Научная статья на тему 'Смысл жизни как духовная ценность'

Смысл жизни как духовная ценность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2019
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / LIFE / СМЕРТЬ / DEATH / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ESSENCE OF LIFE / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Озеров А.А.

В статье ставится проблема смысла жизни в философском аспекте. При этом автор рассматривает смысл жизни в качестве духовной ценности человека. Данная проблема рассматривается на основании философских и религиозных взглядов отечественных и зарубежных мыслителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research paperis about essence of life in phylosophic aspect. At the same time the author examins the essence of life as spiritual value for a man. The problem is examingon the basis of the domestic and foreign thinkers.

Текст научной работы на тему «Смысл жизни как духовная ценность»

Преподавателю социально-

гуманитарных дисциплин======================================

А.А. ОЗЕРОВ

кандидат философских наук, доцент старший преподаватель кафедры философии и религиоведения Военного университета МО РФ

Смысл жизни как духовная ценность

Смысл жизни - это процесс и результат ее осмысления. Он является способом и условием духовного бытия и самосовершенствования человека. Вопрос, «зачем я пришёл в этот мир?», для каждого, хотя бы однажды задавшего его самому себе, становится важнейшим мировоззренческим вопросом, потому что в зависимости от его решения человек и строит всю свою жизнь. Содержательный, плодотворный, позитивный смысл жизни - это источник созидательного самодвижения духовной и материальной культуры в ее социальном и индивидуальном проявлениях.

Проблемы, важнейшие для человека, становятся важнейшими и для человечества. Поэтому не случайно проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия занимают центральное место в духовной культуре человечества. Это видно по месту этих проблем в искусстве, в религии, наконец, в философии. Каждый читатель, думается, без особого труда может привести десятки примеров этому из литературы (в особенности - из поэзии), из кино и др. Все религии пытаются вооружить своих верующих определённым пониманием смысла жизни и путем его достижения.

Но ни в священных религиозных книгах, ни в художественных произведениях, ни в работах философов не найти ответа на вопрос, каков смысл моей жизни. На этот вопрос каждый из нас должен найти ответ сам, ибо жизнь каждого человека уникальна. Не случайно выдающийся русский мыслитель В. С. Соловьёв писал: «Кто хочет принять смысл жизни

как внешний авторитет, тот кончает тем, что за смысл жизни принимает бессмыслицу своего собственного произвола. Между человеком и тем, в чём смысл его жизни, не должно быть внешнего формального

л

отношения»'. Но зато в духовной культуре можно найти ответ на другие, не менее важные вопросы: «Каким может быть смысл жизни человека и где его искать?». Поэтому знакомство со смысложизненной проблематикой духовной культуры является средством для отыскания собственного смысла жизни. Философия тоже не претендует на знание ответа на вопрос о смысле каждой жизни, но может помочь в его поиске желающим.

Чем выше культура индивидуального самосознания, тем органичнее человек связывает осмысление своей жизни с осмыслением данной социальной среды и исторического процесса.

Люди осмысливают свою жизнь, исходя из ее объективной данности, по необходимости осознавая потребности и удовлетворяя их в различных формах активности. Они осмысливают жизнь по законам эволюции их индивидуально личностной психики, сообразно субъективному опыту конкретного человека и объективному опыту данного общества и истории в целом. Духовное и эмпирическое содержание этого опыта играет первостепенную роль в предопределении типа такого осмысления. В контексте многообразия этого опыта мы можем «реконструировать» всю бесконечную «пестроту» размышлений о жизни в умах миллиардов людей, живших, живущих и грядущих.

В условиях тоталитарных политико-идеологических систем создается иллюзия того, что вопрос о смысле жизни однозначно решен. Это достигается посредством усиленного культивирования в массовом и индивидуальном сознании формул-клише: «смысл жизни - в борьбе за коммунизм» и т.п. Таким образом, по отношению к «идеологической ткани» этих систем собственно философский вопрос о смысле жизни

1

Соловьёв B.C. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. М.. 1991, ч.2, с. 112.

оказывается чужеродным, излишним и даже вредным. Но этот вопрос не устраняется, не исчезает, он лишь «загоняется вглубь», о чем свидетельствовало большое количество писем на эту тему, поступавших в редакции средств массовой информации в условиях социализма, а также подпольно возраставший в те времена интерес к религии и церкви.

