Научная статья на тему 'Предвыборные агитационные материалы как объект экспертного исследования'

Предвыборные агитационные материалы как объект экспертного исследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1355
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предвыборные агитационные материалы как объект экспертного исследования»

«мертвых душ» в реестре). С другой стороны, при сосредоточении в руках одного акционера крупного пакета акций, ликвидность таких акций резко снижается, и миноритариям практически невозможно реализовать свои акции по выгодной цене на публичном рынке.

Вопрос проблемы миноритарного акционера существует во всем мире, но только в нашей стране она приобрела такой глобальный характер. До настоящего времени и государственная политика, и судебная практика полностью были сосредоточены на защите прав миноритарного акционера, которые зачастую оказывались защищены значительно лучше прав мажоритарного акционера.

Жесткий контроль за процедурой принудительного выкупа и за ценообразованием по сделке позволяет максимально учесть интересы обеих сторон. Однако в настоящее время правовое регулирование и жесткий контроль не в состоянии обеспечить реализацию прав и законных интересов ни одной из противостоящих друг другу сторон: ни миноритариев, ни мажоритариев. Кроме того, абсолютно идентичного внимания должна заслуживать процедура, зеркальная процедуре принудительного выкупа (сквиз-аут) — селл-аут — право миноритарных акционеров требовать обязательного для крупного акционера выкупа акций миноритарных акционеров при наличии желания последних, которое предоставляется миноритарным акционерам практически на тех же основаниях, на которых предоставляется право на сквиз-аут акционерам- мажоритариям. В настоящее же время защитить свои интересы при процедуре принудительного выкупа акций представляется возможным только с помощью профессиональных юристов-цивилистов.

Прохорова Ю.А.*

ПРЕДВЫБОРНЫЕ АГИТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК ОБЪЕКТ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Введение

Использование специальных знаний в связи с выборами не является чем-то традиционным — сам институт российских демократических выборов молод и меняется от кампании к кампании. Участие специалиста в избирательном процессе наиболее наглядно представлено на стадии проверки подписных листов кандидатов.

Параллельно с общепризнанными стандартами избирательного права и механизмами их реализации развиваются и «черные технологии», которые

* Студентка IV курса Института судебных экспертиз Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

в конечном итоге преследуют единственную цель — бесконтрольный доступ к власти. Использование манипулятивных приемов возможно практически на всех стадиях избирательного процесса, но чаще всего они встречаются при проведении предвыборной агитации. Пресечение незаконного порядка формирования государственных органов, обеспечение реального волеизъявления граждан в ходе голосования — одна из наиболее важных задач, которая стоит как перед законодателем и правоохранительными органами, так и перед избирательными комиссиями и кандидатами — субъектами избирательного процесса. Не менее значимой является попытка решения этой задачи с применением специальных знаний, что подчеркивает актуальность заявленной темы.

Новизна данной работы — в самом сочетании объекта исследования и контекста его изучения, так как использование специальных знаний в отношении материалов предвыборной агитации, как в рамках, так и вне рамок процессуальной формы, изучено пока недостаточно. Развитие традиционных криминалистических экспертиз, становление и развитие новых видов экспертного исследования, наконец, оформление теории судебной экспертизы как самостоятельной науки дают возможность по-новому подходить к решению уже давно имеющихся проблем, связанных с обеспечением законности при проведении выборов, и в частности предвыборной агитации.

Целью данной работы является изучение возможностей экспертного исследования материалов предвыборной агитации. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

— определить такие понятия, как «агитационные материалы», «предвыборные агитационные материалы», «специальные знания», «экспертное исследование», «объект экспертного исследования» и другие;

— выявить ситуации, в которых оценку агитационным материалам могут давать избирательные комиссии различных уровней;

— рассмотреть уголовные и административные составы, наступление ответственности по которым сопряжено с проведением предвыборной агитации;

— изучить возможности использования специальных знаний при проведении выборов;

— проанализировать особенности экспертного исследования материалов предвыборной агитации на примере лингвистических экспертиз.

Для решения поставленных задач было изучено законодательство Российской Федерации в области избирательного права и избирательного процесса, судебной экспертизы, отраслевое законодательство. Теоретической основой работы являются труды С.Д. Баранова, С.В. Большакова, А.Г. Головина, М.В. Гришиной в области избирательного права и избирательного

процесса, а также учебники и методические пособия Центризбиркома Российской Федерации. В области судебной экспертизы основополагающими являются работы Е.И. Галяшиной, А.М. Зинина и Н.П. Майлис, Е.Р. Российской, А.И. Семикаленовой. В основе ряда представленных ниже выводов лежат научные положения, разработанные в диссертационном исследовании О.Ю. Антонова.

