Научная статья на тему 'СМИ: ответы на вызовы информационной безопасности'

СМИ: ответы на вызовы информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Елена Артёменко

2018 год явился годом ответов на вызовы, вставшие перед национальной медиасферой в последние годы. После уроков 2017 года, когда многие эксперты признали беларусскую национальную медиасистему проигравшей в конкуренции иностранным СМИ и новым медиа (напр. в освещении учений «Запад-2017» и гибели солдата срочной службы Александра Коржича), в 2018 году со стороны государства предприняты определённые шаги в целях защиты информационного пространства. Во-первых, и на уровне официальной риторики, и в конкретных действиях проявилось пристальное внимание к «национальности» контента, транслируемого на территории страны. Во-вторых, на уровне законодательства (правки в закон о СМИ) и контроля медиапространства («дело БелТА») предприняты меры, направленные на контроль над новыми медиа и интернет-пространством. В 2018 году применялись новые подходы к информационной безопасности, которые проявились в том числе и в пересмотре стратегии финансирования медиасферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМИ: ответы на вызовы информационной безопасности»

сми: ответы на вызовы

информационной безопасности

Елена Артёменко

Резюме

2018 год явился годом ответов на вызовы, вставшие перед национальной медиасферой в последние годы. После уроков 2017 года, когда многие эксперты признали беларусскую национальную медиасистему проигравшей в конкуренции иностранным СМИ и новым медиа (напр. в освещении учений «Запад-2017» и гибели солдата срочной службы Александра Кор-жича), в 2018 году со стороны государства предприняты определённые шаги в целях защиты информационного пространства. Во-первых, и на уровне официальной риторики, и в конкретных действиях проявилось пристальное внимание к «национальности» контента, транслируемого на территории страны. Во-вторых, на уровне законодательства (правки в закон о СМИ) и контроля медиапространства («дело БелТА») предприняты меры, направленные на контроль над новыми медиа и интернет-пространством. В 2018 году применялись новые подходы к информационной безопасности, которые проявились в том числе и в пересмотре стратегии финансирования медиасферы.

Тенденции:

• контроль «национальности» медиаконтента;

• «киберизация» СМИ и «СМИ-изация» киберпространства;

• формирование условий для повышения финансовой устойчивости СМИ.

Контроль «национальности» медиаконтента

События 2017 года явственно продемонстрировали властям и традиционным СМИ, что беларусская медиаси-стема функционирует в ситуации не потенциальных, а действующих информационных угроз. Со времени начала российско-украинского конфликта вопросы защиты национального пространства от российского медиаконтента и российской пропаганды обострились не только для Беларуси, но и для всех стран региона. И медиаэксперты, и беларусские власти и ранее рассматривали колоссальное проникновение российских СМИ и медиаконтента в беларусское информационное пространство как угрозу.

Однако в 2018 году эта озабоченность зафиксирована на уровне официальной риторики и в конкретных шагах по управлению медиасистемой.

Претензии в отношении этичности и профессионализма российских журналистов озвучил сам беларусский президент Александр Лукашенко на традиционной встрече с представителями российского медиасообщества. В частности, он отметил: «Очагом конфликтов часто становится именно медийное пространство. Надо осознавать ответственность за каждое сказанное и написанное слово. Если оно рушит мир и калечит судьбы людей, то ставит журналиста в один ряд с солдатами, стреляющими на поражение. А некоторые говорят, что вы — это оружие массового поражения»1.

В качестве конкретного шага в ответ на преобладание российского медиаконтента в беларусском информационном пространстве можно рассматривать регистрацию украинского государственного телеканала иАТУ в Беларуси. Об этом впервые рассказал посол Украины Игорь Ки-зим на экспертном форуме «Беларусь — Украина: вызовы и возможности в турбулентном регионе», который состоялся в Минске 17 декабря. Несмотря на то что, по словам посла, основная задача канала — культурное сближение народов, и с беларусской, и с украинской стороны озвучивается необходимость представить украинскую позицию, в том числе по вопросам конфликта на юго-востоке страны.

