Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА СЕГОДНЯ ИНТЕРВЬЮ С В. Я. РУШАНИНЫМ И В. С. ТОЛСТИКОВЫМ'

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА СЕГОДНЯ ИНТЕРВЬЮ С В. Я. РУШАНИНЫМ И В. С. ТОЛСТИКОВЫМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА / НАУЧНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тищенко Е.В.

Поводом для беседы с ведущими историками Челябинского государственного института культуры Владимиром Яковлевичем Рушаниным и Виталием Семеновичем Толстиковым послужили несколько событий. Прежде всего 2022-й - юбилейный год для ученых. К 85-летию В. С. Толстикова и 70-летию В. Я. Рушанина изданы библиографические указатели, научная историческая школа ЧГИК представлена на XXI Международном научно-творческом форуме «Научные школы. Молодежь в науке и культуре» (Челябинск, 24-25 ноября 2022 г.), появляются исследования, посвященные анализу вклада ученых в науку (см. в настоящем выпуске журнала статью Ю. В. Гушул). Для формирования аудиторией мнения о состоятельности научной школы недостаточно анализа предметного поля, следует обратиться к мнению самих героев, представленному в ходе беседы с ними кандидата исторических наук Елены Владимировны Тищенко. Ученые емко отвечают на актуальные вопросы о состоянии исторической науки и личном исследовательском поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL SCIENCE TODAY INTERVIEW WITH V. IA. RUSHANIN AND V. S. TOLSTIKOV

Some important events in the lives of the leading historians of the Chelyabinsk State Institute of Culture Professor Vladimir Ia. Rushanin and Professor Vitaly S. Tolstikov have become the main reasons of this interview. First of all, the year 2022 was the jubilee year for both scientists. Bibliographical references were published to the 85 th jubilee of V. S. Tolstikov and to the 70th jubilee of V. Ia. Rushanin. Second, Scientific Historical School of the Chelyabinsk State institute of Culture was represented at the XXI International scientific-creative forum “Scientific Schools. Youth in Science and Culture” (Chelyabinsk, November 24-25, 2022). At present new researches devoted to the analysis of the contribution of both scientists to science are being conducted (see the article by IU. V. Gushul in the given issue of the journal). But to get the idea of consistency of a Scientific School relying only on the results of the subject field analysis onlу must know personal opinions of both scientists which they shared during the interview with the candidate of historical sciences Elena V. Tishchenko. They scientists give comprehensive answers concerning topical issues of the historical science and personal research field.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА СЕГОДНЯ ИНТЕРВЬЮ С В. Я. РУШАНИНЫМ И В. С. ТОЛСТИКОВЫМ»

ИНТЕРВЬЮ

Владимир Яковлевич РУШАНИН

Виталий Семенович ТОЛСТИКОВ

Доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, обладатель нагрудного знака Министерства культуры РФ «За вклад в российскую культуру», отличник народного просвещения, член редакционной коллегии научного журнала «Вестник культуры и искусств»; в 2002-2022 гг. - ректор ЧГИК (до 2015 г. ЧГАКИ) и главный редактор Вестника

Доктор исторических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный профессор ЧГИК, член редакционной коллегии научного журнала «Вестник культуры и искусств»

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА СЕГОДНЯ

Интервью с В. Я. Рушаниным и В. С. Толстиковым

Поводом для беседы с ведущими историками Челябинского государственного института культуры Владимиром Яковлевичем Рушаниным и Виталием Семеновичем Толстиковым послужили несколько событий. Прежде всего 2022-й - юбилейный год для ученых. К 85-летию В. С. Толстикова и 70-летию В. Я. Рушанина изданы библиографические указатели, научная историческая школа ЧГИК представлена на XXI Международном научно-творческом форуме «Научные школы. Молодежь в науке и культуре» (Челябинск, 24-25 ноября 2022 г.), появляются исследования, посвященные анализу вклада ученых в науку (см. в настоящем выпуске журнала статью Ю. В. Гушул). Для формирования аудиторией мнения о состоятельности научной школы недостаточно анализа предметного поля, следует обратиться к мнению самих героев, представленному в ходе беседы с ними кандидата исторических наук Елены Владимировны Тищенко. Ученые емко отвечают на актуальные вопросы о состоянии исторической науки и личном исследовательском поле.

