Научная статья на тему 'СМЫСЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ НОВОСТЕЙ'

СМЫСЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ НОВОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1026
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / НОВОСТИ / МЕДИАТЕКСТ / СТОРИТЕЛЛИНГ / ДИСКУРС / TELEVISION / NEWS / MEDIA TEXT / STORYTELLING / DISCOURSE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Громова Екатерина Борисовна, Ершов Юрий Михайлович

Выявляются повествовательные категории (предмет, время, пространство, конфликт, оценки и др.), которые необходимы для преобразования событий и ситуаций как фрагментов реальности в текст новостей на телевидении. Показывается, как в телевизионном дискурсе официальный стиль смешивается с журналистским, а ответственность за слово в эфире размывается. В анализе смысловых структур новостных сюжетов по строительной тематике рассматривается технология создания героев и антигероев. В приложении приводится таблица с данными текстового анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Громова Екатерина Борисовна, Ершов Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YU.M. SEMANTIC STRUCTURES OF TELEVISION NEWS

The authors aim to explain how news on television is constructed and presented, applying some related methods to the study of discourse and the message. The methodology consists of analyzing TV news programs trying to determine which kind of thematic recurrence strategies are being used in nowadays news. The authors identify narrative categories that are necessary to transform events and situations as fragments of reality into the text of news on television. In the analysis of semantic structures of news stories on construction topics, the technology of creating heroes and antiheroes is substantiated. In the course of two revisions of the article, the authors clarified the analysis methodology, research apparatus and conclusions from the research done. The article shows how in the television discourse the official style is mixed with the journalistic one, and the responsibility for the word on the air is eroded. The relevance of the topic raised is due to the search for a new format of television news and the search for research optics to consider news media texts. First of all, the authors strive to delve into the properties inherent in television journalism as a mass medium, in addition to other traditional invariants and functions. For analysis, the authors take an array of news stories (322 media texts in total) aired by the three leading television companies of Crimea and Sevastopol (Crimea 24, NTS - Independent Television of Sevastopol, First Sevastopol) during a ten-day period. The authors selected 20 reports according to the subject-thematic principle, devoted to the problems of construction in Crimea and Sevastopol. This issue is extremely important for the media of the peninsula, since it is associated with federal purpose-oriented programs and the fate of officials responsible for the implementation of these programs. The narrative analysis revealed the peculiarities of covering the topic of construction on the Crimean peninsula, replacing the narrator with an official document, five typical plot moves, a kind of chronotope, archetypal characters (inspector, good builder and bad builder, member of the public), and recurring conflicts of an economic, environmental and other nature. The study revealed a mix in the news media texts of fundamentally different discourses and the belittling of the author (in some cases, the disappearance of the author) with the erosion of responsibility for the word on the air between the government, the construction business and the TV channel. Such an analysis technique can become a new research optics for considering news media texts and will help to search for new news formats for television companies in their competition with Internet communications.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ НОВОСТЕЙ»

Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 68

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК 070.16

Б01: 10.17223/19986645/68/14

Е.Б. Громова, Ю.М. Ершов СМЫСЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ НОВОСТЕЙ

Выявляются повествовательные категории (предмет, время, пространство, конфликт, оценки и др.), которые необходимы для преобразования событий и ситуаций как фрагментов реальности в текст новостей на телевидении. Показывается, как в телевизионном дискурсе официальный стиль смешивается с журналистским, а ответственность за слово в эфире размывается. В анализе смысловых структур новостных сюжетов по строительной тематике рассматривается технология создания героев и антигероев. В приложении приводится таблица с данными текстового анализа.

Ключевые слова: телевидение, новости, медиатекст, сторителлинг, дискурс.

Введение

Телевидение проигрывает интернету борьбу за зрителя. Особенно это заметно в информационном вещании. Телевизионные новости смотрят с каждым годом всё меньше и меньше, а молодежная аудитория почти полностью переключилась на потребление видеоблогов УоиТиЬе. Социологи фиксируют снижение доверия к ТВ как источнику новостей [1]. Безусловно, кризис жанра новостей - это проблема для телевизионной индустрии и особенно новостных телеканалов. В отличие от кинопоказа и развлекательных шоу новости прежде всегда были визитной карточкой любого телеканала. И на производство новостей работали самые многочисленные творческие коллективы каналов. Но сегодня репортаж и журналистский контент вообще в телевизионном эфире становится так же редок, как изюм в булках. ТВ превратилось из СМИ в домашний центр досуга.

Для капитанов медиа-индустрии это, возможно, не является большой проблемой. Новости - это тоже своего рода шоу. Со времен рейтинговых завоеваний парфёновской программы «Намедни» понятие инфотейнмента стало всеобъемлющим и оправдывающим самые смелые эксперименты в телевизионном вещании. Чтобы вернуть к экранам молодых зрителей, ушедших в социальные сети и мессенджеры, телевизионные продюсеры готовы многое поменять в формате информационных программ. Например, сделать их более разговорными, динамичными, оснащёнными обратной связью. При этом осознаётся риск не оторвать от видеоблогов молодого зрителя, но потерять пожилого, лояльного к телевизору. Для информационного вещания жизненно необходимо укрепить доверие разных частей аудитории, а в некоторых случаях - восстановить его.

Это очень непростая задача в эпоху фейковых новостей и постправды. Всё становится вопросом интерпретации. Зрители считают фейковые новости не противоположностью журналистики, а разновидностью массмедиа [2]. Почему люди делятся фейками даже тогда, когда догадываются о фальшивой природе этой новости? Для прикола, как говорит молодежь. Из стремления поддержать «своих» в информационной войне. Из иррационального желания создать хаос, как это делают и создатели компьютерных вирусов. Мотивов может быть много, но вирусное распространение фейков ставит под сомнение существование объективных фактов как таковых. Люди теряют иммунитет ко лжи. Это тяжелая болезнь, которая сама не пройдёт.

Если фейк - это фальсификация, то телевизионная новость может быть не фабрикацией факта, а порождением фактоидов, комбинацией слухов и достоверных сведений, освещением ивент-маркетинга, рерайтингом пресс-релиза, визуализацией пиар-кампании. Такое смешение кодов и переформатирование новостей не всегда понимается зрителем и даже исследователями ТВ. Сложившиеся десятилетиями методологии анализа телевизионных сюжетов перестают выявлять авторские интенции и смыслы некоторых репортажей. Нужна новая исследовательская оптика для того, чтобы рассмотреть микс новостных дискурсов на телевидении. Цель нашего исследования - выявить изменения смысловой структуры телевизионных новостей и обосновать методику анализа телевизионного высказывания.

