Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА'

МОДЕЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
630
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРНЕТ / ВИРТУАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / SOCIAL SPACE / SOCIAL TECHNOLOGY / INTERNET / VIRTUAL NETWORK COMMUNITY / VIRTUAL RELIGIOUS COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Семенова Юлия Александровна

Раскрыта сущность понятия виртуального сетевого сообщества. Показана структура виртуального сетевого сообщества и характер коммуникационных ролей его членов с учетом применяемых сетевых сервисов. Рассмотрены религиозные виртуальные сообщества, выделены ключевые моменты, как они функционируют и развиваются. Утверждается, что виртуальные сообщества имеют важную роль в адаптации религии к новой социальной технологической реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL NETWORK COMMUNITY MODEL

The essence of the concept of a virtual network community is revealed. The structure of the virtual network community and the nature of the communication roles of its members, taking into account the applicable network services, are shown. Religious virtual communities are considered, key moments are highlighted as they function and develop. It is argued that virtual communities have an important role in adapting religion to a new social technological reality.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА»

возможности для этого. Она совмещает признаки зомби-паразитизма, хищничества и симбиоза.

В любом случае, ожидается радикальный передел мироустройства, возможно более глубокий по сравнению с послевоенным. Возможная реставрация суверенитета и появление новых государств и альянсов.

Библиографический список

1. Белякова, Г.А. Ботаника. В 4 томах / Г.А.Белякова, Ю.Т.Дьяков, К.Л.Тарасов // Том 1. Водоросли и грибы. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 320 с.

2. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Институциональная цензура и ее влияние на журналистскую практику / Н.В.Вакурова, Л.И.Московкин //. Синергия науки и практики в контексте инновационных прорывов в развитии экономики и общества: национальный и международные аспекты : сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. 9-10 декабря 2019 года. Санкт-Петербург. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. - с. 5666

3. Вакурова, Н.В., Московкин, Л.И. Факторы и инструменты управления массовым сознанием в составе генетической инженерии ш рориИ (по материалам изучения журналистского контента в сравнении с первичной информацией парламента, пресс-конференций и других мероприятий для журналистов). / Н.В.Вакурова, Л.И.Московкин //. Мультидисциплинарный научный журнал «Архивариус». - К., 2016, с. 104-110.

4. Вырковский, А.В. Влияние новых медиа на политические процессы в постсоветских странах

УДК 316.776

ГРНТИ 04.21

(на примере «цветных революций») / А.В.Вырковский, А.С.Горбунова, М.И.Давлетшина // Центр исследований медиа постсоветского пространства. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2019

5. Кёниг, Питер. Рокфеллеры знали о пандемии заранее. Газета «Военно-промышленный курьер» 4 мая 2020 https://www.vpk-news.ru/articles/56802

6. Московкин, Л.И., Вакурова, Н.В. Мозаичность публичного информационного поля в аспекте избирательной кампании: обоснование уникальной исторической значимости выборов-2018 в России / Л.И.Московкин, Н.В.Вакурова // Збiрник центру наукових публшацш «Велес» за матерiалами IV мiжнародноl науково-практично! конференци 2 частина: «Весняш науковi читання», м. Ки!в: збiрник статей ^вень стандарту, академiчний рiвень). - К.: Центр наукових публжацш, 2018. - с. 66-74

7. Попов, В.В. Геномика с молекулярно-генетическими основами. / В.В.Попов //- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

8. Николай Вавилов. Последняя надежда капитализма Что прикрывают информационным шумом? Лекция https://www.youtube.com/watch?v=niYEWkMuVes& feature=share&fbclid=IwAR355R4kBou9Ыfu8B2rq_ XF1kV0wY-78XnWvieMjFlQjHBdn7W0Xo9ldOE

9. Чайковский Ю.В. Коронавирус как инструмент эволюции биосферы / Какой должна быть современная картина мира?/ Ю.В. Чайковский // Экология и жизнь

Ыйр ://www.ecolife.ru/zhurnal/articles/51438/?^ lid=IwAR3DJBnHLbIcTesqUDCq3V13iGMYv6KTL sFygYrFbpX1sfhrefNNRgKxc9Q

_МОДЕЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.10.74.803 Семенова Юлия Александровна

ORCID - 0000-0001-6832-3795, Кандидат социологических наук, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского,

Россия

VIRTUAL NETWORK COMMUNITY MODEL

Yu. A. Semenova

ORCID - 0000-0001-6832-3795, Associate Professor sociology Saratov National Research State University of N. G. Chernyshevsky,

Russia

АННОТАЦИЯ

Раскрыта сущность понятия виртуального сетевого сообщества. Показана структура виртуального сетевого сообщества и характер коммуникационных ролей его членов с учетом применяемых сетевых сервисов. Рассмотрены религиозные виртуальные сообщества, выделены ключевые моменты, как они функционируют и развиваются. Утверждается, что виртуальные сообщества имеют важную роль в адаптации религии к новой социальной технологической реальности.

