Научная статья на тему 'СМИ как предмет Западной медиакритики'

СМИ как предмет Западной медиакритики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
436
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / МЕДИАКРИТИКА / АВСТРИЙСКАЯ И НЕМЕЦКАЯ ПРЕССА / СЕТЕВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СВОБОДА МАСС-МЕДИА / MASS MEDIA / MEDIA CRITICIS / AUSTRIAN AND GERMAN PRESS / ONLINE JOURNALISM / FREEDOM OF THE MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мисонжников Борис Яковлевич

В статье рассматривается опыт организации медиакри-тики в газетах Австрии и Германии, исследуется работа некоторых журналистов аналитических изданий, их политическая позиция, методология освещения российских масс-медиа. Медиакритика, как правило, строится на логической основе, достаточно объективна, но иногда глубине анализа авторов мешает предвзятое отношение к российским масс-медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media as a subject of western mediacriticism

The article considers the experience of the organization media criticis in Newspapers Austria and Germany, examines the work of some journalists analytical publications, their political position, methodology lighting Russian mass media. Мedia criticis usually based on a logical basis, is rather objective, but sometimes the depth of the analysis the authors prevent a biased attitude to the Russian mass media.

Текст научной работы на тему «СМИ как предмет Западной медиакритики»

все это заставило традиционные средства массовой информации развиваться, вызвало к жизни совершенно новую группу людей, воздействующих на общественное мнение, с совершенно иным механизмом сбора и распространения информации, и при этом изменило ежедневный порядок того, как люди ищут новости [20].

в «виртуальной» информационной среде масс-медиа помогают человеку осуществлять такие виды деятельности, как познавательная и коммуникативная, формировать сообщества, их круг интересов и общения, стимулировать развитие межличностных отношений.

Литература

1. Шилина М.Г. Связи с общественностью в интернете: к вопросу формирования понятийного аппарата // Медиаскоп. 2011. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope. ru/taxonomy/term/329.

2. Горохов В.М., Шилина М.Г. Связи с общественностью: инновационные ракурсы исследования // Медиаскоп. 2012. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/ node/1097.

3. МосквинаЖ.О. Мобильный интернет. Новые коммуникативные возможности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 2.

4. Рейтинг медиаактивности коммуникационных агентств. Июнь 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. communicators.ru/library/ratings/rejjting_mediaaktivnosti_kommu.

5. Saras L. The story of Facebook,You Tube@MySpace: The people, еhe hype and the deals behind the giants of Web 2.0. Gotham Books, 2008.

6. Opera Software: официальный сайт компании. Режим доступа: www.opera.com.

7. The Nielsen company: официальный сайт компании. Режим доступа: http://nielsen.com/us/en.html.

8. Шадрин А.Е. Сетевая модель организации // Вестн. НАУФОР. 1999. № 11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http:// www.isn.ru/shadrin/naufor.htm.

9. Пронин Е.И. Психологические проблемы современной журнали-

стики // Проблемы медиапсихологии. М., 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL.: http://evartist.narod.ru/text7/39.htm.

10. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск, 2005.

11. Бондаренко С.В. Субкультура мобильных трудовых взаимодействий // Философия хозяйствования. 2006. Спец. вып. Нояб. С. 219-224.

12. Бондаренко С.В. Культура мобильных телекоммуникаций. Ро-стов-н/Д., 2006.

13. Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1999. № 2. С. 58-69.

14. Федотова Л.Н. Развитие инфокоммуникативных процессов -начало XXI века // Медиаскоп. 2011. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/900.

15. Мэтякубов А.Д. Влияние интернет-журналистики на преобразование средств массовой информации (международный аспект): Автореф. дис. ... филол. наук. Ташкент, 2012.

16. Челпанова М. Печатные СМИ уходят в интернет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lenizdat.ru/a0/ru/ pm1/c-1072897-0.html.

17. Носик А. СМИ русского интернета: теория и практика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediaatlas.ru/items/?id=2 78&cat=analitics&field=.

18. Водолагин А.Л. Интернет-СМИ как арена политической борьбы // Общественные науки и современность. 2002. № 1.

