Научная статья на тему 'СМЕЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ'

СМЕЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ФИСКАЛЬНАЯ И СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шогунбеков Мазамбек Вафобекович

В данной статье предпринята попытка проанализировать особенности взаимозависимости и взаимодействия фискальных и стимулирующих функций налоговой системы для обеспечения финансово-экономической безопасности на примере Республики Таджикистан. Произведен анализ доходов и расходов государственного бюджета Республики Таджикистан за ряд лет с тем, чтобы выявить особенности изменений в государственной политике по обеспечению финансово-экономической безопасности. Выявлены угрозы, исходящие из существующего сочетания фискальных и стимулирующих функций налоговой системы для финансово-экономической безопасности государства в современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шогунбеков Мазамбек Вафобекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATED FEATURES OF PROMOTIONAL AND FISCAL FUNCTIONS OF TAXES IN A TRANSITION ECONOMY

This article aims to analyze the features of interdependence and interaction of fiscal and promotional functions of the tax system to ensure financial and economic security on the Republic of Tajikistan. The analysis of income and expenditure of the state budget of the Republic of Tajikistan for a number of years in order to identify the features of changes in public policy to ensure financial and economic security. Identified threats emanating from the existing combination of fiscal and promotional functions of the tax system for financial and economic security of the state in the current stage.

Текст научной работы на тему «СМЕЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

providing information to strangers on the informal labor market. In particular, research indicates difficulties in the informal labor market in terms of market relations.

Key words: informal labor market, the respondent, the introduction of agents focus survey, salary categories of workers, labor productivity.

Сведения об авторе: Гаибназаров Шухрат Умаркулович - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой налогов и налогообложения Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики Республики Таджикистан, email: baddall74@mail.ru

Information about the author: Goibnazarov Shuhrat Umarkulovich - PhD, docent, the head of the chair of tax end taxation, Tajik State University of Law, Business and Politics, Republic of Tajikistan

СМЕЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Шогунбеков М. В.

Институт экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции

Ключевым значением при проведении рыночных преобразований и реализации их результатов в современных условиях обладают налоги и налоговая система страны. Мобильность налоговой системы, ее место и ее необходимость в успешной реализации рыночных реформ, не отрицается, а наоборот, поддерживается многочисленными авторами и сторонниками рыночных преобразований. В последние годы вышли в свет огромное количество научных, публицистических работ, посвященных тем или иным вопросам теории налогообложения, налоговой системы и налоговой политики в условиях переходной экономики того или иного государства. Основное их отличие, на наш взгляд, заключается в защите интересов государства как основного участника социально-экономических процессов в обществе, с одной стороны, или же выдвижение постулатов и тезисов в защиту налогоплательщиков как основой для формирования государственных фондов денежных средств, с другой стороны. Таким образом, исследователи смотрят на вопросы налогообложения с разного угла и занимают отличающиеся позиции. Попытки сочетания или если можно так выразиться, «смягчение противоречия» интересов государства и налогоплательщиков, возможно только при научном обосновании моделей сочетания функций налогов. Именно посредствам научного сочетания разнонаправленных функций налоговой системы, можно добиться необходимых результатов в области налогового реформирования. Такое сочетание возможно только при проведении необходимого исследования основных направлений сочетания стимулирующих и фискальных функций национальной налоговой системы.

Необходимость такого сочетания обретает еще большее значение в связи с тем, что налоговая система страны занимает не последнее место в обеспечении финансово-экономической безопасности государства. Соответственно исторически роль налогов наиболее отчетливо проявлялась в формировании финансовых фондов, за счет которых содержались вооруженные силы страны.

В современном мире характер угроз и формы их проявления изменились, однако роль налогов как источника финансовых ресурсов, безусловно, сохранилась и, более того, усилилась. Без явных изменений осталась лишь видимая, фискальная сторона налоговых отношений, заключающаяся в аккумулировании средств в бюджетной системе для финансирования государственных расходов, направляемых на обеспечение безопасности государства. Однако понятие безопасности в настоящее время имеет более

широкую трактовку: оно неразрывно связано с такими понятиями, как экономическая, финансовая, социальная, продовольственная, региональная безопасность. Поэтому фискальная функция налогов в обеспечении экономической безопасности должна рассматриваться в более широких границах.

