Научная статья на тему 'СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТОВ'

СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
336
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ / СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СУБКУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ТРЕНДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сорокин Олег Владимирович

Актуальность и цели. Субкультура футбольных фанатов рассматривается как фактор регуляции социальных взаимодействий внутри околофутбольных молодежных групп. Продуцируемые данной субкультурой смыслы и значения ориентируют представителей молодежных сообществ на определенную оценку социальных объектов. Цель исследования - проанализировать особенности смыслового содержания субкультуры футбольных фанатов и их связи с господствующим типом культуры и молодежными субкультурными стилями. Материалы и методы. Методы базируются на использовании феноменологического подхода, позволяющего наиболее полно исследовать доминирующие смыслы в механизме конструирования социальной реальности футбольными фанатами. В основе полученных выводов лежат результаты всероссийского социологического опроса, проведенного Центром социологии молодежи Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН. Результаты. Наиболее значимые результаты связаны с разработкой и апробацией теоретико-методологического подхода к изучению смыслового содержания субкультуры футбольных фанатов и доверия в механизме их саморегуляции в фанатских средах. Выводы. Исследование ценностных ориентаций футбольных фанатов в отношении к значимым социальным объектам показало, что в их представлении данные ориентации рассматриваются в контексте преимущественно традиционной системы ценностей. Анализ взаимосвязи различных типов культуры, господствующих в современном российском обществе с жизненными ориентирами футбольных фанатов, свидетельствует о наличии связи жизненных ориентиров футбольных фанатов с основными типами базовой культуры. Кроме того, были рассмотрены взаимосвязи жизненных ориентиров футбольных фанатов с теми установками, которые представлены в молодежных субкультурах. Полученные данные свидетельствуют о том, что взаимосвязи с установками молодежных субкультур ниже, чем связи с установками господствующего типа культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEMANTIC SPACE OF THE YOUTH SUBCULTURE OF FOOTBALL FANS

Background. The subculture of football fans is seen as a factor regulating social interactions within near-football youth groups. The meanings produced by this subculture orient the representatives of youth communities towards a certain evaluation of social objects. The purpose of this work is to analyze the peculiarities of the semantic content of the football fans subculture and their connection with the dominating type of culture and youth subcultural styles. Materials and methods. The methods are based on the phenomenological approach, which allows us to investigate the dominant meanings in the mechanism of constructing social reality by football fans. The findings are based on the results of the All-Russian sociological survey conducted by the Center of Sociology of Youth of the Institute of Socio-political Research - Branch of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences. Results. The most significant results are connected with the development and approbation of the theoretical-methodological approach to studying of the semantic content of the football fans subculture and trust in the mechanism of their self-regulation in the fan environment. Conclusions. The analysis of value orientations of football fans in relation to significant social objects has shown that in their view these orientations are considered in the context of a predominantly traditional system of values. The analysis of the relationship between different types of culture prevailing in contemporary Russian society and the life orientations of football fans indicates the existence of a relationship between the life orientations of football fans and the main types of basic culture. In addition, the correlations of football fans’ life orientations with those attitudes, which are represented in youth subcultures, were examined. The data obtained indicate that the correlations with the attitudes of youth subcultures are lower than those with the attitudes of the dominant culture type.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТОВ»

УДК 316.7

doi:10.21685/2072-3016-2022-3-3

Смысловое пространство молодежной субкультуры футбольных фанатов

О. В. Сорокин

Институт социально-политических исследований - филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук,

Москва, Россия [email protected]

Аннотация. Актуальность и цели. Субкультура футбольных фанатов рассматривается как фактор регуляции социальных взаимодействий внутри околофутбольных молодежных групп. Продуцируемые данной субкультурой смыслы и значения ориентируют представителей молодежных сообществ на определенную оценку социальных объектов. Цель исследования - проанализировать особенности смыслового содержания субкультуры футбольных фанатов и их связи с господствующим типом культуры и молодежными субкультурными стилями. Материалы и методы. Методы базируются на использовании феноменологического подхода, позволяющего наиболее полно исследовать доминирующие смыслы в механизме конструирования социальной реальности футбольными фанатами. В основе полученных выводов лежат результаты всероссийского социологического опроса, проведенного Центром социологии молодежи Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН. Результаты. Наиболее значимые результаты связаны с разработкой и апробацией теоретико-методологического подхода к изучению смыслового содержания субкультуры футбольных фанатов и доверия в механизме их саморегуляции в фанатских средах. Выводы. Исследование ценностных ориентаций футбольных фанатов в отношении к значимым социальным объектам показало, что в их представлении данные ориентации рассматриваются в контексте преимущественно традиционной системы ценностей. Анализ взаимосвязи различных типов культуры, господствующих в современном российском обществе с жизненными ориентирами футбольных фанатов, свидетельствует о наличии связи жизненных ориентиров футбольных фанатов с основными типами базовой культуры. Кроме того, были рассмотрены взаимосвязи жизненных ориентиров футбольных фанатов с теми установками, которые представлены в молодежных субкультурах. Полученные данные свидетельствуют о том, что взаимосвязи с установками молодежных субкультур ниже, чем связи с установками господствующего типа культуры.

Ключевые слова: молодежь, молодежная субкультура, футбольные фанаты, смысловое пространство субкультуры, социальная реальность, доминирующая культура, культурные тренды, социальная саморегуляция, жизненные ориентиры

Для цитирования: Сорокин О. В. Смысловое пространство молодежной субкультуры футбольных фанатов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 3. С. 28-45. doi:10.21685/2072-3016-2022-3-3

The semantic space of the youth subculture of football fans

O.V. Sorokin

Institute of Socio-Political Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia [email protected]

Abstract. Background. The subculture of football fans is seen as a factor regulating social interactions within near-football youth groups. The meanings produced by this subculture

© Сорокин О. В., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

orient the representatives of youth communities towards a certain evaluation of social objects. The purpose of this work is to analyze the peculiarities of the semantic content of the football fans subculture and their connection with the dominating type of culture and youth subcultural styles. Materials and methods. The methods are based on the phenomenological approach, which allows us to investigate the dominant meanings in the mechanism of constructing social reality by football fans. The findings are based on the results of the All-Russian sociological survey conducted by the Center of Sociology of Youth of the Institute of Socio-political Research - Branch of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences. Results. The most significant results are connected with the development and approbation of the theoretical-methodological approach to studying of the semantic content of the football fans subculture and trust in the mechanism of their self-regulation in the fan environment. Conclusions. The analysis of value orientations of football fans in relation to significant social objects has shown that in their view these orientations are considered in the context of a predominantly traditional system of values. The analysis of the relationship between different types of culture prevailing in contemporary Russian society and the life orientations of football fans indicates the existence of a relationship between the life orientations of football fans and the main types of basic culture. In addition, the correlations of football fans' life orientations with those attitudes, which are represented in youth subcultures, were examined. The data obtained indicate that the correlations with the attitudes of youth subcultures are lower than those with the attitudes of the dominant culture type.