19. Пронина Е.Е. «Живой текст»: четыре стилевых признака Net мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 6.

20. БрекендриджД. PR: новые медиа, новые аудитории, новые инструменты. М., 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nashaucheba.ru/v26536/?cc=1.

УДК 070.447

Б.Я. Мисонжников

Санкт-Петербургский государственный университет

СМИ КАК ПРЕДМЕТ ЗАПАДНОЙ МЕДИАКРИТИКИ

В статье рассматривается опыт организации медиакритики в газетах Австрии и Германии, исследуется работа некоторых журналистов аналитических изданий, их политическая позиция, методология освещения российских масс-медиа. Медиакритика, как правило, строится на логической основе, достаточно объективна, но иногда глубине анализа авторов мешает предвзятое отношение к российским масс-медиа.

Ключевые слова: масс-медиа, медиакритика, австрийская и немецкая пресса, сетевая журналистика, свобода масс-медиа.

Misonzhnikov Boris Ya.

MEDIA AS A SUBJECT OF WESTERN MEDIACRITICISM

The article considers the experience of the organization media criticis in Newspapers Austria and Germany, examines the work

of some journalists analytical publications, their political position, methodology lighting Russian mass media. Мedia criticis usually based on a logical basis, is rather objective, but sometimes the depth of the analysis the authors prevent a biased attitude to the Russian mass media.

Keywords: mass media, media criticis, Austrian and German press, online journalism, freedom of the media.

ЗАПАДНЫЕ АНАЛИТИКИ всегда проявляли значительный интерес к российской действительности. Не обходили вниманием и средства массовой информации, причем делали это в основном с позиции критического и дискурсивного мышления: рассудочно и прагматично - и при этом, само собой разумеется, небескорыстно, исходя из собственных идеологических приоритетов, - рассматривали деятельность печатных изданий, радио и телевидения. В советское время критика носила однозначно антагонистический классово-идеологический характер и охватывала все элементы медиасистемы. в постсоветский период критике подвергаются российские масс-медиа главным образом в связи с их общественно-политической ангажированностью, интолерант-ностью, а также с тем, что субъекты медиапроцесса мирятся с навязанной им несвободой, не полностью выполняют функцию посредника между аудиторией и властью предержащей. Вообще современная западная критика в отношении российской государственно-политической и социально-экономической системы, утратив классовую подоплеку оценок, стала более конкретной и взвешенной, хотя, пожалуй, и не менее острой. Естественно, в оценках не может не присутствовать в той или иной степени субъективизм: критика всегда пристрастна, и критикующий имеет свою позицию. Определенную роль играет именно личность критикующего, а также то, какой позиции вообще придерживается печатный орган, выступающий с критикой, причем различия в критических подходах могут быть существенными даже в пределах изданий одного типологического кластера.

так, из двух качественных газет Австрии более правой позиции придерживается газета Die Presse, которая даже в советской теории журналистики признавалась «влиятельной» [i. С. 32]. На первой полосе под общим названием номера указано: «Свободна с 1848 года». то есть именно это дата основания печатного издания, одного из старейших в Европе, которое, вместе с тем, таким образом декларирует и свою политическую независимость. Эта солидная и консервативная газета старается давать сдержанную и аргументированную критику. Редактором восточно-европейского направления выступает Ютта Зоммербауэр, которая имеет основательное университетское образование, некоторое время работала преподавателем в вузе и опубликовала книгу по социальной тематике. Служебный и творческий путь Зоммербауэр, к слову сказать, убедительно свидетельствует в пользу академической формы журналистского профессионального образования. Судя

по публикациям, Зоммербауэр обычно констатирует факт и комментирует его, не позволяя эмоциям брать над собой верх. Вследствие этого у читателя возникает впечатление объективности, справедливости и убедительности критики. Журналистка умеет оставаться в рамках достойной и уважительной манеры речевого поведения даже в процессе работы над очень трудными темами, которые явно сопряжены с проявлениями признаков провокативного дискурса. Например, это проявилось в крупной публикации, посвященной российско-грузинским отношениям [2].

