Научная статья на тему 'Смысловое и символическое содержание русских народных праздников'

Смысловое и символическое содержание русских народных праздников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4127
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысловое и символическое содержание русских народных праздников»

Калиева А.А.

Оренбургский государственный университет

СМЫСЛОВОЕ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ

В статье рассматривается исторически сложившаяся символическая система русских народных праздников. Выделяются основные графические и ритуальные традиции праздника как средо-вого объекта, имеющего определенную систему знаков и символов для своего обозначения, идентификации, описания.

В наши дни очевидна необходимость в систематизировании знаковой системы массового зрелищного искусства с целью возрождения праздничных традиций, а также перенятия опыта организации старых празднеств для развития новой современной праздничной культуры.

Символ выступает как бы конденсатором всех принципов знаковости и одновременно выводит за пределы знаковости1. Символы представляют собой очень устойчивый элемент культуры. Благодаря символам мы перенимаем праздничные традиции прошлого и формируем принципы современной праздничной культуры. Праздничная символика никогда не принадлежит к какому-либо одному срезу культуры во времени, в пространстве. Праздничная символика всегда пронзает этот срез, т. е. проходит по всем временным и пространственным периодам культуры, приходит из прошлого, уходит в будущее, перенимается разными народностями и в то же время организует эти отличительные особенности разных культур. Таким образом, символы составляют основу праздничной культуры2. А символы праздничной культуры являются составляющей частью образа культуры народа в целом. Символы, элементарные по своему выражению (например, крест, круг), обладают большей культурно-смысловой емкостью, чем сложные. Именно «простые» символы образуют символическое ядро праздника.

Обращение к русским ярмарочным увеселениям поможет в решении различных вопросов, связанных с выявлением художественных принципов пространственно-временной организации праздников с использованием фольклорных традиций при проведении мас-

совых мероприятий, рассчитанных на широкий круг участников.

Каждый праздник имеет смысловое и символическое значение, благодаря которым отличается от других праздников, и свой неповторимый образ, свою особенную атмосферу, эстетику, стилистику. Цветовая гамма, настроение, ритм элементов зрелищно-игровой культуры имели четкое соответствие символическому значению, календарному сезону и времени проведения праздника.

Все праздники имели в своей основе религиозное содержание, сакральный смысл, но вместе с тем даты проведения праздников были связаны с важнейшими природными и астрономическими событиями - солнцестояние, равноденствие, наступление того или иного времени года, а также с проведением хозяйственных работ, так как в жизни крестьянского народа это имело немаловажное значение3.

Начало и конец обрядового комплекса отмечались ритуалами «встреч» и «проводов-похорон» (зимы, весны, лета, осени). Встреча организовывалась как призыв, приглашение с песнопениями произносилось детьми или молодежью. Театрализованное действие часто сопровождалось изготовлением символа -хлеб, печенье-жаворонки, украшенное дерево, чучело, большой костер и др. Проводы как изгнание сопровождались уничтожением символов - их разрывали на части, разбивали, сжигали, топили, хоронили.

Зимние праздники группировались в основном в декабре-январе и приурочивались к зимнему солнцевороту. Цикл рождественских праздников, посвященных прославлению Христа, начинается со святок. Святки -яркий веселый праздник, в котором язычес-

1 Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. - СПб., 2002.

2 Агеев В. Н. Семиотика. - М., 2002.

3 Реклама: культурный контекст / Под ред Т. Э. Гринберга, М. В. Петрушко. - М., 2004.

кие представления соединяются с христианскими. Святки, отмечаемые в вечернее и ночное время, были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, запретами, гаданьями, ряжеными.

Ряженье - элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием масок. В ряженье как нигде лучше прослеживается символичность образов. Каждый образ нес определенный смысл. Мир персонажей русских ряженых был довольно разнообразен. Это могли быть животные и птицы (коза, медведь, лисица, журавль), представители чужой, некрестьянской среды (барыня, фельдшер, цыган), разного рода изгои человеческого общества (нищие, бродяги, разбойники), представители потустороннего мира (смерть, покойник, кикимора, черт, бес). Часто мужчины переодевались в женскую одежду, женщины - в мужскую. При всем разнообразии святочных игр в них преобладали две темы - брака и похорон. Ряженье - явление сложное и интересное, восходящее к древним мифологическим представлениям. Персонажи ряженых были символами потустороннего мира.

