Научная статья на тему 'СМИ в области физической культуры и спорта в инновационном развитии Хабаровского края'

СМИ в области физической культуры и спорта в инновационном развитии Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
570
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМИ в области физической культуры и спорта в инновационном развитии Хабаровского края»

сутствует стройная система, обеспечивающая координацию усилий всех средств информации в пропаганде физической культуры. Роль СМИ в инициировании и организации массовых физкультурнооздоровительных кампаний недостаточна. Не освещаются в полной мере нормативно-правовые проблемы развития спорта, отсутствует специальная литература, научно-методические разработки, направленные на повышение эффективности пропаганды физической культуры и спорта, как для отдельных средств, так и для системы в целом.

В. П. Чернышев, Л. Г. Чернышева

СМИ в области физической культуры и спорта в инновационном развитии Хабаровского края

В современных условиях сфера физической культуры и спорта страны оказалась перед системными вызовами, отражающими как мировые, так и российские тенденции развития общества, на которые необходимо реагировать. В соответствии со стратегией развития на период до 2020 года, физическая культура и спорт должны стать основой здорового образа жизни, а расходы общества на занятия ими следует рассматривать как выгодное вложение в развитие и более экономически эффективное использование человеческого потенциала. Актуальность проблемы обусловила исследование системы массовых спортивных коммуникаций Хабаровского края с целью: 1) осознания характера средств массовой информации как фактора развития спортивной сферы в регионе, современной спортивной инфраструктуры; 2) определения сущности названной системы как эффективного средства достижения взаимодействия между различными субъектами спортивной деятельности, между регионом и центром; 3) понимания информационного запроса на темы спортивной жизни не только целевых групп специализированных СМИ, но и аудитории других газетных и журнальных изданий, телерадиоканалов, уделяющих внимание спортивной тематике.

Последовательно рассмотрим каждое из них.

Спортивные газеты и журналы Хабаровского края являются важным звеном в осуществлении коммуникативных функций физической культуры и спорта в регионе. Эти же функции осуществляют тематические разделы спорта многие региональные массовопублицистические, культурно-просветительские, научнопрактические, рекламно-информационные, информационносправочные и другие издания.

469

Исходя из характера публикуемой информации, специализированные спортивные издания Хабаровского края, образуют следующие типологические группы:

- общеспортивные издания, где печатаются материалы о профессиональных и массовых видах спорта, занятиях физической культурой, о здоровом образе жизни и другая информация, в той или иной степени связанная со спортом - это журналы «Спорт и отдых», «Грань», газета «Спортивный Хабаровск;

- узкоспециализированные - посвященные определенному направлению в сфере спорта - «PRO-хоккей» (Амур), «PRO-футбол» (СкА-Энергия).

По характеру выхода региональные спортивные издания делятся на: периодические (стабильный выход на протяжении определенного времени); сезонные (выходящие в сезон проведения соревнований в рамках чемпионатов города, области, кубковых состязаний и т. д.); разовые (приуроченные к определенному спортивному мероприятию - спартакиаде, турниру и т. д.).

Индивидуальность краевых печатных СМИ, пишущих о спорте, раскрывается в собственном подходе к текстовому наполнению (содержанию издания). Это отражается в особой авторской позиции, выражающейся в любви к местным героям спорта, независимо от того, как они выступают. В то же время местная пресса часто обращает внимание на мелкие детали происходящего спортивного события, которые не представляют интереса для центральной прессы. Например, когда проходит очередной тур Континентальной хоккейной лиги, в центральной печати акцент делается на выступлении ведущих хоккейных клубов. Региональная же печать больше концентрируется на выступлении местной команды (хоккейный клуб «Амур») и раскрывает те подробности, которые часто «ускользают» от внимания общероссийских изданий.

Радио продолжает оставаться самым массовым и широкодоступным средством информирования различных слоев населения. Отсутствие специализированных спортивных радиостанций в крае компенсируется большим количеством спортивных радиопрограмм, которые способны познакомить радиослушателя как с краткой, так и с более подробной информации из мира спорта, с представлением анализа, оценки актуальных спортивных событий, исторически значимых явлений, с соответствующей интерпретацией фактов. Независимо от формы и формата вещания радиостанции на радио выделяются четыре ведущих типа спортивных программ: информационные (основные спортивные новости); информационноаналитические (комбинированные передачи); аналитические (бесе-

470

ды журналистов с представителями спорта); спортивные трансляции (прямые включения с хоккейных и футбольных матчей).

