Научная статья на тему 'Этическая прецедентосфера новостной журналистики на телевидении г. Севастополя'

Этическая прецедентосфера новостной журналистики на телевидении г. Севастополя Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
257
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этика / тележурналистика / новостная информация / севастопольское телевидение / ethics / television journalism / news information / Sevastopol TV

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Валеева Людмила Владимировна

В статье сформулировано понятие «этическая прецедентосфера» и описаны ее составляющие для современной тележурналистики. Представлены результаты исследования контента новостных программ ведущих телеканалов г. Севастополя и выявлено их соответствие специфики и ожиданиям зрительской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical pretsedentosfera of news journalism on Sevastopol TV

The article defi nes the concept of «ethical pretsedentosfera» and describes its components for the modern television journalism. The results of the research content of news programs leading TV channels of Sevastopol and revealed them to the specifi c nature and expectations of the audience.

Текст научной работы на тему «Этическая прецедентосфера новостной журналистики на телевидении г. Севастополя»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 27 (66). № 1. Ч.2 - С. 111-117

РАЗДЕЛ 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 81:070

Этическая прецедентосфера новостной журналистики на телевидении г. Севастополя

Валеева Л. В.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферопль, Республика Крым Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова в г. Севастополе, [email protected]

В статье сформулировано понятие «этическая прецедентосфера» и описаны ее составляющие для современной тележурналистики. Представлены результаты исследования контента новостных программ ведущих телеканалов г. Севастополя и выявлено их соответствие специфики и ожиданиям зрительской аудитории.

Ключевые слова: этика, тележурналистика, новостная информация, севастопольское телевидение.

Кодификация профессиональной этики представляет сложную и в научном, и в практическом плане проблему. С одной стороны, процесс кодификации регулируется общечеловеческим пониманием гуманности и моральных ценностей, с другой стороны, регламентируется актуально значимыми предписаниями для общества и специальными требованиями для конкретных социальных групп. Профессиональная этика активно разрабатывается, и, по мнению А. А. Гусейнова, в этом научном направлении существует две группы исследовательских интересов. Один спектр вопросов связан с историей и иерархией этических ценностей. Второй аспект выявляет координацию этических норм с интересами, потребностями, успешностью коллективного и личностного поведения [16, с.573-581]. А. Швейцер считает, что существуют этика личности и этика общества, которые постоянно полемизируют между собой и антагонистичны по своей природе. «Общество же мыслит категориями надындивидуальными и преследует цели, стоящие над отдельными лицами, и поэтому не может в такой степени, как индивидуальная этика, учитывать интересы счастья и жизни отдельного человека. Его этика в принципе антигуманна» [15, с.291]. Г. В. Лазутина видит сущность морали, являющейся одним из элементов общественного сознания, в согласованности деятельности человека и общества. Мораль служит основой жизненной позиции человека, определяет его поведение в обществе и влияет на многие компоненты в структуре социума. В свою очередь, это позволяет говорить об этике разных профессий и родов занятий. Журналистская этика, по Г. В. Лазутиной, призвана регулировать работу журналистов в соответствии с потребностями общества. Её принципы сформулированы различными международными, государственными и частными организациями и сообществами журналистовинаписаныврекомендательнойформе [7]. В. В.Ворошиловрассматривает

журналистскую мораль на уровне принципа и нормы, которые различает по степени конкретности. Нравственный принцип имеет мировоззренческий характер, это -связь идеала с регулятором поведения. Нравственная норма - ориентир на практике. Норма соответствует не столько ситуации, сколько оценке ситуации и существующим стратегиям действий. Исследователь различает обязательные нормы, подобно запрету плагиата; допустимые нормы, рекомендующие проверку сведений и под.; дискуссионные нормы для ситуации совмещения профессии журналиста с другой профессией [2].

Существующие нормы кодифицированы, достаточно строго регулируют этический аспект деятельности журналистов и закреплены в соответствующих кодексах. Международные принципы журналистской этики были приняты Международной организацией журналистов в 1983 году [8]. В основе этого документа личностная этика, а именно личная честность и ответственность представителя СМИ. В зону ответственности включены требование достоверной и объективной информации, неприкосновенность частной жизни, уважение к ценностям и достижениям национальной и социальной культуры, содействие политике разоружения, национального развития, формирование мирных и дружеских отношений между странами и народами.

