ИСТОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
А. Г. Заховаева
Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных наук
Ивановской государственной медицинской академии
E-mail: [email protected]
Anna G. Zakhovaeva
Dr. Sc. (Philosophy), Associate Professor, Professor of the Humanities Department, Ivanovo State Medical Academy, Russia
УДК 111.8; 7.036 Б01: 10.24412/2071-6427-2021-4-28-37
Смысл и бессмыслица экзистенциального сюрреализма Сальвадора Дали и Рене Магритта в понимании человека
Представленная статья посвящена исследованию проблемы человека в искусстве постмодерна (сюрреализма). Анализируется антропологический аспект творчества сюрреалистов Сальвадора Дали и Рене Магритта через призму экзистенциализма. Задачи исследования: 1) Показать экзистенциальную базу творчества С. Дали и Р. Магритта. 2) Обосновать связь сюрреализма с экзистенциализмом. 3) Выделить общее и особенное их творчества в изображении и понимании человека. 4) Осмыслить: Что есть человек в Мире сюрреализма?
Для решения поставленных задач используются следующие теоретические методы: семантический анализ, что позволяет анализировать эстетический и экзистенциальный смысл картин заявленных художников; диалектика, для рассмотрения творчества С. Дали и Р. Магритта всесторонне, в развитии; феноменологический метод, т.е. выявление проблем через системный, структурированный показ эстетических эмоций. Герменевтический анализ поможет дать ответ на вопрос о смысле и понимании человеческого бытия.
Отправная точка экзистенциализма — изолированный, одинокий человек, внимание которого обращено на самого себя, сосредоточено на индивидуальном существовании. Человек закрыт социуму. Именно это сближает философский экзистенциализм с сюрреализмом в творчестве С. Дали и Р. Магритта. Конфликт разума и чувств — та база, которая формирует экзистенциальный сюрреализм. Для экзистенциального сюрреализма
Как цитировать статью: Заховаева А. Г. Смысл и бессмыслица экзистенциального сюрреализма Сальвадора Дали и Рене Магритта в понимании человека (эссе) // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74). С. 28-37.
автор — это выразитель смыслов. Сознание автора есть «сознание сознания», т.е. соединение сознания героя, его мира и мира «трансарта» (мира вне искусства).
«Мир С. Дали» и «Мир Р. Магритта» — это мир «исчезающего» человека, мир движения мысли, игры ассоциаций, конфликта разума и чувств, спор смысла и абсурда. Понимание в картинах сюрреалистов — это недопонимание, смысловое поле интерпретаций смыслов.
Ключевые слова: искусство, сюрреализм, экзистенциализм, человек, смысл, Сальвадор Дали, Рене Магритт.
Невидимы крылья,
Ведь я в человечьей одежде.
Безвестный прохожий.
Уже незнакомец, и кто там
Упомнит, каким я был прежде?
...Кто я ответь?
И все же оттуда я родом.
Взгляните.
Альберти Р. [1]
Введение. Проблема человека с глубокой древности и до наших дней является актуальной. Однако в отечественной эстетике и искусствознании, к сожалению, нет ни одного научного исследования, где бы творчество гениев сюрреализма С. Дали И Р. Магритта анализировалось в сравнении, в антропологическом аспекте. В данной статье делается попытка ликвидировать этот пробел в науке, рассматривается интерпретация проблемы человека в творчестве сюрреалистов Сальвадора Дали и Рене Магритта через призму экзистенциализма. Философия экзистенциализма понимается как интеллектуально-чувственное существование Личности. Искусство С. Дали и Р. Магритта осмысливается как творчество на гране смысла и бессмыслицы, антиантропологии и поисков нового Человека, дегуманизма и гуманизма, понимания и недопонимания, бытия и небытия.
Задачи исследования: 1) Показать экзистенциальную базу творчества С. Дали и Р. Магритта. 2) Обосновать связь сюрреализма с экзистенциализмом. 3) Выделить общее и особенное в творчестве Дали и Магритта в изображении человека. 4) Осмыслить: что есть человек в мире сюрреализма?
