Научная статья на тему 'СМЫСЛОВЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В НАУЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ (ОПЫТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

СМЫСЛОВЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В НАУЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ (ОПЫТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. Я. РУШАНИН / ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА / КАРТИРОВАНИЕ / ОБЛАКО ТЕГОВ / ИСТОРИЯ / БИБЛИОГРАФИЯ / БИОГРАФИКА / БИБЛИОФИЛЬСТВО / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ЗНАНИЕ / РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гушул Ю.В.

Идеей статьи выступило желание автора нетривиально осветить к юбилейной дате деятельность и вклад в науку юбиляров 2022 г. - докторов исторических наук Владимира Яковлевича Рушанина и Виталия Семёновича Толстикова. Представилось интересным показать место и роль каждого в пространстве исторических исследований Челябинского государственного института культуры. Для воссоздания полной картины исторических исследований в ЧГИК в планах автора рассмотреть роль и место в них и других юбиляров опосредованно, через исторические части их отраслевых работ, питающих общее историческое пространство. В первую очередь статья воссоздает некоторые процессы формирования пространства истории в ведущем образовательном учреждении Южного Урала. Показано своеобразие и отличие формирования научной коммуникации в вузе культуры: история объединяла представителей разных научно-исследовательских направлений и сфер практической деятельности - профессиональных историков, учителей, краеведов, библиотекарей, библиографов, писателей, литературоведов и др., проводились междисциплинарные исследования, исследовательскими точками роста становились явления культуры. На основе архивных документов показаны роль личности в организации исторических исследований, опыт взаимодействий между учеными, предпосылки институциализации исторических исследований и работ, в том числе совместных. Освещены первые годы работы преподавателей института, когда складывалась система активной научной коммуникации историков с представителями иных образовательных учреждений, сфер интеллектуальной деятельности, формировалось отношение к науке вообще и ее организации. Определено, что некоторые, особенно межличностные, каналы коммуникации между представителями разных наук и практических сфер деятельности, благодаря именно своей личностной основе, были активны все годы, активизированы и в XXI в., послужив оформлению новых научных направлений и исследовательских аспектов, разрабатываемых сегодня. Особенно зримо в прошлом веке формировалась связь истории и библиографии, библиотечного дела, изучения книги. Приведены некоторые аспекты развития научного потенциала ученых, включенных в исторические исследования, который раскрывается в творческом вузе при качественной организации науки, желании ею заниматься, поддержке органов управления. Особое внимание уделено выделению потенциала научно-исследовательского пространства доктора исторических наук В. Я. Рушанина (к его 70-летию). Предпринята попытка демонстрации присутствия информационного пространства отдельного ученого как составной части в общем пространстве научного знания учреждения. Апробированы формы его представления посредством визуализации институциональных взаимодействий: картирования, построения облаков тегов, схем, таблиц. Показана органичная включенность исследовательской проблематики современных научных трудов В. Я. Рушанина в создаваемое с 1967 г. историческое пространство института через взаимодействие ученых и переплетение исследовательских практик истории, библиографии, библиофильства, биографики, педагогики. Зафиксированы протяженность пространства исторических исследований в Челябинском государственном институте культуры во времени, его междисциплинарность, основанная на тесных межотраслевых взаимодействиях ученых, преемственности традиций, большом потенциале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANING INTERRELATIONS OF HISTORICAL RESEARCHES IN THE SCIENTIFIC SPACE OF CHELYABINSK STATE INSTITUTE OF CULTURE AND ARTS

The idea of the article is the desire of the author to non-trivially highlight the activities and contribution to science during the birthdays of 2022 - Doctors of Historical Sciences Vladimir IA. Rushanin and Vitalii S. Tolstikov by the anniversary date. It seemed interesting to show the place and role of everyone in the space of historical research of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. To recreate a complete picture of historical research at the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, the author plans to consider the role and place in them and other anniversaries, indirectly, through the historical parts of their branch works that feed the common historical space. First of all, the article recreates some of the processes of forming the space of history in the leading educational institution of the Southern Urals. The originality and difference of the formation of scientific communication in the university of culture is shown: representatives of different research areas united by history and by areas of practical activity: professional historians, teachers, local historians, librarians, bibliographers, writers, literary critics, etc., interdisciplinary research, cultural phenomena became research points of growth. On the basis of archival documents, the role of the individual in the organization of historical research, the experience of interaction between scientists, the prerequisites for the institutionalization of historical research and work, including joint ones, are shown. The first years of work of the institute teachers are highlighted, when a system of active scientific communication of historians with representatives from other educational institutions, spheres of intellectual activity were formed, and the attitude towards science in general and its organization was formed. It has been determined that some, especially interpersonal, channels of communication between representatives of different sciences and practical fields of activity, thanks to their personal basis, have been active all through the years, and have been activated in the 21st century, having served to shape new scientific directions and research aspects developed by today. Especially visibly in the last century, the connection between history and bibliography, librarianship, and the study of the book was formed. Some developments of the scientific potential of scientists included in historical research are given, which is revealed in a creative university with a high-quality organization of science, the desire to engage in it, and the support of government bodies. Particular attention is paid to highlighting the potential of the research space of Doctor of Historical Sciences V. IA. Rushanin (on his 70th birthday). An attempt was made to demonstrate the presence of the information space of an individual scientist as an integral part in the general space of scientific knowledge of the institution. The forms of its presentation through the visualization of institutional interactions were tested: mapping, building tag clouds, diagrams, tables. The organic inclusion of the research problems of modern scientific research by V. Ia. Rushanin in the historical space of the institute created since 1967 through the interaction of scientists and the interweaving of research practices of history, bibliography, bibliophilia, biography, and pedagogy is shown. The length of the space of historical research at the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts in time, its interdisciplinarity based on close intersectoral interactions of scientists, the continuity of traditions, and great potential are recorded.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В НАУЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ (ОПЫТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

УДК 001:03

Ю. В. Гушул

кандидат педагогических наук, доцент

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: gushuljulia@gmail.com

ORCID 0000-0001-8749-3757

СМЫСЛОВЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В НАУЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ

(опыт информационно-аналитического исследования)

Идеей статьи выступило желание автора нетривиально осветить к юбилейной дате деятельность и вклад в науку юбиляров 2022 г. - докторов исторических наук Владимира Яковлевича Рушанина и Виталия Семёновича Толстикова. Представилось интересным показать место и роль каждого в пространстве исторических исследований Челябинского государственного института культуры. Для воссоздания полной картины исторических исследований в ЧГИК в планах автора рассмотреть роль и место в них и других юбиляров опосредованно, через исторические части их отраслевых работ, питающих общее историческое пространство.

В первую очередь статья воссоздает некоторые процессы формирования пространства истории в ведущем образовательном учреждении Южного Урала. Показано своеобразие и отличие формирования научной коммуникации в вузе культуры: история объединяла представителей разных научно-исследовательских направлений и сфер практической деятельности - профессиональных историков, учителей, краеведов, библиотекарей, библиографов, писателей, литературоведов и др., проводились междисциплинарные исследования, исследовательскими точками роста становились явления культуры. На основе архивных документов показаны роль личности в организации исторических исследований, опыт взаимодействий между учеными, предпосылки институциализации исторических исследований и работ, в том числе совместных. Освещены первые годы работы преподавателей института, когда складывалась система активной научной коммуникации историков с представителями иных образовательных учреждений, сфер интеллектуальной деятельности, формировалось отношение к науке вообще и ее организации. Определено, что некоторые, особенно межличностные, каналы коммуникации между представителями разных наук и практических сфер деятельности, благодаря именно своей личностной основе, были активны все годы, активизированы и в XXI в., послужив оформлению новых научных направлений и исследовательских аспектов, разрабатываемых сегодня. Особенно зримо в прошлом веке формировалась связь истории и библиографии, библиотечного дела, изучения книги.

Приведены некоторые аспекты развития научного потенциала ученых, включенных в исторические исследования, который раскрывается в творческом вузе при качественной организации науки, желании ею заниматься, поддержке органов управления.

Особое внимание уделено выделению потенциала научно-исследовательского пространства доктора исторических наук В. Я. Рушанина (к его 70-летию). Предпринята попытка демонстрации присутствия информационного пространства отдельного ученого как составной части в общем пространстве научного знания учреждения. Апробированы формы его представления посредством визуализации институциональных взаимодействий: картирования, построения облаков тегов, схем, таблиц. Показана органичная включенность исследовательской проблематики современных научных трудов В. Я. Рушанина в создаваемое с 1967 г. историческое пространство института через взаимодействие ученых и переплетение исследовательских практик истории, библиографии, библиофильства, биографики, педагогики. Зафиксированы протяженность пространства исторических исследований в Челябинском государственном институте культуры во времени, его междисциплинарность, основанная на тесных межотраслевых взаимодействиях ученых, преемственности традиций, большом потенциале.

Ключевые слова: В. Я. Рушанин, Челябинский государственный институт культуры, анализ информационного пространства, картирование, облако тегов, история, библиография, биографика, библиофильство, междисциплинарное знание, роль личности в истории

23

Для цитирования: Гушул, Ю. В. Смысловые взаимосвязи исторических исследований в научном пространстве Челябинского государственного института культуры (опыт информационно-аналитического исследования) / Ю. В. Гушул // Вестник культуры и искусств. -2022. - № 4 (72). - С. 23-43.

