Научная статья на тему 'СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
215
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС / СМЕНА РАБОЧИХ ЗОН / АВТОНОМНАЯ ГРУППА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД КЕЙСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычкова Татьяна В.

В работе рассматриваются методы смешанного обучения, которое по ряду объективных причин является одним из приоритетных направлений современного образования. К наиболее значимым относятся запреты и ограничения, направленные на недопущение распространения коронавируса COVID-19 в учебных заведениях, сокращение учебных часов на преподавание иностранного языка и развитие специальных информационных технологий. Внедрение методов смешанного обучения в высшем, среднем, дополнительном профессиональном и корпоративном обучении позволяет компенсировать недостатки в случае применения только одного вида обучения. В представленной таблице перечислены недостатки как очного, так и электронного обучения, или e-learning. В работе описываются некоторые наиболее популярные базовые модели смешанного обучения: перевернутый класс, смена рабочих зон, автономная группа, ротация станций, внеурочная деятельность. Автором представлены преимущества смешанного обучения, которое сочетает технологии традиционного аудиторного и электронного обучения, что обеспечивает оптимальное соотношение взаимодействия между преподавателем и студентами. Благодаря применению этой методики, осуществляется оптимальное управление образовательным процессом и повышается значимость обучаемого, так как на него ложится ответственность за результаты обучения и выбор способа учебной деятельности. В рамках исследования рассматривается возможность интегрирования метода кейсов в смешанное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLENDED LEARNING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper discusses the methods of blended learning, which for a number of objective reasons is one of the priorities of modern education. The most significant are prohibitions and restrictions aimed at preventing the spread of the COVID-19 coronavirus in educational institutions, reducing school hours for teaching a foreign language and the development of special information technologies. The introduction of blended learning methods in higher, secondary, additional professional and corporate training makes it possible to compensate for the shortcomings in the case of using only one type of training. The presented table 1 lists the disadvantages of both full-time and e-learning. The paper describes some of the most popular basic models of blended learning: an inverted classroom, a change of work areas, an autonomous group, station rotation, extracurricular activities. The author presents the advantages of blended learning, which combines the technologies of traditional classroom and e-learning, which provides an optimal ratio of teacher-student interaction. Thanks to the use of this technique, optimal management of the educational process is accomplished and the saliency of the student increases, since they are responsible for the results of training and the choice of the method of academic work. The study considers the possibility of integrating the case study method into blended learning.

Текст научной работы на тему «СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Инновационные подходы к преподаванию иностранных языков

УДК 37.091.3

Б01: 10.28995/2073-6398-2022-3-10-19

Смешанное обучение в Российской Федерации Татьяна В. Бычкова

Российский государственный гуманитарный университет Москва, Россия, tatuana-3V@yandex.ru

Аннотация. В работе рассматриваются методы смешанного обучения, которое по ряду объективных причин является одним из приоритетных направлений современного образования. К наиболее значимым относятся запреты и ограничения, направленные на недопущение распространения коронавируса СОУГО-19 в учебных заведениях, сокращение учебных часов на преподавание иностранного языка и развитие специальных информационных технологий.

Внедрение методов смешанного обучения в высшем, среднем, дополнительном профессиональном и корпоративном обучении позволяет компенсировать недостатки в случае применения только одного вида обучения. В представленной таблице перечислены недостатки как очного, так и электронного обучения, или е-1еагш^. В работе описываются некоторые наиболее популярные базовые модели смешанного обучения: перевернутый класс, смена рабочих зон, автономная группа, ротация станций, внеурочная деятельность.

Автором представлены преимущества смешанного обучения, которое сочетает технологии традиционного аудиторного и электронного обучения, что обеспечивает оптимальное соотношение взаимодействия между преподавателем и студентами.

Благодаря применению этой методики, осуществляется оптимальное управление образовательным процессом и повышается значимость обучаемого, так как на него ложится ответственность за результаты обучения и выбор способа учебной деятельности. В рамках исследования рассматривается возможность интегрирования метода кейсов в смешанное обучение.