ABSTARCT

The essence of the concept of a virtual network community is revealed. The structure of the virtual network community and the nature of the communication roles of its members, taking into account the applicable network services, are shown. Religious virtual communities are considered, key moments are highlighted as they function and develop. It is argued that virtual communities have an important role in adapting religion to a new social technological reality.

Ключевые слова: социальное пространство, социальная технология, интернет, виртуальное сетевое сообщество, виртуальная религиозная коммуникация.

Key words: social space, social technology, Internet, virtual network community, virtual religious communication.

В современном мире происходит коренное социальное преобразование, технологический переход к так называемому информационному обществу. Особое место в изменении социальной реальности принадлежит формированию и функционированию сети Интернет. Из механизма передачи информации Интернет становится не только социальной технологией, которая объединяет людей, делает их более коммуникативными, но и независимой, самостоятельной сферой жизни.

Функционирование такой сферы жизни приводит к созданию современного социального пространства.

Достижения в сфере информационных технологий явились предпосылкой создания новой формы социальных групп, получившей название «виртуальные сообщества». Несмотря на общие характеристики с социальной группой, виртуальные сетевые сообщества обладают особенными, присущими только им, социально-психологическими признаками. Прежде всего, отличие от социальных групп заключается в замещении «территориального» сообщества сетями, которые образуются на основе личного выбора индивидов. Интернет объединил людей разных стран, возрастов, профессий, увлечений. Людям стало возможно обмениваться информацией (деловой, личной), своим накопленным опытом, решать свои проблемы, не выходя на улицу. Интернет стал важной частью нашей жизни, в которой мы проводим огромное количество времени. Именно поэтому такой интерес ученых к Сетевым сообществам.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что технологические изменения приводят к появлению новых видов интернет сообществ, которые выполняют иные функции, вызывая к жизни противоречия, с которыми еще не приходилось сталкиваться пользователям. Также важной проблемой является то, что с одной стороны, интернет сообщества предоставляют людям качественные возможности для развития, но, с другой стороны - с помощью сетевых сообществ можно манипулировать индивидами.

М. Вебер, Э. Дюркгейм и К. Маркс использовали в своих трудах базовое понятие социальной структуры - «сообщество».

Современное состояние изучаемой проблемы характеризуется многообразием точек зрения, не всегда согласующихся друг с другом. В зарубежной литературе исследование виртуальных сетевых

сообществ направлено на решение следующих задач:

- формулирование определения понятия «виртуальное сообщество» (К. Ридингз, Б. Уэллман и др.);

- разработка классификации виртуальных сообществ (Дж. Маркс, А. Армстронг, Дж. Хэйгел и др.)

- определение мотивов пользователей, вступающих в сетевые виртуальные сообщества (К. Ридингз, Д. Гефен, Г. Рейнгольд и др.)

Среди отечественных ученых, занимающихся проблематикой виртуальных сообществ, необходимо назвать работы В. Г. Афанасьева, В. М. Глушкова, А.Д. Урсула. Активно развивают это направление Р.Ф. Абдеев, Г.Т. Артамонов, О.Н. Вершинская, В.Н. Костюк и др.

В последние десятилетия появляется больше литературы, в которой рассматривается возникновение феноменов в интернете с точки зрения социологии культуры и духовной жизни. В частности, такие ученые как А.С. Аладышкина, А.В. Бахмина, А.С. Биккулова занимаются исследованием появления таких феноменов.

Прежде чем рассмотреть формирование религиозного виртуального сообщества, необходимо понять, что же такое виртуальное сетевое сообщество, какие признаки имеет оно, в чем его отличие от «реальных» сообществ, как можно классифицировать интернет сообщества. Итак, что означает виртуальное сообщество?

Понятия «сообщество», «социальные сети», часто употребляемые в СМИ, в большинстве случаев, сводятся к описанию популярных сайтов для поиска друзей, однокурсников, коллег и др. Говорить о возникновении сообществ, тем более о развитой социальной структуре, в данном случае не приходится - технологическая форма популярных ресурсов говорит лишь об образовании новых путей коммуникации в Интернете и лишь в какой-то степени - социальных сетей.

