УДК 129
Н. П. Лазарев1, А. Н. Павлов2
Смысловые параллели якутского традиционного религиозного мировоззрения и учения Агни Йоги в отношении понятий «ийэ кут» и «огненного зерна»
гСВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия 2Объединения Кут-Сур
Аннотация. Как известно, в якутском традиционном философско-религиозном мировоззрении психофизической основой сущности вполне здорового человека выступает триединая система трех, так называемых, «кут»: «ийэ кут», «салгын кут», «буор кут». Эти три формы кут, в свою очередь, связаны между собой физическим телом посредством энергетической составляющей - «сур». Культурологический анализ творческого наследия народа - эпосов-олонхо, фольклорных произведений, а также произведений якутских классиков А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского и других позволяет легко установить, что данное подразделение на три кут является ключевым для понимания мыслей, речи и поступков персонажей в связи с теми или иными сюжетами произведений. Большинство авторов как среди писателей, так и ученых-исследователей полагает, что среди трех форм указанных кут является главной, фокальной ийэ кут. В частности, считается, что форма ийэ кут имеет божественный потенциал, человек именно посредством ийэ кут получает возможность приобретения духовных качеств от иерархии высших божественных сущностей Айыы. В настоящей работе на основе исследований ученых, литературных произведений, а также материалов, собранных приезжими краеведами, проведен анализ функциональных свойств формы ийэ кут. Найдены смысловые параллели с хорошо известным в настоящее время религиозно-философским учением Агни Йоги. Как оказалось, в Агни Йоге для описания проявлений и свойств человека также применяется подразделение на взаимосвязанные составляющие, одна из которых называется «зерно духа» и имеет схожие по смыслу с формой ийэ кут функциональные качества. Учение Агни Йоги связано с именем русской семьи Рерихов, внесших существенный вклад в синтез культур Запада и Востока, в развитии общей мировой культуры. Потенциал синтезирующей мощности системного знания, вложенного в Агни Йогу, выявляется в процессе поиска единых основ философских воззрений Востока и Запада и утверждает развитие науки и культуры в русле общечеловеческих ценностей. В связи с этим выявление общих семантических параллелей в культурно-философском плане является установлением и укреплением культурных связей между русским народом и народом саха.
Ключевые слова: кут, зерно духа, семантика, триединство, бессмертие, реинкарнация, якутское традиционное религиозно-философское мировоззрение, Агни Йога.
ЛАЗАРЕВ Нюргун Петрович - доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник НИИ математики, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. E-mail: [email protected]
LAZAREV Nyurgun Petrovich - Doctor of Physical and Mathematical Sciences, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University.
ПАВЛОВ Анатолий Николаевич - руководитель религиозного объединения «Кут-СYP». E-mail: [email protected]
PAVLOVAnatoly Nikolaevich - Editor of the local history department, KESKIL republic'newspaper for children.
N. P. Lazarev1, A. N. Pavlov2
Semantic parallels of the Yakut traditional religious worldview and teachings of Agni Yoga in relation to the concepts of «iye kut»
and «fiery grain»
1M.K. Ammosov North-Eastern Federal University 2Local history department KESKIL
Abstract. It is well known that in the Yakut (Sakha) traditional religious-philosophical worldview, the psychophysical basis of a healthy person is the system of three parts, so-called kuts (souls): iye kut (mother soul), salgyn kut (air soul), and buor kut (earth soul). These three forms of kuts depend on each other and the physical body with the help of the energy component - sur. Culturological analysis of the literature heritage of the Yakut people in the form of the Olonkho epic, folklore works, and works of the Yakut classic writers A.E. Kulakovsky, P.A. Oyunsky and others, allow us to easily establish that this separation into the three kuts is the key to understanding the characters' thoughts, speech and actions in connection with certain plots of the works. Most authors, both writers and researchers, confirm that among the three forms of these kuts, the iye kut is the main one. In particular, it is accounted that the iye kut has a divine potential, through the iye kut, a person gets the opportunity to receive personal qualities from the hierarchy of the highest divine beings of Aiyy. In the present work, on the basis of research of scientists, literary works, as well as materials collected by visiting local historians, an analysis of the functional properties of the form iye kut was carried out. The teachings of Agni Yoga are associated with the name of the Roerich family, who made a significant contribution to the synthesis of cultures of the West and the East, and to the development of the common world culture. The potential of the synthesizing power of the system knowledge contained in Agni Yoga is revealed in the process of searching for the common foundations of the philosophical views of the East and the West and contributes to development of science and culture in line with universal values. In this regard, identification of common semantic parallels in cultural and philosophical terms is an establishment and strengthening of the cultural ties between the Yakut and Russian peoples.
Keywords: kut, seed of the spirit, semantics, trinity, immortality, reincarnation, Yakut (Sakha) traditional religious-philosophical worldview, Agni Yoga.
Введение
Важную роль в якутском традиционном религиозном мировоззрении (далее ЯТРМ) несет концепция об устроении человека, а именно считается, что психофизическая основа человека состоит из трех взаимосвязанных форм: «ийэ кут», «салгын кут», «буор кут» (далее, когда речь идет в совокупности об этих формах будем писать кут-формы) [1-20]. Согласно ЯТРМ эти три формы насыщались энергией «cyp», нисходящей от высших божественных существ, которые имели свою определенную иерархию и назывались «Айыы». В отношении описания характеристик и функциональных свойств кут-форм посвящено много работ, среди которых [1-7, 12-19], а также литература и обзор исследований в [7,17]. В работе [15] приведен широкий круг сведений и источников, касающихся обрядов якутов, их представлений, связанных с рождением и смертью человека, его реинкарнации. Отметим работу [10], в которой проведен анализ философского содержания кут-форм, а также проведено сопоставление на фоне известных мировых религиозных и философских систем. В работе [17] автор сравнивает концепции «кут» и «душа», рассматриваемых в соответствии с определениями и рассуждениями известных философов-классиков мирового уровня. В этой же монографии [17] на основе кут-форм проведен анализ концепций ученых-основателей теории психоанализа и аналитической психологии З. Фрейда, А. Адлера, К. Г. Юнга с точки зрения триединых потребностей человека, интерпретированы взгляды ученых-культурологов Л. А. Уайта, П. А. Сорокина, М. Мосса, М.С. Кагана и др. через призму тринарности культуры, вытекающей из свойств трех кут-форм.
Педагогические аспекты кут-форм можно найти в [9]. На основе работ [1, 3, 9, 17, 18, 19] можно легко сделать вывод о том, что подразделение на три взаимосвязанные составляющие,
а именно их смысловое содержание мотивирует личность к стремлению приобретения высоких духовно-нравственных качеств, определяет соотношения между сущностными духовными потребностями человека и второстепенными.