Ключевые слова: историческая наука, научная историческая школа, Челябинский государственный институт культуры,

Для цитирования: Историческая наука сегодня. Интервью с В. Я. Рушаниным и

B. С. Толстиковым / Е. В. Тищенко // Вестник культуры и искусств. - 2022. - № 4 (72). -

C. 97-101.

97

Чьи идеи Вы развиваете и поддерживаете в исторической науке? В. Я. Рушанин: Я поддерживаю и развиваю идеи корифеев нашей исторической науки: М. Н. Тихомирова, Б. Д. Грекова, В. В. Мавро-дина, М. В. Нечкиной. Я называю имена наших академиков, людей, которые десятилетиями работали по наиболее магистральным направлениям российской исторической науки.

В. С. Толстиков: Отвечая на этот вопрос, стоит отметить следующее. Конечно, в своей научной деятельности я поддерживаю и опираюсь на многие идеи великих русских историков, прежде всего Василия Осиповича Ключевского, Владимира Михайловича Соловьева, Сергея Федоровича Платонова и других. Также мне близки идеи, излагавшиеся во время обучения в аспирантуре в Москве моими научными руководителями - признанными учеными докторами исторических наук, профессорами Кириллом Владимировичем Гусевым, Иваном Егоровичем Ворожейкиным и мн. др. В Челябинске при подготовке докторской диссертации моим научным консультантом был известный ученый доктор исторических наук, профессор Андрей Петрович Абрамовский.

Их идеи я до сих пор поддерживаю, они были моими учителями, наставниками. Я им бесконечно благодарен!

Какой тематике исследований Вы отдаете предпочтения?

В. Я. Рушанин: Я занимаюсь несколькими темами, исследую проблему молодежи, в сквозном плане: молодежь и ее участие в революционно-демократическом движении; роль и место молодежи в культурной и производительной жизни общества.

По крайне мере лет 40 меня интересует проблема народного образования, культуры, становление школы. Причем, когда я об этом говорю, я имею в виду в основном период XIX - начала XX века в хронологическом отношении. Меня интересуют личностные факторы в истории, роль и место исторических личностей, деятелей образования, культуры в развитии и становлении общества.

В. С. Толстиков: Предпочтение я отдаю малоизученной тематике, не хочется идти про-

торенными тропами. Те темы, которые мало исследованы, мне наиболее интересны. К ним относится создание атомной промышленности, в том числе на Урале. Конечно, в наше время не всем удается осуществить изучение этих тем. У меня такая возможность появилась, так как я длительное время работал в закрытом городе Челябинской области Озерске, где находится химкомбинат «Маяк», и темой моей докторской диссертации - «Создание и развитие атомной промышленности на Урале» - стали малоизвестные вопросы, посвященные атомной проблематике. С одной стороны, атомная промышленность - это героизм, подвиг наших людей, которые создали новую отрасль, но с другой -в результате радиоактивными веществами оказались загрязнены большие территории и т. д. Это проблемы стали для меня актуальными, я посвятил им много времени.

В каком состоянии находится историческая наука сегодня, на Ваш взгляд?

В. Я. Рушанин: Сегодня историческая наука находится в состоянии некоторой растерянности. Потому что та методологическая база, которая создавалась в рамках советского общества, рухнула, не выдержала испытания временем. А прийти к чему-то новому оказалось достаточно сложно. На протяжении последних 30 лет большинство наших историков пытается взять на вооружение методологическую базу западной исторической науки - немецкой, французской. Но перенести ее на почву российской действительности удается далеко не всем.