Актуальность исследования. Пространство отраслевых научных исследований в образовательном учреждении начинает формироваться с его открытия, начала работы в нем специализированных кафедр, включения преподавателей в активную научную деятельность, всемерно обогащающую образовательную. С течением времени поля отраслевых исследований расширяются и множатся с приходом в учреждение других специалистов из него же (завершивших обучение и являющихся учениками и продолжателями научных традиций учителей), из других образовательных или научно-исследовательских учреждений, что дает возможность влиться в сложившиеся с годами научную инфраструктуру и коммуникацию даже принципиально иным профессиональным взглядам, подходам, технологиям научной работы. Появление нового всегда инновационно для существующего, придает потенциал развитию, символизирует перемены. Специалист из другого учреждения или сферы деятельности обогащает информационное пространство своими проектами, исследовательскими траекториями, учениками, научной школой или направлением. Исследовать механизмы этого процесса сегодня крайне актуально - для выработки культурных кодов фиксации и трансляции научного знания, механизмов формирования и позиционирования последователей и учеников, определения инструментов определения научной школы или научно-исследовательского направления, политики и культуры организации научной коммуникации.

В ряде случаев толчком для проведения подобных исследований являются юбилейные даты - со времени создания структурного подразделения, начала работы диссертационного совета, а также относящиеся к конкретной личности, стоящей во главе или ведущей активную научно-исследовательскую работу. Мы предпринимаем работу в рамках дат 2022 г. - это юбилеи докторов исторических наук В. Я. Рушанина, В. С. Толстикова, формирующих собственные научные школы, а также доктора

культурологии С. Б. Синецкого, доктора филологических наук В. Я. Аскаровой, доктора педагогических наук И. Г. Моргенштерна и др. Каждый своеобразен, у каждого свое научно-исследовательское направление, прямо или опосредованно результатами исследований питающее историческое пространство института, региона. На волне интереса к ним показалось важным проследить, как формируется историческое пространство конкретного учреждения от начала до наших дней.

Наше постижение становления исторических исследовательских направлений, научных школ, в целом исторического пространства вуза культуры начинается с детального изучения архивных материалов и реконструкции событий отраслевой научной жизни. Интересны в этом контексте докторские диссертации Д. В. Хаминова «Историческое образование и наука в советской высшей школе: региональный аспект (на материалах Сибирского научно-образовательного комплекса)» [15], О. М. Мельниковой «Научные школы в археологии» [8] и др., в которых целые главы посвящены анализу движения вузовской науки от единичных обсуждений научного поля проблемы в период становления кафедры, вуза до превращения его в центр региональной (и нередко - мировой) науки. Это направление - написание истории своего института - сегодня настолько актуально, что к нему обратились ученые, литераторы, публицисты, журналисты, информационные специалисты и др., кроме того в разных информационных средах происходит озвучивание методологии поиска и отношения к излагаемому материалу, анализу событийного и персонного полей, способов изложения материала в разных видах изданий. Изучение осуществляется в исследовательских пространствах истории повседневности, биографики, устной истории, краеведения и др.

Первое движение в этом направлении через осмысление архивных документов Объединенного государственного архива Челябинской области сделаем и мы в своем начальном

24

пути исследования становления и перспектив исторической науки в Челябинском государственном институте культуры, благо повод этому есть - состоявшееся в ноябре 2022 г. обсуждение проблематик научных исторических изысканий докторов исторических наук В. Я. Рушанина и В. С. Толстикова, рассмотрение процессов формирования их научных школ или научно-исследовательских направлений, фиксирование уровня достигнутых результатов, прогнозирование последующих этапов развития. В поле нашего зрения - институци-ализация научного знания и организационных форм науки (сегодня мы вновь - в поиске их действенных структур), формирование и жизненность трансформируемой ныне научной коммуникации, личностная готовность к служению науке и, конечно, персонализация научного пространства, в итоге - рассмотрение исторического хода формирования научной школы как отражения концептуальных статусов науки, ее субстанционального начала, междисциплинарного потенциала. Все перечисленное решается уже не столько на основе осмысления и анализа архивных документов, но - с применением информационно-аналитических технологий исследования информационного пространства проблемы, кластеризации информационного шлейфа темы в сегодняшнем ее состоянии.

Первые научно-исследовательские

практики: организационные,

субъектные, содержательные решения

Научно-исследовательское пространство исторического постижения действительности и цивилизационных процессов начало формироваться в Челябинском государственном институте культуры с первых лет его существования.

В 1968 г. в институте в числе прочих была создана кафедра общенаучных дисциплин. Уже 27 декабря 1968 г. «в связи с увеличением контингента студентов и преподавателей института в 1969/70 учебном году и учитывая большой рост кадрового состава кафедр» ученый совет вынес решение о выделении ряда кафедр и начале их работы с 1 сентября 1969 г. Так, из кафедры общенаучных дисциплин была кристаллизована как самостоятельная кафедра марксизма-ленинизма (и др.), в со-

став которой вошли: заведующая доцент, кандидат исторических наук З. В. Семочкина; ст. преподаватель кандидат исторических наук М. А. Чулкина; ассистент В. В. Камышлей-цев, ректор института доцент, кандидат исторических наук П. В Сапронов, зав. кабинетом А. Д. Кравцова, ст. лаборант Т. В. Кокорина; совместителями были приглашены доцент, кандидат исторических наук И. В. Семенов и доцент, кандидат философских наук А. П. Стуков [16, л. 62-63]. З. В. Семочкина была опытным управленцем, до этого назначения уже руководила кафедрой истории КПСС в Челябинском политехническом институте [Там же, л. 88], поэтому действия по организации научной работы кафедры начала осуществлять сразу, в первую очередь укрепляя научно-исследовательские кадры. Все было сделано для того, чтобы институт официально выступил с просьбой к Министерству высшего и среднего специального образования и его отделу аспирантуры распределить для работы в качестве преподавателя именно Анну Ивановну Коваленко, оканчивающую аспирантуру в октябре 1969 г. по кафедре истории КПСС Уральского государственного университета им. Горького [Там же, л. 54].

Объективно идеологические основания преподавания истории, конкретных исторических дисциплин были определены, однако, чтобы иметь хоть некоторую возможность варьировать в темах и образовательной нагрузке, исследовательских практиках студентов и, главное, - собственных научных интересах, ректорат «в связи с дальнейшим развитием института, увеличением контингента студентов и преподавателей» в 1971 г. ходатайствовал перед Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР (писали зам. министру тов. Попову А. И.) о «разделении кафедры марксизма-ленинизма на две кафедры: а) истории КПСС и б) кафедру марксизма-ленинизма. Кафедра истории КПСС объединит в своем составе преподавателей общественных дисциплин, имеющих в своей основе историческую науку: помимо "Истории КПСС" сюда же относятся "История СССР" и "История зарубежных стран"... Списочный состав кафедры: Семочкина З. В., Сапронов П. В., Мещеряков Б. М., Чулкина М. А., Стоколос В. С., Дробот Ф. Я.,

25

Ботнер В. Д.» [17, л. 71-72]. Уже в эти годы в документах института ярко звучат имена, давшие ему потенциал развития, остающиеся на слуху и сегодня. Единение ученых, имеющих общие научные интересы, придало кафедре потенциал выработки профильного научно-исследовательского направления.

Научная работа сразу стала приоритетной для института в целом, исторических кафедр в частности. Увлеченные преподаватели писали монографии, научные статьи, работали над диссертациями, выступали на конференциях. Ректорат безоговорочно поддерживал ученых, ходатайствуя перед Министерством культуры РСФСР о разрешении «командировки в Москву в издательство "Наука" (курсив наш. -Ю. Г.) и. о. доцента кафедры марксизма-ленинизма т. Стоколосу В. С. для редакции монографии "Культура населения Южного Зауралья в бронзовом веке" в сентябре сроком на 5 дней» [Там же, л. 298] (и книга была издана в 1972 г.). Возможно, это была уникальная практика Челябинского государственного института культуры, метод руководства, уральская позиция и настрой на продвижение исторических научных изысканий, так как в некоторых научных работах исследователи отмечают иную ситуацию в регионе: «Существовали общесистемные проблемы, которые были присущи организации исторических исследований в сибирских вузах и в предыдущий период (второй половины 1940 - первой половины 1950-х гг.) и которые частично сохранились как сложно преодолимая проблема. Особенно это относилось ко второй половине 1950-х - 1960-м гг. В этот период ученые испытывали огромные трудности с публикацией своих исследований. Сложности материально-технического характера приводили к тому, что результаты исследования долго не могли быть опубликованы в научных изданиях, как следствие, они утрачивали актуальность и морально устаревали. Вместе с тем существовали сложности и с командировками, с прикреплением к вузам для защиты...» [15, с. 361]. Тем не менее на заседаниях кафедр (в том числе и в Челябинске) обсуждались научные статьи перед их публикацией (например, рекомендовали дополнить статью фактическим материалом и опустить общеизвестные теоре-

тические формулировки) и утверждались отзывы [19, л. 28об], проводились обсуждения работ коллег по институту в рамках межкафедрального и, соответственно, междисциплинарного взаимодействия (например, библиографического указателя «Ленин и Урал», причем историки продемонстрировали серьезное проникновение в библиографическую практику и авторитет дачи рекомендаций: «Работа полная, добросовестная. Хотелось бы отразить в примечании, вступлении или заключении литературу, отражающую поиски Ленинского наследия на Урале» (З. В. Семочкина); М. А. Чулкина рекомендует дать более развернутые аннотации, отмечает, что указатель полный, включает все известные ей работы Ленина, более того, работы, имеющие косвенное отношение к Уралу, она рекомендует оставить; А. Д. Кравцова много лет назад очень точно озвучила желание читателей, реализуемое только сегодня: «Было бы неплохо дать в указателе больше извлечений из ленинских работ, от этого аннотации будут более убедительны»; с точки зрения В. В. Ка-мышлейцева также «Хотелось бы расположить материалы по проблемам. Может быть, это выльется в новый указатель, продолжение первого») [19, л. 19]. Здесь мы видим первое переплетение библиографических и исторических практик, опыт взаимодействия историков и библиографов, что сохранится в институте, развиваясь, станет его почти визитной карточкой, одной из стержневых исследовательских линий.

