СМИ: ВИДИМОЕ СПОКОЙСТВИЕ НА ФОНЕ НАКАПЛИВАЮЩИХСЯ УГРОЗ
Елена Артёменко
Резюме
Ключевыми событиями, в контексте которых функционировала медиасфера Беларуси в 2019 году, явились II Европейские игры, парламентская избирательная кампания, а также напряжённые переговоры с Российской Федерацией по вопросам нефтегазового комплекса и дорожных карт интеграции. В связи с чем перед системой управления СМИ в стране стояли в чём-то противоположные задачи. С одной стороны, необходимо было «сохранить лицо», создать имидж открытой и свободной страны прежде всего для западных наблюдателей и гостей Беларуси. В рамках этой политики снизилось давление на независимые СМИ со стороны властей. С другой стороны - обеспечить и укрепить своё влияние в информационном пространстве, в том числе в условиях усиливающегося внешнего давления на информационное поле страны с востока.
Тенденции:
• ослабление давления на независимые СМИ со стороны властей;
• точечные и недостаточные меры по укреплению информационной безопасности;
• превосходство интернета над телевидением по доле рекламного рынка;
• дефицит исследований аудитории как традиционных, так и интернет-медиа, и их данных.
СМИ в контексте ключевых событий в жизни страны
Проведение II Европейских игр в Минске 21-30 июня 2019 года, подготовка и проведение выборов в парламент
17 ноября поставили перед властями задачу по поддержанию имиджа открытой и свободной страны (на фоне сохранения политических традиций и отсутствия каких-либо значимых изменений в избирательном процессе). Для этого был избран простой и безболезненный путь - ослабление давления на независимые СМИ.
Значимым событием явился суд над Мариной Золото-вой, главным редактором портала ^^у, по «делу БелТА»1, прошедший 4 марта 2019 года. По решению суда Марина Золотова признана виновной в бездействии должностного лица. Однако наказание, по мнению экспертов, вынесено достаточно мягкое - в виде штрафа в размере BYN 7 650.
Специалисты БАЖ в мониторинге «СМИ в Беларуси» отмечают, что в период проведения II Европейских игр в Минске с конца мая до конца июля 2019 года не зафиксировано ни одного штрафа независимым журналистам, сотрудничающим с иностранными медиа. Хотя эта мера давления стала традиционной для Беларуси. Так, с начала года до конца мая зафиксировано 38 таких случаев.2
Несмотря на возобновление после завершения II Европейских игр практики штрафовать журналистов, сотрудничающих с иностранными медиа, парламентская выборная кампания 2019 прошла без заметных эксцессов и усиления репрессий в отношении независимых массмедиа. Впрочем, независимые медиа проявили мало интереса к избирательной кампании по причине низкой протестной активности оппозиционных политиков.
«"Дело БелТА". Даже год спустя главные вопросы остаются без ответа.» Naviny.by. 10 Aug. 2019, https://naviny.by/artide/20190810/1565409965-delo-belta-dazhe-god-spustya-glavnye-voprosy-ostayutsya-bez-otveta. «Электронный бюллетень "СМИ в Беларуси". Январь-июнь, 2019.» Белорусская ассоциация журналистов. 10 Oct. 2019, https://baj.by/ru/ analytics/elektronnyy-byulleten-smi-v-belarusi-yanvar-iyun-2019.
Меры по укреплению информационной безопасности
Если задача по «сохранению лица» для демонстрации относительной свободы и открытости решена более-менее успешно, то с решением второй - стратегической - задачи по обеспечению информационной безопасности беларус-ские власти пока не преуспели. Вызовы, которые обостряли проблему информационной безопасности, - это в первую очередь прошедшая парламентская кампания и будущая президентская кампания 2020, а также сложные переговоры с Россией относительно компенсации за загрязнённую российскую нефть в трубопроводе «Дружба» (апрель 2019) параллельно с обсуждением возможности компенсации Беларуси за налоговый манёвр в нефтяной отрасли. Остроты беларусско-российским отношениям придала также инициатива углубления интеграции в рамках Союзного государства посредством разработки соответствующих дорожных карт.
Над вопросом укрепления информационной безопасности руководство страны ломает голову не первый год. В 2019 году существенно увеличено финансирование государственных медиа. Ранее в рамках общей медиаполитики прилагались усилия по вовлечению интернет-пространства в сферу контроля со стороны государства.
В августе, назначая Андрея Кунцевича новым замглавы Администрации президента, курирующим сферу идеологии и работу СМИ, Александр Лукашенко отметил ключевые проблемные точки медиаполитики: работа с молодёжной аудиторией и в сети Интернет3. С необходимостью решать
«"Времени на раскачку нет" - Лукашенко актуализировал задачи для идеологии, включая сферу интернета.» БелТА, 09 Aug. 2019, https:// www.belta.by/president/view/vremeni-na-raskachku-net-lukashenko-
эти проблемы и связано назначение молодого чиновника с журналистским опытом.
