Научная статья на тему 'СМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ'

СМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
мотивация / СМИ / изучение языка / мотивация / motivation / media / learning language / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варваштян Д.С., Бзегежева З.З.

Работа представлена кафедрой романо-германской и русской филологии Сочинского государственного университета. В статье рассматриваются вопрос о роли мотивации в процессе обучения иностранному языку, а также исследуется СМИ как средство развития мотивации к изучению иностранного языка студентами неязыковых ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA AS A MEANS OF DEVELOPING MOTIVATION TO STUDYING A FOREIGN LANGUAGE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The work was presented by the Department of Romance-Germanic and Russian Philology of Sochi State University. The article discusses the role of motivation in the process of learning a foreign language, and also examines the media as a means of developing motivation to study a foreign language by students of non-language universities.

Текст научной работы на тему «СМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ»

УДК 81 Варваштян Д.С., Бзегежева З.З.

Варваштян Д.С.

Сочинский государственный университет (г. Сочи, Россия)

Бзегежева З.З.

доцент кафедры романо-германской и русской филологии Сочинский государственный университет (г. Сочи, Россия)

СМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Аннотация: работа представлена кафедрой романо-германской и русской филологии Сочинского государственного университета. В статье рассматриваются вопрос о роли мотивациии в процессе обучения иностранному языку, а также исследуется СМИ как средство развития мотивации к изучению иностранного языка студентами нечзыковых ВУЗов.

Ключевые слова: мотивация, СМИ, изучение языка, мотивация.

В настоящее время мотивация является одним из главных двигателей изучения студентами иностранного языка. Изучение иностранного языка в эпоху глобализации играет ключевую роль в формировании компетентного специалиста в любой сфере деятельности. Знание двух и более языков открывает доступ к источникам информации по всему миру, более того, даёт возможность коммуникации с иностранцами, специалистами в той или иной сфере. Неудивительно, что интерес к изучению иностранного языка, особенно английского, за последние несколько лет возрос в значительной степени и это, несмотря на непростую политическую ситуацию в мире. Действительно, уровень

международных связей и отношений весомо снизился, однако потребность в изучении международной ситуации с позиции разных картин мира резко возраста. Знание иностранного языка позволяет студентам увидеть и услышать множество источников, сопоставлять, анализировать и сравнивать их, то есть развивать критическое мышление. Стоит также добавить, что в связи с масштабным пакетом санкций, направленных на Россию, увеличилась доля импортазамещения, как материальных, так и нематериальных продуктов. Для качественного производства и создания отечественных товаров необходимо изучать международный рынок, что невозможно без знания ведущего на мировой арене языка, то есть английского. В связи с этим, отметим, что роль дисциплины «иностранный язык» в ВУЗах становится всё более значимой. Тут, конечно, на главный план выходит понятие мотивации. Мотивация важна при любой деятельности, также как и при изучении любой дисциплины. Но особо важно и остро она проявляется при изучении иностранного языка. Проблема мотивации к изучению иностранного языка рассматривалась ранее в статье Е.В.Косинской (Воронежский экономико-правовой институт, г.Воронеж) «Роль мотивации в изучении иностранного языка», где автор рассматривал основные причины демотивации студентов в процессе обучения иностранному языку. А в работе А.А.Фаримовой (педагог-филолог английского языка и литературы, МБОУ СОШ №16 г.Краснодар) «Мотивация учащихся к изучению английского языка» рассматривается мотивация учащихся к обучению как основа любого познавательного процесса. Также в статье «Мотивация в изучении иностранного языка» Белятинская Е.А. (Старший преподаватель, НИУ ВШЭ) поднимает вопрос особенностей мотивации при изучении иностранного языка. В нашей работе мы исследуем вопрос мотивации к изучению иностранного языка посредством СМИ, именно в этом и заключается новизна данной работы. В процессе исследования мы использовали такие методы как наблюдение, анализ, моделирование. Как уже упоминалось выше, все источники информации, которые доступны особенно в электронной среде, невозможно принять к сведению и анализировать без знания иностранного языка. Так, мы можем

назвать средства массовой информации средством развития мотивации студентов к изучению иностранного языка.