Телевизионную (шире - журналистскую) новость мы понимаем как повествование о тех событиях, процессах, явлениях и героях, которых, по мнению редакции, должен знать их зритель, чтобы ориентироваться в современном мире. В учебниках или в словарных определениях новостей обычно делается акцент на оперативности информации и на свежести сообщения для аудитории, которая только от репортёра узнаёт о происходящем. На самом деле только небольшая часть выпуска или ленты новостей имеет действительно неожиданный или ещё реже - сенсационный характер. Большая часть информационных выпусков - это продолжающиеся истории, которые в силу зрительского интереса и актуальности темы разрабатываются журналистами как сериалы. Специфика телевизионных новостей заключается в том, что новостные сюжеты объединены в выпуск (программу особого формата) для представления зрителям информационной картины дня. Новостной сюжет понимается нами как ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, которые составляют содержание повествования. Другими словами, сюжет - это повествовательное ядро новости или то, что можно пересказать другим. И в этом контексте приобретает особую актуальность исследование сторителлинга как журналистской техники рассказывания историй и выстраивания смыслов.

Обзор исследовательских подходов

В большинстве научных трудов телевизионные новости представлены как объект и среда получения эмпирического материала для обоснования и анализа других проблем медиаисследований. За последние 15 лет были

защищены несколько кандидатских и докторских диссертацёй, посвященных изучению сферы информационного телевещания и новостного медиа-дискурса. Среди них следует упомянуть диссертации К.А. Антонова, Р.В. Гудякова, Д.С. Локтева, Л.Г. Лисицкой, H.H. Старобахина, Ю.А. Строковой Л.Е. Малыгиной, A.A. Кащук, К.Д. Кирия, С.С. Галстян1, но в силу ограниченности пространства статьи мы можем их только дать списком в примечаниях, не рассматривая подробно.

Приведем впрочем некоторые тезисы названных диссертационных исследований, которые оказываются близки нашему пониманию конструирования теленовостей. Так К.А. Антонов заключает: «Дискурсный анализ подтверждает гипотезу о том, что телерепортаж в меньшей степени является субъективным актом творчества отдельного репортера. Вслед за правилами корпорации, форматами, диктуемыми технико-технологической компонентой, медиаформа испытывает влияние различных субъектов политики на разных стадиях производства. Эти субъекты реализуют наличные цели посредством интеграции собственных, присущих именно им форм дискурса. В итоге получается, что медиапродукт - это результат процесса реализации ролевых практик совокупности агентов политики. Как правило, героями политических событий является ограниченное число персон, которые имеют привилегированный доступ к медиа из-за своего высокого статуса, из-за сложившегося «сценического» образа... Разговорность добавляет новостному репортажу не только элемент достоверности, но и способствует укреплению в медиапроизводстве повествовательных форм в виде историй вместо коротких фактов-новостей».

Р. В. Гудяков, рассматривая драматизацию новостей на телевидении, также подтверждает, что репортажи выглядят не как новости, а как истории. Его исследование показало, что игнорирование в эфире серьезных

1 См.: Антонов К.А. Телевизионные новости в массово-коммуникационном процессе: социологический анализ механизмов социально-политического конструирования : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Кемерово : Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2009. 32 с.; Гудяков Р.В. Драматизация информации на российском телевидении как фактор формирования социальной идентичности : автореф. дис. ... канд. филол. наук. M., 2012. 24 с.; Локтев Д.С. Редакционный нейтралитет в международном информационном телевешании : автореф. дис. ... канд. филол. наук. M., 2012. 34 с.; Лисицкая Л.Г. Прагматическая адекватность медиатекста: взаимодействие контента и аксиологии : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2010. 46 с.; Старобахин H.H. Программная политика общенациональных российских телеканалов (1999-2006 гг.): информационная повестка дня и медиа-реальность : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 26 с.; Строкова Ю. А. Тексты телевизионных новостных передач: лингвопрагматический анализ : автореф. дис. ... канд. филол. наук. M., 2015. 30 с.; Малыгина Л.Е. Современный телевизионный анонс в коммуникативно-прагматическом аспекте : автореф. дис. ... канд. филол. наук. M., 2010. 29 с.; Кащук A.A. Суггестивные свойства телевидения (социально-культурный аспект) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 24 с.; Кирия К.Д. Новостной телевизионный текст: структура, стратегия, экспрессивность : дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 327 с.; Галстян С.С. Роль языковой личности в телевизионной речевой культуре : автореф. дис. ... канд. филол. наук. M., 2007. 24 с.

информационных поводов, тяготение в сторону игрового отношения к реальности и ориентация на принцип аттракциона, а также нарушение классических признаков телевизионной документалистики, таких как верность документальному источнику и историческая точность, приводят к существенным искажениям действительности на телеэкране.

Зарубежные исследователи новостных дискурсов на ТВ приходят к аналогичным выводам, анализируя материалы информационных программ национальных телеканалов. Так, например, испанские исследователи И. Бандрес, Гарсиа Авилес и Х. Перес [3] утверждают, что новости превращаются в театрализованный спектакль или «Ш^Ьо'^» Репортажи теряют объективность и нейтральность и приобретают черты, которые позволяют достичь определённого эффекта влияния на аудиторию. Раньше испанских медиаисследователей эти медиаморфозы были замечены французскими структуралистами, создавшими парадигму семиотического анализа масс-медиа. Мы имеем в виду «Мифологии» Ролана Барта [4] и «Си-мулякр и симуляции» Жана Бодрийяра [5].

Ролан Барт рассматривает, как истории превращаются в идеологию и становятся современными мифами. Так, в эссе «Мир, где состязаются в кетче» Р. Барт пишет: «...задача борца здесь не в том, чтобы победить, а в том, чтобы аккуратно исполнить ожидаемые от него жесты. ...Кетч изображает собой своего рода мифологический поединок Добра и Зла (по природе своей близкий к политике, так как отрицательный борец всегда считается «красным»). Жан Бодрийяр, изучающий симуляции в повседневной культуре, обобщает: «Гипнотическое состояние свободно от смысла, и оно развивается по мере того, как смысл остывает. Оно имеет место там, где царствуют медиум, идол и симулякр, а не сообщение, идея и истина. Однако именно на этом уровне и функционируют средства массовой информации» [6].

