Научная статья на тему 'СМИ как фактор опасности в жизнедеятельности личности и социума'

СМИ как фактор опасности в жизнедеятельности личности и социума Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
451
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМИ как фактор опасности в жизнедеятельности личности и социума»

СМИ КАК ФАКТОР ОПАСНОСТИ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

И СОЦИУМА

Непомнящий А.В.

ТРТУ, кафедра ПиБЖг. Таганрог, ул. Энгельса, 1, 6-18-77

В настоящей работе обсуждается наблюдаемая направленность воздействия на отдельного человека и социум средств массовой информации (СМИ), анализируются ряд негативных результатов такого воздействия и способы их нейтрализации.

Здесь принята дедуктивная логика рассмотрения проблемы - от принципов и закономерностей целостного взаимодействия человека со средой обитания до характерных особенностей информационного взаимодействия населения со СМИ.

Суть одного из основных положений современного естествознания сводится к тому, что любой объект в существующем мире обменивается с этим миром веществом, энергией и информацией. Это положение достаточно полно обосновано в работах, Т. Коэна, Г.В. Чефранова, И. Пригожина и др. При этом отличие "живого" объекта от "неживого" сводится лишь к тому, являются эти обмены целенаправленными (свойство, присваемое живым объектам) или нет.

Аксиома о потенциальной опасности жизни человека при ее рассмотрении с этой позиции перестает быть таковой, поскольку оказывается легко доказуемой и переходит в ранг закона или одного из принципов развития сущего (и человека в том числе) в наблюдаемом нами мире. Это доказательство наиболее просто может быть получено путем формулирования необходимых и достаточных условий безопасности жизнедеятельности. Таких условий, на наш взгляд, два: способность человека принимать правильные решения по любому вопросу и в любой ситуации; способность человека реализовывать эти, принимаемые им решения.

Первое условие представляет собой известную проблему принятия решений, обусловленную теоретически неустранимыми для человека недостатком информации, необходимой для принятия решения, и, напротив, избытком мотивов, определяющих итоговый результат принятия решений (Б.Ф. Ломов и др.). Ошибки в принятии многоплановых решений приводят к глобальным катастрофам, как это было в Чернобыле, а в тех вариантах, которые на первый взгляд представляются одноплановыми и асимптотически малой значимости (сказал не то слово, не так как нужно было посмотрел на собеседника и т.п.) порой приводят к задержке развития личности, допустившей ошибку, на неопределенный срок.

Второе условие также является теоретически невыполнимым в связи с ограниченными возможностями проявления человека в основных планах его активности: физическом, интеллектуальном, эмоциональном..., не говоря уже о возможных других, более недоступных для саморефлексии, планах активности и проявлений. Невозможность выполнения этого условия определяется прежде всего преобладанием в человеке значимости неосознаваемых психических процессов по отношению к осознаваемым. Но, если бы даже неосознаваемые процессы играли бы ничтожно малую роль в жизнедеятельности человека, сам факт их присутствия уже делает невозможными и заведомо верное принятие решений и заведомо точную их реализацию.

Таким образом, принципиальное отсутствие возможности полного исключения опасного для жизнедеятельности человека воздействия факторов окружающего человека мира, равно как и факторов, связанных с его собственным несовершенством, приводит к необходимости возвращаться к другому известному вопросу: "не является ли эта потенциальная опасность жизни основным принципом существования живого, направленным на обеспечение его непрерывного развития"?

Положительный ответ, к которому склоняются многие философы, провоцирует следующий вопрос: "есть ли необходимость и целесообразность для человека и человеческого сообщества создавать дополнительное к естественным (т.е. Природным или Богом данным) количество опасных факторов в своей жизнедеятельности с целью ускорения этого развития?" Возможный ответ, как это следует, например, из Законов Ману, может быть положительным, если личность или социум в рассматриваемых условиях своего существования исчерпали все возможности своего развития с использованием только естественных факторов. В то же время, вполне очевидно, что человек или социум, находящиеся в критическом для жизни состоянии, более нуждаются в стабилизационных воздействиях нежели в разрушающих.

Это легко проиллюстрировать рассматривая различные этапы существования чисто технических или человеко-машинных систем. Не останавливаясь на всех известных из инженерной психологии этапах отметим два для нас важнейших: выживания и жизни. Этап или отдельная ситуация выживания всегда связаны с экстремом. Наиболее наглядным примером служит вывод спутника на орбиту или любое другое событие, связанное с возможным появлением "нештатных" факторов или ситуаций ими спровоцированных. Трудно найти человека, который одобрил бы незапланированное негативное воздействие на процесс запуска ракеты и вывода устройства на орбиту с целью, например, совершенствования ракетно-космического комплекса. В то же время на этапе жизни, более устойчивого состояния системы, напротив, допускаются искусственно создаваемые ситуации с неоднозначностью ожидаемого результата, т.е. экспериментальные исследования изучаемой системы или объекта методом управляемого воздействия, не приводящего систему к состоянию экстрема.