Следует отметить, что в XIX веке и в начале XX века религиозное мировоззрение якутов не было зафиксировано старцами-носителями веры в канонизированной единой цельной печатной форме - возможно из-за влияния властных структур СССР и Российской Империи. По этой причине в вопросах изучения ЯТРМ важно пользоваться источниками, имеющими обоснованный научный авторитет - это народные эпосы, ранние работы носителей якутской культуры, написанные до первой половины XX века: А. Е. Кулаковского, А. И. Софронова и др. Научный интерес представляют также ранние материалы приезжих ученых и этнографов: В. Л. Серошевского, И. А. Худякова и др. Детальный обзор литературы, отражающей традиционные религиозные воззрения якутов, можно найти в [12].
Значительный вклад в систематизацию религиозных представлений на основе изучения материалов, относящихся к литературному наследию (опубликованному до первой половины XX века), архивным и краеведческим материалам, внесло общество «Кут-Сюр». В работе члена общества Кут-Сюр, канд. филол. наук Л. А. Афанасьева «Айыы Суола» (см. [1]) (в переводе «Божественный путь») были систематизированы религиозные представления народа Саха. Относительно тех или иных положений, используемых в «Айыы Суола», в самом тексте указанной работы, а также в работе «Доктрина Кулаковского» [16] даны обоснования и соответствующие ссылки на источники-носители ЯТРМ, например, на известные фольклорные произведения, на работы А. Е. Кулаковского, Г. В. Ксенофонтова и др. Важно подчеркнуть, что содержание книги Айыы Суола имеет цельный системный характер и представляет собой синтез якутских традиционных религиозных представлений.
Большим заделом в сохранении и развитии якутской культуры, в частности, в осмыслении кут-форм и их значения в личной и социальной жизни с точки зрения современного мировоззрения, является работа [18], написанная самобытным якутским философом, мудрецом, народным мастером Якутии, автором целого ряда работ по якутской культуре и прикладному искусству Б. Ф. Неустроевым. Отметим, что в оформлении современных конфессиональных новообразований у носителей якутской культуры имеют влияние работы В. А. Кондакова и его последователей [20]. Подробнее о состоянии якутского религиозного мировоззрения к концу XX века, началу XXI века написано в [15].
Известно, что в укреплении культурно-духовных связей между народами очень важно искать и находить сходство, родственные мотивы между соответствующими религиозно-философскими воззрениями. В настоящее время значительное признание в среде российских граждан нашло религиозно-философское учение Агни Йоги [21], органически связывающее духовные и научные представления. Отметим, что оно было опубликовано с помощью усилий выдающегося философа современности, носительницы русской культуры Е. И. Рерих. Вклад выдающейся в духовном, культурном и научном смысле семьи Рерихов в развитие российской и мировой культуры приносит свои плоды и имеет значительный творческий потенциал для будущих перспектив.
Авторы настоящей работы нашли ряд смысловых параллелей, которые проливают свет на глубокую связь этих двух философско-религиозных систем знаний. Выделено шесть функциональных свойств формы «ийэ кут», например, с помощью ийэ кут устанавливается связь с природой, высшими сущностями; ийэ кут является основой для реинкарнации и т.д. Установлено, что по этим шести свойствам имеются семантические параллели в категории «зерна духа» учения Агни Йоги. В работе применены методы: семантического анализа, классификации, контекстного анализа, компаративного анализа.
Краткий обзор трех кут человека и его энергетического аспекта в ЯТРМ и установление соответствующих понятий в Агни Йоге
Дословный перевод трех кут: «буор» - земля, почва, «салгын» - воздух, «ийэ» - мать, слову «кут» в данном словосочетании по смыслу подходит слово «душа», или словосочетание
«форма души». Более подробно с семантикой словосочетаний буор кут, салгын кут, ийэ кут можно ознакомиться в [17].
Форма ийэ кут считается главной среди всех трех составляющих и является жизненесу-щим началом [1, 6, 11, 22], с помощью которой человек имеет возможность получать помощь Высших сил (Высшие силы в ЯТРМ, персонифицированы в виде девятиуровневой иерархии высших сущностей, божеств -Айыы [1, 3, 4, 6]).
С помощью формы салгын кут сознание человека со средоточием в форме ийэ кут имеет возможность управлять психоэмоциональной сферой, т.е. эта форма дает возможность проявления мыслей и чувств человека [1]. Управление формой салгын кут в духовном плане в соответствии с комплексом рекомендаций от девяти высших божеств Айыы дает человеку доступ к божественному потенциалу, заложенному в форме ийэ кут. Форма буор кут соответствует проявлениям и состоянию физического тела. Отметим, что буор кут не тождественна физическому телу [1, 12]), эта форма позволяет осуществлять связь между формами салгын кут и физическим телом [1]. Указанные три формы взаимосвязанно функционируют в живом человеке, воплощенном в тело человека. При этом известно, что после смерти человека форма ийэ кут не исчезает [1, 2, 11, 15], более того, она имеет возможности развития и продолжения жизне-проявления после смерти [1, 2]. Согласно работе [11], после смерти человека форма салгын кут остается блуждать в воздухе, а буор кут остается в земле вместе с телом. Представления якутов о загробном существовании и перерождении подробно изложены в [15].
Согласно с ЯТРМ, жизненные, психические, творческие силы человека напитываются Высшими силами посредством энергии «cyp» [1, с. 18, c. 47, c. 103, c. 108, c. 156]. В работах А. Е. Кулаковского: «Cyp - олицетворение энергии и силы воли, вообще психики человека» [22]. На основе вышеизложенного мы видим функционально обоснованное подразделение духовной сущности человека на три базовые структуры, т.е. кут-формы и энергетическую составляющую cyp.
В Агни Йоге структурирование проявлений человека проводится на основе базовых составляющих форм. В частности, свойствами, аналогичными качествам ийэ кут и салгын кут, обладают зерно духа и астральное тело соответственно. Так же, как и форма салгын кут, в Агни Йоге астральное тело является второстепенной, вспомогательной формой, например: «Но следует всегда иметь в виду, что астральное тело необходимо для жизни на физическом плане, ибо оно есть мост связующий, но при переходе в высшее состояние оно, так же как и сброшенное физическое тело, уже рассматривается как сор» [23] (Письмо от 14.01.1938 Е. И. Рерих - В.М. Сеплевенко). В работе А. И. Клизовского, написанной на основе Агни Йоги, автор пишет, что посредством астрального тела «вновь воплотившийся человек будет выражать свои желания, свои страсти и эмоции» [24].
