ное рациональное объяснение эти приемы получают в публикациях 70-х гг. ХХ столетия в рамках такого варианта психоанализа, как биоэнергетика (А. Лоуэн).
Таким образом, сегодняшнее зарубежное неоязычество представляет собой устойчивое социально-культурное явление, имеющее сложившуюся базу, организационные формы, социальные институты и соответствующую литературу. В последние годы часть зарубежных неоязычников успешно совмещает членство в соответствующих группах с участием в «зеленом движении». Группы «зеленых» далеко не чужды ряду неоязыческих идей, особенно это можно сказать о «Гринпис», что позволяет прогнозировать дальнейший рост популярности неоязычества за рубежом. Очевидно, о нем следует открыто говорить ученым, дабы раскрыть его сущность и последствия.
Л. Г. Чернышева
Средства массовой информации в инновационном развитии в сфере физической культуры и спорта
Инновации в современных условиях являются важной движущей силой, обусловливающей прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе в образовании, физической культуре, спорте.
Основные направления перехода сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации на инновационную модель развития заложены в Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, непосредственным основанием разработки которой стали поручения Президента и Правительства. В Стратегии учтены вопросы, направленные на улучшение здоровья нации, повышение уровня и качества жизни россиян, улучшение подготовленности человеческого потенциала, повышение
конкурентоспособности российского спорта и престижа России на международной арене, совершенствование воспитания подрастающего поколения и единение российского общества.
Цель работы - исследование роли СМИ в инновационном развитии в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Согласно исследованиям Госкомспорта России по проблемам функционирования средств массовой информации, начиная с 1995 г. среди руководителей российского спорта все больше тех, кто считает, что развитие физической культуры и спорта в России во
465
многом зависит от эффективности пропаганды физической культуры и спорта средствами массовой информации. В 1995 г. так считали 26 % опрошенных, в 1999 г. - 38 %, то в настоящее время уже 47 %. По мнению большинства экспертов, за последние годы работа средств массовой информации по освещению физической культуры, массового спорта ухудшилась - так считают 58 % опрошенных, по мнению 20 % - осталась без изменений и 16 % указали на то, что улучшилась. Большая часть специалистов считают, что сегодняшние телепередачи не способствуют привлечению населения к здоровому образу жизни, вовлечению в активные занятия физической культурой и спортом. Причем, если в 1995 г. таких было 57 %, то в настоящее время уже 77 % из числа опрошенных. Лишь 14 % экспертов отметили, что передачи по телевидению помогают телезрителям заниматься физической культурой и спортом, тогда как в 1995 г. таких было 31 %.
В 1995 г. каждый пятый из числа опрошенных руководителей спортивного движения России считал, что средства массовой информации реально способствуют улучшению физкультурнооздоровительной работы и развитию массового спорта в регионах, то сегодня разделяющих это мнение оказалось всего лишь 6 %.
Проведенный нами анализ содержания спортивных программ, идущих по различным телеканалам, показывает, что:
- почти во всех телеинформационных программах определенное место отводится спортивным новостям, которые в основном касаются футбола, хоккея и ряда других видов спорта;
- в структуре спортивных программ определенное место занимают передачи, помогающие телезрителям заниматься тем или иным видом спорта или одной из форм двигательной активности. Но, как правило, эти передачи рассчитаны только на детей и не охватывают других категорий населения;
- спортивные программы, трансляции и информационные обзоры, как правило, посвящены футболу, хоккею, теннису и автогонкам. В основном это сообщения о международных спортивных соревнованиях;
- в большой степени телевидение способствует просвещению и образованию телезрителей в области физической культуры и здорового образа жизни. Присутствуют программы, в которых показывалась бы положительная роль физической культуры и спорта в профилактике таких негативных явлений, как пьянство, наркомания, курение и т. д. Однако мало используются возможности спортивного телевидения в обобщении положительного опыта организации физ-
466
культурно-спортивной работы как в стране в целом, так и в ее регионах;
- все каналы российского телевидения уделяют внимание пропаганде ценностей спортивной деятельности и всего многообразия возможностей физической культуры в воспитании и становлении личности, в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии человека;
- однако по многим каналам спортивные трансляции идут преимущественно в ночное время;
- в спортивных программах, передаваемых по различным каналам, не уделяется внимания популяризации народных и национальных систем физического воспитания, пропаганде собственно российских и национальных систем физического оздоровления, новых видов спорта, распространению наиболее эффективных форм вовлечения населения в активные занятия физической культурой и спортом;
- отсутствует общая координация в освещении спорта, что ведет к дублированию, отсутствию «своего лица» у того или иного канала.
В пропаганде и освещении спорта телевизионные журналисты в основном лишь отслеживают происходящие события, констатируя только то, что произошло в сфере физической культуры и спорта. Это существенно снижает возможности телевидения в пропаганде физической культуры и спорта.
