Научная статья на тему 'Смысловое наполнение терминов «семантика», «язык», «семиотика»
в лингвистике и архитектуре'

Смысловое наполнение терминов «семантика», «язык», «семиотика» в лингвистике и архитектуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
443
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
язык / знаковая теория / семантика / семиотика / архитектурная форма / language / sign theory / semantics / semiotics / architectural form

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Василёва Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются некоторые вопросы теории знаков с точки зрения лингвистики и архитек- туры и проводится краткий анализ трех семиотических сфер. Некоторые лингвистические термины – такие, как «язык» и «семантика» – широко применяются теоретиками архитектуры. В статье обсуждается вопрос, насколь- ко обоснованно используются одинаковые термины и понятия в междисциплинарных научных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual content of terms “semantics”, “language”, “semiotics” in linguistics and architecture

The article deals with some issues on the sign theory in Linguistics and Architecture. The brief analysis of three semiotic spheres is done. Some linguistics terms – such as language and semantics – are widely used be architecture theorists. The article raises the question of how valid the use of similar terms in interdisciplinary research is.

Текст научной работы на тему «Смысловое наполнение терминов «семантика», «язык», «семиотика» в лингвистике и архитектуре»

другой - от кухни и ванной к главной спальне. Коридоры без окон, чтобы движение к комнатам воспринималось как движение к свету. Окончания коридоров темные. Основной источник света - выход во внутренний сад (символическую точку встречи семьи в центре изгиба). В 1997 году здание, выполнившее свою задачу, было снесено. Спустя 21 год скорбь от потери утихла, семья переехала на новое место и рассталась с прошлым [7].

Второй пример - Casa de Retiro Espiritual («Дом для духовного уединения»), спроектированный Эмилио Ам-базом (Севилья, Испания). Архитектор большое внимание уделяет архетипическим сюжетам, подчеркивает, что именно они - основа его проектов. «Придумывание сказок - центральный момент в моем творчестве, а не обычное художественное оформление, - комментирует Амбаз. - Ведь в подтексте любой сказки заложен определенный ритуал, а именно на ритуалах и строятся многие мои проекты» [1]. Этот дом в 2005 году стал темой специальной выставки в МоМА. Он вызвал огромное количество различных интерпретаций, тем самым подтверждая, что автор попал в символически-архетипиче-ское пространство. Треугольник лестниц, восходящих в небо (причем, с внутренней стороны стен), вода, спадающая сверху вниз, пространство отражений, пещера. «Главное в моем творчестве - придать архитектурную форму таким первостепенным событиям в жизни человека, как рождение, любовь и смерть», - говорит Амбаз.

Архетипическое понимание социально-экологических, пространственно-символических и других элементов среды человеческого обитания может быть вполне продуктивным в современной ситуации.

Что такое современный город? Какие архетипы мы можем обнаружить в нынешнем градостроительстве? Какие архетипические сюжеты актуальны и адекватны современному образу человека во всей совокупности его отношений с окружающей средой, его местом в мире и космосе?

Одна из удачных попыток подобного рода, на наш

взгляд, осуществляется в таком направлении в архитектуре и градостроительстве, как биоморфизм. Это может

стать темой дальнейших исследований.

Список цитируемой литературы:

1. Белоголовский В. Архитектура как мистический акт воображения. Визит к Эмилио Амбасу / В. Белоголовский. - Текст: электронный // www.archi.ru: [официальный сайт]. - URL: https://archi.ru/press/world/21974/arhitektura-kak-misticheskii-akt-voobrazheniya-vizit-k-emilio-ambasu (дата обращения: 12.04.2020).

2. Борхес Х. Четыре цикла / Хорхе Луис Борхес. - Санкт-Петербург: Северо-Запад, 1992.

3. Веташ В. и Семира (Щепановская) Е. Архетип города (Западная и Восточная модель) / Виталий Веташ и Семира (Щепановская Е.М). - Текст: электронный / astrolingva.ru: [сайт]. - URL: https://astrolingua.ru/PHILOS/gorod.htm (дата обращения: 15.04.2020).

4. Древний Египет / ROMAN LEONIDOV ARCHITECTS: [официальный сайт]. - URL: https://leonidov.com/history-egypt (дата обращения: 09.04.2020). - Текст: электронный.

5. Дэй К. Места, где обитает душа: (Архитектура и среда как лечеб. средство): Учеб. пособие / Кристофер Дэй;перевод с англ, предисл. В. Глазычева. - Москва: Ладья: Акад. гор. среды, 1994. - 271 с.: ил. - (Архитектура). - ISBN 5-7068-0011-3.

