Научная статья на тему 'СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ'

СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / EDUCATIONAL CENTERS / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PROSOCIAL BEHAVIOR / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Силенков Виктор Иванович

В статье раскрывается концептуальное содержание воспитательной работы в воспитательных центрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Силенков Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The semantic maintenance of educational work in the educational centers

In article are considered conceptual content educational work in the education center.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ»

взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести;

лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы;

подозреваемые и обвиняемые, а также осуждённые, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;

подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу; 2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся:

подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества;

подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершённое при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества;

подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений; осуждённые к смертной казни; абзац шестой утратил силу;

лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых;

больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

лица, которые по результатам психодиагностического обследования признаны психологами опасными для других подозреваемых, обвиняемых.

Внесение вышеуказанных изменений и дополнений в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации поможет оптимизировать процесс психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых и осуждённых.

УДК 37.013

В. И. Силенков

СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

ЦЕНТРАХ

V. I. Silenkov

THE SEMANTIC MAINTENANCE OF EDUCATIONAL WORK IN THE EDUCATIONAL CENTERS

В статье раскрывается концептуальное содержание воспитательной работы в воспитательных центрах. In article are considered conceptual content educational work in the éducation center. Ключевые слова: воспитательные центры, просоциальное поведение, воспитательная работа. Keywords: educational centers, pro-social behavior, educational work.

Проблема преступности несовершеннолетних остается одной их наиболее актуальных в российском обществе. Ежегодно подростками совершается более 130 тысяч преступлений, что составляет около 7,8 % общего числа зарегистрированных преступлений. С 2000 по 2009 гг. ежегодно от 19 до 9 тысяч несовершеннолетних приговаривалось к лишению свободы с отбыванием наказания в воспитательных колониях. Несмотря на то, что в прошлом году число несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, в силу изменения юридической практики заметно снизилось, их доля в общем числе осуждённых, лишённых свободы, остается достаточно высокой и не может оставаться без внимания общественных институтов и государства.

В 2010 г. около 60 % несовершеннолетних отбывали наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, около половины из них ранее имели условную судимость или отсрочку исполнения приговора, столько же до осуждения нигде не учились и не работали. Стабильно высоким остается число лиц, повторно отбывавших наказание в воспитательных колониях (4,4 %). Не может не беспокоить устойчивый рост в местах лишения свободы несовершеннолетних сирот и подростков, лишённых родительского попечения. Если в 2001 году их доля составляла 8,8 %, 2005 году - 12,1 %, то в 2009 г. - уже 15,8 %. Каждый третий, отбывающий наказание в воспитательной колонии, имеет отклонения в психическом развитии и нарушения интеллекта, более 45 % страдают соматическими заболеваниями, многие больны алкоголизмом, наркоманией или злоупотребляли алкоголем,

употребляли наркотические средства до осуждения, с каждым годом растет количество ВИЧ-инфицированных.

Социально-криминологическая и психолого-педагогическая характеристика воспитанников колоний такова, что суды даже с учётом гуманизации уголовного закона не смогли найти оснований для применения к ним других мер воздействия, кроме как лишения свободы в силу их реальной опасности для социального окружения.

В настоящее время работники воспитательных колоний оказались в непростой ситуации. Развитие уголовно-исполнительной системы, преследуя цель гуманизации и приближения условий отбывания наказания к правилам обращения с осуждёнными и заключёнными, принятыми в международном сообществе, привело к снятию многих режимных ограничений и запретов. В то же время в воспитательные колонии стали поступать подростки с устойчивым криминальным опытом, с большой степенью педагогической и социальной запущенности.

Сложившаяся обстановка требует перестройки деятельности воспитательных колоний, совершенствования форм и методов воспитательной работы, социального и психологического сопровождения несовершеннолетних. Стратегическим направлением изменения их деятельности провозглашён переход от воспитательных колоний к воспитательным центрам как к учреждениям с комплексным характером воздействия на подростков, совершивших уголовные преступления.

Одним их возможных вариантов повышения результативности деятельности воспитательных центров (наряду с оптимизацией их структуры и выполняемых функций), возвращения обществу правопослушных и социально полезных граждан, может быть конструктивная организация воспитательной работы, совершенствование уже устоявшихся подходов, направлений, средств, форм и методов воспитания, а также её наполнение новым содержанием.

