310
2023. Т. 33, вып. 3
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Дискуссии
УДК 159.923(045) В.А. Зобков
СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Цель исследования - выявить в триединстве отношения человека к жизнедеятельности смысловые содержательно-динамические характеристики отношения к себе, деятельности, другим людям с психологической интерпретацией. Показано, что триединство отношений, имея системно-структурное строение и содержание, характеризуется целостностью, динамичностью, сменой доминирующих компонентов в триединстве отношений, содержательно-смысловыми характеристиками, находящими отражение в целеполагании человека. Системно-структурное строение представлено индивидным уровнем развития отношений (от рождения до шести-семи лет), личностным (от 6-7 до 21-22 лет), субъектным (от 21-22 до 60-65 лет), имеющими свои содержательно-смысловые характеристики, отражённые в специфике этапных и перспективных целей. Индивидный уровень развития ребёнка закладывает основы смысловых характеристик, проявляющиеся в формировании объективно-психологических черт как смысловых характеристик: от рождения до трёх-пяти - понимание-исполнительность, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, дополняясь в дальнейшем (пять-семь лет) организованностью и дисциплинированностью. Личностный уровень развития отношений и смысловых характеристик является важным временным отрезком активного формирования содержания Я-отношения, как внутренне-внешней сущности человека - Я-отношение/личность. Я-отношение/личность позволяет реализовать отношение к различным сторонам жизнедеятельности человека как Я-отношение к отношению. Важнейшими смысловыми характеристиками Я-отношения выступают ответственность, самостоятельность, инициативность. В зависимости от содержания Я-отношения определяется специфика перспективного и этапного целеполагания, смысловая активность. На субъектном уровне смысловые характеристики функционирования человека зависят от особенностей отношения его к другим людям. Отношение к другим людям на этом жизненном этапе в структуре триединства отношения человека к жизнедеятельности занимает доминирующую позицию. Важнейшей смысловой характеристикой выступает ответственность. Полученные результаты могут быть использованы для научного обоснования практических рекомендаций для психологов, учителей, воспитателей, родителей, а также в практике индивидуального и семейного консультирования.
Ключевые слова: жизнедеятельность, перспективные цели, смысловые характеристики, отношение, жизнь, человек, этапы развития.
DOI: 10.35634/2412-9550-2023-33-3-310-317
Введение
Жизнь - это содержательная смена «потока» этапных и перспективных целей человека, в которых «общественные потребности трансформируются в потребности индивида» [10, с. 203], несущие в себе смысловую направленность [1; 2; 9; 11; 12], нашедшую проявление в отношении к себе, деятельности, другим людям.
Смысловые основы жизни человека закладываются в детстве, когда ребёнок активно проживает индивидную форму своего существования. Своё продолжение они (основы) имеют на этапе младшего школьного возраста и как смыслы жизни возникают первоначально на этапе активного личностного развития человека (13-14 - 21-22 лет) [5; 9], имеющие своё продолжение в дальнейшей жизнедеятельности. Смыслы жизни отражают содержание этапных и перспективных целей и имеют своё проявление в том пространстве и времени, в котором живёт человек.
Психологическая категория «смысл жизни» была выделена В.Э. Чудновским из философского знания, и им же было предложено внедрить знание о смысле жизни в образовательную среду [13, с. 18]. Смысл жизни, по В.Э Чудновскому, - это структурное образование, которое выполняет интегративную функцию «в общем процессе становления личности»; «... становление и функционирование смысла жизни как психологического феномена определяется не только содержанием главного смысла, но и характером его соотношения с другими жизненными смыслами» [13, с. 8-9]. Следует отметить, что содержание главного смысла жизнедеятельности человека - кем и каким быть -в рам-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
ках возрастного развития человека меняется, сохраняя свою центральную линию - быть полезным другим людям, обществу.
Жизнедеятельность трактуется нами как триединство отношения человека к себе, деятельности, другим людям на возрастных этапах развития человека [3; 4; 5]. Отношения человека к себе, деятельности, другим людям не существуют сами по себе, а насыщены определёнными смыслами, в которых отражена связь человека с объективной действительностью, с пространством и временем, в котором он живёт. Основы и сформировавшиеся смыслы жизнедеятельности имеют своё содержание на этапах развития человека: индивидном (от рождения до шести-семи лет), личностном (6-7 - 21-22 лет), субъектном (21-22 - до окончания трудовой и общественной деятельности). Они (основы и сами смыслы) могут быть раскрыты и поняты, как указывалось выше, посредством анализа этапных и перспективных целей жизнедеятельности человека.