Опыт составления кодексов и сводов правил, фиксирующих журналистскую этику, свидетельствует о пристальном внимании к личностным качествам представителя СМИ. Так, журналист обязан помнить, что его мнение не является конечной инстанцией и может быть оспорено, что он несет ответственность перед собой и аудиторией, а не перед властными структурами. Дэвид Рэндалл обращает внимание, что важно не ориентироваться изначально на какую-либо точку зрения, не пытаться подтвердить заранее выстроенную теорию, что непреложное правило любого журналиста - в работе руководствоваться лишь принципом поиска правды. По мнению автора, размещение хвалебных материалов под видом обычных статей связано не только с нарушением этики, но и с коррупцией. Исследователь призывает журналистов не стремиться получить дополнительную выгоду от своих статей и всегда своевременно исправлять ошибки, если они были допущены [11, с.24-31, 86].

Особое место в системе журналистских действий занимает практика сенсации, стимулирования ажиотажного интереса аудитории к информационному продукту, как правило, к телевизионному продукту, к телеканалу. В Хартии телерадиовещателей [13], подписанной представителями большинства ведущих российских телеканалов как федеральных, так и региональных, также уделяется пристальное внимание отличию фактов от мнений и суждений, рекомендуется незамедлительно исправлять ошибки и проверять надежность источников информации. В век развития информационных и мобильных технологий телевидение имеет возможность использовать аудио, фото и видеоматериалы, сделанные не корреспондентами, а непосредственными очевидцами событий. Тем не менее, Хартия вводит запрет на использование подобных записей, полученных от третьих лиц. Также в Хартии настойчиво рекомендуется не демонстрировать или описывать чрезмерную жестокость и насилие, что является актуальным для современного массмедийного пространства.

В работе современного журналиста возможны этические конфликты вследствие многих причин, например, столкновения личностных и корпоративных интересов, выбора между достоверностью сообщения и сохранением личной тайны информатора идр. Приразрешенииразногласийподобногородажурналистопираетсяна прецеденты, которые составляют этическую прецедентосферу. Прецеденты являются основными составляющими когнитивного пространства. Важнейшим условием существования прецедентов является их признание большинством представителей общества, что связывают с наличием общего и стереотипического представления. Совокупность

таких представлений формируют прецедентосферу [3]. Этическая прецедентосфера представителей СМИ ориентирована не на юридические документы, а на принципы, поддерживаемые международными и частными сообществами журналистов.

Растущий спрос на продукцию региональных телеканалов высвечивает одну из основных проблем регионального телевидения - низкое качество выпускаемой продукции. Н. В.Зверева пишет, что «региональное телевидение «обречено» на успех. Это правда. Но в этой правде таится опасность появления успокоенности, нежелания что-либо менять, расти профессионально». Безусловно, ряд факторов, таких как низкий уровень зарплат, отсутствие технического обеспечения и ограниченный доступ к информации усложняют работу местных телестудий [4, с.86]. Существуют и иные проблемы, связанные со спецификой регионального вещания: большинство программ ориентировано на социальную тематику и, в основном, на зрителей старшего возраста.

«Визитной карточкой» любого телеканала, по мнению В. Цвик, [14, С 56] являются его информационные программы. Именно в новостных программах региональных телекомпаний дается оценка деятельности местного руководства, освещаются события местного масштаба и все то, что так интересует жителей регионов и что никогда не покажут по центральным каналам. Конечно, одними только хорошими новостями не обойтись, поэтому время от времени мы видим на экранах «негатив» - то, что заставляет аудиторию задуматься и реагировать наиболее резко. Но баланс «негатива» и «позитива» не должен оставлять ощущения безысходности. Телевидение должно способствовать созданию здоровой атмосферы в обществе [6, с. 115].

Помимо стандартных проблем, характерных для регионального телевидения, существует критерий отношения к государственности. До марта 2014 года анализ крымского телевидения и оценка профессиональных этических принципов местных журналистов проводилась по критерию лояльности к украинской государственности. В одной из статей журнала «Телекритика» корреспондент Николай Владзимирский главной проблемой севастопольского телевидения считает содержание новостей, в основе которых смесь скрытой рекламы, просто рекламы, московской пропаганды, восхваления военного флота соседней страны, длинных выступлений чиновников, сюжетов о выращивании коней и под. Другими проблемами новостных передач, по мнению автора статьи, являются неспособность региональных телеканалов заполнить эфир продукцией собственного производства, и, как следствие, наличие в эфире большого количества ретранслируемой информации Он также комментирует структуру новостей, считая, что их отличает разнобой в длительности новостных сюжетов, так как на 15 минут выпуска может быть три сюжета и может быть 8-10. Причиной всему считает антиукраинские настроения и акцентирует внимание на том, что компания финансируется все-таки Украиной [1]. Независимо от взглядов и настроения исследователей регионального телепространства на протяжении нескольких десятилетий севастопольское телевидение выделялось среди других городов и регионов Украины неповторимой социокультурной спецификой.