Ключевые слова: смешанное обучение, электронное обучение, перевернутый класс, смена рабочих зон, автономная группа, внеурочная деятельность, информационные технологии, метод кейсов

Для цитирования: Бычкова Т.В. Смешанное обучение в Российской Федерации // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 3. С. 10-19. БОТ: 10.28995/2073-6398-2022-3-10-19

© Бычкова Т.В., 2022

Blended learning in the Russian Federation Tat'yana V. Bychkova

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia Tatuana-3V@yandex.ru

Abstract. The paper discusses the methods of blended learning, which for a number of objective reasons is one of the priorities of modern education. The most significant are prohibitions and restrictions aimed at preventing the spread of the COVID-19 coronavirus in educational institutions, reducing school hours for teaching a foreign language and the development of special information technologies.

The introduction of blended learning methods in higher, secondary, additional professional and corporate training makes it possible to compensate for the shortcomings in the case of using only one type of training.

The presented table 1 lists the disadvantages of both full-time and e-lear-ning. The paper describes some of the most popular basic models of blended learning: an inverted classroom, a change of work areas, an autonomous group, station rotation, extracurricular activities.

The author presents the advantages of blended learning, which combines the technologies of traditional classroom and e-learning, which provides an optimal ratio of teacher-student interaction.

Thanks to the use of this technique, optimal management of the educational process is accomplished and the saliency of the student increases, since they are responsible for the results of training and the choice of the method of academic work. The study considers the possibility of integrating the case study method into blended learning.

Keywords: blended learning, e-learning, inverted classroom, change of work areas, autonomous group, extracurricular activities, information technologies, case study

For citation: Bychkova, T.V. (2022), "Blended learning in the Russian", RSUH/RGGUBulletin. "Psychology. Pedagogics. Education"Series, no. 3, pp. 10-19, DOI: 10.28995/2073-6398-2022-3-10-19

Введение

Смешанное обучение является одним из приоритетных направлений в системе современного образования. По ряду причин оно получило значительное распространение как в общем, так и в высшем, среднем, дополнительном профессиональном и корпоративном обучении. Распространение смешанного обучения, с одной стороны, обусловлено введением различных запретов и ограничений, направленных на недопущение распространения коронавируса COVID-19 в учебных заведениях в течение

2020-2022 гг., а с другой - в связи с сокращением учебных часов на преподавание иностранного языка и развитием специальных информационных технологий [Чистобаева, Шардж 2017, с. 5].

Смешанное обучение предполагает наличие двух составляющих: традиционное аудиторное обучение сочетается с элементами электронного обучения, или e-learning. В работе «Справочник смешанного обучения» смешанное обучение идентифицируется как «система обучения, основанная на сочетании очного обучения (обучения лицом-к-лицу) и обучения компьютерными средствами» [Bonk 2005, р. 11]. У этой методики нет конкретного автора, так как она складывалась благодаря усилиям инициативных преподавателей совместить традиционное обучение с новаторскими технологиями.

Сопоставление преимуществ и недостатков очного и электронного обучения

В наши дни некоторые преподаватели совершенно необоснованно считают, что в недалеком будущем в области образования будет преобладать только электронное обучение. Их противники отстаивают традиционное аудиторное образование.

Методика смешанного обучения может примирить обе стороны в этом споре профессионалов, так как позволяет совмещать и чередовать фазы аудиторного и электронного обучения. Тем самым решаются задачи повышения персонализации и индивидуализации обучения, более того, применение видео- и аудиотехнологий, использование интерактивных элементов, Интернета, различных платформ и сервисов делает процесс получения знаний одновременно гибким и более доступным для всех категорий обучаемых.

При смешанном обучении наблюдается появление гибридных методов и реализуются принципы совмещения очных и заочных форм, самостоятельного и группового обучения, структурированного и неструктурированного образовательного процесса, активизируется роль обучаемого.

В таблице сопоставляются преимущества и недостатки двух типов обучения: очного и электронного [Чекалина и др. 2020, с. 9]. К недостаткам очного обучения можно дополнительно отнести более высокую стоимость и трудности совмещения учебы и работы, так как в текущей экономической ситуации многие студенты вынуждены работать, а одним из требований в высших учебных заведениях является обязательное посещение лекций и семинаров.