Доминирование в триединстве отношения человека к жизнедеятельности смысловых содержательно-динамических характеристик отношения к себе, деятельности, другим людям, определяющих соответственно своеобразие индивидных, личностных и субъектных этапных и перспективных целей, характеризуют название этапа: Я-отношение/индивид, Я-отношение/личность, Я-отношение/субъект. К содержательно-динамическим характеристикам отношения человека к жизнедеятельности, несущими в себе смысловую направленность, нами отнесены объективно-поведенческие черты развивающегося человека, которые в процессе жизнедеятельности (особенно на этапе Я-отношение/личность) интерио-ризируются, превращаясь в качества, неся в себе смысловое субъективно-объективное содержание -качество/черта. В связи с этим в текстовой части работы будут употребляться как характеристики, так и качества/черты. В то же время смысловые содержательно-динамические характеристики выполняют как для ребёнка (учащегося), так и для родителей, других взрослых, непосредственно задействованных в их обучении и воспитании, роль этапных и перспективных целей жизнедеятельности.
Цель исследования - выявить в триединстве отношения человека к жизнедеятельности смысловые содержательно-динамические характеристики отношения к себе, деятельности, другим людям с психологической интерпретацией.
Смысловые характеристики жизнедеятельности ребёнка на индивидном этапе его развития
На индивидном этапе возрастного развития ребёнка (от рождения до шести-семи лет) наблюдается становление первоначальных форм отношения его к деятельности, другим людям, при доминирующем становлении отношения к себе, выступающих в роли основ смысловых характеристик его существования [5].
Отношение к себе ребёнка раннего и дошкольного возраста - это индивидно-социальная непосредственная связь/отношение ребёнка со значимыми для его жизни и развития людьми, с миром предметов и природы, в котором проявляется непосредственная индивидно-объектная связь, осуществляемая по эмоциональному, эмоционально-волевому пути. Индивидно-социальная непосредственная связь/отношение ребёнка со взрослыми, обеспечивающими ему комфортное существование, обеспечивается, как правило, по эмоциональному пути. Эмоциональное направление развития ребёнка, занимающее доминирующую позицию в его воспитании, связано с переживанием им эмоций радости, страха и гнева [5].
Переживание эмоции соотносится с «формой выражения» эмоции [10], которая несёт в себе отражение потребностного состояния человека. Переживание малышом эмоций радости обеспечивают ему не только адекватное отношение к себе, но благоприятное физически-духовное развитие, обеспечивающее удовлетворённость от включения в различные виды деятельности раннего и дошкольного детства, от взаимодействия с другими людьми, с миром природы.
Радость - это опредмеченное переживание, предметом которого является удовлетворённость от выполняемого и выполненного действия. Переживание радости может проявляться в форме восторженности, удивления, счастья и т. п. от взаимодействия с миром природы, вещей, людей. Переживание радости от познания нового, движений, бега и т.п. должно составлять основу жизни ребёнка, определяющей Я-отношение/индивид. Однако прожить первый семилетний период жизни в радости без строгого воздействия взрослых на психосоматику ребёнка, ограничивающих его активность, как правило, невозможно.
Доминирование в жизнедеятельности ребёнка переживаний эмоций страха и гнева действуют негативно на его физически-духовное развитие, снижают его активность, формируя пассивные фор-
2023. Т. 33, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
мы отношения к деятельности, другим людям, себе как форму и содержание Я- отношение/индивид. Страх - это опредмеченное переживание, предметом которого является ожидание наказания от выполняемого действия, быть наказанным. Страх связан во внутреннем плане с предвидением в будущем угроз для человека, с предвосхищением негативных сторон его жизнедеятельности, и, в какой-то мере, является внутренним моментом для анализа возникающей ситуации и поиска решений для выхода из проблемной ситуации. Таким образом, переживание эмоций страха способствуют развитию аналитического мышления, но, следует заметить, в его оптимальных пределах. Если выразить это переживание в относительных цифрах, то в пределах от 16,5 до 33.0 %. Если же переживания эмоций страха выше этих величин, то, вероятно, его причина лежит в плоскости раннего детского воспитания, в процессе которого ребёнок был отчуждён от объекта, обеспечивающего ему комфортное состояние (мама, папа), недостаточно переживал эмоции радости, радостных впечатлений, близости с родителями. Страх ребёнка при таком воспитании становится одним из внутренних элементов формирующейся неуверенности ребёнка в себе, заниженной самооценки, снижающих зарождение смысловых проявлений развивающегося человека.