По данным Беларусской ассоциации журналистов, в 2019 году расходы госбюджета на поддержку СМИ увеличились на 30% в долларовом эквиваленте.4 В 2020 году уровень господдержки сохранится - USD 73.145 (в 2019 году -USD 72.232 млн) (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Динамика расходов госбюджета на поддержку СМИ, 2017-2020, USD млн
Источник: Беларусская ассоциация журналистов.
Мониторинг БАЖ5 «Пророссийская пропаганда и освещение "углубленной интеграции" на белорусском телевидении» позволяет сделать предварительные выводы об эффективности дополнительных расходов в части увеличения доли национального контента в беларусском телеэфире (Диаграмма 2).
aktualiziroval-zadachi-dlja-ideologii-vkljuchaja-sferu-intemeta-358791-2019/?utm_source=belta&utm_medium=news&utm_campaign=accent. «Пророссийская пропаганда и освещение "углубленной интеграции" на белорусском телевидении.» Белорусская ассоциация журналистов. 23 Jan. 2020, https://baj.by/ru/analytics/monitoring-bazh-prorossiyskaya-propaganda-i-osveshchenie-uglublennoy-integracii-na. Осуществлялся в период с 21 октября по 17 ноября 2019 года.
4
5
Диаграмма 2. Доля российского контента в эфире беларусских телеканалов, %
В Доля передач российского производства, 2018 т Доля эфирного времени российского ■ Доля передач российского производства, 2019 производства, 2019
Источник: Беларусская ассоциация журналистов.
Согласно результатам мониторинга, по сравнению с 2018 годом доля передач российского производства незначительно сократилась на канале Беларусь 1 (с 38.18 до 37,25%), ОНТ (с 64.61 до 63.7%), СТВ (с 42.0 до 39.0%), более существенно снизилась на каналах НТВ-Беларусь (с 82.3 до 74.2%) и Беларусь 3 (с 35.42 до 29.5%). Но при этом она выросла в эфире РТР-Беларусь (с 69.94 до 73.0%) и значительно выросла на развлекательном канале Беларусь 2 (с 13.77 до 36.0%). В целом, небольшие изменения доли российского контента в эфире самых рейтинговых телеканалов свидетельствуют о том, что, по крайней мере с точки зрения количественных показателей, увеличение расходов госбюджета оказалось неэффективным. Однако, возможно, эффекты дополнительных трат скажутся в будущем, и ситуация изменится в 2020-2021 годах.
При этом давление на информационное поле страны усиливается, приобретая новые формы. По результатам исследования Центра EAST, до 2018 года основными
инструментами антибеларусской пропаганды выступали российские площадки Regnum и EADaily: «Многие материалы ставили под вопрос суверенитет и независимость Беларуси и её территориальную целостность, содержали оскорбительные высказывания в отношении беларусского народа, языка и культуры». Но на протяжении 2018-2019 годов была создана целая сеть беларусских региональных интернет-сайтов, на регулярной основе публикующих материалы, содержащие дезинформацию, пропаганду и язык вражды в адрес разных групп населения Беларуси: Teleskop-by.org, Sozh.info, Vitbich.org, Berestje-News.org, GrodnoDaily.net, Mog-ilew.by, Podneprovie-Info.com, Dranik.org.6
У перечисленных ресурсов ограниченный охват бела-русской аудитории, однако их присутствие в информационном поле страны может способствовать дестабилизации обстановки. В рамках действующей информационной политики беларусские власти не в состоянии что-либо противопоставить.
Альтернативные источники финансирования СМИ и рынок рекламы
Процессы, происходящие на рынке рекламы, вряд ли могут способствовать укреплению национального медиапро-странства, несмотря на то что в 2019 году объём рекламного рынка вырос на 10% (Диаграмма 3). Этот рост произошёл только за счёт интернет-рекламы, доля которой превысила долю рекламы на ТВ впервые в истории рекламного рынка Беларуси.
6 Елисеев, Андрей. «Кардинальные перемены в антибелорусской дезинформации и пропаганде: Анализ количественных и качественных изменений.» EAST Center, http://east-center.org/wp-content/ upk>ads/2019/04/Belarus-Dismformation-Propaganda-2019-RU.pdf.
Диаграмма 3. Динамика объёма рынка рекламы в Беларуси, 2011-2020, USD млн
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 f
Источник: WebExpert.
Если в 2018 году доля ТВ-рекламы составляла 42.0% против 34.1% доли интернет-рекламы, то в 2019 году соотношение составило соотв. 35.9% против 39.3% (Диаграмма 4). При этом медийная реклама в интернете уступает контекстной (37.0% против 63.0%). Самым распространённым инструментом является таргетированная реклама в социальных сетях, поэтому рост рекламного рынка не определяет автоматически рост инвестиций в медиасферу.