Таблица

Преимущества и недостатки очного и электронного обучения, или е-1еагш^

Очное обучение Электронное обучение (или е-1еагпш£)

(-) Ограниченное время обратной связи с преподавателем, невозможность интерактивного взаимодействия с печатными учебниками (+) Постоянное интерактивное взаимодействие и обратная связь

(+) Спонтанность реакции обучаемого, мгновенная реакция преподавателя (-) Заранее заложенные варианты ресурса (электронного), отложенная реакция тьютора

(-) Низкая степень индивидуализации. Одинаковая образовательная траектория (+) Повышение степени индивидуализации за счет разнообразия электронных ресурсов

(-) Ограниченное коммуникационное поле (взаимодействие только с группой одноклассников, сходной по возрасту и из одного географического региона) (+) Более широкое коммуникационное поле (взаимодействие через системы коммуникации)

(+) Возможность формирования непосредственных личных связей с глубоким эмоциональным взаимодействием (-) Опосредованное формирование личных связей (через компьютерную коммуникацию)

Значительным недостатком электронного обучения является зависимость качества получаемых знаний и результатов обучения от технической оснащенности рабочего места обучаемого. Хотя современные информационно-коммуникационные технологии позволяют студентам университетов получать знания online в любое время и в любом месте, немаловажное значение имеет доступность и качество связи в сети Интернет.

Несмотря на возможности сетевых ресурсов обеспечивать высокую интерактивность, а также постоянную связь и взаимодействие между обучаемыми и преподавателями в течение 24 часов все семь дней в неделю, ощущается недостаток общения между преподавателем и удаленной аудиторией. Обучаемые также испытывают дискомфорт из-за отсутствия социализации друг с другом в процессе обучения.

Существенную роль играет фактор времени, так как территория Российской Федерации имеет большую протяженность с запада на восток по нескольким часовым поясам.

Ранее проведенное анкетирование [Бычкова 2021] и практика 2021/22 учебного года продемонстрировали наличие противоречий между необходимостью реализации дистанционных образовательных технологий и «низкой эффективностью применения информационно-коммуникационных технологий в массовой образовательной практике» [Соколова и др. 2018, с. 5]. Определяются следующие проблемы:

- с одной стороны, в Российской Федерации наблюдается увеличение числа пользователей ПК в сети Интернет, с другой - выявлена низкая активность при использовании сетевых учебных технологий;

- ощущается недостаточная методическая подготовка преподавателей для расширенного системного использования on-line образовательных ресурсов в образовательном процессе;

- в высших учебных заведениях на территории Российской Федерации отсутствует единый нормативно-правовой подход и информационная и учебно-методическая база в отношении применения дистанционных учебных ресурсов;

- наличие недостаточных возможностей для осуществления контроля за участием обучаемых в образовательном процессе;

- в высших учебных заведениях на территории Российской федерации в недостаточной степени налажена координация по одновременному использованию on-line обучения, когда в общих эпидемиологических условиях разные ВУЗы осуществляют свою образовательную деятельность, даже в рамках одного региона или населенного пункта, в разных форматах предоставления образования: on-line и off-line.

Наиболее популярные базовые модели смешанного обучения

Известно более 40 моделей смешанного обучения [Соколова и др. 2018, с.10]. Рассмотрим несколько наиболее эффективных методов с точки зрения личного активного участия обучаемых, возможности индивидуального изучения, повторения уже пройденного материала с последующим переходом к изучению нового материала после эффективного контроля знаний для проверки усвоения пройденного [Чекалина и др. 2020, с. 34].

К базовым моделям смешанного обучения относятся: перевернутый класс, смена рабочих зон, автономная группа, внеуроч-

ная деятельность, ротация станций и другие [Чекалина, Туман-деева 2020, с. 24].

В модели «перевернутый класс» обучающиеся изучают новый материал либо дома, либо самостоятельно готовятся к его изучению в аудитории. На практических занятиях в аудитории преподаватель имеет возможность организовать разные виды учебной деятельности и использовать индивидуальные и групповые виды работы. Благодаря этой методике обучающиеся как высокого, так и среднего и низкого уровней работают в своем собственном темпе.

В модели «смена рабочих зон» все студенты одной группы делятся на несколько подгрупп или примерно пополам. Процесс обучения в подгруппах организован по идентичным технологиям. Осуществляется чередование использования on-line ресурсов и работы с преподавателем по традиционным технологиям.

В модели «автономная группа» обучение проходит с использованием разных образовательных технологий в зависимости от предпочтений обучаемых и результатов тестирования для определения уровня их подготовки.

