Научная статья на тему 'Смысловое пространство культуры в популярных сочинениях Д. С. Лихачева'

Смысловое пространство культуры в популярных сочинениях Д. С. Лихачева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
401
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article an author discusses about meaning space in popular Lyhachev’s D. S. works.

Текст научной работы на тему «Смысловое пространство культуры в популярных сочинениях Д. С. Лихачева»

Вестник Омского университета, 2006. № 3. С. 11-13. © М.П. Одинцова, 2006

УДК 801

СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ В ПОПУЛЯРНЫХ СОЧИНЕНИЯХ Д.С. ЛИХАЧЕВА

М.П. Одинцова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, кафедра русского языка 644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 13 июня 2006 г. In the article an author discusses about meaning space in popular Lyhachev's D. S. works.

Масштаб, границы культуры, ее назначение и роль в судьбах народов и человечества, в жизни отдельного человека определяются Д.С. Лихачевым предельно широко. Имея в виду все культурные ценности, накопленные музеями мира, ученый придумал яркую метафору - «космический Эрмитаж». Культура, по его убеждению, принадлежит всему человечеству, подобно общему космическому «дому» людей - Земле. Значимость же культуры оценена великим гуманистом и моралистом XX столетия в его высказываниях-афоризмах: «Культура не средство, а цель», «Культура - это нравственность». Народам и их самобытной культуре свойственна, по Лихачеву, «нравственная оседлость», а главная цель культуры - объединять людей. Любое создание культуры, искусства, творческого гения человека объединяет творца и того, кто воспринимает творение. Таким образом, посредством произведений культуры, искусства объединяются все воспринимающие их люди, ибо они, созерцая прекрасное, «заражаются общими мыслями и настроениями». «Произведения искусства, - замечает Дмитрий Сергеевич, - сильнее, чем что-либо другое, способствуют взаимопониманию между народами», «...у явлений культуры нет собственников». Поэтому и ответственность за сохранение памятников культуры, по мнению Д.С. Лихачева, - нравственная обязанность всех государств, в первую очередь их руководителей, всей прогрессивно настроенной общественности мира. Ключевые понятия культурологических

суждений академика Д.С. Лихачева - «экология культуры», «память культуры», «оседлость», человечность, а применительно к отдельной личности - интеллигентность, доброта, совесть, любовь к Родине (патриотизм), признание ценности других культур (интернационализм), знание своей истории - истории семьи, поселка, города, государства, национальных достижений, памятников старины (красоты рукотворной и красоты природной, ландшафтной, естественной и парковой, искусственной), активное приобщение к знаниям, неравнодушие ко всему «доброму и прекрасному» - ради понимания того, как наращивать «этажи счастья», личного и общественного, опираясь на культурно-нравственную память своего народа и всего человечества.

Сама человеческая жизнь, по Лихачеву, -главный предмет творческой заботы и работы личности. Одним из необходимых сознательных проявлений культурной рефлексии и культурного развития личности Д.С. Лихачев считал знание истории, даже не знание, а «осознание». «Историзм - это осознание себя в истории, своего места и назначения. Взглянуть на себя и на свой труд с позиций будущего - это очень важно», -подчеркивал ученый. «Чем шире и "многовеко-вее" мы охватываем прошлое, тем более дальнозорки мы в будущем, тем тверже и увереннее мы движемся в настоящем. А настоящее не неподвижно: эта движущаяся точка, нами самими направляемая от прошлого, которое мы должны знать, в будущее, которое мы должны предуга-

12

М.П. Одинцова

дывать». «Дело каждого культурного человека, -продолжает тему Дмитрий Сергеевич, - уметь извлечь из прошлого то, что необходимо для настоящего и будущего: не только сохранять память прошлого, но создать "обратные токи времени" ».

На страницах многих популярных сочинений Дмитрия Сергеевича определяется и конкретизируется такое качество культурного человека, как интеллигентность. «Для меня интеллигентность, - говорит он, - это повышенная восприимчивость к культуре, к искусству, деликатность в отношениях с другими людьми, принципиальность. И еще: интернационализм. Я убежден, - признается Дмитрий Сергеевич, - что национальное в его лучших проявлениях сохранится всегда. Но это не исключает подлинного интернационализма, который заключается в отсутствии национальной спеси». И еще качество подлинного интеллигента: его жизнь осмыслена. Над смыслом ее он задумывается всю жизнь, не считая, что ответ найден раз и навсегда. «Образованность и интеллектуальное развитие - это как раз суть естественные состояния человека, а невежество, неинтеллигентность - состояния ненормальные для человека».