Мы полагаем, что форме буор кут соответствует эфирное тело, которое упоминается в параграфах учения Агни Йоги, и характеризуется в письмах Е.И. Рерих следующим образом: «Эфирное тело утверждает тело физическое и укрепляет астральное, являясь связью между этими двумя телами» [23] (Письмо от 01.08.1934 Е. И. Рерих - А. М. Асееву). Чуть выше в этом же письме находим: «эфирное тело после смерти человека остается в земном притяжении и быстро разлагается» [23]. Что вполне согласуется со свойствами буор кут.
Энергетические аспекты психофизической деятельности человека в Агни Йоге полностью связаны с понятием «психической энергии» человека, которая зависит от качества сознания индивидуума и его духовной связи с высшими сущностями, например: «Так мудрый врач, прежде всего, озаботится узнать, как стоит условие психической энергии и как она созвучит с Высшими Силами?» [21] (Мир Огненный, ч. 2, §194). Как видно из краткого сопоставления, для каждой из трех кут-форм и категории cyp имеются подходящие по смыслу понятия в Агни Йоге, описывающие соответствующие по смыслу свойства человека.
Описание свойств ийэ кут в ЯТРМ
Форма ийэ кут служит основой для жизни человека как на земле, так и для внетелесной жизни его духовной составляющей после смерти. Перед очередным воплощением в виде че-
ловека это жизнесущее начало, форма ийэ кут спускается с Высших восточных небес, обиталищ божеств Айыы, проходя по Божественному пути (Айыы суола) через девятиуровневые небеса [1]. На каждом из девяти уровней живут божества Айыы, которые могут наделять (одаривать) воплощенных людей определенным личностным качеством или энергией. Благодаря тому, что ийэ кут проходит через все пространства, насыщенные свойствами божеств Айыы, ийэ кут имеет божественные потенциальные возможности, которые могут обусловить после воплощения человека способности, касающиеся знаний и информации, а также приобретения духовных качеств. В последующих разделах настоящей статьи выделим свойства ийэ кут, в соответствии с которыми мы найдем аналогичные свойства зерна духа в Агни Йоге.
Свойства формы ийэ кут, касающиеся перевоплощения и сохранения этой формы в послесмертном состоянии
Свойство формы ийэ кут относительно беспрерывного поддержания жизни в обобщенном смысле: «Ийэ кут -Мэлдьи кэхтибэт олох» [1, с. 14]. Перевод: «Форма ийэ кут - бессмертная жизнь.» Далее приведем отрывок о возможности трансформации ийэ кут в виде ребенка: «...Ийэ кут Орто Дойдуга киирэн оро буолан тврууругэр» [1, с. 13]. Перевод: «...Форма ийэ кут при рождении в Срединном мире в виде ребенка». Возможность жизнепроявления формы ийэ кут после земной жизни в внетелесном виде также отражена, например, в следующем тексте: «КиЫ олоро Орто Дойдуга олорунан эрэ буппэт. Ийэ кут уунэ-увскуу турар аналлаах, онон киhи кэскилэ иннигэр квhв турар» [1, с. 8]. Перевод: «Человеческая жизнь не ограничивается только жизнью на земле. Форма ийэ кут предназначена для процессов беспрерывного развития и проявления, поэтому светлые будущие перспективы человека совершенствуются беспредельно». Возвращение формы ийэ кут в введение божеств написано в следующем тесксте: «Бото болдьоро туолан бытарыйар, ийэ кут Айыыларга квhвр» [1, с. 21]. Перевод: «После наступления назначенного срока, ийэ кут переходит к божествам Айыы». Форма ийэ кут, отделяясь, переходит после смерти человека во введение верховного бога Урук Айыы Тойона (Юрюнг Айыы Тойон в переводе на русский - Белый священный господин) и сохраняется (в условиях, поддерживающих такую форму жизни) до следующего воплощения в виде человека. Содержание предыдущего предложения явственно содержится в следующем отрывке из обращения почтенного старца к божествам Айыы во время обряда благословления: «Хара буорга хаппахтанар куммутугэр харьАыктаах куппутун халлааккар харайталаар, ийэ буорга ииннэнэр куммутугэр ийэ куппутун илдьэ барыталаар, Орто дой-дуттан уларыйар куммутугэр оппут кутпутун оро гыныталаар» [2, с. 72]. Перевод: «В черную землю когда придет пора уходить, оберегаемую форму сбереги на небесах своих. В яму матери-земли когда настанет день ложиться, ийэ кут возьми к себе. Со срединного мира когда придет день трансформации, оставшуюся кут нашу сделай ребенком». В научных работах А.Е. Кулаковского также написано о том, что ийэ кут продолжает жизнь после смерти: «По смерти человека на тот свет путешествует именно эта душа» [22, с. 59]. Эту же точку зрения Кулаковского подтверждает А.А. Попов: «Ийе-кут - главная душа, жизненное начало; она уходит во власть божеств, испытывая разные превращения» [11, с. 451].
Имеется целый ряд сведений, указывающих на наличие представлений о перерождении (реинкарнации) людей, без указания к какому именно кут относится это свойство. Так, в трудах русского этнографа И.А. Худякова находим: «У якутов есть тоже поверье, что иной человек родится два или три раза. Будто бы некоторые дети, только что выучившись говорить, рассказывают, что прежде они были такими-то и такими-то людьми. Такой человек называется у якутов «киИи Yeрэ»« [25, с. 191]. В монографии «Шаманизм» про Ааджа-Шамана написано: «Передают у нас слова, будто бы им когда-то сказанные: «Сначала я был тунгусским шаманом, но однажды, разыскивая потерявшихся оленей, напоролся на пальму (оружие охотника) и умер, а затем родился снова среди якутов» [26, с. 66].
Приведем выдержки из работ известного этнографа В.И. Приклонского: «Душа безсмертна и может воплощается несколько разъ.» [27, с. 131]. «Души людей всегда безвинны; до ново-
го воплощешя проводятъ свою жизнь въ небесномъ пространств^ беззаботно, какъ бабочки» [27, с. 132]. В этом тексте автор использует русскую терминологию, поэтому применяет слово «душа» в указанных сведениях. Приводим его понимание кут (кутъ) в следующей ссылке: «Душа назы-вается по-якутски - кутъ, какъ духовное доброе существо» [27, с. 132].