Методология и методы исследования. Для решения поставлен-
ных задач применяются следующие теоретические методы: семантический анализ, что позволяет рассматривать эстетический и экзистенциальный смыслы картин заявленных художников; диалектика, что дает возможность рассматривать творчество С. Дали и Р. Магритта всесторонне, в развитии; феноменологический метод, т.е. выявление проблемы через системный, структурированный показ эстетических эмоций. Герменевтический анализ использован, чтобы получить ответ на вопрос о смысле и понимании человеческого бытия. Объектом герменевтического анализа, в данном контексте, является, прежде всего, язык искусства. Герменевтический анализ предполагает интерпретацию символов, их инвариативность. Задача герменевтического анализа создать условия для эмпатии — вчувствования в субъективность автора и его воспроизведения.
Результаты исследования
Смысл — это не есть абсолютная реальность миропонимания. Смысл — это «тайна тайн», смысл не дан, а задан как загадка, ребус. В сюрреализме найти смысл — это найти логику, даже там, где она скрыта или её нет. Смысл и бессмыслица (абсурд) диалектически взаимосвязаны. Как понять смысл, если не понимаешь, что есть отсутствие смысла.
Автор (художник) — это выразитель смыслов. Сознание автора есть «сознание сознания», т.е. соединение сознания героя, его мира и мира «трансарта» (мира вне искусства). В сюрреализме «акт творения приобретает иррациональный, мистический характер» [12]. Художник-сюрреалист — это невидимый путеводитель наших чувств в лабиринтах художественного мира, мира без правил, мира особого интеллектуального и одновременно иррационального искусства. Анри Бретон, один из основоположников сюрреализма, писал: «Сюрреализм представляет собой чистый психологический автоматизм, с помощью которого — словами, рисунком или любым другим способом делается попытка выразить действительное движение мысли. Эта запись мышления, которое совершается вне контроля со стороны разума и по ту сторону каких-либо эстетических или моральных соображений. Сюрреализм основан на вере в высшую реальность определенных, до этого игнорировавшихся форм ассоциаций, во всемогущество сна, в нецеленаправленную игру мышления» [13].
Современная эпоха — эпоха постмодерна. Для постмодерна характерен
союз рационального и иррационального. Здесь преобладает сверхличностное над социальным, а бытие индивида сверхэмоционально и сверхинтеллектуально одновременно, здесь бессознательное доминирует над сознанием, образуя экзистенцию. Экзистенция — есть существование личности на границе разума и чувств. «Экзистенциализм, это, по сути, попытка вглядывания человека в зеркало. Это возможность увидеть его таким, какой он есть, без достижений общества, науки и культуры. Главный вопрос для экзистенциалиста — это вопрос о смысле жизни. Человек заброшен в чужой для себя мир помимо своей воли» [4, с. 173].
Отправная точка экзистенциализма — изолированный, одинокий человек, внимание которого обращено на самого себя, сосредоточено на индивидуальном существовании, а личность или противостоит обществу, или игнорируется им. Именно это сближает философский экзистенциализм с сюрреализмом в творчестве С. Дали и Р. Магритта. Конфликт разума и чувств, та база, которая формирует экзистенциальный сюрреализм. «Ищу Человека!» — этот великий антропологический призыв Диогена Синопского приобретает здесь особую актуальность.
Всмотримся в лица... Начнём с ранних работ Сальвадора Доменека Фелипа Жасинт Дали: «Девушка, стоящая у окна» (1925 год), еще нет того, сюрреального Дали, картина написана в реалистической манере, сдержанная цветовая гамма (голубой, белый, серый, коричневый), но нет лица, лишь силуэт фигуры, а открытое окно передает нежное дуновение морского бриза. Работа 1928 года «Женщина, сидящая у окна», и опять тот же ракурс, но уже дыхание тёплого воздуха. Затем всё меняется, как и сам С. Дали, рождается сюрреализм. «Кровоточивые розы» (1930 год), женщина с идеальной фигурой, но не это главное у художника. Окровавленные розы, что прекрасно и ужасно одновременно, кажется, что две эстетические категории спорят друг с другом. Хотелось бы увидеть взгляд «этой богини», но Дали так разворачивает её голову, что мы можем только догадываться: боль это или наслаждение, покой или тревога. Этот же ракурс С. Дали использует в полотне 1944 года «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». А может это рождение «шестого чувства» на границе сознательного и бессознательного? Всмотримся в картину «Частичная галлюцинация: шесть явлений Ленина на фортепиано» (1931 год). Может быть, здесь, где господствует иллюзия, мы увидим лицо героя, но нет, это невозможно. Как и в «Портрете Пикассо» (1947 года), это не портрет — это ребус,
мистическая иллюзия, впрочем, как и всё, что создал С. Дали.
