Научная статья на тему 'СМЫСЛОВАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ПСЕВДОРЕАЛЬНОСТИ'

СМЫСЛОВАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ПСЕВДОРЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальная реальность / псевдореальность / коммуникация / философия / истина / virtual reality / pseudo-reality / communication / philosophy / truth

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жуков С.В., Леджиев Д.Ю.

В статье говорится о псевдореальности и виртуальной реальности, определяется роль человека по отношению к ним. Новые условия формирования коммуникативной среды способствуют отражению личностных интересов. Авторы приводят необходимость сопоставления псевдокоммуникации с реальным временем. Перед авторами статьи стоят такие задачи как рассмотрение и соотнесение терминов «виртуальная реальность» и раскрытие содержащихся в них смыслов. Осуществлена попытка показать, в чём выражается сила взаимосвязи реальности и псевдореальности. Отражены идеи, в которых виртуальная, искусственно созданная действительность необходима для манипуляции, в которой её преимущественно не будет существовать, что отражают Л. Московкин и Н. Вакурова. Показана цель искусственно создаваемой реальности, а также возможные негативные последствия к которым она способна привести без должного контроля. Найдены роли индивида по отношению к псевдореальности. Выявлено, что содержит в себе термин «псевдореальность» и показано, в чем выражается сила взаимосвязи этих двух понятий. Описано с помощью каких инструментов могут быть применены методы воздействия на участников коммуникации .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC VARIABILITY OF PSEUDO-REALITY

The article deals with pseudo-reality and virtual reality, defines the role of man in relation to them. New conditions of formation of the communicative environment contribute to the reflection of personal interests. The author gives the necessity to compare pseudo-communication with real time. The author of the article faces such tasks as the consideration and correlation of the terms of virtual reality and the discovery of the meanings contained in them. The ideas are reflected in which the virtual, artificially created reality is necessary for manipulation, in which it mainly will not exist. The purpose of artificially created reality is shown, as well as possible negative consequences to which it can lead without proper control. The roles of the individual in relation to pseudo-reality are found. It is revealed that the term "pseudo-reality" contains in itself and it is shown in what force of interrelation of these two concepts is expressed.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ПСЕВДОРЕАЛЬНОСТИ»

УДК 004.946

Жуков С.В. студент магистратуры 1 курс, факультет «Информационная безопасность» ИИТТ СКФУ, Россия, г. Ставрополь

Леджиев Д.Ю. студент магистратуры 1 курс, факультет «Информационная безопасность»,

ИИТТ СКФУ, Россия, г. Ставрополь Научный руководитель: Минкина Т.В., кандидат технических наук,

доцент кафедры «ОТЗИ»

СМЫСЛОВАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ПСЕВДОРЕАЛЬНОСТИ

Аннотация: В статье говорится о псевдореальности и виртуальной реальности, определяется роль человека по отношению к ним. Новые условия формирования коммуникативной среды способствуют отражению личностных интересов. Авторы приводят необходимость сопоставления псевдокоммуникации с реальным временем. Перед авторами статьи стоят такие задачи как рассмотрение и соотнесение терминов «виртуальная реальность» и раскрытие содержащихся в них смыслов. Осуществлена попытка показать, в чём выражается сила взаимосвязи реальности и псевдореальности. Отражены идеи, в которых виртуальная, искусственно созданная действительность необходима для манипуляции, в которой её преимущественно не будет существовать, что отражают Л. Московкин и Н. Вакурова. Показана цель искусственно создаваемой реальности, а также возможные негативные последствия к которым она способна привести без должного контроля. Найдены роли индивида по отношению к псевдореальности. Выявлено, что содержит в себе термин «псевдореальность» и показано, в чем выражается сила взаимосвязи этих двух понятий. Описано с помощью каких инструментов могут быть применены методы воздействия на участников коммуникации.

Ключевые слова: виртуальная реальность, псевдореальность, коммуникация, философия, истина

Zhukov S. V. graduate student 1st year, Faculty of "Information Security" IITT NCFU, Russia, Stavropol Ledzhiev D. Yu. graduate student 1st year, Faculty of "Information Security", IITT NCFU, Russia, Stavropol Scientific adviser: Minkina T. V., candidate of Technical

Sciences

Associate Professor of the Department "OTZI"

SEMANTIC VARIABILITY OF PSEUDO-REALITY

Annotation: The article deals with pseudo-reality and virtual reality, defines the role of man in relation to them. New conditions of formation of the communicative environment contribute to the reflection of personal interests. The author gives the necessity to compare pseudo-communication with real time. The author of the article faces such tasks as the consideration and correlation of the terms of virtual reality and the discovery of the meanings contained in them. The ideas are reflected in which the virtual, artificially created reality is necessary for manipulation, in which it mainly will not exist. The purpose of artificially created reality is shown, as well as possible negative consequences to which it can lead without proper control. The roles of the individual in relation to pseudo-reality are found. It is revealed that the term "pseudo-reality" contains in itself and it is shown in what force of interrelation of these two concepts is expressed.

Keywords: virtual reality, pseudo-reality, communication, philosophy, truth.

Введение

Появление новых условий работы коммуникативной среды способствует отражению личных интересов, а также развитию и распространению механизмов влияния. Открытые пространства разрабатываются для определенных целей и формируются из участников, впоследствии вовлеченных в них.