Прежде чем перейти непосредственно к СМИ, как к средству развития мотивации, обратимся к понятию мотивации. С точки зрения Г.Г. Зайцева (Доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой управления персоналом факультета государственного управления, МГУ) «Мотивация — это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.» Б.Ю Сербиновский (профессор, доктор экономических наук, кандидат технических наук. Заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» Педагогического института ЮФО) определяет мотивацию как побуждение людей к деятельности". Стоит отметить, что все ученые при определении понятия «мотивации», так или иначе, сходятся в том, что мотивация — это активно-движущая сила, которая определяет поведение живых существ. С одной стороны - внутренняя мотивация, направленная на позновательную потребность субъекта к познанию, с другой стороны - внешняя мотивация, которая обусловлена внешними факторами. Рассмотрим подробнее виды мотивации. К.Замифир (румынский социолог, профессор университета, действительный член Румынской академии) выделяет три вида мотивации:

- внутренняя (или процессуальная) мотивация,

- внешняя положительная мотивация,

- внешняя отрицательная мотивация.

При внутренней мотивации человека побуждают к действию его внутренние потребности. Если студент изучает иностранный язык, потому что он ему нравится, он получает удвольствие от процесса изучения, значит им руководит внутренняя мотивация. То есть, процесс обучения проходит «в потоке», сама по себе. Однако чаще всего, есть внешние факторы или обстоятельства деятельности. Например, бывают задачи, которые совсем не распалагают к работе в удовольствие. Такие задачи выполняются на основе внешней мотивации. Внешняя мотивация исходит из обстоятельтв, при которых

находится студент. Е.А. Петраш (кандидат педагогических наук, ПГУ г.Псков) В.Б.Никишина (доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии здоровья и коррекционной психологии КГМУ г.Курск) выделяют следующие социальные мотивы внешней мотивации:

- стремление к социальному престижу,

- стремление к социальной цели,

- стремление к сопернечеству.

Внешнюю мотивацию принято подразделять на положительную и отрицательную. Например, наказание - это явный фактор отрицательной внешней мотивации, который может привести к результату, но в действителности, рузультат рискует иметь низкий уровень качества, более того, такой метод мотивации способен нанести ущерб внутренней мотивации. Напротив, похвала или поощрение - это залог положительной внешней мотивации. Внутренняя и внешняя мотивации всегда сопутсвуют друг другу и приводят к результатам. Однако внутренняя мотивация более способсвует уровню качесвта этого резульатата, тогда как внешняя предсказывает его количесвтенные характеристики. Ричард Райан (профессор психологии, психиатрии, педагогики, США) и Эдвард Деси (американский психолог, специалист по проблемам психологии развития, США) в изучение мотивации модель континуума относительной автономной мотивации.

Континуум относительной автономии мотивации

Вид мотивации Что стимулирует к деятельности Характер мотивации

Амотивация «неясно, ради чего я учусь» Ничего, нет стремления действовать Мот ивация отсутствует

Внешняя мотивация Зкстернальная регуляция «Учусь, потому что это обязательство и необходимость» Внешние условия, награды и наказания Контролируемый

Ин¡роецированной регуляция «Учусь из чувства долга, чтобы гордиться собой» Самооценка, которая зависит от успехов в этой деятельности Умеренно контролируемый

Идентифицированная регуляция «Обучение полезно для меня и моей карьеры» Осознание связи деятельности с важными длр человека целями и ценностями Умеренно автономный

Интегрированная регуляция чв учёбе я вижу смысл и своё призвание* Соответствие деятельности целям и ценностям человека Автономный

Внутренняя мотивация «Учёба для меня — радость и интерес» Интерес к деятельности. удовольствие или радость от неё Автономный по природе

Рисунок 1. Континуум относительной автономной мотивации.

Суть данной модели заключается в том, что каждая форма внешней мотивации обладает своим собственным психологическим механизмом и имеет свои собственные последствия для человека. Эти последствия зависят от того, насколько автономно студент способен регулировать свое поведение.