Гадание - действия, направленные на получение знаний о будущем. В гадании, как ни в каком другом действии, огромную роль играют символы. В гаданиях использовалось множество разнообразных предметов домашнего обихода, сельскохозяйственных орудий, украшений, растений, цветов, а также ритуальная пища - хлеб, блины, хлебные крошки, кутья, каша. Все эти предметы выступали в символическом, а не в бытовом значении. Например, кольцо, венок, платок -символы брака; зерно - материального достатка; уголь, зола - печали, болезни; щепотка земли - смерти. Все аспекты жизни воспринимались через символы. Это утверждение также прослеживается в песнопениях. Песни-метафоры представляют собой предсказания, передаваемые через символические образы: хлеб, зерно, жемчуг, золото предвещали благополучие, достаток, довольство; ворона (коршун), сидящая на избе - смерть; расстилание полотна - работу у чужих людей; сани - нежеланный уход из родного дома; брачный венец, яхонт, сокол, голубка,

кочет - скорое замужество и т. д. В надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник - канун Рождества - выпекали из теста «козульки» («коровки») - печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья.

Таким образом, можно выделить часто упоминающиеся и наиболее символичные образы зимнего цикла праздников: свечи, звезда, фонари, фигурки животных, шести-либо восьмиконечная звезда, купола, месяц, солнце, символичные животные и птицы.

После святок наступал наиболее крупный зимний праздник - Рождество. Рождение Спасителя было возвещено волхвам звездой, появившейся на небе. В канун Рождества - Сочельник, который приходится на время поста, принято воздерживаться от пищи «до звезды» - в память той звезды, что вела волхвов через страны, горы и долины к новорожденному Христу. Первыми весть о рождении Спасителя мира узнали пастухи. Им предстал Ангел и возвестил великую радость, и смиренные пастыри первыми удостоились поклониться Богомладенцу. Вифлеемская звезда, появившаяся на небе, возвестила о Рождестве Христовом волхвам, которые принесли в дар Христу многозначные по своему трагическому смыслу дары: золото - как царю, ладан - как Богу, смирну - как смертному.

С Рождеством, как с другими праздниками, были связаны различного рода приметы. Приметы указывают нам на символичность событий. Домашние животные - символы, сопровождающие все праздники. Само существование человека символизировали именно животные и зерна. Существовал обычай давать колядующим «козульки» - фигурки домашних животных и птиц, выпеченных из муки, чтобы в домах водилась скотина и был достаток.

Приуроченность обрядов к наступлению нового солнечного года соответствовала народным представлениям о магии Рождества и первого дня года, когда все задуманное должно в будущем осуществиться. В современном прочтении существует поговорка «Как встретишь Новый год, так его и проведешь».

Древняя мифологическая символика сохраняется и в наши дни: мы неосознанно воспроизводим ее в Новый год, например, устанавливая новогоднюю елку - главный атрибут праздника. На вершине елки горит серебряная рождественская звезда. Но у звезды есть еще более древнее значение: в мифологической картине мира его центру, где растет мировое древо, на небе соответствует Полярная звезда. Наряжая елку, мы вешаем на нее стеклянные шарики, игрушечных животных и сказочных персонажей, не задумываясь, почему выбираем именно их. Между тем, шарики, не что иное, как современные варианты плодов древа жизни наподобие молодильных яблок, дарующих вечную молодость. Зайчики, медведи и другие зверушки хранят память о духах, к которым люди в старину взывали о помощи, о животных, приносимых в жертву.

Праздник, имеющий ярко выраженную символику и атрибутику, - Крещение. Знак креста с глубокой дохристианской древности был солярным знаком, являясь символом Божественной и вечной жизни во многих религиях. Но после Г олгофы он стал реальным знамением спасения. Крестом можно спастись: то есть через страдание прийти к радости, через смерть - к победе, через жертву - к единению с Богом. Таков путь Христа - таков и путь всех, идущих за Ним. Почитание Креста у русского народа нашло выражение в вере, что каждому человеку от рождения дается личный крест, (т.е. какое-то страдание, испытание, скорбь), который он должен нести терпеливо в течение своей жизни, не «перекладывая» его на других, а наоборот, помогая ближним «нести» свой крест разделяя их скорби. На эту тему существует много народно-церковных сказаний.