Keywords: youth, youth subculture, soccer fans, meaning space of subculture, social reality, dominant culture, cultural trends, social self-regulation, life orientations

For citation: Sorokin O.V. The semantic space of the youth subculture of football fans.

Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(3):28-45. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2022-3-3

Введение

Молодежная субкультура футбольных фанатов получила широкое распространение в нашей стране в конце 80 - начале 90-х гг. прошлого века. Первоначально в нее входили ярые фанаты, которые на спортивных стадионах отстаивали цвета и традиции своих футбольных команд. Однако со временем в рамках субкультуры стали появляться хулиганские фан-группы (бригады), которые свою активность переместили со спортивных трибун на уличные пространства и лесные поляны. На улицах и полянах стали проходить неформальные встречи фанатов противоположных команд. С помощью рукопашного боя они выясняли отношения друг с другом. Данные «встречи» за стадионами в околофутбольной среде стали называться «пересечениями».

Сегодня субкультура футбольных фанатов объединяет разные молодежные группы, деятельность которых напрямую может быть не связана с поддержкой футбола. Так, в 2000-е г. в рамках движения широкое распространение получили так называемые ультраправые молодежные группировки и ультралевые группировки. При этом многие футбольные фанаты разделяют националистические идеи.

Актуальность изучения смыслового содержания молодежной субкультуры футбольных фанатов в наше время обусловлена рядом причин. Первая причина связана с тем, что в современном обществе произошло размывание классических субкультур, а выделение их признаков составляет проблему методологического характера. В изучении специфического субкультурного пространства различных групповых общностей важную роль играет анализ конфигурации ценностей наиболее устойчивых молодежных субкультурных

сообществ, каковыми являются футбольные фанаты. Вторая причина обусловлена характером деятельности определенных субкультурных общностей, их включенностью в девиантные практики. Фанатским сообществам присуща высокая включенность в такие практики. Третья причина заключается в том, что в групповом взаимодействии молодежи формируются условия для конвертации имманентно присущей молодежи экстремальности (крайности в сознании и поведении) в экстремизм, нарастание не только экстремистских настроений, но и их проявлений [1, с. 19]. Сообщество футбольных фанатов как раз одно из тех, которое отличается высоким уровнем экстремальности.

В этой связи актуальной проблемой становится изучение субкультуры фанатов как регулирующего фактора социальных взаимодействий внутри околофутбольных молодежных групп, когда механизмы производства смыслов о значимых объектах социальной реальности направляют коллективные установки участников групп в сторону определенных способов поведения.

Формирование коллективных установок происходит в культурном пространстве реальности. В наиболее общем виде культурное пространство представляет собой форму существования культуры в сознании индивидов и групп. Оно включает смыслы, значения, ценности и их носителей, взаимодействующих друг с другом по поводу их производства и обмена. Смыслы, значения и возникающие на их основе ценности выступают регуляторами группового и индивидуального поведения. Иными словами, они становятся частью механизма саморегуляции.

Социальная саморегуляция отражает процесс воздействия индивидов и групп на свою жизнедеятельность, упорядочение жизнедеятельности в соответствии с определенными правилами, нормами, представлениями о должном, принятом в обществе, группе, социальной среде. Основу саморегуляции составляют социокультурные механизмы [2, с. 20]. Они обеспечивают воспроизводство социального порядка на основе доверия молодежи к нормативным образцам и ориентирам, характерным для определенной культуры или субкультуры, закрепляются в групповых ценностях молодых людей и массовом следовании этим образцам. Ключевую роль в данном процессе в культурном пространстве молодежи играет доверие, которое обеспечивает взаимосвязь между внешней регуляцией, за которую отвечают социальные институты, и саморегуляцией, которая выступает формой упорядочивания социальных взаимодействий на уровне молодежных сообществ.

В условиях изменяющейся социальной реальности процессы саморегуляции на уровне отдельных социальных групп расширяются [3]. Социальная реальность, понимаемая как совокупность объектов и событий в социокультурном мире как объекте обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракций [4, с. 65, 15], не только воспроизводится, но и конструируется и переконструируется в рамках отдельных субкультур. Поскольку молодые люди связаны множеством связей и с доминирующей культурой, и с субкультурами, то в их социальной реальности выстраиваются различные смысловые конфигурации, несущие отпечаток разных частей культурного пространства.

Оценки степени значимости тех или иных смысловых композиций в социальной реальности футбольных фанатов отражают их связь с доминирующей (базовой культурой) и с молодежной субкультурой.

Цель данной статьи - анализ особенностей смыслового содержания субкультуры футбольных фанатов и их связи с господствующим типом культуры и стилевыми установками субкультур в процессе субъектной саморегуляции участников данной субкультуры.

Объективные процессы изменения смысловых компонентов культурного пространства футбольных фанатов связаны с изменением социальной реальности, трансформацией картин мира околофутбольных сообществ и их смысложизненными выборами. Перспективы реализации жизненных стратегий, а также характер их жизненных позиций будут оказывать существенное влияние на рост доверия или недоверия в фанатской среде. С точки зрения целенаправленного регулирования этих процессов существенную роль способно сыграть расширение социальной реальности футбольных фанатов и форм их участия в социальной жизни, оптимизация условий для формирования активной жизненной позиции молодых людей, реализации диверсифицированных жизненных стратегий, укрепление доверия как меры совпадения ожиданий и реальности во взаимодействии молодежи и общества по поводу реализации ею собственных жизненных стратегий.

