Научная статья на тему 'SMS-сообщение как объект судебной автороведческой экспертизы'

SMS-сообщение как объект судебной автороведческой экспертизы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1171
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «SMS-сообщение как объект судебной автороведческой экспертизы»

Заключение

Использование специальных знаний в рамках избирательного процесса и при производстве по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях, возникающим в связи с проведением выборов, — новое и перспективное направление, которое находится пока в стадии разработки.

На данном этапе можно сделать следующие выводы. В связи с проведением выборов наиболее распространенными объектами экспертного исследования и, в частности, судебной экспертизы, являются материалы предвыборной агитации. Как правило, агитационные материалы исследуются в рамках лингвистической экспертизы с целью установления в них признаков экстремизма, клеветы, оскорбления, унижения чести, достоинства и деловой репутации граждан. Отсутствие закрытого законодательно установленного перечня форм проведения предвыборной агитации, постоянное развитие и совершенствование манипулятивных технологий ставят перед экспертами новую задачу: установление признаков предвыборной агитации в текстах, распространяемых накануне выборов. Стоит отметить, что избирательные комиссии, являющиеся первоочередным субъектом оценки материалов предвыборной агитации, как правило, самостоятельно решают вопросы об установлении агитационной цели. Однако привлечение профессиональных экспертов позволяет решить данный вопрос на основе специальных знаний, что имеет большое доказательственное значение в случае рассмотрения дела судом, как, например, при разрешении дел о клевете или оскорблении.

Несколько иначе обстоит ситуация с экстремистскими высказываниями, содержащимися в текстах агитационных материалов. Современное избирательное и отраслевое законодательство идет по пути ужесточения ответственности за пропаганду экстремизма в агитационных материалах, возлагает дополнительные полномочия по контролю и борьбе с этим явлением на избирательные комиссии и прокуратуру. Однако, как решение вопроса об ответственности за клевету или оскорбление, так и наказание за распространение материалов экстремистского толка выходят за пределы полномочий избирательных комиссий и находятся в компетенции суда, что в большинстве случаев обеспечивает привлечение экспертов к выявлению признаков речевого экстремизма.

Все чаще необходим комплексный подход к исследованию материалов предвыборной агитации. Анализ литературы по этому вопросу дает возможность выделить помимо лингвистического следующие виды исследования:

— в рамках класса речеведческих экспертиз — почерковедческое исследование печатных агитационных материалов и автороведческое исследование печатных и аудиовизуальных агитационных материалов;

— видеотехническое и фоноскопическое исследование аудиовизуальных агитационных материалов;

— судебно-техническое, компьютерно-техническое и фототехническое исследование печатных агитационных материалов;

— судебно-портретное исследование печатных и аудиовизуальных материалов предвыборной агитации.

С практической точки зрения изучение направленности, исходной ситуации и условий создания агитационных материалов дает возможность делать выводы о наиболее распространенных ошибках в их содержании, что зачастую является причиной спора.

Сергеева К. А. *

SMS-СООБЩЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ СУДЕБНОЙ АВТОРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В результате стремительного развития коммуникационных технологий и их применения в различных сферах нашей жизни человечество вошло в новую эру, когда общение посредством мобильного телефона стало неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности любого человека. Это новшество достаточно быстро вошло в обиход, и теперь трудно представить, что еще совсем недавно — на памяти одного поколения — люди могли обходиться без него. Удобство, простота в использовании и огромный радиус действия привлекают все больше людей, не исключая и тех, кто использует техническое средство для реализации своей преступной деятельности.

Следовательно, обычный мобильный телефон может содержать важную информацию, речевые произведения, которые могут использоваться как Corpus delicti, поскольку в них содержится прямой источник правовой оценки правонарушения, совершенного посредством речи

Дата /время /номер (с которого было прислано сообщение или принят вызов, /на который сообщение было отправлено или произведен вызов с данного телефонного аппарата) /текст сообщения, присланного на этот телефон или отправленного с него на какой-либо номер, — это минимальный объем информации, который можно получить из телефонного аппарата.

Самый простой и малозатратный способ общения посредством мобильного телефона — SMS-общение. Они уже стали неотъемлемой частью

* Студентка III курса Института судебных экспертиз Московской государственной юридической академии им. O.E. Кутафина.

1 Галяшина Е.И. Методологические основы судебного речеведения: Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003. С. 6.