Вместе с тем необходимо отметить, что в предложенных концептуальных моделях воспитательных центров воспитательной работе не уделяется достаточного внимания. Приоритетное место в работе с личностью отводится социальной, психологической, социально-педагогической работе, что, с нашей точки зрения, для достижения стратегической цели деятельности воспитательных центров явно недостаточно, поскольку ограничивает роль и значение воспитания не только как средства исправления, но и как важнейшего средства формирования и развития личности несовершеннолетнего в целом.

Такое положение, по-видимому, связано с кризисом смыслового понимания содержания воспитательной работы применительно к местам лишения свободы, неконкретностью и размытостью её целей как на уровне теоретических представлений, так и в прикладном аспекте. В обобщённом виде под воспитательной работой с осуждёнными понимают формирование у них системы духовно-нравственных ориентиров: уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Представляется, что такой подход достаточно широк и может быть применён фактически к любой воспитательной системе, а не только к пенитенциарной, следовательно, он нуждается в уточнении и конкретизации.

В основу смыслового содержания воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными должна быть положена идея трансформации социально-негативного опыта сценарного поведения в прошлом в проекцию социально-позитивного опыта поведения в будущем. Этот подход исходит из социальной обусловленности криминального поведения и необходимости его социальной коррекции.

В основе преступного поведения несовершеннолетних в большинстве случаев лежит социально детерминированный криминально-сценарный план построения жизнедеятельности личности. Редко кто из подростков совершил преступление случайно, по неосторожности или из-за незнания закона. Как правило, преступное деяние совершается осознанно в силу личностных убеждений или уже имеющегося удачного антиобщественного социального опыта. В преддверии своего поступка подростки предполагали, какую пользу этот поступок может для них принести, выстраивали прагматический сценарий желаемого будущего, основанный на криминальном целеполагании. Нередко уголовное наказание является оценкой лишь одного преступного поступка, в то время как другие многочисленные деликты, стававшие в какой-то мере привычными, в силу различных обстоятельств не получили правовой оценки. Неудачный опыт преступного поведения, закончившийся осуждением - это основа воспитательной работы по разрушению криминально-сценарного плана построения жизнедеятельности личности.

В практико-ориентированном аспекте целью воспитательной работы воспитательных центров должно стать построение образов и моделей успешного сценария будущей жизни в социально приемлемой образовательной, профессиональной, социально-бытовой проекции. Для её реализации смысловое содержание воспитательной деятельности можно представить следующим образом.

1. Формирование просоциального поведения возможно при интенсивном развитии интеллектуально-смысловой сферы личности подростков. Для этого на передний план должно выходить общее и специальное образование, причём последнее предполагает применение программ развития личности и её психолого-педагогической и медико-психологической коррекции, направленное на утверждение смысла жизни после освобождения, постановки ближайших и перспективных целей.

2. Достижение несовершеннолетними успехов в решении личностно-значимых задач просоциального поведения путём построения и овладения разными уровнями самоорганизации как необходимого элемента для закрепления личностно-значимых целей и смыслов жизнедеятельности.

3. Построение успешного сценарного плана будущей жизни за счёт формирования профессиональной компетенции, уверенности в конкурентоспособности приобретенной специальности, получения образования, социальной поддержки со стороны воспитательного центра и реабилитационных учреждений в постпенитенциарном сопровождении.

4. Дальнейшая инициация трансформации криминальных смысловых позиций, убеждение в их невыгодности и социальном осуждении. Овладение сценарием проектирования успешной социально-бытовой перспективы (получение дальнейшего образования, решение жилищно-бытовых проблем, создания семьи, воспитания детей и т. п.) за счёт приобретённого положительного опыта в социальном и психолого-педагогического сопровождении.

Возможно, предложенное содержание смысловой деятельности воспитательной работы в воспитательном центре, как и её цель, не бесспорны, требуют дальнейших серьёзных разработок, нуждаются в конкретизации и некоторых уточнениях. Вместе с тем надеемся, что изложенные идеи и размышления могут быть интересными и полезными в деле реформирования воспитательных колоний и создания на их основе воспитательных центров современного образца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.