С. Дали скрывает лица, но только не своё и своей возлюбленной Галы (Елена Дьяконова). Гала смотрит на него в различным образах, то реальная, то в образе Леды, то снисходящая к людям святая на картине «Открытие Америки Христофором Колумбом» (1959 год) или Мадонна, или грешница у распятия. Её портреты — это четкие линии, выразительный взгляд. Дали и Гала встретятся взглядами на картине «Дали, рисующий Гала со спины, с шестью запечатленными добродетельными оболочками глаз, условно отраженными шестью настоящими зеркалами» (1972-1973 гг.), но не напрямую, в зеркале, в «зеркале жизни».
Еще одно лицо не может скрыть Дали — это Христос. «Тайная вечеря» Сальвадора Дали (1955) — это символ единения, который четко выражен через геометрический рационализм композиции, обретающий мистический смысл посредством магического кристалла. Лик Христа, его фигура ярко подсвечены и, кажется, что Он отчужден от апостолов, которые склонили голову (как образ «шести» на картине «Череп Сурбарана» 1956 года). «Что это? Стыд? Равнодушие? Сон? Муки совести? Они безучастны. Иисус невероятно выразителен, четкая жестикуляция, мимика, он хочет быть услышанным, Он ищет взглядом поддержку, но Он одинок среди людей. Что может быть ужаснее, этого «экзистенциального одиночества»? Но где тот, кто предаст его? В этом и кроется тайна Сальвадора Дали. Кажется, вот мы нашли Иуду на его полотне, но присмотрелись, нет — не он, это другой, не тот, вот он, нет. Где добро и где зло? К кому обращается Спаситель? Ко всем, ко всем нам, к человечеству» [6, с.254]. Хочется увидеть их лица, взгляды. Но нет, только Христос смотрит нам в глаза. Дали формируется «новое бытие» через особую конфигурацию символов и знаков. Символы у него многозначные и многоаспектные, «символ строится на семантической модели иносказания, отличается образной и эмоциональной насыщенностью» [8, с. 213].
Особый разговор — это исчезающие-проявляющиеся лица-фантомы Дали: «Явление лица и вазы для фруктов на пляже (1938 год), «Явление лица Афродиты Книдской в пейзаже (1981), «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера» (1940 год), «Треснувшая рафаэлевская голова, в которой взорвалась рафаэлевская голова» (1951 год) и многие другие. «Дали — искусный мастер метаморфоз. В его картинах живое превращается в мертвое, а мертвое оживает, человек и растение, человек и животное сливаются в одно, статуя на глазах обретает живую плоть,
а живая плоть каменеет» [2, с.402]. Дали показывает, что Мир, как написанный кем-то рисунок на морском песке, ускользает, человек зажат в пространственно-временном континууме, будущее-настоящее-прошлое — всё иллюзия. Но в этом магическом хаосе рождается Новый человек — «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека» (1943 год): из гигантского яйца-плаценты, подобие Земного шара, рождается человек, взрослый человек. Нам открыта лишь часть его мускулистой фигуры и рука, которой он с огромной силой пытается порвать свой прежний, замкнутый Мир. Каков этот Человек? Может быть, это сверхчеловек Ф. Ницше? Сверхчеловек, которому не свойственно «человеческое, слишком человеческое» [10], он сам рождается и сам себя творит. Или это появление «Homo humanus» [6], «человека человечного», вершины эволюции. Так С. Дали хочет изменить Человека, уничтожив прежнее искусство и породив новое. Он хочет «восхищать и волновать, ибо бежать впереди Истории гораздо интереснее, чем описывать её» [11, с. 211].
