Научная статья на тему 'Сюрреализм после первой мировой войны'

Сюрреализм после первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
630
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Сальвадор Дали / сюрреализм / искусство / параноидально критический метод / символизм / мистицизм. / Salvador Dali / surrealism / art / paranoid critical method / symbolism / mysticism.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Парфенова Екатерина Ивановна

Статья посвящена известному художнику сюрреалисту, который внес свой вклад во многих направлениях. Сальвадор Дали был известен не только в истории искусства как художник, но и как гениальная фигура, которая глубоко погрузи лась в психологию, философию, символизм, мистицизм и науку и, кроме того, предложила совершенно новую форму интерпретации и наблюдения за произведением искусства посредством параноидально критического метода, предложенного им самим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SURREALISM AFTER FIRST WORLD WAR

The article is dedicated to a famous surrealist artist who has contributed in many directions. Salvador Dali was known not only in the history of art as an artist, but also as a genius figure who was deeply immersed in psychology, philosophy, symbolism, mysticism and science and, moreover, proposed a completely new form of interpretation and observation of the work of art through the paranoid critical method he himself proposed.

Текст научной работы на тему «Сюрреализм после первой мировой войны»

STUD NET

СЮРРЕАЛИЗМ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

SURREALISM AFTER FIRST WORLD WAR

УДК 75

Парфенова Екатерина Ивановна, аспирант, Санкт-Петербургского Университета Промышленных Технологий и Дизайна. Россия, г. Санкт-Петербург

Parfenova Ekaterina Ivanovna, graduate student, Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design. Russsia, Saint Petersburg

Аннотация

Статья посвящена известному художнику-сюрреалисту, который внес свой вклад во многих направлениях. Сальвадор Дали был известен не только в истории искусства как художник, но и как гениальная фигура, которая глубоко погрузилась в психологию, философию, символизм, мистицизм и науку и, кроме того, предложила совершенно новую форму интерпретации и наблюдения за произведением искусства посредством параноидально-критического метода, предложенного им самим.

Annotation

The article is dedicated to a famous surrealist artist who has contributed in many directions. Salvador Dali was known not only in the history of art as an artist, but also as a genius figure who was deeply immersed in psychology, philosophy, symbolism, mysticism and science and, moreover, proposed a completely new form of interpretation and observation of the work of art through the paranoid-critical method he himself proposed.

Ключевые слова: Сальвадор Дали, сюрреализм, искусство, параноидально-критический метод, символизм, мистицизм.

Key words: Salvador Dali, surrealism, art, paranoid critical method, symbolism, mysticism.

Несмотря на то, что сюрреализм возник после Первой мировой войны, он продолжал развиваться и после нее, затрагивая не только изобразительное искусство, но и театральные сцены, театры и все формы концепции реальности. Вторая мировая война принесла дезориентацию и изменения не только в социально-культурном и политическом плане, но и в искусстве. Спустя несколько лет, примерно в 1950 году, мы можем видеть появление социалистического реализма, который был принят очень быстро и рассматривался как наиболее подходящий стиль для описания социальных

условий, а также был легче понятен массам, даже несмотря на то, что до сих пор очень сюрреалистические художники ввели много элементов, подчеркивающих, что как социалистический реализм и сюрреализм вставили много элементов в свои работы для выражения критики в современном обществе. Сюрреализм базировался на психическом автоматизме — понятии, в котором бессознательное художника диктовало создание образов без влияния сознания в сюрреалистических работах. Образы иррациональные, мечты и качества, которые обычно вовлекались без ведома наблюдателя за личной психикой художника, часто сбивали с толку интерпретацию, не говоря уже о социальной критике. [1] Если социальные сюрреалисты основывали свои работы на реальной жизни и влияли на физический мир, то сюрреалисты, в свою очередь, основывались скорее на символах и мечтах, а также на параноидальном процессе, написанном и примененном самим Сальвадором Дали. Социальные условия 1900 года говорили о хаотичном мире, который принес экономические трудности и духовную неразбериху массам в Европе и Америке, а также поставил художника практически в неудобное положение. Именно в этот период многие художники, такие как Марсель Дюшан, Рене Магритт в своих работах совершенно иначе, чем в произведениях искусства, обращались бы к своей эстетической, художественной и философской слежке за политикой также как к идеологической критике, в которой политика представляла собой нестабильность и визуальное разочарование, показывая таким образом хаотический, ментальный и духовный мир, в котором были не только художник, но и массы. [1]

Сюрреализм — это культурное движение, которое повлияло на визуальное искусство, литературу и интерпретацию произведений, оно коснулось сцен театра, кино, балета и других, кроме того, это культурное движение восходит примерно к 1920 году и стремится решить духовные противоречия человека, представленные во сне, а также разницу между сном и реальностью, социальными условиями и присутствием художника, искусства и социально-политического хаоса. Эти художники рисовали и трогали сцены, которые можно воспринимать не только с нелогичной точки зрения, но и изображали сверхъестественные существа, присутствие элементов и фигур за пределами реальности, ожидая такой интерпретации за пределами логики. Художники движения «DADA» после Первой мировой войны протестовали на встречах и спектаклях в искусстве, в произведениях и произведениях искусства, отвергая эстетические и художественные принципы, установленные к тому времени. Помимо теорий автоматического

