ничном и всестороннем развитии личности в процессе такого рода технизированной жизнедеятельности говорить можно, но реализовать его нельзя. В заключение необходимо отметить, что указанные факторы не исчерпывают весь перечень причинно -следственных цепочек, возникающих в процессе массового внедрения новых информационных технологий. Чтобы этот «костыль», призванный ускорить решение прикладных социально-экономических проблем, не превратился во встроенный навеки протез, необходимо обеспечить синхронное развитие технических средств и способности человека к объективизации естественных информационных взаимодействий. Решение этой проблемы и должно стать главной задачей образовательных систем любого уровня. Особенно это касается школьного образования, где преждевременное внедрение компьютерных технологий совершенно недопустимо. Исследования американских ученых, пытавшихся с помощью ранней компьютерной грамотности (с детского сада) ускорить подготовку высокопрофессиональных программистов показали, что дети, участвовавшие в эксперименте, по достижению взрослости, неожиданно быстро умирали (в возрасте от 15 до 25 лет). При анатомическом исследовании было обнаружено, что часть известных структур мозга у них отсутствовала, но в то же время в структурах мозга появились неизвестные ранее новообразования, назначение которых и причины появления установить не удалось. Результаты этих исследований не являются предметом широкой известности, поскольку могут иметь колоссальное влияние на экономику промышленно развитых стран. Здесь происходит примерно то же, что и с очками. Известны методики М. Норбекова и Бейтса, позволяющие в удивительно короткие сроки избавиться от любой патологии в области зрительного восприятия, но государственные структуры всех стран отказываются от широкой пропаганды и внедрения этих методик по экономическим причинам, поскольку техническая коррекция зрения с помощью операций и применения очков «кормит» миллионы людей, работающих в этой сфере. Таким образом, сжатие социального времени вынуждает каждого человека прибегнуть «к услугам новых информационных технологий» и, в частности, к использованию компьютеров. Однако переоценка значимости последних для человека катастрофична, поскольку очень велика опасность перейти от состояния, при котором компьютер является органопроекцией интеллекта человека, к состоянию, при котором человек становится одним из периферийных устройств компьютера. Человечеству еще предстоит осознать цену, которую ему пришлось заплатить за массовое внедрение в быт всего лишь калькуляторов, в результате чего соответствующий центр устного счета в мозге, напрямую связанный с творческими процессами перешел в рудиментарное состояние у сотен миллионов людей. Представляется крайне важным оградить детей от компьютера, чтобы не нарушить адекватное мировосприятие и не снизить темпы всестороннего развития личности на стадиях детства и взросления. Что касается профессиональных навыков, необходимых для работы специалиста, то их приобретение, как показала практика, вполне легко осуществляется на этапах соответствующей профессиональной подготовки.
А.В. Непомнящий, Н.А. Познина
Россия, г. Таганрог, ТРТУ
СМИ В ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В свое время В.И. Ленин сказал, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». С точки зрения современной психологической науки это утверждение было исключительно точно обоснованным, т.к. кино обеспечивало поли-
модальное воздействие на сознание огромных масс, что было недосягаемо для таких средств массовой информации тех времен как газета и радио. Театр, будучи доступным очень немногим из общей массы населения, также не мог тогда играть существенную роль в формировании массового сознания. Появление телевидения произвело революцию в области СМИ в плане совершенствования средств и технологий информационного воздействия, т.к. оно не только «привело» кино, театр эстраду и т.