Описание контента местных телеканалов необходимо предварить характеристикой социокультурных особенностей. Очень важно иметь сведения о составе, потребностях и интересах, мотивах информационного поведения аудитории, ее типичных группах и их специфических интересах. Тем более эта информация важна в севастопольском регионе, где рейтинги телеканалов не измеряются, а значит, редакции не имеют возможности учитывать интересы аудитории. В квалификационной работе Анастасии Сатыги представлен ряд особенностей новостной продукции местных телеканалов, таких как столкновение двух культур и двух языков - русского и украинского; приоритет проблем Черноморского флота; этническая специфика региона, так

как в Севастополе, как и в Крыму, проживает большое число национальностей -абсолютное большинство населения (71,6 %) составляют русские, 22,4% украинцев, 1,6% белорусов, 1,2% татар; возрастной состав населения - в Севастополе 44% трудоспособного населения, 28% пенсионеров и инвалидов [9]. Были учтены данные Исследовательского института социальной схематики, опубликованные в марте 2013 года, согласно которым в новостных сводках о Крыме преобладают сообщения о чрезвычайных происшествиях. По материалам информационного агентства Е-Крым, опубликованным сайтом «Новости Крыма», сравнительный анализ позиционирования Крыма в СМИ Украины и России показал, что доминирующей темой в публикациях о Крыме являются чрезвычайные происшествия и криминал, которые составляют 27,2% от общего количества новостей. Популярными также являются темы политики и туризма. При этом сотрудники института отметили, что качество и манера подачи некоторых материалов часто несут провокацию и негатив, при этом в публикациях о межнациональных отношениях пестрят броские заголовки. Институт сделал вывод о том, что СМИ заинтересованы больше в подаче негативной информации о Крыме, нежели позитивной [10].

На территории Севастополя существует шесть региональных телеканалов, из которых два начали переход на цифровой формат вещания: телеканал «Первый севастопольский» и СРГТРК (Севастопольское телевидение). Телеканалы «НТС», «Бриз», «Народный канал» и телевидение Черноморского флота являются аналоговым телевидением и отражают эксклюзивность севастопольского региона. В рамках научно-исследовательской программы кафедры журналистики Филиала МГУ имени М. В. Ломоносова в г. Севастополе в 2013 году были проведено социологическое исследование среди зрителей местных телеканалов с целью изучения соответствия контента информационных программ этическим ценностям аудитории. Был определен уровень доверия аудитории к телеканалам «Первый севастопольский», НТС (Независимое телевидение Севастополя) и СТВ (Севастопольское телевидение).

Так как объектом исследования является аудитория, были выделены направления работы со зрителями региональных телеканалов в соответствии с методологией Л. Г. Свитич [12]. В ходе исследования учитывались состав и структура аудитории региональных телеканалов Севастополя; факт обращения к СМИ, регулярность и интенсивность использования, реально выбираемые каналы и новостные телепередачи; проблемно-тематические, жанровые интересы зрителей; уровень удовлетворенности местными телеканалами и их новостной продукцией; активность во взаимодействии с телеканалами; эффекты воздействия на аудиторию. Приемами исследования стали анкетирование и Интернет-опрос.

В результате анализа было определено, что в этическую прецедентосферу севастопольского телевидения обязательно входит тема героического исторического прошлого города. В каждом выпуске новостей исследуемых телеканалов непременно присутствует сюжет на историческую тематику. В 100% случаях эти сообщения имеют позитивную окраску.

В контексте исторической тематики телеканалы часто демонстрируют различные стороны жизни ветеранов и пенсионеров. Хотя севастопольские журналисты делают акцент на патриотизме горожан и заботе о ветеранах, тем не менее, 32% сообщений о жизни данного слоя населения носят острый проблемный характер.