Роль налоговой системы в экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической, в том числе финансовой, безопасности. Исходя из содержания экономической безопасности, налоги и налоговая политика - факторы такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Таким образом, налоговая система включена в систему экономической и финансовой безопасности, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий. В налогах и налоговой политике необходимо видеть две стороны: ресурсы и инструмент обеспечения экономической и финансовой безопасности, с одной стороны, и фактор риска и зависимости - с другой. Роль налогов как позитивна, так и негативна (фактор риска). Как ресурсный фактор налоги могут оборачиваться для государства и средством обеспечения безопасности (рост налогового потенциала), и фактором усиления угроз и рисков (утрата налогового потенциала в силу объективных и субъективных причин).

В процессе рыночной трансформации отечественной экономики налоговая система прошла небольшой, но важный путь становления и развития. В ее функционировании в 1992-2012 гг. можно условно выделить три периода:

1) фаза становления (1992-1998 гг.) и адаптации налогоплательщиков к налоговой системе;

2) совершенствования и упорядочения в связи с поэтапным введением изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Таджикистан;

3) разработка проекта и принятие Налогового кодекса РТ в новой редакции с учетом накопленного опыта налоговой системы и новых реалий переходной экономики.

При рассмотрении основных процессов в налоговой сфере необходимо различать объективную сторону тенденций налоговой политики, реальные налоговые отношения и реальные количественные показатели налоговой системы, и субъективную их сторону, выражающую усилия, цели, намерения и результаты деятельности государства, различных ветвей, органов, уровней государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, и в объективных процессах, и в политике следует различать внутренние и внешние факторы и интересы, угрожающие экономической безопасности государства со стороны налоговой системы и налоговой политики.

Объективными тенденциями налоговой политики, проявившимися на этапе становления налоговой системы Республики Таджикистан и имевшими значение для обеспечения экономической безопасности до сегодняшнего дня, были и остаются:

1. Сокращение налоговых доходов государства вследствие сокращения налоговой базы из-за резкого спада производства и сокращение способности налоговой системы аккумулировать законодательно установленный объем доходов, прежде всего из-за резкого (одномоментного) перехода предприятий реального сектора на принципиально новую (налоговую) форму их финансовых отношений с государством и связанной с таким переходом неурегулированностью налоговой системы. Данный фактор особенно отчетливо проявился в 1992 г. В дальнейшем же сначала повышающаяся, а затем снижающаяся доля налогов в ВВП стала следствием сбоев и ошибок финансовой политики. Доходы государственного бюджета Республики Таджикистан, составлявшие в 1995 г. 14,2% ВВП и 19,4% в 1996 г., до 1997 г. сохранили тенденцию к повышению, а с 1998 г. характеризовались неустойчивостью, но в целом имели понижательную

тенденцию: 21% в 1997 г., 17,6% в 1998 г., 18,6% в 1999 г., 13,9% в 2000 г., 15,2% в 2001 г., 16,9% в 2002 г., 17,3% в 2003 г., 17,9% в 2004 г., 19,6% в 2005 г., 19,5% в 2006 г., 29,5% в 2007 г., 29,7% в 2008 г., 28,9% в 2009 г., 28,4% в 2010г., 25,4 % в 2011г., 26,7% в 2012 г., и 27,8 в 2013г. (см.: Рисунок 1). При этом подавляющая доля доходов национальной бюджетной системы обеспечивалась за счет налогов, уплачиваемых юридическими лицами, что отрицательно отражалось и отражается до сих пор на формировании финансовых источников реального сектора. Основную массу поступлений за счет налогов с юридических лиц продолжают составлять косвенные налоги (НДС, акцизы и др.). Собираемость налога на прибыль с предприятий остается относительно низкой. Таким образом, подавляющая доля налогового бремени перелагается на конечных потребителей товаров и услуг. За счет налога на доходы физических лиц (основного налога, уплачиваемого населением) в 1995-2010 гг. обеспечивалось немногим более 5-6% доходов государственного бюджета, а в 2012-13 гг. данный показатель составил 15-21 %, набирая тенденцию к относительному росту.