Сегодня общественно-исторические условия в России и в мире, казалось бы, кардинально позитивно изменяются. Открываются качественно новые каналы информации и просторы свободомыслия. И возникает впечатление, что в результате этих изменений создаются основания и условия для абсолютного «снятия» вопроса о смысле жизни.

Однако именно в наши дни человек испытывает «дефицит» смысла жизни, возможно, самый острый, чем когда-либо прежде: для современного человека проблема всеобщего смысла истории становится особенно трудной и дробится на множество мелких, но тяжелых осколков индивидуальных вопросов о смысле конкретных человеческих жизней.

Современный «дефицит» смысла жизни проявляется в наиболее глубоких коллизиях сознания и бытия в России. Это обусловлено рядом причин. Кризис современной российской экономики, политики и права, отсутствие консолидирующей и возвышающей общественной идеи, глубинные противоречия нынешнего состояния религии и церкви, девальвация нравственных ценностей и традиций, экспансия суррогатов культуры на фоне коммерциализации отнюдь не лучшего образца - все это породило в индивидуальном и массовом сознании фрустральное состояние, которое становится перманентным.

Для большинства людей насущной повседневной задачей становится выживание. А нередким результатом усилий выйти к жизни, достойной человека, оказывается абсурд. Это крайне опасная ситуация: если в человеческой жизни смысл вытесняется абсурдом, то происходит

разрушение личности, приобретающее масштабы общественного явления, а значит, деградирует и общество. При сохранении кризисных тенденций распад личности и общества может стать необратимым. Положение усугубляется тем, что ценность самой человеческой жизни сведена до минимума.

Сегодня в жизнь вступает поколение молодежи, рожденное в 70-х-80-х гг. Ему выпала драматическая историческая судьба: формирование его самосознания совпало с острейшим общественным катаклизмом. Свойственные юношескому возрасту духовные потребности и интересы не находят в современной общественной среде опоры и либо принимают искаженные формы проявления, либо гибнут — общество получает «потерянное поколение».

Таким образом, исследование феномена смысла жизни предстает как актуальная потребность, значимая в социальном и личностном отношениях.

«Осмысление жизни» и «смысл жизни» — суть синонимически тождественные выражения или «смысл жизни» есть краткая форма «осмысления жизни». Это вытекает из результатов этимологического анализа соотношения: «мысль» - «осмысление» - «смысл». Данное соотношение слов есть «проекция» мыслительного соотношения: мысли — осмысления — смысла. Это мыслительное соотношение всецело распространяется на смысл жизни: он есть процесс и результат осмысления существования.

В процессе культурно-исторической эволюции «смысл жизни» обособился от «осмысления жизни». Отсюда - иллюзорное впечатление: смысл жизни есть нечто особое по отношению к осмыслению жизни. Смысл жизни как процесс обладает триадной структурой, выражающей субъект-объектную диалектику отражения бытия.

Предмет смысла жизни — сущность и назначение бытия человека в бытии мира. И здесь начинаются логико-психологические коллизии

проблематики смысла жизни. Ибо сущность и назначение бытия человека как предмет смысла жизни в то же время являются и денотатом, который обозначается номинатом «смысл жизни». По канонам логики, денотат — сущность и назначение бытия человека — должен обозначаться номинатом — «сущность и назначение бытия человека». Но, он обозначается номинатом — «смысл жизни человека». Такая подмена номината приводит к аберративной эклектике в понимании содержания того, что одновременно является предметом экзистенциального осмысления и денотатом экзистенциального обозначения.

Номинат «смысл жизни» исторически «породнился» с денотатом «сущность и назначение бытия человека». Именно исторически: в контексте законов логического отражения они принципиально рассогласуются между собой.

Данным логическим рассогласованием вносится дополнительная проблематичность в соотношение номинатов: «смысл жизни человека» и «сущность и назначение бытия человека». Если индивид размышляет о жизни на уровне детального логического анализа «смысла» и рефлексии, то названное логическое рассогласование не может быть не замечено его сознанием. И, будучи замечено, оно неизбежно превращается в одну из причин фрустральных состояний индивида.

Роль этого логического рассогласования в экзистенциальной проблематике становится тем более очевидной, если принять во внимание то, что смысл жизни есть осмысление способов реализации потребностей или осмысление способов бытия. И потому смысл жизни есть способ бытия человека, диалектически «вбирающей» в себя все другие способы человеческого существования.