письма Андре Бретона, таких художников, как Макс Эрнст, Ман Рэй, Пол Элуард, Андре Массон, Джорджо де Кирико, Жоан Миро, Ив Танги, Марсель Дюшан, Сальвадор Дали и т.д. связали свои работы с подсознательными мечтами, с методами развития свободы воображения, часто связывая его с состоянием безумия, и был бы именно Сальвадор Дали тот, кто преодолеет всю философию и отношение «DADA» и сюрреалистических художников. По мнению поэта Пьера Реверди, чем больше будет связи двух контрастных реальностей, тем сильнее будет образ, тем больше будет сила эмоций и поэтическая реальность. Сюрреалисты стремились революционизировать человеческий опыт в личностных культурных и политических терминах, они требовали освободить людей от реальности и ложных структур. Сюрреализм был прочной социальной революцией, которая в разное сюрреалистическое время была привержена коммунизму и анархии. Сюрреализм стремился выйти за рамки моральных правил и этического беспокойства, за пределы разума и самоконтроля. Хотя сюрреализм начал развиваться после Первой мировой войны, он продолжал оказывать влияние не только на изобразительное искусство, но и на театральные сцены, театры и все формы представления о реальности. Вторая мировая война принесла дезориентацию и изменения не только в социально-культурном и политическом плане, но в основном в искусстве.

К 1950-м годам Дали достиг статуса знаменитости, особенно в США, где его работы уже были показаны на нескольких крупных выставках и где он также сотрудничал по проектам с известными кинематографистами Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем. Хотя его известность как художника была изначально обусловлена его принадлежностью к сюрреалистическому движению, к этому времени Дали переместил свое внимание с психоаналитических теорий на атомную физику. Научные достижения в понимании молекул, атомов и суб-атомных частиц описывают для Дали новый тип реальности, в котором все, что существует, от обычного до экстраординарного, состоит из молекул, которые находятся в непрерывном состоянии потока, постоянно набирая и высвобождая энергию. В то время как сюрреалисты декларировали символическую силу объектов, наука доказала, что они обладают реальной силой, в том числе и в форме энергии.

Возможно, чтобы продемонстрировать разницу между сюрреалистическим объектом и атомным объектом, Дали выбрал композицию «Распад памяти» в качестве основы для своей картины «Сохранение памяти», написанной в 1931 году, которая, как и Дали,

приобрела статус культовой. В композиции «Распад памяти» сохранилась большая часть изображений картины с изображением четырех мягких часов, падающих на бесплодное дерево, и через навязчиво пустой пейзаж. Однако вместо меланхолического сюрреалистического видения первой картины Дали представляет здесь взгляд на мир, разделенный на более мелкие частицы, которые, как и атом, несут в себе огромную и потенциально апокалипсическую энергию.

Дали был переосмыслен в символическом и единичном аспекте, потому что сны, по Фрейду, сами по себе являются импульсами, которые приходят из повседневной жизни и приобретают такие формы и комбинации, которые сбивают с толку сон и его интерпретацию. Следовательно, Дали не переставала изображать эти внешние импульсы, преследующие человеческую психику и отражающие не только личность, но и обстоятельства и внешние социальные импульсы того времени (которые не могут быть исключены из человеческого бессознательного, они составляют форму нашего отношения). Для этого нельзя сказать, что Дали — художник, как Кандинский, который соединяет музыку с линиями и цветами в картине, или философский исполнитель, как это делал Рене Магритт. Дали вошел в мистику, философию, символику и единичность, но Дали также изобразил реальность, в которой жил в то время человек. Дали играл роль ученого и гениального творца, который отражает реальность своего времени и пытается что-то запечатлеть и принести преемникам, а не просто отразить эмоциональную ситуацию или реальность без художественного, символического и мистического истолкования.

Список литературы:

1. Демпси Эми. Сюрреализм. Основы искусства. / Эми Демпси. — Ад Маргинем, А+А, 2019. — 176 с.

2. Брэдбери К. Дали / К. Бэдбери. — Москва.: АСТ Астрель, 2011. - 207 с

3. Дали С. Дневник одного гения / С. Дали. — Мадрид.: 1942. - 115 с

4. Коренченко Р. А. Общая теория организации: Учебник для вузов / Р.А. Коренченко - М.: Юнити - ДАНА, 2003.

5. Мосин И. Сюрреализм. Большая иллюстрированная энциклопедия. / И. Мосин. — СЗКЭО, 2017. — 256 с.

Bibliography:

1. Dempsey Amy. Surrealism. The basics of art. Amy Dempsey. - Ad Margin, A + A, 2019 .-- 176 p.

2. Bradbury K. Dali / K. Badbury. - Moscow .: AST Astrel, 2011 .-- 207 s

3. Dali S. The diary of a genius / S. Dali. - Madrid .: 1942. - 115 s.

4. Korenchenko R. A. General theory of organization: Textbook for universities / R.A. Korenchenko - M.: Unity - DANA, 2003.

5. Mosin I. Surrealism. Great illustrated encyclopedia. / I. Mosin. - SZKEO, 2017 .-- 256 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.