2. С 1995 года по 1999 гг. доля налоговых поступлений в доходах государственного бюджета имела тенденцию к снижению. Если в 1995 году все налоги составляли 53,4% от общих доходов бюджета, то к 1999 году этот показатель снизился до уровня 31,3%. А начиная с 2000 г. этот показатель показал слишком резкий «рывок» повышаясь до уровня 92,8% (см.: Рисунок 2.). Данное обстоятельство на наш взгляд, иллюстрирует характеристику структуры доходов государственного бюджета данного периода. Дело в том, что доля неналоговых поступлений, основную массу которой составляли поступления от приватизации госимущества, к этому времени уже не имели такого веса, который был свойственен структуре государственных доходов в начале реформ. Теперь начиная с 2000 г. доля налоговых поступлений в общих доходах государственного бюджета начинает убывать. Потому как в составе государственных доходов все значимую позицию начинают занимать гранты, предоставляемые различными международными финансово-кредитными институтами. Так, если в 2000 г. доля налогов в составе общих доходов государственного бюджета составляла 92,8%, в 2006 г., она была равна 85,4%, а в 2010 г. она составила 63,3% общих доходов бюджета (см.: Рисунок 2). Таким образом, появляется весомая угроза финансовой зависимости правительства от предоставляемых грантов иностранных государств. Тут предъявляется требование к более полной реализации фискальной функции налоговой системы страны, с тем, чтобы снизить появившуюся угрозу финансовой зависимости.

Рисунок 1.

Доходы государственного бюджета Республики Таджикистан в процентах

к ВВП за 1995-2013 гг.

19,4 18,6 19'5

14,2

/ / / / / / / / / / / / / / / / / /

Составлено автором на основе данных Налогового комитета при Правительстве РТ за соответствующие годы.

3. Снижение доли налоговых поступлений в бюджетную систему привело к сокращению расходов государства, в том числе расходов, функционально связанных с обеспечением социальной безопасности государства. В частности, расходы на социальное страхование и защиту, составлявшие в 2000 г. 12,3% расходов государственного бюджета, в 2006 г. составили 17,8%, в 2007 г. - только 10,2% [1].

А в 2010 опять снизились почти до уровня 2000 г. и составили 12,8% общих расходов бюджета. Критически низкий уровень расходов на социальное страхование и защиту, конечно, сложился в 2007 г. - 10,2%, особенно если учесть, что в абсолютном и относительном выражении сократились общие расходы на содержание органов государственной власти. Аналогичные тенденции проявились и по расходам государства на просвещение, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, расходам на поддержку реального сектора экономики, науку и просвещения. Даже такое поверхностное наблюдение за динамикой доли расходов в общих расходах бюджета приводит к такому выводу, что снижение доли приоритетных расходов (необходимых для снижения угроз социального и экономического характера) во многом произошли за счет повышения доли так называемых расходов на прочие экономические дела и услуги. К сожалению, в официальных статистических отчетах не нашлось исчерпывающей расшифровки статьи «прочие экономические дела и услуги». Таким образом, доля расходов на прочие экономические дела и услуги с каждым годом имели тенденцию к росту. Если в 2000 г. эти расходы составляли 22,3% общих расходов бюджета, то в 2007 г. они получили свое пиковое значение, достигнув уровня 45,5%. И лишь к 2010 г. они снизились до уровня 37,5% общих расходов бюджета [2, с. 412-415].

4. Неравномерное распределение налогового бремени: его переклады-вание на все более узкий сектор и круг налогоплательщиков, в результате чего для них создавалось чрезмерное налоговое давление и в обществе возникли и укоренились представления о чрезмерности общего уровня налогообложения доходов. Такое положение, прежде всего, коснется малого и среднего бизнеса. С другой стороны, на сегодняшний момент именно малый и средний бизнес обеспечивают основной поток налоговых платежей в бюджет государства. Таким образом, чрезмерное налоговое давление на них постепенно подрывает доверие последних к налоговой системе. Результатом может стать попытки перехода на теневой сектор экономики, что уже имеет место. А это в свою очередь выступает прямой угрозой на финансовую безопасность государства, результатом которой может стать «истощение» налоговой базы.

Реальная угроза экономической безопасности государства - недостаточный уровень (объем) планирования и выполнения доходной части государственного бюджета страны. Первым в списке основных проблем бюджетной сферы, перечисляемых для оценки реальных угроз финансам государства, мы бы назвали «сохраняющийся разрыв между объемом законодательно установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов».

Предусматриваемое в госбюджете финансирование только на 40-50% обеспечивает реальные социальные, оборонные, правоохранительные, научно-технические, производственные, экологические и иные потребности, ведет к формированию в данных сферах кризисных ситуаций и носит в связи со значительным недофинансированием характер угрозы экономической безопасности государства. Причина такого состояния дел наряду с недостаточными темпами роста ВВП - низкий уровень налогового администрирования и наличие в экономике широкомасштабных криминальных процессов.

Крайне неблагоприятной остается ситуация в социальной сфере: налоговый механизм в процессе рыночной трансформации не удалось превратить в активный инструмент выравнивания доходов различных социальных групп, как это осуществляется в мировой практике.