Осмысление жизни есть проникновение в ее сущность и, тем самым, влияние на способы ее реализации. И потому смысл жизни есть способ реализации ее сущности. В контексте взаимодействия сознания и бытия смысл жизни и сущность жизни предстают как активно взаимопроникающие

компоненты целого, каковым является человек как особая система во всеобщей системе мира. Смысл жизни человека есть «явление» и выражение ее сущности. Ибо смысл - это осмысление, а осмысление -это сущностное проявление человека как разумного существа.

Важную роль в культурно-историческом «породнении» номината «смысл жизни человека» с денотатом «сущность и назначение бытия человека» сыграло то, что в слове «смысл» присутствует «в снятом виде» слово «мысль». Благодаря присутствию «мысли» в «смысле» последний воспринимается как слово в высшей и особой степени философское.

Когда в процессе фило- и онтогенетической эволюции человек достигает такого уровня осмысления сущности и назначения своего бытия, который можно определить как рефлексийный, фрустральный и «смысловой», тогда он сталкивается с наибольшими трудностями: к сложности рефлексийных и фрустральных переживаний добавляется необходимость анализа слова «смысл».

В системе человеческих потребностей есть высшая и особая потребность смысла жизни. Наиболее общий и значимый элемент ее содержания состоит в том, что с ней мы связываем наши «ожидания» наиболее ценной истины нашего существования и наиболее истинной ценности нашего бытия1. Именно потребность смысла жизни является той «лакмусовой бумажкой», посредством которой мы обнаруживаем основное противоречие проблематики смысла жизни, являющееся противоречием между ее (проблематики) однозначностью и ее же многозначностью. Конкретнее оно выражается так: потребность смысла жизни, однозначную по факту ее закономерного бытия, но многозначную по разнообразию индивидуально-личностных и концептуально-философских проявлений закономерностей ее содержания, мы реализуем через однозначно организованное (статичное в неизменности его конструкции) «вербальное

1 См.: Сосницкая Л. И. Выбор как необходимое условие обретения смысла жизни // III Республиканская научно-практическая конференция «Экзистенциальная терапия и национальное достоинство». Минск, 2003, 6-7 декабря.

пространство» словообразования «смысл жизни человека».

При таком противоречивом взаимоналожении однозначности и многозначности в проблематике смысла жизни сознание индивидов неизбежно испытывает логико-психологические коллизии.

Специфика содержания основного противоречия проблематики смысла жизни становится адекватно понимаемой, если его (это противоречие) рассматривать в контексте соотношения значения и смысла (а точнее -значений и смыслов, ибо в каждой конкретной ситуации осмысления и обозначения чего-либо они - значение и смысл - чаще всего не единичны). Значение -двояко. Во-первых, оно есть собственно значение, т.е. значение как значение. Во-вторых, оно есть значение как первоначальный смысл, или как смысл «первого порядка».

Говорить о значении как смысле (как смысле «первого порядка», или первоначальном смысле) можно с полным основанием, ибо что-либо обретает значение лишь постольку, поскольку оно (это «что-либо») осмысливается, т.е. получает первоначальный смысл. Иначе говоря, придание значения происходит через первоначальное осмысление - через придание первоначального смысла (словом, на стадии процесса мышления первоначальный смысл, или осмысление, выступает как способ придания значения; а на стадии результатов мышления первоначальный смысл и значение «сливаются» в состояние диалектического синкретизма). И уже затем, оттолкнувшись от этой диалектически синкретической опоры, человеческое мышление «движется» дальше, глубже, от осмысления на уровне придания значений к углубленному, общему и широкому осмыслению, или смыслу (смыслам); т.е. оно (мышление человека) «движется» от придания значения (это — смысл «первого порядка») к собственно смыслу (смыслам «второго, третьего и т.д. порядков»).

Отсюда словообразование «смысл жизни человека» является: однозначным в формально-логическом отношении как «вербальное пространство» для «размещения и пребывания» в нем потребности смысла жизни с целью ее выражения; многозначным по разнообразию его индивидуально-личностного и концептуально-философского содержания; при этом данное словообразование имеет много вариантов его осмысления - много смыслов «смысла жизни человека» — смыслов «второго, третьего и т.д. порядков», т.е. собственно смыслов.

Основное противоречие проблематики смысла жизни состоит в том, что потребность смысла жизни — однозначная по факту ее закономерного бытия — оказывается «зажатой в тисках» между формально-логической однозначностью «смысла жизни человека» (с одной стороны) и содержательной многозначностью и многими смыслами «смысла жизни человека» (с другой стороны).

