Научная статья на тему 'Проблемы становления и развития личности безопасного типа'

Проблемы становления и развития личности безопасного типа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
498
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления и развития личности безопасного типа»

МИС-98

IV. Информационно-психологическая безопасность человека IV. СЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

УДК 381.554

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА

Н.А. Лызь, А.В. Непомнящий

ТРТУ, кафедра ПиБЖг. Таганрог, ул. Энгельса, 1, 6-18-77

Говоря об обеспечении безопасности человека, многие исследователи уделяют основное внимание безопасности его деятельности: профессиональной, бытовой, досуговой. При этом каждый конкретный человек и общество в целом рассматриваются как данность, не подлежащая какому либо изменению. Такой подход, на наш взгляд, обусловлен сформировавшимся идеологическим вакуумом в государственной системе регулирования общественных отношений как на уровне социума в целом, так и на уровне становления и развития его элемента - каждой отдельной личности. Именно эта виртуальная деидеологизация общества и общественных отношений и создает главную проблему обеспечения безопасности государства и его граждан, поскольку не позволяет открыто заявить о главном источнике всех бед - вседозволенности, возведенной во время перестройки в ранг государственной политики и прикрывающейся флагом свободы личности в примитивно невежественном ее толковании.

Мы говорим о виртуальной деидеологизации общества потому, что в реальности с помощью средств массовой информации насильственно насаждается теневая идеология тотальной коммерционализации сознания молодежи и всех других слоев общества, что и приводит к огромному росту факторов риска социальнопсихологического происхождения, связанных с попыткой снижения уровня социального многообразия через введение в практику государственных реформ экономического принципа в управлении социальными системами в качестве главенствующего и единственно приемлемого принципа. Вследствие этого и исчезает официальная государственная идеология, поскольку никакое правительство не может официально заявить свою принадлежность к заведомо тупиковому направлению реформирования общества и общественных отношений, от которого другие промышленно развитые страны отказались многие десятки лет назад.

Россия, будучи развитым, с промышленной точки зрения, государством не может в одночасье превратиться в государство купеческое, о чем по-видимому мечтают многие доморощенные и зарубежные дельцы от политики, разрушая промышленность, уничтожая важнейшие государственные научные и образовательные институты. Но уже сами эти попытки в качестве основного результата приносят именно то самое ожидаемое физическое снижение социального многообразия страны, которое неизбежно входит в противоречие с остающимся незыблемым ментальным многообразием социума России. Это противоречие является самым мощным из действующих генераторов новых факторов риска в жизнедеятельности граждан и государства в целом.

Наиболее убедительным доказательством справедливости этого вывода является тот факт, что даже средства массовой информации, всецело поддерживающие проводимые социальные реконструкции, не могут не поднимать вопрос о криминальном характере той государственности, формирование которой сейчас происходит в России.

На фоне этих пессимистических выводов все большую остроту приобретает проблема формирования не теневой, а проявленной и широко пропагандируемой государственной идеологии, на базе которой можно было бы разрабатывать новые подходы к обеспечению безопасности личности и государства в целом.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что человек, будучи существом социальным, не может не испытывать на себе воздействие социума и в этом плане никогда не будет свободным в том опошленном смысле этого слова, которым прикрываются апологеты вседозволенности. Иными словами, никакое общество не может с позиций здравого смысла отвергнуть задачу воспитания своих членов, поскольку для него это единственный способ саморазвития, заложенный в элементе его структуры - семье. Можно ли проповедовать безразличное отношение родителей к детям в семье, т.е. пропагандировать невоспитанность и само отсутствие процесса воспитания? Разумеется, любой здравомыслящий человек скажет - нет. Но тогда остается открытым вопрос: «Чей социальный заказ выполняют средства массовой информации, очерняя все те достижения отечественной педагогики и психологии в области воспитания молодежи, которые были всемирно признаны и взяты «на вооружение» образовательными системами всех промышленно развитых стран?»