Нынешние внешние условия существования и жизнедеятельности Российского социума во всех своих составляющих соответствуют экстрему, что проявляется в следующем:

- осуществляется исторически мгновенный переход от директивного к экономическому принципу в управлении социальной системой, что соответствует попытке сбросить Россию на два уровня вниз (из страны познающей к уровню страны торгующей);

- в основной своей массе население страны погружено в состояние многозадачности в деятельности, что допустимо без разрушения психики только для специально подготовленных людей, способных, как Гай Юлий Цезарь, одновременно решать несколько разнохарактерных задач и выполнять соответствующее количество действий;

- социальные реконструкции осуществляются на фоне непрерывных попыток разрушения нравственных устоев общества;

- критически низок и весьма далек от достаточного уровень жизни

большинства слоев населения страны;

- сведены до минимума нормальные ( без потери социального статуса и уровня жизнеобеспечения) миграционные возможности населения, что приводит к появлению в буквальном смысле вымирающих поселений.

Этот печальный перечень признаков может быть значительно расширен, но в этом нет дальнейшей необходимости, т.к. уже перечисленное характеризует

социальную ситуацию как предельно экстремальную, а следовательно

информационное воздействие СМИ на население должно быть только

стабилизирующим, но отнюдь не наоборот.

Для прорисовки реальной картины рассмотрим несколько характерных для наших дней информационных воздействий СМИ на население и наиболее вероятные результаты таких воздействий.

Декларируемая необходимость зарабатывания денег на рекламе как бы определяет жанр основного количества фильмов, показываемых с экранов телевизоров. Это боевики или т.н. вестерны, а также фильмы, насыщенные эротическими сценами.

Как показали исследования американских психологов наблюдение человеком сцен насилия, под какими бы благовидными предлогами они не предъявлялись бы наблюдателю, приводит к активизации у всех без исключения испытуемых стремления к совершению насилия, к снятию внутренних морально -этических ограничений, являющихся гарантами развития, к развитию чувства вседозволенности, наиболее яркого признака потери человеком адекватности восприятия окружающего мира и существующих в нем отношений.

Кроме того, введение человека (в рассматриваемом случае зрителя) в стрессовое состояние, как показали Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина и др., превращают его в некое подобие накопителя информационно-энергетических отходов, активно поглощающего патогенные энергетические излучения и соответствующую информацию.

Напротив, человек, находящийся в спокойном состоянии является как бы прозрачным для негативных психо-энергетических воздействий, которые не в состоянии оставить при своем прохождении через такого человека какой либо заметный след своего воздействия.

Проведенные Ростовскими учеными опыты практически доказывают средствами биофизики обоснованность и целесообразность рекомендаций большинства этических учений, издревле и по сей день рекомендующих своим адептам сохранять абсолютное спокойствие в любых жизненных ситуациях. Казалось бы научно обоснованные нормы поведения должны пропагандироваться и средствами массовой информации. Но с телеэкранов, напротив, зрителям навязываюся совершенно иные поведенческие штампы, которые планомерно внедряются в массовое сознание. Как следствие, наблюдается рост агрессивности во всех слоях населения, повышение чувствительности к дестабилизирующим факторам и заболеваемости, снижение работоспособности и т.п.

Другим, наиболее угрожающим населению фактором, является пропаганда эротики и случайных половых связей. Герои сериалов в сфере репродукционной активности по уровню развития ничем не отличаются от обитателей крольчатника, и эти акты невежества и безкультурья трактуются как проявления свободы личности, тогда как на самом деле при множественных половых связях в первую очередь теряется именно свобода личности и ее способность к воспроизведению полноценного потомства. Сила воздействия СМИ настолько высока, что подверженные их влиянию люди не способны даже сопоставить два одноплановых явления - стремление собаководов блюсти чистоту породы своих питомцев и абсолютное безразличие этих же собаководов к проблеме чистоты породы собственного потомства. Все это происходит на фоне замалчивания СМИ важнейших научных результатов в области телегонии, показывающих, что вопрос сохранения рода человеческого целиком и полностью зависит от того, будут ли восстановлены нравственные устои семьи и добрачное целомудрие жениха и невесты, основные гаранты полноценного воспроизводства человеческой жизни.

Касаясь проблемы телесериалов нельзя не отметить и другие факторы их негативного воздействия. К ним, прежде всего, относятся: программирование масс и навязывание социокультурных штампов, снижающих многообразие мира отношений; нарушение принципа активности личности путем ее программирования; навязывание несвойственных россиянам стереотипов поведения, приводящих к разрушению естественной ментальности, снижению, таким образом, потенциала Российского менталитета, возникновению социокультурных химер.