Церковь хранит еще одно предание о кресте: крест Христов был сделан из древесины райского древа познания добра и зла, через которое, вкусив запретный плод, человек Адам был изгнан из рая. Древом же крестным через искупительную жертву Христа - Нового Адама - человек опять вводится в рай - примиряется с Богом. У подножия Креста на Голгофе находится могила Адама. Так соединяются начало и конец - Ветхий Адам (человек) и Новый Адам (Христос). Об этом предании напоминает изображение черепа и костей Адама у

подножия Распятия. Крест в христианском сознании разросся до размеров Вселенной и стал символом самого Бога. Очень символично в обряд водосвятия во льду вырубалось отверстие в виде креста или круга. Рядом с прорубью водружали деревянный крест, верхушку которого венчало ледяное изображение голубя - символа Святого Духа. После литургии проходил крестный ход к проруби. Утром на дверях и окнах чертили мелом или углем кресты, чтобы дьявол, изгнанный заклинаниями из воды, не влетел в дома.

Православная Церковь видит в водосвятии глубокий смысл. Крещенское водосвятие осмыслялось в русской культуре как очищение вод от нечисти, заполнившей мир в дни ново-летья. В этот момент мир тварный очищается и становится таким, каким был сотворен богом, в первозданной чистоте. Вода - символ очищения, святости, мира, первозданности. Не случайно существует такое понятие как покой и святость воды. Вода - символ жизни, она способна защитить человека от болезней, восстановить жизненные силы, охранить от греха. Вода - высшая сила. Таким образом, в данном празднике выстраивается следующий символический ряд: крест - бог, жизнь; голубь - святой дух; вода - чистота, святость.

Рассматривая структуру народного праздника, прослеживаем тесную связь библейского сюжета с природным явлением. Происходит постоянное сравнение библейской сюжетной линии и природных процессов. Своеобразная трактовка небесного (неземного) сюжета на земной лад, сопоставление с земным течением жизни. Возможно, это более понятная трактовка библии для крестьянина, жизненные процессы которого неотъемлемы от природных явлений, от земли. Переходя от рассмотрения зимних праздников к весенним, как яркий пример этого сопоставления можно привести Сретенье. Рассматривая в библейском аспекте Сретенье - встреча Марии и Иосифа с праведником Симеоном и пророчицей Анной. На земной лад -встреча зимы с весной.

Масленица - праздник проводов зимы, являясь изначально языческим праздником, характеризуется отсутствием библейской темы. Праздник восходит к весенним аграр-

ным обрядам дохристианской эпохи жизни славян. Масленица приурочивалась к дню весеннего равноденствия - рубежу, отделяющему зиму от весны.

В 19 - начале 20 вв. в праздновании масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера. В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, шумным, веселым, наполненным радостью жизни праздником. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Нарядно одетые люди, нарядно украшенные дома, ярмарки, балаганы, гулянья. Соответственно, рассматривая цветовую гамму данного праздника, следует выделить обилие ярких, нарядных, теплых цветов, что отражает как характер праздника, так и его принадлежность к весеннему циклу.

Действие всегда несло определенный символический смысл. Любой компонент зрелищно-игровой культуры тесно связано с обычаями, устоями. Отсюда глубокий символический смысл не только в графическом и образном выражении, но и в любом физическом действии.

В катании с гор принимали участие молодожены. Совместное катание символизировало совместную жизнь. Чаще всего каталась молодежь парами, показывая тем самым формирование отношений. Не запрещалось кататься и женатым людям, существовало даже такое поверье, что замужняя женщина, катавшаяся в масленицу с горы, получит хороший урожай льна. Горки нарядно украшались, рядом ставили елки, развешивали фонарики.

Катание на санях также очень яркое явление. Касаемо крестьянской семьи - это всеобщее веселье, шум, бубенцы, развевающиеся ленты, полотенца. Парадный выезд богатой семьи тоже оформлялся очень торжественно. Масленичные сани ярко украшали: лошадей убирали в нарядную сбрую, кругом развешивали цветные лоскутки, бумажные цветы и бубенчики, в санях нарядно расшитые наволочки, меха, красиво привязанные к дуге ленты, полушалки. Большое внимание уделялось костюму.

Большие и маленькие балаганы давали представления для праздно гуляющих людей,

вертелись карусели, качели были в беспрерывном движении.

