Научная статья на тему 'Смирнов М. Ю. Социология религии: словарь'

Смирнов М. Ю. Социология религии: словарь Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
171
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смирнов М. Ю. Социология религии: словарь»

Во второй главе «Категория «священное» в философии и теологии» автор останавливается на анализе русской философской традиции, в том числе в лице В. Соловьева, С. Трубецкого, В. Розанова, П. Флоренского, С. Франка, А. Лосева1, а также западной теологии (П. Тиллих) и философии религии (К. Хеммерле). В конце главы помещен параграф «Категория «священное» в современной западной философии религии», представляющий собой краткий обзор современных (главным образом немецких) работ по философии религии, включающих анализ категории «священное».

Данная монография безусловно заслуживает самого пристального внимания специалистов. Автор опирается на анализ ряда до сих пор не переведенных на русский язык работ по феноменологии религии, теологии и философии. Книга не исчерпывается обзором основных подходов к толкованию категории «священное», но включает критический анализ этих подходов.

Работа с этой книгой предполагает у читателя предварительное знакомство с основными идейными течениями в философии, религиоведении и теологии в XX в. Изложение ряда подходов к толкованию «священного» является крайне конспективным, что, впрочем, вполне объясняется установкой автора на выявление ключевых тенденций в толковании «священного». Наибольшей эвристической ценностью, на наш взгляд, обладает первая часть монографии, содержащая не только сухую теорию, но и практические попытки применения феноменологической методологии в религиоведческом исследовании.

Книга будет полезна как религиоведам, так историкам философии, богословам. Может быть рекомендована в качестве дополнительного учебного пособия по курсу феноменологии религии, истории философии и истории теологии XX в.

Е.В. Воронцова

Рецензия на: Смирнов М. Ю. Социология религии: Словарь. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. 412 с.

Вышедший в 2011 году словарь «Социология религии» является плодом многолетней работы петербуржского религиоведа, социолога религии Михаила Юрьевича Cмирнова, по составлению первого полноценного справочника по, пожалуй, одной из наиболее важных религиоведческих дисциплин. Так сложилось, что учебники по социологии религии в нашей стране или переиздаются в малоизмененном виде уже много лет, или не переиздаются вовсе2.

1 Подраздел по русской философии написан совместно с зав. каф. ФРиРАК ПСТГУ К.М. Антоновым.

2 Лучшим примером первой тенденции является учебник «Социология религии» В.И. Га-раджи (М.: Инфра-М, 2010 и др.). Второе справедливо прежде всего для труда «Социология религии» И.Н. Яблокова (1979), который не переиздавался, и отсутствует, например, в фондах РГБ (во всяком случае, в электронном каталоге библиотеки). Другие издания вышли небольшими тиражами и широкого распространения не получили: например, Сидорова Л.А. Социология религии. Особенности развития института религии. Якутск,

Помимо порядка трехсот словарных статей, в словарь включены обширная библиография, как отечественной, так и западной, в первую очередь, англоязычной, литературы по социологии религии, а также обзор истории этой религиоведческой дисциплины (статьи «Предыстория и начало социологии религии», «Зарубежная социология религии в XX — начале XXI в.», «Социология религии в России», «Общее состояние и перспектива социологии религии»). Содержание исторического раздела во многом перекликается с другими публикациями М.Ю. Смирнова1.

С моей точки зрения, поставленную автором цель — «познакомить с деятельностью авторитетных ученых и с их наиболее заметными трудами, с возникавшими проблемами и поиском направлений развития социологии религии» (с. 4) — можно считать достигнутой. Настолько, насколько к ней можно приблизиться в рамках индивидуального труда. Автор неоднократно подчеркивает сложность подобного предприятия и не претендует на полноту предложенного материала. Такая скромность и в формулировке цели, и в оценке собственных заслуг вызывает симпатию читателей. Но вместе с тем некоторые черты словаря, чаще всего отвечающие негласным стандартам писания справочной литературы в России, вызывают сожаление. Несмотря на внушительный список литературы по социологии религии, завершающий книгу, значение словаря для библиографии этой дисциплины не столь велико. Отсутствие списка литературы — как перво-, так и второисточников — в словарных статьях, а также алфавитное построение конечного перечня литературы делает дальнейшее изучение затронутых в словаре вопросов крайне затруднительным. Работа с огромным неразбитым на тематические разделы списком литературы возможна только при определенной подготовке и практически невыполнима для студентов, которые, безусловно, могли бы использовать словарь в изучении многочисленных религиоведческих тем.