Г. Рейнгольд - американский социолог, критик и писатель, изучая специфику виртуальных коммуникаций, ввел термин «виртуальное сообщество» в книге «Virtual Community». В своем труде автор рассматривает виды взаимодействия между членами социальных групп с помощью электронных рассылок, IRC и других средств массовой коммуникации.

Он выдвинул необходимые условия для создания виртуального сообщества. Во-первых, он считал необходимым большое количество людей,

во-вторых, это должна быть группа лиц, контактирующих на протяжении определенного времени, в-третьих, у индивидов должна быть личная вовлеченность, они должны испытывать свойственные человеку эмоции (радость, печаль, страх, доверие и т.д.). С помощью этих условий возможно создание сети личных отношений в киберпространстве.

Г. Рейнгольд также говорит о том, что люди в онлайн-сообществах «обмениваются

любезностями и спорят, участвуют в интеллектуальном дискурсе, осуществляют коммерческие операции, обмениваются знаниями, делятся эмоциональной поддержкой, строят планы, делают мозговые штурмы, сплетничают, враждуют, влюбляются, находят друзей и теряют их, играют в игры, флиртуют, создают немного произведений искусства и много пустой болтовни».

Таким образом, автор, сравнивая реальные социальные сообщества с виртуальными, делает вывод о том, что они изоморфны, но есть одна лишь разница - взаимосвязь в виртуальных сетевых сообществах происходит с помощью текста, хотя современное виртуальное взаимодействие осуществляется с помощью новых технологий мультимейдиных средств. В связи с этим Г. Рейнгольд считает, что виртуальные сообщества имеют общие черты с реальными сообществами.

Канадско-американский социолог и содиректор базирующейся в Торонто международной сети «№ИаЬ» Б. Велман определяет понятие сообщества через понятие сети. «Сообщества - это сети межличностных связей, обеспечивающие социальное взаимодействие, поддержку, информацию, чувство принадлежности к группе и социальную идентичность» [1, с.63].

Итак, виртуальные сообщества определяются как естественные социальные образования, обмен информацией внутри которых происходит в основном в глобальной компьютерной сети.

B. Нестеров - социолог, журналист, веб-менеджер, в своей статье «К вопросу о динамике сетевых сообществ» писал: «...обязательной характеристикой сетевого социума является осознание своей общности, члены социума связаны общей идеологией, традицией» [2, с.27]. Если опираться на его определение, то популярные сегодня ресурсы для поиска людей, такие как «Вконтакте», «Инстаграм», «Твиттер», «Тик-ток» нельзя в полном объеме отнести к Интернет-сообществам.

В данном случае речь идет об образованиях, описанных Ф. Теннисом- неформальных социальных группах, связанных, чаще всего, с помощью органической солидарности около некоторого предмета (интереса, деятельности).

C. Паринов предлагает считать сетевым сообществом «группу лиц, которые, находясь в условии взаимозависимости друг от друга, организовывают и согласовывают свою объединенную деятельность при помощи Интернет-технологий».

Рассмотрим еще одно определение понятия «виртуальное сообщество», автором которого является М. Кастельс - испанский социолог-постмарксист, один из основоположников изучения сетевого общества. Он считал, что виртуальные сетевые сообщества - «самоорганизующиеся электронные сети интерактивных коммуникаций, которые объединенные вокруг людей с общими интересами или целями, хотя иногда коммуникация становится самоцелью». Хотя сам социолог считает понятие сообщества неоднозначным.

Ученый считал, что понятие «виртуальное сообщество» как привлекало внимание к появлению новой основы социального взаимодействия, которое отличается от традиционных форм сотрудничества, так и это понятие стало причиной конфликтов между людьми, которые полюбили Интернет и людьми, которые предпочитают реальное сообщество.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в научной среде не сложился определенный термин «виртуального сетевого сообщества».

Разные ученые выделяют тот или иной характерный признак онлайн-сообществам. Например, В. Нестеров делает акцент на объединяющей людей общей идеологии: «необходимой характеристикой сетевого общества является осознание своей общности, участники социума объединены общей идеологией, обычаем, традицией и т.п.».

Д. В. Иванов - профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета в своем труде «Виртуализация общества. Версия 2.0» выделяет следующие особенности виртуального

пространства:

1.нематериальность воздействия (эффекты, производимые изображаемым, характерны для вещественного);

2.условность параметров (объекты искусственны и изменяемы);

З.эфемерность (свобода

подключения/отключения создает возможность прерывного существования) [3, с.30].