В. С. Толстиков: Историческая наука переживала в 1990-2000-е гг. известный кризис. Сейчас она находится на подъеме, очень много появилось молодых исследователей, они начали обращаться к новым актуальным проблемам, появились новые направления исторических исследований: история повседневности, культурная история нашей страны, историческая антропология, интеллектуальная история, т. е. в настоящее время происходит увеличение объема новых тем исследований. Интересные работы появляются на стыке разных наук, кстати, и моя докторская диссертация была на стыке экономики и социологии, культуры и других наук. Только когда осуществляется такой

98

междисциплинарный подход в исследованиях, можно добиться высоких научных результатов, что мы и наблюдаем.

Какие школы в исторической науке выделяются и какие из них Вам больше

всего интересны?

В. Я. Рушанин: Если говорить об исторических школах, в рамках которых формировался я, то я приверженец исторической школы заслуженного деятеля науки России, доктора исторических наук, профессора Н. К. Лисовского. Это мой учитель, орденоносец, первый доктор исторических наук, первый заслуженный деятель науки России. У нас здесь, на Южном Урале, я являюсь его учеником, под его руководством я занимался и студенческой наукой, защитил кандидатскую диссертацию. Мне также близки подходы и принципы научной исследовательской деятельности, которые проповедовал заслуженный деятель науки России, доктор исторических наук, профессор А. П. Аб -рамовский. Он работал в нашем институте, в Челябинском государственном университете. Создал первый докторский диссертационный совет, в котором в 1994 году я защищал докторскую диссертацию, первым в городе Челябинске. Эти научные школы, эти люди, на мой взгляд, оказали особое влияние на формирование меня как историка.

В. С. Толстиков: В первую очередь мне импонирует научная школа Владимира Яковлевича Рушанина, которая на протяжении нескольких десятков лет занимается проблемами народного образования, народного просвещения на Урале, и эта тема разрабатывается довольно плодотворно. Я очень много получил, знакомясь с его научной школой. Если говорить о челябинских историках, то также мне нравится научная школа Николая Павловича Парфен-тьева, которая занимается вопросами культуры. Н. П. Парфентьев - известный ученый, доктор исторических наук и доктор искусствоведения, работает в Южно-Уральском государственном университете. Я активно сотрудничаю с учеными Екатеринбурга, в частности, из Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, там также существуют научные школы, например, док-

тора исторических наук, профессора Бориса Тимофеевича Артемова, и ряд других.

С какими трудностями Вам пришлось

столкнуться при формировании собственной научной школы?

В. Я. Рушанин: Вы знаете, я считаю, что говорить о собственной научной школе достаточно самонадеянно. Не я должен говорить о об этом, а мои ученики, т. е. если они считают, что, став исследователями, защитив кандидатские диссертации, они продолжают работать в русле своего руководителя. Если они считают, что руководитель не только как ученый, а как личность, как человек оказывал определенное влияние на формирование их мировоззрения, их характера, тогда можно говорить о научной школе. С какими-то сложностями я не сталкивался, потому что я никогда не ставил перед собой задачу формирования научной школы. Мне кажется, она либо есть, либо ее нет. Так не делается, что вот сел профессор и сказал: «Я буду формировать свою школу», и она начала формироваться. Кстати, многие крупные ученые, очень крупные, даже академики, они не сформировали свою научную школу, они так и говорили: «Я ученый. Я исследователь-одиночка».

В. С. Толстиков: При создании школы пришлось столкнуться с субъективными и объективными трудностями. Прежде всего это не зависящие от нас трудности - отсутствие бюджетных мест для аспирантов, увеличение платы за их обучение, что приводит к сокращению притока перспективных аспирантов, потенциальных исследователей. Часто мешают бесконечные перестройки, которые имеют место быть и в аспирантуре, какие-либо не нужные инновации и пр. Существует и ряд специфических трудностей: например, трудно найти аспирантов, которые бы могли заниматься проблемами атомной промышленности, поскольку у них нет доступа в закрытые города. Чтобы попасть в архивы, необходимо пройти пропускную систему и получить пропуск. В основном у меня эту тему исследуют аспиранты, которые либо родились в закрытом городе, либо живут там и имеют возможность посещать архивы этого города. Сегодня без архивных документов практически невозможно написать работу.

