STUD NET
СЮРРЕАЛИЗМ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
SURREALISM AFTER FIRST WORLD WAR
УДК 75
Парфенова Екатерина Ивановна, аспирант, Санкт-Петербургского Университета Промышленных Технологий и Дизайна. Россия, г. Санкт-Петербург
Parfenova Ekaterina Ivanovna, graduate student, Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design. Russsia, Saint Petersburg
Аннотация
Статья посвящена известному художнику-сюрреалисту, который внес свой вклад во многих направлениях. Сальвадор Дали был известен не только в истории искусства как художник, но и как гениальная фигура, которая глубоко погрузилась в психологию, философию, символизм, мистицизм и науку и, кроме того, предложила совершенно новую форму интерпретации и наблюдения за произведением искусства посредством параноидально-критического метода, предложенного им самим.
Annotation
The article is dedicated to a famous surrealist artist who has contributed in many directions. Salvador Dali was known not only in the history of art as an artist, but also as a genius figure who was deeply immersed in psychology, philosophy, symbolism, mysticism and science and, moreover, proposed a completely new form of interpretation and observation of the work of art through the paranoid-critical method he himself proposed.
Ключевые слова: Сальвадор Дали, сюрреализм, искусство, параноидально-критический метод, символизм, мистицизм.
Key words: Salvador Dali, surrealism, art, paranoid critical method, symbolism, mysticism.
Несмотря на то, что сюрреализм возник после Первой мировой войны, он продолжал развиваться и после нее, затрагивая не только изобразительное искусство, но и театральные сцены, театры и все формы концепции реальности. Вторая мировая война принесла дезориентацию и изменения не только в социально-культурном и политическом плане, но и в искусстве. Спустя несколько лет, примерно в 1950 году, мы можем видеть появление социалистического реализма, который был принят очень быстро и рассматривался как наиболее подходящий стиль для описания социальных
условий, а также был легче понятен массам, даже несмотря на то, что до сих пор очень сюрреалистические художники ввели много элементов, подчеркивающих, что как социалистический реализм и сюрреализм вставили много элементов в свои работы для выражения критики в современном обществе. Сюрреализм базировался на психическом автоматизме — понятии, в котором бессознательное художника диктовало создание образов без влияния сознания в сюрреалистических работах. Образы иррациональные, мечты и качества, которые обычно вовлекались без ведома наблюдателя за личной психикой художника, часто сбивали с толку интерпретацию, не говоря уже о социальной критике. [1] Если социальные сюрреалисты основывали свои работы на реальной жизни и влияли на физический мир, то сюрреалисты, в свою очередь, основывались скорее на символах и мечтах, а также на параноидальном процессе, написанном и примененном самим Сальвадором Дали. Социальные условия 1900 года говорили о хаотичном мире, который принес экономические трудности и духовную неразбериху массам в Европе и Америке, а также поставил художника практически в неудобное положение. Именно в этот период многие художники, такие как Марсель Дюшан, Рене Магритт в своих работах совершенно иначе, чем в произведениях искусства, обращались бы к своей эстетической, художественной и философской слежке за политикой также как к идеологической критике, в которой политика представляла собой нестабильность и визуальное разочарование, показывая таким образом хаотический, ментальный и духовный мир, в котором были не только художник, но и массы. [1]
Сюрреализм — это культурное движение, которое повлияло на визуальное искусство, литературу и интерпретацию произведений, оно коснулось сцен театра, кино, балета и других, кроме того, это культурное движение восходит примерно к 1920 году и стремится решить духовные противоречия человека, представленные во сне, а также разницу между сном и реальностью, социальными условиями и присутствием художника, искусства и социально-политического хаоса. Эти художники рисовали и трогали сцены, которые можно воспринимать не только с нелогичной точки зрения, но и изображали сверхъестественные существа, присутствие элементов и фигур за пределами реальности, ожидая такой интерпретации за пределами логики. Художники движения «DADA» после Первой мировой войны протестовали на встречах и спектаклях в искусстве, в произведениях и произведениях искусства, отвергая эстетические и художественные принципы, установленные к тому времени. Помимо теорий автоматического
письма Андре Бретона, таких художников, как Макс Эрнст, Ман Рэй, Пол Элуард, Андре Массон, Джорджо де Кирико, Жоан Миро, Ив Танги, Марсель Дюшан, Сальвадор Дали и т.д. связали свои работы с подсознательными мечтами, с методами развития свободы воображения, часто связывая его с состоянием безумия, и был бы именно Сальвадор Дали тот, кто преодолеет всю философию и отношение «DADA» и сюрреалистических художников. По мнению поэта Пьера Реверди, чем больше будет связи двух контрастных реальностей, тем сильнее будет образ, тем больше будет сила эмоций и поэтическая реальность. Сюрреалисты стремились революционизировать человеческий опыт в личностных культурных и политических терминах, они требовали освободить людей от реальности и ложных структур. Сюрреализм был прочной социальной революцией, которая в разное сюрреалистическое время была привержена коммунизму и анархии. Сюрреализм стремился выйти за рамки моральных правил и этического беспокойства, за пределы разума и самоконтроля. Хотя сюрреализм начал развиваться после Первой мировой войны, он продолжал оказывать влияние не только на изобразительное искусство, но и на театральные сцены, театры и все формы представления о реальности. Вторая мировая война принесла дезориентацию и изменения не только в социально-культурном и политическом плане, но в основном в искусстве.