Рене Франсуа Гислен Магритт близок С. Дали. «Картины этого удивительного художника представляют собой квинтэссенцию названия полотна (артионима) и самого изображения, которое несет в себе скрытый философский смысл» [9, с. 452]. Эстетические фантазии Р. Магритта при этом более рациональны, а в абсурде он пытается найти разумный смысл. Его реальность стремится к диалогу со зрителем, превращая его (зрителя) в соавтора. Диалог автора и зрителя, система координат «личность — личность» (субъект — субъект) — это путь к пониманию, но при этом понимание не есть «полное» понимание, это недопонимание, возможность интерпретации, «переживание переживания», то, что «оставляет» автор для сотворчества, своего рода «чувственное поле для интерпретаций» [5, с. 80]. Так, понимание становится «умным недопониманием», протекающим в сфере смысла.
Автор стремится к сопереживанию, к со-мыслию, со-творчеству, и в конечном смысле всегда к диалогу со зрителем, но недосказанность, сложная экзистенциальность образов превращает диалог в монолог. Интеллект и чувство разрывают картины Магритта.
Я повторюсь: всмотримся в лица..., но опять неудача. Работа «Смысл ночи» (1927 года), лицо ускользает, глаза закрыты, фигура написана в двух ракурсах, образ со спины, кажется, заслоняет «реального» человека. Этот же приём (но лицо отсутствует) он применяет в полотне
«Репродуцирование запрещено» (1937 год): изображен мужчина, стоящий у зеркала, но его отражение в зеркале есть изображение со спины. Может быть, он хочет сделать идею зримой, а может быть, просто, чтобы зритель задумался? Задумался и у картины «Принцип удовольствия» (1937 года): человек реален, но его голова -это аура, яркий свет, который не позволяет ничего увидеть.
Мы ищем Человека, но в картине Магритта «Условия человеческого существования» (1935 год), человека нет вообще. Мир Человека без Человека?!
Картина «Влюбленные» (1928 года) — рушит все парадигмы понимания любви. Фигуры мужчины и женщины слились в страстном поцелуе, но, и еще раз «но», их головы плотно прикрыты белой тканью. Мы не видим их лиц, они не видят лиц друг друга, она поглощены страстью. Любовь слепа, возможно, утверждает Магритт. Или это любовные игры?
И, наконец, знаменитый шедевр Р. Магритта — «Сын человеческий» (1964), как выражение символа Человека в сюрреализме, который потерял своё лицо, свою индивидуальность. Художник изображает мужчину в пальто и шляпе-котелке на фоне пустынной набережной. Его лицо практически целиком закрыто зелёным яблоком. Кто он? Наш современник, человек постиндустриального общества? Или Библейский Адам, вкусивший плод познания? А, может быть, манекен или андроид далекого будущего? Но есть и его Ева, женский аналог «Сына человеческого». В картине «Великая война» (1964 год) Женщина с прекрасной фигурой, в изысканном белом платье, белая шляпа с большими полями эффектно украшена огромными перьями, но всё лицо неизвестной скрыто от нас букетом сирени.
У Рене Магритта множество картин, где человек изъят, удален, а только его силуэт говорит о его неком присутствии. Это картина «Счастливый даритель» (1966 года), где всё тот же «сын человеческий», но нет его, только силуэт; «Неожиданный ответ» (1933 года) — силуэт «незнакомки» вырезан из полотна плотно закрытой двери. Есть выход, но зачем?
Подобную манеру мы встречаем в работе С. Дали «Супружеская чета с головами, наполненными облаками» (1936 год), фигуры вырезаны из чёрного полотна картины, их нет, лишь пустота некоего сакрального мира.
Игра в виртуальные шахматы между Дали и Магриттом. Кто победитель? Где рождение нового Человека?