нашей жизни, их популярность растет день ото дня, поэтому неудивительно, что они оказывают значительное влияние на взаимоотношения людей. Следовательно, не менее важная информация скрывается непосредственно в тексте сообщение, возможность исследования которого помогло бы сузить «зеленый коридор», предоставляемый преступникам неспособностью правоохранительных органов предупреждать противозаконные действия в сфере SMS-общения.

Вопрос установления авторства подобных текстов либо его отрицание может стать актуальным при рассмотрении любого уголовного дела.

К сожалению, в настоящее время SMS-общения не рассматриваются в качестве объекта данного вида судебной экспертизы из-за своего малого объема. Из-за малоизученности подобных феноменов мобильная связь посредством SMS-сообщений может рассматриваться не только как информационная, но и как криминогенная среда, с помощью которой осуществляются социальные контакты преступников. Отсюда вытекает необходимость исследования данной проблемы и рассмотрения возможности внесения SMS-сообщений в перечень объектов автороведческой экспертизы.

Автороведческие экспертизы проводятся в связи с рассмотрением гражданских исков о защите авторских и смежных прав, защите чести, достоинства граждан, деловой репутации граждан и юридических лиц, защите прав на товарный знак, доменное имя и др. Она относится к классу судебной речеведческой экспертизы в соответствии с классификацией, представленной Е.И. Галашиной в работе «Основы судебного речеведения»1.

Научную основу автороведческой экспертизы составляет система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, определяющих индивидуальность письменной речи, ее динамическую устойчивость и вариативность.

Предметом автороведческой экспертизы является установление фактических данных, подтверждающих или опровергающих соответствие характеристик исследуемых текстов индивидуальным письменно-речевым навыкам конкретного автора 2.

Термин «автороведение» в криминалистической науке появился в начале 70-х годов в работах известного криминалиста С.М. Вула. До этого времени работники правоохранительных органов и судьи отождествляли понятия «автор» и «исполнитель». Историю развития криминалистической автороведческой экспертизы можно условно разделить на два периода — филологический и криминалистический, а последний, в свою очередь, подраз-

1 Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения: монография / под ред. М.В. Горбаневс-кого. М.: СТЭНСИ, 2003.

2 Вул С.М. Предмет и объект судебно-автороведческой экспертизы // Криминалистика и судебная экспертиза. № 20. Киев, 1980.

деляется на доавтороведческий и автороведческий. В доа второвсдчсс кий период проводилось криминалистическое исследование всей совокупности письменно-речевых навыков автора и исполнителя, то есть в этот период еще не разделяли признаки письменной речи автора и исполнителя текста. Автороведческий период характеризуется направленностью на изучение письменной речи автора текста, не рассматривая письменную речь исполнителя до тех пор, пока отсутствуют доказательства факта составления (автор) и исполнения одного и того же текста одним и тем же лицом. Разделение понятий «автор» и «исполнитель» позволило разрешить имеющиеся до этого времени несоответствия в подходах к решению тождественных задач в криминалистике и филологии (например, установления автора текста художественного произведения в классической лингвистике, текстологии и идентификация автора текста в криминалистической экспертизе). В настоящее время для установления тождества автора текста необходимо за единицу измерения взять ряд составляющих, связанных с понятием «функциональный стиль» и провести общий анализ текста, а затем результат измерения сравнить с результатами, полученными при анализе текстов других авторов

Классификация признаков письменной речи, используемая в автороведческой экспертизе, состоит в их делении на общие и частные и предполагает учет следующих требований:

— общие признаки письменной речи выражают наиболее общие свойства, присущие всем текстам, вне зависимости от принадлежности к тем или иным функциональным стилям;

— эти признаки имеют групповое значение и могут служить основой для классификации объектов идентификации;

— частные признаки выражают более дробные, детальные свойства, в своей совокупности индивидуализирующие идентифицируемый объект.

Частный признак языкового навыка — это качественный показатель, отображающий особенности структуры навыка, которые проявляются в определенных нарушениях речи, использовании определенных языковых средств. А.Ю. Комиссаров в работе «Криминалистическое исследование письменной речи» выделяет следующие частные признаки в соответствии с нарушениями навыков речи:

1) частные признаки синтаксических навыков (нарушение норм синтаксиса). К ним относятся: устойчивое неправильное построение определенного предложения, своеобразное использование определенных синтаксических конструкций, определенные нарушения норм синтаксиса, богатство синтаксической структуры изложения;

1 Теория и практика судебной экспертизы в гражданском и арбитражном процессе / под ред. Е.Р. Российской. 2006. С. 119.