Еще один масленичный обычай - зажигать костры и сжигать на них чучело. Этот обычай очень древний. Костры символизировали солнце и должны были способствовать скорейшему пробуждению природы. Чучело Масленицы - женская или мужская фигура с явно подчеркнутыми признаками пола. Похороны Масленицы в далеком прошлом имели глубокий смысл. Провожая Масленицу, люди изгоняли злое и враждебное человеку и природе - зиму и смерть. Свой страх перед смертью они старались побороть глумлением над чучелом, шумом, криком, а радость выразить плясками, смехом, который символизировал жизнь и возрождение. Чучело Масленицы - символ всего старого, уходящего. В данном примере мы рассматриваем символы не графические, материальные, а смысловые.

Но основной символ Масленицы, бесспорно, - блин, который и является в это время главной обрядовой и праздничной пищей. Происхождение блина очень древнее: возможно, это самая ранняя разновидность хлеба. Позже блины превратились в ритуальную еду, символ насыщения, земного и загробного благоденствия (их до сих пор принято есть на поминках). К тому же золотистый цвет и круглая форма блина символизировали Солнце и воспринимались как магическое средство возвращения светила после долгой зимы. «Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей», - так описал это кушанье писатель Александр Иванович Куприн.

Столь насыщенный праздник характеризует разнообразный набор образов, среди которых блин - солнце, круг; костры, чучело, цветы, бубенцы, елки, фонарики, ленты, а касаемо цветовой гаммы - яркие теплые цвета и позолота.

Наступление весны отмечено большим количеством праздников, не столь выдающихся по своему значению. Однако в этих праздниках можно четко проследить переплетение

церковного смысла и природного аспекта, что выражено в наличии большого количества примет. Авдотья Плющиха (Авдотья Веснов-ка) - день памяти святой мученицы Евдокии. В народной среде день св. Евдокии воспринимался как переломный, когда старое кончается, новое начинается. Также считался первым днем весны. Сороки - день памяти сорока мучеников - считался днем пробуждения природы от зимнего сна. По поверью заморозки должны длиться 40 дней. С этого дня начинались обрядовые действия зазывания («кликанья», «гуканья») весны.

Праздник Благовещенье в церковном аспекте - день возвещения Благой вести о зачатии Христа. Со стороны же природного цикла данный праздник являлся Днем весеннего равноденствия, воспринимался народным сознанием как установление весеннее-летнего периода. Существовал обычай выпускать в этот день на волю птиц. Лоточники же в большом количестве продавали испеченных из белой муки фигурок «жаворонков». Не случайно сюжет Благовещения всегда помещается на Царских вратах, ведущих в Алтарь. Благовещение -это врата, открытые в Жизнь Вечную. Может быть, поэтому на Руси издавна существует обычай в день Благовещения, как день возвещения свободы всему миру, открывать дверцы птичьих клеток и выпускать птиц на волю.

Вербное воскресенье - праздник, относящийся также к весеннему циклу, в котором евангельское повествование переплелось с древними языческими представлениями о символе пробуждающейся весны - вербе. Верба -символ победы и власти. В народном сознании верба олицетворяла здоровье, жизненную силу, плодородие и плодоношение. Верба - оберег, символ защиты от нечистой силы, от молнии, пожара, бури, оберегает посевы от гибели, отгоняет дьявола. Символ праздника - цветущее вербное дерево, украшенное цветами и плодами: яблоками, грушами, финиками, изюмом и орехами. Данный праздник характеризует изобилие красного цвета, красных одежд.

Главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Христа, - Пасха. Данный праздник строго религиозный, но тем не менее высчитывается он по лунному календарю, чем опять под-

тверждается тесная связь религии с природными явлениями. Колокольный звон, свечи, светлые одеяния, крест, запах ладана, светильники, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, артос - специальный хлеб с изображением креста и тернового венца, радость, ощущение причастности к чуду, красный, коричневый, золотистый - очень насыщенный образно-графический ряд. Основной символ Пасхи - яйцо. Яйцо, окрашенное в красный цвет, в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Христа и через это возрождающийся к новой жизни.