Вывод. Любое произведение искусства — всегда общение (среда для понимания), но это общение больше, чем просто общение. Брудный А. А. пишет: «Понимание всегда в чем-то сродни творчеству, оно индивидуально, плюрально, поливариантно» [3, с. 237]. Он указывает и на важный признак понимания: «понимание есть.. .непосредственно переживаемое» [3, с. 244].
Понимание в картинах сюрреалистов — это недопонимание, смысловое поле интерпретаций. Рене Магритт кодирует образы, предлагая каждому свой вариант выбора: абсурд или неразгаданная тайна. «Дали творил мир реальных иллюзий и иллюзорной реальности. Все творчество Дали — это анархический бунт против повседневности, «абсурдности» человеческого бытия» [7, с. 90].
Что объединяет этих гениев?
- Человек обезличен, одинок, лишён индивидуальности. Это база как экзистенциализма, так и сюрреализма.
- «Мир С. Дали» и «Мир Р. Магритта» — это Мир движения мысли, игры ассоциаций.
- И у Дали, и у Магритта человек исключен из Мира, «вынесен за скобки», словно это попытка произвести феноменологическую редукцию.
- Их творчество — это конфликт разума и чувств, что порождает спор смысла и абсурда.
- В произведениях Дали и Магритта постоянно присутствует образ автора, видимо и невидимо для нас.
Творчество С. Дали и Р. Магритта — это поиски смысла, смысла искусства и смысла человека, и, в конечном счете, выход к главной проблеме Человечества — поиска смысла жизни.
Литература
1. Альберти Р. Произведения. Безвестный ангел. [Электронный ресурс] URL: https://md-eksperiment.org/post/20191015-rafael-alberti-bezvestnyj-angel (дата обращения: 19.07.2021 г.)
2. Батракова С. Сальвадор Дали: игры всерьез «я буду гением» // Искусствознание. 2009. № 1-2. С. 387-426.
3. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт,1998. 336 с.
4. Дудин Д. В., Демидов Н. Н., Комар А. А. Экзистенциализм — философия существования // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 11-4. С. 172-174.
5. Заулина О. А., Обжогин А. А. Устойчивый символ и традиционный символ // Вопросы филологии и межкультурной коммуникации. 2017. С. 212-215.
6. Заховаева А. Г. Искусство и общество: виновато ли искусство в духовном кризисе общества? // Философия и общество. 2012. № 3 (67). С. 79-84.
7. Заховаева А. Г. Ценность и смысл понятия «духовность» на изломе нравственных парадигм // Ценности и смыслы. 2017. №№ 5 (51). С. 111-117.
8. Заховаева А. Г. Экзистенциальные зеркала Сальвадора Дали как отражение культуры постмодерна //Культурология. 2010. № 2 (53). С. 82-90.
9. Мухаметгареева Н. М., Юсупова З. А. Рене Магритт на французском и на русском: проблема артионима // Вестник Башкирского университета. 2020. Т. 25. № 2. С. 451-454.
10. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 830 с.
11. Рожин А. И. Сальвадор Дали: миф или реальность. М.: Издательство «Республика», 1992. 224 с.
12. Сакурин А. В. Сюрреализм как реакция на кризис культуры в начале XX века // Философская мысль. 2019. № 3. С. 64-70. [Электронный ресурс] URL: https://nb-publish.com/library_read_article.php?id=29044 (дата обращения: 22.07.2021 г.)
13. Breton A. Manifestes du surrealism. Paris, 1963. P. 37. Цитата по: Рожин А. И. Сальвадор Дали: миф или реальность. М.: Издательство «Республика», 1992. 224 с.