2) частные признаки лексико-фразеологических навыков: к ним относятся употребление слов или фраз в не свойственном для них значении, использование диалектизмов, вульгаризмов, элементов просторечия, архаизмов, неологизмов, определенных словосочетаний и другие;

3) частные признаки стилистических навыков, под которыми понимаются устойчивые нарушения определенных норм лексической стилистики, стилистики частей речи и синтаксиса;

4) частные признаки формально-логических навыков письменной речи. К ним относятся: устойчивая логическая ошибка в рассуждении, нарушение законов логики, устойчивое или преимущественное использование определенных логических структур и т.д;

5) частные признаки интеллектуальных навыков письменной речи, под которыми понимаются характер восприятия действительности, характер аргументации, наличие и характер оценки описываемых событий.

По мнению С.М. Вула, «частные признаки языкового навыка отражают различные свойства, особенности его структуры, которые выражаются в использовании определенных языковых средств и в устойчивых соотношениях языковых средств, используемых индивидом в типичных ситуациях письменного общения, в определенных языковых нарушениях речи»1. Он выделяет следующие разновидности признаков:

— частные признаки пунктуационных навыков;

— частные признаки орфографических навыков;

— частные признаки лексико-фразеологических навыков;

— частные признаки грамматических навыков;

— частные признаки стилистических навыков.

В отличие от других родов судебной экспертизы, данный опирается на исследование содержательной стороны текста. Для достоверной атрибуции текста конкретного автора минимально допустимый объем текста 150—200 слов, но он может варьироваться в некоторых пределах, в зависимости от принадлежности к конкретному функциональному стилю (научный, публицистический, официально-документальный, производственно-технический, художественный, эпистолярный). Стиль письма можно определить как совокупность приемов использования лексических, фразеологических, изобразительных средств языка, позволяющий охарактеризовать личность пишущего, выявить индивидуальные языковые навыки. Специфика каждого стиля

1 Вул С.М. Судебно-автороведческая идентификационная экспертиза. Методические основы // Министерство юстиции Украины. Харьковский НИИСЭ им. засл. проф. Н.С. Бокари-уса. Харьков, 2007. С. 9—13.

обуславливается целевой установкой документа Основные теоретические положения, лежащие в основе современной методологии судебно-экспертного исследования письменной речи, состоят в следующем:

— составление и исполнение текстов формирует у автора и исполнителя текста письменно-речевые навыки, способствует образованию специального интеллектуального функционально-динамического комплекса (стереотипа) в механизме реализации этих навыков;

— речь является репрезентативным носителем свойств, существенных для решения задач судебной экспертизы, а именно: индивидуальности, динамической устойчивости, вариационности и избирательной изменчивости, отражающихся в идентификационных, классификационных и диагностических признаках.

Сущность судебной автороведческой экспертизы состоит в том, чтобы с помощью специальных знаний исследовать продукты речевой деятельности, тексты с целью определения их фактического авторства.

При производстве экспертизы по конкретным делам основная задача автороведческого исследования уточняется в зависимости от цели проводимого исследования и обстоятельств дела (например, когда есть основания считать, что автор текста намеренно исказил признаки навыков своей письменной речи).

К задачам автороведческой экспертизы по различным категориям гражданских дел относятся идентификационные и диагностические задачи, решение которых и составляет содержание судебной автороведческой экспертизы. Их круг определяется в рамках этой экспертизы.

При решении идентификационных задач по установлению автора текста, декларируемое авторство которого оспаривается, эксперт отвечает на вопросы:

— является ли гр-н Н. автором письменного (машинописного, рукописного, электронного) или устного текста (на фонограмме), содержащегося на представленном носителе?

— является ли гр-н Н. автором нескольких текстов, соответственно содержащихся на представленных носителях?

При решении диагностических задач по установлению социально-психологического портрета автора текста, особенности автора как языковой личности, специфики его речевого поведения в дискурсе и т.д. эксперт отвечает на вопросы:

— каковы пол, возраст, образование, родной язык, профессия, род занятий, уровень речевой культуры и языковой компетентности автора текста?

1 (от лат. айпЪийо — приписывание), установление авторов анонимных и псевдонимных научных и художественных произведений или же времени и места их создания (художественные школы, страны и т.п.).

— в каком состоянии находился автор исследуемого текста во время его составления: в обычном или необычном психофизиологическом состоянии (измененном состоянии сознания вследствие алкогольного или наркотического опьянения, стресса, физической усталости, болезненном состоянии и т.п.)?

