроля - Я» (Н=9,709; р=0,01). Как оказалось, «прокрастинаторы» по сравнению с остальными группами респондентов проявляют большую уверенность в том, что они являются хозяевами своей жизни. Правда, значимые различия были установлены только с группой, для которой характерна средняя степень прокрастинации (и=822,5; р=0,01). Скорее всего, подобная жизненная позиция прокрастинаторов является ничем иным как защитным механизмом, который позволяет молодым людям оправдывать собственную модель поведения. Ведь они действительно находятся в некоторой оппозиции к социальному окружению, требующему выполнение конкретных заданий в определенный срок, а, следовательно, могут претендовать на самостоятельность принятых решений. В самом общем виде это выглядит так: испытывая затруднения в достижении цели, человек отказывается от нее или отбрасывает ее на неопределенный срок и тем самым возвращает себе ощущение свободы и самостоятельности. Правда такая свобода и самостоятельность больше напоминают негативизм, чем осознанно принятое решение, основанное на смысложизненных ориентациях. И как подчеркивает В.Э. Чудновский, только вложивший большой вклад в созидание собственной жизни человек может рассчитывать на «благосклонность» судьбы, поскольку у него в разы увеличивает достижения успеха [10].
Таким образом, смысложизненные ориентации, выступающие своеобразным отражением упорядоченности внутренних переживаний и внешней реальности, представляют собой «аккумулятор» смыслов, обладающих большим энергетическим потенциалом, который, в свою очередь, побуждет личность к реальной деятельности.
Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М. Смысл: Издательский центр «Академия». 2007. 525 с.
2. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. М.: Смысл, 2005. 191 с.
3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С.43-52.
4. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Прогресс, 1989. 255 с.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность М., Политиздат, 1975. 304 с.
6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. 487 с.
7. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс»; «Универс», 1994. 480 с.
8. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Директ-Медиа, 2008. 695с.
9. Сафин В.Ф. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал. 1984. №4. С. 65-74.
10. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека //Общественные науки и современность. 1998. № 4. С.175-183.