На последних необходимо остановиться особенно. Еще в начале перестройки дикторы центрального телевидения, видимо по централизованно поданной команде, внезапно все до единого изменили мелодику русского языка. Появилась социокультурная химера - русский язык с мелодикой английского языка. Разрушающее влияние такой химеры на речемыслительный аппарат русскоязычного населения трудно переоценить, поскольку именно мелодика речи выполняет наряду с грамматическими функциями функцию эмоциональной окраски речи, а следовательно и эмоционального воздействия на психику слушателя. Остается только восхищаться находчивостью и профессионализмом создателей всех этих методов воздействия на массы и задавать все те же сокраментальные вопросы: "Кому это выгодно и нужно?" и "Что же по этому поводу думают те, кто обязан заботиться о безопасности граждан и национальной безопасности России в целом?".

К разряду идеологических диверсий можно без какой либо оговорки отнести пропаганду средствами массовой информации экономического принципа в управлении и коммерционализацию сознания молодежи, что ставит своей целью создание разбаланса и перекоса в социальной структуре общества, которому на самом деле нужны не только купцы и продавцы, но и ремесленники, воины, ученые и др.

Экономический принцип в управлении в масштабах всей планеты показал свою полную несостоятельность, поскольку в качестве главной цели он выдвигает получение прибыли, тогда как существуют цели гораздо более высокого уровня значимости, такие как сохранение среды обитания, развитие личности и социума в целом, сохранение национальной безопасности и ряд других. Все эти цели в рамках чисто экономического принципа в управлении остаются совершенно недостижимыми. Поэтому, суть внешнего воздействия на Россию сводится к внедрению в ее хозяйственную структуру порочного принципа, позволяющего, например, г-ну Соросу только с помощью минутного выступления перед СМИ создавать в Российской экономике кризисную ситуацию. Уже сам факт такой незащищенности страны должен был вызвать адекватную реакцию тех, кто гордо объявляет себя народными избранниками. Но "прелесть" экономического принципа заключается как раз в том, что он парализует все структуры общества вне зависимости от их иерархического уровня и истинного предназначения и позволяет управлять ими извне с помощью простейших средств, как это показано на примере девальвации рубля.

Перечень информационных факторов риска, генерируемых СМИ, можно было бы продолжить, но объем данной публикации этого не позволяет, т.к. здесь хотелось бы остановиться еще и на информационно-энергетическом факторе риска, воздействующем на личность не только на психологическом, но и на физическом уровне.

Речь идет об известном проекте "Те^еБю" Б. Гейтса и ряда соответствующих крупнейших компаний, управляющих информационными потоками на глобальном уровне и их содержанием. Суть проекта на декларируемом уровне весьма привлекательна, поскольку позволит полностью решить проблему коммуникации в масштабах всей земли путем "развешивания" сети из 600 ретранслирующих спутников. Более детальное рассмотрение проекта показывает, что планируемые к использованию радиочастоты находятся как раз в том диапазоне, в котором достигается наибольший успех в опытах навязывания мыслей -телепатического террора, осуществляемого с помощью сверхвысокочас тотных радиотехнических установок. Если даже не принимать во внимание гибель тысяч видов птиц, теряющих при сезонных перелетах ориентацию из-за избыточного и необоснованного радиозагрязнения атмосферы земли, то фактор воздействия собственно на человека исключить из рассмотрения нельзя. Трудно предположить -сколько человек, благодаря специальной подготовке, смогут противодействовать

такому незримому давлению на психику. По всей видимости, их будет относительно не много. Что же касается общей массы, то их реакция на воздействие будет адекватной "техническому заданию": люди будут думать, что посещающие их сознание мысли принадлежат им самим, а следовательно, они и есть самые свободные люди на земле, живущие в демократическом раю.

Для реализации этих же целей может быть использовано и активно внедряемое в России "сотовое телевидение", работающее все на тех же частотах, обеспечивающих прямое, на уровне физического излучения, внедрение в электромагнитную аурическую оболочку человека и ее деформирование.

Возможные последствия активности вышеописанных факторов риска, генерируемых СМИ, целиком и полностью будут зависеть от официальной идеологической платформы, которая будет внедряться в сознание людей с помощью все тех же СМИ.

В настоящее время взамен существовавшей официально государственной идеологии укоренилась теневая идеология коммерционализации сознания масс, которая в случае длительного воздействия может привести к потере нескольких поколений, т.е. их уходу вслед за миражными жизненными целями и выпадения из программ личностного роста и развития страны в целом.