Труды Р. Барта, Ж. Бодрийяра и других структуралистов заставили перечитать книги В. Шкловского, Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова, которые ещё в 1920-е гг. осмысляли экранные искусства как текст. Так, Виктор Шкловский писал: «Люди, движущиеся на экране, - своеобразные иероглифы. Это не кинообразы, а кинопонятия» [7]. Но только в 1970-е научное сообщество пришло к пониманию повествования в качестве «междисциплинарного объекта исследования» [4]. Объектом внимания большинства нарратологов, как отечественных, так и зарубежных, остаются произведения игрового кинематографа и художественного (сериального) телевидения. Это не совсем справедливо, поскольку почти любое видео и любой телевизионный сюжет включает в себя какую-то историю и повествовательные структуры. Журналистская семиотика на материале телевизионных новостей началась с книги голландского лингвиста Тёна ван Дейка «Новости как дискурс» [8]. К сожалению, журналистские повествовательные техники остаются на периферии исследовательского внимания в нашей стране. Можно назвать только одну докторскую диссертацию в этой области: «Документальный фильм как публицистический нарратив: структура, функции, смысл» [9] и пару научных публикаций в журналах [10].

Методология исследования

Сторителлинг мы трактуем как рассказанную историю и понимаем как свойство человеческого сознания. Человеку всегда было свойственно рассказывать истории и анализировать жизненный опыт в таких повествовательных структурах. Исследование рассказанных историй даёт возможность осмыслить пережитое как самого рассказчика и его индивидуального видения мира, так и поколения, социальной группы, нации. В опоре на содержательные элементы сторителлинга (события, герои, язык повествования, зрительные и звуковые ряды) можно провести контент-анализ новостного потока и выявить доминирующие сегодня идеологемы и смысловые фреймы.

Ещё одной стороной применения сторителлинга является конструирование с его помощью повествовательных структур для индоктринации идей. То, что люди проживают свою жизнь не иначе как историю, делает данную повествовательную технику незаменимым средством социальной суггестии. Нарратив, как об этом не раз было сказано постмодернистами, творит реальность [11]. Разделение журналистского события и повествования о событии позволяет увидеть, что история используется медиа не в собственном значении, а для передачи иного смысла, соответствующего авторской интенции. Сторителлинг - это такой отбор и монтаж элементов событийного ряда, при помощи которого автор достигает реализации своего замысла косвенным путем - посредством рассказывания истории, создающей определенную точку зрения на предмет речи.

Можно характеризовать новостной рассказ наличием главных и второстепенных действующих лиц, «героев» и «злодеев», последовательно развивающегося действия, имеющего зачин, кульминацию и развязку, а также драматических поворотов в сюжете. Благодаря постоянству и повторяемости выпусков новостей, а с некоторых пор и беспрерывности новостной ленты, у читателя и зрителя формируются жанровые установки и привычные сценарии повествований. Одной из задач нашего проекта было выявление таких типических сценариев журналистских историй. Другую задачу мы увидели в анализе рассказанного в эфире как связывания событий, персонажей и действий в логическую или каузальную последовательность. Повествовательная структура информационных программ и атрибуция новости по месту, времени, источникам позволяет зрителям не только воспринимать медиатекст как реальность, но и придавать смысл порой случайным и обрывочным наблюдениям. Как заметил Дж. Фиске, «реализм -это не то, что на самом деле, но то, что дискурсивно привычно» [12].

В данном исследовании мы выделяем следующие категории текстового анализа: предмет / тема, рассказчик / автор (авторская позиция в отношении к предмету), сюжет, жанровое решение, время (хронологическое или иное повествование), пространство (фреймовое, тематическое), персонажи (архетипы), конфликт (герой-антигерой, герой-общество (обстоятельства) и т. д.), а также элементы истории (ситуация, комментарий, история вопроса, оценки и ожидания).

Таблица с данными текстового анализа новостных сюжетов

Дата и телеканал Адрес новости Тема Автор Тип сюжета Жанр Время Пространство Персонаж Конфликт Значимые элементы истории

20.04.20 10:19 НТС https://nts-tv.com/news/na~mostu-na-ulitse-gagarina-v-simferopole-и1о2ЫН-26429/ Подряднк за ночь уложил асфальтобетонное покрытие на мосту, несмотря на помехи Информагентство индивидуальный автор отсутствует «Наконец построили» Отчёт о проделанной работе Линейная хронология Стройплощадка Министр транспорта РК Человек и обстоятельства. Поставки чугунных ограждений задерживаются из-за коро-на-вируса Синхрон на фоне строительных работ под шум машин

22.04.20 09:43 НТС ЬНрз сот/пе\¥в/вйойеН-топйгауи1-регекгуйуа-\1;ого§о-е1а2Ьа-то-26488/ Как строят мед-центр Минобороны в Севастополе Автор отсутствует «Грандиозные планы» Репортаж со строительной площадки Линейная хронология Стройплощадка Начальник Главного строительного управления МО России Человек и обстоятельства. Трудно доставить тяжелую технику с материка Синхрон на фоне строительства под шум машин и кадры с генералами

28.04.20 10:32 НТС https://nts-tv.com/news/v-sevastopole-na-ulitse-khrustalyeva-81гокеН-гаг-26619/ Строители в Севастополе разрыли двор и бросили Маргарита Чернухо, Юрий Реутин, Севинформ-бюро «Сигнал обеспокоенных граждан» Репортаж мини-расследо-вание Линейная хронология Двор Жительницы домов у брошенного разрытого двора Пострадавшие жители недобросовестные строители Эмоциональные синхроны и авторские предположения

29.04.20 18:34 НТС ЬНрз сот/news/гетоМ- dvora-na-ulitse-khrustalyeva- vozobnovitsya~26668/ Ремонт на улице Хрусталева возобновится в мае Автор отсутствует По следам наших выступлений Послесловие ко вчерашнему репортажу Линейная хронология Двор Отсутствуют Пострадавшие жители недобросовестные строители Ответ департамента городского хозяйства Севастополя

30.04.20 10:29 НТС ЬИрз^/Мз- tv.com/news/balaklavskoe-rudoupravlenie-planiruet- Балаклавское рудоуправление планирует заняться строительством Автор отсутствует «Грандиозные планы» Интервью с рекламным акцентом Ситуа-тив-ное-фрей-мовое Неопределенное нейтральное Руководитель АО Маркетинговый: как расширить мощности и увеличить рабочие места Анонс к программе «Актуальное интервью»

Дата и телеканал Адрес новости Тема Автор Тип сюжета Жанр Время Пространство Персонаж Конфликт Значимые элементы истории

30.04.20 20:09Н ТС https://nts-tv.com/news/do-remonta-ulitsy-lenina-obshchestvenniki-predlaga-26719/ До ремонта улицы Ленина общественники предлагают пересчитать деревья Маргарита Чернухо, Анатолий Паньков, Севинформ-бюро «Сигнал обеспокоенных граждан» Репортаж мини-расследо-вание Линейная хронология Улица Ленина и экран скайп-тран-сляции Ряд общественников, критикующих строителей Равнодушные к природе строители и неравнодушные граждане Эмоциональные синхроны и стендап автора