Проведенный нами анализ содержания ряда общероссийских газет за период 2008-2010 гг. показывает следующее:
- спортивные материалы в газетах появляются постоянно, в том числе в некоторых газетах регулярно выходят тематические спортивные полосы;
- почти 80 % всех материалов на спортивную тему, опубликованных в газетах, - это сообщения информационных агентств. Лишь 10-15 % от всего числа материалов, опубликованных в газетах, авторские;
- больше всего в газетах пишется о футболе, хоккее, баскетболе;
- в основном вся спортивная информация о видах спорта, причем 90 % из них - о спорте высших достижений. Соответственно о массовой физической культуре и других аспектах физкультурного движения в газетах уделяется чуть более 2,0 %;
- в газетах, как правило, рассказывается о прошедших соревнованиях на международном уровне (60 %) и российском (30 %). Менее одного процента в газетах информации о том, что делается в субъектах Российской Федерации по развитию спорта;
467
- в поле зрения прессы в основном попадают взрослые спортсмены. На долю детей приходится не более 5 %, молодежи - 31 % и пожилого возраста - до 1 % от всего количества материалов о спорте;
- о спортивных успехах мужчин пишут в 7 раз больше, чем о таковых у женщин;
- как правило, героями спортивных сообщений являются спортсмены-профессионалы. Почти нет материалов о том, как занимаются физической культурой и спортом трудящиеся (рабочие и работники села), пенсионеры, домохозяйки, учащиеся и студенты;
- очень редко в газетах освещаются организационноуправленческие, материально-технические проблемы спорта;
- более 20 % всех сообщений в газетах приходится на освещение вопросов здорового образа жизни, оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Таким образом, в настоящее время предпринимается ряд мер, направленных на улучшение пропаганды физической культуры и спорта в СМИ: созданы специализированные спортивные каналы, которые ориентированы на освещение вопросов развития физической культуры и спорта в стране, стали выходить специализированные печатные издания, рассчитанные на спортсменов-инвалидов и ветеранов спорта. В целях привлечения молодой аудитории к занятиям физической культурой и спортом, формирования здорового образа жизни более активно стали использовать возможности Интернета. Усилия средств массовой информации сосредоточены на формировании у людей потребности в активных занятиях спортом, на оказании практической помощи тем, кто желает делать это самостоятельно. Однако не ведется целенаправленной пропаганды тех видов спорта, которые в наибольшей степени способствуют физическому совершенству, духовному и нравственному становлению личности. Средства массовой информации реагируют на коренные изменения в оценке роли и места физической культуры и спорта в решении социально-экономических проблем общества, сформировано положительное общественное мнение по вопросам физической культуры и спорта, раскрываются ценности, ради достижения которых человеку имеет смысл тратить свое свободное время на занятия физической культурой и проведение досуга. Тем не менее, недостаточно активно и профессионально осуществляется пропаганда новых видов физических упражнений, технических, а также национальных и народных видов спорта; места физических упражнений в режиме труда и отдыха, недостаточно учитываются адресность информации, интересы аудитории и отсюда - низкая эффективность воздействия на читателя, зрителя, слушателя. От-
468
сутствует стройная система, обеспечивающая координацию усилий всех средств информации в пропаганде физической культуры. Роль СМИ в инициировании и организации массовых физкультурнооздоровительных кампаний недостаточна. Не освещаются в полной мере нормативно-правовые проблемы развития спорта, отсутствует специальная литература, научно-методические разработки, направленные на повышение эффективности пропаганды физической культуры и спорта, как для отдельных средств, так и для системы в целом.
В. П. Чернышев, Л. Г. Чернышева
СМИ в области физической культуры и спорта в инновационном развитии Хабаровского края
В современных условиях сфера физической культуры и спорта страны оказалась перед системными вызовами, отражающими как мировые, так и российские тенденции развития общества, на которые необходимо реагировать. В соответствии со стратегией развития на период до 2020 года, физическая культура и спорт должны стать основой здорового образа жизни, а расходы общества на занятия ими следует рассматривать как выгодное вложение в развитие и более экономически эффективное использование человеческого потенциала. Актуальность проблемы обусловила исследование системы массовых спортивных коммуникаций Хабаровского края с целью: 1) осознания характера средств массовой информации как фактора развития спортивной сферы в регионе, современной спортивной инфраструктуры; 2) определения сущности названной системы как эффективного средства достижения взаимодействия между различными субъектами спортивной деятельности, между регионом и центром; 3) понимания информационного запроса на темы спортивной жизни не только целевых групп специализированных СМИ, но и аудитории других газетных и журнальных изданий, телерадиоканалов, уделяющих внимание спортивной тематике.
Последовательно рассмотрим каждое из них.
Спортивные газеты и журналы Хабаровского края являются важным звеном в осуществлении коммуникативных функций физической культуры и спорта в регионе. Эти же функции осуществляют тематические разделы спорта многие региональные массовопублицистические, культурно-просветительские, научнопрактические, рекламно-информационные, информационносправочные и другие издания.
469