А вот Der Standard снискала репутацию печатного издания более левого толка, хотя ее, также качественную австрийскую газету, в принципиальной позиции не многое отличает от газеты Die Presse. Разве что в некоторой степени нарочитое стремление выделить свой особый типологический статус и политическая насту-пательность, в отдельных случаях - впрочем, довольно редких - доходящая до агрессивности. Der Standard была основана в 1988 г. Оскаром Броннером, талантливым журналистом, организатором, проявившим себя в различных видах деятельности. Газета выходит на розовой бумаге, подчеркнуто консервативна в верстке и изложении материала. Критическая составляющая в ней отличается большой, порой даже, пожалуй, в чем-то и чрезмерной - в ущерб аналитичности - жесткостью, что, однако, свойственно многим респектабельным западным изданиям.

Критике подвергаются и события в России. Им посвящает свои материалы пребывающий в Москве журналист Андрэ Баллин. В столице России он сменил Ве-рену Дитхельм, которая в течение трех с половиной лет писала для газет Der Standard и Financial Times Deutschland (FTD). Баллин по образованию - славист, защитил диссертацию [3]. Некоторые его публикации выполнены в более или менее спокойной аналитической манере и отличаются необходимой глубиной. Например, статья, содержащая достаточно точную оценку экономического состояния современной России: материал здесь представлен конструктивно, имеются ссылки на мнения экспертов, хотя и анонимных [4]. Однако некоторые публикации, как может показаться, к сожалению, не располагают достаточной доказательной базой и избыточно оценочны, слишком эмоциональны. Баллин имеет довольно бойкое перо, и это ему порой мешает выйти на должный уровень спокойного аналитического обобщения, остановиться на некоторых важных деталях события. Бывают случаи, когда, похоже, он просто стремится угодить аудитории и дать ей то, что она охотно бы от него приняла, пусть даже приведенные суждения и не совсем справедливы. А это, в частности, и недостаточно порой объективные оценки того, что происходит в России. Несомненная чрезмерная пристрастность, проявляемая Баллином в аналитических публикациях, неумение или нежелание отстраниться от случайного и частного в оценке происходящего привели к тому, что и сам он стал объектом нападок, пожалуй, не совсем справедливых. Анонимный автор в интернете заявляет:

«Андрэ Баллин: Пропаганда против России. Я бы посоветовал Российскому министерству иностранных дел навсегда закрыть ему въезд в Россию с формулировкой: ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ РУСОФОБИЯ» [5].

Это не столько проявление «русофобии», сколько манера изложения материала - ироничная, чуть язвительная, а порой и слегка высокомерная. Кстати сказать, газета Die Presse в этом отношении более проста и безыскусна, не позволяет себе подобного надменного и не лишенного некоторой водевильной спеси обращения с объектами своего внимания. Это заметно даже из семантической структуры заголовочных комплексов - они лапидарны, конструктивны и прагматичны. В них напрочь отсутствует игривая затейливость, которой грешат заголовочные комплексы Der Standard. В газете Die Presse чувствуется проявление уважения даже к тем, кто подлежит критике, зачастую и нелицеприятной, что не может не вызвать симпатии. А вот авторы Der Standard стремятся даже в самой тривиальной ситуации, когда, казалось бы, нет особого смысла предстать «яркими» и «креативными», все-таки продемонстрировать эти черты.