К 1950-м годам Дали достиг статуса знаменитости, особенно в США, где его работы уже были показаны на нескольких крупных выставках и где он также сотрудничал по проектам с известными кинематографистами Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем. Хотя его известность как художника была изначально обусловлена его принадлежностью к сюрреалистическому движению, к этому времени Дали переместил свое внимание с психоаналитических теорий на атомную физику. Научные достижения в понимании молекул, атомов и суб-атомных частиц описывают для Дали новый тип реальности, в котором все, что существует, от обычного до экстраординарного, состоит из молекул, которые находятся в непрерывном состоянии потока, постоянно набирая и высвобождая энергию. В то время как сюрреалисты декларировали символическую силу объектов, наука доказала, что они обладают реальной силой, в том числе и в форме энергии.
Возможно, чтобы продемонстрировать разницу между сюрреалистическим объектом и атомным объектом, Дали выбрал композицию «Распад памяти» в качестве основы для своей картины «Сохранение памяти», написанной в 1931 году, которая, как и Дали,
приобрела статус культовой. В композиции «Распад памяти» сохранилась большая часть изображений картины с изображением четырех мягких часов, падающих на бесплодное дерево, и через навязчиво пустой пейзаж. Однако вместо меланхолического сюрреалистического видения первой картины Дали представляет здесь взгляд на мир, разделенный на более мелкие частицы, которые, как и атом, несут в себе огромную и потенциально апокалипсическую энергию.
Дали был переосмыслен в символическом и единичном аспекте, потому что сны, по Фрейду, сами по себе являются импульсами, которые приходят из повседневной жизни и приобретают такие формы и комбинации, которые сбивают с толку сон и его интерпретацию. Следовательно, Дали не переставала изображать эти внешние импульсы, преследующие человеческую психику и отражающие не только личность, но и обстоятельства и внешние социальные импульсы того времени (которые не могут быть исключены из человеческого бессознательного, они составляют форму нашего отношения). Для этого нельзя сказать, что Дали — художник, как Кандинский, который соединяет музыку с линиями и цветами в картине, или философский исполнитель, как это делал Рене Магритт. Дали вошел в мистику, философию, символику и единичность, но Дали также изобразил реальность, в которой жил в то время человек. Дали играл роль ученого и гениального творца, который отражает реальность своего времени и пытается что-то запечатлеть и принести преемникам, а не просто отразить эмоциональную ситуацию или реальность без художественного, символического и мистического истолкования.
Список литературы:
1. Демпси Эми. Сюрреализм. Основы искусства. / Эми Демпси. — Ад Маргинем, А+А, 2019. — 176 с.
2. Брэдбери К. Дали / К. Бэдбери. — Москва.: АСТ Астрель, 2011. - 207 с
3. Дали С. Дневник одного гения / С. Дали. — Мадрид.: 1942. - 115 с
4. Коренченко Р. А. Общая теория организации: Учебник для вузов / Р.А. Коренченко - М.: Юнити - ДАНА, 2003.
5. Мосин И. Сюрреализм. Большая иллюстрированная энциклопедия. / И. Мосин. — СЗКЭО, 2017. — 256 с.
Bibliography:
1. Dempsey Amy. Surrealism. The basics of art. Amy Dempsey. - Ad Margin, A + A, 2019 .-- 176 p.
2. Bradbury K. Dali / K. Badbury. - Moscow .: AST Astrel, 2011 .-- 207 s
3. Dali S. The diary of a genius / S. Dali. - Madrid .: 1942. - 115 s.
4. Korenchenko R. A. General theory of organization: Textbook for universities / R.A. Korenchenko - M.: Unity - DANA, 2003.
5. Mosin I. Surrealism. Great illustrated encyclopedia. / I. Mosin. - SZKEO, 2017 .-- 256 s.