Безусловно, можно и нужно высказывать замечания к словнику — не только с точки зрения его расширения, что само по себе процесс бесконечный, но и с точки зрения более корректного отражения иностранных имен. Кроме того, часто не хватает внутренних ссылок между статьями по персоналиям и теориям или понятиям: статьи «Трёльч, Эрнст» (с. 273275) и «Мистика» (с. 169-170) не связаны перекрестными ссылками, хотя значение мистицизма и мистических течений для типологии религиозных

2005; Майкова Э.Ю. Социология религия. Тверь, 2004; Веремчук В.И. Социология религии : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020300 «Социология», 350100 «Социал. антропология». М., 2004; Филатова О.Г. Социология религии: конспект лекций. СПб., 2004; Козлов В.П., Шигапова Д.К. Социология религии. Казань, 2005.

1 Смирнов М. Ю. Очерк истории российской социологии религии: Учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 141 с. Он же. Религиоведение в России: проблема самоидентификации // Вестник МГУ. Серия: Философия. 2009. Вып. 1. С. 90-106; Он же. Тема религии в русской дореволюционной социологической мысли // Российская социология: Историко-социологические исследования. Вып. 3 / Под ред. А. О. Бороноева. СПб.: Астерион, 2006. Он же. Современная российская социология религии: откуда и зачем? Часть первая // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2007. № 1. С. 154-164. Он же. Современная российская социология религии: откуда и зачем? Часть вторая // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2007. № 2. С. 145-154.

движений в системе социологии религии Трёльча ни для кого не является секретом.

Опыт подготовки такого обширного труда, посвященного людям, организациям и теориям, сформировавшими сегодняшнюю картину социологического изучения религии, безусловно, удачен. Смирнов обращает внимание в первую очередь на персоналии, теории и институты и в гораздо меньшей степени на методы и подходы. Практическая, прикладная социология религии оказывается на втором плане. Именно поэтому студент, взявший в руки «Словарь», вряд ли сможет выяснить, как именно проводятся полевые исследования и что составляет будни социолога религии. Поэтому на сегодняшний день этот словарь, безусловно, является прекрасным справочным материалом, но он не может заменить собой все недостающие книги на русскоязычном рынке литературы по социологии религии.

К.А. Колкунова

Рецензия на: Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. М.: «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2009. 272 с.

Летом 2009 года в российские магазины поступила новая книга, посвященная исламскому мистицизму, — «Исламский мистицизм» Мариэтты Тиграновны Степанянц (р. 1935), доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации (2002), заведующей сектором восточных философий Института философии РАН и заведующей кафедрой философской и политической мысли Востока Государственного университета гуманитарных наук. Мариэтта Тиграновна — один из ведущих российских специалистов в областях истории как мусульманской, так и современной индийской философии; как исследователь суфизма она известна и в России, и на Западе, прежде всего, такими работами как «Философские аспекты суфизма» (М.: 1987; перевод: «The Philosophical Aspects of Sufism». New Delhi: 1989) и «Sufi Wisdom» (Albany: 1994).

Условно «Исламский мистицизм» М.Т. Степанянц можно разделить на три части. Вводная часть «Суфизм: мистическое мировосприятие» (с. 4-72) посвящена краткому описанию суфийских представлений о Боге, природе и человеке, проблематике мистического постижения истины и краткому описанию суфийского пути совершенствования. По факту же вводная часть является, как указано в первой же сноске к этому разделу на с. 4, исправленным и дополненным текстом из книги М.Т. Степанянц «Мир Востока. Философия: прошлое, настоящее, будущее» (М.: 2005).

Вторая часть «Приближение к Богу» (с. 73-242), занимающая почти две трети книги, представляет собой исправленный перевод второй части книги Chittick W.C. The Sufi Path of Love: The Spiritual Teachings of Rumi (Albany: 1983), опубликованной на русском языке четырнадцать лет назад в издании: Читтик В. В поисках скрытого смысла: Суфийский путь любви. Духовное учение Руми [Пер. с англ. и перс.] / Сост. и авт. предисл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.