22.04.20 «Крым 24» http://crimea24.tv/ content/naberezh naya-nikolaevki-okonchatelno/ Набережная Николаевки разрушилась из-за шторма Анастасия Крапивина «Грандиозные планы» Интервью Линейная хронология Набережная размытая штормом Глава села Николаевка Человек и природная стихия Синхрон и стендап автора

22.04. «Крым 24» http://crimea24.tv/ content/dve-stroitelnie-kompanii-v-krimu-ost/ Приостановлена деятельность двух строительных компаний за нарушение санитарных норм Автор отсутствует «Официальное заявление» Устное сообщение без видео Ситуа-тивное-фрей-мовое Неопределенное Председатель Совета министров РК Бизнес и закон: нарушения норм Ссылка на официальное мнение

22.04. «Крым 24» http://crimea24.tv/ content/vozle-yalti-zaymutsya-rekonstrukciey-b/ Возле Ялты займутся реконструкцией берегоукрепительных сооружений Автор отсутствует Планы строителей Устное сообщение без видео Ситуа-тивное-фрей-мовое Неопределенное Отсутствуют Конфликт отсутствует Ссылка на пресс-служба Главгосэкс-пертизы РФ

23.04. Крым 24» http:/ / crimea24.tv/ content/zaderzha n-eshhyo-odin-figurant-po- ugolovn/ Задержан ещё один фигурант по уголовному делу Госстрой-надзора Автор отсутствует «Официальное заявление» Устное сообщение без видео Ситуа-тивное-фреймо-вое Неопределенное Отсутствуют Человек и закон: взяточники в ведомствах Ссылка на пресс- службу МВД поРК

24.04. «Крым 24 http://crimea24.tv/ content/v-kerchi-otremontiruyut-dorogi-na-shestn/ В Керчи отремонтируют дороги Кристина Красюк «Грандиозные планы» Интервью Ситуа-тивное-фрей-мовое Неопределенное нейтральное Глава администрации Конфликт отсутствует Анонс к вечернему выпуску новостей

27.04. «Крым 24» http://crimea24.tv/ content/v- simferopole-zalatali-yami-na-semi- uli/ В Симферополе залатали ямы на семи улицах Сообщение пресс-службы администрации «Официальное заявление» Устное сообщение без видео Линейная хронология Столица Крыма Отсутствуют Конфликт отсутствует Ссылка на пресс-релиз

Дата и телеканал Адрес новости Тема Автор Тип сюжета Жанр Время Пространство Персонаж Конфликт Значимые элементы истории

28.04. «Крым 24» http://crimea24.tv/ content/na-bolshoy-mitridatskoy-lestnice-v-ke/ На Большой Митридатской лестнице в Керчи завершают облицовку двух ярусов Екатерина Рябова Планы строителей Авторский стендап Линейная хронология Стройплощадка Сам автор Конфликт отсутствует Обзор строительной площадки

29.04. «Крым 24» http://crimea24.tv/ content/ glava-krima-prikazal-srazu-zhe-zakriva/ Глава Крыма грозит закрытием строек при нарушениях карантина Автор отсутствует «Официальное заявление» Устное сообщение без видео Ситуа-тивное-фрей-мовое Республика Крым Глава республики Человек и природа: строители вынуждены приостановить работу Ссылка на официально лицо

29.04. «Крым 24» http://crimea24.tv/ content/priroda-za-zaborom-kto-nachal-stroyku-v/ Кто начал стройку в природном заповеднике? Александр Федорчак Андрей Заричный «Сигнал обеспокоенных граждан» Репортаж мини-расследо-вание Линейная хронология Заповедная зона Общественники, официальные лица и собственник участка Человек и закон. Неправомерная продажа земли в охранной зоне Ряд синхронов и авторское заключение

30.04. «Крым 24» http://crimea24.tv/ content/v-feodosii-prodolzhayut-stroitelstvo/ В Феодосии продолжают строительство Индустриального парка Анастасия Крапивина «Грандиозные планы» Интервью с рекламным акцентом Ситуа-тивное-фрей-мовое Стройплощадка Руководитель проекта ГКУ Инвест-строй РК Конфликт отсутствует Синхрон на фоне строительных работ под шум машин

30.04. «Крым 24» http://crimea24.tv/ content/v- sevastopole-zayavili-o-gotovnosti- ul/ В Севастополе заявили о готовности улицы Большая Морская Анастасия Крапивина «Разрезание красной ленточки» Репортаж-прогулка Линейная хронология Улица Большая Морская Коренной житель Севастополя Равнодушные ко всему кроме денег строители и неравнодушные граждане Эмоциональные синхроны и стендап автора

Как и в традиционном контент-анализе, каждый избранный сюжет даётся для расшифровки-интерпретации двум кодировщикам, результаты работы которых мы сравниваем, отбраковывая те сюжеты, толкования которых расходятся.

Всего было рассмотрено 322 сюжета за эфирную декаду трёх ведущих телекомпаний Крыма и Севастополя («Крым 24», НТС - Независимое телевидение Севастополя, «Первый Севастопольский»). Из рассмотренных сюжетов мы отобрали по предметно-тематическому принципу 20 сюжетов, посвященных проблематике строительства и ремонта в Крыму и Севастополе. Отобранные 20 сюжетов и подверглись текстовому анализу по названным выше категориям. Во всех случаях оценки кодировщиков совпали, и никакие материалы не были изъяты из выборочной совокупности. В приложении к данной статье мы приводим таблицу с выборочными данными анализа, показывающего, как распределились категории текстового анализа по отобранным нами для анализа новостным сюжетам на строительную тему (в таблицу не включены данные по каналу «Первый Севастопольский» ради экономии места).

Результаты анализа

Строительная тема занимает в эфире крымских телеканалов особое место. Поскольку весь полуостров стал после 2014 г. одной большой строительной площадкой, для местных властей сдать какой-то объект в срок и с хорошим качеством - это первый признак эффективности госуправления. И наоборот, не освоить выделенные бюджетные средства, некачественно подготовить техническое задание, провалить конкурсные процедуры и не построить объект -это предвестник увольнения или даже уголовного преследования отвечающего за этот участок работы чиновника. Вся строительная отрасль в Крыму стала зоной рискованного предпринимательства и менеджмента: можно получить сверхприбыли, но можно и в тюрьму сесть. У крупных строительных компаний есть пресс-службы, которые стремятся вступить в партнёрские отношения с телекомпаниями, подружиться с продюсерами и влиять на прохождение информации о деятельности их компании.