Рисунок 2.

Динамика доли основных доходов государственного бюджета Республики Таджикистан в процентах к ВВП и к общим доходам

Составлено автором на основе данных Законов о государственном бюджете РТ за соответствующие годы.

Крайне негативное влияние налоговой системы проявляется в сохранении высокого совокупного налогового бремени на реальный сектор экономики. В условиях физического старения основных фондов жизне-обеспечивающих отраслей экономики и при возрастании рисков техногенных катастроф такая бюджетно-налоговая политика не способствует развитию производственного потенциала на качественно новой

192

технической основе. Соответственно усиливаются угрозы экономической безопасности Таджикистана. Положение усугубляется пассивной, а точнее говоря, иждивенческой политикой бюджетной системы по отношению к реальному сектору, устойчивое развитие которого и является главным фактором обеспечения общей и экономической безопасности государства. Политика бюджетных и налоговых приоритетов отрывает бюджетную систему от источников ее воспроизводства и направлена в реальности на сужение финансового потенциала страны (в последние годы национальная экономика функционирует в режиме «самофинансирования» и содержания при этом бюджетной системы и внебюджетных фондов). Обеспечивая формирование 85-90% налоговых доходов за счет поступлений от субъектов реального сектора, обратные потоки (бюджетное финансирование основных отраслей экономики) составляют немногим более 10% в топливно-энергетическом комплексе или чуть больше или меньше 1,5% в транспорте и коммуникациях или же в сельском хозяйстве.

Пополнение финансовой базы реального сектора в течение истекшего десятилетия осуществляется по остаточному принципу. При этом достаточно отчетливо проявляются признаки сокращения финансового потенциала национальной экономики: удельный вес убыточных предприятий в течение всего периода рыночных реформ практически не опускался ниже 40%.

Серьезные угрозы безопасности государства в налоговой сфере, сохраняющиеся в настоящее время, создают:

• уклонение от налогообложения в результате умышленного сокрытия доходов. Наибольшая опасность обеспечению посредством налоговой системы финансовых потребностей государства заключается в сохранении широкой практики сокрытия доходов от налогообложения. Несмотря на внешне благополучную ситуацию исполнения бюджетных показателей по налогам и некоторое повышение удельного веса налоговых поступлений в ВВП в последние годы, оснований для вывода о том, что масштабы сокрытия доходов сокращаются, нет. Налоговые преступления, представляющие, по сути, специфическую форму казнокрадства, выводят эту проблему в разряд острейших не только налоговых, но и социально-экономических и политических проблем;

• сохранение широкой зоны теневой и криминальной экономики (включая в значительной степени коммерческие банки), «освобождающей» себя от налогообложения посредством изощренных и постоянно совершенствуемых финансовых, правовых, учетных, информационных и организационных «технологий»;

• широкие масштабы укрытия капиталов, прибылей и финансовых оборотов не только от налоговых органов, но прежде всего от трудовых коллективов, являющихся одними из собственников средств производства, трудом которых создаются доходы, а также широкой массы акционеров, денежные средства которых используются в обороте юридических лиц. Умышленное сокрытие действительных объемов прибыли, совершаемое на конкретном предприятии небольшим числом должностных лиц, позволяет последним держать на крайне низком уровне оплату труда подавляющей массы как формальных собственников, так и наемных рабочих, не имеющих реальной возможности контролировать действия соответствующих лиц.

Несмотря на наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом налоговой и экономической преступности во всех базовых отраслях отечественной экономики, ее массовым характером, постоянным усложнением применяемых схем и способов уклонения от налогообложения, в том числе основанных на несовершенстве действующего законодательства.

При этом продолжающаяся криминализация хозяйственной деятель-ности и налоговой сферы носит устойчивый характер и может характери-зоваться как саморазвивающийся социальный процесс, устанавливающий криминальные правила

ведения бизнеса и вовлекающий все большее число законопослушных граждан. Об этом свидетельствует общая динамика числа выявленных всеми правоохранительными органами преступлений эконо-мической направленности. Так, только с 1997 по 2010 г. общее число выявленных преступлений данной категории возросло почти в 2 раза. Кардинальное решение этой проблемы возможно только при улучшении системы налогового администрирования, устранении пробелов в налоговом законодательстве, создающих возможности его неоднозначного толкования.