Материалы и методы

Применение феноменологического подхода к изучению смыслового пространства футбольных фанатов позволило изучить направленность сознания включенных в данную субкультуру молодых людей через призму рассмотрения образцов регуляции социальных взаимодействий. Данные образцы отражаются в социальной реальности данных групп молодежи. При таком подходе социальная реальность рассматривается в аспекте уверенности молодого человека или молодежной группы в достоверности собственных знаний о наблюдаемых объектах. Знания об объектах социальной реальности формируются в процессе взаимодействия, т.е. интерсубъективно. Из этого следует, что образцы социальных взаимодействий встраиваются в социальную реальность молодежи в процессе социализации. На этапе вторичной социализации усиливается влияние стихийных механизмов, в частности референтных групп, в рассматриваемом нами примере это выражается в направленности группового сознания на околофутбольный дискурс. В молодежной среде футбольных фанатов усиливаются процессы саморегуляции поведения в форме достраивания социальной реальности. Таким образом, под социальной реальностью футбольных фанатов с точки зрения феноменологического подхода понимается система накопленных знаний и представлений молодых людей, включенных в околофутбольное движение, об условиях бытия, которая представлена в их сознании в форме установок. В эмпирической части исследования данные установки нашли свое отражение в показателях структуры досуга данных молодых людей, в уровне доверия общественным институтам и политическим лидерам, в готовности футбольных фанатов участвовать в социальных акциях протеста в их жизненных ориентирах. Выявление взаимосвязей, которые складываются между данными установками футбольных фанатов и смыслами базовой культуры и молодежных субкультур, стало возможно благодаря применению положений феноменологического подхода.

Анализ осуществлен на основе результатов исследования «Саморегуляция жизнедеятельности в культурном пространстве молодежи», проведенного

Центром социологии молодежи ИСПИ РАН в 2017 г. под руководством В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок по репрезентативной для молодежи в возрасте от 15 до 29 лет выборке в 7 субъектах РФ, в 28 населенных пунктах, п = 803.

Результаты

В основе взаимодействий, которые возникают в молодежной среде, лежат многообразные смыслы, которые образуют смысловое пространство молодежи. Благодаря данному пространству в сообществах футбольных фанатов выстраивается образ реальности. Наличие тех или иных отношений к социальным объектам, идеалам, ценностям зависит от связей смыслового пространства молодежи с ментальными чертами базовой культуры и субкультурными чертами, отражающими влияние современных молодежных по-коленческих трендов (молодежных субкультур).

Формирование смыслового пространства футбольных фанатов связано с процессами активного осмысления и освоения ими действительности, когда фанаты поддерживают свои команды на трибунах стадионов и участвуют в схватках со своими противниками. Субъективная интерпретация объектов обеспечивает выполнение фанатской культурой регулирующей функции, которая направляет жизнедеятельность различных групп, включенных в данной движение, в определенное смысловое содержание [5, с. 84]. Так объекты социальной реальности наделяются в фанатской среде новыми смыслами и значениями. В социологии «жизнедеятельность рассматривается как система преднамеренных, целенаправленных действий, включающая в себя разумное целеполагание» [6, с. 14]. Субъективное понимание ценности власти, спорта, самопродвижения, межличностных отношений и других значимых для футбольных болельщиков социальных объектов отражает, с одной стороны, ожидания молодых людей от данных объектов, а с другой - готовность демонстрировать по отношению к ним определенные способы отношений, в основе которых лежат представления о целях и способах их достижения. Согласно концепции В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок смысловые образцы направляют ценностные ориентации молодых людей в сторону готовности воспринимать объекты социальной реальности определенным образом, закрепляясь в дальнейшем в форме повседневных культурных практик [7, с. 174], т.е. сформированные в рамках фанатской субкультуры смыслы закрепляются в форме представлений о сущности объектов реальности и именно в таком виде они закрепляются в структуре мотивации жизнедеятельности футбольных фанатов. В дальнейшем смыслы обретают форму ценностей и участвуют в регуляции социальных взаимодействий в околофутбольных сообществах.

Источниками формирования смыслов в сообществах футбольных фанатов выступают историческая память, представленная в коллективном бессознательном, и конкретные условия жизнедеятельности данных молодых людей. Фундаментальные основания смыслов связаны архетипическими и ментальными элементами базовой (господствующей) культуры, которая определяет смыслы собственной жизни, способы ее устроения, формулирований целей и способов их достижения. Совместные формы досуга накладывают свои отпечатки в формулировке стереотипных реакций на объекты социальной реальности, ключевую роль в которых играет механизм определения своих и чужих. В роли своих выступают члены околофутбольного сообщества,

в которое включен молодой человек, в роли чужих выступают противники, болельщики других футбольных клубов.

Исходя из вышеизложенного, смысловое пространство субкультуры футбольных фанатов в данном исследовании рассматриваем как совокупность значений социальных объектов, выраженная в ценностных установках и образцах поведения, оказывающих саморегуляционное влияние на жизнедеятельность молодежи, включенной в данную субкультуру. Смысловое пространство данной субкультуры включает в себя как образцы базовой (доминирующей) культуры, так и образцы молодежных поколенческих трендов.

П. А. Сорокин, разрабатывая теорию культурных суперсистем, выявил доминирующие типы культур, которые определяют смысловые значения объектов. Смена смысловых значений отражает процесс социокультурной динамики в обществе и раскрывает механизм саморегуляции [8]. Культура в данной теории выступает как ключевой фактор детерминации поведения индивида [9]. В качестве ведущих типов культуры классик мировой социологии рассмотрел идеациональный и чувственный типы. Если первому типу культуры свойственны доминирующие в обществе ментальные черты, основанные на духовных целях и потребностях, то второму - ментальные черты, основанные преимущественно на чувственных потребностях. В чистом виде, по мнению классика, ни один из этих типов культуры представлен не был, поэтому в истории человечества преобладали смешанные типы культуры с доминирующими чертами идеациональной или чувственной культуры.