В архивных источниках сосредоточены документы, свидетельствующие о коммуникативных практиках и содержательных аспектах включенности историков в научное пространство ведущихся в институте разноплановых исследований, которые, безусловно, обогащались и поддерживались исторической проблематикой, активно формируя единое информационное пространство региональной науки: по составлению Словника Уральской литературной энциклопедии [23, л. 17-55], по содержательному направлению издаваемых сборников научных статей (авторами выступали историки С. И. Загребин, А. П. Абрамовский, который впоследствии будет приглашен на работу в ЧГИК и возглавит кафедру, директор Златоустовского металлургического завода О. И. Тищенко, кандидат архи-

26

тектуры В. Н. Лахтин и др.), по тесному взаимодействию с краеведами Челябинской области, филиалами научного общества учащихся (например, при школе № 10 г. Челябинска, которым руководил заслуженный учитель школы РСФСР

A. И. Александров), библиотекарями и библиографами Челябинской областной универсальной научной библиотеки (В. А. Зориной, Е. М. Дорошенко, В. К. Тарасовой), писателями Южного Урала. Все они выступали не только авторами статей и докладчиками на конференциях, но и соисследователями вузовских ученых, заказчиками новых научных тем и направлений и даже организаторами научных разработок, спустя годы выразившихся в библиографических изданиях их читателей [7], ставших профессионалами, учеными. Через много лет их будут помнить, писать о них воспоминания; в частности,

B. Я. Рушанин скажет: «Я помню Бориса Тимофеевича Уткина. Анну Яковлевну Темерову, Евгения Михайловича Дорошенко. Это были уникальные библиографы, краеведы, люди, настолько увлеченные своим делом, что эта увлеченность передавалась читателям».

Такая разноплановая работа (плюс обучение в аспирантуре, сдачи кандидатских экзаменов, написание диссертаций) не могла не выйти на более высокий качественный уровень. Уже в 1970 г. в отчете кафедры за учебный год появляется запись: «на кафедре еще только складывается научное направление. Ведущие преподаватели работают над темами, связанными с проблемой культурного строительства в СССР: Чулкина М. А. "Народное образование на Урале в дооктябрьский период", Семочкина З. В. "Интеллигенция Южного Урала в годы Великой Отечественной войны", Сапронов П. В. "В. И. Ленин и культурная революция на Южном Урале". На будущий учебный год разработана тематика теоретического семинара. Намечено подготовить 7 докладов и провести их обсуждение» [20, л. 10]. Это первое упоминание о начавшейся институциали-зации научно-исследовательской работы историков института, которая поддерживалась активной подготовкой научных кадров (уже через полгода в следующем отчете будет четко указано, что научное направление не «еще только», а продуктивно складывается [20, л. 28]). Действительно, ситуация была такова, что многие преподавате-

ли проходили обучение или повышение квалификации в Москве (Ф. Я. Дробот - в МГПИ им. М. Тереза, заочно; В. В. Камышлейцев - в целевой аспирантуре МГУ), Свердловске (В. И. Фофанов -в педагогическом институте), Челябинске (Л. С. Юдина - в целевой аспирантуре педагогического института под руководством Н. К. Лисовского) [20, л. 36]. Подтверждается формирование единого научного направления исследований -« это проблемы теории и истории культурного строительства, культурной революции» - справкой о научной работе кафедры [20, л. 49-53] и уточняется более широкий круг включенных в научные поиски, причем междисциплинарные, а также формы работы: «В этом направлении работают доцент П. В. Сапронов, доцент З. В. Семочкина, доцент М. А. Чулкина, и. о. доцента Б. М. Мещеряков; близко к этой проблематике ведут исследования философы доцент А. С. Севостьянов, и. о. доцента Е. Н. Алешко, с. преподаватель А. И. Коваленко, ассистенты Н. Л. Винокурова, А. К. Нижеборский. Об этом свидетельствует запланированная научная работа преподавателей (написание монографий, статей, брошюр), выступления на теоретическом семинаре, на научных конференциях» [20, л. 50]. Единое - что важно, междисциплинарное сразу, с момента осмысления, заявления - научное направление исследовательской работы кафедры обсуждалось и в последующие годы, даже на научных конференциях, причем в архивных документах обнаруживаются уникальные факты видения важности совместной научной коммуникации и внутренней готовности к ней. К примеру, в докладе на пленарном заседании секции общественных наук научно-теоретической конференции преподавателей ЧГИК (7 апреля 1970 г.) З. В. Семочкина, аргументируя важность единого научного направления, отметила одну из ее причин: «.в научной работе у нас участвуют все преподаватели кафедры. Это необходимо для выработки вкуса к научной работе» (курсив наш. -Ю. Г.), а также подчеркнула, что «с первых дней работы в институте научная. является средством повышения теоретического уровня преподавания, повышения лекторского мастерства» [21, л. 53] (что стало в ЧГИК традицией). Первое -повышение теоретического уровня преподавателя - было обеспечено в том числе включенно-

27

стью кафедры в рецензирование научных работ (и даже библиографических - см. пример выше). Достаточно вдумчивая работа видна в рецензиях на научные труды В. Д. Павленко (диссертацию и автореферат «Комсомол - помощник Коммунистической партии в организации работы тыла в годы Великой Отечественной войны...» [22, л. 8-11]), А. П. Абрамовского (статью «Переход от рабочего контроля к управлению национализированными предприятиями Южного Урала...» [Там же, л. 14-15]) и др. - историков, сегодня известных всему Южному Уралу, многие из которых стояли у истоков и в средней фазе формирования исторической науки в Челябинском государственном институте культуры, кому и сегодня постоянно выказывается дань уважения. В частности, как скажет В. Я. Рушанин, «имя Андрея Петровича Абрамовского до сих пор звучит в академии культуры и искусств. Эта репутация уникальна, так как из маленькой кафедры вышло пять (!) докторов наук: Н. П. Парфентьев, Л. С. Юдина, С. С. Смирнов, В. С. Толстиков и др. Приход Андрея Петровича, уже доктора наук, на кафедру послужил огромным стимулом для активизации научных исследований. Прямо или косвенно, своим присутствием, а он четыре года всего заведовал кафедрой, изменил внутреннюю обстановку, он заставил преподавателей поверить, что, работая в Челябинске, работая в вузе (не профильном), можно ставить перед собой большие честолюбивые задачи» [4, с. 36].

Безусловно, образовательная составляющая в вузе - главное. Удивительно актуальными видятся размышления, решения, организационные действия и даже замечания преподавателей и сегодня в рамках обсуждения открытого занятия (З. В. Семочкина о лекции М. А. Чулки-ной: «.следует чаще ставить для себя вопрос "Почему?", .повышать эмоциональное воздействие на слушателей. Привлекать фильмы, художественную литературу. <...> .студенты к занятию готовы. Преподаватель владеет материалом. Но при разборе вопросов допущены две досадные фактические неточности. Это подрывает веру в слова лектора. Необходимо быть внимательным к новым фактическим данным» [19, л. 14]), а также по направлениям организации учебно-методических секций на кафедре и научно-исследовательской работы

студентов. Основанная на тесной связи науки и образования стратегия подготовки кадров, в том числе научных, оправдывала себя. Вуз в первую очередь был ориентирован на расширение научных исследований, формирование традиций научной работы и подготовку смены. И об этом говорили в прениях по научному докладу выступающие, заявляя, что «Кандидатская диссертация не самоцель. Главное - определить направление, тему в науке. На кафедре надо думать и искать эти проблемы, пусть это будет комплексная проблема, над ней работать будут несколько преподавателей», и А. И. Лазарев уточнял: «В вузе главное не методика, но наука. Речь идет о единстве научной и учебно-методической работы преподавателей, их нужно сейчас ориентировать на научный интерес. Молодежь должна устанавливать связи с большими величинами, глубокими знатоками. Наука делается молодыми» [18, л. 158].

Заявленный потенциал в последующие годы усиливался, научная составляющая работы укреплялась. Формирующиеся междисциплинарные связи, коммуникативное пространство, включающее в орбиту взаимодействий разных ученых, укреплялись и расширялись.

Исторические параллели -

историческая память -

исторические традиции

Большое искушение - рассматривать институт как трамплин профессионального роста, претворения традиций и реализации личностного и интеллектуального потенциала. Представим некоторые событийные линии - вытекающие из предыдущего текста, - наглядно, схематично визуализируя то, что пока еще не сформулировано словами, но витает в атмосфере вуза, неуловимо кристаллизуется в повторение уже звучавших в статье слов: «работая в Челябинске, работая в вузе (не профильном), можно ставить перед собой большие честолюбивые задачи» [4, с. 36], можно продолжить -реализация которых зависит и от собственного вкуса к научной работе и горения сердца, и от стержня, сформированного учителем, и от обогащающего потенциала междисциплинарной работы с коллегами из других областей знания и практики.

28

В. С. Стоколос ^

преподаватель в период становления института ^ доктор исторических наук (1992) ^ очевидное восприятие ауры его знаниевого пространства южноуральцами: вклад Владимира Савельевича Стоколоса «.в археологию и очевиден, и бесценен. Пересмотр В. С. Стоко-лосом культурно-хронологической концепции бронзового века Южного Зауралья К. В. Сальникова определил направленность осмысления древностей "андроновского мира" в целом вплоть до настоящего времени» [1, с. 212].