6. Нельсон Дж. Проблемы Дизайна / Джордж Нельсон; пер. Д.Э. Куниной и Д.В. Сильвестрова; под ред. и с предисл. К.М. Кантора. - Москва: Искусство, 1971. - 207 с.

7. Павлов А. "Белая U" - дом без окон от Тойо Ито / А. Павлов. - Текст: электронный / www.architime.ru: [официальный сайт]. - URL: https://www.architime.ru/specarch/toyo_ito_u/ white_u.htm#1.jpg (дата обращения: 09.04.2020).

8. Пак В.А. Введение в спецкурс по современной архитектуре и дизайну: Учеб. пособие / В.А. Пак. - Великий Новгород: Новгород. гос. ун-т, 2002. - 79 с.

9. Смирнова И. Тайная история креста: все о древнем мистическом символе человечества / И.М. Смирнова. - Москва: Эксмо, 2006. - 313 с.: ил. - ISBN 5-699-17114-2.

10. Философия: энцикл. словарь / под ред. А.А. Ивина. - Москва: Гардарики, 2006. - 1072 с. - (Enciclopaedia). - ISBN 5-82970050-6.

11. Юнг К.Г. Архетип и символ / Карл Густав Юнг; предисл. А.М. Руткевича. - Москва: Ренессанс, 1991. - 297 с. - (Страницы мировой философии). - ISBN 5-7664-0462-Х.

Т.В. Василёва DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10034

T.V. Vasilyova

Смысловое наполнение терминов «семантика», «язык», «семиотика» в лингвистике и архитектуре

Conceptual content of terms "semantics", "language", "semiotics" in linguistics and architecture

Ключевые слова: язык, знаковая теория, семантика, семиотика, архитектурная форма. Keywords: language, sign theory, semantics, semiotics, architectural form.

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы теории знаков с точки зрения лингвистики и архитектуры и проводится краткий анализ трех семиотических сфер. Некоторые лингвистические термины - такие, как «язык» и «семантика» - широко применяются теоретиками архитектуры. В статье обсуждается вопрос, насколько обоснованно используются одинаковые термины и понятия в междисциплинарных научных исследованиях. Abstract: The article deals with some issues on the sign theory in Linguistics and Architecture. The brief analysis of three semiotic spheres is done. Some linguistics terms - such as language and semantics - are widely used be architecture theorists. The article raises the question of how valid the use of similar terms in interdisciplinary research is.

В современном научном дискурсе все чаще появляется мнение о том, что будущее науки лежит в синтезе и пересечении различных научных дисциплин. Такие понятия, как «семиотика», т.е. учение о знаках, и «ког-нитивистика», т.е. совокупность наук о познании, широко используются в различных междисциплинарных исследованиях. Существующие тенденции проводить изыскания на стыке наук приводят к тому, что достаточно далекие друг от друга дисциплины апеллируют, и довольно успешно, к одним и тем же научным терминам. Каким образом такие, на первый взгляд, разные дисциплины, как «лингвистика» и «архитектура» могут использовать одни и те же термины для описания различных явлений? Насколько близки смыслы, вкладываемые в понятия, которыми оперируют обе науки? В данной статье попытаемся рассмотреть и сопоставить смысловое наполнение некоторых терминов, которые применяются в лингвистике и архитектуре.

В лингвистике и архитектуре, несмотря на их различия в подходе к объекту исследования, широко используется термин «язык». Язык в лингвистическом понимании является сложной знаковой системой, состоящей из определенного набора средств (грамматических, лексических, звуковых и т.д.) для выражения, передачи и хранения мыслей, чувств и желаний человека. Язык является социальным явлением, которое передает и аккумулирует человеческий опыт и традиции. Для человеческого мышления характерно стремление упорядочивать и анализировать различные явления, с которыми он сталкивается в процессе своей жизнедеятельности, а затем схематизировать и кодифицировать кажущиеся, на первый взгляд, разрозненные и хаотичные явления. Фердинанд де Соссюр одним из первых обратил внимание на то, что язык является системой и стал первым лингвистом, который применил понятие знака к описанию языка как системы. Он отмечал, что «понятие языка (langue) не совпадает с понятием речевой деятельности вообще (langage); язык - только определенная часть, правда, важнейшая речевой деятельности. Он, с одной стороны, социальный продукт речевой способности, с другой стороны - совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц... Взятая в целом, речевая деятельность многоформенна и разносистемна <...> Язык, наоборот, есть замкнутое целое и дает базу для классификации» [4]. Ф. де Соссюр утверждает, что знак произволен, притом, что сам знак является двухсторонним психическим феноменом, обе стороны которого - обозначаемое и обозначающее - неразрывно связаны друг с другом.