В модели «внеурочная деятельность» обучение реализуется в аудитории в рамках одной группы. Эта модель особенно эффективна в случае ограниченного количества аудиторных занятий. Обучаемые в аудитории изучают и закрепляют новый материал под руководством преподавателя. Применяется одна и та же образовательная технология. Качество обучения повышается за счет дополнительной самостоятельной работы с on-line ресурсами.

Использование метода кейсов в смешанном обучении

В соответствии с современными стандартами обучения иностранному языку выпускник неязыкового факультета или вуза должен владеть компетенциями, которые бы обеспечивали ему профессиональное общение на иностранном языке, позволяли быстро и правильно принимать решения в соответствии с задачами коммуникативной ситуации. Эффективная организация учебного процесса по овладению навыками общения на иностранном языке на основе профессионально ориентированного подхода позволяет подготовить специалиста, востребованного на рынке труда.

Метод кейсов, или "case study", позволяет сформировать коммуникативную компетенцию обучаемых и может использовать-

ся в рамках смешанного обучения. Этот метод основан на анализе ситуаций, коррелирующих с конкретным направлением подготовки обучаемого в области юриспруденции, управления, экономики, менеджмента и т. д. К преимуществам данного метода относятся: творческая направленность заданий, наличие проблемных ситуаций, использование реального речевого материала, вариативность при принятии решений. Метод кейсов позволяет обучающимся соединить теорию с практикой при решении поставленной задачи, применить полученные знания в конфликтной ситуации, имитирующей реальные производственные условия.

Задача преподавателя - стать координатором в процессе создания деловой и в то же время творческой атмосферы, способствовать дальнейшему развитию профессиональных навыков студентов.

В качестве базового материала для использования метода кейсов в смешанном обучении подходит серия учебников "Market Leader" или аналогичных. В каждом тематическом разделе есть задание на "case study", которое можно принять за основу и варьировать в зависимости от метода смешанного обучения.

В случае модели «перевернутый класс» обучаемые получают задание самостоятельно изучить конкретный лексический материал из раздела учебника, выполнить конкретное задание. На практическом занятии традиционная работа под руководством преподавателя базируется на кейс-задании, предусматривающем обязательное использование нового знания.

Для метода «смена рабочих зон» группа обучаемых делится примерно пополам или на несколько подгрупп в зависимости от общей численности студентов. Первоначально происходит осмысление задания, которое дает преподаватель. Студентам сообщается информация о самой проблеме или конфликте, требующем решения с привлечением различных ресурсов, в том числе оп-Нм материалов. Обучаемые проводят подготовительную работу в группах, затем представляют преподавателю и однокурсникам результаты с обоснованием коллективного решения. В заключение подводятся итоги и выставляются баллы. В оценивании участвуют также сами обучающиеся.

Заключение

Несмотря на перечисленные недостатки и объективные трудности, педагоги-исследователи положительно оценивают сочетание технологий традиционного и электронного форматов в рамках смешанного обучения. Применение информационно-коммуникационных технологий совместно с классическим взаимодействием преподаватель-студент в разных соотношениях на всех этапах и при различных формах предоставления знаний дает оптимальные результаты и позволяет осуществлять эффективное управление образовательным процессом. Возможно решение задачи оптимизации процесса по приобретению знаний прежде всего со стороны студентов, так как ответственность за результаты обучения ложится на самого обучающегося, который самостоятельно выбирает способ работы, и его решение не зависит от мнения и желания преподавателя.

На современном этапе происходят изменения в развитии высшего образования в Российской Федерации, и как результат в Российском государственном гуманитарном университете наблюдается сокращение учебных часов на дисциплину «иностранный язык», что обусловливает необходимость активного поиска путей совершенствования форм и методов преподавания. На наш взгляд, интеграция электронного обучения в процесс традиционного взаимодействия преподаватель-студент представляется эффективным способом решения задачи интенсификации образовательного процесса. Использование рассмотренных форм смешанного обучения: перевернутый класс, смена рабочих зон, автономная группа, внеурочная деятельность, ротация станций - предусматривает активизацию роли самих обучающихся и предполагает использование современных методик на базе электронных ресурсов, в том числе метод кейсов.