Христиане обменивались на Пасху красными яичками, говоря при этом: «Христос Вос-кресе!». Это очень старинный обычай. Христос дал людям новую жизнь, а яйца издавна символизируют тайну жизни. Пасхальное торжество в память Воскресения Иисуса Христа просто не могло обойтись без яйца. В старинных мифах разных времен и народов из яйца появляется все живое, а красный цвет говорит о том, что Христос своей кровью освятил жизнь. В пасхальный обряд также входит церковное благословение кулича - символа тела Христова. В народном сознании христианское осмысление пасхальной еды соединилось с языческими представлениями о яйце как символе возрождения и обновления, знаке плодовитости и жизненной силы и о хлебе как о живом существе и даже воплощении Бога. Языческим аналогом кулича был хлеб, который выпекали весной перед началом сельскохозяйственных работ, а также свадебный каравай, который, по поверью, мог обеспечить брачной паре многочисленное потомство. В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни.

Окончание весны и начало лета воспринималось как время достижения природой наивысшей точки своего развития. Природа наделялась чудотворной силой. Ритуальные обряды несли символическое значение. В праздник обычные предметы и персонажи приобретали другое символическое значение. Летние праздники в основном приходятся на июнь-июль, проводятся в дни летнего солнцестояния.

Среди весенних и летних праздников особо почитались в народе - Семик, Троица и Иван

Купала. Семик и Троицу в народе связывали с культом живой природы. Дома, дворы, храмы в эти дни украшали живыми цветами и ветвями деревьев. В русской народной традиции праздник Троицы связывали с проводами весны и встречей лета. В народе праздник Троицы назывался «зелеными святками». На Руси этот христианский праздник наложился на древнеславянский аграрный цикл праздников под названием «семик» и «русалии». Эти древние праздники были связаны с поклонением священному дереву - березе и жертвоприношением у воды. Отголоски этих обрядов сохранились в обычае украшать березу лентами и венками, гадать на венках о девичьей судьбе, бросая их в воду. В день Троицы повсеместно украшают храмы и дома ветвями березы, весь пол в храмах усыпают травой, а прихожане стоят на службе с букетами луговых цветов.

В русской православной обрядности образ березы являет собою символический образ библейского Древа Жизни. Через него как бы замыкается круг библейской истории и божественного замысла о мире и о человеке - от Древа Жизни в раю и начале трагической истории человека после изгнания из рая. Затем через воплощение сына Божия на земле и его смерть на Древе крестном ради искупления человека, и воскресение - возвращение Иисуса Христа к Богу-отцу, чтобы послать Святого Духа на землю и основать церковь. Таким образом, береза в христианской церкви от смутного языческого поклонения таинству вечной жизни ведет нас к воспоминанию о райском древе и древе крестном, говорит об исполнении древних пророчеств и завершении великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос, принесший в себе вечную жизнь4. Не учитывая же библейское значение, можно сказать, что береза является символом женского начала, счастливым деревом. Расцветшая природа, готовая к оплодотворению, ассоциировалась с девушками, достигшими брачного возраста. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм - как выражение радости и благодарности Богу. В старину тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого духа), воспринималась как

некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага.

Иванов день (Иван Купала, Иван Травник) - рождество Иоанна Крестителя, приурочено к празднику летнего солнцестояния, языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Две из них - огонь и вода - участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, является символом обновления жизни, а вода - омывает, поэтому на Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купание. Огонь, устремляющийся вверх - символ роста и умножения, соединения брачных пар. Огонь становился метафорой жизни. Купание - обретение силы, здоровья, красоты. Также среди символов Иванова дня - хороводы, качели, пляски, ритуалы, посвященные брачной тематике, магия и гадания, колдовские травы, цветы, в особенности папоротник.

Среди осенних праздников наиболее крупным является Рождество Богородицы. Этот праздник был наложен церковью на древний аграрный цикл празднеств, посвященный Богине-Матери и рождению нового урожая. Христианский праздник, адаптируя народную традицию, сообщил ей иную более высокую направленность, уводя от земли к небу, от урожая плодов земных к будущему Рождеству вечной жизни.

Каждый праздник, как средовой объект, имеет определенную систему знаков для своего обозначения, идентификации, описания. Культура и традиции праздника неизбежно изменяются во времени, дополняются, преображаются. Важную роль в этом процессе играет определенная знаковая система праздника, благодаря которой образ праздника узнается. Таким образом, праздник является совокупностью знаков, семантических признаков, по которым мы его идентифицируем. Любой праздник сам по себе можно привести к знаковому изображению. Знаки, символы и образы, составляющие традиционное праздничное действие, имеют различное происхождение. Часть дошла до нас из древней языческой культуры, часть привнесена христианством. Каждый элемент праздника имел свое смысловое предназначение.

4 Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. - СПб.: Азбука-классика, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.