Поскольку архитектура напрямую связана с организацией пространства жизнедеятельности человека, то организация этого пространства осуществляется при помощи элементов, не только составляющих само здание, но и посредством окружающей среды, а также элементов, несущих художественно-эстетическую нагрузку. Уже в Средние века, и даже раньше, зодчие и их заказчики (в особенности заказчики построек культового назначения) осознали образовательную значимость

архитектуры. Иными словами, здания, в первую очередь соборы, стали своего рода литературой в камне, заменой книги для малограмотного населения. Архитектура несет в себе социальные коды, художественные образы, отражает мировосприятие архитектора. Вслед за Т.В. Чаплей можно сказать, что «архитектура обладает двойной ценностью: материально-практической и информационно-эстетической» [3, с. 96]. Архитектурные формы представляют собой системы знаков, исследованием которых занимается семиотика. Как известно, в лингвистике понятие знака является центральным, смыслообразующим понятием языка. А.В. Иконников утверждает, что «несущая смысловые значения архитектурная форма выполняет коммуникативную функцию и ее можно считать искусственным языком» [3, с. 98]. Коммуникативная функция характерна как для архитектурной формы (искусственного языка), так и для лингвистический формы (естественного языка) Следует подчеркнуть, что язык как базовое понятие лингвистики играет двойственную роль - имеет коммуникативную функцию, являющуюся центральной, основной функцией языка, а также функцию накопления и фиксации информации. Различие заключается в том, что коммуникативная функция, т.е. передача информации, является основной функцией языка как базового понятия лингвистики, в то время как коммуникативная функция архитектурной формы не является главной. Естественный язык, которым владеет большинство жителей планеты, представляет собой не данность, а инструмент, активно формирующий мышление и влияющий на окружающую действительность. В этом проявляется его схожесть с языком архитектурной формы. Одно из основных отличий, тем не менее, заключается в том, что язык как высказывание имеет свойство линейности, в то время как архитектура имеет пространственные параметры и создатель архитектурной формы может находиться внутри архитектурного высказывания.

Рассмотрим теперь, как определяется «семантика» в лингвистике и архитектуре и есть ли у них общие точки применения. Большая российская энциклопедия дает следующее определение семантики: «Семантика (от. греч. - обозначающий) - всё содержание, информация, передаваемые языком или какой-либо единицей языка. <.. .> Элементарный объект изучения языковедческой семантики составляет единство трех элементов языкового знака (прежде всего слова): внешнего элемента ...(означающего) связанного в сознании и в системе языковой с предметом действительности ... называемым в теории семантики денотатом, референтом, и с понятием или представлением об этом предмете, называемым смыслом, сигнификатом, интенсионалом, означаемым. Связь "означающее-денотат-означаемое"

1 Говоря о лингвистической форме, или языковом явлении, как о естественном языке, мы делаем, таким образом, противопоставление искусственному языку, созданному архитектурной формой. Тем не менее, важно отметить, что в лингвистике различают как естественные, так и искусственные человеческие языки, т.е. языки, в которых языковые формы и конструкции созданы для определенных целей - например, эсперанто или новояз в романе Джорджа Оруэлла.

составляет категорию значения, основную единицу семантики» [2]. Семантика является частью семиотики, т.е. научной дисциплины, изучающей общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию [1, с. 438]. Объектом семиотики архитектуры является выявление пространственных средств выражения смысла, анализ информации, передаваемой языком архитектуры. Язык является одной из символических форм, которыми также являются, например, религия, наука и, конечно, к символическим формам можно отнести архитектуру.

На протяжении двух столетий ученые разных научных школ создавали и разрабатывали теоретические положения, которые описывали язык с позиции знаковых теорий. Теория о знаках человеческого языка была изложена в философско-лингвистической программе В. Гумбольта. Логико-математическая концепция представлена трудами Ч.С. Пирса. Языковой знак как социальная сущность рассматривался членами Пражской лингвистической школы. Ч.Г. Огден и А.А. Ричардс разработали теорию знаковых ситуаций (sign situation), опираясь на понятие внутреннего психологического и внешнего контекста. Учёные И.М. Сеченов и И.П. Павлов обосновывали психофизиологическую основу человеческой речи, в соответствии с которой речевые сигналы являются знаковой репрезентацией материального мира при помощи языковых знаков. Многие другие исследователи внесли большой научный вклад в развитие учения о знаковых теориях языка и семиотике как комплексной научной дисциплины, которая продолжает занимать умы ученых различных научных направлений уже и XXI веке. Исследователи разрабатывают научные положения и черпают идеи в смежных научных сферах.