1. Понятие предвыборных агитационных материалов, особенности их создания и распространения

Выделяют два вида производимой и распространяемой в период выборов информации: в рамках информирования избирателей и в рамках предвыборной агитации. В самом общем виде под информированием избирателей понимается систематическое представление объективной информации о выборах с целью сообщить избирателю о фактах.

Легальное определение предвыборной агитации содержится в подпункте 4 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ 1 (далее — Федеральный закон об основных гарантиях). Она понимается законодателем как деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В учебной литературе выделяются следующие основные признаки предвыборной агитации2:

— предвыборная агитация существует как юридический феномен только в период избирательной кампании;

— агитационная деятельность носит информационный характер;

— информацию агитационного характера отличает побуждение к голосованию за конкретного кандидата (кандидатов, списки) или против них.

Понимание того, что является предвыборной агитацией, крайне важно для определения того, что является ее материалами. Обратимся к Федеральному закону об основных гарантиях: подпункт 1 ст. 2 устанавливает, что агитационные материалы — это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.

Законодательство не содержит четкого перечисления материалов предвыборной агитации, но устанавливает определенные критерии. Чтобы

1 Российская газета. № 106 от 15 июня 2002.

2 См.: Головин А.Г. Избирательное право России. М., 2007 // Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / отв. ред. канд. юрид. наук А. А. Вешняков. М., 2003.

выделить агитационные материалы, встречающиеся наиболее часто, обратимся к таким понятиям, как«формы» и «методы»1 ведения предвыборной агитации. Законодательно установлено, что граждане и общественные объединения в период избирательной кампании вправе осуществлять предвыборную агитацию в допустимых законом формах и методах. При этом кандидаты, избирательные объединения самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей предвыборной агитации. Пункт 3 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях содержит перечень методов проведения предвыборной агитации.

Формы предвыборной агитационной деятельности многообразны. Некоторые из них закреплены в нормативных актах, например: п. 4 ст. 51 Федерального закона об основных гарантиях, ч. 4 ст. 55 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ2, формы, предусмотренные Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ 3.

Ни один из приведенных выше перечней не является закрытым, а это явное свидетельство того, что средств воздействия на избирателя в период проведения выборов великое множество. Причины, как уже было сказано выше, кроются в постоянном развитии информационных технологий и средств коммуникации, это связано также с развитием избирательных технологий, с общими, не всегда явно ассоциирующимися с выборами изменениями, происходящими в нашей жизни изо дня в день. С одной стороны, кандидаты и партии имеют возможность выбирать ту форму агитации из уже имеющихся, которая наиболее удачно вписывается в их предвыборную стратегию, создавать что-то свое, но не выходящее за рамки, установленные законом. С другой стороны, подобный подход законодателя создает ряд проблем: мы не можем четко сказать, указана ли такая форма представления агитационного материала в законе или нет, а должны проверять его соответствие установленным требованиям. Зачастую сам вопрос выявления отнесенности предвыборных материалов к агитационным является достаточно проблемным: необходимо знание не только права, но и иных наук. Поэтому чувствуется все возрастающее значение использования специальных знаний при проведении предвыборной агитации.

2. Современные возможности использования специальных знаний при проведении предвыборной агитации

1 Форма — способ существования содержания, метод — способ действовать, поступать каким-нибудь образом. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. С. 855, 353.

2 Российская газета. № 108 от 24 мая 2005.

3 Российская газета. № 131 от 23 июня 2004.

Понятие «специальные знания» законодательно не установлено. Теорией и практикой выработано следующее определение этого термина: «Система теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки либо техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем специальной подготовки или профессионального опыта и необходимых для решения вопросов, возникающих в процессе гражданского или уголовного судопроизводства»1.

Экспертное исследование агитационных материалов может быть как в рамках, так и вне рамок процессуальной формы. Например, при проверке до возбуждения дела могут проводиться так называемые предварительные исследования. Из п. 12 ст. 77 Федерального закона об основных гарантиях следует, что в случае несоблюдения кандидатом, избирательным объединением ограничений при проведении предвыборной агитации, связанных с нарушением Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 2 (далее — Федеральный закон о противодействии экстремизму), а также в случае ряда иных нарушений избирательного законодательства регистрация кандидата (списков кандидатов) может быть отменена судом по заявлению прокурора. В отношении экстремистских высказываний и призывов помимо конституционно-пра-вовой ответственности должен решаться вопрос об уголовной ответственности участников агитации. В такой ситуации прокурор может в рамках предварительной проверки привлечь специалиста, мнение которого в дальнейшем должно подтверждаться полноценным заключением эксперта.