Литература

Бычкова 2021 - Бычкова Т.В. Дистанционное обучение глазами студентов Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) // Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного образования: Материалы IV Междунар. науч.-практич. конф. 28-29 сентября 2020 г. г. Варна, Болгария. М.: РГГУ, 2021. С. 116-122.

Соколова и др. 2018 - Соколова Н.Ф., Жигульская И.В., Сендюков И.Н. Проектирование моделей смешанного традиционного и электронного обучения для введения в массовую практику образовательных организаций: Учеб.-метод. пособие. Волгоград: ВГАПО, 2018. 68 с.

Чекалина, Тумандеева 2020 - Чекалина Т.А., Тумандеева Т.В. Технологии создания электронных учебных курсов: Учеб.-метод. пособие. 2-е изд., пере-раб. и доп. Кемерово: КРИРПО, 2020. 84 с.

Чекалина и др. 2020 - Чекалина Т.А., Тумандеева Е.В., Куюмджи О.А. Разработка электронного учебного курса в контексте смешанного обучения: Учеб.-метод. пособие / Отв. ред. Е.В. Тумандеева. Кемерово: КРИРПО, 2020. 72 с.

Чистобаева, Шардж 2017 - Чистобаева А.В., Шардж З.М. Методика обучения английскому для специальных целей (ESP) в рамках реализации смешанного обучения бакалавров по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»: Учеб. пособие. Майкоп: Изд-во Магарин О.Г., 2017. 302 с.

Bonk 2005 - Bonk C.J., Graham C.R. The Handbook of Blended Learning Environments: Global Perspectives, Local Designs. San Francisco: John Wiley & Sons, Inc., 2006.

References

Bonk, C.J. and Graham, C.R. (eds.) (2006), The Handbook of Blended Learning Environments: Global Perspectives, Local Designs, John Wiley & Sons, Inc., San Francisco, CA, USA.

Bychkova, T.V. (2021), "Distance learning through the eyes of students of the Russian State University for the Humanities", Prepodavanie yazykov i kul'tur v paradigme gumanitarnogo obrazovaniya. Materialy IV Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. 28-29 sentyabrya 2020 g. g. Varna, Bulgariya [Teaching languages and cultures in the paradigm of humanitarian education: Materials of the IV International Scientific and Practical Conference on September 28-29, 2020, Varna, Bulgaria], RGGU, Moscow, Russia, pp. 116-122.

Chekalina, T.A. and Tumandeeva, T.V. (2020), Tekhnologii sozdaniya ehlektronnykh uchebnykh kursov: ucheb.-metod. posobie [Technologies for creating electronic training courses: textbook], KRIRPO, Kemerovo, Russia.

Chekalina, T.A., Tumandeeva, E.V. and Kuyumdzhi, O.A. (2020), Razrabotka ehlek-tronnogo uchebnogo kursa v kontekste smeshannogo obucheniya: ucheb.-metod.-posobie [Development of an e-learning course in the context of blended learning: study guide], KRIRPO, Kemerovo, Russia.

Chistobaeva, A.V. and Shardzh, Z. (2017), Metodika obucheniya angliiskomu dlya spet-sial'nykh tselei (ESP) v ramkakh realizatsii smeshannogo obucheniya bakalavrovpo napravleniyu podgotovki "Ehkspluatatsiya transportno-tekhnologicheskikh mashin i kompleksov", Uchebnoe posobie [Methods of teaching English for Special Purposes (ESP) as part of the implementation of blended learning for bachelors in the direction of training "Operation of transport and technological machines and complexes", a textbook], Magarin O.G., Majkop, Russia.

Sokolova, N.F., Zhigul'skaya, I.V. and Sendyukov, I.N. (2018), Proektirovanie modelei smeshannogo traditsionnogo i ehlektronnogo obucheniya dlya vvedeniya v mas-sovuyu praktiku obrazovatel'nykh organizatsii: uchebno-metodicheskoe posobie [Designing models of blended traditional and e-learning for introduction into mass practice of educational organizations: a teaching aid], VGAPO, Volgograd, Russia.

Информация об авторе

Татьяна В. Бычкова, кандидат филологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; Tatuana-3V@yandex.ru

Information abouy the author

Tat'yana V. Bychkova, Cand. of Sci. (Phylology), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; Tatuana-3V@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.