Заслуженный учитель школы РСФСР А. И. Александров ^

мероприятие к его 110-летию в институте «Анатолий Иванович Александров в истории и культуре Челябинска», в который он приходил со своими учениками много лет назад на научные конференции поделиться результатами школьных краеведческих изысканий ^

и здесь же работает, продолжая традиции ученичества своего учителя кандидат экономических наук Т. Ю. Карпова, воспоминания которой передают творческий необыкновенный дух школьного исторического пространства ^

«истории у нас было 8 часов в неделю, уроки проводились в публичке, мы жили историей и жили школой - это был уникальный космос и торжество истории. На практике после девятого класса с утра до вечера мы неделю работали в публичке в библиографическом (вот почему? -ремарка Ю. Г. - более того, мы еще увидим пересечение пространств библиографии и истории, библиографа и историка в институте, вбирающих в себя не одну исследовательскую душу, не отпускающих долгие годы и позволяющих генерировать интересные идеи и производить уникальные продукты) отделе, работали экскурсоводами в краеведческом и в геологическом музее, потом прошли - идея А. И. Александрова -по пугачевским местам, пересекая Челябинскую область. И с высоты сегодняшних знаний я понимаю, что учитель сподвиг нас не просто на фольклорную экспедицию, но - на историко-культурологические изыскания со встречами и интервью со старожилами, записями бесед и воспоминаний тех, кто воспроизводил слова и говоры своих предков, шедших к будущему рука об руку с Пугачевым, передаваемых от поколения к поколению. Мы были на гребне научно-творческой жизни. А сколько книг он привозил из своих поездок, каким уникальным, вдохновенным, интересным библиофилом был»1.

Первые научные конференции в институте культуры ^

обязательными участниками и докладчиками были библиографы и библиотекари Челябинской областной универсальной научной библиотеки ^

сегодня пространство взаимодействия библиотекарей и историков расширяется безмерно благодаря проводимой совместно научной конференции «Архив в социуме - социум в архиве», библиографов и историков - библиографо-ведческой конференции Моргенштерновские чтения, пленарное заседание которой в 2022 г. открыл именно историк В. Я. Рушанин ^

пространство биографики прирастает уникальными электронными коллекциями, посвященными Б. Т. Уткину и И. Г. Моргенштерну, ведущимися в главной библиотеке региона и создаваемыми библиографами ^

именно история библиографических служб занимала мысли библиографоведа И. Г. Морген-штерна и легла в основу многолетних научных изысканий его аспирантки Ю. В. Гушул.

Заявляемые в прошлом темы, например «Интеллигенция Южного Урала в годы Великой Отечественной войны» (разрабатывала З. В. Семочкина), ^

нашли свое завершение и стали точками роста (или аспектами изучения, исследовательским фоном) в работах сегодняшних ученых ^

диссертационном исследовании В. В. Гейль «Деятельность эвакуированной творческой интеллигенции на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны» (2010) ^

цитируется Ю. В. Гушул в монографии «Библиографические службы библиотек Урала» (2018).

Можно приводить и другие примеры преемственности знания, традиций, опыта и свершений от первых поколений историков, начавших формирование научного пространства института, к коммуникативным полям сегодняшнего дня и их пересечениям. Однако обратимся к конкретным примерам и, по сути, лидерам пространственного конструирования исторической реальности Челябинского государственного института культуры, а вместе с нею - и Челябинска, Южного Урала.

1 Личный архив Ю. В. Гушул.

29

Современный исследовательский ландшафт исторической науки Челябинского государственного

института культуры

Вкус к научной работе.

З. В. Семочкина

Уже прозвучали фамилии историков, со слов В. Я. Рушанина, внесших уникальный вклад в становление и развитие исторической науки в институте, среди которых названо имя В. С. Толстикова. Сам В. Я. Ру-шанин работает в институте уже 20 лет (с 2002 г.), формируя здесь свою научную школу. Так что в части нашего исследования, посвященного абрису современного состояния исторической науки в ЧГИК, тем более в данной статье, ограниченной рамками объема, остановимся на этих двух именах, памятуя, что именно они являлись олицетворением и лидерами научных исследований в институте и целая двадцатилетняя история - уже XXI века - института связана именно с их именами. Тогда и возьмем для информационно-аналитического анализа только текущий век, тем более что именно в эти годы у обоих появляются аспиранты, идут активные защиты их диссертаций, выходят совместные с ними или коллегами, а также авторские уникальные публикации, организуется участие в авторитетных конференциях, происходит карьерное движение учеников -все это вместе взятое дает основание предположить, что на наших глазах формируются продуктивные научно-исследовательские направления либо даже научные школы в пространстве исторической мысли Южного Урала.

Основными источниками информационного анализа будут библиографические издания [6; 7; 9; 10], научная электронная библиотека еИБЯЛКУ, ЭК РГБ и РНБ, ЭБД РГБ, а также собственный архив, в котором собраны наблюдения, записи диалогов и обсуждений каких-либо вопросов, собственные впечатления и размышления об услышанном, стенограммы докладов и сообщений на научных мероприятиях.

В библиографических указателях мы уже начали выборочно представлять историческое пространство, формируемое научной школой В. Я. Рушанина, научно-исследовательской

проблематикой В. С. Толстикова. Заметно, что каждому характерны черты и имманентности, внутренней сущности, неповторимого внутреннего содержания и определенной замкнутости, даже своего рода зацикленности на конкретных темах и способах их раскрытия, и трансцендентности - безусловного выхода за пределы бытия в своей теме, заданном ракурсе. Каждое информационное пространство наполняется смысловыми стратами учеников, индивидуальными научно-исследовательскими программами лидеров, при единой генеральной исследовательской траектории открыто для новых направлений междисциплинарного осмысления истории.

Информационное пространство Владимира Яковлевича Рушанина, уникального ученого, педагога, подвижника

Коммуникативные организационные взаимодействия

Главное, когда информационный аналитик выделяет информационное пространство ученого, - определить его информационные поля, те энергетические и содержательные сгустки, которые вдохновляют на поиски, открытия, мечтания нащупать неизвестное и приложить все свои силы для изучения непознанного, либо -открытия нового аспекта рассмотрения, казалось бы, давно знакомого феномена, явления, процесса. Так и Владимир Яковлевич - кажется, приближаешься к разгадке научных предпочтений историка, он и сам констатирует в интервью кандидату культурологии Н. А. Ягодинце-вой, что «сфера моих научных интересов лежит в области культуры народного образования XIX - начала ХХ века, <...> историко-биогра-фический жанр привлекал меня уже давно»2, но вдруг за поворотом мысли открывается новый пласт исследовательских предпочтений, и ученый признается: «А в последний период, где-то 5-7 лет назад, я начал интересоваться историей

2 Владимир Рушанин. Подвижники просвещения. О биографических исследованиях, посвященных педагогам-просветителям. Беседовала Нина Ягодинце-ва // День литературы: [сайт]. URL: https://denliteraturi. ru/article/4170. Дата публикации: 23.06.2019.

30

книги, причем в широком смысле этого слова: и историей книгопечатания, и историей отдельных экземпляров книг»3, а за другим поворотом - новый, развивающийся интерес: «Тем и интересен историко-биографический жанр, что он гигантски раскрывает географию. Я до этого занимался только Уралом, но ведь Тихомиров -это и Царское Село, и Пензенская губерния, и другие регионы. И это уже не только народное образование, это и золотопромышленность, или, допустим, создание первых сахарных заводов в России в двадцатые-тридцатые годы XIX века. Появление таких новых сюжетов очень интересно для любого историка»4.

Взаимодействие с учеными России позволяет мыслить широко, ставить серьезные исследовательские задачи. Поля цитирования и цитируемости показывают траектории распространения научных воззрений ученого, его влияние на научный мир. В первую очередь интересно проследить абрис обращения к трудам В. Я. Рушанина при написании диссертационных исследований: каков их уровень, географическое распространение интереса к уральской тематике, предметные поля цитирований и их пересечения с работами и в работах челябинского ученого. Полученная картина сведена в таблицу (см. табл.) и демонстрирует внимание к ним специалистов от Москвы до Новосибирска: региональные данные и выводы используются для сравнительной характеристики, экстраполяции на иные территориальные потенции и практики; динамика обращений стабильна, достаточно разнообразна (кроме естественного интереса историков большое значение выводное знание Рушанина имеет для работ в области педагогики, культурологии, информационных и библиотечных практик, даже единично - филологии), что говорит не просто об актуальности исторического фундамента для отраслевых исследований, но о самобытности, уместности и уникальности вводимых историком в научный оборот данных, четкости, образности, научности и одновременно доступности его научного

3 «Факты - это воздух историка» // Издательский Дом BookChel: [сайт]. URL: https://zenon74.ru/ krug-obsheniya/fakty-eto-vozdukh-istorika (дата обращения: 26.12.2022).

4 Владимир Рушанин. Подвижники просвещения....

изложения. Объемное и разнообразное цитирование свидетельствует и об определенной популярности трудов В. Я. Рушанина: отклике на них поисковых систем, узнаваемости и применимости текстов и выводов для специалистов разных областей знания и приложимости к их работам, возможности использования в отраслевой аргументации. В движении диссертационных тем от года к году просматривается также изменение информационных полей - от сугубо исторической проблематики (молодежное движение, образовательные стратегии и технологии прошлого) к культурологической, социокультурной, даже узконаправленной - библиотечной (как актору, безусловно, культурсоциальной и культросозидающей страты региона).