В 2018 году применялись и традиционные для бе-ларусских властей меры контроля «национальности» медиаконтента — репрессии в отношении иностранных медиа, не аккредитованных в Беларуси. По данным Беларусской ассоциации журналистов (БАЖ), в минувшем году участились штрафы журналистам на основании части 2 ст. 22.9 КоАП2, предусматривающей ответственность за

«Лукашенко: Беларусь сделает всё от неё зависящее для восстановления мира между славянами.» БелТА, 23 Mar. 2019, https://www.belta. by/president/view/lukashenko-belarus-sdelaet-vse-ot-nee-zavisjaschee-dlja-vosstanovlenija-mira-mezhdu-slavjanami-329340-2018/. «СМИ в Беларуси. Итоги 2018 года в цифрах.» ОО «Белорусская ассоциация журналистов», 23 Mar. 2019, https://baj.by/sites/default/ files/analytics/files/smi-01572019-ru.pdf.

незаконное изготовление и распространение продукции СМИ (рис. 1). Общая сумма штрафов, по информации БАЖ, превысила BYN 100 тыс.

Рис. 1. Штрафы за сотрудничество с иностранными медиа, 2014— 2018 гг., BYN тыс.

10

118

28

29

10

2014

2015

2016

2017

2018

Источник: Беларусская ассоциация журналистов.

Таким образом, абстрактные рассуждения о необходимости защищать национальное информационное пространство перешли в плоскость прямого указания на виновных в нарушении информационной безопасности. Предприняты конкретные шаги в её защиту, в том числе посредством представления точки зрения по конфликтным вопросам, альтернативной транслируемой российскими медиа.

«Киберизация» СМИ и «СМИ-изация» киберпространства

2017 год продемонстрировал уязвимость медиапростран-ства не только в отношении иностранного медиаконтента. Оказалось, традиционные СМИ проигрывают новым медиа. В ответ на этот вызов в последние годы «омолодился» состав руководителей основных национальных медиа. В 2017 году новым министром информации назначен

Александр Карлюкевич, который сразу же заявил о подготовке новой редакции Закона о СМИ с изменениями прежде всего в отношении регулирования интернет-коммуникаций. Изменения в Закон о СМИ вступили в силу 1 декабря 2018 года. Основные новшества:

• возможность для интернет-изданий регистрироваться в качестве средства массовой информации, что подводит их под нормы регулирования, распространяющиеся на традиционные редакционные коллективы;

• обязанность интернет-ресурсов идентифицировать комментаторов.

Распространение действия норм регулирования СМИ на интернет-ресурсы, или «СМИ-изация» киберпростран-ства, направлено на повышение управляемости и прозрачности сети Интернет для государства и свидетельствует об осознании растущей роли новых медиа.

С другой стороны, происходит «киберизация» СМИ, то есть распространение новых «цифровых» риторик и способов контроля медиапространства на средства массовой информации. На протяжении последних лет кибербезопасность становится важной частью работы по укреплению национальной безопасности и регулярно включается в государственную повестку. Так, в октябре 2018 года в Минске под эгидой ОБСЕ прошла Международная конференция высокого уровня «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». Однако методы борьбы за кибербезопасность, как показал 2018 год, могут негативно сказаться на функционировании СМИ, поскольку речь идёт об усилении государственного контроля и притеснении независимых медиаресурсов.

В прошедшем году резонансным примером этой новой стратегии явилось «дело БелТА». В августе Следственный комитет Республики Беларусь возбудил уголовное дело по 2-й части ст. 349 УК (несанкционированный доступ к компьютерной информации) за использование чужих паролей к подписной ленте БелТА в отношении 15 журналистов. В рамках расследования были проведены обыски, изъята техника и носители информации у журналистов и в редакциях. До конца года, после выплаты штрафов и компенса-

ции ущерба, уголовные дела в отношении 14 журналистов из 15 были закрыты, однако продолжилось преследование главного редактора tut.by Марины Золотовой.