Отсутствие прироста инвестиций в медиа за счёт ТВ-рекламы сопровождается также сложностями, связанными с особенностями инфраструктуры рынка ТВ-рекламы. Ещё в 2011 году государственные телеканалы объявили о том, что тендер на проведение медиаисследований в Беларуси выиграла компания GfK, но проект так и не удалось запустить.
С 2018 года медиаисследованиями занималась компания ООО «Реальное измерение», став наследницей компании ГЕВС. Данные обрабатывались и распространялись компанией ООО «АМГ-Консалт». В сентябре 2019 года Белтеле-радиокомпания, ЗАО «Второй национальный телеканал»,
Диаграмма 4. Распределение рекламных бюджетов по каналам коммуникации в 2011-2020, %
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
■ ТВ Щ Пресса Щ Наружная реклама ■ Радио Щ Интернет
56.1
13.7
12.3
2011
15.8 6.2 12.6
2012
54.9
0.6
14.3 5.5 14.7
9
17
15 5.2 7.1
48.4
6.7
15.3 5.3
24.4
45.6
5.9 11 8.7
28.9
4.4 10.5
31.5
42
3.8
10
10.1
34.1
12.7 10.2
39.3
12.8 9.8
41.8
2013 2014
2015
2016 2017 2018 2019 2020 f
34.1
35.9
44.3
53.1
53
9.3
15.1
Источник: WebExpert.
ЗАО «Столичное телевидение» и представительство телерадиокомпании «Мир» на паритетной основе создали государственный сейлз-хаус ООО «Телевизионный рекламный альянс», расторгнув соглашение с компанией «АМГ-Кон-салт».
Переговоры с государственным сейлз-хаусом относительно закупки данных затянулись. ООО «Реальное измерение» заключило прямой контракт на поставку данных с сейлз-хаусом негосударственных телеканалов «Алькасар Медиа Сервис» и вынужденно пошло на сокращение размера выборки и количества измеряемых телеканалов (исключаются ОНТ, Россия-Беларусь, СТВ и Мир). При этом госСМИ озвучивают планы по созданию государственной компании-медиаизмерителя к концу 2020 года.7
7 «Об информационном суверенитете, вызовах и честном разговоре с людьми - Лукашенко высказался о работе госСМИ.» БелТА, 11 Feb. 2020, https://www.belta.by/special/president/view/lukashenko-vstretilsja-s-rukovodstvom-krupnejshih-gosudarstvennyh-smi-379176-2020/.
Таким образом, происходит постепенная национализация инфраструктуры продажи телерекламы в условиях недостаточной прозрачности и своевременной информированности игроков рынка, что снижает эффективность системы.
Параллельно с этим происходят изменения и в инфраструктуре медиаисследований в интернете. С 2009 года на протяжении длительного периода проведение исследований беларусской интернет-аудитории основывалось на данных компании Gemius Б. А. Однако компания запланировала увеличение стоимости своих услуг для беларусско-го партнёра #DB3, в связи с чем #DB3 прекратила закупку результатов аудиторного исследования GemiusАudience, а также аудит рекламных кампаний GemiusDirectEffect и количественных исследований gemiusАdHoc.8 Таким образом, беларусская медиасфера столкнётся с недостатком данных по исследованиям как традиционных медиа, так и интернет-аудитории.
Заключение
2019 год для СМИ в Беларуси прошёл относительно спокойно, беларусская медиасфера не претерпела существенных изменений. Однако активно накапливались внутренние и внешние угрозы устойчивости и безопасности информационного пространства страны.
Снижение внутренней устойчивости медиасферы обусловлено низкой эффективностью увеличивающегося
«Инициатор исследований интернет-аудитории в Беларуси рассказал, почему прекратил сотрудничество с польской компанией Gemius S.A.» Marketing.by, 13 Jan. 2020, https://marketing.by/mnenie/initsiator-issledovaniy-intemet-auditorii-v-belarusi-rasskazal-pochemu-prekratil-sotrudnichestvo-s-/.
государственного финансирования госСМИ и состоянием инфраструктуры рекламного рынка.
Внешние потенциальные угрозы заключаются в продолжающемся давлении на информационное пространство Беларуси со стороны России и диверсификации источников этого давления. Поскольку проблема информационной безопасности хорошо осознаётся руководством страны, в 2020 году можно ожидать точечных мер по укреплению информационного пространства - таких, как попытки национализации рекламной инфраструктуры и запуск нового новостного телеканала. Соответствующие планы озвучены на совещании руководителей ведущих СМИ с президентом 11 февраля 2020 года.
Вместе с тем снижение темпов экономического роста и происходящие пертурбации на рынке рекламы приведут к дефициту инвестиций в СМИ, в результате чего вряд ли можно ожидать заметного укрепления национальной ме-диасферы.