THE MEANING AND NONSENSE OF EXISTENTIAL SURREALISM OF SALVADOR DALI AND RENE MAGRIT IN THE UNDERSTANDING OF MAN
The paper is devoted to the study of the problem of personality in postmodern art (surrealism). The anthropological aspect of the work of the Surrealists S. Dali and R. Magritt is given through the prism of existentialism. Research objectives: 1) to show the existential basis of K. S. Dali and R. Magritt. 2) to substantiate the connection of surrealism with existentialism. 3) to generalize and specify creativity in the image and understanding of a person. 4) to comprehend what a person is in the World of surrealism. To solve these problems, the following theoretical methods are used: semantic analysis, which allows analyzing the aesthetic and existential meaning of artists ' paintings; dialectics, which allows considering the work of S. Dali and R. Magritt in a complex, in development; a phenomenological method that identifies problems through a systematic, structured manifestation of aesthetic emotions. Hermeneutical analysis helps answer the question about the meaning and understanding of human existence. The starting point of existentialism is an isolated, lonely person whose attention is drawn to himself, to individual existence. Society is against man. Philosophical existentialism exists in alliance with surrealism in the paintings of S. Dali and R. Magritt. The conflict of reason and feelings lies at the heart of existential surrealism. For existential surrealism, the author is a carrier of feelings. The author's consciousness is the "consciousness of consciousness", that is, the connection of the hero's consciousness, his world,
and the world of Transart (the world outside art)."The world of S. Dali" and "The World of R. Magritt" is the world of a" disappearing " person, the world of the movement of thought, the game of associations, the conflict of mind and feelings, the dispute of meaning and absurdity. Understanding in surrealist paintings is not an understanding, but a semantic field of interpretation of meanings.
Keywords: art, surrealism, existentialism, man, meaning, Salvador Dali, Rene Magritt.
References
• Al'berti R. Proizvedeniya. Bezvestnyj angel. [Elektronnyj resurs] URL: https://md-eksperiment.org/post/20191015-rafael-alberti-bezvestnyj-angel (data obrashcheniya: 19.07.2021 g.). [In Rus].
• Batrakova S. Sal'vador Dali: igry vser'ez «ya budu geniem» //Iskusstvoznanie. 2009. № 1-2. S. 387-426. [In Rus].
• Breton A. Manifestes du surrealism. Paris, 1963. P. 37
• Brudnyj A. A. Psihologicheskaya germenevtika. M.: Labirint,1998. 336 c. [In Rus].
• Dudin D. V., Demidov N. N., Komar A. A. Ekzistencializm — filosofiya sushchestvovani-ya // Novaya nauka: Ot idei k rezul'tatu. 2016. № 11-4. S. 172-174. [In Rus].
• Muhametgareeva N. M., Yusupova Z. A. Rene Magritt na francuzskom i na russkom: problema artionima // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2020. T. 25. № 2. S. 451-454.
• Nicshe F. Sochineniya v 2-h tomah. T.1. M.: Mysl', 1990. 830 s. [In Rus].
• Rozhin A. I. Sal'vador Dali: mif ili real'nost'.— M.: Izdatel'stvo «Respublika», 1992. 224 s. [In Rus].
• Sakurin A. V. Syurrealizm kak reakciya na krizis kul'tury v nachale XX veka // Filosofskaya mysl'. 2019. № 3. S. 64-70. [Elektronnyj resurs] URL: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=29044 (data obrashcheniya: 22.07.2021 g.) [In Rus].
• Zaulina O. A., Obzhogin A. A. Ustojchivy'j simvol i tradicionny'j simvol // Voprosy' filologii i mezhkul'turnoj kommunikacii. 2017. S. 212-215. [In Rus].
• Zahovaeva A. G. Kognitologiya kak poisk universal'nogo myslitel'nogo koda v polotnah Leonardo da Vinchi i Sal'vadora dali «Tajnaya vecherya» // Chelovek: obraz i sushchnost'. 2010. № 1 (21). S. 251-255. [In Rus].
• Zahovaeva A. G. Iskusstvo i obshchestvo: vinovato li iskusstvo v duhovnom krizise ob-shchestva? // Filosofiya i obshchestvo. 2012. № 3 (67). S. 79-84. [In Rus].
• Zahovaeva A. G. Ekzistencial'nye zerkala Sal'vadora Dali kak otrazhenie kul'tury postmoderna //Kul'turologiya. 2010. № 2 (53). S. 82-90. [In Rus].