Представления о возможной жизни ийэ кут человека без воплощений на Земле
Поскольку форма ийэ кут является базовой основой духовной жизни, то, когда в ЯТРМ говорится о внетелесной жизни человека, то подразумевается жизнепроявление трансформированного сознания человека на основе формы ийэ кут. В соответствии с работами профессора Р. И. Бравиной для великих шаманов применялись отличные от обычных людей обряды при погребении. В ее работе находим: «Великие шаманы после троекратного воскресения/возрождения, исчерпав полностью вложенную в них энергию, покидали насовсем мир людей и отправлялись в дьабын» [14, с. 183]. В словаре Э. К. Пекарского записаны следующие варианты переводов: дьабын - 1) безвестная даль; 2) место пребывания злых духов (абаасы), загробный мир, куда отправляются шаманы после смерти. В книге «Итэ^эл тылдьыта» Л. А. Афанасьева под дьабын понимается место, откуда не возвращаются. При этом дьабын находится в Верхнем Мире (Мир божеств Айыы) [13]. Однако здесь же упоминается, что по некоторым источникам, дьабын есть также и в Нижнем Мире (Мир дьяволов) [13].
По данным В. Л. Серошевского, «Великие шаманы, умирая, уносят с собой иногда эмэгять на небо и тогда превращаются навсегда в небесных духов; большинство последних бывшие шаманы; если эмэгять не переселился на небо, раньше или позже должен непременно проявиться на земле (Намск. ул., 1889 г.)» [28, с. 605]. В данном контексте слово эмэгять В. Л. Серошевский переводит на русский следующим термином: дух-покровитель.
При исследовании достижения людьми (точнее, их духовной сущности) высших божественных уровней Айыы обратимся к монографии Г. В. Ксенофонтова «Шаманизм». В главе «Кангаласские якуты» приведены материалы о шаманке Кюёгэйэр (Матрена). В частности, про нее написано, что она начала шаманить с 9 лет и «перед смертью будто бы сказала: «Если моя смерть будет сопровождаться ветром и бурей (досл. «если я отправлюсь с ветром и бурей» ), то в этот край не возвращусь больше и мои люди будут жить счастливо» [26, с. 57]. В рассказе Н. У Попова (76 лет, Зап. Кангаласский улус от 17.01.1925) приводится: «У моего старшего брата много лет тому назад заболела жена. Он пригласил шамана и по его указанию посвятил духу шамана Кунньааса, ставшему «Айыы», кобылицу с вороным крыланом на оплечьях в качестве «ытыка» для постоянного почитания...» [26, с. 222]. В этом же источнике (на стр. 214), находим материал от А. И. Петрова (67 лет, Зап. Кангаласский улус, запись 1921 г., август): «Когда Арджа-шаман приготовился к вознесению моления - алгыс к «Юрюнг-Айыы» (Белому Создателю) и «Айыы - Буолбуттарга» (ставшим айыы, «небожителями»«. К этому тексту Г.В. Ксенофонтов приводит следующее примечание: «Примечание: «Айыы буолбут» - «ставший Айыы». Это выражение употребляется как нарицательное имя для некоторых общеизвестных духов умерших, а в отношении местного всем известного духа заменяет и собственное имя, ибо последнее предпочитают не произносить, боясь потревожить страшную особу. В древности, видимо, это было общим обозначением всех тех умерших людей, которые по каким-либо признакам признавались ставшими духами (по якутским понятиям не всякий человек превращается в духа). Поэтому наиболее правильным переводом этого выражения было бы «просвятившиеся, ставшие святыми», если позволительно какое-либо сравнение первобытного народа с историческими.
В разговоре и в молитвенных обращениях слово «айыы» употребляется часто в одинаковом значении со словом «тангара», напр.: «айыылаах, тангаралаах киси» - человек, имеющий духов - покровителей, свои божества; «айыыбыт, тангарабыт эргийдэ» - обернулся к нам наш святой дух, наше божество; «агыс айынг артыалластын, тогус тангаранг догусуолластын» -пусть восемь духов покровителей да сопутствуют тебе, а девять твоих божеств да будут твоими провожатыми» [26, с. 246].
Согласно записанному И. А. Худяковым тексту речи шамана на ысыахе приведем следующий отрывок: «Биир татаар биэлээх Эллэй Айыы Yвскээбитэ - тврYвбYтэ макай KYHYс бу ыкыа§ы бу татаар биэтин кымьАын мунньан, ьАыах окорбута» [25, с. 261]. Этот текст имеет авторский (И. А. Худякова) перевод: «В начале веков, когда зачинался-родился имевший одну паршивую кобылу Ёллёй-святой, накопивши кумыс этой паршивой кобылы, он сделал ысыах» [25, с. 259].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что некоторый божественный уровень Айыы (уровень, не предполагающий воплощение божеств Айыы в виде людей) представлялся для осведомителей-информантов того времени вполне достижимым для великих шаманов или же, в соответствии с приведенным примечанием Г. В. Ксенфонтова, для святых людей. Здесь уместно отметить, что согласно исследованиям А. А. Попова шаманы строго подразделялись на белых-добрых (айыы ойууна) и черных-злых (сиэмэх ойуун) [11].
Страх перед «ставшими Айыы» возможно связан с тем, что люди часто не выполняли обещания, принятые перед шаманами.
Обладание формой ийэ кут знаниями, духовными качествами и навыками.
Форма ийэ кут, согласно книге «Айыы Суола», обладает абсолютными качествами, обусловленными происхождением этой формы из высших миров, в ЯТРМ: «Айыы Yврэ§э ийэ кукка Итэ§эл быАыытынан икэ сылдьар» [1, с. 12]. Перевод: «Учение Айыы (т.е. Учение божеств Айыы), вживлено в форму ийэ кут в виде веры.» Свойства формы ийэ кут отражает, например, текст: «Идэ киЫ ийэ кутугар тврYKY баар» [1, с. 102]. Перевод: «Потенциальное свойство что-либо делать, производить содержится в форме ийэ кут с самого рождения». Для того, чтобы привести еще пример, укажем на следующий отрывок: «КвхсY кэкээhинэ диэн холку буолар ааттанар» [1, с. 102]. Данный отрывок переводится как: «Под расширением спины понимается приобретение уравновешенности». Далее в связи с этим на той же странице находим: «КвхсY киэк буолар кыа^а ийэ кукка тврYKY баар» [1, с. 102], что означает: «Возможность приобретения уравновешенности содержится в форме ийэ кут с самого рождения».