В. И. Чупров и Ю. А. Зубок развили методологию П. А. Сорокина, выделив на основании эмпирического материала типы культур с доминантными смысловыми значениями в культурном пространстве современной молодежи. В каждом из выделенных типов культуры прослеживается направленность ценностных ориентаций, потребностей, интересов молодежи на определенные культурные цели и способы восприятия социальных объектов. Так, чувственной культурной ментальности П. А. Сорокина, основанной на потребности активного преобразования себя и активной эксплуатации внешней среды, в типологизации культур В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок соответствует инновационный тип культуры. Чувственной культурной ментальности П. А. Сорокина, основанной на паразитической эксплуатации внешней реальности, в методологии В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок соответствует гедонистический тип культуры. Идеалистической ментальности и смешанному типу культуры П. А. Сорокина соответствует культура физического развития. Псевдоиде-ациональной ментальности П. А. Сорокина, связанной с пассивным приспособлением к внешним условиям, соответствует адаптационный тип культуры, а культуре духовного преобразования себя соответствует духовная культура, а циничной чувственной ментальности - культура моральной аномии. Выделенные типы культур в молодежной среде, по мнению исследователей В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок, сегодня выступают как доминирующие (господствующие) в культурном пространстве молодежи [7, с. 174]. В форме культурных кодов они участвуют в саморегуляции жизнедеятельности молодежи, в том числе включенной и в околофутбольное движение. Помимо господствующих типов культуры в саморегуляции жизнедеятельности молодежи ключевую роль играют смыслы поколенческих трендов молодежи. В методологии В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок это следующие: «Стремление к объединению

со сверстниками. Быть на связи», «Противостояние "свои - чужие", «Быть в центре внимания, эпатировать окружающих», «Самоощущение избранности, исключительности», «Протест против официоза. Бунтарство», «Бегство от действительности. Уход в себя. Создание собственного мира», «Свобода без ограничений, в том числе сексуальная свобода», «Рост патриотических настроений», «Стремление самовыразиться, быть непохожим на других».

Для анализа смыслового содержания субкультуры футбольных фанатов в рамках данного исследования был проведен анализ взаимосвязи жизненных ориентиров футбольных фанатов с различными типами культуры и культурными поколенческими трендами, изученных В. И. Чупровым и Ю. А. Зубок и представленных в культурном пространстве молодежи. На основе данного анализа было изучено соотношение базовых традиционных и поколенческих, субкультурных молодежных смыслов, присутствующих в культурном пространстве футбольных фанатов.

Основываясь на концепции саморегуляции социальных взаимодействий посредством образцов молодежной субкультуры, рассмотрим сообщества футбольных фанатов. В современной социологии понятие «молодежная субкультура» объединяет «совокупность артефактов, алгоритмов деятельности, а также ценностей, моральных и эстетических норм, которые создаются для регуляции поведения индивидов тем или иным молодежным сообществом» [10, с. 495-496]. Таким образом, из данного определения следует, что применительно к субкультуре футбольных фанатов данная проблема изучается через призму культурных кодов, которые регулируют взаимодействия и поведения участников данных сообществ. При этом субкультура футбольных фанатов в таком понимании предстает как объединение идей, ценностей, норм, которое задает систему взаимодействий в отношении к другим членам своего сообщества, представителям вражеских группировок, правоохранительным органам, власти, семье, труду, образованию и т.д. Создавая данные элементы регуляции, субкультура фактически определяет отношение участников сообществ к социальным объектам через образцы поведения.

Субкультура футбольных фанатов, регулируя взаимодействия внутри молодежных сообществ, самоорганизующихся вокруг околофутбольной проблематики, задает определенные эталоны, стандарты поведения, к которым стремятся представители данных сообществ. Помимо этого, в рамках данной субкультуры устанавливаются допустимые рамки поведения в отношении к представителям определенных околофутбольных сообществ. Присутствуют в данной субкультуре критерии самопродвижения члена околофутбольного сообщества, становления его как полноценного участника околофутбольного движения. Т.е. субкультура футбольных фанатов в таком понимании выступает как совокупность механизмов, направляющих смысловое содержание объектов социальной реальности.

Направление смыслового содержания оценки значимых объектов социальной реальности субкультурой футбольных фанатов обеспечивается взаимодействием элементов мотивационной сферы сознания участников сообществ, в роли которых выступают потребности, интересы, ценности [11, с. 119]. Эффективность регуляции субкультурой социальных взаимодействий в сообществах футбольных фанатов обеспечивается за счет единства индивидуальных и групповых ценностей. Данные ценности направляют взаимодействия в значимом для данной субкультуры русле.

Ценности в процессе регуляции социальных взаимодействий в среде футбольных фанатов выступают в качестве негласных нравственных требований, следование которым позволяет участнику околофутбольного сообщества стать своим для значимой группы и продвинуться в данной группе. Таким образом, наличие образцов должного поведения в субкультуре футбольных фанатов выступает важной основой формирования личности болельщика, включенного в данное движение. Роль потребностей, интересов и установок представителей данного движения в процессе регуляции поведения велика.

Потребности футбольных фанатов тесно связаны с желанием быть включенными в деятельность, связанную с поддержкой своей команды, и интересом к околофутбольной повестке. Субкультура футбольных фанатов регулирует взаимодействия участников сообществ посредством конструирования смыслов, которые лежат в основе коллективных ценностей. Смысловые образцы, которые формируются в рамках молодежной субкультуры футбольных фанатов, ориентируют участников сообщества посредством того, что образы социальной реальности наделяются новыми характеристиками. В основе данного процесса лежат представления о желательных способах достижения целей. Так под влиянием молодежной субкультуры происходит оптимизация ценностной формы [12].

Таким образом, в основе выбора способов поведения футбольных фанатов лежат смыслы, которыми они наделяют значимые для них социальные объекты. Согласно понимающей социологии М. Вебера данные способы отражают действия, связанные с просчетом выгоды от тех или иных целей и средств [13, с. 535]. По отношению к разным объектам социальной реальности в культурном пространстве футбольных фанатов проявляются разные оценочные системы, комбинации смыслов. Поэтому функция субкультуры футбольных фанатов заключается в обосновании социальной реальности для ее участников и конструировании образцов ее осмысления. Сами образцы складываются в процессе регулярных взаимодействий молодых людей, включенных в околофутбольную повестку. Молодые люди, включенные в деятельность сообществ футбольных болельщиков, погружены в субкультурное пространство. Соответственно, социальная реальность воспринимается ими через усвоенные знания, циркулирующие в данных молодежных группах. Совместные поездки на футбольные матчи, празднование побед, встречи с представителями околофутбольных сообществ команд-противников - все это определяет их включенность в общие социальные практики.

В таких условиях складываются основания для соотнесения собственных представлений о социальной реальности с представлениями других участников фанатского движения. В процессе межличностного взаимодействия складываются доверительные отношения и вера в адекватность своих преставлений и соотнесенности их со значимыми другими участниками групп футбольных фанатов. Формируется мотивация способности реализовать свои интересы в данных условиях [14, с. 8]. Благодаря складывающимся между участниками данных сообществ доверительным отношениям в их среде конструируются представления о статусах, социальных ролях, стратегиях самопродвижения и негласном социальном контроле по отслеживанию отклонений, которые возникают во взаимоотношениях некоторых участников движения.