Знаток и исследователь восьми веков русской литературы (от XII до XX в.), от «Слова о полку Игореве» до Толстого, Достоевского, Чехова, Анны Ахматовой, Александра Блока, Ольги Берггольц, Дмитрий Сергеевич искал в литературе и в жизни, в творчестве гениев и простых людей ответ на вопрос о том, каковы же главные нравственные и, следовательно, культурные ценности и особенности русского и всех других российских народов.

Для ученого, автора целого ряда фундаментальных исследований о состоянии культуры Древней Руси, принципиально важным было объективно оценить роль этого периода в культурном развитии нашего народа, народов Европы и всего мира. В общекультурологическом аспекте особенно интересны и поучительны следующие суждения Д.С. Лихачева: «Во всякой культуре есть идеал и есть его реализация: действительность, порождая некие идеалы, сама является одновременно попыткой их осуществления, очень часто их искажающей и объединяющей. <...> "Двойная жизнь" культуры тоже обычна, как двойственность человеческой личности, ибо национальная культура тоже личность. <...> Именно такой случай мы имеем в культуре Древней Руси. Между идеалом культуры и действительностью оказался огромный разрыв». «Ценностями самого высокого порядка» в истории России Дмитрий Сергеевич считал зодчество, иконопись, стенопись, декоративное искусство, например шитье; хоровую музыку, фольклор с его эпосом и лири-

кой, литературу, отмечал также «высокие традиции русского крестьянства - особенно северного и сибирского». Что же касается действительности, то эту же эпоху расцвета искусства, ремесел, словесности русского народа ученый определил как «чересчур низкую и жестокую». В то же время прекрасному в Древней Руси, по мнению Лихачева, была присуща «удивительная свобода от всякого рода претворений в жизнь». Правда, Дмитрий Сергеевич не отрицает вообще фактов претворения древнерусского идеала в жизнь, имея в виду, например, подвижничество святых и нравственную чистоту, милосердие, доброту, мудрость многих верующих людей. Комментируя иконописное мастерство древних мастеров, Д.С. Лихачев отмечает: «Среди ликов Древней Руси есть лики мудрые страданием, мудрые знанием и книжной мудростью, мудрые мужеством и мудрые силой, мудрые жизненным опытом и мудрые дерзостью юности, мудрые смирением и мудрые пониманием других людей, мудрые предвидением будущего, мудрые добротой и мудрые просто мудростью». Немало глубоких суждений на страницах сочинений Дмитрия Сергеевича посвящено такому качеству русского человека, как доброта. «Хороший в русском языке - это прежде всего добрый... Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки». Имея в виду самую страшную эпоху в жизни Руси, эпоху Ивана Грозного, с кровавым террором и насилием, ученый подчеркивает: «Сколько добрых образов в образах-иконах создали древнерусские иконописцы... Доброта народная торжествовала». Не обошел своим вниманием Д.С. Лихачев такую примечательную народную фигуру в Древней Руси, как дурак: «Ходили дураки по всей Руси, странствовали, с дикими зверями и птицами разговаривали, балагурили, учили царя не слушать. <...> Учили они любить волюшку, не принимать чужого важничанья и спеси, не копить много добра, легко жить, как и легко странствовать на родной земле, принимать у себя и кормить странников, но не принимать всяческой кривды».

«Кое-что из скоморошьей науки, - подытоживает Дмитрий Сергеевич, - откладывалось в сердце народа, ибо народ сам создает себе своих учителей». Какой же «урок» от древних дураков стал частью русской ментальности? Видимо, тот, о котором ученый сказал так: «Русские дураки и юродивые не столько о своей глупости свидетельствовали, сколько чужую выявляли, а особенно боярскую и царскую». Именно эта черта мощно проявилась в русской сатире нового времени, включая и ХХ-ХХ1 вв. Нет, вероятно, в мире другого народа, который бы так остроумно, так громко и беспощадно смеялся над собой, над

Смысловое пространство культуры в популярных сочинениях Д. С. Лихачева

13

своими недостатками, ошибками, пороками.