Таким образом, к отличительным особенностям виртуальных сетевых сообществ можно отнести следующее:

Во-первых, виртуальные сетевые сообщества не имеют территориальных и политических ограничений, то есть люди могут взаимодействовать между собой с разных стран.

Во-вторых, интернет сообщества обладают более богатыми основаниями для объединения людей по интересам, деятельности. Допустим, страницы реально существующих учеников 311 группы «Социология» в виртуальной социальной сети «Твиттер».

В-третьих, виртуальные сетевые сообщества часто сталкиваются с подтверждением личности (идентификации). Для продуктивного

взаимодействия люди должны быть уверены в том, что их добавляет в друзья человек под своим реальным существующем именем. В процессе

реального общения такое подтверждение не необходимо.

В-четвертых, как считает Р. В. Кончаковский, онлайн-сообщества имеют различие в возможности допустимой коммуникации всех участников сообщества со всеми и их относительно большей анонимностью, по сравнению с реальными [4, с. 10].

В-пятых, по мнению В.Н. Поправко, отличием сетевых сообществ является возможность создавать абсолютно любые новые правила коммуникации и механизм сотрудничества участников.

В-шестых, по мнению Д.А. Губанова, в виртуальных сообществах легче высказывается личное мнение члена сообщества, именно это привлекает многих пользователей проводить чаще свое время в интернете. Примером может послужить оценка по 5ти бальной шкале фотографий, записей в таких социальных сетях как «Одноклассники», «Мой Мир» и др.

Например, такой автор как И.Н. Розина выделяет типы сетевых сообществ по целям объединения:

1.Свободного доступа в компьютерные сети (FreeNets, Fido);

2.локальные сетевые (community network);

3.поддержки (support communities);

4.зрительские, создаваемые почитателями

(audience community);

5.медиа, формируемые создателями вебсайтов медиа-индустрии (media communities);

6.кольца веб-сайтов (Web rings), формируемые для облегчения поиска информации и обмена информационными ресурсами [5, с. 392].

А.Л. Прочко предлагает свою классификацию научных сетевых сообществ по целям:

1.Научные группы, которые созданы исключительно для обмена информацией, совместное решение проблем

2.сообщества на сайтах, распространяющих информацию, чья цель обмен информацией;

3.сообщества, занимающиеся распространением и «созданием» информации (Википедия);

4.научные организации, использующие Интернет для публикации отчетности о результатах исследований.

Также сетевые сообщества делятся на открытые (доступные всем) и закрытые (группы в которые можно вступить по приглашению или подав заявку). Разделяют сообщества пассивного взаимодействия и сообщества интерактивного взаимодействия.

Существуют виртуальные сообщества, главная цель которых - совместное обучение. К подобному роду сообществам относятся такой ресурс как «Udemy» или группа Вконтакте по изучению истории социологии.

Многие авторы выделяют кибер-активистские сообщества (виртуальные политические сообщества, социальные движения в сети, экстремистские группы и т.д.). В пример можно

привести огромное количество групп Вконтакте посвященные феминистическому движению, вегетарианскому движению и т.д.

Таким образом, существует огромное количество видов виртуальных сетевых сообществ, которые обладают своими характерными признаками, я рассмотрела некоторые из них. Теперь, я бы хотела подробно рассмотреть религиозные виртуальные сообщества, выделить ключевые моменты, изучить, как они функционируют и развиваются.

С одной стороны, религия комфортно себя ощущает в среде традиционных ценностей, ей не слишком сильно импонируют технологии, но с другой стороны общество стало информационным, быт многих верующих людей меняется, церкви необходимо осваивать Интернет, идти в ногу со временем.

Существует несколько типов виртуальных религиозных сообществ: во-первых, это сообщества, которые существуют исключительно в Интернете, а во-вторых, сообщества в реальном пространстве, которые освоили еще и интернет пространство.

Примером первых может послужить Partenia, основанное французским католическим епископом Ж. Гайо. Стоит отметить, что религиозные сообщества сейчас достаточно технологичны, используют различные методы привлечения людей, мультимедиа и прочее. Помимо форумов и чатов на сайте, сервис имеет приложение The Wall - это своего рода доска объявлений, каждый член сообщества может написать или нарисовать что-либо, а другие могут прокомментировать. Благодаря этому сайту участники могут обмениваться своими рассказами, картинами, сериалами религиозного направления.