п. в каждый дом, но и стимулировало развитие других видов СМИ, в результате чего, в частности, многие печатные издания стали «полноцветными», а радиопередачи - стереофоническими. Результатом этой революции стало снижение защищенности сознания всех слоев населения от массированных информационных воздействий, что сделало роль СМИ в процессах воспитания и развития личности практически первостепенной для большинства граждан любой страны, поскольку, как это ни прискорбно осознавать, для преобладающего большинства действительно справедлив тезис К. Маркса о бытии как о факторе, определяющим сознание. В связи с этим с максимальной остротой встал вопрос об управлении этими информационными воздействиями, поскольку американская идея «свободного журнализма» на поверку оказалась не более чем красивым конфетным фантиком, т.к. из-за огромной стоимости технических средств производства и «доставки» информации населению эта «свобода» теоретически может оказаться в собственности только весьма узкого круга очень богатых людей, которых со времен Аристотеля принято называть олигархами. Все остальные могут наслаждаться только свободой от необходимости принимать участие в управлении деятельностью СМИ. Если обратиться к известному треугольнику факторов (внешняя среда, генотип и сознание), определяющих не только развитие, но и весь ход жизнедеятельности каждого человека, то мы видим СМИ как очень активную динамическую составляющую воздействия внешней среды, генотип как статическую (по общепринятому мнению) составляющую воздействия изнутри и сознание как систему в этом плане однозначно не определенную, ведущую себя либо пассивно, отдавая все на откуп среде и генотипу, либо - активно, определяя динамику развития личности вплоть до успешных попыток генетической самокоррекции. Разумеется, между этими двумя состояниями сознания лежит плотный спектр промежуточных состояний, находящихся в общем случае не в статике, а в непрерывной динамике, в попытках движения к одному из обозначенных выше двух полюсов -максимального и минимального контроля собственной жизнедеятельности.
Рассматривая роль СМИ в этих процессах можно на основании множества теоретических и практических исследований с большой достоверностью утверждать, что состоянию максимального контроля сознанием внутреннего и внешнего миров личности соответствует состояние максимальной независимости этой личности от характера влияния внешней среды. В этом счастливом случае, вне зависимости от характера информационного воздействия со стороны СМИ, они могут играть только роль фактора прогресса, поскольку сама личность полностью определяет свое отношение к воспринимаемой информации, обеспечивая адекватность этого отношения своим жизненным целям и конкретным задачам. Т.е., независимо от содержания и формы подаваемой СМИ информации, эта информация не является для личности определяющей в процессе принятия решений, что и является единственным гарантом свободы от внешнего, негативного информационного влияния, например при ведении системой противника информационной войны. В этой ситуации, как это ни парадоксально звучит, работает принцип «чем хуже -тем лучше». Иными словами, СМИ, изливающие на конкретную, развивающуюся личность потоки информационных отбросов в виде сцен насилия, мрачных новостей, откровенно безнравственной эротики и т.п., могут рассматриваться этой лич-
ностью в виде, говоря в русле религиозной терминологии христианства, некоего «дьявола искусителя», пробующего «на зуб» крепость духа развивающегося человека, чтобы проявить его уязвимые места и способствовать тем самым его дальнейшему развитию. Как говорится в в христианских и восточных источниках: мелкой (читай не высоко развитой) паствой занимаются мелкие бесы, а с отшельником - сам сатана. Таким образом, для уже высокоразвитой личности, определившей в качестве главной цели своей жизни познание истины через непрерывный процесс самосовершенствования, для личности, непрестанно стремящейся к этой цели, современные СМИ могут рассматриваться исключительно в качестве тестирующего фактора, проверяющего остроту меча воина, как об этом поэтически пишет в своей «Книге воина света» наиболее читаемый (по утверждению тех же СМИ) автор современности - Пауло Куэльо. Иными словами, проблемной ситуации здесь нет, поскольку в нашем мире тотальной относительности совершенство может быть оценено только в сравнении с несовершенным, т.е. яркий свет неизбежно «сгущает» тьму, а рядом с Буддой всегда стоит Мара.