Предметом же гнева ребёнка является несоответствие ожидаемого результата и полученного результата действия, а также болезненная реакция на наказание. Преобладание эмоций страха или гнева в жизнедеятельности ребёнка способствует замедлению его эмоционально-интеллектуального и волевого развития. Эмоции страха и гнева имеют отстроченное проявление: по мере взросления ребёнка они (эмоции) могут проявиться в форме выраженной неуверенности или агрессивности.
Какое же соотношение переживаний ребёнком радости, страха и гнева может являться оптимальным для его нормативного развития? По нашим данным, если учитывать стопроцентную шкалу переживаний, это 67 % переживаний и проживаний в радости, а по 16,5 % - в переживаниях, связанных с гневом и страхом. Вероятно, эти 16,5 % и формируют у ребёнка внутренние условия ограничений в поведении и выполняемой деятельности. Данная закономерность, на наш взгляд, должна соблюдаться с одного-двухлетнего возраста. Выход за эти ограничения создаёт ситуацию жёсткого наказания, которое способствует увеличению процентного содержания страха и гнева, отрицательно влияющего на психосоматическое развитие ребёнка.
В процессе воспитания ребёнка раннего и дошкольного возраста по эмоциональному, эмоционально-волевому пути, который непосредственно связан с переживаниями ребёнком эмоций радости (удовлетворённости от желаемого и достигнутого результата), формируется положительная психолого-педагогическая цепочка поведенческо-деятельностных черт. Названная цепочка по становлению позитивных поведенческо-деятельностных черт ребёнка от рождения до трёх-пяти лет включает понимание-исполнительность, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, дополняясь в дальнейшем (пять-семь лет) организованностью и дисциплинированностью. На основании позитивного многократного повторения мамой (родителями) слов ребёнок усваивает их значение и реагирует на них. Именно ровный и спокойный голос взрослых способствует формированию у ребёнка понимания воспринятого сообщения и его выполнению.
Истоки самостоятельности ребёнка можно видеть тогда, когда он поднялся на ножки и впервые сам пришёл к маме (папе). Ребёнка никто не научит ходить, если он сам этого не захочет. Самостоятельность следует понимать, как содержательную познавательно-волевую характеристику (черту) активности ребёнка. Однако это новообразование ребёнка в последующем пропадает благодаря опережающим действиям взрослых, стремящихся помочь ему в затруднённых жизненных ситуациях. Затруднённые жизненные ситуации ребёнка выступают для него как перспективные цели, как смыслы его жизнедеятельности. Для родителей - неосознанное действие, помогающее ребёнку переживать комфортное состояние. Ребёнок активен, для него не существует пространства и времени. Весь смысл его жизни - в активности, в познании пространства, которое безмерно и безвременно. Конечно, в данных ситуациях родителям (взрослым) следует вводить ограничения, но делать так, чтобы сохранять его интеллектуально-волевую и эмоционально-волевую активность.
Трудолюбие ребёнка формируется, как правило, посредством интереса выполняемой деятельности (действий), приносящей ему удовлетворение, переживаемое как радость. Трудолюбие непосредственно связано с организованностью, характеризующей собой направленность психической деятельности, действий на последовательное их выполнение. Дисциплинированность - соблюдение семейных правил, традиций (режим сна, питания, отдыха, игр, обсуждений). Соблюдение ребёнком семейных правил и традиций приучает ребёнка к ограничению и смысловому пониманию времени и
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
пространства при выполнении дел и поручений, к соблюдению правил, принятых в семье, социальной группе.