99

В чем Вы видите перспективы развития Вашей исторической школы? В. Я. Рушанин: Опять же не мне говорить о своей исторической школе, я считаю, что это не скромно. Под моим руководством защитилось 19 человек. Перспективы я вижу в том, чтобы молодые исследователи, защитив кандидатскую диссертацию, не останавливались, продолжали свои изыскания и становились докторами наук. Кандидатская диссертация... Если вы занимались спортом, там есть такой норматив «кандидат в мастера спорта». Человек, защитив кандидатскую диссертацию, получает звание кандидата в мастера спорта, и чтобы быть мастером спорта, ему надо защитить еще докторскую. К сожалению, среди моих учеников только трое защитили впоследствии докторскую диссертацию, а кандидатскую 18-19.

В. С. Толстиков: Перспективы есть, аспиранты занимаются не только проблемой атомной промышленности, но и другими вопросами. Хотелось бы иметь знающих, нацеленных на результат и творческих аспирантов. Причем достаточно 1 или 2 аспирантов для изучения той или иной проблемы.

Как заинтересовать современную молодежь изучением истории? В. Я. Рушанин: Я считаю, что заинтересовать молодежь может только лектор, только преподаватель. Если он подходит к своим занятиям неформально, если горит искра, если он, раскрывая какие-то проблемы, выходит за рамки обычных подходов, стандартных подходов, если он показывает, что аромат, прелесть истории в том, что можно не просто выучить или зазубрить что-то, а можно на, казалось бы, неоспоримые вещи посмотреть под особым углом зрения. Можно, опираясь на источники (для этого необязательно даже в архив идти), почитать онтологии, сборники документов и сказать, что вот все говорили и думали так, а это неправильно, а оказывается, это не так. То есть история - это наука, которая имеет не только массу неизведанного, но и позволяет конструировать свою концепцию, свой подход, свое понимание. Я считаю, если преподаватель может донести до студентов эти мысли, эти сомнения, эти подходы, то слушатель тоже поймет, что история - безумно интересная вещь.

В. С. Толстиков: Многое зависит от внешних факторов: например, повышение качества преподавания в средней школе. Есть ряд моментов, которые не способствуют исследованиям в области истории, в школах этому предмету уделяется мало внимания. Ученики и студенты сегодня больше увлекаются гаджетами и не интересуются первоисточниками, исторической литературой, мало читают. Хотелось бы исправить эту ситуацию.

Какую тематику Вы бы предложили для

исследования будущим аспирантам?

В. С. Толстиков: Первое направление -это атомная проблематика, я бы предложил следующие темы изучения, которые до сих пор слабо разработаны: прежде всего, повседневная жизнь населения закрытых городов Урала. Следующая тема - создание системы высшего и среднего образования в закрытых городах Урала. На Урале пять закрытых городов, в которых проживает свыше 300 000 человек, и в этих городах происходят интересные процессы в средних школах и в высших учебных заведениях. Близкая нам тема -формирование и деятельность учреждений культуры в закрытых городах Урала. Также может быть интересно изучить формирование директорского корпуса атомных предприятий. В атомных городах строились предприятия, и на них работали интересные руководители с богатой судьбой, творческие, люди «высокого полета». Еще одна тема, по которой у меня уже защищались аспиранты, - духовная культура Южного Урала, т. е. церковные отношения. Мой научный интерес состоит в том, чтобы заняться проблемой старообрядчества. Я сам родился в семье старообрядцев и знаю их истоки. Тема является актуальной и защищается аспирантами всегда с успехом.