Вообще, каждое семейство Высших божеств Айыы, живущее на своем уровне из существующих девяти, наделяет отдельного человека определенным свойством или силой - в соответствии с мерой исполнения священных заветов этого семейства. В этой связи можно привести следующие соответствия в краткой форме. Хас биирдии Айыы бэйэтин CYPYн биэрэр: АйыыАыт - ыал CYPYн; Иэйиэхсит - доруобуйа CYPYн; Дьвhвгвй - Yлэ CYPYн; Хотой Айыы -тэрээЫннээх, тYмCYYлээх буолар CYPYн; Улуу Суорун - идэ CYPYн; Аан Дьааhын - дьик CYPYн; Билгэ, Такха, Дьыл§а - билии CYPYн; Одун уонна Чыкыс - турук CYPYн; YрYк Айыы Тойон - тыынньа (тыын) сYPYн . Это означает, что каждое божество Айыы (или же его семейство) дает свою определенную энергию, позволяющую развить в себе то или иное качество: Божество Айыысыт - энергию семейных отношений; Божество Иэйиэхсит - энергию здоровья; Божество Дьёсёгёй - энергию трудолюбия, трудовых отношений; Божество Хотой Айыы -энергию организованности, организаторских способностей; Бо-жество Улуу Суорун - энергию специальности, професии; Божество Аан Дьаасын - энергию распознавания истины; Божества Билгэ, Танха, Дьылга - энергию образования, знания на уровне чувств; Божества Одун и Чын-гыс - энергию уравновешенности сознания, уверенности; Верховное Божество Юрюнг Айыы Тойон - энергию духовности, следования заветам, указаниям божеств Айыы.
Связь ийэ кут с Высшими сущностями (Айыы) и с природой
Наличие такой связи подтверждает предложение: «Ийэ кут - YрYк Айыы соро§о» [19, с. 45]. Перевод: «Форма ийэ кут является частью Юрюнг Айыы». Соотношение Верховного Бога Юрюнг Айыы Тойон к ийэ кут записано также в таком виде: «Ийэ кут YPYк Айыы Тойонтон айдарыылаах, Айыы халлааныттан туттарыылаах. Бу кут киhи Айыл§аны кыт-та ситимнэhэр кыа§ын быАаарар» [1, с. 53]. Перевод: «Форма ийэ кут сотворена Юрюнг Айыы Тойоном. Поддерживаемая высшими небесами (сфер) Айыы. Эта форма задает воз-
можность взаимосвязи с природой». Ряд исследователей отмечает, что взяв ийэ кут у Юрюнг Айыы Тойона, богиня Айыысыт (АйыыАыт) внедряет его матери ребенка [22] или же передает отцу ребенка [19].
Связь формы ийэ кут с самоосознанием человека
Отметим также связь самоосознания человека с формой ийэ кут: «Мин ийэ куттан ту-тулуктаах, ийэ кут хайдах сананара Мин буолар. Мин диэн киhи Бэйэтэ баарын билиитэ» [1, с. 134]. Перевод: «Само-осознание зависит от формы ийэ кут, то как сознает себя форма ийэ кут - это и есть самоосознание. Самоосознание человека - это знание того, что он есть». О том, что самоосознание содержится в форме ийэ кут, можно заключить также на основании сведений о перерождениях шаманов и обычных людей [15].
Связь формы ийэ кут с сердцем человека
Сначала приведем тот факт, что в якутских эпосах часто о сердце (сурэх) говорится с эпитетами, среди которых: «тойон болгуо сурэх», что можно перевести как «единый господин сердце» или «железный, твердый господин сердце». Также встречается выражение «тойон сурэх» - «господин-сердце». Косвенно, отсюда можно сделать вывод о том, что высшая, главная форма ийэ кут связана с физическим органом, представляющим ее в организме человека, - сердцем. Имеется ряд работ, в которых пишется, что форма ийэ кут связана с сердцем, а именно: она живет в сердце. Далее приведем выдержки текстов: «Ийэ кут киЫ сурэрэр олорор» [19, с. 119]; перевод: «Форма ийэ кут живет в сердце человека.» В работе И.С. Портнягина написано, что: «Ийэ кут обитает в сердце и в теменной части мозга» [9, с. 20]. А.А. Попов записал информацию, по которой ийэ кут обитала в сердце человека, земля-душа находилась в ушах человека, откуда она по вечерам выходила и показывалась человеку, если он должен был скоро умереть [4]. Отметим, что есть и другие указания на другие органы человека, в которых, как считалось, живет ийэ кут, например, в затылке [10], или же говорится, что «Ийэ кут - киhи этэ-хаана», перевод: «Ийэ кут - это кровь и плоть человека» [29, с. 36]. Божество Аан Дьаасын (Аан Дьааhын) дает достойному человеку, достигшему в своем духовном совершенствовании шестой божественной сферы, благословение, дар со следующими свойствами: «Бу алгыс урук тыын буолан киhи сурэрин туhунан мустар, киЫэхэ дьики билэр, кырдьыгы араарар дьоруру уhугуннарар» [1, с. 106]. Перевод: «Это благословление, приняв форму белой жизнетворящей субстанции, накопляется в области сердца, дает человеку способность осознавать истинную суть, различать правду». Как пишется в [19], ийэ кут это - своеобразная дверь, через которую приходят высшие силы божеств Айыы: «Ийэ кут диэн аан, Айыы кYYhэ тахсар аана» [19, с. 120]. Поэтому, поскольку ийэ кут живет в сердце, можно сказать, что все высшие влияния и связи идут через сердце.
Описание свойств зерна духа в Агни Йоге
В Учении Агни Йоги зерно духа представляет собой жизненную основу человека, эта та часть человеческой сущности, которая дает возможность жизни человеку на Земле. Эта невидимая форма не исчезает в процессе смерти, а отделяется от физического тела и является основой внетелесной жизни. Эта форма также отвечает за связь духа в воплощенном или раз-воплощенном состоянии с Высшими Силами и природными, космическими энергетическими явлениями: «....зерно духа живет в беспрерывности. Не только оно живет, но оно отвечает космическому магниту...» [21] (Надземное, 871). Далее выделим те положения, которым мы нашли относительно зерна духа функциональные характеристики, аналогичные по смыслу свойствам ийэ кут в ЯТРМ. Для удобства разделы приводятся в той же последовательности, что и для разделов по свойствам ийэ кут.
Свойства зерна духа, касающиеся перевоплощения и послесмертного состояния
Свойство непрерывности жизни на основе зерна духа написано, например, в следующем отрывке: «Урусвати знает сущность беспрерывности. Большинство людей страшится такого естественного качества. Люди изобретают много предположений, чтобы найти желанные перерывы бытия. Одни полагают, что сонливость есть уже такой перерыв, но они забывают,
что сон есть обновление ритма и прикасание к Силам Высшим. Но другие идут еще дальше, надеясь, что так называемая смерть пресекает жизнь. Они не хотят понять, что уход от земного состояния есть лишь некоторые изменения сущности человека.
Явление беспрерывности есть красота Мироздания. Можно понять напряжение. Можно облечься в новое одеяние, но зерно духа живет в беспрерывности. Не только оно живет, но оно отвечает космическому магниту.» [21] (Надземное, §871).
