Научная статья на тему 'Smm-менеджеры - новый этап развития маркетинга'

Smm-менеджеры - новый этап развития маркетинга Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
481
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMM / SMM-MANAGEMENT / ONLINE MARKETING / PR / SOCIAL MEDIA MARKETING / BLOGGING / COPYWRITING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кожевников Кирилл Викторович, Кельбах Екатерина Иосифовна

В статье рассмотрен новый вид ведения маркетинга SMM-менеджмент, обозначена роль этого вида услуг и его характеристики. Представлена схема профессиональных качеств менеджеров данной профессии, их умения и навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Smm-менеджеры - новый этап развития маркетинга»

УДК 339.138

Кожевников Кирилл Викторович, студент экономического факультета ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

Кельбах Екатерина Иосифовна, ассистент кафедры маркетинга ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

SMM-МЕНЕДЖЕРЫ - НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА

Аннотация В статье рассмотрен новый вид ведения маркетинга -SMM-менеджмент, обозначена роль этого вида услуг и его характеристики. Представлена схема профессиональных качеств менеджеров данной профессии, их умения и навыки.

Ключевые слова: SMM, SMM-менеджмент, интернет маркетинг, PR, маркетинг в социальных сетях, блогерство, копирайтинг.

Abstract The article describes a new kind of conducting marketing - SMM-management, defines the role of this service and its characteristics. A scheme managers competencies of the profession, their skills.

Keywords: SMM, SMM-management, online marketing, PR, social media marketing, blogging, copywriting.

Благоприятное информационное поле вокруг социальных сетей и убедительные цифры роста их популярности привели к развитию создания корпоративных профилей в социальных сетях и проведения там различного рода активностей. Как следствие образовалась новая категория агентств, предлагающих свои услуги. Продвижение в социальных сетях достиг высокого уровня, причем довольно быстро войдя в нашу жизнь, ведь буквально недавно началось развитие SMM-менеджмента. Почему это произошло?

В связи со стремительным ростом на рынке перед потребителем открываются безграничные возможности при выборе и покупке товаров и услуг. Как показывает практика, выбор потребителя будет основываться на рекомендациях и отзывах знакомых и незнакомых людей. [3] Это и формирует новые методы ведения маркетинга.

Social media marketing (SMM) — процесс привлечения трафика или внимания к бренду или продукту через социальные платформы. Иначе говоря, это комплекс мероприятий по использованию социальных медиа хостингов в качестве каналов для продвижения компаний и решения других различных задач маркетингового характера. [6]

В последние несколько лет профессия SMM менеджер превратилась в одну из самых востребованных профессий на рынке Digital (место встречи глобально мыслящих профессионалов технологического сообщества). В эту специальность приходят блоггеры, журналисты, рекламисты, копирайтеры, сео-оптимизаторы и те, кто просматривает список вакансий. Однако, нужно понимать, что относительно новая профессия требует специального обучения и наличия важных профессиональных качеств.[2]

Основной упор в SMM делается на создании контента, который люди будут распространять через социальные сети самостоятельно, уже без участия организатора. Считается, что сообщения, передаваемые по социальным сетям, вызывают больше доверия у потенциальных потребителей. Это связывается с рекомендательной схемой распространения в социальных медиа хостингах за счёт социальных связей, лежащих в основе взаимодействия. [5]

Более точечное воздействие на целевую аудиторию позволяет добиться SMM-менеджеру продвижение в социальных сетях, при выборе площадки, где эта аудитория в большей степени представлена, и наиболее подходящие способы коммуникации с ней, учитывая наименьшую степень затрагивания незаинтересованных в этой рекламе людей. [1]

Маркетинг в социальных сетях охватывает множество методов работы. Самые популярные из них — это построение сообществ бренда (создание

представительств компании в социальных медиа хостингах), работа с блогосферой, репутационный менеджмент, персональный брендинг и нестандартное SMM-продвижение.[4]

Проранжируем основные профессиональные качества SMM-менеджеров (рис. 1):

1) Умение общаться с аудиторией.

Социальные сети базируются на коммуникации пользователей, и если SMM менеджер умеет общаться и поддерживать связь с людьми, это будет способствовать расширению социальной базы аудитории платформ, а также формированию устойчивых коммуникативных связей внутри сообщества.

2) Способность работать 24/7.

Большинство крупных клиентов делает большой упор на модерацию и обратную связь с потребителями. Традиционная схема работы с 10 до 18 неприемлема. SMM менеджер должен максимальное количество времени находиться онлайн.

3) Понимание и разделение интересов аудитории.

SMM менеджер должен отражать интересы, как бренда, так и аудитории бренда. Идеальный вариант, когда поклонники сообщества принимают администратора за «своего».

4) Умение транслировать эмоции и «зеркалить» эмоции аудитории сообщества.

SMM-менеджер должен уметь понимать настроения аудитории, работать с негативными отзывами, поддерживать и развивать позитивные настроения в сообществе.