Единственной альтернативой этому процессу является внедрение в качестве основного принципа жизнедеятельности принципа развития, предполагающего, что вся активность человека и социума должна быть направлена на их развитие, вне прямой зависимости от экономических условий жизнедеятельности. Под развитием здесь понимается повышение способности личности и социальных групп принимать правильные решения по отношению к функционированию социальных, технических и других систем возрастающей сложности.

Базовой составляющей государственной идеологии развития может стать идея Л.И. Шершнева о воспитании личности безопасного типа, т.е. безопасной в своей активности как для самой себя, так и для других людей, социальных групп, социума в целом и среды обитания.

Эта альтернатива не является утопической, т.к. получила широкую положительную апробацию в ряде стран мира и в России в том числе.

Наиболее удачными образцами опыта внедрения в жизнедеятельность людей принципа развития следует несомненно признать опыт 30-тысячного города-модели Ауровиля (штат Мадрас, Индия), поселения Финдхорн (около 300 чел., Северная Ирландия), средняя школа академика М.П. Щетинина (300 чел.), входящая в структуру Минобразования РФ, и др.

Вызывает настороженность тот факт, что этот опыт формирования Человека будущего, которым так богата Россия, не попадает в сферу интересов СМИ, поскольку предположить простое неведение означает предположить, что СМИ работают на дилетантском уровне, что не соответствует действительности.

Невольно вспоминается Илья Глазунов и его крылатая фраза о нашем времени: "Поле битвы - сердце человека".

Победа России на этом поле битвы может быть одержана только коллективными усилиями всех, но важнейшая роль принадлежит безусловно средствам массовой информации, противостоять которым может только система образования страны, по сути также являющаяся средством массовой информации. По-видимому понимание этого факта и является причиной огромного внешнего давления на образовательную систему России, с целью ее если не полного разрушения, то, по крайней мере сведения до некоторого уровня, с которого она не сможет влиять на процессы общественного развития.

Литература

1. Безопасность человека: учебно-методическое пособие для

образовательных учреждений. Под редакцией Шершнева Л.И. Фонд национальной и международной безопасности, Москва - 1994 г.

УДК 88.4

ВИРТУАЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РИСКА

Непомнящий В.А.

ТРТУ, кафедра ПиБЖг. Таганрог, ул. Энгельса, 1, 6-18-77

В данной работе автору хотелось бы рассмотреть эффект виртуализации сознания как личностный фактор риска.

Человек, как социальное существо, в процессе своего развития постоянно испытывает влияние социализации, т.е. взаимодействуя с окружающим его социумом он активно усваивает и затем воспроизводит социальный опыт. Если рассматривать данное явление с точки зрения психологической виртуалистики - совсем молодой отрасли психологии, изучающей психологические виртуальные реальности, то можно отметить следующее.

Психика ребенка сразу после рождения имеет мимнимальные (на индивидуальном уровне) ограничения в восприятии окружающей нас объективной реальности. В процессе социализации в психике ребенка происходит усвоение социального опыта. Данный процесс является необходимым, формируя своеобразный "фундамент", на основании которого вырастает личность человека. Отметим, что здесь мы не касаемся аспектов содержательного анализа социального опыта ребенка, т.е. является ли он "положительным", либо "отрицательным", с какой либо точки зрения - общественных норм, родителей, сверстников и т.д. Мы рассматривает социальный опыт человека в целом. Усвоенный опыт, являясь основой фундамента личности человека, с одной стороны необходим, так как именно на его основе происходит формирование необходимых в процессе жизнедеятельности умений и навыков, однако с другой стороны он ограничивает возможности восприятия объективной реальности (ОР). В результате в психике человека формируется не точное отражение ОР, а преломленное сквозь призму индивидуального опыта. Данное отражение принято называть субъективной реальностью (СР) в рамках которой происходит деятельность психики человека, а следовательно и неразрывно связанная с психикой жизнедеятельность вообще.

Таким образом, человек на самом деле живет не в существующей объективной реальности, а в некой своей субеъктивной реальности, которая им отождествляется с ОР. Так же как и объективная реальность СР не является статической и непрерывно изменяется, вслед за породившей ее ОР. Рассматривая динамику трансформации СР в процессе жизнедеятельности, можно выделить ряд достаточно константных ее форм, которые назовем виртуальными реальностями (ВР). Фактически текущая СР каждого человека является одной из бесконечного множества ВР, которые могут быть сгенерированы его психикой. ВР могут меняться в зависимости от внешнего потока информации и текущего состояния сознания человека. В качестве примера можно привести человека в "нормальном" состоянии сознания и в измененном, которое может быть вызвано, например, воздействием ряда препаратов. Другой пример - информационное воздействие по значимой для субъекта теме, могущее скачком изменить текущую ВР в широком диапазоне от негативной, перегруженной неразрешимыми проблемами до совершенно "безоблачной" в которой проблемы отсутствуют вообще.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.