При этом так же, как и в якутском мировоззрении, ийэ кут после смерти человека, зерно духа имеет возможность быть воплощенным в виде человека, т.е. функционировать в виде сущностной, базовой основы для реинкарнации (после смерти индивидуума, огненное тело), например: «Можно видеть, как издревле люди постигали закон перевоплощения для того, чтобы в судорожном гневе снова отвергнуть его. Причина жреческого отрицания понятна - каста защищала свои прерогативы, а закон Бытия мог уравнять права людей» [21] (Аум, §264). Возможности развития (сравниваем с вышеприведенным текстом из [1, с. 8]) зерна духа во взаимодействии с долговременными энергиями ясно написаны в тексте: «Ведь Чаша имеет в себе все вековые накопления, которые собираются вокруг зерна духа» [21] (Мир Огненный, ч. 3, §49).
Представления о возможной жизни зерна духа без воплощений на Земле
В Агни Йоге утверждается, что духовная сущность человека (или дух) может совершенствоваться беспредельно, дух может преодолеть человеческую степень эволюции и достичь степени Архата, степень которого позволяет совершенствоваться и жить Архату без необходимости обязательного воплощения. При этом, как указано в предыдущем разделе, основой такой формы жизнепроявления является зерно духа, которое живет в беспрерывности.
Об этом, в т.ч. об эволюционной степени Архата, написано в письмах Е.И. Рерих: «Мы освобождаемся от земного воплощения, лишь когда все наши энергии настолько сублимировались, что дальнейшее пребывание на Земле ничего не может дать нам « ([23]. «Достижение сознательного существования или сохранения полного сознания во всех оболочках и во всех Сферах и есть величайшее достижение Архата. Это и есть Амрита, или истинное бессмертие. Потому все усилия Владык и направлены на расширение сознания человечества, на развитие ментального тела, на пробуждение высшего устремления для создания магнитного тока или вихря, влекущего дух в Высшие сферы» [23].
Обладание зерном духа знаниями, духовными качествами и навыками
В Агни Йоге зерно духа имеет по своей сути качества ясного и полного знания, распознавания. Далее приведем выдержки из Агни Йоги: «Потому зерно духа знает все законы творчества и дух, знающий свою сущность, ищет связь с высшими сферами» [21] (Беспредельность, ч. 2, §659). «Распознавание есть одно из наиболее выраженных огненных качеств. Это не чувствознание, но как бы отблеск языка Огненного Мира. Действительно, не по словам судит человек с открытыми центрами, он понимает все внутреннее значение речи. Если бы все судьи были на таком уровне огненного распознавания, то много проступков оказалось бы в ином свете. Но такое распознавание нужно воспитывать. Оно в зерне духа существует, но нужно призвать его из хранилища Непроявленного» [21] (Мир Огненный ч. 1, §660). «Когда дух может найти свое зерно и познать свои оболочки, которые его окружают, тогда он может понять красоту Космоса. Шелуха, которая накопилась на человеческом духе, закрыла пути к утверждению, потому нужно Нашим сотрудникам познать, что шелуха не принадлежит Нашим условиям» [21] (Беспредельность, ч. 2, §375). О том, что зерно духа и окружающие его энергии задают духовные качества индивидуума, выражается, например, в тексте: «Среди детей можно наблюдать, когда они произносят услышанные слова и когда свои собственные; по этой границе можно отличать наследие воплощений. Легко можно наблюдать истинный унаследованный характер и собирать ценные особенности. Даже среди самых первых выражений ребенка можно представить себе его внутреннее сознание. Он не случайно обратил внимание на те или иные предметы. Также очень значительны слова нежданные, произнесенные в самом
младенчестве. Мы уже говорили почти о том же, но сейчас упоминаем со стороны огненной энергии. Можно наблюдать, что в детстве много электричества в теле, как бы то же количество, как у взрослых, значит - элементы огненного тела вложены полностью. Зерно духа уже заложено» [21] (Мир Огненный, ч. 3, §503).
Связь зерна духа с Высшими сущностями (Иерархи, Владыки, Водители) и с природой
В Агни Йоге находим: «Потому зерно духа насыщается космическим лучом Иерарха. Когда самый высший принцип заключает в себе потенциал огня, то утверждается, как наивысший принцип, чистый огонь духа Иерарха. Так будем помнить наших духовных Водителей. Так будем чтить закон Иерархии!» [21] (Агни Йога, Беспредельность, ч. 2, §548). Отметим, что Иерархия в Агни Йоге понимается как высоко организованная система высших сущностей, творцов, являющихся носителями и источниками жизнеутверждающих сил и возможностей как для людей, так и для всей Природы. Связь огненного зерна духа с природой, а точнее, его более общая связь с космосом написана, например, в виде: «Когда дух может найти свое зерно и познать свои оболочки, которые его окружают, тогда он может понять красоту Космоса» [21] (Агни Йога, Беспредельность, ч. 2, §375).
Связь зерна духа с самоосознанием человека
Далее приведем текст из писем Е.И. Рерих, поясняющий понятие огненного зерна духа: «Так во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала - духовное, психическое и физическое - дух, душа и тело. В восточных Учениях эти три основных начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятиричным, шестиричным и семиричным подразделением; последнее подразделение было принято Махатмами в «Тайной Доктрине». Так высший, или основной, синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи [часто называемый духовной душой, в отличие от человеческой-животной души], образуя, таким образом, монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Ego. Далее следует пятый принцип Манас -самоосознание, или мыслитель [высший разум], и эти три принципа составляют высшую триаду, или уже сознательное бессмертное Ego человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или, как говорят восточники, его низшее Ego. Так в Учении (Агни Йоги) именно это высшее Ego, эта триада часто обозначается как зерно духа, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле...» [23] (Письмо от 11.06.1935).
Особая связь зерна духа с сердцем
Зерно духа является высшей, насыщаемой Иерархией, основой, накопленная вокруг него энергия есть сознание. Соответствующий текст: «Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманация зерна изменяется в зависимости от роста сознания. Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание» [21] (Агни Йога, §275). Связь сознания с сердцем написана в следующем отрывке: «Уже знаете, как медленно нарастает сознание, настолько же не быстро преображается и дом сознания - сердце. Потому нужно принять, что не мысливший о сердце не преуспеет и в сознании. Правда, сердце, в сущности своей, не оторвано от высших сфер, но нужно претворить этот потенциал» ([21] (Сердце, §358). Как видим из следующих отрывков, высший потенциал зерна духа может вызвать высшие свойства сердца: «запомним, что зерно духа может спать или сиять бодрствованием. Только этим светом создается магнит сердца, который привлекает в лоно свое отпущенные части духа. Большая разница отпускать или растерять. Так можно запомнить, что спящее зерно духа, если и обуславливает жизнь, то все-таки допускает все свойства бездушия» [21], (Мир Огненный, ч. 1, §375); «Истинно, лишь сердце может вникать во все действия, во все побуждения, во все сущности, являя распознавание...» [21] (Мир Огненный, ч. 3, §101); «Предпочтительно уговорить себя в том, что сердце
вовсе не наш орган, но дано для высших сношений. Может быть, если люди начнут считать сердце чем-то ссуженным свыше, они отнесутся более бережно...» [21] (Сердце, §389).