У правительственных пресс-служб гораздо больше возможностей контроля тональности сюжетов о строительных делах, и это заметно по стилистике и рекламным акцентам в сюжетах. Около 60 процентов сюжетов, по нашим подсчётам, имели в своей основе информационный повод от официальных пресс-служб республиканских органов власти или государственных структур. Так обстоят дела и в освещении других тем, но в строительной заданные контуры повестки дня особенно явно просматриваются. И в телекомпаниях дают проверенным журналистам постоянные задания по освещению строительной темы. Однако не редкость и читка пресс-релизов без всякого видео, когда журналисты отдают на откуп пресс-службам всё повествование о стройке или ремонте. Такое происходит не потому, что у тележурналистов не хватает времени на обработку информации. Телеканал

в некоторых случаях не хочет отвечать за достоверность транслируемых сведений. Но и выбросить в мусорную корзину пресс-релиз не может -обязан включить его в выпуск новостей.

Авторская позиция в разработке строительной тематики лишена полутонов и нюансов. Строители либо молодцы и герои (несмотря на трудные условия, построили в срок или даже с опережением графика), либо они -супостаты, нарушившие свои обязательства, испоганившие природную среду, укравшие выделенные деньги и т.д. В первом случае им дают слово, во втором - нет. Отрицательную оценочность авторской позиции сразу видно по заголовкам и первым фразам сюжетов: «До ремонта улицы Ленина общественники предлагают пересчитать деревья» 30.04. 20201. «В Севастополе на улице Хрусталёва строители разрыли двор и бросили». 28.04.20202. «Строители могут разрушить стену бастиона времён Крымской войны». 15.04.20203. Радикальные оценки неудивительны для оперативной журналистской работы, но проблема в том, что критикуют часто того, кого вчера восхваляли. Зритель даже не заметит, когда знак оценоч-ности сменился с плюса на минус.

Например, журналисты телеканалов «Крым 24» и «Первый крымский» едут на строительство какого-то объекта вместе с вице-премьером крымского правительства В. Нахлупиным. Он — яркий и системный руководитель, строгий контролер бюджетных средств, которые поступают в Крым по федеральным целевым программам, его боятся и уважают все строители. Через месяц он — коррупционер под следствием и проблемы начинаются (вплоть до остановки строительства) на тех объектах, которые он курировал. В. Нахлупин по подозрению в получении серии взяток был задержан в 2018 г. Вместе с бывшим вице-премьером были арестованы бывшие и. о. замминистра транспорта Крыма Валентин Дукорский и первый зампред комитета конкурентной политики Ярослав Сливка4. Курирование ФЦП в свою очередь перешло в обязанности В. Нахлупина после ареста и отставки предыдущего куратора, вице-премьера РК Олега Казурина, осужденного на 11,5 лет колонии за взяточничество. О. Казурина, когда он был на посту, тоже «информационно сопровождали» региональные телевизионные журналисты.

Сюжетные и жанровые решения строительной темы не блещут разнообразием. Можно выделить 6-7 типичных решений: «грандиозные планы»,

1 До ремонта улицы Ленина общественники предлагают пересчитать деревья. НТС. Новости Севастополя от «Севинформбюро». Выпуск от 28.04.2020 года. URL: https://nts-tv.com/news/do-remonta-ulitsy-lenina-obshchestvenniki-predlaga-26719/

2 На улице Хрусталёва строители разрыли двор и бросили. НТС. Новости Севастополя от «Севинформбюро». Выпуск от 28.04.2020 года. URL: https://nts-tv.com/programms/ sevinformbyuro/novosti-sevastopolya-ot-sevinformbyuro-vypusk-ot-2-26645/

3 Строители могут разрушить стену бастиона времён Крымской войны. НТС. Новости Севастополя от «Севинформбюро». Выпуск от 15.04.2020 года. URL: https://nts-tv.com/news/kakaya-sudba-ozhidaet-oboronitelnuyu-stenu-7-go-ba-26315/

4 Вместе с вице-премьером Крыма задержали еще двух бывших чиновников. URL: https://www.rbc.ru/politics/18/10/2018/5bc8b98e9a794729b26c82a9

«сигнал обеспокоенных граждан», «инспекция высокого начальства», «официальное заявление», «разрезание красной ленточки», «по следам наших выступлений». Приведем в качестве примера одно из таких сюжет-но-жанровых решений. Две строительные компании в Крыму остались без работы за грубые нарушения. Среда, 22 апреля. «Крым 24». В Крыму приостановлена деятельность двух строительных компаний за нарушение санитарных норм. Об этом сообщил председатель Совета министров Республики Крым Юрий Гоцанюк... в работе предприятий ООО «Ниссал» в Евпатории, ООО «Архитектурное наследие» в селе Оленевка Черноморского района и ООО «ЭТК-Москва» в Феодосии также выявлены нарушения и даны сутки на устранение всех замечаний». Казалось бы, повод настолько рядовой и мелкий, что сообщать о нем в эфире республиканской телекомпании странно. Особенно если делать это языком официального акта. Это же рабочие взаимоотношения надзорных органов и частных строительных компаний. Но если в сюжетах строительной проблематики «образ врага» уже сформирован, его надо всё время поддерживать, выбирая кого-то «мальчиками для битья» и демонстрируя публике справедливую строгость правительственных инспекторов.

Бывает, что журналисты заскользят в жанровом решении и попробуют смешать два сюжетных подхода к теме и разные стили. Это выглядит многословно, запутанно и вряд ли может быть понято даже не обывателями, а профессионалом. Например, 21 апреля «Первый Севастопольский» в информационной программе «Индекс» сообщил о том, что в селе Курортное не построят очистные сооружения. Эта нерадостную новость переслоили положительными сообщениями. А сам текст, построенный на пресс-релизе, достоин того, чтобы привести его целиком. «В Крыму изменили план Федеральной целевой программы. Как сообщил генеральный директор Дирекции по управлению ФЦП Андрей Никитченко, под Феодосией - в селе Курортное - не будут строить очистные сооружения. Проведена корректировка программы, в которой изменены объемы финансирования по объектам и мероприятиям согласно результатам полученных положительных заключений государственной экспертизы ряду объектов перераспределены средства по годам. Также по нескольким объектам восстановлены средства, которые не были использованы в 2019 году. Помимо этого из программы исключен объект «Строительство очистных сооружений и разводящих коллекторов в селе Курортное», заложенные на него средства перераспределены на другие объекты, - сообщил Андрей Никитченко. Вместе с тем Министерство здравоохранения России стало государственным заказчиком по обследованию состояния детских санаторно-курортных организаций в Евпатории и разработки технико-экономического обоснования развития их материальной базы. Напомним, в соответствии с решением Правительства России объем финансирования по Федеральной целевой программе чуть более 962 миллиардов рублей. В программу включен 891 объект и мероприятия».