Современная коммуникационная среда связана с глобальной информационной сетью. Исходя из этого, мы формулируем следующие задачи: рассмотреть и сопоставить термины «виртуальная реальность» и «псевдореальность»; раскрыть содержащиеся в них значения; определить роль человека по отношению к «псевдо -реальности».

Основная часть

Термин «виртуальная реальность» стал популярным с появлением компьютерной техники. Первоначально считалось, что процесс создания виртуальной реальности зависит от технических возможностей. Но позже идея виртуальной реальности распространялась на различные сферы человеческой деятельности, поэтому она стала восприниматься как зависимая от человеческого мышления и моральной сущности. [4]

Термин «псевдо-реальность» содержит в себе нечто, чего не существует в реальности, но в то же время имеет основу некоторой идеи. Как правило, понятие псевдо-реальности связано с виртуальной реальностью, будучи разработанной для определенной цели. Более того, в то время как виртуальная реальность является результатом творения и считается второстепенной, псевдо-реальность выступает в качестве инструмента и служит высказанной цели, чаще всего негативной.

Актуальность псевдокоммуникации связана со временем. Разногласия, недопонимание, социальное несогласие, рост общественного беспокойства происходят из метаморфоз, происходящих в псевдо -реальности. Так выражается сила взаимосвязи между реальностью и псевдо-реальностью. Псевдо-реальность иногда создается для формирования искусственной изоляции как одного из условий, необходимого для достижения требуемых результатов. Такая практика может быть заметна в научно-исследовательских лабораториях, технопарках и т.д. Виртуальная реальность способна создавать «вторичные формы жизни». Эти формы выражаются в развитии определенных сфер деятельности с условиями, отличными от привычных.

В.Ф. Шаповалов подчеркивает, что глобальное коммуникативное пространство все больше заполняется псевдо-коммуникацией. Это можно увидеть в настоящее время в феномене информационных войн [5]. Виртуальная, искусственно созданная реальность необходима для манипулирования, что отражают Л. Московкин и Н. Вакурова в своей статье «Правда в борьбе с псевдо-реальностью, состояние научного познания» следующим образом: «...многое зависит от того, кто будет предлагать идеи обществу и какие идеи будут предложены» [4]. Виртуальность как техника стимулирования может быть выражена, например, в форме интервью с признаками допроса. В этом случае можно определить конкретный тип вопросов, их порядок и повторяемость -методы, используемые для получения ответов и отказов, необходимых для интервьюера. Существует такое понятие, как «усталость аудитории»; для него характерен длительный процесс освещения определенной проблемы, способствующий накоплению утомляемости аудитории и выделению части «слушателей», которые больше не способны воспринимать

отрицание. Отрицательная частица «не» в этом случае исчезает, а доставленная информация приобретает положительный смысл.

В этой сфере псевдо-реальность служит для манипулирования массовым сознанием, запускает процесс самоорганизации, который определяется третьими лицами. На этом фоне проявляются массовая тревога, экстремизм и терроризм.

Массовое сознание подвергается внедрению некоторых идей, не совпадающих с реальностью. Но эти идеи содержат установленные рамки, в рамках которых формируются некоторые ключевые понятия, такие как основные моральные категории и ценности, ответственные за установление приоритетов событий. Средства массовой информации в этом случае усиливают свое влияние за счет широкой аудитории.

Таким образом, жизненно важно уметь отделять собственные мысли человека от мыслей, навязанных средствами массовой информации. Также существует термин «психологическая толпа», который позднее трансформируется в «виртуальную толпу» (внедренная псевдо -реальность). Участники психологического форума подчеркивают, что внедренная псевдо-реальность «не бежит, чтобы разрушать и сокрушать, она просто одобряет подобные действия своих авторитетов», и поэтому провоцирует людей действовать определенным образом.

«Отчуждение между людьми проявляется вместе со страхом признать, что они чего-то не знают, страхом нанести урон собственному эго, последним прибежищем и единственным настоящим другом человека в

это отвлеченное общество». Отбор нравственных норм, деградация, изменение культурного поведения, проявление ограниченного мышления происходят - все это последствия манипулятивного давления.

Выводы

В заключение можно отметить, что «псевдо-реальность» является «дополненной» виртуальной реальностью. В ходе исследования нам удалось найти две возможные роли личности по отношению к псевдореальности: активный и пассивный. Содержание активной роли включает в себя формирование новой реальности, созданной для определенной цели. Суть пассивной роли выражается в сборе информации, которая заключается в использовании уже созданной модели.

Использованные источники:

1. Черри С. О человеческом общении. - Кембридж, 1972. 368 с.

2. Ганский П.Н. Интернет-пространство как особая коммуникационная среда и его влияние на современное общество // Теория и практика общественного развития №17. - 2015. - С. 118-121.

3. Корниенко О.Ю., Науменко Т.В., Суворова О.С. Коммуникационные процессы и современное общество. - М, 2016. - С.4

4. Лобанков И.Д. Современные концепции виртуальной реальности. / Вестник ПАГС. - 2015. - С. 98-103.

5. Шейнов В.П. Манипулирование сознанием. - М, 2009. 768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.