В рамках субкультуры футбольных фанатов отношение к объектам социальной реальности формируется преимущественно в лоне базовой культуры, т.е. традиционной, российской. Однако значительная часть смыслов, связанных с пониманием образа героя, целей саморазвития, отношением к вражеским группам формируется в рамках самой субкультуры футбольных фанатов. Очень часто данные субкультурные смыслы вступают в оппозицию к традиционным смыслам, смыслам базовой культуры. В этом случае, с точки зрения нормативного подхода в социологии, они рассматриваются как смысловые отклонения. При этом данные смысловые девиации в культурном пространстве футбольных фанатов отвечают задачам рационализации ожиданий участников данных сообществ, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям. Так, отсутствие возможности тренироваться за деньги в спортивном зале компенсируется в околофутбольном движении встречами в лесных массивах, сопровождающимися драками «стенку на стенку». Сами участники движения объясняют подобные баталии необходимостью в регулярных тренировках.

Эталоны поведения, которые складываются внутри сообщества футбольных фанатов, тоже встраиваются в механизм регуляции социальных взаимодействий. Их присутствие в культурном пространстве футбольных фанатов свидетельствует о нарастании процессов переосмысления социальной реальности. А это в свою очередь выступает результатом рефлексии молодых людей по поводу происходящих в их повседневной жизни процессов, когда по мере включения в события, связанные с так называемым «околофутбольным движением», изменяются их потребности, интересы и ценности. Таким образом, в субкультуре футбольных фанатов предлагаются альтернативные официально признаваемым в обществе способы достижения культурных целей.

В процессе социализации молодежи механизмы целенаправленного регулирования социальных взаимодействий в молодежной среде направлены на трансляцию институционально одобряемых образцов, которые отражают доминирующие в культурном пространстве нравственные императивы [7, 9]. При таком подходе субкультура футбольных фанатов предстает как совокупность смысловых отклонений, которые в случае нарастания социальной напряженности в обществе могут стать источником нарушения социального порядка. Данное обстоятельство, в свою очередь, объясняет повышенный интерес правоохранительных органов к процессам, которые происходят внутри околофутбольного движения. По мере того как отклоняющиеся смыслы прочно закрепляются в социальной реальности футбольных фанатов, постепенно складываются основания для их конвертации в социальные практики. Именно поэтому субкультурное пространство футбольных фанатов сегодня выступает конгломерацией нормативных и отклоняющихся смыслов. Более того, популяризация практик футбольных фанатов в молодежной среде порождает создание новых молодежных неформальных движений, основанных на инновационных культурных образцах, оказывая заметное влияние на процессы в молодежной среде.

По мере того как в молодежной среде усиливаются процессы дифференциации по социокультурным основаниям, нивелируется роль некогда жестких поведенческих образцов, процессы, связанные с регулированием процессов в субкультуре футбольных фанатов в больше степени, осмысливаются в парадигме деструкции нормативности.

В этой связи весьма важным в рамках данного исследования было изучение взаимосвязи жизненных ориентиров футбольных фанатов с установками господствующего типа культуры и стилевыми установками, свойственными современному молодому поколению, в большей степени отражающими современные значения осмысления объектов социальной реальности. Опора исключительно на отклоняющиеся установки может свидетельствовать об отдалении данной субкультуры от ядра ценностей российской культуры и о выборе в пользу контркультурной позиции.

Таким образом, под субкультурой футбольных фанатов понимается культура молодых людей, включенных в околофутбольное движение, которые отличаются своими ценностями, способами жизнедеятельности, нормами поведения, выполняющими функцию саморегуляции жизнедеятельности их участников. У футбольных фанатов, как правило, присутствует осознание своей исключительности, что выступает одним из значимых признаков выделения данной субкультуры.

Для изучения смыслового содержания молодежной субкультуры фанатов важное значение играет распределение по возрастным группам, свойственное данной общности (табл. 1). Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о преобладании среди молодых людей, включенных в данную субкультуру, ребят в возрасте от 18 до 24 лет (50 % от всех опрошенных). Значительно представительство и молодых людей в возрасте от 15 до 17 лет (31,2 %).

Таблица 1

Распределение по возрасту участников субкультуры футбольных фанатов

Возраст респондентов Процент

15-17 лет 31,2

18-24 года 50,0

25-29 лет 18,8

Итого 100,0

Присутствие представителей данных возрастных групп в субкультурной общности футбольных фанатов во многом связано с поиском референтных образцов в молодежной среде, связанных со спортивной тематикой и футболом в целом. Кроме того, фанатские клубы при известных футбольных командах комплектуются во многом за счет ребят, которые тренируются в спортивных футбольных секциях, и за счет активных болельщиков. Фанаты, которые прошли испытания, связанные с отстаиванием ценностей и норм околофутбольного сообщества, становятся наставниками для молодых ребят. Поэтому значительное присутствие ребят в возрасте от 25 до 29 лет (18,8 % от общей совокупности) в данной субкультуре свидетельствует о традициях, которые передаются в данных группах от старших поколений к младшим.

Для понимания социальных сред, в которых формируются потребности и интересы футбольных фанатов, необходимо проанализировать структуру их досугового времени (табл. 2).

Таблица 2

Структура досуга футбольных фанатов (процент от числа опрошенных, многовариантные ответы)

Структура досуга Регулярно Никогда или редко

Общение с друзьями 62,5 6,3

Проводят время в Интернете, общение в соцсетях 50,0 18,8

Походы по магазинам 43,8 25,0

Занятия спортом 43,8 12,5

Стадионы, спортивные зрелища 31,3 43,8

Прогулки на улице 31,3 6,3

Занятия домашними делами, с ребенком 25,0 37,5

Ходят в гости, принимают гостей 25,0 31,3

Просмотр ТВ, видео 25,0 6,3

Дискотеки, вечеринки, танцы 12,5 68,8

Подработка 12,5 68,8

Посещение кино 12,5 25,0

Рукоделие, рисование, конструирование 6,3 87,5

Участие в кружках, секциях 6,3 62,5

Посещение театров, концертов 6,3 50,0

Чтение художественной литературы 0 50,0

Дополнительное образование 0 81,3

Посещение культовых мест (церкви, мечети) 0 81,3

Данные в табл. 2 показывают распределение досуговых предпочтений в среде футбольных фанатов. Как видно, ведущее место в данной структуре занимает общение с друзьями (62,5 %). Именно через коммуникацию со сверстниками в фанатской среде происходит обмен мнениями о предстоящих футбольных матчах, стратегиях поведения на трибунах и встречах с фанатами команд-противников. Около половины ребят, включенных в околофутбольное движение, черпают информацию о футбольных баталиях в Интернете и посредством общения в сообществах на околофутбольную тематику. Практически у каждого футбольного клуба есть свои фанатские сообщества в социальных сетях.