Остановимся отдельно на знаковой теории Чарлза Уильяма Морриса, которая соотносится с теорией бихевиоризма (от англ. behaviour - поведение). В концепции ученого язык определяется как целенаправленное поведение (goal-seeking behavior). Моррис ввел понятие знаковой ситуации и системности знаков. В своих изысканиях исследователь провел разграничение трех семиотических сфер: семантики, синтактики и прагматики. В его теории все факторы, составляющие знаковую ситуацию и знаковое значение, ставятся в зависимость от чувственного восприятия и эмпирического опыта субъекта [1, с. 168]. Иными словами, из положений Морриса мы можем сделать вывод, что семантика рассматривает значение и смысловое наполнение знаков; синтактика изучает закономерности построения сочетаний знаков; прагматика анализирует использование знаковых систем в процессе коммуникации, т.е. взаимоотношение «знак-субъект». Некоторые теоретики архитектуры с энтузиазмом взяли на вооружение теорию трех семиотических сфер Морриса. В то же время, по мнению других исследователей, существует некоторое упрощение семиотических идей. Так, Г. Сомов считает, что «в целях упрощения и. популярности в семиотике архитектуры эти три измерения часто некорректно соединяются с понятиями "значение" и "смысл".

Это когда синтактика рассматривается как средство выражения смысла, или когда значения понимаются только как задачи, а знаки как средства. На самом деле взаимоотношения понятий "значение - семантика; смысл - семантика; значение - смысл; значение - знак" - не столь простые как кажется» [5]. Г. Сомов рассматривает «предметные значения», например: выражение функции здания в его внешних формах; тектоничность; статичность, устойчивость, динамичность композиции и форм и т.д. и «непредметные значения» - например, объекты природы, архитектуры, культуры; особенности социума, места, религии и т.д. С этим связаны индивидуальность и этнокультурное своеобразие архитектуры. Автор признает, что значения в архитектуре формируются в соответствии с классификацией значений как ориентационных (прагматика), репрезентативных (семантика) и организационных (синтактика) [5].

Умберто Эко в своем труде справедливо замечает, что поскольку бихевиористский подход к знаковым системам характеризует знак через поведение, то можно ли тогда определить как знак то, чему нет соответствия в наблюдаемом поведении - например, надписи и статуи с острова Пасхи? [7] По его мнению, «значащие формы, коды, формирующиеся под влиянием узуса и выдвигающиеся в качестве структурной модели коммуникации, денотативные и коннотативные значения - таков семи-ологический универсум, в котором интерпретация архитектуры как коммуникации может осуществляться на законных правах и основаниях. В этом универсуме не предполагается отсылок к реальным объектам, <...> а равно и к наблюдаемым актам поведения. Единственные конкретные объекты, которыми в нем можно оперировать, это архитектурные объекты в качестве значащих форм» [7].

Сопоставляя понятия семантики и семиотики, которыми оперируют лингвисты и теоретики архитектуры, мы можем сказать, что при обращении к одинаковым теоретическим источникам и научным положениям представители разных научных направлений применяют данные теории в соответствии с конкретными задачами и функциями своей сферы деятельности. Так, в языкознании коммуникативная функция языка признается основной, в то время как в архитектуре функции определяются не только коммуникацией и социокультурными факторами, но и соотносятся с другими, материальными и прагматичными, задачами - строительно-технологическими, экономическими, правовыми и так далее. В языкознании знак - и в этом его отличие от сходных положений в семиотике архитектуры - признается условным, т.е. немотивированным (по Ф. де Соссюру). В семиотическом аспекте языкознания также возможна асимметрия, т.е. может отсутствовать означающее (нулевая морфема) или означаемое (например, непроизносимые буквы). Однако можно сказать, что существуют универсальные, междисциплинарные теоретические положения, к которым исследователи разных направлений могут успешно прибегать в своей научной теоретической деятельности.

Список цитируемой литературы:

1. Большая Российская энциклопедия: [официальный сайт] / Министерство культуры Российской Федерации. - URL: https// bigenc.ru/ (дата обращения: 10.04.2020).

2. Коновалова Т.А. Архитектура в языковой картине мира: когнитивно-семиотический аспект / Т.А. Коновалова. - Текст: электронный //Академический вестник Уралниипроект РА-АСН. - 2011. - №4. - С. 40-45. - URL: https//cyberleninka.ru (дата обращения: 10.04.2020).