Значение — это «вербальная отметина» на «вещи» (предмете или явлении), «отметина» «особости» данной «вещи»; такая «отметина» может быть сделана лишь как результат осмысления этой «вещи», пусть даже самого первоначального. Именно поэтому значение является и смыслом «первого порядка», или первоначальным смыслом. Иными словами, если «вещь» «отмечена» человеческой мыслью (осмыслением - смыслом) как «особая», то она («вещь») обладает «отметиной», или значением, или первоначальным смыслом. Таким образом, значение и первоначальный смысл состоят в соотношении диалектического тождества.

Деятельность экзистенциального сознания развивается от оценочной констатации «особости» жизни (это - стадия придания значения, или, что диалектически тождественно, смысла «первого порядка») к исследованию причин этой «особости» (это - уровень собственно смысла, или смысла «второго и т.д. порядков»).

В этом исследовании экзистенциальное сознание поднимается от исходного оценочного тезиса о «качестве жизни» к итоговому оценочному

выводу о «качестве жизни», т.е. оно «восходит» от придания значения на уровне первоначального смысла к приданию значения на уровне собственно смысла. Точнее, совершается «восхождение» от диалектического тождества значения и смысла «первого порядка» (первоначального смысла) к диалектическому тождеству значения и смысла «второго и т.д. порядков» (собственно смысла)1.

Один из способов разрешения основного противоречия проблематики смысла жизни - это введение в философский оборот категории «смысловой цикл» (чему, главным образом, и посвящена диссертация).

Аналитический взгляд на специфику содержания каждой из стадий триадного смыслового цикла в их взаимосвязи выявляет еще один кардинальный аспект основного противоречия проблематики смысла жизни: обнаруживается, что номинат «смысл жизни человека» логико-функционально «привязан» к двум денотатам, один из которых — сущность и назначение человека, а другой — собственно смысл жизни человека. Такая двойственность функционально-ролевого статуса номината «смысл жизни человека» отнюдь не способствует логической лапидарности и психологической нефрустральности экзистенциального мышления. Тем более что эта двойственность статуса номината несет в себе «печать» далеко не простого соотношения денотатов: сущность и назначение человека и смысл жизни человека.

Человек живет не только потому, что удовлетворяет способом совокупной активности свои материально-физические потребности. Он живет и потому, что осмысливает и потребности, и активность, и жизнь, и именно этот смысл придает потребностям, активности и жизни человека специфику собственно человеческой сущности. Вот почему мы можем абсолютно обоснованно определить смысл жизни в качестве ведущего критерия человеческой сущности.

1

См.: Ястребова ЕЮ. Смысл жизни как социоорганизующий фактор личности. Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 2002.

Онтологический «пласт» сущности человека, «являющийся» нам наиболее широко как социальная форма движения материи, содержит информацию о том, что должен сделать человек по объективно закономерному назначению своего бытия: он должен реализовать биосоциальный цикл своей жизни. Субъектно-смысловой уровень сущности человека содержит информацию о том, как должен человек реализовать это назначение своего бытия: он должен реализовать свое экзистенциальное назначение посредством свободы выбора во всем «спектре» деятельности по осуществлению закономерного биосоциального цикла жизни. Смысл жизни — это сущность человека, самопроявляющаяся как его самосознание и таким образом обретающая самодетерминацию своей самореализации.

Определим смысл жизни как переживание человеком собственного отношения к собственной жизни. Таким образом, смысл жизни - это чрезвычайно субъективный феномен. Но это не значит, что он ничем не детерминирован. Более того, он детерминирован не только обстоятельствами внутреннего плана, но и внешними, объективными для человека обстоятельствами. В целях анализа этих обстоятельств разделим их на две группы: обстоятельства внешней детерминации и обстоятельства внутренней детерминации. Обстоятельствами внешней детерминации, определяющими поле поиска человеком смысла своей жизни следует считать только те, которые человек своей деятельностью изменить не может, из которых он не может «выпрыгнуть», не перестав быть человеком.

Человек — единство тела и души. Как существо биологическое он смертен. Поэтому первым аспектом проблемы смысла жизни является проблема поддержания самой жизни, тела как носителя духа. Если проблема поддержания самой жизни решается, можно размышлять о смысле жизни уже как о бытии духа, а если не решается, то главным смыс-

лом жизни является поддержание самой жизни.