Касаемо России в пример можно привести созданные мобильные приложения для православных. Приложения разных тематик, от молитвослова до календаря постов и праздников. В стране самым посещаемым сайтом для верующих является «Правмир» - сайт новостей, связанных с религией, видеоматериалы и текстовые источник. «Вконтакте» тоже не обошла религия, множество групп созданы обычными пользователями интернета, но некоторые все же поддерживаются церковными институтами.

Еще одним примером к первому типу можно отнести сообщество «Альфа Церковь». Этот интерактивный сайт, имеющий красивую графику, завлекает множество верующих своими флеш-презентациям, автоматическим воспроизведением видео- и аудио файлов. Примечательно то, что на этот электронном ресурсе можно пройти виртуальное служение, которое доступно абсолютно всем, не смотря на возраст, пол, социальный статус. Важно то, что это религиозное сообщество, как и многие другие, предполагает интерактивное взаимодействие - круглосуточное прием-общение, услуги виртуального крещение или заключение брака. Также с использованием чата можно участвовать в виртуальном сообществе,

проводить совместные молитвы участниками и многое другое.

Среди популярных приложений — Confession, с помощью которого можно записывать свои грехи и напоминать о необходимости пойти на исповедь. В основном приложения сейчас сделаны очень просто, например, состоят из будильника, поющего утреннюю молитву, анимированных чёток, календаря религиозных праздников и др. Русскоязычных приложений пока очень мало, так что предпринимателям есть чем заняться.

Примером второго типа религиозных виртуальных сообществ могут послужить различные новые религиозные движения, участники которых находятся в разных странах, и лишь с помощью интернета им удается поддерживать коммуникацию. Например, такой сервис как Ginghamsburg.org позволяет взаимодействовать людям с помощью форумов, где можно поговорить о религиозных вопросах, о воспитании детей, обрядах и традициях.

В России примером такого сообщества является созданная страница «ВКонтакте» Патриарха Кирилла. За несколько часов эту страницу прокомментировали несколько тысяч посетителей, многие из них были настроены негативно, поэтому пришлось отключить функцию комментариев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виртуальные сетевые сообщества - это коммуникационная сеть, которая объединяет людей, источник информации, чувства принадлежности и идентичности для своих членов. По сути такую же функцию выполняют и религиозные сообщества. Они способны давать религиозную поддержку членам, способны информировать, помочь обрести чувство принадлежности к религиозному сообществу. Это помогает выстроить духовную идентичность его участников.

Существующие в современном обществе виртуальные религиозные сообщества свободны от территориальных границ. Это означает, что выбор религиозного сообщества не обязательно должен быть связан с твоим местом проживания или семьей. Например, если родители исповедуют буддизм, это не значит, что мы не может принадлежать виртуальной религиозной общине.

К. Хэлланд предложил разделить религиозное сообщество на: «религию онлайн» и «онлайн-религию». Первое предполагает информирование участников о религии в целом, новости, мероприятия, праздники и т.д. Второе предполагает конкретные виртуальные религиозные действия.

В последние десятилетия, возникает новый термин «цифровая религия» как описание технологического и духовного смешения пространства религиозного поля онлайн и оффлайн.

Также важно указать то, что буддизм занял прочные позиции в интернете, приобрел черты массовой культуры. Идеи буддизма проникли в культуру масс-медиа, фильмов и популярной литературы. Следует отметить и сравнительно

высокий уровень политизации виртуального сообщества буддистов, обусловленный активной политической деятельностью буддийских сообществ в различных странах [6, с. 5].

Необходимо отметить то, что многие специалисты отмечают множество опасностей и угроз, связанных с виртуальными сообществами. Одной из проблем является информационная война между представителями разных религий, раздвоение религиозной идентичности тоже представляет угрозы для современного общества.

Опасность заключается в нарушении общественной безопасности, с помощью конфликтов, войн в интернете. Также угроза состоит в том, что из-за таких войн рушится духовность и культура верующих в глобальной сети.

Таким образом, виртуальные сообщества имеют важную роль в адаптации религии к новой социальной технологической реальности.

Таким образом, мы изучили, что такое виртуальное сетевое сообщество, какие существуют определения понятия «Интернет-сообщества», какими признаками оно обладает, какие существуют классификации сообществ.

Мы выяснили, что, несмотря на общие характеристики с социальной группой, виртуальные сетевые сообщества обладают особенными, присущими только им, социально-психологическими признаками.

