Научная статья на тему 'Сми как фактор формирования общественного мнения в контексте культурологического подхода'

Сми как фактор формирования общественного мнения в контексте культурологического подхода Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
720
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / CULTURE / THE MEDIA / PUBLIC OPINION / SPIRITUAL HERITAGE / MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Покаместова Анна Павловна

В статье анализируется процесс формирования общественного мнения средствами массовой информации, которые способны влиять на формирование культуры и культурного наследия за счет донесения до общества определенной информации. СМИ являются важным социальным институтом, запускающим культурные процессы, которые порождают и воспроизводят духовные и материальные ценности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сми как фактор формирования общественного мнения в контексте культурологического подхода»

СМИ как фактор формирования общественного мнения в контексте культурологического подхода Покаместова А. П.

Покаместова Анна Павловна /Pokamestova Anna Pavlovna - студент, кафедра романской филологии, факультет романо-германской филологии,

Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Аннотация: в статье анализируется процесс формирования общественного мнения средствами массовой информации, которые способны влиять на формирование культуры и культурного наследия за счет донесения до общества определенной информации. СМИ являются важным социальным институтом, запускающим культурные процессы, которые порождают и воспроизводят духовные и материальные ценности.

Abstract: the article analyzes the process offormation of public opinion by the media, which are able to influence the formation of culture and cultural heritage by presenting to the society sspecific information. Media are an important social institution, launching cultural processes that generate and reproduce the spiritual and material values.

Ключевые слова: культура, средства массовой информации, общественное мнение, духовное наследие, современное общество.

Keywords: culture, the media, public opinion, spiritual heritage, modern society.

Понятие культуры является интегральным в понимании общества. Оно объединяет многочисленные проявления деятельности человека, его разносторонние усилия по изменению внешнего и внутреннего мира, а также включает в себя те результаты, которых достиг человек. В широком смысле понятие культуры можно рассматривать как вторую природу. Она есть человеческая связь общества и природы. Вместе с тем природа входит в культуру, но уже в преобразованном человеком виде. Но природа - это и сам человек, поэтому культура включает и овладение человеком своей собственной природой - физической и психической. В узком смысле культура - это социальная наследственность и социальная память общества. Особую роль играет традиция как способ передачи опыта от поколения к поколению. Благодаря традиции обеспечивается воспроизведение «неизменной» части культуры в виде человеческой деятельности как активности, организованной особым образом. От поколения к поколению передаются устоявшиеся образцы поведения, ценности, идеи и т. п. Также культура представляет собой внутреннее богатство и развитие человека. Культура отдельного индивида характеризуется степенью его социализации, степенью причастности к культуре, вовлеченности его в культурно-социальные процессы общества (1, 2). Таким образом, культуру личности определяют как способ ее деятельности, богатство приобретенных ею человеческих качеств (знаний, умений, навыков), способ ее поведения и мышления, ее нравственные принципы. В узком смысле культура может подразумевать образ жизни определенного народа или группы человеческого общества. В этом случае культура определяется уровнем развития данной группы, господствующими в нем идеалами и способами их реализации.

В наиболее общем значении понятие общественного мнения - это одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или общества в целом. В основе общественного мнения лежат два источника: непосредственное наблюдение за окружающим, улавливание, одобрение или неодобрение тех или иных действий (4, 7).

Тематика общественного мнения порождается средствами массовой информации. На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, ее вкладе в сокровищницу мировой культуры [3, с. 3]. СМИ, непосредственно являясь элементом информационно-просветительных организаций, выполняет функции формирования представлений о культуре народа и воспитания в обществе уважения к своему духовному наследию.

СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Общественное сознание - это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности, как составляющим культуры современного общества. Однако общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ.

В современной практике СМИ широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Культура, являясь неотъемлемой частью современного общества в целом и человека в частности, не способна существовать обособленно. По статье 14 п. л. Декларации прав культуры государство обязано обеспечивать сохранение национальной культуры как гармоничной целостности и информировать общественность о возможных негативных последствиях для духовного здоровья нации, утраты даже отдельных ее явлений и объектов [3, с. 4]. СМИ становятся основным механизмом для подобного информирования.

Устойчивое общественное мнение является одним из основополагающих факторов формирования культуры современного общества. В процессе его развития мнение социума изменяется, что влечет за собой соответствующие изменения и в культуре. Средства массовой информации, с одной стороны, выделяют наиболее значимые мнения общества и, с другой стороны, сами оказывают влияние на их формирование, тем самым создавая культуру, характерную для данного промежутка времени.

Литература

1. Антосевич Г. С. Краткий курс по культурологии: учебное пособие. Г. С. Антосевич. - Москва, «Окей-книга», 2003.

2. Культурология. - М.: Издателство РИОР, 2007. - 25 с.

3. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры. [Электронный ресурс]: Площадь Д. С. Лихачева. URL: http://www.lihachev.ru (дата обращения: 22.07.2015).

4. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб.: Макбет, 1995.

5. Лосих Л. И. Основы этики и эстетики. Учебное пособие, 2е издание, стереотип. - Москва, МГИУ, 2007, 64 с.

6. Мирошникова Д. Г., Мальшина Н. А., Халин К. Е. «Культурология». - М.: Аллель, 2007. - 64 с.

7. Человек и общество. Культурология. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, «Феникс, 1996». - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.