Главный вопрос заключается в другом: «Кем являются СМИ для мирского, обыкновенного, среднестатистического гражданина, относящегося в религиозной терминологии к категории «паствы»»? Ведь влияние СМИ не подобно узко направленному лучу с адресной, точечной ориентацией на конкретную личность. Напротив, сфера влияния СМИ - население в целом - именно паства, а не респектабельные представители современной элиты, всуе рассуждающие в программах типа «talk show» о том, нужны ли им для полного счастья сцены насилия и пошлой эротики на телеэкране. Нет, речь идет не о них, а о защищенности той части населения, о которой русская поговорка говорит: «Народ, что дышло - куда повернешь, туда и вышло», что и подтвердила перестройка, враз переделавшая этот самый народ (кстати, опять таки, с помощью тех же самых СМИ) из коммунистов в азартных частных собственников и предпринимателей. Как это ни грустно признавать, но «факты - вещь упрямая», а поговорки есть квинтэссенция жизненного опыта всего человечества, игнорировать который просто глупо. Сказанное выше отнюдь не должно рассматриваться как элемент неуважительного отношения к такому понятию и феномену, как народ. Напротив, каждый человек знает, что, как в той песне поется, «вышли мы все из народа», и всякий культурный человек гордится тем народом, из которого он вышел или частью которого он все еще является. Именно поэтому нравственное состояние народа и направление, в котором это состояние изменяется, всегда заботило истинных патриотов своей родины и своего народа. И народ, в свою очередь, всегда почитал и славил тех своих мудрых предводителей, которые заботились о должном воспитании народа, его образовании и развитии утонченных навыков ремесла. Без таких предводителей любой народ исторически мгновенно превращается в корабль без руля, носимый злыми ветрами судьбы и разбиваемый о рифы и скалы штормовыми волнами.
Однако времена меняются, а вместе с ними и отношение власть имущих к народу. Модное словцо «демократия» намекает народу на то, что современным руководителям уже не до него и пора, наконец, ему выйти из детского возраста и самому заняться своими проблемами, то бишь, «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», «тяжело в учении, легко в бою», «на то и волки...», чтоб никому жизнь медом не казалась, т.е. чтобы учение было максимально эффективным, и все научились бы очень быстро и всему сразу. Короче говоря, да здравствует массовая шоковая терапия!
Даже поверхностный анализ содержания передач, осуществляемых по центральным телевизионным каналам наводит на грустные мысли о том, что законы этого мира на самом деле изменились, и Сатана, оставив, наконец, в покое набив-
ших оскомину отшельников и Будд, во всю свою силу занялся паствой. К этому выводу приводит элементарный подсчет времени демонстрации сцен насилия, погромов, убийств, разврата, которые кроме их специфического содержания еще и сдабриваются агрессивной рекламой. Например, диктор голосом полным торжества и радости провозглашает: «Сегодня у нас на экране супер звезда Клаудиа Фишер. Она убивает, грабит и насилует... Оставайтесь с нами!». Такая жесткая пропаганда асоциальных поведенческих паттернов не является каким-то недоразумением. Такое происходит изо дня в день в течение уже многих перестроечных лет. Возникает невольный вопрос: «Не это ли составляет суть специфической перестройки и демократии, внедряемой специально для России»? Ведь коль скоро власть народа (первый вариант перевода слова «демократия» с греческого языка) в России отсутствует, как, впрочем, и в любой другой стране, то остается только второй вариант перевода - «власть демонов». Трудно предположить, что идеологи центральных СМИ либо не существуют в социальной природе, либо «не ведают, что творят». Здесь мы имеем дело с азами психологии и с многолетним опытом США по пропаганде разврата и насилия во всех видах.