Итак, необходимость воспитания человека с целью развития определенных психологических качеств, обеспечивающих его деятельность всегда может быть строго доказана, не смотря на ее очевидность. Кроме того, необходимо учесть, что деятельность - не есть самодовлеющее начало, а зависит прежде всего от мотивов, ценностей, убеждений человека, т. е. от его личности.

Здесь мы вновь возвращаемся к проблеме официальной идеологии. Не призывая возвращаться в лоно минувшего, можно сформулировать принципы создания нового идеологического базиса, из которых важнейшим следует провозгласить принцип обеспечения безопасности жизнедеятельности. Ведь истинная свобода возможна только тогда, когда каждый гражданин будет иметь свободу выбора, с одной стороны, но и с другой - своим выбором не будет уничтожать свободу другого человека или целого сообщества.

Именно поэтому в последнее время намечается тенденция к смещению центра тяжести с ориентации на обеспечение безопасности деятельности на формирование личности безопасного типа. Речь идет не о вытеснении или замене одного подхода другим, а об изменении удельного веса, соотношения двух взаимосвязанных компонент единой концепции обеспечения безопасности человека.

Рассматривая проблему формирования личности безопасного типа, необходимо определиться с основными понятиями. Под безопасностью мы понимаем такое состояние жизнедеятельности человека, при котором не снижается во времени вероятность достижения им главной жизненной цели. При этом полагается, что главной жизненной целью на планетарном уровне может быть только развитие системы "человечество" в целом и каждой личности в отдельности. С этих позиций безопасность человека можно рассматривать как его физическое и психологическое здоровье "плюс" его развитие в направлении гармонизации отношений с окружающими людьми, природой, самим собой. Такой подход согласуется с теорией Л.И. Шершнева, по мнению которого, "целью общества, всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной прежде всего для самой себя, окружающей среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений" [1, с.7]. Личность безопасного типа, оставаясь индивидуальным выражением социума, заключает в себе потребность общества в новом поколении людей, способных к более продуктивной и целеустремленной деятельности по поддержанию безопасного личностного и общественного бытия, по сохранению и укреплению своего духовного и физического здоровья, спасению природы, человечества. Наряду с другими качествами, Л.И.

МИС-98

IV. Информационно-психологическая безопасность человека Шершнев отмечает, что это человек, осознающий самого себя, свое гуманистическое предназначение, стремящийся жить в гармонии с самим собой, окружающими, природой, берущий на себя ответственность за все живое и неживое на Земле и во всей Вселенной.

Поставленная цель предполагает решение ряда психолого-педагогических задач, из которых важнейшими, на наш взгляд, являются следующие.

1. Создание благоприятных условий для гармоничного развития личности, сохранения ее физического и психологического здоровья. (Необходимо отметить, что эта задача не только педагогическая, но и социальная, т.к. ее решение обуславливается развитием всего общества в целом. В данном случае ее можно рассматривать как системообразующую, занимающую верхний иерархический уровень в системе предложенных задач.)

2. Нравственное воспитание - усвоение норм общечеловеческой морали, навыков нравственного поведения, развитие нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения, актуализация и осознание личностью цели существования.

3. Психологическое воспитание - усвоение психологических знаний, развитие мотивации и навыков самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля, умений и навыков конструктивного взаимодействия между людьми, принятие безопасного стиля жизни в обществе, коллективе, семье.

4. Экологическое воспитание - формирование экологической культуры личности.

5. Физическое воспитание - укрепление и развитие физических сил, формирование системы знаний, умений и навыков, а также мотивации к сохранению своего физического здоровья.

Формирование личности безопасного типа - задача преимущественно психолого-педагогическая, от полноты решения которой зависит успешность продвижения по пути к цели образования - воспитанию гармонично развитой личности. В то же время, согласно изложенным выше рассуждениям, эффективность педагогических взаимодействий является условием становления личности безопасного типа. Такое единство не случайно - оно заложено в определении безопасности и цели существования человека. Это же единство высшей цели образования и задач формирования личности безопасного типа определяет общность проблем, возникающих в связи с достижением поставленных целей.