Например, при внутренней мотивации больше всего автономии к действию человека стимулируют внутренние интересы и желания. Тогда как среди форм внешней мотивации существуют контролируемая, умеренно-контролируемая, умеренно-автономная и автономная мотивация.

Итак, изучив виды мотивации, попытемся ответить на вопрос, к какому виду мотивации можно отнести СМИ, и как средства массовой информации способствуют развитию мотивации у студентов к изучению иностранного языка?

Для начала обратимся к определению поятия СМИ. Средства массовой информации — понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.). Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

К основным видам СМИ относятся:

- радио — акустическое, словесно-звуковое воздействие,

- печать — словесное и графическое воздействие,

- кино — художественно-образное воздействие,

- телевидение — интегрированное акустическое и художественно-творческое воздействие,

компьютерные технологии (Интернет) — оперативное самостоятельно-творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия. Компьютерные технологии обладают самым масштабным воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответствующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные технологии позволяют активизировать участие пользователя, мотивировать активность, развивать интерес и пр.

Основные функции СМИ:

- общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач),

- воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.).

- информационная: осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации,

- обучение и просвещение: профессионально-заинтересованная аудитория, расширение кругозора,

- художественно-репродуктивная: трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки,

- художественно-продуктивная: распространение произведений особого вида искусства — рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов и проч., при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале,

- развлечение: заполнение досуга приятным отдыхом, развлечением (музыка, кино и т.д.).

Так как мы рассматриваем СМИ как средство повышения мотивации к изучению именно иностранного языка, в нашей работе мы остановимся на СМИ через компютерные технологии (интернет).

Итак, как уже указывалось выше, в нынешней непростой политической и экономической ситуации в мире, и в нашей стране в частности, стремительно развивается импортозамещени.. Для качественного создания собственной продукции специалисты всех направлений должны быть осведомлены о тенденциях развития промышленности, рынка образования и т.д. на международной арене. Сейчас активно переводятся статьи, новостные репортажи и любые источники информации с иностранных языков на русский. Но данных источников с переводами всё еще недостаточно, и в условиях динамично-разивающихся средств массовой информации, многие вещи упускаются. Именно поэтому студентам в ходе обучения неоходимо обращаться к иностранным источникам. Например, студентам-экономистам следует изучать такие источники информации как CNN, Forbes, The Economist. Дизанеры могут найти актуальную информацию в Vogue, GQ, Harpers Bazaar. В данных ресурсах студент может найти много информации о сфере своей деятельности. Следовательно, для того чтобы найти, прочитать и проанализировать статьи и видеоматериалы необходимо обладать как базой языка, так и специальными лексическими единицами, соответсвующим специальности обучающихся. То есть обогощение знаниями из международных источников по специальной области, желание стать ведущим профессионалом в конкретной сфере - фактор внешней мотивации.

Также слдует отметить, что в какой сфере деятельности бы не находился человек, исключительно важно общаться с коллегами, как своей страны, так и с иностранными специалистами. Профессиональная коммункация помогает развиваться, набираться опыта и идей. Более того, приобретенные связи способствуют собсвенному провдижению. Например, студент, обучающийся на факультете туризма, может обзовеститись связями в Турции и, в будущем

получить предложение о работе заграницей. Итак, фактор международной коммуникации мы также можем отнести к внешней положительной мотивации.

Продвижению себя как специалиста, также могут спсобствовать СМИ. В наши дни, для того чтобы рекомендовать себя как профессионала, необходимо в первую очередь показывать свои профессиональные навыки и умения, но также важна демонстрация данных навыков, умений и, самое главное, их результатов в массах. Что как ни социальные сети лучше всего служат площадкой для саморекламы? Какой студент уже на этапе выбора своей будущей профессии не задумывается о способах заработка? И тут вступает в силу правило: чем больше масштаб охвата аудитории, тем больше приток клиентов. Например, студент-логист, уже на втором курсе начинает вести блог о ходе своего обучения, набирает аудиторию в течение трех лет, затем после получения диплома освещает в блоге свою работу и результаты, люди это видят и предпочитают выбирать «прозрачного» специалиста, чью работу они наблюдают на протяжении некоторого времени. А теперь представьте, что этот же студент направляет свой контент не только на русскоязычную аудиторию, но и на международную, тут возратет не только приток клинтов, но и сменится валюта оплаты труда. Реклама, приток клиентов, валюта, то есть повышение конкурентоспособности и оплаты труда человека - всё это материальное поощрение, что является фактором, опять же, внешней положительной мотивации.