Изучение интернет сообществ является необходимым в настоящее время, так как помимо положительных моментов (предоставление людям качественные возможности для развития) существуют негативные - с помощью сетевых сообществ можно манипулировать индивидами. Поэтому для того чтобы предотвратить такие манипулирования, необходимо рассмотреть виртуальные сети со всех сторон, понять их сущность, структуру, особенности.

В итоге, мы выяснили, что виртуальные сообщества определяются как естественные социальные образования, обмен информацией внутри которых происходит в основном в глобальной компьютерной сети.

Виртуальные сетевые сообщества не имеют территориальных и политических ограничений; интернет сообщества обладают более богатыми основаниями для объединения людей по интересам; виртуальные сетевые сообщества часто сталкиваются с подтверждением личности (идентификации) и др.

Особое внимание стоит уделить рассмотрению профильных виртуальных сообществ, в частности религиозные сообщества в сети. Представители трех мировых религий уже зарегистрированы на таких площадках как «Твиттер», <^асеЬоок». В скором будущем, возможно, создаться и социальная религиозная сеть, которая сможет встать в один ряд с лидирующими интернет сетями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Назарчуук А.В. - Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. -2008. - №7. - С. 63

2.Нестеров В. К вопросу о динамике сетевых сообществ. - 2017. -№2. - с 27.

3.Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0 / СПб.: "Петербургское Востоковедение", 2002. С. 30

4.Кончековский Р.В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен /

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2010. С. 10

5.Розина И.Н. Виртуальные исследовательские сообщества: от зарубежных моделей к отечественным примерам // Образовательные технологии и общество. 2009, № 2 (12). С. 392

6.Актамов И.Г. Этноязыковые процесс в многонациональных государствах // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. - Вып. 1.- С. 5.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА МЕСТНЫМИ _ВЛАСТЯМИ_

DOI: 10.31618^^2413-9335.2020.10.74.809 Сияева Гулнора Ашрафовна

доцент кафедры «Иностранные языки» Академии Государсвенного Управления при Президенте Республики Узбекистан

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируется роль социологического дискурса в развитии социально-экономической жизни страны и подчеркивается необходимость активного участия граждан в управлении обществом и государством в проведении реформ в процессе обновления.

ABSTRACT

This article analyzes the role of sociological discourse in the development of the socio-economic life of the country and emphasizes the need for the active participation of citizens in the management of society and the state in carrying out reforms in updating process.

Ключевые слова: местное управление, социологический дискурс, гражданская активность, социально-экономическое развитие, передача информации.

Key words: local government, sociological discourse, civil activity, socio-economic development, transmission of information.

Известно, что в период перемен в нашей стране, а именно в Узбекистане, сама жизнь требует активного участия граждан в управлении обществом и государством и проведении реформ во всех сферах общественной жизни. Потому что главным требованием для построения демократического государства, основанного на верховенстве закона и справедливом гражданском обществе, является обеспечение прямого участия людей в управлении. Либерализация и гармония национальных ценностей и традиций необходимы для развития гражданского общества. Приоритетом реформ в стране является расширение деятельности и полномочий органов местного самоуправления граждан - «махалли" (местные органы), усиление роли политических и социальных институтов, неправительственных организаций, которые представляют и защищают интересы народа.

В связи с этим важно усилить функцию контроля местных властей. В системе органов государственной власти нижестоящие местные исполнительные и представительные органы в процессе своей деятельности несут особую ответственность за непосредственное

взаимодействие с гражданами, за защиту интересов нашего народа. Статья 2 Конституции Республики Узбекистан гласит: «Государство выражает волю

народа и служит его интересам. Государственные органы и чиновники подотчетны обществу и гражданам». [1, статья №2] Первая задача нашего государства - выражать волю народа, защищать и служить интересам народа. Опыт Узбекистана в этой области основан на общепризнанных универсальных ценностях и правилах. Важнейшей задачей, стоящей перед местными представительными органами является контроль за выполнением принятых законов исполнительной властью, то есть правительством в центре, и местными властями на местном уровне. Следует отметить, что местные органы, помимо принятия положений о социально-экономическом, социально-культурном развитии регионов, обеспечения реализации законодательства на местах и решения других вопросов, входящих в их компетенцию, также осуществляют контроль над поставленными задачами. Закон о прозрачности государственной администрации должен предусматривать предоставление качественной информации населению местными властями и их должностными лицами, а также информирование общественности о решениях, принимаемых государственными властями. [2, № 320] Контроль местными властями также именуется депутатским контролем. Депутатский контроль - это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.