Чтобы понять смысл этого текста, надо быть в теме и следить за всеми событиями Федеральной целевой программы в Крыму. Несмотря на щед-

рое финансирование федеральным центром этой программы, правительство Республики Крым и Севастополя регулярно проваливают ее осуществление. В частности, в Республике Крым на 2019 г. были запланированы 46 объектов, которые не были построены. Глава РК Сергей Аксенов направил в правительство РФ письмо с просьбой по-особому разрешить проблемы и повторно выделить деньги на проваленные объекты. В Севастополе предусмотренные в 2019 мероприятия были выполнены лишь на 56%, признался врио губернатора Михаил Развожаев1. Однако в том сюжете, который мы процитировали полным текстом, нет никаких намёков на проблемы и на виновников провала. Зритель может даже не услышать об отказе от строительства. Зачем такой официоз вообще транслировать массовой аудитории? Журналисты вряд ли ответят на этот вопрос. А вот у чиновников своя логика и свои специальные интересы, проводниками которых становятся их пресс-службы. Им нужно по любому поводу высказаться и сделать хорошую мину при плохой игре. За это им платят.

Одной из категорий нашего анализа было время - важный атрибут новостных выпусков. В большинстве случаев в сюжетах строительной тематики обнаруживается хронологический порядок действий и событий. Его можно смоделировать фразой «Мы строили, строили и наконец построили». Либо в процитированном варианте с приостановкой деятельности нарушителей конвенции: «Мы строили, строили, а нам запретили строить дальше». Однако встречаются сюжеты без хронологической последовательности. Они обусловлены логикой документов, поскольку медиатекст основывается на пресс-релизе, который, в свою очередь, строится на каком-то правительственном акте. В этом случае журналисты самоустраняются, впуская чиновников в информационное поле и отдавая им на откуп площадку коммуникации со зрителем.

Пространство в сюжетах предстаёт в двух типоразмерах. Это пространство административных решений и сама строительная площадка. Приведенный пример с изменением плана ФЦП показывает топос административных решений. Сначала дали денег, потом придержали, затем решили перераспределить. Внутри этого пространства множество исполнительских действий, которые не имеют следов в медиатексте и делают телевизионный сюжет непонятным для зрителя. Думающий зритель может спросить: «Почему же отказались от строительства очистных сооружений в селе Курортное? Ведь раньше говорили, что надо спасти море от канализационных стоков». В медиатексте нет персонажей со своими мотивами, а есть только правительственная воля давать и отбирать.

Пространство строительной площадки более узнаваемо и понятно аудитории. Как правило, оно атрибутировано специальной техникой, стройматериалами и рабочими в строительных касках. Здесь появляются персона-

1 Мишустин перетасовал федеральную программу развития Крыма и Севастополя. 20.04.2020. URL: https://primechaniya.ru/sevastopol/novosti/mishustin-peretasoval-federal-nuyu-programmu-razvitiya-kryma-i-sevastopolya

жи, обозначаемые титрами (представитель подрядчика, главный инженер стройки и др.). Пространство становится ареной для разыгрывания жанровых сценок. Чаще всего это интервью, когда строитель как бы докладывает зрителям о достигнутых успехах. При этом главный строитель адресатом своего отчёта мыслит не профанного зрителя, а распорядителя бюджетных субсидий, который может дать, но может и отнять. Строитель обычно набивает себе цену, рассказывая о трудностях (например, тяжелую технику привезти на полуостров сложно, у Керченского моста есть ограничения по тоннажу грузов), но они справились со всеми этими задачами и готовы сдать объект в срок и с высоким качеством. Если ситуация переворачивается, строителя в кадре мы, скорее всего, не увидим, а журналист становится обличителем и, цитируя официальные акты проверки клеймит бракоделов.

Персонажи строительных сценок играют свои роли, которые достаточно легко считываются аудиторией, потому что эти роли наигранны, привычны и, можно даже сказать, органичны. В пространстве сюжета появляются строители, администраторы, журналисты и народ. Строители - это чужие, приехавшие с материка, потому что своих таких на полуострове не нашлось. Как к «понаехавшим» им доверия нет. За ними глаз да глаз нужен, потому что они норовят урвать и убежать. Но если надзор хороший, строители сделают всё, как надо. Администраторы - свои, хотя они могут быть переведены и назначены на эту службу из другого региона, они отвечают перед главой республики и потому уже считаются своими. Иногда, впрочем, они оказываются оборотнями, как коррупционер В. Нахлупин. В общем не иногда, а довольно-таки часто вчерашний герой предстает вором и негодяем. Но в пространстве телевизионного сюжета на администраторов распространяется презумпция невиновности. И даже когда во всех интернет-СМИ уже сообщили, что взяточник взят под арест, телекомпания «Крым 24» ограничивается одной фразой: «От должности вице-премьера освободили Виталия Нахлупина»1.

Журналист играет роль представителя власти. Он спрашивает строителей: будет ли построен объект в срок и с хорошим качеством. И всегда получает положительный ответ. Оценить качество строительства журналисту не хватает компетенций и полномочий. Когда журналист интервьюирует чиновников, роль представителя власти ему оказывается избыточна и журналист принимает на себя роль представителя общественности. Но порой и сам народ появляется в пространстве сюжета, играя роль недовольного качеством работы строителей. Это всегда эмоциональный синхрон с показом недоделок, разрытых ям, спиленных деревьев и проч. Видимо, это тоже логика административного фрейма, в котором народишко всегда недоволен, всегда чего-то просит и на что-то жалуется, и никогда ему не угодишь. Когда ситуация принимает конфликтный характер (а почти все эти кейсы строительные всегда потенциально конфликтны), журналист снова предпочитает самоустраниться, запуская народ-обличитель и/или проку-

1 Назначены 6 вице-премьеров правительства Крыма «Крым 24». 06.11.2019. URL: http://crimea24.tv/content/naznacheny-6-vitse-premerov-pravitelstva-kryma/

рорскую проверку. Особенно выученная беспомощность журналиста бросается в глаза, когда в сюжет включают кадры оперативной съемки с пересчётом меченых купюр, с заблёриным лицом пойманного с поличным.