Исходя из нашего анализа, мы можем сделать вывод, что СМИ играет важную роль в развитии в студенте будущего специалиста. СМИ - это: а) связи, б) информация, в) конкурентоспособность. А если к СМИ добавить еще знание иностранного языка, то можно выйти на международную арену и расширить зону получения и передачи информации. Для будущих профессионалов, действительно заинтересованных в своей успешной карьере, СМИ - это сильное средство внешней положительной мотивации к изучению иностранного языка.

В заключении, хотим сказать, что на сегодняшний день изучение иностранного языка играет ведущую роль в становлении личности как

компетентного специалиста в любой области. Дисциплина «иностранный язык» введена в программу обучения по всем направлениям неязыковых ВУЗов. В нашей статье мы затронули два важных вопроса, связанных с процессом обучения ИЯ. Сначала мы рассмотрели роль мотивации и её виды, чтобы обозначить значимость выдвинутой проблемы. Мотивация — это важный фактор в изучении любой дисциплины, но в области изучения иностранного языка данный фактор особенно важен. Мотивация подразделяется на два вида: внешняя и внутрення, причём внешняя мотивация бывает как положительной, так и отрицательной. При исследовании вопроса мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых ВУЗом мы рассмотрели СМИ как средство мотивации. Методом наблюдение, мы выяснили какие средства массовой информации могут быть использованы в процессе обучения, затем путем анализа, вынесли три основные формы СМИ как мотивации:

1. Стремление стать ведущим специалистом в конкретной области.,

2. Международные связи,

3. Повышение конкурентоспособности и оплаты труда специалиста. Данные формы относятся к внешней положительной мотивации, которые

в синтезе с факторами внутренней мотивации позволят получить как качественный, так и количественный результат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. м., 2009;

2. Белятинская Е.В. Самопрезентация на английском языке // WBC Media, Российская Федерация. 2021;

3. Духновский С.В., Речкалова О.Л., Рахманский В.Л. Особенности интегральной индивидуальности субъектов с разным уровнем психологической устойчивости личности// Успехи современной науки. 2015. No 2. С. 96-102;

4. Земфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога // Издателство политической литературы, Москва. 1983;

5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000;

6. Косинская Е.В. Роль английского языка в бизнесе // Территория науки. 2014. No 6. С. 65-70;

7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999;

Петраш Е.А., Никитина В.Б. Социальная работа в современном российском обществе // Зебра Ульяновск. 2022;

8. Миролюбов А.А. методика обучения иностранным языкам. м.: Просвещение, 2011;

9. Сербиновский В.Ю. Подход к оценке состояния и эффективности использования инфраструктуры как фактора развития университета // Вестник науки и образования Северо-запад России. 2015;

10. Фаримова А.А. Мотивация учащихся к изучению английского языка // Наука и образование сегодня. 2019. №12. С. 42-45;

11. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

Varvashtyan D.S., Bzegezheva Z.Z.

Varvashtyan D.S.

Sochi State University (Sochi, Russia)

Bzegezheva Z.Z.

Sochi State University (Sochi, Russia)

MEDIA AS A MEANS OF DEVELOPING MOTIVATION TO STUDYING A FOREIGN LANGUAGE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Abstract: the work was presented by the Department of Romance-Germanic and Russian Philology of Sochi State University. The article discusses the role of motivation in the process of learning a foreign language, and also examines the media as a means of developing motivation to study a foreign language by students of non-language universities.

Keywords: motivation, media, learning language, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.