Тема культурной жизни представлена на трех телеканалах достаточно полно и разнообразно. Около 85% культурных новостей на севастопольских телеканалах радуют зрителей теплой и душевной манерой подачи.

Проблемы социально-экономического и политического типа предполагают несколько этапов их разработки. Первый этап включает рассмотрение актуальности проблемы, ее достоверности, эксклюзивности; второй этап представляет

эмоциональную оценку воссоздаваемой картины действительности. К примеру, 83% новостей на социальную тематику телеканала «Первый севастопольский» имеют негативную эмоциональную окраску. Другой телеканал - НТС - предпочитает представлять тот же вид информации в позитивном ключе: 88% социальных событий телеканал освещает с позитивной, жизнеутверждающей позиции. Журналисты телеканала СТВ успешно балансируют между позитивной и негативной манерой подачи новостей: 50% социально-политических сюжетов не оставляют у зрителей неприятного осадка и ощущения безысходности. Согласно результатам нашего социологического исследования именно новостным выпускам телеканала НТС отдают предпочтение 31% респондентов.

Изучение тематического наполнения наиболее популярных новостных программ регионального телевидения Севастополя, таких как информационная программа канала СТВ «Наше время», информационная программа НТС « Севинформбюро», блок новостей «Пульс города» телеканала «Первый Севастопольский», и их соответствия потребностям и запросам аудитории выявило расхождения между тематическим наполнением новостных блоков и зрительскими ожиданиями. Так, очевидна востребованность новостей молодежной направленности (17% заинтересованных зрителей и 5% информационного продукта в структуре передачи), семейной тематики (соответственно 10% и 3,8%), новостей из сферы масскультуры (соответственно 10% и 2,3%). В то же время наблюдается переизбыток информационных сообщений социально-политической и экономической направленности (6% зрителей и 22,3% сообщений), информации об учебных заведениях (7% зрителей и 12,9% сообщений). Объем информации по исторической, культурно-познавательной, военной (новости о военнослужащих) тематике на указанных телеканалах соответствует запросам аудитории.

Анализ соответствия новостных передач этическим нормам и оценкам жителей города Севастополя выявил, что 51% зрителей отмечали случаи нарушения этических принципов журналистской деятельности. 43% зрителей недовольны информацией, по их мнению не соответствующей действительности и не сопровождающейся дальнейшим разъяснением или опровержением. Нарушениями названы демонстрация либо описание в телепрограммах чрезмерной жестокости и насилия (19%), бестактное отношение к пострадавшим, а также к их родным и близким (16%), сообщения о попытках самоубийства (10%), информация о частной жизни публичных людей и излишне сенсационная подача материалов об открытиях и достижениях в области медицины (по 6 %). Причиной подобных нарушений реципиенты считают халатное отношение местных тележурналистов к своим обязанностям

Доверие аудитории - один из основных показателей успеха регионального телеканала. Аудиторию телеканала СТВ составляют в основном люди старше 55 лет (65%), активно заинтересованные в социальной и политической жизни города. От 55% до 65% респондентов считают, что телеканал не учитывает интересы молодежи, детей и интеллигенции. При этом зрители телеканала довольно высоко оценивают как работу редакции в целом, так и работу её новостного отдела.

Респонденты указали на достаточно высокое соответствие (46%) телеканала НТС аудитории семейного типа. Молодая часть респондентов (27%) доверяет телеканалу НТС, считая, что новостной блок телеканала наиболее объективно и оперативно освещает городские события. 25% опрошенных отметили, что и члены их семьи смотрят НТС больше других региональных телеканалов Севастополя. Отдавая предпочтение НТС, севастопольцы, тем не менее, остаются заинтересованными в улучшении качества телепередач, поэтому отмечают существующие недостатки: большое количество рекламы и коммерческой информации (45%), невнимание к интересам молодежи (45%) и детей (40%), неактуальность тем и ориентация на

небольшой сегмент зрительской аудитории (35%).

Именно телеканалу «Первый севастопольский» отдает предпочтение молодая часть аудитории. Около 80% респондентов в возрасте от 16 до 25 лет узнают региональные и городские новости на данном телеканале. В то же время респонденты телеканала хотели бы видеть на севастопольском телевидении сюжеты развлекательного характера, а также новости из сферы массовой культуры и шоу-бизнеса.