Актуальность исследовательского поля В. Я. Рушанина подчеркивает и насыщенность пространства отраслевых авторитетных журналов, в которых публикуются работы цитирующих авторов (причем не единожды, все журналы повторяются, авторы по поднимаемым однородным вопросам публикуются в них постоянно):

- Российская история, Вопросы истории, Родина, Новый исторический вестник, Уральский исторический вестник, Сибирский антропологический журнал,

- Вестники Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, Оренбургского, Самарского, Челябинского государственных университетов, Известия Алтайского государственного университета,

- Вестник Оренбургского государственного педагогического университета, Педагогический вестник Алтая, Школа будущего, Южно-Уральский педагогический журнал, Педагогика высшей школы, Образовательная среда сегодня: стратегии развития, Образование и общество, Инновационное развитие профессионального образования, Историко-педагогиче-ские чтения, Искусство и образование и др.,

- Вестник Южно-Уральского государственного университета (Серия: Социально-гуманитарные науки), Известия Волгоградского государственного технического университета (Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания), Вестник Томского государственного университета. Филология, Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература и др.,

31

Пространственные и содержательные траектории обращений к исследованиям В. Я. Рушанина

Диссертант Год Диссовет Отрасль знания Предметные рубрики, ключевые смыслы

Осипов О. В. 2002 Челябинский государственный университет Канд. ист. наук Церковно-приходские школы, Оренбургская епархия

Морозов Н. И. 2002 Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва Д-р ист. наук Молодежное движение, историография

Харланова Е. М. 2002 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск Канд. пед. наук Социальная активность, студенческий педагогический отряд

Егорова М. В. 2003 Челябинский государственный университет Канд. ист. наук Частное образование

2009 Московский педагогический городской университет Д-р ист. наук Среднее образование

Раева Т. В. 2004 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск Канд. ист. наук Эволюция города

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рязанский И. В. 2006 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск Канд. ист. наук Тыловая провинция, Первая мировая война

Тарасова А. Н. 2006 Челябинский государственный институт культуры Канд. культурологии Горнозаводской город

Аносов А. А. 2007 Оренбургский государственный педагогический университет Канд. пед. наук Естественно-научное образование, Оренбургская губерния

Дмитриева Е. Ю. 2007 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск Канд. пед. наук Педагог, профессионально значимые качества, студенческий педагогический отряд

Гушул Ю. В. 2007 Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, г. Новосибирск Канд. пед. наук Библиографические службы, библиотеки, генезис

Сафарова А. Д. 2009 Оренбургский государственный педагогический университет Канд. пед. наук Национальные меньшинства, образование, Оренбургский край

Кальсина А. А. 2009 Институт истории археологии Уральского отделения Российской академии наук, г. Пермь Канд. ист. наук Единая государственная школа

Семенченко И. В. 2010 Оренбургский государственный педагогический университет Д-р ист. наук Земства

Владимирцева В. Г. 2010 Оренбургский государственный педагогический университет Канд. ист. наук Гражданская просветительская инициатива, пореформенная модернизация, Оренбургская губерния

Арефьева Т. В. 2010 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск Канд. ист. наук Всероссийское театральное общество, Челябинское областное отделение

Власова А. В. 2011 Удмуртский государственный университет, г. Ижевск Д-р ист. наук Русская Православная церковь, социальная деятельность

32

Диссертант Год Диссовет Отрасль знания Предметные рубрики, ключевые смыслы

Шицкова М. А. 2012 Челябинский государственный институт культуры Канд. ист. наук Книгораспространение, Оренбургская губерния

Савинова Т. Н. 2012 Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, г. Новосибирск Канд. ист. наук Библиотеки, социокультурное пространство, трансграничный регион, Оренбургская губерния

Баева А. А. 2013 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск Канд. ист. наук Образ революционера, периодическая печать Урала, первая русская революция

Массерова Л. М. 2014 Челябинский государственный институт культуры Канд. ист. наук Библиотечное обслуживание, инонациональное население, Оренбургская губерния

Гун Г. Е. 2015 Челябинский государственный институт культуры Д-р культурологии Художественная культура города

Барышникова Т. А. 2016 Челябинский государственный университет Канд. филол. наук Частная провинциальная газета, дореволюционная Россия, социокультурный феномен

Будаева М. Н. 2016 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск Канд. ист. наук Культурное пространство, студенческая молодежь, исторический аспект

Диская Н. И. 2018 Челябинский государственный институт культуры Канд. культурологии Библиотека, культурная политика, информационно-культурное пространство

Блинов А. В. 2019 Алтайский государственный университет, г. Барнаул Д-р ист. наук Учебные заведения Министерства народного просвещения, государственная политика, Западная Сибирь

Юсупов Гушул

Зубанова

Литвак

Гпосиосэ Визуализаи

I ревцева Штолер «соавторы

~ ИСТ Рчпга!

Афонькина

Рис. 1.

Визуализация

В. Я. Рушанина коллеги по ЧГИК»

Синецкий

Шицкова

1 Цукерман

Штолер

Гушул3убанова

; Рябков

Рис. 2.

Визуализация «Авторы, цитирующие работы

В. Я. Рушанина, коллеги по ЧГИК»

Рис. 3.

Визуализация «Авторы, рецензирующие и пишущие о научных идеях В. Я. Рушанина»

33

- Вестники Московского, Казанского, Алтайского государственных университетов/институтов культуры и искусств, Вестник культуры и искусств, Библиотековедение, Музей. Памятник. Наследие и др.

Такое разнообразие журналов (территориальный охват - практически вся Россия) тем не менее можно кластеризовать вкупе с отрас-левизацией диссертаций, причем выделить и большее количество кластеров (история, педагогика, культурология, филология, библиотечное дело, книжное дело, биографика). Здесь также просматривается динамика движения публикаторских стратегий цитирующих авторов к культуроориентированным журналам, что подчеркивает - выдвинем предположение (подтвердится ли оно - исследуем в следующем разделе статьи) - и смену научных ориентиров В. Я. Рушанина в направлении исследования вопросов культуры и ее исторической культуросозидающей роли, социализации и гуманизации всех процессов жизнедеятельности человека в современном цивилизационном пространстве.

Частичную трансформацию научных интересов - включение в научно-исследовательскую орбиту ученого новых аспектов - подчеркивает и динамика изменения названий цитирующих труды В. Я. Рушанина отраслевых монографий: от производственных и образовательных стра-

тегий прошлого до формирования биографики как актуального научного направления сегодня, переживающего как бы второе рождение, изучения акторов модернизации и литературных процессов, отражающих публикаторские и читательские предпочтения общества, воссоздания созидающей деятельности коллективных субъектов (библиографических служб, гимназий, издательств и др.): «Монархическое движение на Урале (1905 - февраль 1917 гг.)» (Н. С. Сидоренко), «История черной металлургии Урала (90-е годы XX века)» (В. В. Запарий), «Образование в Оренбуржье (XVIII - XX века)» (В. С. Болодурин), «Первая русская национальная школа на Урале: 60-е гг. XIX в. - начало XX в.» (Л. М. Конев), «История книгораспро-странения в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX века» (М. А. Шиц-кова), «Художественно-просветительная деятельность на Южном Урале: вторая половина

XIX - начало XX в.» (Л. А. Николаева), «Развитие системы начального образования в Оренбургской и Уфимской губерниях (начало

XX в. - 1914 г.)» (А. В. Суворова), «Церков-но-приходские школы Урала в 1884-1917 гг.» (У. П. Ефремова), «Биографика социально-культурной деятельности: методология и методика» (В. М. Рябков), «Акторы российской имперской модернизации (XVIII -начало XX в.): региональное измерение»

Рис. 4. Карта коммуникативного научно-исследовательского пространства В. Я. Рушанина.

Центры взаимодействий

34

(коллективная монография), «Библиографические службы библиотек Урала» (Ю. В. Гу-шул), «Женские гимназии в России как исторический и социокультурный феномен» (С. Б. Борисов), «Пермское земство в Великой русской революции 1917 года» (В. И. Тетерин). Во всех них находят место размышления и рассуждения В. Я. Рушанина.

Интересно рассмотреть и личностную заинтересованность трудами В. Я. Рушанина. Соавторов ученого, цитирующих авторов и авторов, посвящающих В. Я. Рушанину свои размышления (но в исследовательском плане - рецензии или информационную аналитику), представим визуально; на этот раз - в первых двух аспектах возьмем лишь коллег по институту для рассмотрения максимально близких содержательных связей, в третьем -всех рецензентов, чтобы во всех трех случаях сравнить активность ближнего (рис. 1-3, с. 33) и дальнего (табл. и перечни) территориального взаимодействия.

В каждом коммуникативном поле визуализация показывает более активных авторов, просматриваются повторяющиеся имена, среди которых также выделимы кластеры (сравним с перечисленными и видимыми выше) историков, культурологов, кандидатов педагогических наук, взаимодействующих с

B. Я. Рушаниным с позиций и междисциплинарного, обогащающего обе стороны, подхода. Отличительно, что среди таковых выделяются доктора культурологии Л. Б. Зубанова и

C. Б. Синецкий, чьи смысловые пространства исследовать аналитически, думаем, было бы весьма интересно. Картирование (рис. 4) визуально подчеркивает географическую разнородность и одновременно единство пространства исследований, начало которым положено научным лидером в Челябинском государственном институте культуры, и четко просматривается, что они зиждутся на историческом миропонимании и мышлении, восприятии единства профессионального мира и конкретного явления в нем, формировании исторической культуры и исторической памяти как единства инструментов и составляющих интеллектуальной культуры ученого.