К наиболее важным и сложным проблемам можно отнести проблему психологического здоровья детей. По мнению И.В. Дубровиной, психологическое здоровье делает личность самодостаточной. "Не мы извне задаем ей рамки, нормы, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность - развитая, эта - не очень, эта - на среднем уровне. Мы вооружаем (вернее, должны вооружать) ребенка - в соответствии с его возрастом - средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира." [3, с.8]. Развитие ребенка, его психологическое здоровье во многом определяется нравственной, эмоциональной атмосферой, в которой он воспитывается, теми взаимоотношениями, которые складываются в течении жизни между формирующейся личностью и его взрослым окружением. В связи с этим особого внимания заслуживает необходимость согласованной целенаправленной деятельности в направлении формирования личности безопасного типа семьи, учебно-воспитательных учреждений, общественных и других организаций. И здесь возникают трудности, связанные с психологическим нездоровьем самих воспитателей (по данным психологов и психиатров, нервно-психические расстройства наблюдаются у 67 85% взрослого населения России). Кроме того, большинство

родителей не имеют даже минимальных психо лого-педагогических знаний. Это говорит о необходимости специальной программы психо лого-педагогического обучения родителей, но не тогда, когда их дети уже учатся в школе (система школьного всеобуча доказала свою несостоятельность), а тогда, когда они еще не стали родителями - в рамках общего среднего образования.

Изложенные рассуждения и выводы не претендуют на окончательность, мы ставили лишь задачу рассмотрения на теоретическом уровне одного из подходов к формированию личности безопасного типа. Весьма вероятно, что актуальность проблемы будет стимулировать дальнейший научный поиск в этом направлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шершнев Л.И. Школа и формирование личности безопасного типа//Информационный сборник "Безопасность", 1994, N5(21), с. 5-13.

2. Непомнящий А.В. Гуманитарное образование в высшей технической школе: Психологическое направление. Таганрог: ТРТИ, 1992.

3. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И.В. Дубровиной. М.: "Академия", 1995.

УДК 528.44

ИНФОРМОЛОГИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ

А.В. Шевченко В.С. Мокий

Кабардино Балкарский государственный университет,

360004, КБР, г. Нальчик, Чернышевского 173, КБГУ, тел. (866 22) 6-63-74, E-mail: mhs@sport.kbsu.ru

С появлением живой материи на планете сформировалась специфическая сфера, охватывающая земную кору и незначительную часть воздушного околоземного пространства. Эта сфера получила название - биосфера. Эмпирически было установлено, что все пространство биосферы подразделяется на относительно однородные участки географической оболочки, которые выделились в ходе ее эволюции и отличающиеся друг от друга своей структурой, характером взаимосвязей и взаимодействием между компонентами.

Очевидная предрасположенность перечисленных компонентов к систематизации привела к возникновению науки о природно-территориальных комплексах - ландшафтоведению. В рамках этой науки участки, имеющие один геологический фундамент, один тип рельефа, относительно одинаковый климат, агрометеорологические условия, а также характерное сочетание животного и растительного мира получили название - ландшафты.

Жизнедеятельность человеческого сообщества осуществляется в границах различных ландшафтов. Естественно, что она сопровождается их преобразованием. Поэтому ответ на вопрос: "Сочетается ли ландшафтно-преобразующая деятельность человека с общей направленностью эволюционного развития природы?" - имеет не только важное практическое, но и нравственное значение.

В настоящее время этот вопрос пытаются решать в рамках двух научных подходов - ландшафтно- экологического и геосистемного.

До конца 70-х годов нашего века имела основную ценность первичная информация об изучаемых природных явлениях. Разрабатывались новые технические средства ее получения. Развивались дистанционные методы исследования земной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.