Вероятно, трудно не согласиться с ученым в том, что у каждого народа есть свои «нравственные вершины», по которым и следует судить об этом народе: чем он интересен, чем привлекателен для всех людей на Земле. В русской, российской, культуре такой вершиной Д.С. Лихачев считал творчество A.C. Пушкина. «Пушкин, - развивал эту характеристику ученый, - гений возвышения, гений, который во всем искал и создавал в своей поэзии наивысшие проявления: в любви, дружбе, в печали и радости, в военной доблести. Он высоко поднял идеал чести и независимости поэзии и поэта. Пушкин - величайший преобразователь лучших человеческих чувств. В дружбе он создал идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви - возвышенный идеал отношения к женщине-музе ("Я помню чудное мгновенье..."). Он создал возвышенный образ печали ("Печаль моя светла...11). Он создал поэтически мудрое отношение к смерти. Он открыл возвышающее значение памяти и воспоминаний».

«Могут спросить, - предположил Д.С. Лихачев, - как это согласуется с тем, что порой он сам [Пушкин] мог быть "ничтожен" среди ничтожных ("И меж детей ничтожных мира / Быть может, всех ничтожней он")»? «Не нужно спрашивать, - советует ученый. - Это не должно нас интересовать. Цветы растут, и они прекрасны.... Он сам [Пушкин] творил свой человеческий образ, заботился о его простоте и обыденности... Он хотел быть, как все». Кроме того, «поэт, - по мнению Лихачева, - в какой-то мере должен быть "ничтожен" в жизни, чтобы поэзия его приобрела подлинное обаяние возвышенного».

Будучи филологом по призванию, профессии и своему очень весомому вкладу в науку о русской (прежде всего - древнерусской) словесности, Дмитрий Сергеевич оставил нам несколько мудрых советов, как работать со словом, как писать и говорить, отбрасывая словесную мишуру и мусор, воспитывая в себе речевой вкус, «осторожное и бережное обращение со словом». Вот несколько таких советов, адресованных молодым ученым, студентам и аспирантам: «Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена. Главное достоинство этого языка - легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота».

Русский язык, по мнению Дмитрия Сергеевича, «один из совершеннейших языков мира». Ученый, разумеется, слышал образчики русской речи, далекой от совершенства. «А бывает и так, - замечал он, что человек не говорит, а "плюется словами". Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения».

Д.С. Лихачев, один из первых глубоких исследователей «лагерного жаргона» (написал о нем статью, основываясь на собственном опыте «лагерника», соловецкого «гулаговца», наказанного за свободомыслие), считал жаргонизмы «мусором» в речи культурного человека, неразборчиво ими пользующегося. Напомню, что Дмитрий Сергеевич восхищался красотой и богатством русских народных говоров, особенно севернорусских, т. е. он не был огульно против любых внелитератур-ных слов и выражений, но ему казалось кощунством предпочтение жаргонных слов литературным в повседневном общении молодых людей. Бедность и однообразие языка, по мнению ученого, свидетельствует о бедности духовного мира человека, о его бескультурье.

Еще одно доброе наставление, адресованное молодежи великим русским филологом XX столетия, -любить книгу, собирать, но только осмысленно, личную библиотеку. Книгу, библиотеку, был убежден Дмитрий Сергеевич, не способны вытеснить никакие технически совершенные средства передачи и хранения информации: «Книгу заменить ничем нельзя. Она будет нужна человеку всегда. Ее не просто читают. Над ней размышляют. Общение с ней интимно».

«Будьте Колумбами! - призвал нас великий знаток книги. - Открывайте хорошие книги в океане незначительных».

Популярные книги академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, безусловно, украсят любую личную библиотеку: «Письма о добром и прекрасном», «Раздумья», «Заметки о русском», «Записки разных лет», «Раздумья о России», «Русская культура», «Русское искусство от древности до авангарда», «Золотое слово русской литературы. Слово о полку Игореве» (несколько изданий), «Литература - реальность - литература».

Читайте эти книги, рекомендуйте их друзьям, детям, взрослым!

В заключение не могу не заметить, что все названные выше и другие сочинения Дмитрия Сергеевича - образцы прекрасного современного русского языка в его публицистической и научно-популярной разновидностях. Этот яркий индивидуальный язык тоже своего рода памятник великой русской культуры, которой академик Дмитрий Сергеевич Лихачев посвятил всю свою сознательную жизнь и все свое творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.