— имеются ли в тексте признаки составления письменного текста в необычных условиях, признаки маскировки, намеренного искажения речевых навыков, выполнения текста под диктовку, признаки имитации чужого авторского стиля?

— имеются ли текстовые совпадения в сравниваемых текстах автора А. и автора Б.?

— каков объем текстуальных совпадений в сравниваемых текстах автора А. и автора Б.?

— является ли произведение оригинальным, самостоятельным или имеют место редактирование или иная переработка текста, заимствованного из иных литературных источников?

— имеются ли в тексте автора А. фрагменты, которые являются пересказом, рефератом или иной переработкой текста автора Б.?

— являются ли выражение, фраза, название произведения, часть произведения или произведение в целом оригинальными, самобытными, ин-дивидуально-авторскими или общеупотребительными?

Как видно, вопросы, которые могут быть разрешены с помощью судебной автороведческой экспертизы, охватывают широкий круг обстоятельств: характеристику письменно-речевых навыков автора; функционально-сти-листическую, формальную и содержательную стороны исследуемого текста; факторы, влияющие на намеренное и ненамеренное искажение пись-менно-речевых навыков автора; текстуальное сходство произведений как продуктов речевой деятельности и т.д.1.

Кроме того, в автороведении существует еще ряд задач:

1) нерешенной является задача определения формального порога отождествимости исходного текста и переработанного, в том числе и путем пересказа или переизложения с использованием стандартных синонимических преобразований;

2) выявление индивидуальной совокупности письменно-речевых навыков каждого автора в случае публикации текста в соавторстве, а также при корректировании или редактировании текста;

3) выделение творческого вклада каждого из авторов при неразделенном соавторстве;

1 Теория и практика судебной экспертизы в гражданском и арбитражном процессе / под ред. Е.Р. Российской. С. 116—117.

4) выявление плагиата в случае, когда один из соавторов публикует материал за своей одной фамилией, используя дословно фрагменты статей, ранее опубликованных в соавторстве, но не оформляет их как цитаты и не ссылается на предыдущие публикации.

В любом случае, критериями, позволяющими выявить действительного автора текста, являются самостоятельное участие и творческий характер труда при создании произведения.

Объектом судебно-автороведческой экспертизы, выделяющим ее в особый род, является письменная речь автора текста.

В настоящее время в целях дальнейшего развития автороведческой экспертизы представляется необходимым решить целый ряд вопросов, появление которых было обусловлено изменением правоприменительной практики (проведения целого ряда судебных реформ, принятия нового процессуального законодательства, в том числе Федерального закона «О государственной судеб-но-экспертной деятельности в Российской Федерации», позволили разрешить некоторые спорные вопросы, связанные с назначением и проведением судебной экспертизы ') и как следствие этого — необходимостью исследования новых, нетрадиционных для автороведения объектов.

Большую часть объектов, представленных на автороведческую экспертизу, составляют рукописные и машинописные тексты, а также документы, выполненные полиграфическим способом. Новая правоприменительная практика вызвала потребность в исследовании ранее неизвестных для судебного автороведения объектов, расширении числа и вариативности текстов, направляемых на автороведческую экспертизу (тексты решений судов, протоколы судебных заседаний, словари и диссертации, плакаты и постеры, реклама и твердые копии электронных документов, размещенных на сайте в Интернете, тексты на любом носителе в электронном виде, фонограммы и видеозаписи звучащей речи (интервью, аудио- и видеосюжеты) и т.д.2.

Интеграция информационных технологий в жизнедеятельность привела к определенным изменениям языка, обслуживающего эту сферу. Причем эти языковые изменения столь масштабны и глобальны, что некоторые

1 Российская Е.Р. Развитие института судебной экспертизы в современных условиях. Актуальные проблемы теории и практики судебной экспертизы // Доклады и сообщения на международной конференции «Восток — Запад: партнерство в судебной экспертизе». Н.Новгород, 10 сентября 2004. М., Н.Новгород, 2004; Она же. Комментарий к Федеральному закону «О государственной су-дебно-экспершой деятельности в Российской Федерации». М.: Право и закон; Юрайт-Издат, 2002; Н.Новгород, 2004; Она же. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судеб-но-экспершой деятельности в Российской Федерации». М.: Право и закон; Юрайт-Издат, 2002.