Так, под рубрикой «Голова дня» появилась корреспонденция о том, что в качественной швейцарской газете Neue Zürcher Zeitung, согласно рейтингам, кстати сказать, одной из самых влиятельных в мире, в 2013 г. высшим должностным лицом стал Файт Ден-глер, уроженец Австрии. Заголовок корреспонденции, опубликованной в Der Standard, гласил: «Австриец видит музыку в „Новой цюрихской“» [6]. При чем здесь музыка? Да при том, как сообщается в последнем абзаце корреспонденции, что «Денглер сомневающимся в медийном будущем может рассказать о музыкальной отрасли. Как утверждают, Денглер в последнее время охотно подчеркивает, что она после тяжелого кризиса снова встала на ноги». Кроме этой фразы в корреспонденции нет ни слова о «музыке». Сомневающиеся -это, в частности, журналисты из конкурирующих с Neue Zürcher Zeitung медиа, которые отзывались о событии «с некоторым хамством». Казалось бы, Денглер еще не проявил себя ни с положительной, ни с отрицательной стороны как CEO (Chief Executive Officer), однако в газете Der Standard он уже получил не поздравление от своих земляков в связи с новым высоким назначением, а чуть ироничную оценку, содержащую некоторое сомнение в том, что он эффективно сможет привести Neue Zürcher Zeitung «в дигитальное будущее». Таким образом, можно утверждать, что скептически-колкая манера изложения материала в газете Der Standard касается далеко не только российских реалий. Это почерк прежде всего тех авторов, публикации которых в той или иной мере затрагивают общественно-политические вопросы. А медийная сфера имеет к этому самое непосредственное отношение. И надо учитывать, что этот почерк диктует само издание, инспирировать его - прерогатива редакции.

Небезынтересно то, что уже упомянутый А. Баллин, когда писал для сетевой версии журнала Spiegel, де-

лал это в иной манере: им был дан пространный критический обзор современной действующей модели российских масс-медиа в спокойной и деловой стилевой тональности. Автор в целом реалистично оценил ситуацию: выделяется особая роль «Газпрома», который, «как спрут, запускает свои щупальца во все новые и новые секторы русской экономики. От нефтяных и финансовых предприятий до медиахолдинга распространяются действия гиганта». Это, пожалуй, наиболее эмоциональная часть обзора, а далее идет сдержанное и обстоятельное изложение материала. Показаны структура и позиция канала «НТВ», говорится о «привилегии» радиостанции «Эхо Москвы» выступать с критикой, представлена газета «Известия», которая в тот период входила в состав холдинга «Газпром-Медиа» [7].

Пожалуй, один из наиболее полных и объективных обзоров, опубликованных в немецкоязычной прессе и посвященных современным российским СМИ, принадлежит Мартину Лежену, фрилансеру, который родился в Ганновере, а живет и работает в Берлине. Сообщает, что он - потомок древних гугенотов, которые вынуждены были перебраться в Германию. Пишет репортажи из горячих точек и освещает судебные процессы, рассказывает о том, что его действительно волнует. Поэтому, видимо, не случайно он обратился к состоянию российских СМИ и опубликовал свой обзор, как это он нередко делает, в Neues Deutschland, той самой, которая была центральным органом СЕПГ, а после объединения стала независимым изданием левых сил. Газета значительно сократила тираж и утратила влияние, однако сумела интегрироваться в медиасистему современной Германии.

Что касается российской прессы, то Лежен точно подметил ее особенность: не ограничены в свободном выборе только общенациональные печатные медиа, которые принадлежат частным концернам, в основном находящимся за рубежом, таким, как Axel Springer AG или Bertelsmann AG. У редакций региональных газет, напротив, медийная свобода сильно ограничена, поскольку эти издания финансируются в основном местными административными органами. По мнению Ле-жена, подобная модель финансирования прессы «пришла из прошлого», и «если главный редактор зависим от руководителя местной администрации, то тогда главный редактор не свободен в своей критике этого руководителя местной администрации». Судя по всему, автор обзора серьезно готовился к работе над публикацией, им приводятся мнения аналитиков из других авторитетных изданий, в частности из Neue Zürcher Zeitung. Знаменитая швейцарская газета выступила с критикой канала Russland Heute (RH), который представляет собой немецкоязычную версию Russia Today, и оценила проект как «далеко идущую российскую имиджевую кампанию». Лежен соглашается с выводом Neue Zürcher Zeitung: Russland Heute служит «Кремлю как средство влияния на общественное мнение также за рубежом». Интересно, что Лежен сравнивает систему государственного финансирования СМИ в России и

в Германии в отношении их независимости. В частности, достаточно подробно анализирует радио зарубежного вещания Deutsche Welle, которое финансируется из бюджета государства, т.е. существует на деньги налогоплательщиков. Конечно, речь идет о радиостанции «Эхо Москвы» и публикациях в интернете, который «не контролируется» [8].

