Научная статья на тему 'СМИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ '

СМИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социализация / политическая социализация / институты социализации / социализация молодежи / Socialization / political socialization / institutions of socialization / socialization of youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А.Л. Заруцкая, А.С. Гурьянов

Рассматривается СМИ (средства массовой информации), как основной институт политической социализации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA AS THE MAIN INSTITUTE OF POLITICAL SOCIALIZATION OFYOUTH

This article considers mass media as the main institution of political socialization of young people.

Текст научной работы на тему «СМИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ »

Секция «Молодежь, наука, творчество (направления СПО)»

УДК 316.614

СМИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ИОЛИТИЧЕКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

МОЛОДЕЖИ

А. Л. Заруцкая Научный руководитель - А. С. Гурьянов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: guryasash@yandex.ru

Рассматривается СМИ (средства массовой информации), как основной институт политической социализации молодежи.

Ключевые слова: Социализация, политическая социализация, институты социализации, социализация молодежи.

MASS MEDIA AS THE MAIN INSTITUTE OF POLITICAL SOCIALIZATION

OFYOUTH

A. L. Zarutskaya Scientific supervisor - A. S. Guryanov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: guryasash@yandex.ru

This article considers mass media as the main institution of political socialization of young people.

Keyword: Socialization, political socialization, institutions of socialization, socialization of youth.

В самом общем виде социализацию определяют как: «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве равноправного члена общества» [1].

Функция социализации осуществляется агентами и институтами социализации. Социальный институт - система социальных ролей. Агенты - люди, представленные данным институтом. Государство, семья, СМИ, школа и др. - это социальные институты, в частности институты социализации, которые выполняют, помимо прочих, функцию социализации [2].

Сегодня система массовой информации (СМИ) рассматривается как основной институт политической социализации молодежи.

Исследования влияния СМИ на молодежную аудиторию проводятся достаточно интенсивно, при этом современные российские исследователи влияние СМИ на сознание молодых людей оценивают скорее негативно. В. О. Нафталтеева указывает: «Современный подросток, молодежь оказываются вовлеченными в новую как для него, так и для общества реальность, которую он осваивает спонтанно, часто без целенаправленной помощи наставников. Эту роль наставников в медиатизированном обществе берут на себя различного рода посредники в виде средств массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, интернета, мобильной связи. Они становятся сегодня для молодежи естественной средой обитания и имеют большое значение в социализации личности» (а мы добавим: в том числе в политической социализации молодежи) [3].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

Политическая социализация представляется как процесс восприятия, накопления, фильтрации, анализа и усвоения личностью информации, полученной от общества, а также в результате собственного социального опыта, определения на этой основе собственной позиции и поведения во взаимоотношениях с обществом и государством. Данную точку зрения отличает от других определений то, что процесс политической социализации представлен не только как действие того или иного субъекта политики, но и как свойство самоорганизующейся информационной системы общества. Информация в данном случае выступает как обозначение содержания, полученного от общества в процессе приспособления к нему [4].

Такое явление, как интернет, сегодня уже ни кого не удивляет. Интернет полностью проник в политическую сферу. «Интернет представляет сегодня сильный, мощный агент политической социализации, охватывающий все большую и большую аудиторию. К интернет-пространству приобщается и подрастающее поколение, и люди старшего возраста. Молодежь значительную часть времени проводит в Интернете, нередко предпочитая выход в Сеть другим видам досуга» [5].

Интернет играет существенную роль в социализации пользователей. Однако она может быть двойственной - и позитивной, и негативной. Позитивный характер роли Интернета в социализации человека связан с колоссальными и нарастающими ресурсами Сети, способными обеспечить большую степень свободы пользователя и обладающих огромным потенциалом его развития, ценностной ориентации самореализации. В то же время Интернет обладает и негативным потенциалом: помимо упоминавшихся выше ресурсов Сеть несет в себе такое негативное свойство, как способность вызывать у пользователей привыкание, стойкую Интернет-зависимость [6].

Современная политическая социализация молодежи происходи посредством авторитетных блогеров, которые обсуждают политическую сферу вполне правомерно. Однако некоторые выступления блогеров могут негативно повлиять на планомерную политическую социализацию молодежи.

Чем больше в социальных сетях появляется лидеров мнений, тем тяжелее воспринимать информацию, поступающую от них, - не вся она достоверна, и может оказаться лишь пиар-ходом или рекламой. Необходимо проверять весь публикуемый контент и опираться лишь на собственное мнение. Будьте осторожны в большом цифровом мире коммуникаций [7].

Библиографические ссылки

1. Кон И. С. Ребёнок и общество. - М.: Аспект Пресс, 1988. - 270 с.

2. Щеглов И.А. Социализация: агенты, институты, факторы [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsializatsiya-agenty-instituty-faktory/viewer (дата обращения: 03.04.2020).

3. Горбатова Н. В., Малькевич А. А. Современные СМИ как инструмент политической социализации молодежи // Управленческое консультирование. - 2015. - №5. - С. 52-62.

4. Степанова E.H. Политическая социализация в информационном обществе // Известия Алтайского государственного университета, 2007. - С.155-159.

5. Довыдова О.С. Интернет как ведущий агент политической социализации молодежи // ProNunk. Современные политические процессы. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kak-veduschiy-agent-politicheskoy-sotsializatsii-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 03.04.2020).

6. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. - с. 736.

7. Анастасия Хахулина. Вся власть блогерам: как медийные личности влияют на аудиторию социальных сетей [Электронный ресурс]. URL: https://netology.ru/blog/vliyanie-blogerov-na-socseti (дата обращения: 12.04.2020).

© Заруцкая А. Л., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.