Конфликт - это еще один важный элемент новостных историй о строительстве в Крыму. Конфликт многообразен. Он принимает уголовный характер (человек и закон), как уже было замечено о тех строителях, которые видят полуостров зоной короткого хапка. Конфликт может носить экономически-правовой характер (между потребностями и возможностями), когда по недавним правилам администрация обязана заключить контракт с той организацией, которая на аукционе назвала наименьшую цену строительства, хотя и строители и чиновники знают, что за эту сумму ничего построить не выйдет. Есть ещё конфликтные ситуации между строителями и экологами-общественниками, которые считают спиленные деревья, делают пробы воды и т.д. Нескончаем конфликт между частными застройщиками и жителями этих мест, которые протестуют против двухметровых заборов, закрывающих вид на памятник воинской славы или проход к морю. Именно конфликт служит для привлечения внимания публики к новостной истории, потому что всё остальное является просто инвентарём для постановки повторяющих реприз.

Обсуждение и выводы

Новостные истории - это семантические конструкции, соавторами которых являются репортёр, его герой и тот социально-культурный контекст, в который встроена жизнь рассказчиков, героев и зрителей этой истории. Это даёт возможность зрителю извлечь из репортажа смысл, даже если он изрядно затуманен. Разумеется, медиатекст считывается по-своему разными аудиториями. Профессиональное восприятие разделяет факт и мнение о нем, что и позволяет искушенному зрителю ориентироваться в информационном потоке, выуживая суть и отсеивая всякую пиар-шелуху. Непрофессиональное или обывательское восприятие не разделяет факт и его комментарий, реальность и её образ. Наивное обывательское восприятие не обращает внимания на «мешающие детали» и разные логические нестыковки в повествовании, а также на раздувание заурядных фактов в события, достойные внимания публики. Зритель мало что может узнать из медиатекста, но ритуальные разрезания красных ленточек на открытии построенных объектов и столь же обрядовый плач по поводу недостроенных больниц и очистных сооружений, видимо, вписываются в картину мира зрителя, поддерживают его идентичность как человека, живущего на полуострове, сравнивающего всё с прежней жизнью и радующегося всему отстроенному вновь. Именно для такого зрителя и разыгрываются архети-пические поединки между новым администратором и вороватым строителем. Эти поединки порой напоминают борьбу нанайских мальчиков.

Телевизионный сторителлинг - это тот самый сконструированный мир, в котором живёт государство, держащее все эти федеральные каналы. Ин-

формационная картина дня в выпусках новостей создаёт у властей впечатление, что они всё контролируют, обеспечивая полный порядок. Однако порядка и осмысленности нет не только в строительной теме, но и в других социальных тематиках, освещаемых телеканалами. Вчерашний герой оборачивается взяточником и коррупционером и освобождает начальственное кресло новому администратору, судьба которого так же незавидна. Севастополю спроектируют новый кольцевой газопровод за 33 млн руб., а предыдущий проект газопровода от ГРС-1 до Казачьей бухты, который обошелся бюджету в 23 млн руб., выброшен в мусорную корзину1. Десятки домов возводились без разрешительных документов, но их не сносят, а «президент России Владимир Путин поручил правительству страны выделить 1 млрд рублей для компенсации обманутым дольщикам в Крыму»2. Низкое качество проектной документации и хищение подрядчиками средств не мешают сдать объект и отрапортовать в СМИ о свершении.

Здравый смысл и логика не объясняют разрывы причинно-следственных связей в повествовании. Смысловая структура новостей меняется при наложении друг на друга двух дискурсов: репортёрского и административно-официального. Исчезает не только целостность высказывания, но и ответственность автора за слово в эфире. Точнее всего это размывание ответственности объясняет миниатюра Аркадия Райкина «Кто сшил костюм?» (из сборника «Люди и манекены»): Выходят сто человек. Я говорю: - Ребята, кто сшил костюм? Они говорят: - Мы! Я говорю: - Кто это «мы»? Они говорят: - У нас узкая специализация. Один пришивает карман, один - проймочку, я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть? - Нет! Пришиты насмерть, не оторвёшь! Кто сшил костюм? Кто вместо штанов мне рукава пришил?

Так и с новостной картиной дня происходит в телекомпаниях, где один отвечает за связь с администрацией, другой - обслуживает строительную компанию по договору об информационном сотрудничестве, третий - занимается рерайтингом пресс-релизов, четвёртый координирует работу съёмочных бригад, а за качество информационного обслуживания аудитории не отвечает никто. И если сегодняшний новостной сюжет в эфире лишь отдаленно описывает жизненные реалии, а больше упирает на дис-курсивно привычные чудеса, у репортёрской команды не возникает угрызений совести. Потому что ответственность размыта между специалистами разных команд, у каждой из которых своё начальство и свои задачи. Зритель не даёт себе труда вникать в контекст рассказанного ему с экрана. Чтобы вникнуть, зрителю нужно быть в теме и следить за развитием каких-то событий на протяжении недель, а то и месяцев. Можно сказать, что

1 Информационный портал строительной отрасли Крыма. URL: http://stroy-krim.org/encyclopedia/news/sevastopolyu-sproektiruyut-novyy-kolcevoy-gazoprovod-za-33-milliona-rubley

2 Информационный портал строительной отрасли Крыма. URL: http://stroy-krim.org/encyclopedia/news/zastroyshchiki-nezakonno-privlekli-sredstva-grazhdan-dlya-stroitelstva-52-domov-v

зритель слушает одним ухом и больше реагирует на интонационный строй, чем на смысловую структуру повествования.

В смысловых структурах повествования, как показал наш анализ, автор-журналист не играет значимую роль, уступая место официальному документу или представителю власти с его высказыванием. Персонажи репортажей так же входят в повествовательные категории, претендуя на образы героев и их антагонистов и олицетворяя собой конфликт между законом и преступлением, порядком и хаосом. Задача журналиста - не победить коррупцию и даже не написать картину коррупциогенной отрасли, но аккуратно исполнить ожидаемые от него жесты (представить собеседника, задать традиционный вопрос, пройти на фоне строительных лесов для стен-дапа, озвучить пресс-релиз). Такая служебная и едва ли не техническая роль журналиста, вроде подставки для микрофона, как бы это обидно ни было для телерепортеров, обусловлена исключительной важностью строительной темы для местных властей (здесь не может быть никаких импровизаций и неожиданных вопросов). А с другой стороны, это умаление вплоть до исчезновения автора связано ещё и с характером взаимоотношений власти и телевидения. Когда все каналы государственные, для чиновника естественно воспринимать журналистов как своих штатных сотрудников, работающих на бюджетном обеспечении и выполняющих те функции, которые им определены свыше. Любое отступление журналиста от этой роли воспринимается с возмущением и начальственным гневом, как раскачивание лодки или даже провокация.