В качестве непроцессуальной формы экспертного исследования можно рассматривать и деятельность избиркомов, связанную с проверкой печатных и аудиовизуальных агитационных материалов. Члены избирательной комиссии исследуют содержание представленных материалов на соответствие их положению п. 1 ст. 56 Закона об основных гарантиях, где устанавливается запрет на содержание в предвыборных агитационных материалах кандидатов избирательных объединений призывов к совершению деяний, определяемых в ст. 1 Федерального закона о противодействии экстремизму как экстремистская деятельность. Фактически перед избирательными комиссиями стоят типичные экспертные вопросы: имеются ли в сюжетах, высказываниях, словах и выражениях, употребляемых в представленных материалах, негативная оценка или выражение явной неприязни к какой-либо социальной группе, расе или национальности, призывы к осуществлению враждебных действий по отношению к представителям вышеперечисленных групп и т.д. Такое исследование не име-

ет доказательственного значения.

1 Российская Е.Р. Судебная экспертиза в грааданском, арбитражном, административном процессе. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 7.

2 Российская газета. № 138—139 от 30 июля 2002.

В науке основным видом использования специальных знаний считается судебная экспертиза, которая проводится после возбуждения уголовного дела, дела об административном правонарушении, вынесения судом определения о принятии иска к рассмотрению (ст. 79 ГПК и ст. 26.4 КоАП). В уголовном процессе экспертиза может быть назначена следователем в стадии предварительного расследования (ст. 195 УПК), в гражданском процессе — при подготовке дела к слушанию (ст. 150 ГПК). Это напрямую касается материалов предвыборной агитации, например, по делам об экстремизме (ст. 280, 282 УК РФ). Если же следователь не выносил соответствующего постановления (например, в связи с отсутствием необходимости на данном этапе), экспертиза проводится во время судебного следствия по решению суда. В делах частного обвинения (в нашем случае — это ст. 129, и ст. 130 УК РФ) предварительного расследования, в связи с небольшой общественной опасностью противоправных деяний, не бывает, поэтому экспертиза может быть инициирована только судом.

Традиционно выделяют два вида экспертных задач: идентификационные и диагностические. Например, в агитационной листовке напечатана фотография клеветнической записки, якобы выполненной кандидатом от руки. Судом может быть назначена почерковедческая экспертиза, цель которой — установить, выполнена ли записка кандидатом или иным лицом (идентификация). Или при расследовании клеветы в отношении кандидатов, опубликованной в газетах-«двойниках», агитационных листовках или иных печатных агитационных материалах, возникает вопрос о месте их изготовления. Ответ на этот вопрос может быть получен в результате проведения судебно-технической экспертизы документов, которая наряду с идентификацией решает такую важную диагностическую задачу, как установление способа изготовления печатных материалов

Из норм процессуального законодательства (ст. 79 ГПК, ст. 57 УПК, ст. 25.9 КоАП) следует, что экспертом может быть любое лицо, обладающее специальными знаниями, необходимыми для дачи заключения. На практике это означает, что в качестве экспертов могут привлекаться люди, имеющие познания в той или иной области науки и техники, но не всегда владеющие методиками производства судебной экспертизы, базовыми юридическими знаниями.

Привлечение к экспертизе материалов предвыборной агитации лиц, не владеющих в достаточной степени необходимыми знаниями и методами исследования, может привести к случаю, проиллюстрированному в «Новой

1 См. подробнее: Антонов О.Ю. Теория и практика выявления и расследования электоральных преступлений: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 300—326.

газете» от 23 октября 2008 г., где даны цитаты из экспертного заключения, не выдерживающего никакой критики: «Университетская комиссия в составе трех докторов и одного кандидата наук филологического и исторического факультетов выдала историко-культурное заключение. По мнению экспертов, “при невнимательном и мельком брошенном взгляде данный фотоколлаж является оскорблением первого лица государства, его чести и достоинства"»1. Уже само употребление слова «оскорбление» в выводе экспертов делает заключение недопустимым, так как это, по сути, правовая квалификация деяния, что эксперт делать не вправе.