Интеллектуально-содержательные

коммуникативные пространственные

пересечения

Оказывается, и в наше крайне неустойчивое время, когда прямо на глазах рушатся незыблемые опоры общественного жизнеустройства, в худшую сторону меняется общественная мораль, существуют ещё островки подлинного бес-сребреничества, высокого гуманизма, подлинной человечности, высокого интеллекта. А, может, это и не островки вовсе, а целые материки...

Ю. Н. Столяров [14, с. 150]

Взаимовлияние ученых просматривается не только в возможности организационного, институционального взаимодействия, но и межличностного общения. Образ другого может выступать путеводной звездой, ориентиром как в профессиональной деятельности, так и в личностном росте, выборе личных интересов и предпочтений.

Одна из ипостасей гигантов мысли и приверженности науки - увлеченность книгой. Книга, ее редкость или содержание, ее главная институция - библиотека - подобно магниту притягивали друг к другу, например, Владимира Яковлевича Рушанина, Исаака Григорьевича Моргенштерна, Виктора Ароновича Кислюка. О каждом как неповторимом собирателе и любителе книг и о личных библиотеках каждого В. Я. Рушанин представил материалы [См., например: 11; 12]. И совершенно не удивительно присутствие всех троих в одной статье в одном предложении: первого как автора, другого - как собирателя, третьего - как наблюдателя, что раскрывает их глубинную внутреннюю сущность, тактичное внимание друг к другу, желание быть в событийном, интеллектуальном и мыслительном пространстве другого не просто фиксатором, но - действенным актором: «По верному замечанию почетного профессора ЧГАКИ И. Г. Моргенштерна, "за десятилетия, проведенные в поисках и за письменным столом, говоря словами Виктора Шкловского, не только он (Кислюк. - В. Р.) собирал книги, но книги собирали его как творческую личность, знатока редкой книги, особенно - пушкинской эпохи"» [11, с. 206]. Любовь к книге ориентирует на исследовательские практики и библиофильское служение многих, кто прикоснется к ее красоте, содержательной глубине, книжной редкости, ауре

35

существования. Так пересеклись устремления В. А. Кислюка, В. Я. Рушанина и И. Г. Мор-генштерна. Их и с другими адресатами межличностные диалоги, обращения друг к другу свидетельствуют о пересечении научно-исследовательских и информационных пространств каждого: «В. Я. Рушанину, историку, ценящему и любящему библиофильство», «.с дружеским чувством любви к Книге» [7, с. 91, 93] и др.

Совпадение и взаимообогащение пространств истории и книги содержательно наполняется исследованиями и рецензиями В. Я. Ру-шанина о служении книге и библиографии, личных библиотеках К. И. Коничева, Э. Голлербаха и др., а также воссоздании истории уникальных экземпляров, занимающих особое место в личной библиотеке историка (например, Н. П. Анциферова «Душа Петербурга»). Показателен пленарный доклад на Моргенштерновских чтениях (2022), в котором В. Я. Рушанин провел параллели между книжниками И. Г. Морген-штерном и В. С. Сербским. Да и в целом любая ипостась книги - в поле зрения историка: от единицы нелегальной библиотеки учащихся Троицкой мужской гимназии «Коммуна» и подпольной библиотеки учащихся Пермской духовной семинарии до включенности в мировую культуру, бытия у ее истоков. Познание книги как феномена культуры, явления в жизни социума, гаранта исторической и памяти, и культуры человеческой цивилизации вылилось во всемерную поддержку крупных научных исследований и издательских проектов, в которых В. Я. Рушанин выступал и как инициатор и эксперт издания, его качества, и как транслятор смыслов генерируемой книги. Во всех этих ипостасях он имеет отношение к вышедшему в свет именно в Челябинском государственном институте культуры уникальному изданию об истоках книжной культуры Ю. Н. Столярова. В дальнейшем каждый - и Столяров, и Рушанин -будут без тени комплементарности выступать первыми читателями, рецензентами и публикаторами (см., например, статьи Ю. Н. Столярова в научном журнале «Вестник культуры и искусств», главным редактором которого долгие годы был В. Я. Рушанин) работ друг друга, инициаторами научных проектов, ориентированных на книгу и ее постижение. Думаем, сложивший-

ся дуэт имеет большой потенциал создания совместного исследования и зачина оригинальных исследовательских направлений в системе наук документно-коммуникационного цикла, в том числе межрегионального характера.

Возможно, глубокое проникновение в суть библиографической работы коллег и фиксация мысли на книге уважаемого коллеги В. А. Кис-люка: «Третья часть второй книги (2006 год издания) названа "Записки библиографа. Выбранные места из каталога провинциальной библиотеки", для меня она представляет особый интерес» [11, с. 207] - сподвигли историка Владимира Яковлевича на подготовку и издание собственного библиографического труда - «Книги с автографами и дарственными надписями в библиотеке В. Я. Рушанина» [7], в котором пересеклись уже другие интеллектуальные поля таких разных ученых - библиографоведа и историка. Они оказались при ближайшем рассмотрении настолько близкими и их отголоски настолько сильными, что один начал создавать собственные библиографические труды («Книги с автографами.») и поддерживать издание библиографической серии «Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы», другой -И. Г. Моргенштерн - ориентировал своих учеников на постижение исторических закономерностей библиографической практики и ее ин-ституциализации [См., например: 2; 3]. Так что в институте культуры как никакие другие пересекаются содержательные и событийные поля библиографии и истории, о чем Ю. Н. Столяров сказал расширительно, включив в названные поля и пространства интеллигентоведения, культурологии, человековедения, гуманизма: «...за непритязательным монотонным списком книг вдруг начинаешь видеть типичный портрет интеллигента книжника конца ХХ - начала XXI века! И озаряет сразу несколько важных выводов. Первый вывод. Оказывается, явление книголюбия продолжает существовать в нашем мире, несмотря на все происходящие в нём катаклизмы. <...> Второй вывод. Слой пишущей братии - интеллигенции, хотя и тонок, однако всё же довольно заметен. Что для неё характерно, так это то, что она не замыкается в узких рамках своей профессии, её интересы зачастую вырываются наружу и проявляют себя подчас в

36

неожиданных аспектах. <...> .вывод третий: явление библиофилии в наше время процветает! Люди книжные тянутся друг другу, образуя неформальные, но довольно прочные союзы единомышленников» [14, с. 146, 147]. Сей библиографический труд историка можно включить и в пространство читателеведения (в рамках рекомендации книги для чтения, навигатора в информационном море (что лично я и делаю - для меня этот труд служит ориентиром «что читать» уже второй год)), фондоведения (как путеводитель комплектатора), систематизации и кластеризации информационного массива, информационной (представления данных) и библиографической (генерации метаданных) культуры.

Можно задуматься - почему, на каких основаниях настолько глубоки мировоззренчески, общечеловечески, культуро-всепроникно-венны и всеопределяющи взгляды, действия, воззрения В. Я. Рушанина, И. Г. Моргенштерна, В. А. Кислюка, Ю. Н. Столярова и др. при их трепетном внимании к книге и информации о ней - библиографии. В чем они видят схожесть и единоначалие своих интересов, почему они нерасторжимы, почти неделимы, почему информация из книги и о книге не отпускает этих людей из разных областей знания? Для себя я нашла ответ в рассуждениях еще одного великого книжника - Аркадия Васильевича Соколова, также очень значимого и уважаемого ученого в Челябинском государственном институте культуры, постоянного автора журнала «Вестник культуры и искусств», смело и самоотверженно включающего нас своими рассуждениями-публикациями в пространственный Библиоло-гос через движение и уверенное прохождение сквозь и вглубь Библиосферы и Инфосферы. А. В. Соколов - автор статьи в сборнике с почти отвечающим на мой вопрос названием: «Роль библиографии в информационном обеспечении исторической науки». Он эпиграфом как будто задает вопрос и тут же дает ответ (чуть изменю):

В. Я. Рушанин -

«историк? библиографовед?

Одно и то же?

Конечно нет!

Но как похожи.»

Позволю обширное цитирование-аргументацию, позволяющее выявить любопытные эпи-

стемологические аналогии между историей и библиографией: «Слова "история" и "библиография" включают в свою семантическую структуру два подобных смысловых компонента и, соответственно, имеют два сходных значения. Обе они обозначают: коммуникационный процесс -

"повествование о прошлом" или "информацию » . ££ о документах ; названия наук - историческая

наука" или "библиографическая наука". <...> .библиография и история - взаимосвязанные, родственные области социально-коммуникационной практики и научного познания. Взаимосвязи между ними заключаются в следующем. Зависимость истории от библиографии обусловлена тем, что профессиональная деятельность современного историка невозможна без обращения к ресурсам исторической библиографии, а исторические исследования завершаются пополнением документных фондов в архивах и библиотеках, общественный доступ к которым обеспечивается благодаря профессиональному библиографическому поиску. <.> Зависимость библиографии от истории обусловлена тем, что библиографическое сообщество должно осознавать свою профессиональную деятельность как разновидность культурно-исторической деятельности, нацеленной на создание, сохранение и использование культурного наследия общества. Все виды библиографии строятся на основе исторических смыслов . <.> Смысл истории, по Н. А. Бердяеву, обусловлен непреходящей ценностью прошлого. Библиография, на наш взгляд, также является носителем непреходящей ценности прошлого». В итоге рассуждений А. В. Соколов определяет, что, «во-первых, смыслы человеческой истории существуют объективно, и они близки (подобны) смыслам библиографии; во-вторых, исторические смыслы закодированы в библиографической инфраструктуре, их раскодирование - задача профессиональных историков; в-третьих, союз истории и библиографии и смысловые взаимосвязи между философией истории и библиографической наукой мы понимаем как залог гуманизации цивилизации XXI в. и вечного существования человечества» [13, с. 56-58].