2 Галяшина Е.И., Галяишн К.Ю. Возможности судебно-речеведческих экспертиз в борьбе с преступностью в Интернете. Раскрытие и расследование преступлений, сопряженных с использованием средств вычислительной техники. Проблемы, тенденции, перспективы. М.: Пресс, 2005. С. 89-93.

лингвисты уже говорят о возникновении сетевого или же электронного языка, в особенности по отношению к англоязычному языковому сообществу (см. появление терминов: e-language, e-talk, wired-style, geekspeak, nets-peak, Internet language и прочее (Crystal 2001, Thurlow, 2001))1. Отличительной особенностью выявления личности преступника по его речевым характеристикам в SMS-коммуникации является специфика речевого общения посредством мобильной связи.

В чем же специфика данной языковой формы? На первый взгляд русский язык существует при SMS-общении только в письменной форме. В сетевых версиях книг, газет, журналов и других документальных источниках, к которым любой желающий имеет свободный доступ через свой мобильный телефон, тексты максимально приближены к обычным письменным текстам по уровню подготовленности и соответствуют признакам письменного вида речи. Однако совершенно по-другому дело обстоит с текстами при обычном обмене SMS-сообщениями. В отличие от неподготовленных, спонтанных, неотредактированных письменных высказываний в SMS-ча-тах, которые приближены по своей структуре к лексико-грамматическим средствам устной речи, тексты при обычном обмене SMS-сообщениями не являются спонтанными. У адресата есть достаточно времени на обдумывание: какую информацию он хочет передать в данный момент и как ее нужно преподать.

Таким образом, можно сказать о том, что в SMS-общении существует новая форма языкового взаимодействия, формально являющаяся письменной, но, по сути, это обычная устная речь, только с довольно большими паузами. Темп речи текстов подобной коммуникации приближен к устной разновидности речи. Для выражения интонации активно используются различные невербальные символы, знаки (смайлики), аббревиатуры и различные сокращения, которые помогают коммуниканту выразить экспрессивно-эмо-циональную окраску. Кроме того, создание текстов SMS-коммуникации с помощью клавиатуры и написание обычного письменного текста — это совершено разные психологические и физиологические процессы. Например, у SMS-коммуниканта нарушаются автоматизированные навыки восприятия правильного образа слова, так как при наборе текста каждое слово распадается на буквы, а при написании слово воспринимается целиком.

Также специфику речевой деятельности при SMS-общении обуславливает ситуация, при которой письменный текст воспринимается сначала

1 Горошко Е.И. Электронная коммуникация (гендерный анализ). Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация. М.: Институт языкознания. 2005. С. 17.

зрительно на экране монитора компьютера, потом формально и только после этого — на уровне проникновения в замысел автора.

Итак, 8М8-общение происходит только посредством письменных текстов, где печатная форма текста является результатом перехода устной речи к письменной, поэтому в подобных текстах будут проявляться речевые индивидуальные особенности 8М8-личности. Установление речевых особенностей дает возможность идентификации личности Б М Б - ко м му н и ка нта по текстам его речевой коммуникации, являющихся средством совершения преступления .

Таким образом, тексты, созданные в результате Б М Б - ко м му н и ка ц и и, вовлекаются в сферу судопроизводства и становятся возможным объектом суд ебно-автороведческой экспертизы.

В мировой практике мобильная связь посредством 8М8-сообщений уже рассматривается не только как информационная, но и как криминогенная среда, а 8М8-сообщения являются объектами автороведческой экспертизы, появление которых требует пересмотра сложившихся ранее взглядов на автороведческую экспертизу.

Важно отметить, что при исследовании 8М8-сообщений в настоящее время применяются уже устоявшиеся в автороведении методики, а не методические материалы, имеющие ориентацию на специфику именно этого объекта. В связи с этим остается актуальной проблема формирования определенных ограничений ранее разработанных методик, условий их использования, а также их применение для исследования новых нетрадиционных объектов автороведческой экспертизы.

Это позволит еще более приблизиться к реализации главной задачи любого экспертного исследования — сообщения наиболее главной, полноценной, всесторонней и достоверной информации о событиях в оперативном режиме. В то же время выработка правил по назначению подобных экспертиз предоставит юристам дополнительные рычаги правового регулирования информации, пресекая и карая за совершение преступлений не только в реальной действительности, но и в виртуальной среде.

1 Галяшша Е.И., Галяишн К.Ю. К проблеме юридической и лингвистической безопасности Интернет-изданий //Журналист. № 1. 2005. С. 84—86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.