Названные черты сами не появляются. Они формируются посредством совместных действий «мама - ребёнок», «папа - ребёнок», закрепляясь в психике ребёнка как эталон-цель, переходящий в самоорганизованность, самодисциплинированность. В раннем и дошкольном возрасте закладываются основы контроля и самоконтроля, регуляции и саморегуляции. Именно вышеназванные поведенче-ско-деятельностные черты дошкольника обеспечат ему в будущем в школе успешность обучения, активность во взаимоотношениях с другими людьми, общительность, любознательность, пытливость. Они (черты) выступят основой по формированию социально-адекватного (активно-положительного) типа отношения ребёнка к учебно-познавательной деятельности в условиях школьного обучения. Обучение в школе станет смыслом его жизни, регулирующим пространство и время.
В связи с изложенным, мы делаем обобщающее заключение о том, что Я-отношение/индивид -это процесс содержательно-динамичного психического развития эмоционального, интеллектуально-волевого и поведенческо-волевого потенциалов ребёнка, обеспечивающего формирование основ смысловых характеристик его жизнедеятельности.
Смысловые характеристики жизнедеятельности учащегося на личностном этапе его развития
Непосредственные связи/отношения, выступая первым индивидным уровнем развития отношений, постепенно формируют внутренне-внешние условия для становления личностного уровня отношений (от 6-7 до 21-22 лет) как непосредственно-опосредованной формы отражения объективной действительности - Я-отношение/личность - отражающей содержательно-динамическую сторону развития личности и её отношений к жизнедеятельности.
Период обучения в школе, вузе (колледже), как правило, протекает в едином пространстве, не меняя его границ, и проживается за определённый отрезок времени, равный, как правило, 14-ти годам (от 6-7 до 21-22 лет). Однако, следует заметить, что этот жизненный этап является важным временным отрезком активного формирования содержания Я-отношения, как внутренне-внешней сущности человека. Я-отношение/личность позволяет реализовать отношение к различным сторонам жизнедеятельности человека как Я-отношение к отношению. Именно в этом последнем словосочетании -Я-отношение к отношению, несущем в себе отношение человека к окружающей действительности, определятся продуктивность его отношения к себе, деятельности, другим людям как в настоящий момент, так и в последующей жизнедеятельности.
Учебная деятельность учащихся, наполненная оценками, сравнениями, переживаниями успеха и неудач, оказывает существенное влияние на отношение к себе, деятельности, другим людям, на формирование Я-отношения к отношению. К смысловым характеристикам жизнедеятельности учащегося на личностном этапе его развития следует отнести ответственность, самостоятельность и инициативность. Именно эти названные качества/черты позволяют учащемуся активно усваивать знания, овладевать умениями и навыками позитивного отношения к деятельности, другим людям, себе. Смысл жизни учащихся как раз в этом последнем и заключается.
Говоря об ответственности учащихся к учебной деятельности, можно сказать, что это личностное образование, непосредственно связанное с трудолюбием, дисциплинированностью и организованностью, характеризующее собой внутреннюю связь/отношение со структурой и содержанием учебной деятельности, характеризующее собой потребностное состояние, выраженное в «хочу», «могу» и «надо» для меня и общества. Ответственность - это и есть ответ учащегося за подготовку и результат деятельности перед собой и другими, в школьной практике - перед учителем, школой и родителями.
Инициативность учащегося всегда включает в себя проявления самостоятельности. Именно эти два качества/черты характеризуют собой содержательную направленность внешне-внутренней активности человека. Если самостоятельность, как указывалось выше, отражает содержательную познавательно-волевую направленность активности человека, то инициативность - содержательно-интеллектуальную и эмоционально-волевую направленность активности.
Вероятно, можно говорить о том, что смысловые характеристики ответственность, самостоятельность и инициативность представляют собой отражение «основных функций психики в деятельности - когнитивную и регулятивную» [8, с. 215], и в то же время выступают внешне-внутренним образцом-эталоном для формирования этапных и перспективных целей жизнедеятельности человека. Перспективное целеполагание, как показали наши исследования [4; 6], начинает активно формиро-
2023. Т. 33, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
ваться и проявляться на переходном этапе возрастного развития от младшего школьного к младшему подростковому (12-13 лет), достигая своего оформления к окончанию школьного обучения. Перспективное целеполагание в целом отражает мотивационно-смысловую направленность личности, обуславливающую проявление качеств/черт самостоятельности, инициативности, ответственности в деятельности.