Телевидение, являясь наиболее массовым СМИ, выступает одним из организующих и стабилизирующих факторов в развитии региональной спортивной массовой коммуникации. Анализ современной системы регионального телевидения показал, что оно обладает всеми необходимыми качествами для полноценного функционирования:

- цифровое вещание с 2010 г.;

- многоканальность, которая дают возможность познакомиться с разными точками зрения на то или иное спортивное событие, разносторонне раскрыть все проходящие состязания, а также информировать о выступлениях местных спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях;

- техническая база, вполне приемлемая чтобы создавать качественный, конкурентоспособный продукт, используя такие технические приемы как замедленная съемка, стоп-кадр, повтор кадра, общий, средний и крупный план, бегущая строка; анимационная инфографика и т. д.;

- предрасположенность к первоочередному представлению аудитории местной спортивной информации.

Спортивная информация в Хабаровском крае представлена в следующих телевизионных формах: короткий двух-пятиминутный обзор в выпусках новостей, специализированный информационный выпуск, информационно-аналитические программы многочасовых трансляций крупных состязаний.

На многих региональных телеканалах (ГТРК «Дальневосточная», «Губерния») до сих пор придерживаются традиционной политики, когда тема спорта входит в основной информационный блок теленовостей, на других каналах («Даль-ТВ») имеются спортивные информационные выпуски. Кроме того, на местном телевидении популярны ежедневные или еженедельные специализированные выпуски спорта. Они появились после образования федерального канала «Спорт» (2003), в рамках программы «Вести-Спорт».

Существенное значение в региональной тележурналистике имеют и спортивные передачи. Их главная цель - анализ, осмысление процессов, событий, проблем, происходящих в спортивной жизни. Если на центральных каналах (НТВ-Спорт, 7ТВ, «Спорт») достаточно программ о спорте, сделанных в самых разнообразных жанрах, то в Хабаровском крае их до сих пор очень мало, в лучшем случае - одна еженедельная информационно-аналитическая программа.

471

Другая телевизионная форма, используемая на краевом телевидении - спортивные трансляции, где преимущество отдается следующим видам спорта: футбол, хоккей с шайбой, хоккей с мячом, волейбол.

Уровень развития интернет-СМИ в Хабаровском крае недостаточен в связи с низким уровнем доходов населения, инвестиционного потенциала, развития телекоммуникационной и инновационной инфраструктуры и финансово-технологической поддержки официальных властей.

Анализ содержания спортивной информации в СМИ в Хабаровском крае показал, что оно достаточно разнообразно и раскрывает фактически все стороны спортивной жизни. Наиболее популярными темами являются: «Личность в спорте» (32 %) и «Олимпийские виды спорта» (28 %), наименее популярными - «Национальные виды спорта» (0,2 %) и «Спорт как развитие профессиональных навыков» (0,6 %). В освещении спортивного события местные СМИ заинтересованы в крупных международных событиях (Олимпиада) в «дальнем зарубежье» (19 %); в состязаниях, проходящих в Хабаровском крае; редко встречаются материалы о спортивных событиях, происходящих в других регионах (7 %), Российской Федерации в целом (5 %). Среди журналистской оценки спортивного события в большинстве местных СМИ превалируют положительная (27 %) и нейтральная (34 %) оценка спортивных событий. Наряду с традиционными персонажами (спортсменами, тренерами, болельщиками), «новым» героем часто становится «неспортивный» человек - представитель государственных (властных) структур или бизнеса; арбитры, технический персонал остаются без должного внимания. Национальным героями являются представители региона (38 %), зарубежные представители спортивного мира (4 %), легионеры (1 %). Среди журналистской оценки действий героя чаще преобладает положительная оценка (37 %), нейтральная (17 %) и сбалансированная (14 %), что создает идеализированный образ спортивных успехов земляков.

Проведенное исследование показало, что региональные средства массовой информации в сфере физической культуры и спорта в Хабаровском крае, представленные всеми видами (печать, радио, телевидение, Интернет и информационные агентства), отражают инновационную политику государства в этой сфере деятельности -улучшение физкультурно-оздоровительной работы, развитие массового спорта в регионах, воспитание и становление личности, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие человека, но эффективность их явно недостаточна.

472

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.