5) Умение получать актуальную информацию и перерабатывать её.

SMM менеджеру необходимо быть в курсе основных событий. Там, где

возможно, он должен следовать трендам, подключаться к новостной волне, чтобы в нужный момент использовать актуальность информации в целях продвижения сообщества

6) Умение находчиво поднять аудитории настроение.

Никто не любит сухие сообщения, времена пресс-релизов и пост-релизов безвозвратно ушли. Конечно, никто не говорит, что вы должны иметь 15-летний стаж игры в КВН, но всё же.... Контент может содержать глубокие мысли, но в то же время, должен быть эмоционально ярко окрашен. Контент должен быть таким, чтобы участники сообщества захотели им поделиться со своими друзьями. Это будет способствовать значительному расширению аудитории.

7) Умение говорить на языке аудитории.

Социальные сети содержат много текстовой информации, и правильный выбор формы и содержания сообщения может выделить публикацию сообщества в новостной ленте.

Умение общаться с аудиторией

Способность работать 24/7

Профессиональные качества

V

Умение говорить на языке аудитории

Умение находчиво поднять аудитории настроение

Понимание и разделение интересов аудитории

Умение транслировать эмоции и «зеркалить» эмоции аудитории сообщества

Умение получать актуальную информацию и перерабатывать её

Рис. 1. Основные профессиональные качества SMM-менеджеров

Если речь идет о солидном агентстве, то SMM менеджер здесь играет роль эксперта, который выполняет руководящие функции и управляет более узкими специалистами, работающими над конкретным проектом: копирайтером, дизайнером, аналитиком, стратегом и другими. Однако если говорить о той же профессии применительно к фрилансеру или к специалисту по маркетингу, работающим на одну конкретную компанию, то во многих случаях предполагается, что SMM менеджер должен в одиночку работать за

всю команду перечисленных выше специалистов. Впрочем, при ведении 1-2 сравнительно некрупных проектов такой подход может быть оправдан -конечно, в том случае, если все компетенции SMM менеджера развиты в достаточной степени. [7]

Независимо от того, как именно реализована работа SMM менеджера, он должен обладать рядом умений и навыков, которые позволят ему успешно запускать и вести проекты. Среди них можно отметить следующие:

• Умение выявлять потребности компании и анализировать возможность их достижения с помощью социальных медиа в рамках выделенного бюджета

• Умение подбирать наиболее целевые площадки для сообществ бренда, а также создавать общую стратегию присутствия бренда в социальных сетях

• Навык написания и корректировки текстового контента, который необходимо будет размещать в продвигаемых сообществах

• Знание как минимум основ верстки веб-страниц и юзабилити для оптимизации сайта клиента под социальные сети

• Компетенции PR-специалиста, которые позволят SMM менеджеру эффективно коммуницировать с аудиторией, обрабатывать обратную связь, управлять чужим мнением.

• Умение контролировать процесс продвижения, навык сбора и анализа данных.

Ошибкой неопытных руководителей в работе с SMM-проектом является поручение наименее занятому менеджеру компании, который имеет аккаунт в социальных сетях и владеет русским языком, управление и ведение самого проекта. Такая работа требует немало времени и внимания, иногда нескольких, а порой и группы менеджеров.

Исключения бывают: как правило, это проекты, в которых принимают участие социально активные люди, живущие своим делом. Писать от себя и свободно общаться с аудиторией им легко и просто. В остальных случаях стоит

обратиться к специалисту, имеющему опыт реализации проектов с нуля «под ключ».

Однако следует знать, что команда подрядчиков - ключ к успешному ведению проекта любого менеджера. К примеру, если проект реализуется в агентстве, его должны вести минимум четыре специалиста: руководитель, комьюнити-менеджер, райтер (желательно блогер или журналист) и дизайнер.

Таким образом, существующая на сегодняшний день новая в своем роде профессия дает новый толчок в развитии и продвижения маркетинговых и PR проектов. А вакансии SMM-менеджеров, которыми сейчас заполнен рынок труда всемирной паутины, дают возможность заработка для людей с различными физическими и социальными возможностями.

Список литературы

1. Кельбах Е. А. Рудницкая П. С. Уракова Я. Е. Факторы потребительского поведения в розничной торговле на примере марки шоколада "Kinder" Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. № 78. 2013. С. 19-22.

2. Михайлова Е.А. Проблемы и перспективы взаиморазвития Интернета и международного маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 6.

3. Новикова К.В. Андрианов А.В. Лояльность потребителей как один из ключевых факторов конкурентной борьбы банков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. № 5-6. 2013. С. 30-32.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг в компьютерных сетях// Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 4.

5. Парамонова Т., Комаров В. Методический подход к оптимизации выбора наиболее эффективного средства Интернет-рекламы // Практический маркетинг. 2001. № 9.

6. Пименов Ю.С. Использование Интернет в системе маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1.

7. Черенков А.А. Интернет и маркетинговые исследования // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.