Вместе с тем опираться можно только на твёрдое. Отсутствие у телевизионных журналистов собственной позиции побуждает чиновников верить в то, что придумано их пресс-службами. Представители власти могут спросить и ответить себе же: «Зачем нам СМИ? - Мы сами себе медиа!». Поэтому зритель и отказывается от просмотра телевизионных новостей, предпочитая видеоблогеров, бесхитростно снимающих происходящее на телефон и обходящихся без монтажа. То, что они делают, можно назвать антителевидением или альтернативным вещанием. Блогеры в большинстве своём пока ещё не обременены договором об информационном обслуживании и не являются проводниками специальных интересов, а откликаются на действительно злободневные проблемы и озвучивают vox populi. Совсем как журналисты в прежние времена.

Литература

1. Левада-Центр. Российский медиаландшафт. 2019. URL: https://www.levada.ru/ 2019/08/01/rossij skij -media-landshaft-2019/

2. Ершов Ю.М. «Постправда» времен журналистских потерь и упадка медиаграмот-ности // Век информации. 2018. Т. 1, № 2. С. 311-312.

3. Bandrés E., GarcíaAvilés J.A., Pérez G., Pérez J. Journalism in the digital televisión // PaidósPapeles de Comunicación, Barcelona : Servicio de Publicaciones de la Universidad de Navarra, 2000. 291 p.

4. Барт Р. Мифологии / пер., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 с.

5. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Simulacreset simulation. 1981 / рус. пер. А. Качалова. 2011. М. : ПОСТУМ, 2015. 240 с.

6. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального // Editions DENOEL, 1982. Екатеринбург, 2000. 114 с.

7. Шкловский В. За 60 лет: Работы о кино. М. : Искусство, 1985. 573 с.

8. News as discourse / by Teun A. van Dijk. Lawrence Erlbaum Associates, Inc. Publishers Hillsdale, NJ : Erlbaum, 1988. 200 p.

9. Пронин А.А. Документальный фильм как публицистический нарратив: структура, функции, смысл : дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2017. 360 с.

10. Малышев Д.А. Событие и нарратив в теленовостях, посвященных деятельности политиков // Политическая лингвистика. 2015. № 3. С. 124-134.

11. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. № 4. С. 63-77.

12. Fiske J. Television Culture. 2nd ed. Lonon : Routledge, 1987. 353 p. Semantic Structures of Television News

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal of Philology. 2020. 68. 280-297. DOI: 10.17223/19986645/68/14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ekaterina B. Gromova, Yuri М. Ershov, Sevastopol Branch of Lomonosov Moscow State University (Sevastopol, Russian Federation). E-mail: katya-64@inbox.ru / postof-fice049@gmail. com

Keywords: television, news, media text, storytelling, discourse.

The authors aim to explain how news on television is constructed and presented, applying some related methods to the study of discourse and the message. The methodology consists of analyzing TV news programs trying to determine which kind of thematic recurrence strategies are being used in nowadays news. The authors identify narrative categories that are necessary to transform events and situations as fragments of reality into the text of news on television. In the analysis of semantic structures of news stories on construction topics, the technology of creating heroes and antiheroes is substantiated. In the course of two revisions of the article, the authors clarified the analysis methodology, research apparatus and conclusions from the research done. The article shows how in the television discourse the official style is mixed with the journalistic one, and the responsibility for the word on the air is eroded. The relevance of the topic raised is due to the search for a new format of television news and the search for research optics to consider news media texts. First of all, the authors strive to delve into the properties inherent in television journalism as a mass medium, in addition to other traditional invariants and functions. For analysis, the authors take an array of news stories (322 media texts in total) aired by the three leading television companies of Crimea and Sevastopol (Crimea 24, NTS - Independent Television of Sevastopol, First Sevastopol) during a ten-day period. The authors selected 20 reports according to the subject-thematic principle, devoted to the problems of construction in Crimea and Sevastopol. This issue is extremely important for the media of the peninsula, since it is associated with federal purpose-oriented programs and the fate of officials responsible for the implementation of these programs. The narrative analysis revealed the peculiarities of covering the topic of construction on the Crimean peninsula, replacing the narrator with an official document, five typical plot moves, a kind of chronotope, archetypal characters (inspector, good builder and bad builder, member of the public), and recurring conflicts of an economic, environmental and other nature. The study revealed a mix in the news media texts of fundamentally different discourses and the belittling of the author (in some cases, the disappearance of the author) with the erosion of responsibility for the word on the air between the government, the construction business and the TV channel. Such an analysis technique can become a new research optics for considering news media texts and will help to search for new news formats for television companies in their competition with Internet communications.

References

1. Levada Center. (2019) Rossiyskiy medialandshaft - 2019 [Russian media landscape -2019]. [Online] Available from: https://www.levada.ru/2019/08/01/rossijskij-media-landshaft-2019/.

2. Ershov, Yu.M. (2018) "Post-Truth" at Time of Journalist Losses and Decline of Media Literacy. Vek informatsii - Information Age. 1 (2). pp. 311-312. (In Russian).

3. Bandrés, E. et al. (2000) Journalism in the digital television. Barcelona: Paidós Papeles de Comunicación.

4. Barthes, R. (1996) Mifologii [Mythologies]. Translated from English by S.N. Zenkin. Moscow: Izd-vo im. Sabashnikovykh.

5. Baudrillard, J. (2015) Simulyakry i simulyatsiya [Simulacra and simulation]. Translated from French by A. Kachalov. Moscow: POSTUM.

6. Baudrillard, J. (2000) V teni molchalivogo bol'shinstva, ili konets sotsial'nogo [In the Shadow of the Silent Majorities, Or, the End of the Social]. Translated from French. Yekaterinburg: Editions DENOEL.

7. Shklovskiy, V. (1985) Za 60 let. Raboty o kino [For 60 years. Works about cinema]. Moscow: Iskusstvo.

8. van Dijk, T.A. (1988) News as discourse. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

9. Pronin, A.A. (2017) Dokumental'nyy fil'm kak publitsisticheskiy narrativ: struktura, funktsii, smysl [The documentary film as a journalistic narrative]. Philology Dr. Diss. Saint Petersburg.

10. Malyshev, D.A. (2015) Event and Narrative in TV-News Dedicated to Politicians' Activities. Politicheskaya lingvistika - Political Linguistics. 3. pp. 124-134. (In Russian).

11. Dzheymison, F. (2000) Postmodernizm i obshchestvo potrebleniya [Postmodernism and the consumer society]. Logos. 4. pp. 63-77.

12. Fiske, J. (1987) Television Culture. 2nd edition. Lonon: Routledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.