3. Сомов Г.Ю. Знаковые системы как объект науки: модели «глобальной семиотики» и другие модели для построения семиотики архитектуры / Г.Ю. Сомов. - Текст: электронный // gsomov.com: [сайт]. - Опубликовано 29 ноября 2014 г. - URL: https//gsomov.com (дата обращения: 14.04.2020).

4. Соссюр, Фердинанд де. Заметки по общей лингвистике / Фердинанд де Соссюр. - Москва: Прогресс, 1990. - (Языковеды мира). - ISBN 5-01-002078-5.

5. Соссюр, Фердинанд де. Курс общей лингвистики. Извлечения / Фердинанд де Соссюр. - Текст: электронный // genhis.philol. msu.ru: [сайт]. - URL: https// genhis.philol.msu.ru (дата обращения: 7.04.2020).

6. Чапля Т.В. Язык архитектурных форм / Т.В. Чапля. - Текст: электронный // Идеи и идеалы. - 2016. - №3(29). - Т.2. -С. 96-103. - URL: https//cyberleninka.ru (дата обращения: 11.04.2020).

7. Эко У. Функция и знак. Семиология архитектуры / Умберто Эко. - Текст: электронный // gumer.info: [сайт]. - URL: https// gumer.info (дата обращения: 11.04.2020).

8. Языкознание: Большой энцикл. слов / Гл. ред. В.Н. Ярцева. -2-е изд. (репр.) «Лингв. энцикл. слов», 1990 г. - Москва: Большая российская энциклопедия, 1998. - 682 с.: ил. - (Большие энциклопедические словари). - ISBN 5-85270-307-9.

Е.А. Белаш DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10035

E.A. Belash

Концептуальная редукция и смысловое преобразование в архитектуре XXI века Conceptual reduction and semantic transformation in the architectuге of the XXI century

Ключевые слова: методы архитектурного проектирования, концептуальная редукция, смысловое преобразование, архитектурный концепт, архитектурная методология.

Keyword: methods of architectural design, conceptual reduction, semantic transformation, architectural concept, architectural methodology.

Аннотация: В статье выявляются два архитектурных метода, которые можно проследить в проектах современных бюро: концептуальная редукция и смысловое преобразование. Редукция состоит в изменении представления исходных проектных данных. Смысловое преобразование заключается в использовании семантических сдвижек относительно уже готовых архитектурных составляющих. Эти методы помогают архитекторам составить целостную картину из мозаики несвязанных данных и по-другому подойти к решению устоявшихся проектных задач. Abstract: The article identifies two architectural methods that can be traced in the projects of modern offices: conceptual reduction and semantic transformation. Reduction consists in changing the presentation of the original design data. The semantic transformation is the use of semantic shifts relative to ready-made architectural components. These methods help architects compose a holistic picture of heterogeneous design data and on this basis develop a suitable design solution.

В этой статье будут рассмотрены два архитектурных метода, которые можно выделить в проектах многих современных бюро: концептуальная редукция и смысловое преобразование. Концептуальная редукция - это изменение представления исходных проектных данных [3,4]. Например, представление технического задания проекта в виде геометрических объемов, которые можно компоновать между собой и тем самым найти правильную пространственную организацию здания. Другой метод, смысловое преобразование, заключается в использовании семантических сдвижек относительно уже готовых архитектурных составляющих [2]. Например, когда здание трактуется архитекторами как природное образование: ландшафт, гора, пещера и т.д. Рассмотрим два этих метода по отдельности.

Концептуальная редукция

В современной архитектуре существует целый ряд аспектов, которые необходимо учитывать при проектировании (технические дисциплины, требования заказчи-

ка, социальные и политические аспекты и много другое). В результате проектная практика все больше начинает походить на решение несвязанных друг с другом технических задач. Рассматриваемые архитектурные фирмы справляются с этой сложностью с помощью концептов, которые синтезируют разнородную информацию в целостные конструкты. Синтез осуществляется на основе редукции - приведения проектных данных к удобному для проектной работы виду. Этот метод по-разному проявляется в работе современных архитекторов.

Например, у Стивена Холла [5,6,] редукция выступает в качестве первичного импульса проектирования. Он называет это «основной идеей», которая должна в предельно ясной форме описывать геометрию здания и ее связь с функцией. «Основная идея» задает проектные рамки и позволяет получить первичное пространственное решение. Далее Холл переходит к уточнению и детализации первичной формы на основе субъективных ощущений. В ходе проектирования архитектор пытается понять, как будет чувствовать себя посетитель зда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.