В. Я. Рушанин: Последние лет 10-15 меня очень интересует историко-биографический жанр. Я бы хотел - и я уже это сделал - своим соискателям предлагать, допустим, жизнь и деятельность Э. Ф. Голлербаха, выдающегося искусствоведа, недооцененного, трагически ушедшего из жизни в годы блокадного Ленинграда, гигантски много сделавшего для развития искусствоведения в первые 20 лет советской власти. И до сих пор загадка - как и когда он умер? То есть я бы своим аспирантам, соискателям рекомендовал ис-

100

Вестник культуры и искусств. 2022. № 4 (72)

следование в рамках историко-биографического жанра. Брать биографии, брать жизнь и деятельность того или иного человека. У меня уже были такие попытки. Н. С. Королев, заместитель декана факультета документальных коммуникаций и туризма, 15 лет назад блестяще защитил кандидатскую диссертацию, посвященную жизни и деятельности К. В. Рындина - первого руководителя Челябинской области. Сейчас он пишет книгу по данной теме. Я считаю, что это очень интересно, перспективно для молодых исследователей.

Владимир Яковлевич, на чем основываться при выборе личности, по которой будет создаваться биография? В. Я. Рушанин: Основываться на степени интереса и степени необычности этой личности. Если вы интересуетесь спортом, то для вас интересна личность Александра Овечкина -

блестящего бомбардира. Если вы интересуетесь кинематографом, может заинтересовать личность С. Ф. Бондарчука или С. А. Герасимова -нашего земляка. Я всю жизнь занимаюсь педагогикой, поэтому меня заинтересовали личности И. А. Тихомирова и М. В. Каменской, это крупные деятели, организаторы образования и наши с вами земляки. У меня есть такая фраза: «В основе любого успеха лежит интерес». Я считаю, если тебе интересно - ты будешь работать. Если ты любишь изобразительное искусство, то ты возьмешь фигуру художника, искусствоведа, того же Голлербаха.

Владимир Яковлевич, Виталий Семенович, мы благодарим Вас за интервью и желаем здоровья и научного долголетия!

Е. В. Тищенко,

кандидат исторических наук, зав. кафедрой истории, музеологии и документоведения ЧГИК

Получено 20.12.2022

Historical Science Today Interview with V. IA. Rushanin and V. S. Tolstikov

Abstract. Some important events in the Lives of the Leading historians of the Chelyabinsk State Institute of Culture Professor VLadimir IA. Rushanin and Professor VitaLy S. ToLstikov have become the main reasons of this interview. First of aLL, the year 2022 was the jubiLee year for both scientists. BibLiographicaL references were pubLished to the 85 th jubiLee of V. S. ToLstikov and to the 70th jubiLee of V. IA. Rushanin. Second, Scientific HistoricaL SchooL of the CheLyabinsk State institute of CuLture was represented at the XXI InternationaL scientific-creative forum "Scientific SchooLs. Youth in Science and CuLture" (CheLyabinsk, November 24-25, 2022). At present new researches devoted to the anaLysis of the contribution of both scientists to science are being conducted (see the articLe by IU. V. GushuL in the given issue of the journaL). But to get the idea of consistency of a Scientific SchooL reLying onLy on the resuLts of the subject fieLd anaLysis ony must know personaL opinions of both scientists which they shared during the interview with the candidate of historicaL sciences ELena V. Tishchenko. They scientists give comprehensive answers concerning topicaL issues of the historicaL science and personaL research fieLd.

Keywords: historicaL science, Scientific HistoricaL SchooL, the CheLyabinsk State Institute of CuLture and Arts

For citing: HistoricaL Science Today. Interview with V. IA. Rushanin and V. S. ToLstikov by E. V. Tishchenko. Culture and Arts Herald. No 4 (72): 97-101.

Received 20.12.2022

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.