Материалы предвыборной агитации могут быть объектом как комплексного экспертного исследования, так и комплекса экспертиз. Например, исследуется видеоролик, где выступление кандидата фактически представляет собой деятельность, запрещенную «экстремистскими» статьями УК РФ — содержит призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ). Наряду с лингвистическим исследованием, в рамках которого будет решаться вопрос об эмоциональной составляющей высказывания, его направленности и пр., в данном случае может быть назначена судебная портретная экспертиза для идентификации изображенного лица (комплекс экспертиз). В случае возникновения вопроса, действительно ли лицо, снятое в агитационном ролике, является кандидатом X., должно быть проведено совместное исследование специалиста в области портретной идентификации и специалиста, обладающего познаниями в области видео-технической экспертизы. Если речь идет о печатных агитационных материалах, также необходимо знание технологии их изготовления, чтобы учесть все особенности подготовки и печати изображений.

Результатом проведения судебной экспертизы является заключение эксперта, которое представляет собой подробное описание исследования и мотивированные выводы эксперта по поставленным вопросам. С процессуальной точки зрения, заключение эксперта — это одно из доказательств по делу, которое, как и любое другое доказательство, должно соответствовать требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, существующим в процессуальном праве.

Другой процессуальный способ использования специальных знаний, предусмотренный отраслевым законодательством, — это привлечение специалиста к производству следственных и судебных действий (ст. 188 ГПК, ст. 58, 168 УПК, ст. 25.8 КоАП). По ряду экспертиз привлечение специалистов к участию в формулировании вопросов, ставящихся на экспертное исследование, на сегодняшний день является необходимой реальностью. Наи-

1 Саратов. Штирлиц не оскорблял Путина // http://www.novayagazeta.ra/news/177342. Ыш1

более наглядно это представлено при производстве судебной компьютернотехнической экспертизы, что, по мнению А.И. Семикаленовой, объясняется быстрым развитием области информационных технологий и отсутствием четких представлений о возможностях экспертиз данного вида В случае распространения предвыборных агитационных материалов, создатель которых неизвестен и которые не соответствуют требованиям, установленным ст. 54 Федерального закона об основных гарантиях, возможно назначение информационно-компьютерной экспертизы в целях поиска, обнаружения, анализа и оценки информации, подготовленной пользователем или порожденной (созданной) программами для организации информационных процессов в компьютерной системе. Специалист в приведенном выше примере может быть привлечен также для изъятия технических средств, могущих выступать в качестве доказательств.

Возможны также варианты использования специальных знаний непосредственно следователями, дознавателями, судами, лицами, рассматривающими дело об административном правонарушении2. Некоторые исследователи называют это третьей формой процессуального использования специальных знаний3. В литературе, изученной в процессе написания данной работы, примеров подобного использования специальных знаний применительно к исследованию материалов предвыборной агитации, к сожалению, не найдено.

3. Лингвистическое исследование материалов предвыборной агитации

Большинство материалов предвыборной агитации имеют в своей основе текст, письменный или звучащий. И именно данный текст — содержание агитационного материала — зачастую является причиной спора, а следовательно, объектом речеведческого исследования в рамках судебной экспертизы. Термин «судебное речеведение» включает в себя комплекс научных дисциплин, которые объединены общим объектом изучения — речь, речевая деятельность, речевое поведение личности. В центре внимания речеве-дения — речевой акт, но не обособленный, а в контексте его языковых, прагматических, психологических и социальных параметров4. Е.Р. Россин-

1 См.: Семикаленова А.И. Судебная компьютерно-техническая экспертиза в гражданском и арбитражном процессе // Теория и практика судебной экспертизы в гражданском и арбитражном процессе / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Е.Р. Российской. М., 2006. С. 259—276; О компьютерно-технической экспертизе см. также: Российская Е.Р., Усов А.И. Судебная компьютерно-техническая экспертиза. М., 2001.

2 См.: Российская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном процессе. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

3 Антонов О.Ю. Теория и практика выявления и расследования электоральных преступлений. Дис... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 240; со ссылкой на: Ломакина Е.В. Актуальные вопросы использования специальных знаний в российском уголовном судопроизводстве. Дис. ... канд. юрид. наук. Оренбург, 2006. С. 52.

4 См.: Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения. М., 2003.

ская выделяет следующие виды судебной речеведческой экспертизы: почерковедческая и автороведческая экспертизы, а также лингвистическая экспертиза \ которая чаще других имеет объектом исследования материалы предвыборной агитации.