Так что, думается, и в этом направлении возможны точки роста исторической науки Челябинского государственного института культуры. Тем более пересечение информационных пространств уже генетически закодировано,

37

предопределено сосуществованием профильных кафедр в институте, взаимодействием ученых - историков и библиографоведов, формируемыми исторической и библиографовед-ческой научными школами познания цивили-зационного развития культуры и социума -объектов воздействия системы наук и практик документно-коммуникационной сферы. Тем более определено, что библиограф может быть соавтором историка, так как в силу своего профессионализма становится «сопричастным научному исследованию и рождению нового знания тем, что своевременно ориентирует ученого в потоке документов, в тексте конкретного документа или их совокупности, экстрагирует информацию с целью получения выводного знания об объекте», осуществляет адресное ориентирование читателя в информационном потоке, в методах анализа текста и синтеза выводного знания, рекомендует источники изучения проблемы, участвует в междисциплинарных исследованиях, предоставляя свернутое знание по смежной теме [2, с. 560] в процессе многоаспектного библиографирования.

Наслаивается на эти пространства библиографии и истории пространство биографики (рис. 5). О биографических трудах В. Я. Ру-шанина написано много, они по праву считаются уникальными в своей области, буквально потрясшими региональную науку своею самобытностью, уважением к фактам и исторической канве, научностью, скрупулезностью воссоздания событий, образов современни-

Рис. 5. Пересечение и потенциал коммуникативных пространств исторических исследований в ЧГИК

ков и атмосферы прошлого, опорой на тщательно выявленные и проанализированные архивные документы. Рецензии на работы «Иван Александрович Тихомиров. Возвращение забытого имени» и «Мария Васильевна Каменская. Школьная мама» написаны ведущими учеными страны В. Е. Триодиным, М. А. Га-лагузовой, Ю. Н. Столяровым, А. М. Аллагу-ловым и др. В обеих книгах автор виртуозно объединяет пространства истории и не только биографики, но и педагогики и даже поэтики, выступив автором, обладающим особым даром к проникновенному, тактичному, увлекающему, образному, глубоко интеллектуальному и культурному изложению материала. Впрочем, как признается сам В. Я. Рушанин, «это была моя главная задача: мне хотелось создать не наукообразные, не такие "засушенные" книги, которые были бы интересны только специалистам, хотя сама по себе эта задача тоже непростая и сама по себе достаточно благородная. Мне хотелось, чтобы эти книги были интересны и так называемому широкому читателю. Я в это понятие вкладываю не только историков и не только педагогов. Любая жизнь человека - целый мир. Уходит человек - уходит мир, и моя задача была не дать, чтобы этот мир ушел, или, может быть, чтобы фрагменты, осколки этого мира остались. <...> То есть это книги для всех любознательных» . Думаем, эти книги войдут в историю как образцы биографического жанра, служения историка выбранной теме, фиксации исторической правды, формирования исторической памяти. Рисунок 5 показывает, что в основе конгломерата разных дисциплин лежит только активное действие.

Не останавливаясь на достигнутом.

Вместо заключения

Анализ смысловых полей научной деятельности ученого предваряет формирование целостной картины смысловых взаимосвязей отраслевых исследований в научном пространстве учреждения. Выявление и характеристику таковых - на примере исторического пространства научных изысканий Челябинского государственного института культуры - мы начали с анализа коммуникативного про-

38

странства Владимира Яковлевича Рушанина, причем не только данной статьей, но и самостоятельным изданием и статьями в нем [6]. Предстоит характеристика и озвучивание научного пространства другого лидера исторических исследований - Виталия Семёновича Толстикова, начало которому также положено в отдельном библиографическом издании, но требует детализации, дополнений и использования для выводного знания иных информационно-аналитических технологий. Возможен переход и в другие отраслевые пространства для уточнения выводов, постижения законов и закономерностей функционирования научных коммуникативных исторических практик и их развития в направлении меж- и даже полидис-циплинарности, так как получена картина активного взаимодействия и взаимообогащения исторического пространства за счет включения в исследовательские орбиты ученых из других областей знания в качестве соавторов, экспертов, рецензентов и проч.: С. Б. Синецкого, Л. Б. Зубановой, Г. Я. Гревцевой и др. В таком случае - каков потенциал взаимодействия ученых из разных областей? Тенденция современного знания, что показала и наша информационная диагностика, - формирование более тесных связей и отношений между историей и другими социальными и гуманитарными науками. Тогда как же трансформации в них, происходящие в XXI в.? Переопределение их роли позволяет субъекту разобраться в многоплановых изменениях стремительно преображающегося мира, в котором ориентир на прошлое и слова «новое -хорошо забытое старое», «история развивается по спирали» не всегда соответствуют сегодняшней действительности и ее порой мгновенным трансформациям.

Наше исследование коммуникативных и смысловых практик доктора исторических наук В. Я. Рушанина подтвердило положение ученых, что сегодня «акцент переносится на креативность ученого или группы ученых, на их практическую деятельность по производству нового знания о реалиях прошлого и настоящего. Приоритетное значение в исто-риописании приобретают способы производства исторического знания, осмысление роли историка в этом процессе, анализ того, как он

работает, посредством каких процедур, исследовательских стратегий и практик достигается научный результат» [5, с. 8], однако акценты и нюансы внутренней работы В. Я. Рушанина нам предстоит еще выявить, наблюдая, как историк работает (как сказано в цитате), какие методы и формы считает наиболее действенными. Такой исследовательский вектор может быть распространен и на все персоны, о которых говорилось выше: В. С. Толстикова, С. Б. Синецкого и др. - тех, кто добился в науке очень достойных результатов. Не зря мы выписали в архивном документе главные слова для понимания механизмов организации научной деятельности, которые произнес доктор наук А. И. Лазарев, стоявший у истоков научного пространства Челябинского государственного института культуры: «Наука делается молодыми». Только взятые в совокупности индивидуальные смысловые исследовательские отраслевые поля покажут потенциал исторической школы Челябинского государственного института культуры.

1. Виноградов, Н. Б. Владимир Савельевич Стоколос в истории археологии Южного Зауралья / Н. Б. Виноградов. -DOI 10.24852/2587-6112.2021.5.212.220 // Археология евразийских степей. -2021. - № 5. - С. 212-220.

2. Гушул, Ю. В. Библиограф как соавтор исторического исследования: точки соприкосновения и роста / Ю. В. Гушул // Роль библиографии в информационном обеспечении исторической науки = Role of Bibliography in Information Suppor to Historical Science / авт.-сост. Е. А. Воронцова ; отв. ред.: М. Д. Афанасьев [и др.]. - Москва : [б. и.], 2018. -С.559-574.

3. Гушул, Ю. В. Библиографические службы библиотек Урала : монография / Ю. В. Гушул ; Челяб. гос. ин-т культуры, Науч.-образоват. центр «Информ. о-во». - Челябинск : Край Ра, 2018. -320 с.

4. Жизнь в истории : сб. науч. ст. к 85-летию проф. Андрея Петровича Абра-мовского / ред.-сост. Е. А. Калинкина, П. Ф. Назыров, О. Ю. Никонова. -Челябинск : Энциклопедия, 2009. -251 с.

39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Историки в поисках новых перспектив : коллектив. моногр. / под общ. ред. З. А. Чеканцевой. - Москва : Аквилон, 2019. - 416 с. - (История истории. Шаг в XXI век [Т. I] / отв. ред. серии З. А. Чеканцева, М. С. Петрова).

6. Историческая научная школа В. Я. Ру-шанина в лицах : каталог / сост. Ю. В. Гу-шул ; Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2022. - 103 с. : цв. вкл. -(Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

7. Книги с автографами и дарственными надписями в библиотеке В. Я. Руша-нина / сост. В. Я. Рушанин, авт. вступ. ст. А. В. Штолер. - Челябинск : ЧГИК, 2020. - 231 с.

8. Мельникова, О. М. Научные школы в археологии : специальность 07.00.06 «Археология» : дис. ... д-ра ист. наук / Мельникова Ольга Михайловна ; Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 2004. - 57 с.

9. Научное пространство исторических исследований профессора Виталия Семёновича Толстикова : библиогр. указ. / сост. Ю. В. Гушул ; Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2022. -101 с. : цв. вкл. - (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

10. Рушанин Владимир Яковлевич : био-библиогр. указ. / Челяб. гос. ин-т культуры ; сост. Т. Н. Моковая [и др.]. -Челябинск : ЧГИК, 2022. - 147 с. -(Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

11. Рушанин, В. Я. О библиотеке

B. А. Кислюка / В. Я. Рушанин // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : сб. ст. V Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. 15-16 нояб. 2018 г. / Челяб. гос. ин-т культуры ; редкол.: В. Я. Рушанин (пред.), Н. О. Александрова, Т. Д. Рубанова. - Челябинск : ЧГИК, 2018. -

C. 206-211.

12. Рушанин, В. Я. Судьба библиотеки И. Г. Моргенштерна / В. Я. Рушанин // Региональные проблемы истории книжного дела : материалы II Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. Челябинск, 25-26 окт. 2011 г. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств, Челяб. обл. универс. науч. б-ка. - Челябинск, 2011. -С.169-172.

13. Соколов, А. В. Смыслы библиографии и смыслы истории / А. В. Соколов // Роль библиографии в информационном обеспечении исторической науки = Role of Bibliography in Information Suppor to Historical Science / авт.-сост. Е. А. Воронцова ; отв. ред.: М. Д. Афанасьев [и др.]. - Москва : [б. и.], 2018. -С. 36-59.