Перспективное целеполагание свойственно, как правило, людям, демонстрирующим развитые формы деятельности и сознания. Положительную роль перспективного целеполагания на результаты деятельности подчеркивали В.Г. Асеев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн и др. Пространство и время, связанное с реализацией перспективного целеполагания, не ограничивается одной-двумя этапными целями. Каждый день и каждая неделя несут с собой одну, а порой веер этапных целей, которые необходимо выполнять, чтобы двигаться дальше. Движение вперёд не всегда поступательное. Иногда трудности объективного или субъективного характера могут оказать влияние на реализацию этапных целей. Этапные цели не изобретаются, они являются итогом отражения и воздействия объективной действительности на сознание, на Я-отношение человека. А как, какими средствами, в каком пространстве и в каком времени будет реализовываться цель действия, то это уже всецело зависит от внутреннего содержания Я-отношения человека.
Отношение к учебной деятельности на личностном этапе развития человека можно определить, как содержательно-динамическую мотивационно-смысловую характеристику личности (Я-отношение/личность), интегрирующую в себе специфику проявлений качеств/черт интеллекта, воли, эмоций, отражающих своеобразие мотивации и самооценки, перспективного целеполагания, влияющих на продуктивность деятельности, отношение к другим людям, себе, специфику поведения.
Пространство и время, отражающее различные стороны действительности и связанное с реализацией этапного целеполагания, порождает определённые объективно-субъективные трудности. Эти трудности, возникающие на пути реализации этапной цели, могут внести определённые коррективы в содержание сознания, перспективного целеполагания, связанные с полным отказом от этапной, а порой и перспективной цели, с временной задержкой по реализации цели действия и деятельности, с непременным выполнением. Конечно, отказ от реализации этапной цели действия является самым простым, что выступает в качестве характеристики личности, в содержании которой доминирует недостаточное развитие волевых качеств и, в частности, целеустремлённости, настойчивости, лично-престижная мотивация. Известно, что цель как опережающее представление о результате, которое побуждает человека к его достижению, является важным фактором в правильном формировании личности человека, в становлении Я-отношения к отношению с социально-адекватным содержанием. Отказ от цели - это не только потеря времени в своём интеллектуально-волевом развитии, но и внутренний процесс порождения пессимизма, неверия ни во что. Временная задержка по реализации цели действия связана, как правило, с активной рефлексией происходящего, что побуждает человека к творческому анализу ситуации, итогом которого является работа над расширением границ интеллектуального и волевого поля сознания без снижения эмоционального настроя, без психосоматического перенапряжения, сказывающегося на состоянии здоровья.
В заключение рассмотрения проблемы смысловых характеристик жизнедеятельности учащегося на личностном этапе его развития укажем, что личность, в зависимости от содержания Я-отношения, определяет специфику перспективного и этапного целеполагания, смысловую активность. Хотелось, чтобы в практике школьного, среднего профессионального и высшего образования обращалось повышенное внимание на формирование Я-отношения, в котором были бы представлены содержательно-динамические характеристики активности: содержательно-динамическая составляющая активности, характеризующая социальную активность, направлена на реализацию последовательно идущих этапных и перспективных целей, несущих в себе смысловую активность жизнедеятельности человека. Достижение одной перспективной цели является началом зарождения нового смысла жизнедеятельности, новой перспективной цели. Отсутствие перспективы в непрерывном развитии личности влечёт за собой ограничение пространства и времени, обесценивание смысла жизни.
Смысловые характеристики жизнедеятельности человека на субъектном этапе его развития
Смыслы жизнедеятельности, отражающие своеобразие перспективного целеполагания, заложенные в процессе становления Я-отношение/личность, находят своё проявление на субъектном этапе развития человека (21-22 - до окончания трудовой и общественной деятельности), когда человек
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
наиболее активно реализует свой личностно-творческий потенциал. К смысловым характеристикам жизнедеятельности человека на субъектном этапе его развития следует отнести, так же, как и на этапе личностного развития, ответственность, самостоятельность и инициативность. Однако, следует сказать, что названные смысловые характеристики насыщаются содержанием выполняемой профессиональной деятельности.