Опираясь на общие определения данного вида экспертизы и ее предмета, сформулированные Е.И. Галяшиной2, попробуем дать свои определения применительно к исследованию материалов предвыборной агитации. Под лингвистической экспертизой материалов предвыборной агитации можно понимать процессуально регламентированное лингвистическое исследование материалов предвыборной агитации, содержащих устный и/или письменный текст, завершающееся дачей заключения по вопросам, разрешение которых требует применения специальных познаний в языкознании и судебном речеведении.

Результатом судебной лингвистической экспертизы материалов предвыборной агитации будет установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, сопряженному с созданием и/или распространением предвыборных агитационных материалов, посредством разрешения вопросов, требующих познания в области лингвистики.

В зависимости от того, обстоятельства по какому делу устанавливаются при экспертном исследовании, лингвистические экспертизы материалов предвыборной агитации можно разделить на несколько видов:

— по уголовным делам о клевете (ст. 129 УК РФ). С лингвистической точки зрения исследуются следующие критерии3: представление информации в форме утверждения о факте. Наличие такой языковой формы — это ведущий лингвистический признак клеветы. Следующий признак — относимость информации, представленной в форме утверждения о факте, к конкретному кандидату. Таковой не будет являться информация, хотя и обладающая указанным признаком, но относящаяся к партии, которую кандидат представляет, действиям или событиям с его участием;

— по уголовным делам об оскорблении (ст. 130 УК РФ). С лингвистической точки зрения под оскорблением понимается неприличная форма выражения отрицательной оценки личности 4. То есть, для того чтобы понять, является ли то или иное речевое произведение оскорбительным, необходи-

1 См.: Российская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном процессе.

2 Галяшина Е.И. Судебные речеведческие экспертизы в гражданском и арбитражном процессе. // Теория и практика судебной экспертизы в гражданском и арбитражном процессе. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Е.Р. Российской. М., 2006. С. 136—162.

J См.: Галяшина Е.И, Горбаневский М.В., Стерши И.А. Лингвистические признаки диффамации в теории и практике судебных лингвистических экспертиз // Взгляд. № 1(6). 2005. С. 24—39; Кара-Мурза Е. В помощь редакторам: эксперты-лингвисты о предвыборной информации и агитации // http://www.nisexpert.ni/magazine/027.htm

4 См.: Там же; Галяшина Е.И. Судебные речеведческие экспертизы в гражданском и арбитражном процессе // Теория и практика судебной экспертизы в гражданском и арбитражном процессе. С. 136—162.

мо установить следующие лингвистические признаки оскорбления: оценочные высказывания в адрес кандидата, в этих высказываниях содержится негативная оценка личности кандидата, негативная оценка личности кандидата выражена в неприличной форме;

— по уголовным делам об экстремизме (ст. 280 и 282 УК РФ). Основная задача лингвистического исследования материалов предвыборной агитации в целях установления признаков экстремизма состоит в выявлении высказываний в агитационных текстах, в которых упоминается экстремизм; выделении высказываний, в которых дается положительная оценка этому явлению; интерпретации семантики высказывания. Для решения этих задач проводится лексико-семантический, семантико-стилистический и лингвостилистический анализВ рамках лексико-семантического анализа устанавливаются значения слов и словосочетаний, которые могут быть использованы для обозначения явлений экстремизма, его разновидностей. Семантико-стилистический и лингвостилистический анализы проводятся с целью выявления оценочных конструкций, определения их направленности или модальности — положительное или отрицательное отношение к экстремизму;

— по административным правонарушениям:

— установление признаков предвыборной агитации. Задачей лингвистического исследования предвыборных материалов в целях выявления признаков агитации является установление предвыборной тематики текста, содержания в нем побудительных (призывы голосовать) и оценочных конструкций по отношению к конкретному кандидату2;

— ст. 20.3 КоАП РФ: содержание пропаганды или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. Экстремистская направленность материалов может быть обусловлена не только содержанием текста, но и иными факторами. Статья 20.3 КоАП предусматривает административную ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Специфика заявленной темы требует, чтобы подобные изображения были в листовках, газетах, на плакатах, иных агитационных материалах. В том случае, если рисунок не сопровождается текстовой информацией, к экспертизе должны привлекаться специалисты в сфере социальной психологии, в области живописи или графики. Комплексный характер экспертизы материалов предвыборной агитации — объективная реальность современных исследований.