Связь духа с Высшими силами (или с Иерархией) устанавливается с помощью серебряной нити, исходящей из сердца: «Известна достаточно нить, соединяющая физическое тело с тонким во время выхода последнего. Так же точно должна быть очувствована нить серебряная по Иерархии. Нельзя представить ее, как нечто отвлеченное, она существует так же, как смерч, в котором сливаются небо и земля. Само образование нити серебряной, по своему спиральному построению, сходно со смерчем. Когда набухает энергия сердца в любви и в преданности, тогда полетит в пространство сияющая спираль и, конечно, по закону притяжения встретится с лучом Учителя.» [21] (Сердце, §250); «Так между отвагою мудрости и безрассудством предательства лежит лишь сердце. Оно охранит и отворит Врата Иерархии. Меньше ошибется следующий по серебряной нити от сердца своего до сердца Учителя» [21] (Иерархия, §445). Отметим, также, что из четырнадцати книг в первом издании Агни Йоги одна из них называется «Сердце».
Заключение
В настоящей работе нами выявлены смысловые параллели между понятиями ийэ кут в ЯТРМ и зерно духа в Агни Йоге. Найденные параллели можно представить в виде следующей таблицы.
Таблица 1
Свойства, касающиеся перевоплощения и после-смертного состояния. Представления о возможности жизнепроявления без воплощений на Земле. Обладание знаниями, Духовностью, качествами и навыками. Связь с Высшими сущностями и природой. Связь с самоосознанием человека. Сердце как вместилище, средоточие, связь с Высшими силами.
Ийэ кут + + + + + +
Зерно духа + + + + + +
Найденные смысловые параллели выявляют семантическую связь между философско-религиозными воззрениями в традиционной якутской культуре и известным учением Агни Йоги.
Отметим, что есть смысловые параллели и по другим философско-мировоззренческим понятиям. Указанные здесь смысловые параллели для понятий «ийэ кут» и «зерна духа» отражены по некоторым основным характеристикам. Тематика взаимосвязи Агни Йоги и ЯТРМ весьма интересна с точки зрения многих научных дисциплин, например, психологии, культурологии, педагогики и т.д.
Литература
1. Афанасьев Л. А. Айыы суола. - Якутск: Бичик, 2002. - 160 с. (на якутском яз.)
2. Кулаковскай А. Е. ХоЬэоннор. Тылбаастар. вс хоЬэонноро. Таабырыннар. Рефераттар. - Якутск: Бичик, 2008. - 192 с. (на якутском яз.)
3. Гоголев А. И. Мифологический мир якутов: божества и духи-покровители. - Якутск: Изд-во Центра культуры и искусства, 1994. - 32 с. (на якутском яз.)
4. Попов А. А. Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского округа // Сб. МАЭ. 1949.
- Т. 9. - С. 255-323.
5. Петров М. Н. Салгын кут - Саха итэ^элин туhунан 2-с конференция. Дакылааттар. - Якутск, 1996.
- 61 с. (на якутском яз.)
6. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX -начале XX вв. - Новосибирск: Наука, 1975. - 199 с.
7. Уткин К. Д. Сборник трудов: в 16 кн. Кн.3: Учение Дом. - Якутск: Бичик, 2004. - 224 с. (на якутском яз.)
8. Курилкина В. Н., Сергеева А. И., Саввинов А. С. Духовные традиции народа саха в условиях глобализации // Вестник БГУ 2017. № 5. URL: https://cyberlemnka.ru/article/nduhovnye-1raditsii-naroda-saha-v-usloviyah-globalizatsii
9. Портнягин И. С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа Саха. - Москва: Academia, 1998. - 184 с
10. Уткин К. Д. Философия Кут-сюр. - Якутск, 1994.
11. Попов А. А. Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа: (Тексты): 2-е изд. / А. А. Попов; сост. Р. И. Бравина. 2-е изд-е. - Новосибирск: Наука, 2008. - 464 с.
12. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1992. - 242 с.
13. Тэрис (Афанасьев Л. А.). Итэдэл тылдьыта. - Якутск: Бичик, 2012. - 127 с. (на якутском яз.)
14. Бравина Р. И., Попов В. В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XIX вв.). - Новосибирск: Наука, 2008. - 296 с.
15. Бравина Р. И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: На материале традиций Саха. - Новосибирск: Наука, 2005. - 307 с.
16. Афанасьев-Тэрис Л. А. Доктрина Кулаковского. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. - 78 с.
17. Попова Г. С. Триединство в духовной культуре этноса (на примере саха): монография / Г. С. Попова [Под науч. ред. Е. П. Борзовой]. - СПб.: Астерион, 2015. - 345 с.
18. Неустроев Б. Ф. Барда санаам, CYбэ санаам. - Якутск: Бичик, 2015. - 221 с. (на якутском яз.)
19. Афанасьев Л. А. Айыы YeрэFp. - Якутск: Ситим, 1993. - 184 с. (на якутском яз.)
20. Кондаков В. А. Аар Айыы итэдэлэ. - Якутск, 2011. - 532 с. (на якутском яз.)
21. Агни Йога: в 3 т. [книги Живой Этики, составленные Е.И. Рерих]. - Самара.: Рериховский Центр духовной культуры. Самара, 1992-.
Т.1: Зов. Озарение. Община. Знаки Агни йоги. Беспредельность, 1 часть. Беспредельность, 2 часть. - 624 с.;
Т.2: Иерархия. Сердце. Мир Огненный, часть 1. Мир Огненный, часть 2. Мир Огненный, часть 3. -712 с.;
Т.3: Братство, 1937 г. Братство, 2 часть, Надземное. Братство, 3 часть, Надземное. - 624 с.
22. Кулаковский А. Е. Научные труды. - Якутск: Книжное изд-во, 1979. - 484 с.
23. Письма. 1929-1938. В 2 т. / Елена Рерих; предисл. Л. В. Шапошниковой. - Минск: Белорус. фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.
Т. 1: Письма в Америку. 1929-1932. - С. 26-133; Письма в Европу. 1931-1935. - С. 134-445.
Т. 2: Письма в Европу. 1935-1938. - 432 с.