Молодой человек, «вступая» в новый жизненный этап, связанный с реализацией знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности и проявлением ответственного отношения к ней, должен, как и на раннем индивидном уровне развития смысловых черт, проявлять исполнительность и др. Ему, как на жизненном этапе раннего и дошкольного детства, надо научиться подчиняться требованиям вышестоящего начальства, на конструктивном уровне взаимодействовать с коллегами по работе, проявляя самостоятельность и творческий подход к выполняемым профессиональным обязанностям. Следует отметить, что смысловые характеристики жизнедеятельности человека на субъектном уровне его функционирования во много зависят от особенностей отношения его к другим людям. Отношение к другим людям на этом жизненном этапе в структуре триединства отношения человека к жизнедеятельности занимает доминирующую позицию. При выполнении любой профессиональной деятельности человек выступает как общественное существо, выполняющее в деятельности «определённую общественную функцию» [8, с. 203], которая во многом зависит от отношения человека к другим людям.
На этом довольно-таки длительном этапе жизненного пути пространство и время, отражённое в психике (сознании) молодого человека, связано с проживанием и переживанием жизненных событий, которые приводят к совершению виражей, поворотов, к изменению жизненного пути, к изменению отношения к себе, деятельности, другим людям. Хотелось, чтобы при совершении жизненных виражей, которые вносят специфические смыслы в жизнедеятельность, человек оставался субъектом жизнедеятельности, проявляющим ответственность, самостоятельность, инициативность, позитивное отношение к другим людям, деятельности, себе.
Заключение
Научная новизна проведённого исследования состоит в том, что впервые в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии выявлены и получены с психологическим объяснением смысловые (содержательно-динамические) характеристики отношения человека к жизнедеятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется выделением трёх этапов формирования отношения человека к жизнедеятельности (Я-отношение/индивид, Я-отношение/личность, Я-отношение/субъект), на которых развиваются и проявляются специфически-смысловые содержательно-динамические характеристики.
Полученные результаты могут быть использованы для научного обоснования практических рекомендаций для родителей, воспитателей ДОУ, учителей, психологов, а также в практике индивидуального и семейного консультирования.
Основы и сформировавшиеся смыслы жизнедеятельности имеют своё содержание на этапах развития человека: индивидном (от рождения до шести-семи лет), личностном (6-7 - 21-22 лет), субъектном (21-22 - до окончания трудовой и общественной деятельности). Они (основы и сами смыслы) могут быть раскрыты и поняты посредством анализа этапных и перспективных целей жизнедеятельности человека. Доминирование в триединстве отношения человека к жизнедеятельности смысловых содержательно-динамических характеристик отношения к себе, деятельности, другим людям характеризуют название этапа: Я-отношение/индивид, Я-отношение/личность, Я-отношение/субъект. На каждом этапе развития человека, его отношений к действительности формируются этапные и перспективные цели, отражающие его смысловую направленность.
Индивидный этап развития отношений к действительности и смысловых характеристик (понимание-исполнительность, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, организованность, дисциплинированность) протекает по эмоциональному и эмоционально-волевому пути, при ярком влиянии на развитие эмоциональных переживаний радости, страха и гнева. Личностный этап развития, как Я-отношение к отношению, характеризуется активным формированием не только смысловых характеристик (ответственности, самостоятельности, инициативности), но и перспективных целей жизнедеятельности учащихся, выступающих смыслом их жизни. Смысловые характеристики жизнедеятельно-
316_В.А. Зобков_
2023. Т. 33, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
сти человека на субъектном уровне его функционирования определяются особенностями отношения его к другим людям. Основными субъектными характеристиками на этом этапе развития человека выступают ответственность и инициативность.
Отношение человека к жизнедеятельности как триединства отношения человека к себе, деятельности, другим людям определяет в целом его отношение к действительности, которая существует опосредованно и независимо от него. Отражение действительности человеком осуществляется до тех пор, пока он сам существует как сознательное существо. Однако социальная действительность, влияя на Я-отношение человека, способна изменять отношение к деятельности, другим людям, самому себе, способна оказывать влияние на смену целеполагания, смысловых характеристик, смысла жизни. Это, можно сказать, двусторонний процесс.