Сущностью человека как существа духовного является то, что он — субъект деятельности, деятель. Деятельность -его способ отношения к миру и реализации самого себя. Следовательно, смысла жизни вне и помимо деятельности искать не надо, его там нет. По-другому сказать, человек должен найти тот вид деятельности, через который он может реализоваться и который станет средством превращения возможности в действительность, т.е. понятия о смысле жизни в жизнепроживание в соответствии с этим понятием. При этом следует иметь в виду, что только та деятельность реализует смысл жизни, которая удовлетворяет человека, приносит ему ощущение счастья. Поэтому можно сказать, что смыслом жизни является достижение счастья. Но чтобы быть деятелем, надо быть свободным не только внутренне, но и внешне. Если же внешней свободы нет, смыслом жизни становится её достижение. Вот почему в несвободном обществе так много людей, считающих смыслом своей жизни борьбу за свободу.

Как существо духовное человек не может жить вне общества. Ведь именно общество - носитель духовной культуры, вне «атмосферы» которой просто нельзя быть существом духовным. Поэтому человек не может не быть субъектом социального процесса. Значит, вне и помимо общества смысла жизни найти нельзя. Любой, определённый самим субъектом смысл жизни обязательно будет опираться на какие-то общественные отношения (даже если решил стать монахом и удалился в пустыню), если «подходящих» общественных отношений нет, смыслом жизни становится деятельность, направленная на их установление (например, борьба за освобождение человечества).

Обстоятельства внутренней детерминации — это, главным образом, имеющаяся система духовных ценностей. Ведь она направляет всю духовную деятельность, в том числе и деятельность по поиску смысла жизни.

Далеко не всякий человек живёт со смыслом, ведь для этого надо, как минимум, задать себе вопрос, зачем я живу, т. е. сделать смысл жизни целью работы духа. По мысли М. Хайдеггера, разделяемой не только экзестенциалистами, наиболее действенным стимулом к смыслопорождающей активности является осознание собственной смертности. Именно оно выводит человека за пределы несобственного, анонимного существования и приводит к самому себе. И человек начинает задумываться не только над судьбами мироздания, но и над собственной судьбой. Бывает и так, что размышления о смысле жизни становятся самим смыслом жизни. В любом случае смысл жизни становится важнейшей духовной ценностью, наиболее эффективным регулятивом жизнедеятельности человека.

Наконец, следует иметь в виду, что на поиск, определение смысла жизни влияет уровень оценки обществом тех духовных ценностей, которыми данный человек руководствуется при выборе смысла собственной жизни. Ведь они в нём имплицитно присутствуют. Например, было время, когда высоко оценивалось стремление стать полярником, лётчиком, космонавтом и т.д., а теперь популярно стремление стать юристом, банковским служащим и т.п.

Как известно, жизнь и смерть неразлучны. Поэтому размышления о смысле жизни и о смысле смерти — это размышления о двух сторонах одной и той же проблемы. Причём размышления о смысле жизни не могут не включать в себя осмысления возможных путей преодоления смерти как отрицания самой жизни. Поиск средств, могущих обеспечить физическое бессмертие индивида, пока результатов не дал и вряд ли даст, ибо это противоречит объективным законам биологической формы движения материи. Самое большее, на что здесь может рассчитывать человек — это существенное продление времени жизни индивида.

Но человек не может постоянно жить под страхом смерти. Поэтому он формирует механизмы психологической защиты от страха смерти,

опирающиеся на признание различных верований в качестве духовных ценностей и позволяющие ему полноценно прожить свою краткую жизнь даже в условиях понимания своей смертности. Совокупность этих механизмов называется иммортализацией1.

Учёные - специалисты в этой области выделяют пять способов иммортализации: вера в биологическое бессмертие, -снимаемое как результат продолжения жизни в потомстве; вера в творческое бессмертие, приобретаемое в результату своей деятельности (...Нет, весь я не умру -душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит...); установка на теологическое бессмертие как результат слияния с природой, перемещение в её предметы после смерти (способ, развитый в японской и других восточных культурах); вера в достижение бессмертия с помощью чувственной трансценденции, т.е. путём достижения различных субъективных психических состояний типа экстаза, эйфории и т.п.

Явление иммортализации, как видим, и генетически, и функционально связано с осмыслением жизни. Это — одно из средств придания жизни смысла для многих людей. Но понятно, что ориентация на разные способы иммортализации делает качественно различными и типы личностей. Если человек верит в творческое бессмертие, он стремится отдать в духовную культуру общества как можно больше, если же он верит в загробную жизнь; он стремится вести себя перед Богом таким образом, чтобы наверняка попасть в рай, и т.д.