14. Столяров, Ю. Н. Фонд личной библиотеки как зримый символ современной интеллигенции (Книги с автографами и дарственными надписями в библиотеке В. Я. Рушанина. Челябинск, 2020) / Ю. Н. Столяров // Вестник культуры и искусств. - 2021. - № 1 (65). -С. 145-151.

15. Хаминов, Д. В. Историческое образование и наука в советской высшей школе: региональный аспект (на материалах Сибирского научно-образовательного комплекса) : специальность : 07.00.02 «Отечественная история» : дис. ... д-ра ист. наук / Хаминов Дмитрий Викторович ; Нац. исслед. Том. гос. ун-т. - Томск, 2019. - 720 с. -С.361.

16. ОГАЧО. Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 2.

17. ОГАЧО. Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 8.

18. ОГАЧО. Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 9.

19. ОГАЧО. Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 50.

20. ОГАЧО. Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 51.

21. ОГАЧО. Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 55.

22. ОГАЧО. Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 57.

23. ОГАЧО. Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 151.

Получено 15.12.2022

40

lulia V. Gushul

Candidate of Pedagogic Science, Docent

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: gushuljulia@gmail.com

ORCID 0000-0001-8749-3757

Meaning Interrelations of Historical Researches in the Scientific Space of Chelyabinsk State Institute of Culture And Arts

Abstract. The idea of the article is the desire of the author to non-triviaLLy highlight the activities and contribution to science during the birthdays of 2022 - Doctors of Historical Sciences Vladimir IA. Rushanin and VitaLii S. ToLstikov by the anniversary date. It seemed interesting to show the place and role of everyone in the space of historical research of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. To recreate a complete picture of historical research at the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, the author plans to consider the role and place in them and other anniversaries, indirectly, through the historical parts of their branch works that feed the common historical space.

First of all, the article recreates some of the processes of forming the space of history in the leading educational institution of the Southern Urals. The originality and difference of the formation of scientific communication in the university of culture is shown: representatives of different research areas united by history and by areas of practical activity: professional historians, teachers, local historians, librarians, bibliographers, writers, literary critics, etc., interdisciplinary research, cultural phenomena became research points of growth. On the basis of archival documents, the role of the individual in the organization of historical research, the experience of interaction between scientists, the prerequisites for the institutionalization of historical research and work, including joint ones, are shown. The first years of work of the institute teachers are highlighted, when a system of active scientific communication of historians with representatives from other educational institutions, spheres of intellectual activity were formed, and the attitude towards science in general and its organization was formed. It has been determined that some, especially interpersonal, channels of communication between representatives of different sciences and practical fields of activity, thanks to their personal basis, have been active all through the years, and have been activated in the 21st century, having served to shape new scientific directions and research aspects developed by today. Especially visibly in the last century, the connection between history and bibliography, librarianship, and the study of the book was formed.

Some developments of the scientific potential of scientists included in historical research are given, which is revealed in a creative university with a high-quality organization of science, the desire to engage in it, and the support of government bodies.

Particular attention is paid to highlighting the potential of the research space of Doctor of Historical Sciences V. IA. Rushanin (on his 70th birthday). An attempt was made to demonstrate the presence of the information space of an individual scientist as an integral part in the general space of scientific knowledge of the institution. The forms of its presentation through the visualization of institutional interactions were tested: mapping, building tag clouds, diagrams, tables. The organic inclusion of the research problems of modern scientific research by V. IA. Rushanin in the historical space of the institute created since 1967 through the interaction of scientists and the interweaving of research practices of history, bibliography, bibliophilia, biography, and pedagogy is shown. The length of the space of historical research at the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts in time, its interdisciplinarity based on close intersectoral interactions of scientists, the continuity of traditions, and great potential are recorded.

41

Keywords: V. IA. Rushanin, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, information

space analysis, mapping, tag cloud, history, bibliography, biography, bibliophilia, interdisciplinary

knowledge, the role of personality in history

For citing: Gushul IU. V. 2022. Meaning Interrelations of Historical Researches in the

Scientific Space of Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. Culture and Arts Herald.

No 4 (72): 23-43.

References

1. Vinogradov N. 2021. Vladimir Savelievich Stokolos in the History of Archaeology of the South TransUrals. DOI 10.24852/2587-6112.2021.5.212.220. Arkheologiya Evraziyskikh stepey [Archaeology of the Eurasian Steppes]. No 5: 212-220. (In Russ.).

2. Gushul Iu. 2018. Bibliographer As a Co-author of Historical Research: Touch Points and Development. Rol' bibliografii v informatsionnom obespechenii istoricheskoy nauki [Role of Bibliography in Information Support of Historical Science]. Author-compiler E. A. Vorontsova; responsible editors M. D. Afanasev, N. K. Lelikova, A. Yu. Samarin. Moscow. P. 559-574. (In Russ.).

3. Gushul Iu. 2018. Bibliograficheskie sluzhby bibliotek Urala [Bibliographic Services of Ural Libraries]. Chelyabinsk. 320 p. (In Russ.).

4. Zhizn' v istorii [Life in History]. 2009. Editor-compiler: E. A. Kalinkina, P. F. Nazyrov, O. Yu. Nikonova. Chelyabinsk: Entsyclopedia. 251 p. (In Russ.).

5. Istoriki v poiskakh novykh perspektiv [Historians in Search of New Perspectives]. 2019. Edited by Z. A. Chekantseva. Moscow: Akvilon. 416 p. (In Russ.).

6. Istoricheskaya nauchnaya shkola V. YA. Rushanina v litsakh [Historical Scientific School of V. IA. Rushanin in Persons]. 2022. Author-compiler Iu. V. Gushul. Chelyabinsk. 103 p. (Book Series "Academy of Culture and Arts: Leading Scientists, Teachers, Creators"). (In Russ.).

7. Knigi s avtografami i darstvennymi nadpisyami v biblioteke V. IA. Rushanina [Books with Autographs and Dedicatory Inscriptions in the Library of V. IA. Rushanin]. 2020. Author-compiler V. IA. Rushanin. Chelyabinsk. 231 p. (In Russ.).

8. Melnikova O. 2004. Nauchnye shkoly v arkheologii [Scientific Schools in Archeology]. Izhevsk. 57 p. (In Russ.).

9. Nauchnoe prostranstvo istoricheskikh issledovaniy professora Vitaliya Semyonovicha Tolstikova [Scientific Space of Historical Research of Professor Vitalii Semyonovich Tolstikov]. 2022. Author-compiler Iu. V. Gushul. Chelyabinsk. 101 p. (Book Series "Academy of Culture and Arts: Leading Scientists, Teachers, Creators"). (In Russ.).

10. Rushanin Vladimir Iakovlevich. 2022. Author-compiler T. N. Mokovaya [and others]. Chelyabinsk. 147 p. (Book Series "Academy of Culture and Arts: Leading Scientists, Teachers, Creators"). (In Russ.).

11. Rushanin V. 2018. About the Library of V. A. Kislyuk. Knizhnaya kul'tura regiona: istoricheskiy opyt i sovremennaya praktika [Book Culture of the Region: Historical Experience and Modern Practice]. Chelyabinsk. P. 206-211. (In Russ.).

12. Rushanin V. 2011. The Fate of the Library of I. G. Morgenstern. Regionalnye problemy istorii knizhnogo dela [Book Culture of the Region: Historical Experience and Modern Practice]. Chelyabinsk. P. 169-172. (In Russ.).

13. Sokolov A. 2018. Significance of Bibliography and Significance of History. Rol' bibliografii v informatsionnom obespechenii istoricheskoy nauki [Role of Bibliography in Information Support of Historical Science]. Author-compiler E. A. Vorontsova; responsible editors M. D. Afanasev, N. K. Lelikova, A. Yu. Samarin. Moscow. P. 36-59. (In Russ.).

14. Stolyarov Yu. 2021. Private Library Stock as a Visible Symbol of Modern Intelligentsia (Books with Autographs and Dedicatory Inscriptions in the Private Library of V. IA. Rushanin. Chelyabinsk, 2020). Culture and Arts Herald. No 1 (65): 145-151. (In Russ.).

42

15. Khaminov D. 2019. Istoricheskoe obrazovanie i nauka v sovetskoy vysshey shkole: regional'nyj aspekt (na materialakh Sibirskogo nauchno-obrazovatel'nogo kompleksa) [Historical Education and Science in Soviet Higher Education: a Regional Aspect (Based on the Materials of the Siberian Scientific and Educational Complex)]. Tomsk. 720 p. (In Russ.).

16. United State Archive of the Chelyabinsk Region. Archive Fund P-392. Cases 1. File 2. (In Russ.).

17. United State Archive of the Chelyabinsk Region. Archive Fund P-392. Cases 1. File 8. (In Russ.).

18. United State Archive of the Chelyabinsk Region. Archive Fund P-392. Cases 1. File 9. (In Russ.).

19. United State Archive of the Chelyabinsk Region. Archive Fund P-392. Cases 1. File 50. (In Russ.).

20. United State Archive of the Chelyabinsk Region. Archive Fund P-392. Cases 1. File 51. (In Russ.).

21. United State Archive of the Chelyabinsk Region. Archive Fund P-392. Cases 1. File 55. (In Russ.).

22. United State Archive of the Chelyabinsk Region. Archive Fund P-392. Cases 1. File 57. (In Russ.).

23. United State Archive of the Chelyabinsk Region. Archive Fund P-392. Cases 1. File 151. (In Russ.).

Received 15.12.2022

Уважаемые читатели и авторы! «Вестник культуры и искусств» представлен в открытом доступе в Научной электронной библиотеке

eLIBRARY.ru

(https://www.elibrary.ru/title_profile.asp?id=62801)

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.