На третьей строчке досуговых предпочтений расположились позиции, связанные с походами по магазинам и занятиями спортом (по 43,8 %). Соответствие фанатскому стилю требует от участника субкультуры следования определенным образцам поведения, использования атрибутики, символов, в том числе касающихся и выбора одежды, и т.д. Поэтому покупка товаров в специализированных магазинах отличает представителей данной субкультуры от других молодежных групп. Около 31 % опрошенных футбольных фанатов проводят свое личное время на стадионах и улицах. В субкультуре футбольных фанатов участие в поддержке своей команды на стадионах выступает одним из обязательных требований к молодому человеку, который в будущем желает занять лидирующие позиции в движении.

Четверть опрошенных посвящают свое свободное время занятиям домашними делами, приемам гостей, походам в гости, просмотру телепрограмм.

Некоторые телеканалы обладают исключительным правом на трансляцию спортивных футбольных матчей. Поэтому в структуре досуга просмотр телепрограмм остается важной позицией в субкультуре футбольных фанатов. 12,5 % опрошенных фанатов регулярно посещают дискотеки, вечеринки, 68,8 % респондентов редко посещают данные мероприятия, что свидетельствует о наличии специальных клубных локаций, в которых собираются преимущественно идейные участники субкультуры.

В структуре досуга футбольных фанатов регулярное участие в кружках и секциях составляет лишь 6,3 %. Это свидетельствует об отсутствии возможностей у многих фанатов заниматься в специальных платных секциях, в том числе спортивных. Именно поэтому выбор часто делается в пользу неформальных встреч на лесных полянах, которые сами фанаты называют спортивными тренировками.

В структуре досуга футбольных фанатов в равной мере преобладают предпочтения проводить свободное время в своей компании (87,5 %) и с семьей (87,5 %). Из полученных данных следует, что семья остается значимым агентом социализации футбольных фанатов. Благодаря семье традиционные ценности и нормы встраиваются в механизм социальной регуляции взаимодействий в среде молодых людей, увлекающихся данной субкультурой. При этом активное взаимодействие со сверстниками в свободное время означает, что критерии оценки выбора новых смысловых значений значимых объектов проходят согласование в молодежных околофутбольных сообществах. Значительную часть своего свободного время фанаты проводят на стадионах и концертах (68,8 %). Данное положение свидетельствует о приобщении к ценностям данной субкультуры во время футбольных матчей и выступлений музыкальных кумиров. 50 % принявших участие в опросе респондентов, ассоциирующих себя с фанатским движением, предпочитают проводить свободное время в одиночку (табл. 3).

Таблица 3

Предпочтительные способы проведения свободного времени (многовариантные ответы)

Способы Процент

В своей компании 87,5

С семьей 87,5

Вдвоем с другом (подругой) 81,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На стадионе, концерте 68,8

В одиночку 50,0

Представления о смысловых значениях образа власти футбольных фанатов просматриваются в анализе их доверия к различным общественным институтам и политическим лидерам (табл. 4). В зависимости от того, каким политическим институтам доверяют в большей степени представители данной субкультуры, можно сделать выводы, в какой степени в образе власти футбольных фанатов превалируют традиционные или субкультурные черты, связанные с включенностью в околофутбольное движение.

Таблица 4

Уровень доверия общественным институтам и политическим лидерам футбольными фанатами, процент

Институт Доверяю Не доверяю Затрудняюсь ответить Итого

Президент 87,5 6,3 6,2 100,0

Председатель Правительства РФ 68,8 12,5 18,7 100,0

Патриарх Московский и всея Руси 43,8 37,5 18,7 100,0

Правительство РФ 62,5 18,8 18,7 100,0

Государственная дума 43,8 37,5 18,7 100,0

Администрация (руководитель) региона 75,0 18,8 6,2 100,0

Правоохранительные органы (суд, прокуратура, полиция) 37,5 31,3 31,2 100,0

Политические партии 43,8 25,0 31,2 100,0

Несистемная оппозиция 12,5 56,3 31,2 100,0

Церковь 37,5 31,3 31,2 100,0

На момент опроса больше всего футбольных фанатов доверяли Президенту РФ В. В. Путину (87,5 %). При этом не доверяли ему лишь 6,3 % опрошенных фанатов. Уровень доверия Президенту РФ был существенно выше по сравнению с действующим на тот момент Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым (68,8 %). Высокий уровень доверия к Президенту РФ со стороны футбольных фанатов свидетельствует о высокой оценке личностных и лидерских качеств руководителя страны, что свидетельствует о доминировании традиционных смыслов в образе власти у представителей субкультуры футбольных фанатов.

В пользу довода о том, что в культурном пространстве футбольных фанатов доминируют традиционные значения образа власти, свидетельствует и то обстоятельство, что доверие Президенту РФ на 25 % выше по сравнению с уровнем доверия возглавляемому им Правительству. Кроме того, в фанатской среде сохраняется высокий уровень доверия администрации региональной власти (75 %). Уровень доверия Патриарху Московскому и всея Руси (43,8 %) выше, чем у Православной церкви в целом (37,5 %), что тоже объясняется выбором в пользу базовых характеристик отношения к власти у представителей данной субкультуры.

В меньшей степени футбольные фанаты склонны доверять правоохранительным органам (суду, прокуратуре, полиции). Лишь 37,5 % опрошенных молодых людей высказались в пользу доверия данным структурам. Традиционно в фанатской среде отношение к органам правопорядка было негативным в силу определенных причин, связанных с препятствиями, которые возникают у фанатов в процессе реализации своих коллективных потребностей и интересов из-за действий правоохранительных структур. В целом невысокий уровень недоверия в фанатской среде прослеживается и по отношению к Государственной думе (37,5 %). Традиционно критическим со стороны фанатских бригад было и отношение к так называемой «несистемной оппозиции».