Наконец, смысл жизни обязательно включает в себя вопрос о ценности жизни. При оценке собственной жизни можно, видимо, руководствоваться таким критерием: такая жизнь имеет смысл и ценность, за которую не жалко заплатить смертью. А если речь идёт о чужой жизни? Выдающийся мыслитель XX в. А. Швейцер, создатель этики благоговения перед жизнью, утверждает, что эта этика «не устанавливает никакой

1

См.: Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности // Философские науки, 1990, № 5, с. 116- 120.

границы между высшей и низшей, между более ценной и менее ценной жизнью... Для человека по-настоящему этичного любая жизнь священна, включая и ту, которая, с человеческой точки зрения, находится, казалось бы, в низшей части шкалы ценностей...»1. Вот подлинно человеческий критерий оценки всякой жизни!

В условиях гуманизма европейской философией в центр вселенной был поставлен человек (достаточно вспомнить высказывание Протагора, что «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют»2), но несмотря на это проблема смысла по-прежнему оставалась актуальной.

Если рассматривать религиозно-нравственный аспект проблемы, следует иметь в виду, что приверженность скептически настроенного индивида идеям, ограничивающим существование человека реальной действительностью и без возможных определенных положительных перспектив, неспособно дать человеку хотя бы надежду на лучшее. Проблема смысла жизни Л. Толстым, как об этом писал И. И. Мечников, ставилась следующим образом: «К чему... воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии, как их отец? Зачем же им жить? Зачем мне любить их, растить и блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, всякий шаг ведет их к познанию этой истины. А истина -смерть»3.

Проблема смысла жизни была переосмыслена европейцами, начиная с Нового времени. Согласно философским воззрениям Средневековья и Возрождения, Бог сливался с природой, а возможность связи природного и сверхприродного посредством личности была отвергнута. Данных взглядов

1 Швейцер А. Жизнь и мысли. М., 1996, с. 139 - 140.

2 Западная философия от истоков до наших дней. Протагор // ЬКр://шшш.рЫ1озре^а. оот/28/207/1658137.Мт!

Мечников И.И. Этюды о природе человека // http://whinger.narod.ru/ ocr/mechnikov/06.html

придерживались Спиноза, Гете, Гегель и др. Небезызвестным в данном отношении является выражение Спинозы: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». В таких условиях возник прагматизм - течение, согласно которому смерть не закономерна, она вне правил, это напоминание человеку об его ограниченной власти над природой. Абсолютно противоположные воззрения наблюдаются в христианстве. Здесь многие новозаветные положения заимствованы или имеют сходство с новозаветными, но имеют универсальный принцип господства абсолютной жизни и ее победы над смертью.

Если говорить об исламе, который исходит из факта сотворенности человека Аллахом, отношение к смыслу приверженцев данной религии жизни заключено в следующем диалоге. На вопрос простого смертного Всевышнему о возможности жизни после смерти Аллах ему отвечает: «Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а был он ничем?»1. Понятия смысла жизни и счастья тесно связаны между собой. Достижение счастья означает осуществление тех целей, которые ставит перед собой человек, реализацию его жизненной программы, последняя же составляет содержание смысла жизни. Короче, счастье — в осуществлении смысла жизни.

Согласно имманентным теориям, смысл жизни заключен е замой жизни, т.е. в целях, которые ставит перед собой и себе сам человек. Эти

теории различаются между собою в зависимости от характера указанных

-2

целей2.

1

Коран (перевод И.Ю. Крачковского). Сура 19 // http://qoran.nm.ru/krachkovskiv/i.htm

2 См.: ХмыроваА.И., Пруель И. Б. О ценности жизни и старости //Философия старости: геронтософия: Сб. материалов конференции. Серия «Symposium», вып. 24. СПб., 2002.

Озеров А.А. Смысл жизни как духовная ценность. В статье ставится проблема смысла жизни в философском аспекте. При этом автор рассматривает смысл жизни в качестве духовной ценности человека. Данная проблема рассматривается на основании философских и религиозных взглядов отечественных и зарубежных мыслителей.

Ключевые слова: жизнь, смерть, смысл жизни, духовные ценности.

Ozerov A.A. The essence of life as spiritual value. Research paperis about essence of life in phylosophic aspect. At the same time the author examins the essence of life as spiritual value for a man. The problem is examingon the basis of the domestic and foreign thinkers.

Key words: life, death, essence of life, spiritual values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.