24. Клизовский А. И. Основы миропонимания Новой Эпохи. - М: Фаир-пресс, 2006. - 816 с.
25. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л., Наука, 1969. - 441 с.
26. Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Избранные труды. - Якутск: Север-Юг, 1992. - 318 с.
27. Приклонский В. Л. О шаманстве у якутов // Известия ВСОРГО. Иркутск. 1886. Т.ХУП. № 1-2. С. 84-112.
28. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. - М.: Ассоциация «Российская политическая энциклопедия», 1993. - 736 с. (2-е изд.).
29. Яковлев Н. Н. Курууппа ойуун. Курууппа ойуун кeрYYлэрэ. - Якутск: Бичик. 1993. - 56 с. (на якутском яз.)
References
1. Afanas'ev L. A. Ajyy suola. - Yakutsk: Bichik, 2002. - 160 s. (na jakutskom jaz.)
2. Kulakovskij A. E. Hohoonnor. Tylbaastar. ös hohoonnoro. Taabyrynnar. Referattar. - Yakutsk : Bichik, 2008. - 192 s. (na jakutskom jaz.)
3. Gogolev A. I. Mifologicheskij mir yakutov: bozhestva i duhi-pokroviteli. -Yakutsk: Izd-vo Centra kul'tury i iskusstva, 1994. - 32 s.
1. Popov A. A. Materialy po istorii religii yakutov byvshego Vilyujskogo okruga // Sb. MAEH. 1949. -T. 9. - S. 255-323.
2. Petrov M. N. Salgyn kut - Saha itjegjelin tuhunan 2-s konferenciya. Dakylaattar. - Yakutsk, 1996. -61 s. (na jakutskom jaz.)
6. Alekseev N. A. Tradicionnye religioznye verovaniya yakutov v XIX - nachale XX vv. - Novosibirsk: Nauka, 1975. - 199 s.
7. Utkin K. D. Sbornik trudov: v 16 kn. Kn.3: Uchenie Dom - Yakutsk: Bichik, 2004. - 224 s.
8. Kurilkina V. N., Sergeeva A. I., Savvinov A. S. Duhovnye tradicii naroda saha v usloviyah globalizacii // Vestnik BGU. 2017. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnye-traditsii-naroda-saha-v-usloviyah-globalizatsii
9. Portnyagin I. S. Jetnopedagogika "kut-syur": pedagogicheskie vozzreniya naroda Saha. - Moskva: Academia, 1998. - 184 s.
10. Utkin K.D. Filosofiya Kut-syur / YAkutsk, 1994.
11. Popov A. A. Kamlaniya shamanov byvshego Vilyujskogo okruga: (Teksty): 2-e izd. / A.A. Popov; sost. R. I. Bravina. 2-e izd-e. - Novosibirsk: Nauka,. 2008. - 464 s.
12. Alekseev N. A. Tradicionnye religioznye verovaniya tyurkoyazychnyh narodov Sibiri. - Novosibirsk: Nauka. Sib. otdelenie, 1992. - 242 s.
13. Tjeris (Afanas'ev L. A.). ItjeFjel tyld'yta. - Yakutsk: Bichik, 2012. - 127 s. (na jakutskom jaz.)
14. Bravina R. I., Popov V. V. Pogrebal'no-pominal'naya obryadnost' yakutov: pamyatniki i tradicii (XV-XlXvv) - Novosibirsk: Nauka, 2008, - 296s.
15. Bravina R. I. Koncepciya zhizni i smerti v kul'ture jetnosa : Na materiale tradicij Saha. - Novosibirsk: Nauka, 2005. - 307 s.
16. Afanas'ev-Tjeris L. A. Doktrina Kulakovskogo. - Yakutsk:Izd-vo YAGU, 2005. - 78 s.
17. Popova G. S. Triedinstvo v duhovnoj kul'ture jetnosa (na primere saha): monografiya / G. S. Popova. [Pod nauch. red. E. P. Borzovoj]. - SPb.: Asterion, 2015. - 345 s.
18. Neustroev B. F. Barga sanaam, sYbje sanaam. - Yakutsk: Bichik, 2015. - 221 s.
19. Afanas'ev L. A. Ajyy YeijeFje. Yakutsk: Sitim, 1993. - 184 s. (na jakutskom jaz.)
20. Kondakov V. A. Aar Ajyy itjegelje. Yakutsk, 2011. - 532 s. (na jakutskom jaz.)
21. Agni Joga: v 3 t. [knigi Zhivoj Jetiki, sostavlennye E.I. Rerih]. - Samara.: Rerihovskij Centr duhovnoj kul'tury. Samara, 1992-.
T.1: Zov. Ozarenie. Obshchina. Znaki Agni jogi. Bespredel'nost', 1 chast'. Bespredel'nost', 2 chast'. - 624
T.2: Ierarhiya. Serdce. Mir Ognennyj, chast' 1. Mir Ognennyj, chast' 2. Mir Ognennyj, chast' 3. - 712 s.;
T.3: Bratstvo, 1937 g. Bratstvo, 2 chast', Nadzemnoe. Bratstvo, 3 chast', Nadzemnoe. - 624 s.
22. Kulakovskij A. E. Nauchnye trudy. - Yakutsk: Knizhnoe izd-vo, 1979. - 484 s.
23. Pis'ma. 1929-1938. V 2 t. / Elena Rerih; predisl. L.V.Shaposhnikovoj. - Minsk: Belorus. Fond Rerihov; PRAMEB, 1992.
T. 1: Pis'ma v Ameriku. 1929-1932. - S.26-133; Pis'ma v Evropu. 1931-1935. - S.134-445.
T. 2: Pis'ma v Evropu. 1935-1938. - 432 s.
24. Klizovskij A. I. Osnovy miroponimaniya Novoj jepohi. M: Fair-press, 2006. - 816 s.
25. Hudyakov I. A. Kratkoe opisanie Verhoyanskogo okruga, L., Nauka, 1969. - 441 s.
26. Ksenofontov G. V. Shamanizm. Izbrannye trudy. Yakutsk: Sever-YUg, 1992. - 318 s.
27. Priklonskij V. L. O shamanstve u yakutov. // Izvestiya VSORGO. Irkutsk. 1886. T.XVII. № 1-2. S. 84112.
28. Seroshevskij V. L. Yakuty. Opyt jetnograficheskogo issledovaniya. - M.: Associaciya "Rossijskaya politicheskaya jenciklopediya", 1993. - 736 s. (2-e izd.).
29. Yakovlev N. N. Kuruuppa ojuun. Kuruuppa ojuun keryYljerje. - Yakutsk: Bichik. 1993. - 56 s. (na jakutskom jaz.)