Причина данного обстоятельства кроется в том, что футбольные фанаты не разделяют либеральную систему ценностей касательно государственного устройства, отрицательно относятся к идее многопартийности, свободы слова и свободы СМИ, делая выбор в пользу консервативной системы организации российского общества, построенной на единоначалии и идеологической привязке системы ценностей.

Таким образом, анализ ценностных ориентаций футбольных фанатов в отношении к политической власти показал, что в их представлении данная социальная организация рассматривается в контексте преимущественно традиционной системы ценностей.

В пользу выбора футбольными фанатами традиционной модели организации власти свидетельствует и готовность представителей данной субкультуры участвовать в акциях протеста (табл. 5).

Таблица 5

Готовность футбольных фанатов участвовать в акциях протеста, процент

Любой ценой

Готовность сохранять Активно Затрудняюсь Итого

участвовать в порядок, мир протестовать ответить

акциях протеста и согласие

62,5 6,3 31,2 100,0

Как свидетельствуют данные табл. 5, активно протестовать в случае возникновения социального напряжения в стране готовы только 6,3 % опрошенных фанатов, тогда как готовы любой ценой сохранять порядок, мир и согласие 62,5 %. При этом в случае возникновения социального напряжения в стране вследствие действий определенных оппозиционных политических сил состав протестующих может поменяться и к ним могут присоединиться колеблющиеся футбольные фанаты, о чем свидетельствует доля затруднившихся ответить - 31,2 %.

Анализ взаимосвязи различных типов культуры, господствующих в современном российском обществе, с жизненными ориентирами футбольных фанатов представлен в табл. 6. Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о наличии связи жизненных ориентиров футбольных фанатов с основными типами базовой культуры.

Таблица 6

Распределение смысловых установок футбольных фанатов по типам базовой культуры

Типы базовой культуры Процент

Инновационная культура 93,8

Гедонистическая культура 87,5

Культура физического развития 87,5

Адаптационная культура 81,3

Духовная культура 81,3

Культура моральной аномии 68,8

Респондентам был предложен вопрос «В какой степени нижеперечисленные черты характеризуют Вас как представителя своего поколения?». Согласно распределению ответов, в фанатской среде доминирует инновационная культура. Она отражает стремление к новизне, высокую активность и предприимчивость. Тем самым жизненные ориентиры футбольных фанатов направлены на активное преобразование внешней социальной среды. Вторую позицию заняли культура физического развития и гедонистическая культура (по 87,5 %). Культура физического развития отражает потребность в преобразовании себя, заботу об определенных показателях физического развития, а гедонистическая культура связана со стремлением получить от жизни как можно больше удовольствий. Во многом данные ориентиры связаны со спортивной подготовкой футбольных фанатов, их готовностью сражаться со своими противниками. При этом данные практики рассматриваются через призму поиска средств экстремальных удовольствий, когда опасность и риск становятся эмоциональными возбудителями. Третью позицию занимают адаптационная и духовная культура (81,3 %). Взаимосвязи с данными типами базовой культуры в культурном пространстве футбольных фанатов свидетельствуют о пассивном приспособлении и экономии во всем. Отсутствие возможностей для занятия спортом в платных кружках приводит к осмыслению социальных процессов с позиции принятия ситуации, в которой нужно приспосабливаться к ней. Взаимосвязь с духовным типом культуры свидетельствует о желании духовно преобразить себя. Последнее место в структуре связей с типами базовой культуры у футбольных фанатов занимает культура моральной аномии (68,8 %). Данная культура отражает нарастание в культурном пространстве представителей данной субкультуры процессов отрицания общепринятых норм и вытеснение их нормами, которые востребованы в конкретных жизненных ситуациях.

Для более полного анализа культурного пространства футбольных фанатов были рассмотрены взаимосвязи жизненных ориентиров футбольных фанатов с теми установками, которые представлены в молодежных субкультурах (табл. 7). Представленные данные свидетельствуют о том, что среднее значение связи с установками молодежных субкультур (60,4 %) ниже, чем среднее значение связей с установками господствующего типа культуры (83,4 %).

Таблица 7

Связь молодежной субкультуры с жизненными ориентирами футбольных фанатов (многовариантные ответы)

Смыслы молодежной субкультуры Процент

Стремление к объединению со сверстниками. «Быть на связи» 87,5

Противостояние «свои - чужие» 75,1

Быть в центре внимания, эпатировать окружающих 56,3

Самоощущение избранности, исключительности 56,3

Протест против официоза, бунтарство 56,3

Бегство от действительности. Уход в себя. Создание собственного мира 43,8

Свобода без ограничений, в том числе сексуальная свобода 75

Рост патриотических настроений 68,8

Стремление самовыразиться, быть непохожим на других 81,3

В установках, представленных в данных субкультурах, отражены основные устремления, связанные с процессом взросления и социализации молодежи. Принимая данные установки, молодые люди в процессе социализации начинают осознавать свои потребности и интересы, тем самым происходит становление их субъектности. Таблица 7 дает полное представление о том, что жизненные ориентиры футбольных фанатов связаны с разными установками субкультур. В наибольшей степени прослеживается взаимосвязь жизненных ориентиров футбольных фанатов со стремлением к объединению со сверстниками (быть на связи) (87,5 %) и со стремлением самовыразиться, быть непохожим на других (81,3 %). Жизненные ориентиры, по мнению футбольных фанатов, должны строиться в первую очередь на поддержке своих сверстников и на стремлении к самовыражению. Вторую позицию занимают связь жизненных ориентиров с противостоянием «свои - чужие» (75,1 %) и свобода без ограничений, в том числе сексуальная свобода (75 %). Такое положение дел свидетельствует о востребованности в культурном пространстве футбольных фанатов смыслов, связанных с противостоянием противникам, битва с которыми проходит по устанавливаемым самими фанатами правилам. В этом проявляется, в их понимании, свобода без ограничений. Третью позицию занимает связь с установкой роста патриотических настроений (68,8 %), что отражает стремление футбольных фанатов сконструировать для себя проблематику отношения к Родине. Четвертую позицию занимают связи с установками субкультур быть в центре внимания, эпатировать окружающих, самоощущение избранности, исключительности и протест против официоза, бунтарство (по 56,3 %). В меньшей степени прослеживается связь с установкой бегства от действительности и уход в себя (43,8 %), что свидетельствует о желании футбольных фанатов занять в целом активную жизненную позицию, при этом если запросы этой группы молодежи не будут услышаны обществом, то последние позиции могут поменяться местами с верхними.