Перспективным и целесообразным представляется формирование нового комплексного научного направления в общей, возрастной и педагогической психологии, которое можно обозначить «психология отношения человека к жизнедеятельности», понимаемого как триединство отношения человека к себе, деятельности, другим людям. В рамках целостного, субъектно-деятельностного подхода перспективным направлением являются исследования содержательно-динамических характеристик триединства отношений, их взаимосвязи, «переливы» на разных этапах возрастного развития; роль эмоций, интеллекта, воли, коммуникации; определение дисгармоний развития; приёмы коррекции, методы психодиагностики; участие триединства отношений в организации и протекании групповых и межгрупповых взаимоотношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М.: Институт психологии РАН, 2006. 623 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
3. Зобков А.В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности // Системная психология и социология, 2017. №3 (23). С. 12-23.
4. Зобков В.А. Психология отношения человека к деятельности: теория и практика. Владимир, Калейдоскоп, 2011. 264 с.
5. Зобков В.А. Генезис отношения человека к жизнедеятельности. Владимир: Транзит-Икс, 2016. 97 с.
6. Зобков В.А. Системно-структурный подход в воспитании позитивного отношения детей и учащейся молодёжи к жизнедеятельности // Вестник Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2021, № 47 (66). С. 124-135.
7. Кулешова Е.Н. «Смысл жизни» и «отношение»: о соотношении // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Эл. сборник мат-лов XXV Международного симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Ки-сельникова. М.: ФГБНУ Психологический институт РАО, 2020. С. 47-50.
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
9. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалёва. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. 400 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 713 с.
11. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
12. Чудновский В.Э. О смысле и бессмыслице нашей жизни / Психология смысла жизни: школа В.Э. Чуднов-ского / Под ред. Т.А. Поповой, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер, К.В. Карпинского. 2-е изд., стереотип. М.: Смысл, 2021. С. 50-56.
13. Чудновский В.Э. Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 1. С. 5-19.
Поступила в редакцию 02.08.2023
Зобков Валерий Александрович, доктор психологических наук, профессор,
профессор кафедры психологии личности и специальной педагогики Гуманитарного института
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича
и Николая Григорьевича Столетовых
600003, Россия, г. Владимир, ул. Горького, 87
E-mail: [email protected]
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
V.A. Zobkov
SEMANTIC CHARACTERISTICS OF HUMAN ACTIVITY
DOI: 10.35634/2412-9550-2023-33-3-310-317
The vital activity of a person is considered as a trinity of a person's attitude to himself, activity, and other people. It is shown that the trinity of relations, having a system-structural formation and content, is characterized by integrity, dynamism, change of dominant components in the trinity of relations, content-semantic characteristics that are reflected in human goal-setting. The system-structural formation is represented by the individual level of relationship development (from birth to 6-7 years), personal (from 6-7 to 21-22 years), subjective (from 21-22 to 60-65 years), having their own content and semantic characteristics reflected in the specifics of stage and perspective goals. The individual level of development of a child lays the foundations of semantic characteristics, manifested in the formation of objective psychological traits as semantic characteristics: from birth to 3-5 years - understanding-diligence, independence, hard working, accuracy, supplemented in the future (5-7 years) by organization and discipline. The personal stage of the development of relationships and semantic characteristics is an important time interval for the active formation of the content of I-attitude, as the internal-external essence of a person - I-attitude/personality. I-attitude/personality allows you to realize an attitude to various aspects of a person's life as I-attitude to attitude. It is shown that the most important semantic characteristics of the I-attitude are responsibility, independence, initiative. Depending on the content of the I-attitude, the specifics of perspective and stage goal-setting, semantic activity are determined. Semantic characteristics at the subjective level of human functioning depend a lot on the peculiarities of his attitude to other people. The attitude to other people at this stage of life in the structure of the trinity of a person's attitude to life occupies a dominant position. The most important semantic characteristic is responsibility. The obtained results can be used for scientific substantiation of practical recommendations for psychologists, teachers, educators, parents, as well as in the practice of individual and family counselling.
Keywords: vital activity, perspective goals, semantic characteristics, attitude, life, person, stages of development.
Received 02.08.2023
Zobkov V.A., Doctor of Psychology, Professor of the Department of Personality Psychology and Special Pedagogy of the Humanities Institute
Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov Gor'kogo st., 87, Vladimir, Russia, 600003 E-mail: [email protected]