1 Галяшина Е.И. Судебные речеведческие экспертизы в гражданском и арбитражном процессе. // Теория и практика судебной экспертизы в гражданском и арбитражном процессе. С. 136-162.

2 См.: Кара-Мурза Е. В помощь редакторам: эксперты-лингвисты о предвыборной информации и агитации // http://www.nisexpert.ni/magazine/027.htm.

Заключение

Использование специальных знаний в рамках избирательного процесса и при производстве по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях, возникающим в связи с проведением выборов, — новое и перспективное направление, которое находится пока в стадии разработки.

На данном этапе можно сделать следующие выводы. В связи с проведением выборов наиболее распространенными объектами экспертного исследования и, в частности, судебной экспертизы, являются материалы предвыборной агитации. Как правило, агитационные материалы исследуются в рамках лингвистической экспертизы с целью установления в них признаков экстремизма, клеветы, оскорбления, унижения чести, достоинства и деловой репутации граждан. Отсутствие закрытого законодательно установленного перечня форм проведения предвыборной агитации, постоянное развитие и совершенствование манипулятивных технологий ставят перед экспертами новую задачу: установление признаков предвыборной агитации в текстах, распространяемых накануне выборов. Стоит отметить, что избирательные комиссии, являющиеся первоочередным субъектом оценки материалов предвыборной агитации, как правило, самостоятельно решают вопросы об установлении агитационной цели. Однако привлечение профессиональных экспертов позволяет решить данный вопрос на основе специальных знаний, что имеет большое доказательственное значение в случае рассмотрения дела судом, как, например, при разрешении дел о клевете или оскорблении.

Несколько иначе обстоит ситуация с экстремистскими высказываниями, содержащимися в текстах агитационных материалов. Современное избирательное и отраслевое законодательство идет по пути ужесточения ответственности за пропаганду экстремизма в агитационных материалах, возлагает дополнительные полномочия по контролю и борьбе с этим явлением на избирательные комиссии и прокуратуру. Однако, как решение вопроса об ответственности за клевету или оскорбление, так и наказание за распространение материалов экстремистского толка выходят за пределы полномочий избирательных комиссий и находятся в компетенции суда, что в большинстве случаев обеспечивает привлечение экспертов к выявлению признаков речевого экстремизма.

Все чаще необходим комплексный подход к исследованию материалов предвыборной агитации. Анализ литературы по этому вопросу дает возможность выделить помимо лингвистического следующие виды исследования:

— в рамках класса речеведческих экспертиз — почерковедческое исследование печатных агитационных материалов и автороведческое исследование печатных и аудиовизуальных агитационных материалов;

— видеотехническое и фоноскопическое исследование аудиовизуальных агитационных материалов;

— судебно-техническое, компьютерно-техническое и фототехническое исследование печатных агитационных материалов;

— судебно-портретное исследование печатных и аудиовизуальных материалов предвыборной агитации.

С практической точки зрения изучение направленности, исходной ситуации и условий создания агитационных материалов дает возможность делать выводы о наиболее распространенных ошибках в их содержании, что зачастую является причиной спора.

Сергеева К. А. *

SMS-СООБЩЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ СУДЕБНОЙ АВТОРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В результате стремительного развития коммуникационных технологий и их применения в различных сферах нашей жизни человечество вошло в новую эру, когда общение посредством мобильного телефона стало неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности любого человека. Это новшество достаточно быстро вошло в обиход, и теперь трудно представить, что еще совсем недавно — на памяти одного поколения — люди могли обходиться без него. Удобство, простота в использовании и огромный радиус действия привлекают все больше людей, не исключая и тех, кто использует техническое средство для реализации своей преступной деятельности.

Следовательно, обычный мобильный телефон может содержать важную информацию, речевые произведения, которые могут использоваться как Corpus delicti, поскольку в них содержится прямой источник правовой оценки правонарушения, совершенного посредством речи

Дата /время /номер (с которого было прислано сообщение или принят вызов, /на который сообщение было отправлено или произведен вызов с данного телефонного аппарата) /текст сообщения, присланного на этот телефон или отправленного с него на какой-либо номер, — это минимальный объем информации, который можно получить из телефонного аппарата.

Самый простой и малозатратный способ общения посредством мобильного телефона — SMS-общение. Они уже стали неотъемлемой частью

* Студентка III курса Института судебных экспертиз Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

1 Галяшина Е.И. Методологические основы судебного речеведения: Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.