Нельзя не заметить, что в последнее время все больше публикаций появляется о российской сетевой журналистике, и тон их становится тревожным. На сайте одного из самых солидных немецких еженедельников Die Zeit появилась публикация, в которой звучит тревога в связи с тем, что «в собственной стране Путин опасается власти интернета. Все чаще секретные службы и представители юстиции выступают против свободомыслия в Сети. <...> Если кто-то упорствует, то ему грозит потеря лицензии. Потому что в России господствует китайская модель государственного лицензионного обязательства для каждой службы, которая стремится получить доступ в интернет. Независимость провайдеров может быть под контролем, и они могут подвергаться давлению» [9].

Литература

1. Зарубежная печать: Краткий справочник. Газеты. Журналы. Информационные агентства. М., 1986.

2. SommerbauerJ. Der nicht mehr ganz so Kalte Krieg zwischen Moskau und Tiflis // Die Presse. 2013. 5. Aug.

3. KuffnerA. Medienköpfe und Karrieren. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.j0urnalist.at/archiv/2011-2/ ausgabe-08092011/medienkopfe-und-karrieren.

4. Ballin A. Russland steckt im Konjunkturtal // Der Standard. 2013. 5. Aug.

5. André Ballin: The propaganda against Russia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hghltd.yandex.net.

6. Fiedler H. Österreicher sieht Musik in der „Neuen Zürcher“ // Der Standard. 2013. 2. Aug.

7. Ballin A. Gasprom-Media: Der nimmersatte Gigant. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spiegel.de/wirtschaft/gasprom-media-der-nimmersatte-gigant-a-426454.html.

8. Lejeune М. MEDIENgedanken: Kritik aus Deutschland an Russlands Medien. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ag-friedensforschung.de/regionen/Russland/medien3.html.

9. VoswinkelJ. Kampf der Freiheit. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zeit.de/online/2007/11/russland-internet.

УДК 070.1; 316.772.4

В.А. Сидоров

Санкт-Петербургский государственный университет

ПУБЛИЧНЫЙ ДИСКУРС И МЕДИАСФЕРА: УСЛОВИЯ и субъекты функционирования

Статья посвящена институциональной структуре информационного (медийного) взаимодействия в социуме и медиасфере как пространству институтов и личностей. Автор рассматривает разные слои социального дискурса: от обсуждения в СМИ текущих проблем до глубинных, историко-культурного и гносеологического слоёв, связанных с познанием смыслов жизни, добра, красоты.

Ключевые слова: медиасфера, публичный дискурс, социум, информационное воздействие

Sidorov Victor A.

PUBLIC DISCOURSE AND THE MEDIA SPHERE: The conditions and subjects of functioning

The article is devoted to the institutional structure of the information (media) interaction in society and the media sphere as a space of institutions and individuals. The author examines the different layers of the social discourse of the mass media in the discussion of current problems to the deep, historical, cultural and epistemological layers related to the knowledge of the meaning of life, goodness, and beauty.

Keywords: mediasphere, public discourse, society, information impact.

Медийное взаимодействие: абстракции и реальность

Коммуникация - не столько вещь, сколько (пред)вестие, ее сущность постоянно ускользает, поскольку коммуникация - это всегда и то, чего нет... это процесс, внутри которого постоянно возникают значения, зависящие от данного процесса и одновременно влияющие на него [1. С. 56]. Как зависят от процесса и одновременно оказывают на него непосредственное влияние участники коммуникации, вступающие в информационное взаимодействие?

Информационное взаимодействие внутри социума может быть представлено в виде двухуровневых коммуникаций - межличностных и межгрупповых. Межличностная коммуникация - это первичное и до сих пор решающее звено информационного взаимодействия в обществе. Понимание коммуникации межгруп-пового уровня гораздо сложнее. Поэтому отметим еще одно возможное подразделение коммуникаций на интимные и публичные, которое частично совпадает с предыдущим делением, но ему не тождественно:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.