Заключение

В ходе проведенного анализа смыслового содержания субкультуры футбольных фанатов было установлено, что традиционные смыслы, обусловленные влиянием базовой культуры, в культурном пространстве футбольных фанатов играют доминирующее влияние. При этом велико значение и современных смыслов, связанных с влиянием современных стилевых установок, представленных в рамках молодежных субкультур. Переориентирование на современные смыслы в ущерб традиционным в культурном пространстве футбольных фанатов в дальнейшем будет зависеть от возможностей конструктивного диалога с общественными структурами и наличием факторов, способствующих встраиванию в общественную повестку. В субкультуре футбольных фанатов данная повестка связана с ростом патриотических настроений и популяризацией здорового образа жизни. В случае закрытия каналов взаимодействия с общественными структурами возможно переформатирование смысловых элементов в субкультуре футбольных фанатов.

Список литературы

1. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М. : Academia, 2007. 320 с.

2. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях социальной неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М. : Academia, 2008. 272 с.

3. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М. : Институт фонда «Общественное мнение», 2003. 336 с.

4. Зубок Ю. А. Доверие в саморегуляции молодежного экстремизма // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 63-77.

5. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности. М. : Норма, 2020. 304 с.

6. Чупров В. И. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи в культурном пространстве: концепция социокультурного механизма // Гуманитарий Юга России. 2018. № 4. С. 13-25.

7. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодежи // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 4. C. 164-186.

8. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб. : РХГИ, 2000. 1054 с.

9. Шендрик А. И. Социология культуры : учеб. пособие для студ. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 495 с.

10. Социология молодежи : энцикл. слов. / отв. ред.: Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia, 2008. 606 с.

11. Чупров В. И., Осипова М. А. Социология управления. Теоретические основы : учебник. М. : РУДН, 2011. 172 с.

12. Зубок Ю. А. Молодежь в изменяющейся социальной реальности: проблема саморегуляции выбора // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения : материалы Всерос. науч. конф. (г. Москва, 27-28 октября 2015 г.). М. : Научная мысль, 2015. С. 173-189.

13. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем., сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко. М. : Прогресс, 1990. 808 с.

14. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Романович Н. А. Доверие в саморегуляции изменяющейся социальной реальности. М. : Норма, 2019. 208 с.

References

1. Chuprov V.I., Zubok Yu.A. Molodezhnyy ekstremizm: sushchnost', formy proyavle-niya, tendentsii = Youth extremism: essence, forms of manifestation, trends. Moscow: Academia, 2007:320. (In Russ.)

2. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Sotsial'naya regulyatsiya v usloviyakh sotsial'noy neopre-delennosti. Teoreticheskie i prikladnye problemy v issledovanii molodezhi = Social regulation in conditions of social uncertainty. Theoretical and applied problems in the study of youth. Moscow: Academia, 2008:272. (In Russ.)

3. Shyutts A. Smyslovaya struktura povsednevnogo mira: ocherki po fenomenologiche-skoy sotsiologii = The semantic structure of the everyday world: essays on phenomeno-logical sociology. Moscow: Institut fonda «Obshchestvennoe mnenie», 2003:336. (In Russ.)

4. Zubok Yu.A. Trust in self-regulation of youth extremism. Znanie. Poni-manie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill. 2015;(4):63-77. (In Russ.)

5. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Molodezh' v kul'turnom prostranstve: samoregulyatsiya zhiznedeyatel'nosti = Youth in the cultural space: self-regulation of life. Moscow: Norma, 2020:304. (In Russ.)

6. Chuprov V.I. Self-regulation of the life of youth in the cultural space: the concept of the socio-cultural mechanism. Gumanitariy Yuga Rossii = Humanitarian of the South of Russia. 2018;(4):13-25. (In Russ.)

7. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Self-Regulation of meaningful values in the cultural space of youth. Vestnik Instituta sotsiologii = Bulletin of Institute of Sociology. 2019;10(4):164-186. (In Russ.)

8. Sorokin P.A. Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika: issledovanie izmeneniy v bol'shikh sistemakh iskusstva, istiny, etiki, prava i obshchestvennykh otnosheniy = Social and cultural dynamics: a study of change in large systems of art, truth, ethics, law, and social relations. Saint Petersburg: RKhGI, 2000:1054. (In Russ.)

9. Shendrik A.I. Sotsiologiya kul'tury: ucheb. posobie dlya stud. = Sociology of culture: textbook. Moscow: YuNITI-DANA, 2017:495. (In Russ.)

10. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. (execut. ed.). Sotsiologiya molodezhi: entsikl. slov. = Sociology of Youth: encyclopedic dictionary. Moscow: Academia, 2008:606. (In Russ.)

11. Chuprov V.I., Osipova M.A. Sotsiologiya upravleniya. Teoreticheskie osnovy: uchebnik = Sociology of management. Theoretical foundations: textbook. Moscow: RUDN, 2011:172. (In Russ.)

12. Zubok Yu.A. Youth in a changing social reality: the problem of self-regulation of choice. Chelovekpered vyborom v sovremennom mire: problemy, voz-mozhnosti, resh-eniya: materialy Vseros. nauch. konf. (g. Moskva, 27-28 oktyabrya 2015 g.) = A person facing a choice in the modern world: problems, opportunities, solutions: proceedings of the All-Russian scientific conference (Moscow, October 27-28, 2015). Moscow: Nauchnaya mysl', 2015:173-189. (In Russ.)

13. Veber M. Izbrannye proizvedeniya. Per. s nem., sost., obshch. red. i poslesl. Yu.N. Da-vydova; predisl. P.P. Gaydenko = Selected works. Translated from German, total edition and foreword by Yu.N. Davydova; foreword by P.P. Gaydenko. Moscow: Progress, 1990:808. (In Russ.)

14. Chuprov V.I., Zubok Yu.A., Romanovich N.A. Doverie v samoregulyatsii izmenyayu-shcheysya sotsial'noy real'nosti = Trust in self-regulation of a changing social reality. Moscow: Norma, 2019:208. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Олег Владимирович Сорокин кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Институт социально-политических исследований -филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6)

E-mail: [email protected]

Oleg V. Sorokin

Candidate of sociological sciences, senior staff scientist, Institute of Socio-Political Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (6 Fotiyevoy street, Moscow, Russia)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 04.07.2022

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 10.09.2022 Принята к публикации / Accepted 29.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.