Основные выводы по сочетанию фискальных и стимулирующих функций налоговой системы в обеспечении финансово-экономической безопасности на наш взгляд необходимо сформулировать в следующем порядке:

1. Налоговая система играет огромную роль в обеспечении эконо-мической безопасности государства. Посредством нее реализуются основные направления и приоритетные цели экономической политики. Функциональная роль налогов, прежде всего, заключается в аккумулировании финансовых ресурсов в руках государства, для выполнения возложенных на него функций, в числе которых - обеспечение экономической безопасности.

2. В современных условиях роль налогов особенно возрастает: по существу, они являются единственным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств, необходимых для обеспечения общей национальной и экономической безопасности. Кроме того, налоговая система обладает широкими потен-циальными возможностями для осуществления косвенного регулирования социально-экономического развития страны и преодоления (предотвращения) угроз экономической безопасности государства.

3. Роль налоговой системы в обеспечении экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической безопасности: ее механизм должен способствовать динамичному развитию экономики, создавать финансовые условия для социально-экономической стабильности в обществе, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам страны и ее отдельным территориям.

4. Национальная налоговая система пока не является эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности, более того, в ее развитии сохраняются и усиливаются тенденции, создающие угрозу финансово-экономической безопасности (усиление централизации финан-совых ресурсов в государственном бюджете, сохранение высокого совокупного налогового бремени на реальный сектор экономики, отсутствие эффективных механизмов выравнивания доходов между различными социальными группами, ряд других факторов).

Литература:

1. Статистический сборник «Финансы Таджикистана: 20 лет независимости». -Душанбе: Агентство по статистике при Президенте РТ, 2012.

2. Статистический ежегодник Республики Таджикистан - 2013; Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2014.

3. Законы о государственном бюджете Республики Таджикистан за соответствующие годы.

4. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М: Дело, 2005.

5. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М.: ИНФРА-М, 2000. - 429с.

6. Тухтаев Т. М. Сочетание фискальных и стимулирующих функций налоговой системы в обеспечении финансово-экономической безопасности // Материалы республиканской научно-практической конференции «Пути обеспечения экономической безопасности в отраслях национальной экономики Республики Таджикистан». - Душанбе: Технический институт Таджикистана имени акад. М. Осими, 2011.

СМЕЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. В данной статье предпринята попытка проанализировать особенности взаимозависимости и взаимодействия фискальных и стимулирующих функций налоговой системы для обеспечения финансово-экономической безопасности на примере Республики Таджикистан. Произведен анализ доходов и расходов государственного бюджета Республики Таджикистан за ряд лет с тем, чтобы выявить особенности изменений в государственной политике по обеспечению финансово-экономической безопасности. Выявлены угрозы, исходящие из существующего сочетания фискальных и стимулирующих функций налоговой системы для финансово-экономической безопасности государства в современном этапе.

Ключевые слова: налоги, налоговая политика, налоговая система, фискальная и стимулирующая функция, финансово-экономическая безопасность, угрозы безопасности в налоговой сфере.

RELATED FEATURES OF PROMOTIONAL AND FISCAL FUNCTIONS OF TAXES IN A TRANSITION ECONOMY

Abstract. This article aims to analyze the features of interdependence and interaction of fiscal and promotional functions of the tax system to ensure financial and economic security on the Republic of Tajikistan. The analysis of income and expenditure of the state budget of the Republic of Tajikistan for a number of years in order to identify the features of changes in public policy to ensure financial and economic security. Identified threats emanating from the existing combination of fiscal and promotional functions of the tax system for financial and economic security of the state in the current stage.

Key words: taxes, tax policy, tax system, fiscal and promotional function, financial and economic security, security threats in the tax area.

Сведения об авторе: Шогунбеков Мазамбек Вафобекович - старший преподаватель кафедры менеджмента Институт экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции, e-mail: mseddiq@mail.ru

Information about the author: Shogunbekov Mazambek Vafobekovich - senior lecturer of the chair of management, Institute of Economy and Trade of the Tajik State University of Commerce

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РЫНОК

ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ

Мусоев Ш. Дж.

Институт предпринимательства и сервиса Республики Таджикистан

В настоящее время нерешенной остается проблема формирования эффективной экономической политики в области трудовой миграции как главного источника развития таджикской экономики. Отсутствие единого подхода к регулированию и совершенствованию трудовой миграции со странами принимающей стороны усугубляет существующую ситуацию.

Сегодня трудовая миграция стала образом жизни большинства населения Таджикистана (его активной части), для которых работа за рубежом превратилась в основной вид деятельности, и к тому же, они уже привыкли к миграции и не знают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.