Мы видим, что, этическая прецедентосфера СМИ определяется тематическим наполнением информационных программ и формируется за счет баланса количества позитивных и негативных сообщений. Прецедентосфера севастопольских телекомпаний определяется сюжетами на исторические темы и о культурной жизни города, которые в 100% случаев характеризуются жизнеутверждающей манерой подачи информации и отвечают потребностям аудитории и социокультурным особенностям города. Очевиден избыток социально-политических новостей (около 70% сообщений) с негативной информационной и эмоциональной составляющей. Тема происшествий также является одной их часто упоминаемых местными телеканалами, что не соответствует представлениям реципиентов об этике и гуманности. 51% респондентов указали, что встречали на местных телеканалах Севастополя случаи нарушения правовых и этических норм деятельности журналистов. 21% респондентов в возрасте от 16 до 25 лет не смогли участвовать в исследовании, аргументировав этот тем, что не смотрят региональное телевидение Севастополя, считая его продукцию недостаточно и объективной, и качественной. От 40 до 70% зрителей разных телеканалов Севастополя отметили, что их тематическое наполнение не соответствует интересам детей и молодежи.

Вывод. Исследование показало, что региональные телеканалы Севастополя сочетают в себе признаки качественного, этически адекватного телевидения со стандартами «желтой» прессы, где основное воздействие на зрителя оказывают элементы шока, и обладают значительными ресурсами для дальнейшего развития.

Список литературы

1. Владзимирский Николай. Як з гуся вода // Н. Владзимирский // Телекритика.

- 2009. - URL: http://www.telekritika.ua/telebachennya-region/2009-07-03/46575 (дата обращения: 13.06.2014).

2. Ворошилов В. В. Журналистика: учебник / В. В. Ворошилов. - 2-е изд. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 336 с.

3. Гудков Д. Б. Прецедентные феномены в языковом сознании и межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков: дисс... доктора филол. наук. - М., 1999. - 400 с.

4. Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста: учебное пособие / Н. В. Зверева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 320 с.

5. Корнилов Е. А. Классификация социокультурных моделей журналистики / Е. А. Корнилов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 1999.

- №1. - С. 3-15.

6. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты: учебное пособие / Г. В. Кузнецов.

- М.: Изд-во МГУ, 2004. - 143 с.

7. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие / Г. В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 208 с.

Международные принципы журналистской этики. ЮНЕСКО, 1983. URL: http:// www.proobraz27.ru/upload/medialibrary/a99/ovberdkmepxvxhbckqhqeiesfm%20 qpsoohkqlbtvoxll%20tituldlttpbyihkyxdnlkxcwzvsntdzn%20mshxvsqois%20mq%20 zxpwacilakizgamaelnqdunz.pdf (дата обращения: 20.06.2014).

Население Севастополя - национальный состав, язык и т.д. // Информационный медиапортал Севастополь. - 2012. URL: http://sevastopol-tv.ru/index.php?option=com_ k2&view=item&id=5333:nasjeljenije-sjevastopolja-%20nacionalnyj-sostav-jazyk-i-td]. (Дата обращения: 04.04.2013).

Новости Крыма. О Крыме пишут негатив // Новости Крыма - 2013. URL: http:// news.allcrimea.net/news/2013/3/10/1362904200/ (Дата обращения: 10.03.2013).

Рэндалл Д. Универсальный журналист / Д. Рэндалл. - СПб.: Национальный институт прессы, 2000. - 120 с.

8. Свитич Л. Г. Социология журналистики: учебное пособие / Л. Г. Свитич. -М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2005. - 119 с.

Хартия телерадиовещателей. - URL: http://www.mediasprut.ru/info/pravo/moral. shtml#hart (Дата обращения: 10.06.2014).

Цвик В. Л. Телевизионная журналистика / В. Л. Цвик. - М.: Юнити-Дана, 2009. -496 с.

Швейцер А. Культура и этика; [пер. с нем Н. А. Захарченко и Г. В. Колшанского] / А. Швейцер. - М.: Прогресс, 1973. - 343 с.

Энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - 671 с.

Valeieva L. Ethical pretsedentosfera of news journalism on Sevastopol TV //

Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2014. - Vol. 27 (66). No 1.2 - P.111-117

The article defines the concept of «ethical pretsedentosfera» and describes its components for the modern television journalism. The results of the research content of news programs leading TV channels of Sevastopol and revealed them to the specific nature and expectations of the audience.

Keywords: ethics, television journalism, news information, Sevastopol TV.

Поступила в редакцию 01.10.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.