Когда в США и в других западных странах через так называемую массовую культуру средствами СМИ внедрялась идеология потребления, разврата и вседозволенности, власть имущие, вероятно, предполагали, что они без труда останутся «сверху» если народ перейдет в состояние «БкйОБ», что по-гречески означает тьму, или невежество. Но случилось непредвиденное - начала тонуть в этой самой тьме и в невежестве вся социальная пирамида вместе с ее верхушкой, что позволило социальным экспертам говорить о «загнивании» капитализма. Эти прогнозы высмеивались, поскольку развитые страны, вовсю эксплуатируя ресурсы третьего мира, демонстрировали материальное благополучие и материальное изобилие. Тем не менее, по истечению нескольких десятилетий, не одно поколение граждан этих стран было «потеряно» для западного общества, т.е. эти молодые граждане при всем этом изобилии материальных благ в своем развитии не достигли уровня «нормального человека», способного поддержать темпы интеллектуального и технического развитие своей страны. Поэтому единственным выходом для Запада стало развязать с Россией информационную войну и перекачать из нее не столько природные ресурсы, сколько главным образом ресурсы Человеческие, что и было успешно сделано. Закрепить же этот успех можно только одним способом - превратив Россию в бывшую Америку, т.е. в страну, где царствует «демократия» во втором смысловом значении, не привлекательную для жизни нормальных людей. Сама же нынешняя Америка изо всех сил борется за патриотизм, нравственность, этику и мораль, стараясь изжить из своего дома то, что производится в самих США и экспортируется в другие страны для деморализации и снижения общего уровня развития их населения.
Так, например, совсем недавно, согласно сведениям информационных агентств, табачные компании США по суду должны были заплатить штраф более 15 миллиардов долларов «за порчу здоровья нации». При этом, они, нисколько не огорчившись, заявили, что эту сумму они быстро восстановят благодаря экспорту своих изделий в такие страны как Россия. Эта информация, как говорится, из первых уст, поскольку табачные магнаты США сделали свои заявления публично, без утайки.
В стране «свободного журнализма» жестко ограничено время показа негативной информации (до террористического акта в Нью-Йорке было не более 18% от общего времени вещания и 8% - после). В Россию же течет поток запрещенной для внутреннего показа в самих США продукции «фабрики грез».
У нашего соседа - в Турции существует специальный закон, запрещающий преобладание в передачах СМИ негативной информации над позитивной. В России же создается впечатление, что журналисты центральных каналов имеют проблемы с восприятием мира, поскольку в их перечне новостей, если сказать мягко, преобладают новости о негативных явлениях, тогда как наша жизнь полна не только провалов, убийств, похищений и катастроф, но имеет значительно больше положительных достижений, информация о которых могла бы поднять дух нации и сделать жизнь людей более радостной и созидательной. Все это, как говорится, правда жизни. И нам остается только принять решение по поводу того, как с этой правдой жить дальше. 6 декабря 2002 г. на съезде ректоров вузов президент России В.В. Путин отметил, что в стране во всех отраслях наблюдается острая нехватка специалистов и предложил ректорам более активно работать на рынке образовательных услуг. Другой докладчик - ректор МГУ В.А. Садовничий тут же рассказал, что страну ежегодно покидают сто тысяч прекрасно подготовленных теми же вузами специалистов. Это, на наш взгляд, недвусмысленно говорит о том, что если «дышло» повернуть в сторону анархии, разврата и беззакония, а СМИ под прикрытием флага свободы дать право на вседозволенность, то элитная часть народа «выйдет» куда требуется, т.е. за границу, и Майя Плисецкая еще долго будет рассказывать с телеэкрана, как хорошо ей живется в Мюнхене, где практически нет никакой преступности. Вопрос маленького принца Антуана С. Экзюпери остается в этой связи по-прежнему актуальным: «.значит это кому-то нужно?» Предоставляя думающему читателю возможность самостоятельного поиска ответа на этот вопрос, подведем некоторые итоги обсуждения темы, заявленной в названии настоящей статьи.
Думается, что никому из политиков и журналистов не нужно лукавить, крича о свободе слова и недопустимости цензуры в сфере СМИ. Эта свобода теоретически не может быть достигнута для всех, а цензура на СМИ существовала и будет существовать всегда, поскольку цензором автоматически является собственник и от этого никуда нельзя деться. Жесткость цензуры, ныне существующая в сфере действия центральных каналов СМИ и прикрываемая ссылками на такие факторы, как рейтинг популярности, беспрецедентна и для любого здравомыслящего человека совершенно очевидна, а поэтому и не нуждается в доказательстве. Достаточно сказать, что народ с огромным удовольствием вспоминает старые, добрые советские фильмы, которые СМИ дают ему возможность посмотреть «по праздникам». А самым «удивительным» при этом является то, что это делается телевизионными компаниями только для того, чтобы не потерять этот самый пресловутый рейтинг популярности.