«Дело БелТА» вызвало бурную реакцию со стороны медиасообщества, правозащитников и международных организаций прежде всего ввиду несоответствия уровня нарушения и применяемых мер. Можно сделать вывод, что мотивы государственных органов распространяются за пределы защиты коммерческих интересов БелТА и связаны с попыткой установления контроля над независимыми СМИ.

В целом, разнонаправленные тенденции «кибериза-ции» СМИ и «СМИ-изации» киберпространства отвечают вызовам времени. По данным Gemius Audience, в Беларуси количество интернет-пользователей достигло 5.1 млн чел.3. При этом следует отметить, что если на протяжении долгого времени, несмотря на рост популярности интернета, телевидение сохраняло свои позиции как основного источника получения информации, то в 2017—2018 годы оно начало их терять.4 Так, в 2018 году доля использующих ТВ как источник информации (72.0%) почти сравнялась с долей тех, кто в таком качестве использует интернет (60.4%) (рис. 2).

При этом интернет-пространство отличается более свободной конкуренцией по сравнению с традиционными СМИ, что, с одной стороны, позволяет пользователям выбирать независимые медиаресурсы, а с другой — делает аудиторию уязвимой к дезинформации, в том числе со стороны внешних ресурсов. По данным исследования Gemius Audience, месячная аудитория российских ТВ-каналов в интернете составляет около 500 тыс. чел., а национальный

Синкевич, Н. «Рынок интернет-рекламы Беларуси в цифрах.» WebExpert, 23 Mar. 2019, http://www.webexpert.by/wp-content/ uploads/2019/03/Natalya-Smkevich.-Rymok-intemet-reklamyi-Belarusi-v-tsifrah_2019-1.pdf.

«Республика Беларусь в зеркале социологии. Сборник материалов социологических исследований.» ИАЦ, 2018, Web. 23 Mar. 2019, http://iac.gov.by/uploads/files/Sbornik-2018-ITOG-28.12.2018-a4na-sajt.pdf.

медиапортал Ш1.Ьу занимает 6-ю строчку в списке самых популярных медиа-ресурсов, уступая российскому порталу mail.ru (рис. 3).5

Рис. 2. Динамика распределения ответов на вопрос об источниках получения необходимой информации о жизни в Беларуси и за рубежом, 2009—2018 гг.

85.0 86.1 86.0 85.6 84 5 85.7 -•-•-•-

120

100 91.0 91.8

80 62.9

60 48.9

40 24.2 .jJo"

20 0 42.4 36.1

:.7 54.3 31.3 3Q7 33.8

28.2 - 28.5 20.5

28.8

15.7 12.8

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 # ТВ Пресса И Радио Интернет

Источник: Информационный аналитический центр.

В целом, дополняющие друг друга процессы взаимопроникновения СМИ и киберпространства отвечают тенденциям времени. Однако стремление контролировать эти процессы с использованием репрессивных методов ставит под удар национальные независимые интернет-ресурсы, что в перспективе создаёт угрозу национальной информационной безопасности.

Условия для повышения финансовой устойчивости СМИ

В 2018 году продолжилась тенденция восстановления экономического роста в стране, что повлияло и на рост

«Беларусская аудитория сайтов российских телевизионных каналов.» Information Police Biz, Web. 23 Mar. 2019, http://www.infopolicy. biz/?p=11509&fbclid=IwAR2NpiiGFLXFvycggXGpz2M3uG8JXMAW U8V92HGbhO1Z2BAhcN6Y_dpx7Jw.

Рис. 3. Рейтинг популярности медиаресурсов, аудитория 15—74 года, тыс. чел.