Что же остается делать народу, которого, по словам американского журналиста, вместо водопровода «подключили к западной канализации»? Нужно разумно пользоваться той единственной свободой, которая есть у каждого - свободой выбора. Выключатель телевизора, к счастью, еще не управляется из центра управления СМИ, и если человек хочет устремиться к прекрасному сам и хочет в таком же духе воспитать своих детей, он должен понимать, что негативная информация, попадающая в зону восприятия обыденного сознания, формирует в нем негативные коренные причины, которые неизбежно приведут со временем к негативным следствиям и задержке в развитии личности. Это фундаментальное свойство человеческого сознания, которое не могут изменить ни политики, ни журналисты, ни психологи, никто другой. В сознании человека всегда, в любой момент времени, происходит сравнение мощности внутреннего добра (положительного информационного содержания) с мощностью внутреннего зла. И каждый человек вправе выбрать - какую из этих двух сторон своей сущности ему усилить, чтобы получить
тот или иной жизненный опыт. Если будем усиливать зло, то по законам резонанса и подобия в наших семьях будут стремиться рождаться и воспитываться злые дети и дадут своим родителям «нахлебаться» этого зла «по самое некуда». Кроме того, и весь остальной мир отрезонирует злом. «Что посеешь, то и пожнешь». Это, кстати, касается и тех СМИ, которые сейчас «сеют ветер». Рано или поздно, но неизбежно, они «пожнут бурю», потому что закон причинно-следственного мира находится вне компетенции человечества и его невозможно отменить или изменить час расплаты за содеянное.
Понимая законы нашего мироустройства, Конфуций предупреждал, что демократия может принести большой вред народу, если каждый его представитель не будет способен самостоятельно победить в себе зло и подчинить его своей доброй воле. Разве не ясно, что рост преступности в стране означает, что ее атрибуты не должны «рекламироваться» с помощью СМИ, а если это делается, значит снижение потенциала и силы страны очень кому-то нужно. Найти этого субъекта, кому это нужно, очень легко. Достаточно посмотреть, куда в результате этой информационной войны против российских народов непрерывно утекают из страны жизненно важные ресурсы: сырьевые, энергетические и интеллектуальные [1,2].
Можно ли в этом вопросе занять позицию стороннего наблюдателя, утверждающего, что нет никакой разницы в том, куда утекают ресурсы. Все равно они никуда не денутся с этой маленькой подводной лодки, плывущей в глубинах океана вселенной. Время от времени эти убаюкивающие мелодии также звучат в эфире, завораживая простотой решения. И право, пусть себе бьют по народу, дескать, «за одного битого, десять небитых дают». Но битый раб вообще ничего не стоит. Много стоит только битый, но уцелевший в битве с врагом воин. Поэтому закон причины и следствия и здесь не дремлет. Уступил злу свою территорию, убежал с «поля битвы» за сердце человека, значит потерял возможность усовершенствоваться, отстал в развитии, упустил свой шанс выиграть в этой «великой игре Бога», которая называется человеческой жизнью.
Библиографический список
1. Расторгуев С.П. Информационная война. М: Радио и связь, 1998. 416 с.
2. Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 2000. 528 с.
В.И. Божич, В.С. Компаниец
Россия, г. Таганрог, ТРТУ
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Зарубежные исследования показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование. Однако существующая система профессионального образования даже теоретически не способна удовлетворять образовательные потребности в таких объемах. Поэтому закономерен переход к открытой образовательной системе, в которой преподаватель и обучаемый, расположенные в различных географических регионах, взаимодействуют посредством специальной технологии, в том числе в компьютерной конференции, электронных учебных материалов и т.п.
В России разработана федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», одной из задач которой является интеграция информационных и телекоммуникационных технологий в