500

1 ООО 1500 2 ООО 2 500 3 000 3 500

Источник: gemшsAudience Ovemight, январь 2019.

рекламного рынка, объём которого в 2018 году составил USD 99 млн6, увеличившись на 15% по сравнению с 2017 годом (хотя эксперты прогнозировали рост в 21%).

Рис. 4. Динамика объёма рынка рекламы в Беларуси, 2010— 2019 гг., USD млн

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019f

Источник: WebExpert.

При этом увеличился и объём интернет-рекламы, что является традиционным и происходит в том числе за счёт перераспределения бюджетов рекламодателей, и объём рекламы в традиционных каналах распространения информации, что свидетельствует о стабилизации экономического положения предприятий. Объём интернет-рекламы вырос на 24%, рекламы на ТВ — на 9%, наружной — на 10%, радио — на 25%. Объём рекламы в прессе сохранился на уровне 2017 года (рис. 5).

Помимо повышения финансовой устойчивости медиа за счёт рынка рекламы, важным изменением является то, что в бюджете на 2019 год запланирован значительный рост финансирования государственных СМИ. По информации министерства финансов, на которую ссылаются эксперты

Синкевич, Н. «Рынок интернет-рекламы Беларуси в цифрах.» WebExpert, 23 Mar. 2019, http://www.webexpert.by/wp-content/ uploads/2019/03/Natalya-Smkevich.-Rymok-mternet-reklamyi-Belarusi-v-tsifrah_2019-1.pdf.

Рис. 5. Распределение рекламных бюджетов по каналам коммуникации в 2010—2018 гг., USD млн

120

100

80

60

40

20

0

62.4

59.6

59.0

14.0 12.0

39.0

9.5 10.5

43.0

10.0 12.8

11.5 15.5

II

41.6

38.2

38.5 33.0 3.8 3.8 9.9

5.3 9.0 10.0

12.2 8.0 27.2 33.8

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 ■ Интернет ■ Радио Щ Наружная реклама Пресса ТВ

Источник: WebExpert.

Рис. 6. Динамика расходов госбюджета на поддержку СМИ, 2009-2019 гг., EUR млн

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Беларусская ассоциация журналистов.

БАЖ в своём отчете7, государственные расходы на СМИ, значительно сократившиеся в 2016 году, в 2019 году будут увеличены на 30% (рис. 6).

Сокращение расходов на медиасферу в 2016 году явилось результатом целенаправленной государственной политики по повышению эффективности, когда на смену отдельным редакциям государственных СМИ пришли медиахолдинги с общей системой управления. Грядущее существенное увеличение расходов свидетельствует о серьёзности восприятия текущей ситуации в информационном пространстве со стороны государства, которое намерено решительно это пространство защищать.

Заключение

В 2018 году действия государства по регулированию ме-диасферы продемонстрировали серьёзность восприятия вызовов, с которыми беларусское медиапространство столкнулось в предыдущие годы. Меры контроля национального информационного пространства направлены и на защиту от внешнего влияния, и на повышение подотчётности новых медиа, и на укрепление финансовой устойчивости государственных СМИ (вопреки нашему прогнозу в 2017 году).

В будущем году можно ожидать новых стратегических шагов по обеспечению информационной безопасности. Вместе с тем сохранятся репрессивные подходы к контролю и ограничению независимых медиа, в том числе в рамках возможностей, которые предоставляет Закон о СМИ и другие нормы, затрагивающие сферу коммуникаций.

Дополнительное финансирование государственных СМИ может способствовать повышению качества национального контента и его разнообразию. Однако данная мера усиливает риски для независимых медиа, финансовое положение которых не так стабильно. Тем не менее рост рекламного рынка может позволить независимым СМИ в меньшей степени рассчитывать на внешние финансовые каналы.

«СМИ в Беларуси. Итоги 2018 года в цифрах.» ОО «Белорусская ассоциация журналистов», 23 Маг. 2019, https://baj.by/sites/default/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.